• Образцовый идол
  • Твоей молитвы мало



  • страница1/9
    Дата09.11.2018
    Размер0.69 Mb.

    Приключения в египетской пустыне


      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Протоиерей Константин Островский

    Приключения в египетской пустыне


    Притчи в кратких пьесах
    Сюжеты большинства притч заимствованы из «Пролога» и из «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова.

    ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ



    ОБ АВТОРЕ

    Протоиерей Константин Островский родился в Москве в 1951 г. Окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения и четыре года работал по специальности. В 1978 г. стал алтарником в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве, в 1987 г. принял священный сан. В 1992 г. окончил Московскую Духовную семинарию.

    В настоящее время – благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма г. Красногорска, член Московской епархиальной комиссии по канонизации святых, председатель Отдела по реставрации и строительству Московской епархии, преподаватель Коломенской православной духовной семинарии.

    Протоиерей Константин Островский – автор книг «Жития святых для детей», «Православное семейное чтение на каждый день», «Умереть нам не удастся», «Жизнь равна вечности», «Вечность – у дверей» и «Не угаси курящегося льна».



    Образцовый идол


    ВЕДУЩИЙ. Это произошло полторы тысячи лет назад. Шли по пустыне три монаха и с ними их духовный отец, авва.

    1-й МОНАХ. Жара.

    2-й МОНАХ. Да, солнце ещё высоко. От него нигде не спрячешься.

    3-й МОНАХ. Смотрите, я вижу какое-то строение!

    ПЕРВЫЕ ДВА МОНАХА. Где? Где?

    3-й МОНАХ. Вон там из-за холма виднеется крыша.

    2-й МОНАХ. Какая это крыша? Тебе просто привиделось!

    3-й МОНАХ. Да крыша, я точно говорю.

    1-й МОНАХ. Может, и крыша...

    2-й МОНАХ. Сами вы оба крыши!

    3-й МОНАХ. Как тебе не стыдно ругаться?

    1-й МОНАХ. Я не крыша.

    3-й МОНАХ. Вот сейчас нас догонит авва; мы его спросим, что делать.
    * * *
    АВВА. О чем вы, братия, спорите?

    2-й МОНАХ. Авва, брату показалось, что он видит крышу какого-то строения.

    3-й МОНАХ. Крыша и ещё раз крыша!

    1-й МОНАХ. Может быть, пойдём и посмотрим?

    АВВА. Конечно, надо посмотреть.

    1-й МОНАХ (остальным). Вот! Слышали, меня авва похвалил. (Сам себе.) Значит, и я чего-нибудь стою.

    АВВА. Перестаньте. Пойдёмте скорее.
    * * *
    ВЕДУЩИЙ. Только перед самым заходом солнца иноки достигли цели – перед ними был заброшенный языческий храм.

    1-й МОНАХ. Ну и ну...

    2-й МОНАХ. Так это ж, братья, идольское капище. Видите, и статуя стоит.

    3-й МОНАХ. Только оно давно запустело. Раньше-то здесь жили язычники.

    2-й МОНАХ. Откуда ты всё знаешь?

    3-й МОНАХ. Да уж я такой.

    1-й МОНАХ. Тише вы, авва идёт.

    АВВА. Заброшенное капище. Это как раз то, что нам нужно.

    3-й МОНАХ. Где-то здесь и вода неподалёку.

    2-й МОНАХ. Вода – ладно, главное – крыша над головой.

    АВВА. Знаете что, братия, смотрю я – нет у нас ни мира, ни терпения. Сделаем вот как. Проживём в этом капище один день с утра до вечера, но в полном молчании. И что бы я ни делал, вы мне ничего не говорите, а если захотите, спросите вечером.

    3-й МОНАХ. Прости нас, авва, сделаем, как ты благословляешь.

    1-й МОНАХ. Само собой.

    2-й МОНАХ. Прости нас, будем молчать.


    * * *
    ВЕДУЩИЙ (его речь иллюстрируется действиями). Утром, когда братия проснулись, они с удивлением увидели, что их авва бросает камнями в статую. «Авва, что ты делаешь?!» – хотели закричать братия, но сдержались, потому что обещали молчать до вечера. Полдня авва бросал камнями в статую, а от полудня до вечера кланялся ей и привечал её. «Наверное, наш авва лишился ума!» – хотели закричать братия, но сдержались, а когда наступил вечер, бросились к нему с вопросами.

    3-й МОНАХ. Для чего ты бросал камнями в статую, а потом кланялся ей?

    2-й МОНАХ. Разве ты стал теперь язычником, что поклоняешься идолам?

    1-й МОНАХ. Ты чего это, правда?

    АВВА. Послушайте меня. Всё это я делал не просто так, а для вашего исправления. Вспомните: когда я бросал камнями в статую, она обижалась на меня?

    2-й МОНАХ. Нет, не обижалась.

    АВВА. Или начала ругаться со мной, или мстить мне?

    3-й МОНАХ. Мы ничего такого не заметили.

    1-й МОНАХ. Я не видел.

    АВВА. А когда я кланялся статуе, принимала ли она похвалы?

    МОНАХИ. Нет, ничего не было.

    АВВА. Гордилась ли?

    МОНАХИ. Нет... Да стояла статуя как статуя.

    АВВА. Так вот, братия мои возлюбленные, если хотите, как эта статуя, не отвечать на оскорбления и не принимать тщеславно похвалы, то давайте жить здесь вместе, смиряться и молиться Богу, а если не хотите, то вот четыре двери в этом храме, разойдёмся каждый в свою сторону.

    3-й МОНАХ. Да... Спасибо тебе, авва, ты нас вразумил.

    2-й МОНАХ. Ну и ну, а мы-то подумали!

    1-й МОНАХ. Вот тебе и статуя! Образцовый идол!

    Твоей молитвы мало


    ВЕДУЩИЙ. В одном монастыре был святой игумен, любящий отец для своих монахов и очень милостивый к нищим. Он всегда молился Богу, чтобы вместе с братией монастыря войти в Царство Небесное. И вот однажды...

    ГОСТЬ (игумену). Благослови, отче.

    ИГУМЕН. Да благословит тебя Бог.

    ГОСТЬ. С наступающим праздником!

    ИГУМЕН. И тебя также, братец. Ты ведь, кажется, из соседнего монастыря?

    ГОСТЬ. Оттуда. Настоятель послал меня напомнить тебе, отче, и всей вашей братии, что ждёт вас на наш престольный праздник.

    ИГУМЕН. Придём, обязательно придём. Братия уже собирается. (Монахам.) Торопитесь, братья. Вы идите вперёд, а я закончу свои дела и поспешу вслед за вами.
    * * *
    ВЕДУЩИЙ. И монахи пошли в соседний монастырь на праздник.

    1-й МОНАХ. Что это там впереди?

    2-й МОНАХ. Кто-то лежит на дороге.

    3-й МОНАХ. Сейчас подойдём, разберёмся.

    Подходят к лежащему нищему.

    1-й МОНАХ. Что с тобою, брат?

    НИЩИЙ. Я шёл в монастырь на праздник, да вот разболелся и не могу сам идти дальше.

    2-й МОНАХ. Бедняга. И что же, никого с тобою не было?

    НИЩИЙ. Нет, я шёл один.

    3-й МОНАХ. Ты, должно быть, голоден?

    НИЩИЙ. Со вчерашнего дня я ничего не ел и не пил.

    2-й МОНАХ. Жалко, что с нами нет повозки, а то бы мы тебе помогли.

    1-й МОНАХ. Прости, мы торопимся на праздник.

    3-й МОНАХ. Желаю тебе всего хорошего, прощай.


    * * *
    ВЕДУЩИЙ. И братья поспешили в монастырь. Тем временем их духовный отец, закончив свои дела, последовал за ними и встретил на пути того же нищего. Расспросив его, игумен удивился.

    ИГУМЕН. Разве здесь недавно не проходили монахи?

    НИЩИЙ. Проходили, поговорили со мной и ушли, сказали, что у них нет повозки.

    ИГУМЕН. Не можешь ли ты, брат, идти с моей помощью?

    НИЩИЙ. Я даже и сидеть не могу.

    ИГУМЕН. Придётся мне нести тебя.

    НИЩИЙ. Отец, это невозможно, ведь ты уже стар. Лучше, когда дойдёшь до деревни, пошли за мною людей.

    ИГУМЕН. Нет, брат, давай-ка я возьму тебя на плечи, и с Божией помощью потихоньку доберёмся.

    ВЕДУЩИЙ. И старик игумен понёс нищего на своих плечах. Сперва он чувствовал большую тяжесть, но потом вдруг заметил, что ноша его становится всё легче и легче.

    ИГУМЕН. Что делается с братом? (Оборачивается.) Исчез!

    ВЕДУЩИЙ. И услышал игумен голос: «Ты молишься об учениках твоих, но твоей молитвы мало – пусть они и поступают, как ты. Бог – судия праведный, воздает каждому по делам его».

      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Приключения в египетской пустыне