Скачать 206.54 Kb.


Дата30.01.2018
Размер206.54 Kb.

Скачать 206.54 Kb.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани



Приобщение детей дошкольного возраста

к традиционной культуре Кубани

З.Г.Прасолова,

доцент кафедры развития ребенка младшего возраста

ГБОУ Краснодарского края

Краснодарского краевого института

дополнительного профессионального педагогического образования
Цель данного направления работы – создание у детей дошкольного возраста представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского казачества как средства нравственно – гражданского, социально-личностного воспитания, как способ познания об организации жизни народа в различных жизненных ситуациях, выражающихся в материальной, духовной формах.

Традиция (в переводе с латинского - передача) обозначает передачу сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т.д. от старшего поколения к младшему с целью сохранения во времени. В формировании кубанского казачества основную роль сыграли русский и украинский народы, в то же время сложившиеся традиции кубанского казачества имеют свои характерные особенности – это традиционные занятия, орудия труда, предметы быта, костюм, пища, обычаи и обряды, все виды народного творчества, язык, диалекты и говор.

Чем отличается традиционная народная культура от нетрадиционной? У традиционной народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась от старших к младшим. Традиционной народной культуре свойственны доброта, вера, взаимопомощь, сострадание, служение своему народу, Родине. А нетрадиционная культура, создателями которой являются писатели, поэты, композиторы, инженеры и т.п., имеет профессиональную основу, авторство, свой индивидуальный взгляд на жизнь.

В последние годы в системе дошкольного образования Кубани

активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре своего народа, работа по воспитанию любви к своей малой Родине –

Кубани. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего

края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима, так как духовные традиции содержат нравственную

опору, живительный источник человека.

«Чтобы вырастить лес, надо посадить молодые саженцы; чтобы оздоровить реки и пруды, надо расчистить маленькие родники и ключи, их питающие. Чтобы возродить народные традиции, надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребенок, с его чистой душой, девственным слухом и творческим мышлением может освоить традиционную культуру своего народа» (Г. Науменко).

Формировать базовую культуру ребенка, его личность надо начинать с дошкольного возраста, чтобы ребенок с детства понимал, что он является частью своего народа, что у каждого человека есть Родина, дорогие и близкие ему места, его родные люди.

Многообразный и оригинальный пласт музыкального народного творчества – это детский музыкальный фольклор. С первых месяцев жизни ребенок соприкасается с потешками, прибаутками, сказками, колыбельными песнями, играми. Через детский музыкальный фольклор ребенок познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком. Освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, пословиц, поговорок, загадок и других малых форм народного творчества.

Музыкальный фольклор Кубани – уникальное средство воспитания преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам, как средство воспитания духовности.

Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития у них образного мышления и воображения, самоутверждения, эмоциональной сферы, ценностного отношения к миру. Для полноценного воспитания ребенка необходим мир фольклора, в котором он гармонично живет с природой, с героями песен, игр, сказок, которые составляют естественную художественную почву. Малые жанры фольклора учат добру и чуткости, любви к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, всему, без чего человек жить не может. Народное искусство близко восприятию ребенка, понятно ему благодаря простоте, завершенности формы, обобщенности образа. Народное искусство несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу справедливости и добра, огромный духовный заряд, приобщает детей к духовной культуре своего народа. Говоря о влиянии народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей, дети учатся уважать человека, ценить его труд, его завоевания, бережно относиться к природе.

Народное искусство является средством терапевтического воздействия, так как дети получают удовольствие и эмоциональное положительное подкрепление своей успешной деятельности, яркость образов и красок вызывает хорошее настроение, колыбельные успокаивают, а юмор, шутка вызывает улыбку, смех.

Кто мы, откуда мы, где и в чем наши народные корни? Народная пословица гласит: «Кто старое помянет, тому глаз вон. Но, кто старое забудет, тот и вовсе может ослепнуть». Поэтому задача педагогов дошкольного образования создать условия для приобщения детей к традиционной культуре Кубани, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству.

Как приобщить детей к традициям, как учить петь традиционные песни, исполнять танцы, игры, доступные их исполнению? Для успешного преодоления трудностей, необходимо знание детского восприятия, мышления, возрастных особенностей детей, особенностей развития музыкальных и творческих способностей, знание условий успешного их развития.

Помня о воспитательном и образовательном значении фольклора, педагоги дошкольных учреждений тщательно должны отбирать музыкальный материал, произведения устного народного творчества, предметов декоративно-прикладного искусства, которые бы отвечали региональным особенностям, его богатству и разнообразию. Дети быстро усваивают и запоминают яркие, простые, образные произведения музыкального и устного народного творчества, если они даны детям на высоком художественном уровне, на положительных эмоциях. Постепенно дети начинают петь правильно, их движения становятся свободнее, ориентировка в пространстве смелее, речь чище и выразительнее. Педагоги используют народное творчество в общении с детьми, на занятиях музыкальной, изобразительной деятельности, развитию речи, самостоятельной художественной деятельности, праздниках и развлечениях, кружковой и индивидуальной работе. Таким образом, музыкальный фольклор органично входит в повседневную жизнь детей, становится неотъемлемой частью их жизни.

Приобщение детей к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей, поможет привить интерес и любовь к старинным напевам, играм, танцам.

Казачьи песни широко разошлись по свету и встречают восторженную оценку даже у иностранцев, не понимающих их слова. Успех исполнения кубанских песен создает не так содержание, как оригинальное звучание мелодии. Казаки «играют» песни на своих двух диалектах, из которых один близок к речи русской, другой – к украинской. Казаки позаимствовали от украинцев многие черты украинского языка, но по тематике, по динамике, по способам исполнения песни наших кубанских казаков во многом отличаются от украинских. Прежде всего песни отличаются строением мелодии, преобладанием восточной пятитоновой гаммы, открытой манерой исполнения. Казаков привлекала возможность «собраться вместе» по случаю покупки какой – то вещи и «играть песни».

В окружающем детей мире, общаясь с взрослыми, дети слышат в речи и особенно в песнях взрослых непонятные слова, «кубанский говор». Не понимая смысла слов, им становится смешно от такого необычного произношения. Говоря об особенностях казачьего воспитания, нужно отметить, что ребенок пребывает в эстетической и этической среде, созданной взрослыми, и язык сам по себе был уже формой воспитания, способом преемственности поколений, мощным хранителем традиций. Для того, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители могли пояснить детям дошкольного возраста, что так говорят казаки на своем кубанском диалекте, предлагается казачий словарь, в котором кубанский диалект переводится на русский язык и поясняется смысл каждого слова.



Казачий словарь

для самообразования педагогов и использования

в работе с детьми дошкольного возраста
Назначение:

-сохранить для потомства все богатство языка, для всех, кто интересуется историей казачьего народа и приобщает к истории детей;



- раскрыть значение слов кубанского диалекта, расширить словарный запас слов, воспитать у детей интерес к языку кубанского народа – эти задачи стоят перед педагогом на современной ступени развития общества. Отдельные слова могут служить вехами к путешествию в далекую древность.

Абы - как - кое-как, небрежно

Ажина - растение ежевика

Айда – приглашение к действию, пошли

Антирес – интерес, прибыль

Анчутка – грязный ребенок

Аркан – веревка, свитая из конских волос с петлей- удавкой на конце

Артачиться – упрямиться, упираться

Аскаляться – улыбаться, смеяться

Атава – трава на сенокосном лугу, отросшая после первого покоса

Атаман – звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах

Атаманово слово – разрешение

Аяк же – а как же, конечно

Баба, бабаня – бабушка

Бабай – старый колдун, им запугивают детей

Багатица – костер

Баглай- лентяй, лежебока

Баз – двор, огороженный загон для скота у Черноморских казаков

Байбак – степной зверек, сурок

Баклага – фляга для воды: круглая и плоская, металлическая или керамическая

Бакша, баштан – огород в поле, чаще всего, из арбузов, дынь и кабаков

Баламутить – сбивать с толку

Балахон – домашнее платье казачки

Балабайка – балалайка

Балакать – говорить на кубанском диалекте

Бандура – старинный струнный казачий музыкальный щипковый инструмент

Банить – мыть, стирать

Баниться – мыться, купаться

Бастка – женская кофта, стянутая в талии резинкой

Батяня, батяшка – отец, батюшка

Бахтовый – бархатный

Бачить – смотреть, видеть

Башлык – накидка на голову, казачья одежда

Баять – разговаривать, рассказывать

Бекирка – черкеска на меху

Бельтюки – глаза

Бешмет – легкая верхняя одежда казаков

Биля – рядом, около, возле

Бирюк – волк

Ботало – старинный музыкальный шумовой инструмент

Брыль – широкополая соломенная шляпа

Брынькать - бренчать

Буде – «буде поедем на лиман, так рыбы привезем»

Букан – шалаш из камыша, камышовый навес

Бурка – войлочный мохнатый плащ, широко распространенный на Кавказе и у казаков

Бурсаки – сухие лепешки

Вава, вавка - болячка у детей

Ведать – понимать, знать

Ведьмедь – медведь

Великатный – вежливый, хорошо воспитанный

Вилок – качан капусты

Ворощать – вернуть, возвратить

Вприщур – пристально

Враз – тот час, сейчас же

Вутка - утка

Вязы – основание головы при соединении с шеей

Газыри – патроны в гнездах карманчиках, нашитых рядами на груди черкески

Гладыш – куриное яйцо

Глухарь – деревянный бубенчик большого размера, вешается на шеи коров

Гнус – болотная мошкара

Грамотка – письмо, записка

Гулюшка – голубь

Гурт – стадо крупного рогатого скота

Дерюжка – покрывало из грубой конопляной ткани

Джигит – ловкий наездник

Джигитовка – особые гимнастические приемы на скачущей лошади: езда стоя, перелеты на обе стороны, подхватывание вещей с земли, пролезание на скаку под брюхом лошади

Дите – ребенок

Долонь – ладонь руки

Дразнилки – шуточные песни, насмешливые прибаутки и прозвища

Друзек – друг, приятель

Дрям – сухой хворост

Ентот – тот, этот

Жалиться – жаловаться

Жалковать – жалеть, сочувствовать

Жердьола – абрикосовое дерево и плоды с него

Жито – хлебный злак, рожь

Завеска – фартук, передник

Зазря – напрасно

Зазуля – рыба

Закутать дверь – закрыть дверь

Заместо – вместо

Зарас – сейчас, сию минуту

Зась – замолчи, перестань!

Зачать, зачинаться – начать, начаться

Знамя – шелковое полотнище с изображением государственных эмблем

Играть песни – петь песни

Искусить – попробовать, откусить

Исть – есть, кушать

Кабак – растение семейства тыквенных, по - русски – тыква

Казачек – казачий национальный танец со сложными, подчас акробатическими фигурами

Каныш – сладкий пирог с творогом или арбузным медом

Караул – стража, сторожевой отряд

Карябать – царапать

Касатка – ласточка

Катламки – слоеные лепешки

Кваки – жабы

Кизяк – утоптанная смесь из соломы и перепрелого навоза домашних животных

Кичка – старинный головной убор казачек

Кликать - звать

Клюшка – трость

Коло – круг

Колпак – старинный головной убор казачки с красной кисточкой

Колун – тыква

Комелек – часть хлебной печи, куда выгребается зола

Корчага – большой глиняный сосуд с двумя маленькими ушками под венцом

Кочет – петух

Кров – крыша

Крол – крот

Кромочка – ласковое обращение, «единственный», «самый близкий»

Круглян – пирог с начинкой

Кузенок – поросенок

Кулага – лапша с сушеными вишнями

Кумочки – игра в прятки

Кундюбенький – маленький, невзрачный

Курага – сушеные жерделы (абрикосы)

Курагод – хоровод

Курень – кольцо, хата из камышей

Кутенок – щенок

Лазорик – род тюльпанов, растущих на целинных землях

Лахудра – женщина неопрятная физически и духовно

Левада – низина при конце казачьих дворовых участков за садами и огородами

Лестно – славно, приятно

Лиман – болотистые озера около большой реки

Лопушатник – зеленый мох на соломенных крышах или заросли лопуха в речной пойме

Лунка – небольшая ямка, выкопанная в земле

Майдан – широкая площадь в центре поселения, где расположен храм, рынок и местное правление

Марафеты – сладости кустарного производства в виде витых сахарных палочек

Марь – темная туча

Мельтешиться – мерещиться, копошиться

Молить – просить

Мониста – ожерелье из золотых и серебряных монет

Муренький – пестрый

Муторно – тоскливо, не по себе

Навес – у коня хвост и грива

Нагайка – короткая, твердая плеть для наказания коня

Наговицы – кожаные чулки у кавказских казаков

Надась – на днях

Наигрыши – в казачьей песне упражнение для голоса запевалы короткой музыкальной фразой, состоящей из затейливых переливов

Накочетился – нарядился

Налюбка – на выбор

Наприклад – к примеру, например

Напутлять – наделать ошибок, напутать

Наспроти – наперекор, напротив

Настырный – назойливый, надоедливый

Нахилиться – нагнуться

Нашла дите – родила ребенка

Не боись – будь смелым

Неважнецкий – плохой

Непорожний – нагруженный

Непутевый – зловещий, недобрый

Нехай – пусть будет

Николи – никогда

Ноня – сегодня

Няня – старшая сестра

Ожерелок – воротник рубахи

Осеньей – осенью

Оскаляться – смеяться, широко улыбаться

Отара – стадо овец

Отчинять – отворять

Охлониться – успокоиться, остыть, придти в себя

Пай – земельный надел, выделенный казаку по достижении им шестнадцатилетнего возраста

Панева – полоса плотной материи, служившая казачкам в качестве юбки

Папаха – барашковая шапка с суконным верхом

Пасись – берегись

Пелюшки – пеленки младенца

Перст – палец

Перхиляться – изогнуться, наклониться, перегибаться

Песик - висок

Песни - народное творчество, зародившееся в самой глубокой древности

Пестаться – нянчиться

Петел – петух

Пеши, пешки – пешком

Пластуны – казачьи пешие воины

Подголосы – музыкальная партия при хоровом исполнении казачьей песни

Подженишник – старший шафер на свадьбе

Подсобить – прийти с помощью

Покелева, покель – до тех пор пока

Покликать – позвать

Полати – чердак

Поликовать – торжествовать, радоваться

Полозить – ползать

Порожки – ступеньки

Посля – после

Право слово – верно, верное слово, честное слово

Праздники – нерабочие дни, посвященные памяти какого-либо знаменательного события

Предмер – пример, образец

Претвориться – превратиться

Прибег – прибежал

Прикидываться – притворяться

Присоветовать – подать совет

Присугласить – пригласить

Притворы – оконные ставни

Пущай – пусть будет

Пырнуть – уколоть, ударить острием

Рази – разве

Расстебывать – расстегивать

Расхлебенить – отворить настежь

Рели – качели

Родимцы – родственники

Ружо – ружье

Рундук – закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками

Рыбалить – ловить рыбу сетью

Рылешник – народный певец, исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на лире или рыле

Садовина – фруктовое дерево

Саман – крупный сырцовый кирпич из глины, смешанной с мелкой соломой и небольшим количеством навоза для стен жилых домов

Сапетка – круглая корзинка с двумя ручками

Светок лазоревый – тюльпан

Светы – цветы

Серники – спички

Сигали – саранча, кузнечики

Сигать – прыгать, подскакивать

Скло – стекло

Скляница – бутылка, пузырек

Скопец – ястреб

Скрозь – повсюду

Смухлевать – сжульничать

Снедь – пища, еда, продукты

Спочив – сон, отдых

Спылу – очень горячий, прямо с огня

Сроду – всегда

Сроду не – никогда

Станица – казачье поселение с установленными границами

Створка – оконная форточка

Степ – ровное, широкое непаханое поле

Стерня – остатки при земле стеблей хлебов или трав после жатвы и покоса

Стойло – место у воды, где вовремя дня скот отдыхает на пастбище

Сугрев – место на самом солнцепеке, где солнце особенно пригревает

Сустрел – встретил, повстречался

Схилиться - согнуться, нагнуться

Счинаться - пробовать, пытаться

Табун – конское стадо

Талалаешник – болтун, пустомеля

Талалаять – рассказывать небылицы

Талдычить – упорно повторять одно и тоже

Таркич – головной платок девушек

Телешиться – раздеваться

Теплушка – короткий ватный бешмет со стоячим воротником, с застежками на крючках, спинка обрезная и книзу по бокам собрана в складки по 2-3 шт.

Тета, тетаня – обращение к тетке

Тикать – убегать

Тилипаться – болтаться

Токмо – только

Толока – отдыхающее от посевов черноземное поле

Торба – в походе кормушка из брезента в форме мешка с овсом для коня

Трошки – немного, мало

Трухменка – высокая барашковая шапка

Тузлук – насыщенный солью рассол, в котором сохраняется рыба

Тулунбаш – род бубна без закрытого кузова, кожа натянута на металлический обруч с подвешенными на нем бубенчиками

Тумак – удлиненный верх казачьей шапки, падающий клином на бок; внутри клина стальной каркас, который защищал голову от ударов шашкой. Отсюда выражение «надавать тумаков»- побить шапкой

Турлучная постройка – стены из шестов, вкопанных в землю, переплетенных лозой или хворостом и обмазанных глиной

Турсучить – трясти, вытрясать

Турчелка – сверчок

Тутошний – здешний, местный

Тын – плетеная изгородь из лозы

Тютина – шелковичное дерево и его плоды

Увежливый – скромный, почтительный, вежливый

Удолье – низменность, пойма реки

Ужотко – потом, после того как

Узрить – увидеть

Узы его – грызи, кусай! Так натравливают собак

Упущать – впускать

Урекать – попрекать

Урема – влажная низменность в пойме реки, обычно поросшая камышом

Усынок – речная коса, длинный песчаный нанос вдоль берега реки

Утиральник – полотенце

Утира – носовой платок

Учинить – выполнить, завершить, сделать

Ушлый – сметливый, догадливый

Ушник – густая лапша на жирной ухе, «янтарная лапша»

Флаг – национальный символ, флаг Кубанского края- сине-малиново-зеленые горизонтальные полосы, расположенные сверху вниз

Хабур – багаж, дорожные вещи

Хаить – осуждать человека

Халабута – шалаш

Халявки – нижняя часть шаровар, штанины

Хапа – лекарство

Харунка – знамя

Хворость – болезнь; отсюда хворый – больной

Хитнуться – пошатнуться

Худоба – рогатый скот

Худой – дырявый, изношенный

Хутор – казачье поселение на отдаленных окраинах станицы

Цап – козел

Цыбарка – ведро

Цыц – замолчи, утихни

Чадо, дадунюшко – дитя, деточка

Чаять – надеяться, ожидать

Чеботарь – сапожник

Чебрец, чобор – душистая трава с лиловыми цветами

Чевяки – низкая кожаная обувь без твердого задника, надевают на кожаные чулки

Чедыги – сапоги остроносые на высоком каблуке

Челба – большая разливная ложка

Чепуриться – прихорашиваться, наряжаться

Черкеска – верхняя одежда в которой правая пола запахивается поверх левой, утверждена в качестве полковой формы для кавказских казаков.

Черленый – алый, красный

Чивойта – что такое, что то

Чикилики – у казачек женские височные подвески в форме прямоугольных сеточек с жемчугом

Чинак – большая миска

Чинить- исполнять, совершать

Чирики – низкая обувь с твердой подошвой

Чихирь – молодое вино незаконченного брожения мутноватое и мало хмельное

Чувал – брезентовый мешок на 80 кг зерна

Чувяк – мягкий шитый башмак

Чудить – острить, вызывать смех словами или действиями

Чудок – немного, мало, чуть-чуть

Чулан – сени, коридор без окон

Чурбак – кусок дерева

Шапка – головной убор казачек, низкая «кубанка» с плоским верхом

Шастать – бегать без особой нужды и появляться то тут, то там

Шелохтать – щекотать

Шербошить – волноваться, возбужденно выкрикивать

Шипшина – дикая роза, шиповник

Ширинка – носовой платок

Шлендать - слоняться без дела

Шлычка – женский головной убор, низкая цилиндрическая шапочка под платком

Шлях – широкая степная дорога

Шматок – кусок

Шукать – искать

Шумнуть – крикнуть, позвать

Энта, энтот – та, тот там вдали

Ядреный – крупный

Ясти – есть, кушать
Надеемся, что данные рекомендации помогут вам в работе с детьми по приобщению к традиционной культуре Кубани средствами музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства, будут способствовать развитию творческой личности ребенка, познанию им культуры своего народа.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани

Скачать 206.54 Kb.