• «Областной центр дополнительного образования детей» Материалы областных педагогических чтений по теме «Приобщение детей к традиционной
  • Реализация концепции этнокультурного образования в ОО ДОД Кемеровской области Афанасьева Ирина Владимировна
  • Подходы к воспитанию школьников в современных условиях Семенова Ирина Андреевна



  • страница1/3
    Дата14.08.2017
    Размер0.73 Mb.
    ТипСборник

    «Приобщение детей к традиционной народной культуре в системе дополнительного образования детей»


      1   2   3

    Департамент образования и науки Кемеровской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Кемеровской области

    «Областной центр дополнительного образования детей»

    Материалы областных

    педагогических чтений по теме

    «Приобщение детей к традиционной

    народной культуре в системе

    дополнительного образования детей»


    Кемерово

    2015

    Редактор: кандидат культурологии, доцент И.В. Афанасьева


    Материалы областных педагогических чтений по теме:

    «Приобщение детей к традиционной народной культуре в системе дополнительного образования детей»

    Кемерово, 2015 - 75 с.

    Рекомендовано методическим Советом ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей» от 12 мая 2015 года, протокол № 65

    Сборник предназначен для руководителей организаций дополнительного образования детей, педагогических работников ОО ДОД.

    Представленные материалы знакомят с формами и средствами реализации этнокультурного образования в дополнительном образовании детей.



    СОДЕРЖАНИЕ

    Афанасьева И.В. Реализация концепции этнокультурного образования в ОО ДОД Кемеровской области…………….

    4


    Семенова И.А. Подходы к воспитанию школьников в

    современных условиях………………………………………….


    12


    Сечина И.А. Воспитание детей на основе традиций русского народа……………………………………………………………

    16


    Анникова С., Иванова И.М. Творческое развитие детей дошкольного возраста посредством изучения русской народной сказки на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности…………………………………………

    23


    Чекалдина И.М. Формы работы по приобщению детей к культурному наследию русских в дополнительном образовании……………………………………………………………..

    30


    Пашкевич П. А. Влияние музыкального фольклорного театра

    на патриотическое воспитание детей………………………….


    33


    Марушкевич Е. Ф. Проект славянский клуб «Истоки русской души»…………………………………………………………….

    39


    Первакова Е. Н. Реализация открытой образовательной программы «Мой край» из опыта работы этнокультурного центра «Шор Черим»……………………………………………….

    44


    Ахметова Л. В. Приобщение детей к традиционной народной культуре в театральной студии………………………….

    48


    Медведева Л. В. Национально-региональный компонент в формировании культуры учащихся………………………….

    57


    Мусатова Г. В. Приобщение детей к основам национальной русской культуры через ознакомление с традиционными русскими оберегами……………………………………………

    63


    Целюк С.Н. Профильная смена «Школа народной культуры» - пространство для формирования личности ребенка…...

    69








    Реализация концепции этнокультурного образования

    в ОО ДОД Кемеровской области
    Афанасьева Ирина Владимировна,

    Государственное автономное образовательное

    учреждение дополнительного образования детей Кемеровской области «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кемерово
    Этнокультурная идентичность наиболее эффективно достигается через систему образования. Образованный человек причастен к исторической и культурной традиции, ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам, понимание и принятие иной культуры.

    Состояние этнокультурной идентичности личности складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Сложность современной социокультурной ситуации состоит в том, что функционирование национальной культуры вступает в противоречие с реалиями жизни, обусловленными наличием сложных связей между отдельными этническими группами, общностью и различием исторических судеб, ценностных ориентаций. В данной ситуации актуализируется роль этнокультурного образования направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

    Необходимой предпосылкой становления системы этнокультурного образования является создание этнокультурного образовательного пространства. Рассмотрим возможности дополнительного образования детей как одной из составляющей образования, сложившегося в современном российском обществе.

    В плане организации образовательного процесса дополнительное образование детей – социокультурная технология, интегрирующая педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующая индивидуальные способности освоения социокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной конкретной деятельности, поведении, общении. Особенностью организации процесса дополнительного образования детей является то, что он развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности детьми своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей значительно ускоряют и облегчают адаптацию детей к различным видам деятельности.

    Главная цель деятельности учреждений дополнительного образования детей – помощь растущему человеку в образовании, духовном и интеллектуальном развитии, содействие социализации и жизненному самоопределению в процессе многообразной творческой деятельности, основанной на общении, изучении истории и культурных ценностей своего Отечества, практическом участии в сохранении народных ремесел, обычаев, традиций.

    Спецификой их деятельности является приобщение обучающихся к национальной культуре, формирование этнического самосознания, формирование национальных ценностных ориентаций субъектов, обеспечение освоения культуры во всем национальном многообразии, что способствует освоению культурных норм и культурному самоопределению обучающихся.

    Соединение разнообразных творческих видов деятельности в условиях чрезвычайной плотности, интенсивности работы дает совершенно новое качественное образование. Возникает особая атмосфера, основные черты которой – психологический комфорт для каждого, высокий уровень удовлетворенности общением, эмоциональный творческий подъем.

    Образовательные учреждения дополнительного образования детей (ОУ ДОД) Кемеровской области в своей целенаправленной деятельности ориентированы на выявление этнокультурных потребностей детей, разрабатывают и реализуют дополнительные образовательные программы с учетом особенностей этнического состава населения области. При этом региональная культура Кузбасса рассматривается как форма существования общенациональной культуры в определенных историко-географических координатах. Основной задачей этнокультурного образования в ОУ ДОД является воспитание поликультурной личности. Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Знание собственной культуры для него – это фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими – основание для духовного обогащения и развития. При этом важно и другое, имеется ли у конкретного ребенка потребность в освоении своей национальной культуры и желание идентифицировать себя со своим народом.

    Анализ статистических данных характеризующих деятельность многопрофильных ОУ ДОД Кемеровской области по художественно-эстетической направленности за 2008-2013 годы позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности социально востребован в 73 учреждениях дополнительного образования детей. На сегодняшний день в ОУ ДОД занимается – 181 297 чел. в возрасте от 6 до 18 лет. Из них в художественно-эстетической направленности занято – 56 812 чел. (31, 33 % от общего числа обучающихся), а в культурологической направленности – 5 097 чел. (2, 81 %).

    В различных творческих объединениях художественно-эстетической направленности реализуется 1 140 дополнительных образовательных программ. Основной задачей художественно - эстетической направленности является создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях искусства. Предметом деятельности является художественно-творческое развитие, то есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства: вокальном, хореографическом, фольклорном, театральном, декоративно-прикладном и активное сотворчество воспитанников и педагогов.

    Творческие объединения художественно-эстетической направленности имеют стабильный состав, дети занимаются в них, как правило, несколько лет, руководители этих коллективов – педагоги-профессионалы. Это дает возможность организовать участие детей в том или ином виде культурной деятельности как на уровне обучения навыкам, так и на уровне исполнительства.

    В настоящее время в ОУ ДОД области активно развивается культурологическая направленность деятельности, в которой реализуется 79 дополнительных образовательных программ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле, систему духовных ценностей, хранимых Россией столетиями. Народная культура интересна детям, так как воплощена в формах, доступных для восприятия детей: в играх, песнях, сказках, загадках, костюмированных представлениях и др. Включаясь в сферу народной культуры, ребенок может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. В свою очередь включение детей в сферу духовности решает различные воспитательные цели и задачи.

    В учреждениях дополнительного образования детей заметно усилился интерес к различным формам предъявления результатов образовательной деятельности: фестивалям, конкурсам, олимпиадам, выставкам, соревнованиям. Художественный конкурс дает импульс творческому росту, позволяет формировать сценическую и выставочную культуру, предоставляет возможность сотрудничества между учреждениями дополнительного образования. Конкурсное общение – это механизм, посредством которого осуществляется культурно-просветительное воздействие на личность конкурсанта.

    Более десяти лет в Кемеровской области реализуется культурно-образовательный проект «Юные звезды Кузбасса», в рамках которого проводятся конкурсы по номинациям: моделирование одежды, академическое пение, театр, вокал, народное творчество, хореография, выставка декоративно-прикладного искусства и др.

    Активное сотворчество воспитанников и педагогов в разнообразной творческой деятельности способствует достижению высоких результатов различного уровня. Количество детских творческих коллективов, имеющих звание «Образцовый детский коллектив» стабильно – 57 коллективов. Многие коллективы неоднократно подтверждали это почётное звание, среди них: 14 хореографических коллективов; фольклорных – 6; театров моды – 12; хоровых студий – 1; вокально-эстрадных – 8; изобразительного и прикладного творчества – 7; театральных и цирковых – 5; литературного творчества – 1; кино и видео творчества – 1.

    Ежегодно на протяжении 5 лет сотрудники ГАОУ ДОД КО «Областной центр дополнительного образования детей» организуют и проводят Областная профильную смену «Школа народной культуры», которая ориентирована комплексное изучение детьми традиционной культуры и презентации ее образцов. Такой подход отвечает требованиям современности и позволяет ребенку ощутить себя частью народной культуры. Самостоятельный мотивированный выбор деятельности значительно усиливает познавательный интерес и активность, а поддержка творческих устремлений воспитанников со стороны руководителя способствует формированию уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру. В период проведения профильной смены создается специально организованная культурная среда насыщенная эталонными образцами, воплощенными в художественных образах, происходит культивирование норм и ценностей. В результате активного взаимодействия всех участников происходит усвоение эстетических ценностей, моделей поведения и приобретается реальный социокультурный опыт.

    Сравнительный анализ проведения массовых мероприятий в территориях области показывает, что значительно выросло их количество и видовое разнообразие. В соответствии с календарными планами за последний учебный год проведено около 5600 массовых мероприятий различного характера, в которых приняло участие более 250 000 человек, значительное место среди них занимают мероприятия связанные с народным календарем русского и других коренных народов Кузбасса.

    Знание истории народов, населявших область, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы и века. Религия - неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

    Разнообразие деятельности, диалоговые и групповые формы взаимодействия участников, атмосфера творческого поиска – все это ресурс этнокультурного образования личности. Важно то, что все полученные знания воплощаются в практике художественного творчества, в игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и т.д. Что позволяет ребенку ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

    Таким образом, этнокультурное пространство есть, с одной стороны, необходимое условие для этнокультурного образования, с другой - отдельные его элементы воспроизводят этнокультурное образование. Любовь к своему народу гармонически должна сочетаться с любовью к земле, на которой живет этот народ. Центральная задача этнокультурного образования в этой части, чтобы дети испытывали законную гордость, называя себя «сибиряками», «кузбассовцами».

    Анализируя сложившеюся практику в деятельности ОУ ДОД, можно сделать вывод, что активизации этнокультурного образования способствует создание ряда условий.


    • Самоопределение, выбор собственной позиции, целей и средств художественной деятельности.

    • Введение субъекта в культуру базируется, в основном, не на трансляции информации, а на предоставлении возможностей практически взаимодействовать с выбранной областью искусства. (Знание этнографии, фольклора не сравнится с тем, что конкурсант ощущает, надевая народный костюм, который сделал самостоятельно. При этом он узнал о его истории, о смысле ситуаций, которые связаны с изготовлением данного костюма, о его роли в том образе жизни, который вели люди, носившие подобную одежду и о том, что называют народной культурой).

    • Художественная деятельность реализуется в атмосфере доброжелательности и сотрудничества единомышленников, увлеченных единым делом, в условиях душевного комфорта и общения, заинтересованных друг в друге людей, это снимает различные барьеры в освоении культуры.

    Активная роль образовательной среды заключается в том, чтобы способствовать самораскрытию человека, «вытягивать» его потенциальные возможности на уровень актуализированных способностей, которые являются основой активного профессионального и личностного саморазвития.
    Литература

    1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.

    2. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. –168 с.

    Подходы к воспитанию школьников

    в современных условиях
    Семенова Ирина Андреевна, методист,

    Государственное автономное образовательное

    учреждение дополнительного образования детей Кемеровской области «Областной центр дополнительного образования детей» г. Кемерово
    Проблемы воспитания привлекают внимание педагогическое сообщество во все времена. С изменением общества меняются и подходы к воспитанию школьников: появляются новые направления и обновляется содержание работы, моделируются различные формы организации детей. Неизменным остается одно – личность ребенка с его интересами и индивидуальными особенностями. В настоящее время актуальным становится вопрос: как научиться взрослым, жить комфортно вместе с детьми, и дать им воспитание достойное гражданина общества.

    Многие педагоги, особенно молодые специалисты, не знают, как правильно организовать работу с детьми и делают ряд ошибок: либо пытаются объять необъятное - стремление как можно больше провести мероприятий, либо наоборот – отстраниться от этой «непонятной» работы. Но в том и другом случае результат воспитания не получается эффективным. Для того, чтобы наладить процесс воспитания в детском коллективе, педагогу необходимо приложить максимум усилий, прежде всего, в понимании самого вопроса воспитания. Для этого можно следовать определенному алгоритму.

    Внимательное изучение, именно изучение, трудов известных педагогов Т.С. Шацкого, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, И.Д. Демаковой, И.П. Иванова, С. Соловейчика, Н.Е. Щурковой (список можно продолжить) может подсказать ответы на многие вопросы. Нужно только этого захотеть, и внимательно, с карандашом в руке, читать, выписывать мысли, вновь возвращаться к прочитанному. Осмысление педагогического наследия приобретет современную трактовку. Постепенно начнется понимание сущности вопросов воспитания, анализ своей деятельности.

    Постоянное знакомство с нормативно-правовыми документами процесса воспитания - еще одна составляющая профессионального роста педагогических работников. Документы определяют стратегию планирования и действий. Это можно рассматривать как государственный заказ на воспитание. За последнее десятилетие, вопросы воспитания отражены во многих государственных документах (Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.04.2014) «Об образовании в РФ»; Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 г. № 295 и др.). Немаловажное значение имеют локальные документы, определяющие направления деятельности, традиции образовательной организации, детских коллективов.

    Опыт работы коллег «по цеху» всегда интересен и ценен, так как в нем отражаются нюансы, что особенно привлекает в педагогической деятельности, а в процессе воспитания тем более. Знакомство с практикой работы можно начать как в реальном, так и в виртуальном режиме. Посещение мероприятий, мастер-классов, участие в различных семинарах, тренингах, творческих мастерских позволят получить практические навыки и положительный эмоциональный заряд для сотворчества с детьми. Многие педагоги сейчас открывают собственные блоги. Это не просто веяние времени. У педагогов есть потребность в профессиональном общении по воспитательной деятельности. Не нужно в них видеть конкурентов, надо подружиться с ними и можно получить массу практических советов.

    Эффективность воспитательной деятельности во многом зависит от потенциала самого педагога, который служит залогом его продуктивности. Выстраивая модель взаимодействия с детьми, найдите ответы на вопросы: что делать (каково содержание), как делать (какую методику использую), зачем делать (что это даст ребенку)? Часто педагог использует те формы и методы, которые уже отработаны, это помогает ему избегать дополнительных рисков в работе. Введение в практику новых интересных форм подталкивает и педагогов и детей на совместный творческий поиск. Разнообразие творческих дел (фестиваль, турнир, дискуссия, коллективные просмотры фильмов и т. д.) активизирует процесс познания детей, помогает им выстраивать социальные отношения и занять определенное место среди сверстников, заслужить авторитет, осознать собственные действия. В процессе воспитания немаловажное значение имеет организация детского самоуправления. Разработка единых правил и следование им, наделение детей полномочиями и принятие детьми ответственности за выполненную работу, все это обеспечивает успех педагогу-воспитателю. Повседневное общение с детьми, на первый взгляд, простая, но вместе с тем, очень трудная задача. Пусть это станет каждодневной традицией. Проговаривание событий (больших и малых), обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов дает возможность детям сверить свои позиции, выразить несогласие, проанализировать свои поступки. Все это побуждает ребенка к большой внутренней работе по выбору жизненных ценностей, убеждений, приоритетов.

    В воспитательной деятельности всегда есть простор для поиска педагогического творчества не на уровне одного вида деятельности, а на уровне интеграции, что способствует более эффективному воспитанию за счет повышения интереса и мотивации учащихся. Детская пытливость «заставляет» педагогов-воспитателей объединяться в рамках мероприятий, методических объединений, педагогических сообществ. Воспитание детей в одиночку – не тот путь, по которому нужно идти педагогу. Наоборот, коллективная работа с использованием различных средств, привлечением родителей, включенностью в социальные проекты приводит к системообразующей деятельности значимой и престижной для всех участников воспитательного процесса.

    Воспитание школьников в современных условиях – значимая часть профессиональной деятельности педагогических работников. Организация естественного, закономерного и упорядоченного воспитательного процесса, конечно же, принесет свои плоды. Способность детей делать самостоятельный выбор, отвечать за свои поступки, быть неравнодушным к окружающему миру – результат труда и достойная «награда» педагога-воспитателя.



    Литература

    1. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях: подходы, смыслы, результаты // Методист. 2014. № 1. С.2-7;

    2. Морозова Е.А. Теория и практика этического образования учащихся подросткового возраста на основе поликультурного подхода // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2014. № 1. С. 3-27. № 2. С. 3-25;

    3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды (часть II) / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М., ООО «Новое образование», 2014. – 120 с


      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Приобщение детей к традиционной народной культуре в системе дополнительного образования детей»