• НАУКА И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Наука и общество: проблемы современных исследований
  • И.А. Журавлева, Н. Петрухина
  • О.В. Косенчук Омская гуманитарная академия Омский государственный аграрный университет финансово–кредитнАЯ поддержкА
  • Рентабельность всей хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей по Омской области в 2009 году.
  • Доля субсидий из бюджетов всех уровней по зонам Омской области (2009 г.)
  • Группировка СХО по сумме субсидий из бюджетов всех уровней (2009 г.)
  • Всего по области 325 100



  • страница1/28
    Дата12.06.2017
    Размер5.84 Mb.
    ТипСборник

    Проблемы современных исследований


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

    __________________________________________________


    НАУКА И ОБЩЕСТВО:

    ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    Сборник научных статей
    В двух частях
    Под редакцией

    доктора филологических наук, профессора

    А. Э. Еремеева

    Часть 1
    Экономические и ПОЛИТИЧЕСКИЕ процессы

    в современном обществе

    Омск


    НОУ ВПО «ОмГА»

    2011



    УДК 001.1+30+009

    ББК 60+80





    Печатается по решению

    редакционно-издательского совета

    НОУ ВПО «ОмГА»


    Наука и общество: проблемы современных исследований :

    Н34 Сб. науч. статей : в 2 ч. – Ч. 1. Экономические и политические процессы в современном обществе / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2011. – 348 с.
    ISBN 978-5-98566-076-0

    В сборник включены статьи участников V Международной научно-практиче­ской конференции «Наука и общество: проблемы современных исследований», состо­явшейся 20 апреля 2011 года на базе НОУ ВПО «ОмГА». Опубликованы статьи преподавателей и аспирантов российских и зарубежных вузов. Освещены ак­туальные проблемы современного гуманитарного знания.

    Издание предназначено для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, а также для широкого круга специалистов, интересующихся вопросами экономики, ме­неджмента, политики, права, психологии, филологии, журналистики и других облас­тей гуманитарных исследований.

    УДК 001.1+30+009

    ББК 60+80
    ISBN 978-5-98566-076-0 © НОУ ВПО «ОмГА», 2011




    СОДЕРЖАНИЕ


    Часть 1
    Экономические процессы в современном обществе
    О.В. Косенчук Финансово–кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей……………………………………………

    Е.Е. Макарова Анализ стратегических альтернатив предприятия ..

    К.А. Бегишева Трудовая адаптация осужденных …………………..

    В.С. Шмаков Моделирование развития сельского социума: к проблеме методологии …………………………………………………………

    В.Ю. Епанчинцев Оценка и перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса Новосибирской области ………………….

    О.Э. Хвецкович К вопросу о применении методики ТСО как основы для расчета ROI при оптимизации ИТ-инфраструктуры организации …

    М.М. Мирзакаримова Основные направления структурных изменений в экономике Узбекистана в период перехода к рыночным отношениям ………………………………………………………………….

    R. Kisiel, R. Marks-Bielska, W. Lizińska The role of human capital in economic development in conditions of globalization ……………………….

    Т.П. Тимошина, Ж.А. Романова К вопросу о комплаенс-контроле в банке ………………………………………………………………………….

    О.В. Демиденко Экономическая эффективность применения суперпластификатора С-1 …………………………………………………….

    Н.В. Пышная Кластеризация экономики регионов …………………

    И.В. Серебренников Миссия: значение и роль в постановке стратегического планирования в организации …………………………………..

    Т.П. Тимошина К вопросу об исламских финансовых институтах ..

    М.Н. Михайлов Тенденции реструктуризации Российской автомобильной промышленности ………………………………………………..

    И.А. Курьяков, Ю.С. Гайдученко Сбор дикоросов – важнейшее социально-экономическое явление ………………………………………….

    Е.С. Нагорная Адаптивное маркетинговое планирование …………

    М.З. Шакиров К вопросу об особенностях рыночного ценообразования в Российской Федерации …………………………………………..

    А.А. Бор, В.Н. Бор Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России ……………………………….

    Т.П. Тимошина, В.О. Орлова К вопросу о доходном подходе к оценке стоимости коммерческой недвижимости …………………………

    О.В. Дерина, Е.В. Змеева Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения и пути их решения ……………………………………

    В.В. Бочкова PR –как средство достижения целей организации ….

    З.Р. Худайбердиев Рынок труда Узбекистана: современное состояние и перспектива …………………………………………………………..

    Е.В. Ульфович, Н.Ю. Рябова Перспективы замены углеводородных энергоносителей …………………………………………………………….

    О.А. Арипов Малый бизнес и частное предпринимательство в Узбекистане ...................................................................................................

    В.П. Кадочникова, В.О. Светличный Технология разработки и внедрения системы сбалансированных показателей на предприятии ….

    А.Н. Сошнев Социально-экономическое измерение нновационного развития ………………………………………………………………….

    Ю.В. Князева, Г.В. Морозова теоритечские основы имущественного налогообложения …………………………………………………..

    О.А. Захарова Особенности налогового регулирования нвестиционной активности …………………………………………………….

    Н.Ф. Шишкина, А.Ф. Кузнецов Устойчивость и управление изменениями организации ………………………………………………………

    И.А. Курьяков, Ю.С. Гайдученко Возможности и перспективы развития пчеловодства ……………………………………………………

    Т.П. Тимошина, А.Е. Леваш К вопросу о финансовых решениях домашних хозяйств …………………………………………………………

    ЧАСТЬ 2
    Государственное и муниципальное управление и политика
    В.П. Кадочникова, А.В. Кудряков Рентное налогообложение в республике Казахстан …………………………………………………….

    Н.Н. Васильева Демография как угроза для российской демократии

    А.В.Заболотских Проблемы разграничения и классификации терроризма …………………………………………………………………

    М.Р.Гилязева Правовые аспекты регулирования конфликта интересов.

    В. В. Ахтямов С.Ю. Витте – новый тип управленца в Российской империи ………………………………………………………………………

    Е.А. Трофимов Проблемы эффективности экономического федерализма …………………………………………………………………

    В.В. Буханцов, М.В. Комарова Государство развития VR экономоцентризм квазиэлиты …………………………………………….

    И.Ю. Кулеева Особенности тактики отдельных следственных действий ……………………………………………………………………

    А.Ю. Яковлев Кашмирский узел …………………………………….

    Г.К. Абдулова О местном самоуправлении в республике Казахстан.

    П.Ю. Поминов Управление общественным мнением через новейшие медиа ……………………………………………………………

    Т.П. Тимошина К вопросу о государственной политике в области высшего и послевузовского образования в Казахстане ………………….

    К.Д. Николаев Ответственность за преступления против половой неприкосновенности ………………………………………………………..

    И.А. Журавлева, П.Е. Вакуленко Корпорация: эволюция понятия в новой редакции Гражданского кодекса РФ ………………………………

    К.Ю. Кролевец Оценка миграционной ситуации в Россиской Федерации: проблемы и тенденции ………………………………………..

    Е.В. Портнягина Формирование социально-политической активности студентов в условиях модернизации образования ………….

    И.А. Журавлева, Е. Емельянова Субсидиарность: понятие и история в рамках государственного федеративного строительства …………

    Н.П. Шарапов, Ю.В. Шкудунова Влияние внешних факторов на студенчество, как на социокультурную общность …………………..


    О.А. Плехова Система государственного управления Советской России и СССР в годы НЭПа (1921- 1927 гг.) ……………………………

    И.А. Журавлева, Т.С. Перегонцева, Л.Р. Мутакарова Схемы рейдерских захватов ………………………………………………………

    В.В. Просяник Национальная безопасность Российской Федерации: вызовы и угрозы ………………………………………………

    Ю. В. Шкудунова Аспекты регуляции частной жизни человека и общественной ……………………………………………………………….

    А.В. Щепёткин Акселераторы роста: опыт использвания в политическом управлении концепции возрастающей отдачи …………………..

    Д.А. Артимович Сетевая структура как ключевой элемент современного общества …………………………………………………



    И.А. Журавлева, Н. Петрухина Особенности разграничения полномочий между федерацией и субъектами федерации в современной России …………………………………………………………

    Н.Н. Снежанская Правовые и экономические гарантии права на труд работников Крайнего Севера …………………………………….

    И.А. Журавлева, А. Макаров Понятие рейдерства и его характерные признаки …………………………………………………….................
    СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ …………………………………………..


    7

    15



    21
    26
    33
    41

    43
    53


    60
    67

    72
    77

    80
    83
    87

    94
    99


    102
    106
    113

    119
    122


    129
    132
    137
    143
    150
    155
    162
    169
    177

    184


    189
    193

    198
    204


    212
    220
    227

    237


    244
    251
    255
    259
    263
    265
    271
    276
    282

    286
    293


    299
    308
    312
    319

    326
    329


    337
    342





    Экономические процессы в современном обществе
    О.В. Косенчук

    Омская гуманитарная академия

    Омский государственный аграрный университет
    финансово–кредитнАЯ поддержкА

    сельскохозяйственных товаропроизводителей
    В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы реализуются основные задачи аграрной реформы в России. Важнейшая цель программы – остановить спад и создать условия стабилизации производства сельскохозяйственной продукции с последующим наращиванием объемов товарного производства, обеспечение населения высококачественными продуктами в основном местного производства и сохранение продовольственной безопасности региона. Финансово–кредитная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей является важнейшим механизмом в повышении эффективности их деятельности.

    Предприятия сферы АПК под влиянием рыночной среды зачастую не могут самостоятельно обеспечить не только расширенного, но и простого воспроизводства в отрасли. Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлено рядом особенностей (рисунок 1).


    Рис. 1. Факторы, влияющие на сельскохозяйственных товаропроизводителей.


    Производство в сельском хозяйстве является наиболее рискованным, а также одним из наиболее капиталоёмких и энергоёмких. В связи с этим отрасль наименее привлекательна для кредиторов и инвесторов. В неё затруднён приток частного капитала из других отраслей и сфер народного хозяйства. Недостаток ресурсов, связанный со сбытом сельскохозяйственной продукции, предполагает высокую зависимость отрасли от возвратных источников финансирования. Поэтому, потребность в государственной поддержке сельского хозяйства в России сегодня значительно выше, чем в развитых странах.

    Реформирование агарного сектора выявило проблемы, связанные с формированием специализированной системы финансово-кредитной поддержки отрасли, обеспечением доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к внешним источникам финансирования, взаимодействием элементов этой системы. Действующие формы и методы государственного регулирования системы сельскохозяйственного кредитования не привели к существенному росту темпов аграрного производства, отрасль по-прежнему остается низкорентабельной (таблица 1).

    В развитых странах мира кредитование сельского хозяйства является объектом пристального внимания и поддержки со стороны государства, так как обеспечивает стимулирование инвестиционной, инновационной и деловой активности в отрасли, являющейся гарантом продовольственной и экономической безопасности страны. В каждой стране создавались свои системы поддерживающих институтов, главными характеристиками которых были высокий уровень государственного участия, особенно на начальных стадиях их формирования.

    Существуют разные варианты государственной поддержки сельхозпроизводителя. Например, в европейской экономики она более социально ориентирована. Требуемый размер господдержки определяют такие задачи, как предотвращение социальных проблем от чрезмерно быстрого уменьшения числа занятых в аграрном секторе, сближение регионов по уровню доходов сельхозпроизводителей, приравнивание этих доходов к уровню других отраслей экономики. Уровень дотаций в странах Европы достигает 50% и более от валового объема сельхозпродукции. Ключевой фактор системы государственной помощи – так называемые «целевые цены». Государство определяет ориентировочную стоимость сельскохозяйственной продукции так, чтобы это обеспечивало работу производителя с определенным уровнем дохода. И при помощи рыночных механизмов этот уровень поддерживает, скупая избыток сельхозпродукции в случае ее перепроизводства и, наоборот, поставляя на рынок государственные запасы в ситуациях, когда цена начинает возрастать и превышать допустимый предел.

    Одновременно в ней заложены жесткие механизмы, призванные заставлять фермеров работать над сокращением затрат. Системе целевых цен присуща динамика – они планомерно и постепенно понижаются на 3-5% ежегодно. Помимо этого, существуют и другие инструменты поддержки, такие как дотации на гектар посевов, на голову скота, или субсидирование кредитования. Напрямую к урожаю они не привязаны, поэтому производитель хорошо осознает, что чем ниже будут его издержки, тем большая часть государственных субсидий осядет в его кармане.

    Таблица 1


    Рентабельность всей хозяйственной деятельности

    сельхозтоваропроизводителей по Омской области в 2009 году.


    РАЙОН

    Рентабельность всей хозяйственной деятельности, %

    РАЙОН

    Рентабельность всей хозяйственной деятельности, %

    без учёта прочих расходов

    с учётом прочих расходов

    без учёта прочих расходов

    с учётом прочих расходов

    Нововаршавский

    -22,4

    -20,0

    Большереченский

    8,9

    7,5

    Одесский

    -36,6

    -24,5

    Горьковский

    15,9

    13,5

    Оконешниковский

    4,8

    4,0

    Колосовский

    -0,4

    -0,4

    Павлоградский

    13,8

    12,1

    Крутинский

    9,3

    8,7

    Полтавский

    9,7

    7,9

    Муромцевский

    -3,8

    -3,2

    Русско-Полянский

    -13,7

    -10,1

    Называевский

    -1,6

    -1,5

    Таврический

    -16,6

    -14,4

    Нижнеомский

    -8,3

    -7,0

    Черлакский

    0,5

    0,4

    Саргатский

    -27,1

    -21,1

    Щербакульский

    6,0

    5,3

    Тюкалинский

    8,6

    8,0

    Степная зона

    Северная лесостепная зона

    Азовский

    6,1

    5,6

    Большеуковский

    30,6

    28,3

    Исилькульский

    15,8

    14,6

    Знаменский

    7,9

    7,8

    Калачинский

    -0,6

    -0,6

    Седельниковский

    -22,5

    -18,1

    Кормиловский

    -2,4

    -2,1

    Тарский

    14,7

    13,0

    Любинский

    -3,5

    -3,0

    Тевризкий

    16,7

    15,6

    Марьяновский

    15,1

    13,2

    Усть-Ишимский

    -8,5

    -8,2

    Москаленский

    -0,7

    -0,6

    Северная зона

    Омский

    2,4

    1,8










    Южная лесостепная зона










    Омская область

    0,5

    0,4









    В Соединенных Штатах задача ставится немного другая, с меньшим акцентом на социальные вопросы. Основная цель – способствовать повышению конкурентоспособности и помочь в трудный период. Поэтому в США инструмент защиты производителей сельхозпродукции от ценовых колебаний на рынке иной. Здесь фермер имеет возможность во время сильного падения цен сдать свою продукцию по залоговым ценам на хранение государству, что позволяет поддержать производственный процесс. Если ситуация с рыночными ценами улучшается, сельхозпроизводитель свою продукцию может забрать на реализацию и выплатить из выручки полученные от государства денежные средства.

    Сельское хозяйство Америки ориентировано на эффективность в большей степени, хотя и там предусмотрены программы социальной поддержки аграриев. Европейскому пути свойственно стремление сохранить экологическую и социальную роль села, то есть по возможности сберечь деревенский образ жизни в сегодняшнем виде и масштабе.

    Отличие российской господдержки сельхозпроизводителя в том, что этот механизм очень неповоротлив и в некоторых случаях (неурожай или наоборот перепроизводство) не сможет гарантировать контроль над ситуацией.

    Страна уже освоила определенный набор инструментов: дотируется покупка удобрений, поддерживается племенное животноводство, селекционное растениеводство. Однако у нас нет главного – четкой нацеленности на результат и системного подхода, которые существуют в развитых странах. Там объемы государственной поддержки привязаны к четко обозначенной цели и прописаны на законодательном уровне, который регулярно корректируется под новые задачи. Например в Америке господдержка достигает уровня 30% валового объема сельхозпродукции, у нас в России – на уровне 5-6%.

    Финансирование мероприятий государственной поддержки в Российских регионах осуществляется в соответствии с соглашениями, заключенными с субъектами Российской Федерации. В частности, в рамках такого соглашения с Омской областью объем финансирования в 2010 году из федерального бюджета составил свыше 1 млрд. рублей, из местного бюджета — 341,7 млн. рублей.

    Однако распределение этих денег между сельскохозяйствен­ными организациями (СХО) крайне неравномерно. Так, в 2009 г. из 1 456 млн.руб. субсидий, выделенных крупным и средним СХО – 1281,6 млн.руб. (88%) получили СХО степной и южной лесостепной зон. В то же время на северные зоны области пришлось только 12 % всех субсидий (таблица 2). По сумме субсидий приходящихся на 1 СХО лидером является южная лесостепная зона 7629 тыс.руб., а самая минимальная сумма приходится на предприятие северной зоны 741 тыс.руб.
    Таблица 2

    Доля субсидий из бюджетов всех уровней по зонам Омской области (2009 г.)


    Природно–хозяйственная зона

    СХО в группе

    Сумма субсидий

    кол–во

    %

    тыс.руб.

    %

    на 1 СХО

    Степная зона

    92

    28

    572 114

    39

    6 219

    Южная лесостепная зона

    93

    29

    709 514

    49

    7 629

    Северная лесостепная зона

    86

    26

    134 758

    9

    1 567

    Северная зона

    54

    17

    39 994

    3

    741

    Всего по области

    325

    100

    1 456 380

    100

    4 481

    При изучении всей области выявлено, что более 3% предприятий вообще не получали государственной поддержки (таблица 3). Если в послед­ней, восьмой группе на среднегодового работника приходилось 111 тыс. р. субсидий, а в седь­мой - 192, то во второй группе — 5,1 тыс. р.

    Таблица 3

    Группировка СХО по сумме субсидий из бюджетов всех уровней (2009 г.)


    Группа СХО по сумме субсидий,

    млн. руб.



    СХО в группе

    сумма

    субсидий


    выручка от продажи с-х. продукции

    прибыль

    кол– во

    %

    тыс. руб.

    %

    тыс. руб.

    %

    тыс. руб.

    %

    Без субсидий (I)

    11

    3,4





    19 475

    0,1

    - 47 947

    - 2,2

    До 0,1 (II)

    16

    4,9

    902

    0,1

    19 546

    0,1

    - 4 242

    - 0,2

    0,11–1,0 (III)

    110

    33,8

    50 115

    3,4

    515 121

    3,7

    45 125

    2,1

    1,1–5,0 (IV)

    112

    34,5

    280 847

    19,3

    2 981 901

    21,4

    322 747

    14,9

    5,1–10,0 (V)

    49

    15,1

    348 289

    23,9

    3 275 714

    23,5

    411 164

    19,0

    10,1–20,0 (VI)

    21

    6,5

    286 313

    19,7

    2 913 755

    20,9

    577 448

    26,7

    20,1–50,0 (VII)

    3

    0,9

    126 425

    8,7

    507 282

    3,6

    103 212

    4,8

    Более 50,0 (VIII)

    3

    0,9

    363 489

    25,0

    3 710 981

    26,6

    752 549

    34,8

    Всего

    по области

    325

    100

    1 456 380

    100

    13 943 775

    100

    2 160 056

    100
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Проблемы современных исследований