страница1/5
Дата14.01.2018
Размер0.66 Mb.

Проблемы становления туристской отрасли в Сергиевом Посаде


  1   2   3   4   5

Проблемы становления туристской отрасли в Сергиевом Посаде


Введение

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Туризм представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование ресурсов историко-культурного и природного наследия, традиций. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Значение туризма для развития любой территории, это же утверждение является аксиомой и для г. Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района Московской области, обладающего большими потенциальными возможностями для активного продвижения на туристский рынок собственного турпродукта и активного привлечения иностранных туристов.

Рационально организованный туризм является особым видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте предоставляющим потребителю услуги.

Индустрия туризма, как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении облика исторического города, экологической ситуации. Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики г. Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условием наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного равновесия. Включение г. Сергиев Посад и отдельных территорий района в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов, разработки моделей наиболее перспективных предприятий с представлением их экономических характеристик, определения туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических территорий города и района, активизации его экономики. Этим определяется актуальность разработки комплексной программы развития туризма.

Общеизвестно, что в 1990-е гг. внутренний экскурсионный туризм испытывал определенные трудности. Значительно снизилось количество людей, желающих путешествовать по родной стране. Однако, начиная с 1999 года, спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растет. Как отмечено в правительственных документах, «постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму».[1]

Целью дипломной работы является анализ тенденций развития экскурсионно - туристической деятельности в Сергиевом Посаде.

Цель работы определила ее задачи:

выявить виды туризма, способные обеспечить устойчивое и рентабельное развитие туристской структуры;

проанализировать развитие внутреннего туризма, популяризации местного туристического рынка (на примере продаж Сергиево Посадского турпродукта);

доказать, что историко-культурный и природный потенциал города и района достаточен для образования самостоятельного туристского региона;

доказать, что индустрия туризма, развивающаяся без истощения природных и культурных ресурсов, является альтернативой отраслям хозяйственной деятельности, связанным с риском утраты природного и культурного наследия;

определить соотношение интересов клиентов с предполагаемыми формами отдыха.

Объект исследования: работа туристических учреждений.

Предмет исследования: процессы, влияющие на развитие районного туризма.

Структура дипломной работы определена ее целями и задачами. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Основанием для исследования темы послужили экономические исследования туристской отрасли, публикации в отраслевых изданиях, рекламные материалы туристских выставок.

Глава 1


Роль туризма в развитии территории и проблемы становления туристской отрасли в Сергиевом Посаде

Туризм в настоящий момент является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.

В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.

Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Подтверждение этому – ситуация на подмосковном рынке. Так, в Сергиевом Посаде появилось более 20 турфирм, осуществляющие свою деятельность по определенным направлениям. Существуют фирмы, занимающиеся исключительно выездным туризмом, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Ряд фирм оказывает предпочтение работе с группами, но работают и фирмы, организующие поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Туризм по своим характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существующие положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме. В тоже время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля как услугами

так и товарами (по оценке специалистов доля услуг в туризме составляет - 75%, товаров - 25%) а также особый характер потребления туристических услуг и товаров в месте их производства. Современная концепция маркетинга в туризме требует учёта целостную и всеобъемлющую характеристику туристического бизнеса. Для реализации такой концепции необходима разработка механизма координации маркетинга различных организаций в сфере туризма. Успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли. В условиях кризиса маркетинговые мероприятия на федеральном уровне должны быть направлены на стимулирование развития внутреннего и въездного туризма[2].

Итак, туризму, принадлежащему к сфере услуг, присущи все те особенности, которые были перечислены выше.

Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги[3].

Услуга - это любые мероприятия или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.

Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:

Услуга не существует до ее представления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные.

Услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Эти особенности рынка услуг, а также специфика самих услуг, а именно: их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производства и потребления определяют особенности маркетинга услуг[4].

Таким образом, «маркетинг услуг - это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор[5]».

Под туризмом понимают искусство удовлетворять стремление людей, побуждающие их проводить свободное время за пределами своего окружения. Существует подход, который характеризует туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей или как сегмент рынка, удовлетворяющий спрос туристов на товары и услуги. Анализируя различные определения туризма, можно сделать вывод, что суть большинства из них сводится к следующему: туризм - это путешествие, предпринятое с определенной целью. Цели имеют многообразную направленность: активный отдых, участие в деловых, научных и культурных встречах, спортивную, оздоровительную, воспитательную, религиозную, экологическую, историческую, природоведческую, архитектурно-градостроительную, литературно-художественную, учебную, связанную с удовлетворением специализированного интереса и т.д.

Происходящее в России реформирование экономики с неизбежностью вызвало крутые перемены и в сфере туристской деятельности Сергиева Посада. Предполагалось, что в этих условиях туризм станет одним из наиболее доходных и привлекательных сегментов рынка. На деле же он оказался в недостаточной мере развит, хотя на поверхности это, может быть, не столь очевидно. Попробуем разобраться в причинах кризисной ситуации, в которой оказались многие города, имеющие туристские ресурсы. К ним относятся:

- узконаправленное развитие туризма, что превращало города в своеобразные "аттракционы" для туристов и не давало фактически никакой финансовой и организационной основы для их хозяйственной основы, для их социального развития, т.к. тогда было принято считать, что сфера услуг в целом и туризм в частности не участвуют в создании элементов совокупного общественного продукта и национального дохода, а, наоборот, существует за счет материального производства.

Сфере услуг, включая туризм, при таком подходе отводилась

второстепенная роль в развитии экономики страны, что серьезно

затрудняло уяснение реального экономического смысла эксплуатации

туристских ресурсов;

- централизованное управление всеми процессами, при которых возмещалась лишь незначительная часть издержек обращения при реализации туристских услуг населению и не создавалось необходимых и достаточных условий для развития отрасли.

Существовало ошибочное мнение, что туристские организации не должны реализовать свои услуги по ценам, отвечающим реальным затратам. Воспроизводство отрасли было оторвано от стоимостных отношений, на основе которых возможно было бы экономически верно определить необходимые масштабы и темпы ее развития. В результате осуществления государственной политики, ориентированной на поддержку искусственно заниженного уровня цен на туристские услуги, до реформ не были созданы условия для формирования объемов собственных источников развития сферы туризма, позволяющих организовать масштабное производство разнообразных по качеству и цене туристских услуг.

Деятельность туристских организаций базировались только на постулате, что развитие туризма не должно ориентироваться на достижение коммерческих целей. Поэтому существовала весьма значительная финансовая поддержка со стороны государства, которая выражалась в предоставлении различного рода льгот при кредитовании туристских объектов, в выделении дотаций на обслуживание отдыхающих заработную плату работающим, предоставлении туристских путевок по цене ниже себестоимости. Формирование материально-технической базы туристской сферы происходило в условиях долгостроя, не на комплексной сдачи объектов. Масштабность проектов привела к тому, что они не были до конца реализованы, так как для этого требовались значительные базовые инвестиции, на длительный период происходило "омертвление" капитала, в структурный вес основных фондов значительно превышал оборотные средства, туристский оборот, соответственно, характеризовался высокой фондоемкостью.

В новых условиях появилась объективная необходимость перенести центр экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно, на местный уровень, то есть туда, где эта проблема наполняется реальным содержанием и привязана к условиям той или иной территории с учетом имеющихся ресурсов, реально существующих возможностей и конкретных запросов населения. Это в свою очередь требует предоставления регионам соответствующих прав в области формирования принципов, функций и методов управления экономическими и социальными процессами в локальных системах, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах[6].

Рыночные отношения предполагают взаимодействие на основе экономических интересов, конечной целью которых является получение прибыли и ее максимализация. Самостоятельность хозяйствующих субъектов заключается в свободном выборе ими форм экономической и предпринимательской деятельности.

Экономические интересы местных органов власти и хозяйствующих субъектов носят достаточно противоречивый характер и не всегда совпадают.

Так, к экономическим интересам местных органов власти относятся:

- формирование регионального бюджета; достижение экономической стабильности и развития приоритетных отраслей в данной местности;

- повышение уровня доходов и качества жизни населения[7].

Экономические интересы субъектов хозяйствования связаны, прежде всего, с получением прибыли. В связи с этим они стремятся сократить затраты на социальные нужды. Конечно, деятельность хозяйствующих субъектов ведет насыщению потребностей населения, улучшению качества жизни людей, повышению занятости и т.д., но все это является лишь средством для получения прибыли. Бесспорно взаимодействие интересов местных органов власти и не приоритетности одних по отношению к другим.

Задачей местных органов власти является не просто обложение налогами тех или иных источников поступления средств в бюджет, а созданию механизмов стимулирования деловой активности (в данном случаи имеется в виду сфера туризма и сопутствующая ей инфраструктура). Такие механизмы имеются, важно научится ими грамотно пользоваться, применяя, как говориться, "в нужный момент и в нужное время". Это, к примеру, может быть метод регрессивного обложения налога на прибыль, возможность уменьшения налогооблагаемой прибыли субъектов хозяйствования на величину средств, направляемых ими на развитие или обновление того или иного объекта, имеющего приоритетное значение и т.д.

Именно правовая стабильность, законопорядок, экономические и социальные условия формирует "качество" внешней среды, с которой

тесно связано развитие инфраструктуры, в частности отраслевой (в данном

случае туризма)[8].

Безусловно, ее состояние влияет на все субъекты, хозяйствующие на данной территории, во многом предопределяя эффективность и режим их функционирования.

Единичному субъекту в нынешних условиях невыгодно, да и подчас просто невозможно создать автономную инфраструктуру, сплошь и рядом собственных средств не хватает на производство услуг современного уровня, на которые претендует клиент. Для этого необходимы совместные усилия, в том числе и органов местного управления как аккумулятора средств на данные цели, а также поиск эффективных форм взаимодействия

местных органов управления и субъектов хозяйствования.

Одной из них является возможность ведения предпринимательской деятельности, используя туристские ресурсы непосредственно или косвенным образом.

При этом вполне справедливым представляется введение прогрессивной

платы за использование туристских ресурсов, имеющих историческую и

архитектурную ценность, а также за коммерческую деятельность на

территории монастырей, архитектурных ансамблей и исторических мест.

В случае если деятельность предприятия тем или иным образом наносит

ущерб исторически ценным объектам, необходимо предусмотреть

штрафные санкции, достаточные для его возмещения. Вместе с тем стоит подумать о льготах для предприятий, способствующих

сохранению памятников архитектуры, выделяющих средства на их

реконструкцию, в том числе в виде пожертвований и благотворительных

взносов. Аналогичный механизм взаимодействия необходим при использовании природных ресурсов и ведении природоохранной деятельности. К сожалению, пока еще незаслуженно мало внимания уделяется органами власти экологическому законодательству. Грамотно применяя его, можно добиться значительных и регулярных поступлений в бюджет и значительно улучшить экологическую обстановку на своей территории[9].

Управляющее воздействие, направленное на мотивацию различных экономических интересов, приводит к повышению уровня развития малого предпринимательства в сфере туризма, что, безусловно, самым положительным образом сказывается на экономическом состоянии регионов и стран в целом.

Активизировать формирование рыночных отношений в экономике России, принести быструю финансовую отдачу должно преимущественное развитие отраслей, восприимчивых к новым для нашей страны формам собственности. В полной мере это относится к туризму, резервы которого велики.

Мировой опыт показывает, что наиболее благоприятной экономической средой для развития туризма является рынок. Естественно, что и сама эта отрасль, и входящие в неё предприятия, ориентируясь в своей деятельности непосредственно на потребителя, призваны сыграть активную роль в формировании рыночного пространства, включающего многие сферы и отрасли, в той или иной мере обеспечивающие развитие туризма. Высокие требования, которые сфера туризма уже в силу своей специфики предъявляет к смежным отраслям, способствует не только созданию новых рабочих мест, повышению профессионализма, совершенствованию технологий, предоставлению новых комплексов разнообразных услуг, но и становлению наиболее эффективных форм собственности и хозяйствования, совершенствованию законодательной базы, повышению деловой активности, развитию конкуренции.

С экономической точки зрения привлекательность развития туризма как составной части сферы услуг - в более быстрой окупаемости вложенных в нее средств и в получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных клиентов. Клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы.

Это значит, что продажи и продвижение товаров должны быть частью

продуманной системы, работа которой направлена на удовлетворение

потребностей клиентов. Продажи и продвижение товаров будут эффективны

лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности

клиента, а затем будет предложен доступный по цене товар или услуга.

Понятия «туризм, путешествие» связаны с движением, поездкой куда-либо

за пределы постоянного местожительства, посещением новых и/или заранее

намеченных мест, ходьбой или ездой по чужим дальним странам, отдаленным

местам.

Можно выделить следующие виды туризма.



Экскурсионный туризм - путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

Рекреационный туризм - путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризм.

Деловой туризм - поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи и т.д.

Этнический туризм - поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.

Спортивный туризм - поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.

Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.

Религиозный туризм - путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.

Приключенческий - (экстремальный) туризм - туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.

Водный туризм - поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде[10].

Понятие «индустрия туризма» связано с т.н. «семантической» ловушкой. Развитие туризма в России в 90-е годы, особенно выездного привело к тому, что импорт туристических услуг превышает экспорт. Происходит «бегство» туристического капитала из страны, что негативно отражается на спросе и объеме реализации туристических услуг. Российские турфирмы, привлекая клиентов для зарубежных предприятий индустрии гостеприимства, способствуют формированию спроса на их товары и услуги.

Функции туризма тесно связаны с понятием "туристические ресурсы". Под ними понимаются природные и созданные человеком объекты, вызывающие интерес и мотивацию к путешествиям. Теоретически любой объект может быть интересен тем или иным туристам и способен использоваться для удовлетворения их разнообразных целей и поэтому может рассматриваться в качестве туристского ресурса.

Большинство исследователей туризма склоняются к выводу, что ведущей в туризме является познавательная цель.

Стремление увидеть и узнать что-то новое и поныне является основным побудительным мотивом туристических путешествий. Однако сегодня практически любая поездка обычно преследует комплексную цель, объединяющую в себе несколько единичных. Но выделение преимущественной цели при анализе туризма необходимо для правильного планирования развития используемых ресурсов, рационального

построения программ обслуживания туристов и для многих других задач

управления.

Чем большим "ассортиментом" различных туристских ресурсов, пригодных для рекреации, располагает территория, тем больше возможностей имеет она для привлечения туристов и для повышения продолжительности их пребывания в этом районе. Как правило, необходимо наличие:

природных ресурсов (ландшафт, биоклимат, гидроминеральные ресурсы, экологические условия и д.р.);

культурно-исторического потенциала (исторические памятники архитектуры, музеи, памятные места, современные культурно-зрелищные и развлекательные объекты);

материально технической базы и инфраструктуры туризма (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, туристские комплексы, сфера услуг, предприятия общественного питания, социальная инфраструктура района; мотели, кемпинги, пансионаты, туристские комплексы, сфера услуг, предприятия общественного питания, социальная инфраструктура района, возможность подготовки кадров и повышения их квалификации)[11].

Таким образом, туризм и туристские ресурсы прибывают в постоянном развитии и изменении, при том что имеют ярко выраженные локализованные характеристики.

Однако местные власти не располагают сегодня достаточной материально-финансовой базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления. Система управления развитием туризма не является обособленной, она представляет часть общей региональной системы управления экономическими и социальными процессами.

  1   2   3   4   5

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Проблемы становления туристской отрасли в Сергиевом Посаде