• Учащиеся МБОУ «Усадовская СОШ» (экскурсия в храм) Святым бессребреникам Косьме и Дамиану

  • Скачать 132.77 Kb.


    Дата14.09.2017
    Размер132.77 Kb.

    Скачать 132.77 Kb.

    Проект " Есть у подвига крылья "



    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Усадовская средняя общеобразовательная школа»

    Ступинского муниципального района

    Проект

    " Есть у подвига крылья..."

    Работу выполнил: Савченко Даниил,

    ученик 6-ого класса.

    Руководитель: Фомина Наталья Владимировна,

    учитель географии

    МБОУ «Усадовская СОШ».

    2016
    Цель:

    Сформировать понятие о подвиге христианской жизни святых чудотворцев Косьмы и Дамиана.



    Задачи:

    1) Развитие интереса к краеведческим, православным аспектам истории малой Родины


    2) Формирование знаний об основах христианской культуры
    3) Воспитание любви к Отчизне, малой Родине, уважения к окружающим, почитание святынь.

    Содержание

    1) О подвиге христианском


    2)Новомученики земли Ступинской
    3) Храм Косьмы и Дамиана - святыня п. Усады:

    3.1 Из истории храма

    3.2 Жизнеописание святых бессребреников Косьмы и Дамиана

    3.3 Православные традиции нашего поселка, связанные с чудотворцами Косьмой и Дамианом

    3.4 Народные приметы

    4) Память жива в сердцах...

    Если человек ждет за свой поступок похвалы или вознаграждения, можем ли мы назвать этого человека добрым, а его поступок подвигом? Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды. А если вспомнить братьев Косму и Дамиана, которых называли бессребрениками и врачевателями? Великая любовь к Богу рождает великую любовь к людям- чувства эти неразрывны. Святые Косма и Дамиан видели, сколько вокруг человеческого горя, и священная боль сострадания уязвляла их чистые души. Подражая Христову милосердию, вдохновляясь памятью о явленных Сыном Божиим исцелениях, братья избрали для себя благородное поприще врачевания. Несомненно, что проблема бескорыстия и сегодня очень важна, актуальна.

    1) Мы живем в стремительный, энергичный век высоких технологий, огромных скоростей и достижений научно-технического прогресса. И казалось бы, современного человека ничем не удивить, но... И сегодня есть место подвигу, подвигу христианскому. Некоторые спросят: "А что это такое? " Я отвечу словами стихотворения "Подвиг" замечательного православного поэта А.Хомякова:

    Подвиг есть в сраженье

    Подвиг есть в борьбе,

    Высший подвиг в терпенье,

    В любви и мольбе.

    Если в сердце заныло

    Перед злобой людской,

    Иль насилье схватило

    Тебя цепью стальной,

    Если скорби земные

    Жалом в душу впились –

    С верой бодрой и смелой

    Ты за подвиг берись.

    Есть у подвига крылья,

    И взлетишь ты на них

    Без труда, без усилья

    Выше мраков земных.

    Выше крыши темницы,

    Выше злобы людской,

    Выше воплей и криков

    Гордой черни людской.

    ( 1859 год)

    Как же надо жить, чтобы быть «выше злобы людской», всегда быть готовым к подвигу? Нужно просто творить добро, быть при этом бескорыстным, не ждать награды.

    Примером для всех верующих всегда был и остается Христос. У Иисуса было много последователей – христиан, которые удостоились святости. Это значит, что ими был совершен христианский подвиг.

    Какие лики святых можно назвать? Это пророки, апостолы, равноапостольные, благоверные, преподобные, святители, мученики, праведные, блаженные, бессребреники.

    Самым многочисленным ликом среди них является лик мучеников. Мучениками называются христиане, которые терпели жестокие мучения и даже смерть за то, что верили в Господа Иисуса Христа и не хотели отрекаться от Веры.

    2) Оказывается, ХХ век в истории России можно назвать веком святых Новомученников и Исповедников. Только в Подмосковье прославлены в чине местночтимые святые новомученики Домодедовской, Коломенской, Серпуховской, Ступинской и других земель.

    Церковное прославление того или иного подвижника в лике святых называют канонизацией. Кроме святых, почитаемых всей Церковью, есть угодники Божии, память которых почитается в отдельной епархии или местности – это местночтимые святые.

    Слово «канонизация» – латинское, оно произошло от греческого – «брать за правило». Нужно брать себе в пример жизненные установки прославленных святых, обращаться к ним за помощью, сравнивать свои жизненные ориентиры с Божьими заповедями.

    На Ступинской земле есть местночтимые святые. Вот имена некоторых из них.

    Мученик Иаков (Блатов)

    Мученица Надежда (Абакумова)

    Преподобномученик Мефодий (Иванов)

    Преподобномученик Феодосий (Бобков)

    Преподобномученица Анна (Корнеева)

    вященномученик Михаил (Успенский)

    Священномученик Иоанн (Покровский)

    Священномученик Вениамин (Фоминцев)

    Священномученик Петр (Любимов)

    Священномученик Павел (Успенский)

    Священномученик Петр (Орликов)

    Священномученик Дмитрий (Розанов)

    Священномученик Сергий (Кудрявцев)


    Как мы видим из вышеперечисленных имен в нашем районе - 27 святых.

    Каждый из нас – часть общества и часть его истории. Не сохраняя память о прошлом, человек губит часть своей личности. Знания имен святых подвижников, истории христианской православной культуры России, позволяют и детям и взрослым глубже раскрыть смысл христианских православных традиций.

    3) Я очень горд, что могу "прикоснуться" к святыне моей малой Родины - храму святых чудотворцев бессребреников Косьмы и Дамиана.

    "Раздался колокольный звон,

    Он слышен тут и там!

    Всех созывает испокон

    Наш православный храм!"

    ( отрывок из стихотворения учащегося МБОУ "Усадовская СОШ"



    Фомина Никиты)

    Наш храм начинает свою историю с 1661 года. Сначала он был построен в деревянном исполнении. Затем при священнике Георгии Никольском в 1854 году пришел в ветхость. Началось строительство нового каменного храма, который мы имеем счастье сегодня видеть. Владелицей села Кузьмино была тогда Княгиня Анна Орлова, она всячески способствовала быстрому строительству. Достраивалась обитель уже при священнике Иоанне Остроумове в 1871 году. С этой даты мы сегодня и отсчитываем возраст нашего храма. В 2006 году он отмечал только лишь135-летнюю годовщину. Он впоследствии был разрушен в безбожный период. Но храм постепенно восстанавливается.

    До настоящей каменной церкви в селе Кузьмино существовала деревянная, построенная тщанием прихожан в 1661 году. Постепенно церковь пришла в ветхость, в 1851 году до половины была разобрана колокольня, так как она сильно накренилась набок. В 1854 году местный священник Георгий Никольский обратился с прошением к святителю Филарету благословить строительство нового каменного храма. Благословение было дано 7 июня 1854 года. Строилась церковь на средства прихожан. В своё время, когда графиня Анна Орлова отпускала своих крепостных, жителей села Кузьмина, на волю, она поставила им условие, что они покроют свою церковь железом. Бывшие крепостные волю графини сразу не выполнили. Да и церковь пришла в совершенную ветхость. И тогда крестьяне решили построить новый храм. Но во время строительства произошла ошибка, в результате чего 1апреля 1864 года церковь рухнула. Окончательно церковь была достроена и освящена в 1871 году тщанием священника Иоанна Остроумова. Было устроено два придела: центральный – в честь бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, и боковой – в честь Святой Троицы.

    В 1903 году крестьянин деревни Усады Василий Князев на свои средства приобрёл и установил на колокольне новый колокол весом 256 пудов 50 фунтов, который стал достопримечательностью храма. На средства крестьянина села Короськово Алексея Васильевича Филиппова были вызолочены иконостасы, а стены украшены росписью.

    Приход Космо-Дамианской церкви состоял из села Кузьмино, деревень Усады, Разиньково, Митино, Короськово и Артищево (последняя деревня в конце XIX века была переведена в другой приход). Дворов, по данным за 1830 год было 124. По данным за 1878 год: дворов – 134.

    В 1933 году храм лишился колоколов. Четыре малых были сброшены, два – Набатный и Большой разбивали прямо на колокольне двухпудовой гирей. Очевидец рассказывает, что «стонущий звук разбиваемого Большого колокола три дня наполнял окрестности, как бы моля о помощи». Случилось это во время службы в день памяти Георгия Победоносца (9 декабря), это было полной неожиданностью; посланные за колоколами люди, не говоря ни слова, взобрались на колокольню и стали снимать колокола, при этом, не предъявив никаких распоряжений, ни документов. Только вызванный председатель колхоза сообщил, что это сделано по постановлению правительства.

    Приход просуществовал до 1944 года. После смерти последнего настоятеля священника Димитрия Зверева храм был закрыт. Там была организована машино-тракторная станция, затем склад для удобрений.

    Возрождение церковной жизни началось в 1993 году, когда храм был возвращён православной церкви, но был он в ужасном состоянии. Здания церкви представляли собой руины. Своды обрушены, пол уничтожен, купол снесён.

    1989 год

    Существовавшая в то время Михневская птицефабрика помогла открыть в поселке Усады храм для богослужения. Была восстановлена крыша, временный деревянный центральный купол, полы (часть кладки), часть храма было подштукатурено, вставлены окна, решётки, двери.

    2006 год

    За последние пять лет восстановлен центральный купол храма, купол на колокольне, покрытие колокольни, внутри храма произведено оштукатуривание.

    2008 год

    Наш храм назван в честь святых чудотворцев бессребреников Косьмы и Дамиана римских.

    Святые мученики, Косьма и Дамиан - родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: "Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы". За бескорыстное лечение святых братьев называли "безмездными врачами".

    Действенное служение ближнему, духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. Услышав об этом, христиане просили святых Косьму и Дамиана укрыться на время ради тех, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда святые Косьма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников.

    В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели в судилище. Они говорили: "Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: "Даром получили, даром давайте" 

    Однако император продолжал настаивать. По молитве святых братьев, исполненных благодатной силой, Бог поразил Карина внезапной болезнью, чтобы он на собственном опыте испытал всемогущество Господа, не прощающего хулы на Святого Духа. Люди, видевшие чудо, восклицали: "Велик Бог христианский и нет другого Бога, кроме Него!" Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить императора, и сам он умолял святых, обещая обратиться к Истинному Богу Христу Спасителю. Святые исцелили его. После этого святые Косма и Дамиан были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.

    Но чего не могли сделать ненависть язычников и жестокость римских властей, совершила черная зависть. Старый врач-наставник, у которого в свое время святые братья изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Доведенный до исступления этой коварной, все иссушающей страстью, он призвал святых братьев, когда-то любимых своих учеников, будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.

    Так мученически окончили свой земной путь безмездные целители - святые братья Косьма и Дамиан, всю свою жизнь посвятившие христианскому служению ближним, избежавшие римского меча и темницы, но предательски убитые.

    Господь прославил Своих угодников. И ныне по молитвам святых бессребреников получают от Бога исцеление все, с верою прибегающие к их святому заступничеству.

    В поселке Усады издавна существуют прекрасные православные традиции. Они касаются всех почитаемых христианских праздников, но особое единение и детей и взрослых мы наблюдаем на престольный праздник в честь святых бессребреников чудотворцев Косьмы и Дамиана римских 14июля и 14 ноября. В эти дни в храме много гостей, прихожан. По - особому звонят колокола, идет праздничная служба, дети и взрослые могут посмотреть выступления детей воскресной школы. Я в который раз убеждаюсь, что настоящий подвиг поистине живет и будет жить многие века! Братья-врачеватели Косьма и Дамиан стали для меня примером "подвига, у которого есть крылья"...

    Престольный праздник (14 июля)

     Всем известно, что русский народ был очень наблюдателен, поэтому мы знаем много пословиц и поговорок, дошедших до нас с незапамятных времен. Благодаря нашим предкам, я почерпнул интересные сведения о народных приметах "на Косьму и Дамиана".

    В начале июля крестьяне замечали : «Кузьма и Дамьян пришли, на покос пошли». В этот день святые Косьма и Дамиан спускаются на землю и помогают крестьянам чинить старые косы и грабли.

    Б. Кустодиев «Сенокос»

    Поэтому родители говорили детям: "Много захочешь — пораньше с постели на сенокос вскочишь". В огородах гряды пололи, вырывали корневые овощи.

    В начале ноября наши предки говорили : «Кузьминки — об осени одни поминки». Провожали осень, встречали зиму.

    Считали, что устанавливается первый непрочный зимний путь. Снежный день обещал будущей весной большой разлив.

    «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт» (Михайловские оттепели). На Кузьму-Дамьяна курицу на стол — с этого дня начинали бить кур на продажу. Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, на другой год будет мороз.

    Если Кузьма зол!! То жди, что тебе сильно не поздоровится! Оттепели не будет.

    4)Память о святых чудотворцах Косьме и Дамиане жива в сердцах народа по сей день. Об этом говорят стихи, публикации, книги, фильмы, святыни земли русской и, конечно, наш храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана.




    Учащиеся МБОУ «Усадовская СОШ» (экскурсия в храм)

    Святым бессребреникам Косьме и Дамиану


    Когда грядущее в тумане
    И члены грешные болят,
    Придут Косьма и Дамиане
    И немощь туне исцелят.

    А было так: они в темнице


    Лечили Божьим словом дух,
    Учили грешников молиться,
    Чтоб свет той веры не потух.

    Святыми Божьими дарами


    Был каждый щедро наделён:
    Сам император Рима, Карин
    Был ими чудно исцелён.

    Возликовали христиане


    И из темницы братьев двух,
    Вели Косьму и Дамиане
    Вдохнуть свободы вольный дух.

    Не все спасенью были рады:


    Свершился дьявольский обман
    И вместо трав лечебных – яду
    Испил Косьма и Дамиан.

    Тела двух братьев потопили,


    Решив, не вскроется обман,
    Но в грешных веру укрепили
    Святой Косьма и Дамиан.

    На помощь нам, коль ноет тело,


    Ну, а душа болит от ран,
    Придут творить святое дело
    Святой Косьма и Дамиан. 
    (Фомина Ольга)



































    Я пришел к выводу, что оказывается, святым человеком может стать любой из христиан. Но святость дается нелегко, ее надо заслужить: стремлением к Богу, праведной жизнью, подвигом, примером которого стали святые чудотворцы бессребреники Косьма и Дамиан. В этом и состоит смысл веры.

    Сегодня в этих строках здесь

    Хочу отдать Косьме и Дамиану честь.

    Жизнь вспомнить их ,и славу им воспеть,

    И подвиг христианский их узреть.
    Заглянем в Рим - был город в возбуждении.

    Из уст в уста молву передают:

    Два брата юные, как будто, совершают исцеления

    И никакой за это платы не берут!

    И уже многих исцелили! Да говорят, что и не счесть!

    Но тонкость в их лечении есть.

    Помимо средств обычных, что лекари другие предлагают,

    Те на болящих руки возлагают,

    В молитвах к христианской вере приобщают.

    По вере, говорят, вам будет исцеленье.


    Они и в пригороде побывали, больных людей, животных исцеляли.

    Все возложеньем рук и силою Христа.

    В любую сторону идут по указанию перста.

    И не страшна им непогода! В большом почете стали у народа...

    Вот и сейчас за помощью к Косьме и Дамиану обращаются,

    И безнадежные больные исцеляются.

    И если ты захочешь исцелиться,

    С молитвой можешь к братьям обратиться.

    Я могу с уверенностью сказать всем : "Есть у подвига крылья"...



    Литература:




    1. Г.Г. Паткина. Святые Ступинской земли.

    2. С. Казаков. Материалы жизнеописания прот.Сергия Кудрявцева.

    3. Священник Сергий Коротких. Мир Божий:Основы православной культуры и нравственности.Часть II. М., 2003.

    4. Православие для всех. Иеромонах Харитон (Просторов). Кострома, 2000.

    5. Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия», 2000.

    6. Шевченко Л.Л.Духовное краеведение Подмосковья.

    7. Учебное пособие. М., 2007

    8. Шевченко Л.Л. Православная культура. Экспериментальное учебное пособие 3(4)год обучения. Книга вторая. М., 2005.

    9. Щепетков М.. Православное Ступино.№11(54) 2006.

    10. Щепетков М.. Православное Ступино№11-12(63) 2007.

    11. И.И.Ряполова , педаог дополнительного образования МБОУ «Усадовская СОШ». Статья «Новомученики Ступинсной земли»

    Интернет-ресурсы:

    http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/church/17/



    http://www.litres.ru/olga-fomina/

    http://kuzmino.prihod.ru

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Проект " Есть у подвига крылья "

    Скачать 132.77 Kb.