• Литература и другие источники экскурсионного материала
  • Правила пребывания в природном парке "Азов - гора"
  • Углежжение на Урале.
  • Бажов П.П. Живинка в деле
  • Сказ П.П. Бажова «Дорогое имячко»
  • Легенды о девке-Азовке
  • Тайны и предания Азов – горы от краеведа Суренкова Владимира Николаевича.
  • Экология Азов-горы.

  • Скачать 270.08 Kb.


    Дата12.06.2017
    Размер270.08 Kb.

    Скачать 270.08 Kb.

    Проект: Экскурсионная тропа «Легенды горы Азов»



    Проект: Экскурсионная тропа «Легенды горы Азов»

    Авторский коллектив: Непомнящая Оксана Викторовна, Непомнящий Александр Викторович.

    Проблематика, цели и задачи.
    Город Полевской является обладателем одного из достояний Урала – сказов П.П. Бажова. На легендарной горе Азов происходит действие первого сказа «Дорогое имячко», а также «Таюткино зеркальце». Рядом на Зюзельских болотах происходило действие сказа «Синюшкин колодец», наличие остатков углежогных куч, позволяет нам включить сказ «Живинка в деле» в маршрут экскурсионной тропы. Очерк П.П. Бажова «У старого рудника» органично добавляет к сказам историю Полевского 19 – начала 20 веков. Реализация проекта – это большой шаг к восполнению пробелов в воспитании населения нашей территории на примере уникального памятника природы, литературы, истории, археологии, этнографии Азов – горы. Создание и обустройство экскурсионного маршрута, «Легенды горы Азов» вызвало живой интерес у жителей города, туристических агентств г. Екатеринбурга. Перед властями городского округа и областью поставлен вопрос о сохранении и развитии уникальной территории нашего края. Сегодня неорганизованные туристы, при посещении Азов – горы, оставляют мусор, исписывают краской скалы, рубят деревья (в том числе столетние семенники, бережно сохранённые нашими предками), жгут костры, создавая пожароопасную обстановку. Экскурсионный маршрут «Легенды горы Азов» востребован активной частью населения, в том числе школьниками и студентами. Гора Азов находится в 5 километрах от города Полевского, к горе подходит асфальтированная дорога, есть место для стоянки автотранспорта. По нашим наблюдениям Азов гору посещают порядка пяти тысяч туристов в год, при создании природного парка, их количество, несомненно, возрастёт в десятки раз.

    Цель создание туристско–экскурсионного маршрута «Легенды горы Азов» (г. Полевской Свердловская область).

    Задачи:


    1. подобрать материал для экскурсии (легенды, мифы, краеведческую литературу, сказы П.П. Бажова, археологические исследования)

    2. на основе изученных материалов разработать экскурсию «Легенды горы Азов».

    3. разработать маршруты для трёх возрастных категорий (начальной школы, среднего и старшего звена образовательных учреждений, взрослого населения)

    4. подготовить пять экскурсоводов, дать старт экскурсиям.

    Промежуточный результат.

    За сентябрь 2014 года, проведено 12 экскурсий, в том числе 4 для экскурсантов из г. Екатеринбурга.
    Литература и другие источники

    экскурсионного материала


    1. П.П. Бажов «Живинка в деле».

    2. П.П. Бажов «У старого Рудника».

    3. П.П. Бажов «Дорогое имячко».

    4. П.П. Бажов «Таюткино зеркальце».

    5. П.П. Бажов «Синюшкин колодец».

    6. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Постановление правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г.)

    7. Карпов С. «Путешествие по Полевскому краю».

    Маршрут экскурсии.













    Стенд №1

    (прил. рис.1)






    Правила пребывания в природном парке "Азов - гора"

    - В местах оборудованных туристическими тропами передвижение разрешено строго в пределах тропы в соответствии с указателям и информационным табличкам;

    - Необходимо быть осторожным при передвижении по высоким камням и скалам;

    - Категорически запрещена рубка и повреждение живых деревьев и сухостоя.

    - Запрещено оставлять после себя мусор. Весь мусор следует выносить с собой.

    - Категорически запрещено употреблять в пищу незнакомые грибы, растения и ягоды;

    - На территории Парка запрещены все виды охоты, а также преследование животных и нахождение с собаками.

    - В Парке запрещён сбор букетов гербариев, коллекций насекомых и минералов.

    - Категорически запрещено делать надписи на камнях, деревьях, информационных щитах и других объектах парка;

    - Категорически запрещено разведение костров.

    - На территории Парка запрещено движение и стоянка транспортных средств.

    - Запрещается включать громкую музыку, использовать громкоговорящую аппаратуру, громко кричать, шуметь, использовать ненормативную лексику, иные громкие звуки, мешающие другим посетителям, проведение массовых мероприятий на территории парка без согласования с Администрацией парка.

    (Просим расписаться в журнале по правилам безопасности).


    Стенд №2

    (прил. рис.2)






    Данная тропа была разработана школьниками археологического отряда на средства благотворительного фонда «Синара»


    Стенд №3




    На данном аншлаге размещены контактные телефоны и группа в контакте для заказа экскурсий.

    Углежжение на Урале.


    Стенд №4

    (прил. рис.3)



    Макет разреза углежогной кучи

    На Урале развито металлургическое производство. Зарождается оно ещё в бронзовом веке, развивается в раннем железном веке. Активно развитие металлургия получило в Петровское время в ХVIII веке. Одновременно с металлургией зарождается и развивается углежжение. Оно широко применялось на Урале в металлургическом производстве в 18 - начале 20-х веков, что было обусловлено изобилием лесов и значительной удаленностью металлургических заводов от каменноугольных месторождений. В этот период на древесный уголь пережигалось 3/4 всей заготавливаемой древесины, а профессия углежога была одной из наиболее распространенных на горнозаводском Урале.

    Рубка дров на уголь начиналась в марте. В отведенных делянках после лесоповала заготовленные деревья распиливались на поленья и складывались для сушки. С началом осени приступали к выжигу угля.

    Самым простейшим и наиболее распространенным способом углежжения был кучной, макет которого в разрезанном виде вы видите перед собой . Крупные поленья дров (до 2 м) ставились вертикально по возможности плотно друг к другу; если дрова были однополенными (коротье), то сооружалось 2-3 яруса. С целью уменьшения притока воздуха промежутки между поленьями заполнялись мелкими сучьями или угольным мусором. Сверху куча засыпалась толстым (в 1/4 м) слоем земли, а у основания и на вершине делались отверстия для зажигания дров. Горение продолжалось несколько дней, в течение которых углежоги внимательно следили за ходом процесса, стараясь не допустить открытого возгорания дров. Время от времени кучи поколачивались «чекмарями» (специальными колотушками) с тем, чтобы дрова просаживались на подгоревшие места, заполняя образовавшиеся пустоты.

    П.П. Бажов в сказе «Живинка в деле» рассказал о мастерстве уральских углежогов. Полевским углежогам он посвятил главу в очерке «У старого рудника».



    Бажов П.П. Живинка в деле

    Жил в те годы в нашем заводе Тимоха Малоручко. Прозванье такое ему на старости лет дали. На деле руки у него в полной исправности были. Известен был этот Тимоха как хороший боец, когда по праздникам устраивались бои «стенка на стенку».

    По работе Тимоха вовсе емкий был, много поднимал и смекалку имел большую. Только покажи, живо переймет и не хуже тебя сделает.

    По нашим местам ремесло, известно, разное. Кто руду добывает, кто ее до дела доводит. Золото моют, платинешку выковыривают, бутовой да горновой камень ломают, цветной выволакивают. Кто опять веселые галечки выискивает да в огранку пускает. Лесу валить да плавить приходится немалое число. Уголь тоже для заводского дела жгут, зверем промышляют, рыбой занимаются. Случалось и так, что в одной избе у печки ножи да вилки в узор разделывают, у окошка камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут… Одним словом, пестренькое дело, и ко всякому сноровка требуется, да еще и своя живинка полагается.

    Про эту живинку и посейчас не все толком разумеют, а с Тимохой занятный случай в житье вышел. На примету людям.

    Придумал этот Тимоха всякое здешнее мастерство своей рукой опробовать да еще похваляется:

    - В каждом до точки дойду и даже рассчитал:

    - На лесовала - две зимы, на сплавщика - две весны, на старателя - два лета, на рудобоя - год, на фабричное дело - годов десяток. А там пойдут углежоги да пахари, охотники да рыбаки. Это вроде забавы одолеть. К пожилым годам камешками заняться можно, али модельщиком каким поступить, либо в шорники на пожарной пристроиться. Сиди в тепле да крути колеско, фуганочком пофуркивай, либо шильцем колупайся.

    Старики, понятно, смеются, а ему неймётся…

    Вот и стал Тимоха ремесла здешние своей рукой пробовать.

    Парень ядреный, к работе усерден - кто такому откажет… Много Тимоха перепробовал заводского мастерства и нигде, понимаешь, не оплошал. Не хуже людей у него выходило.

    Слову своему был верен: …дойдет до мастера по одному делу и сейчас же поступит в выученики по другому. На шутки отвечал:

    - Придет срок - ни одно ремесло наших рук не минует…

    И вот решил Тимоха податься в углежоги, а раньше, как уголь в кучах томили, мудреное это дело было. Иной всю жизнь колотится, а до настоящего сорта уголь довести не может: то недогар, то перегар.

    Тимоха, меняя мастерство, выбирал мастера, у которого можно было бы поучиться.

    По угольному делу тогда на большой славе считался дедушко Нефед. Лучше всех уголь доводил. Так и назывался - нефедовский уголь. В сараях этот уголек отдельно ссыпали. Этот Нефёд поставил Тимохе условие:

    - Принять в выученики могу, без утайки все показывать стану, только с уговором. От меня тогда уйдешь, как лучше моего уголь доводить навыкнешь.

    - Даю в том крепкое слово.

    Дедушко Нефед - он, видишь, из таких был... обо всяком деле думал, как его лучше сделать. Вот и Тимоха стал к этому присматриваться. Были у старого углежога свои премудрости, и по совести объяснял он всё это Тимохе, …да и то вспоминает, у кого чему научился.

    Рассказывает так-то, а сам нет-нет про живинку напомнит:

    - По этим вот ходочкам в полных потемочках наша живинка - паленушка и поскакивает, а ты угадывай, чтоб она огневкой не перекинулась, либо пустодымкой не обернулась. Чуть не доглядел, - либо перегар, либо недогар будет. А коли все дорожки ловко улажены, уголь выйдет звон звоном.

    Вскоре стал Тимоха настоящим углежогом, но ремесло это не бросил. Старик посмеивался:

    - Теперь, брат, никуда не уйдешь: поймала тебя живинка, до смерти не отпустит. …Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет.

    По этому слову и вышло. Остался Тимоха углежогом, да еще и прозвище себе придумал. Наставляя молодых, он рассказывал, как хотел смолоду все ремесла одолеть, да в углежогах застрял.

    - Никак, - говорит, - не могу в своем деле живинку поймать. Шустрая она у нас. Руки, понимаешь, малы.

    А сам ручинами-то своими разводит. Людям, понятно, смех. Вот Тимоху и прозвали Малоручком. В шутку, конечно, а так мужик вовсе на доброй славе по заводу был. Его-то внуки-правнуки посейчас в наших местах живут... Тоже живинку в своём деле ищут.



    Место

    раскопа (прил. рис.4)



    Археологический раскоп

    Макет углежогной кучи был сделан не случайно, так как в 50 метрах от неё раскопана реальная углежогная куча, возраст которой около двухсот лет. Во время раскопок обнаружено большое количество небольших фрагментов древесного угля. Диаметр кучи составляет 12 метров, её границы хорошо обозначены рельефом. На территории Азов горы мы обнаружили остатки 4 углежогных куч.

    Стенд №5

    (прил. рис.5)






    На тропе установлены 5 стендов, со стихотворениями посвящённых Азов-горе.

    По тропе


    (прил. рис.6)

    Муравейники

    Каждый, кто посетил гору Азову, мог увидеть здесь большое количество муравейников рыжего лесного муравья. Наличие здесь большого их количества говорит об экологической чистоте данной территории. Вдоль экскурсионной тропы огорожено 46 муравейников.



    Стенд №6


    Геология горы Азов – расположен у первых скальных выходов




    А вы знаете, как возникла Азов гора?

    Геологическая история Азов-горы уходит в глубокую древность. «Более 300 миллионов лет назад, в палеозойскую эру, здесь, как и на всем Урале, шел горообразовательный процесс. Сминались в склади многокилометровые толщи морских отложений, из недр земли прорывались расплавленные вулканические породы, все это перемешивалось, ломалось, громоздилось одно на другое. Образую огромную горную стену, вершины которой поднялись к облакам, а цепи хребтов растянулись на тысячи километров. Известняки говорят о том, что в этих краях некогда плескалось теплое море. Базальтовый порфирит – свидетельство бурной вулканической деятельности. Поскольку он – не что иное, как застывшая древняя лава. И, наконец, сам зубчатый гребень горы, сложенный прочными диабазами, повествует о том, что в древности здесь происходило далеко не типичное извержение вулкана. На каком-то этапе в массив уже остывающей базальтовой лавы вновь из недр земли внедрились расплавленные потоки иного химического состава. Эти потоки или, как называют их геологи, дайки, постепенно остыли. Наполняющая их лава превратилась в минерал диабаз».



    Стенд №7

    Легенды о происхождении топонима горы Азов

    (прил. рис.7)- стенд расположен на смотровой площадке, с которой видно окрестности





    Известно более 20 легенд о происхождении топонима Азов-гора. Экскурсовод рассказывает часть из них, систематизируя их на группы, и высказывая различные версии происхождения топонима Азов.

    Местный житель П.Я. Пастухов (1895 г.р.) рассказывал: «Про Азова-то слыхали тоже. Жил на этой горе и скрывался в пещере разбойник Азов. Вот было у них безысходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход и выход в пещеру закласть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался, Азов его пристрелил, чтобы никто про клад не узнал и кости чтобы его этот клад караулили. Когда Азов пристрелил этого человека, и разошлись все в разные стороны, видимо, преследовали их. Я слыхал от стариков, что по имени этого Азова гора названа».

    Полевчанка А.Я. Голубева (1900 г.р.) говорила, что «была у нас на заводе девка, Азовкой ее называли. Красивая была, стройная. Уж любили ее родители, уж холили. А она спозналась с разбойниками и стала им носить на гору еду, питье, стала помогать грабить прохожих и проезжих. Родители плакали, просили ее не ходить к разбойникам, да она не могла не ходить, потому что под сердцем уж дитя носила, а отцом-то ему был главарь разбойничий. Так и пошло: Азов-гора да Азов. Узнали родители правду всю и прокляли дочь свою. С тех пор и стала она жить в пещере в той горе. Некоторые видели ее и назвали гору Азов».

    Азов гора была казацким сторожевым пунктом в ХVI-XVII веках, откуда казаки наблюдали за проезжей дорогой, давали охрану каравану и путешественникам, а также оповещали друг друга сигнальными кострами об опасности. В память о своей Родине, об Азовском море, гору стали именовать Азовская.




    Стенд №8

    «Чудь белоглазая»

    (прил. рис.8)


    Чудь белоглазая

    Легенда о чуди на Урале рассказывает, что жил здесь какой-то народ, знакомый с «тайной силой». Но вот стала в здешних местах расти белая береза, тогда вырыла Чудь пещеры, крышу утвердила на столбах, насыпала сверху земли и камней. Собралась вся в этих жилищах с имуществом и, подрубив столбы, заживо погребла себя под землей.

    “Чудь или «старые люди» — это высокий красивый народ, живущий в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор, живущий почти незаметно для других. Люди эти не знают корысти, равнодушны к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрыв гору» (П.П. Бажов «Дорогое имечко»).

    Уральские рудознатцы передают, что почти все месторождения руд, на которых строили свои заводы Демидовы, были указаны чудскими метками - вскрышами, а открытие даже более поздних месторождений также было связано с такими метками. Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города — неизвестно.

    Много еще неразгаданных чудских тайн хранит уральская земля, но как предсказывал Бажов П.П., настанет время, когда эти тайны раскроются, и, одаренные скрываемыми до поры сокровищами, люди заживут светлой счастливой жизнью: «Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет «дорогое имечко», и тогда выйдет чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими».




    Стенд №9

    «Археологический клад» (прил. рис.9) расположен на месте нахождении культового места



    Копии птицевидных идолов

    Искали сокровища и дети. В сентябре 1939 г. школьники г. Полевского, прочитав сказ П.П.Бажова «Дорогое имячко», ходили на Азов-гору с целью обнаружить клад. Сбрасывая камни со скал, они обнаружили клад, состоящий из более сорока медных предметов: птицевидных и антропоморфных изображений, зеркала, наконечника копья, бляшки в виде свернувшегося дракона. П.П. Бажов и археолог Н.Н. Бортвин посетили Азов гору и сфотографировались на память с участниками обнаружения клада.

    Археологи относят находку к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

    Ученые, которые изучали этот клад, предполагают, что это захоронение умерших металлургов (иттерма).

    Предметы выставлены в экспозициях краеведческого музея г. Полевского и Свердловского областного краеведческого музея.




    Стенд №10(прил. рис.10)

    «Чудские копи» на месте старых выработок






    Одними из наиболее древних разработок металлических руд на огромной территории от Урала до Забайкалья были так называемые "чудские" копи.

    Начало чудских разработок относят обычно к III тыс. до н. э., а конец - к XI-ХII, или даже XV в. н. э.

    На Урале чудь добывала золото, серебро, медь, олово, свинец. Уральские чудские копи ограничивались на востоке - реками Багаряк и Полдневая, на западе - Белая, Дима и Каргалы, на севере - Исеть и Чусовая.

    Разрабатывали в основном окисленные руды, сернистые же, трудные для выплавки, старались не брать, а если такие встречались - выбрасывали в отвал. Позднее, в XVIII в., эти отвалы, а также чудские шлаки, пошли в переработку.

    Сегодня известно более 100 чудских разработок.

    На Урале известны штольни длиной свыше 200 метров

    Горными работами, как правило, опускались не ниже уровня грунтовых вод, чтобы не иметь дела с проблемой удаления воды. В Гумешевском руднике, глубина выработок достигала 40 м., что объясняется избытком легкодоступных руд.

    Академик Паллас (1780 г.) Люди лазили под землей "наподобие кротов". "штольни их ... весьма тесные, некоторые широки и длинны, но большинство узкие, беспорядочные".

    После пожога и проветривания забоя приступали к отбойке растрескавшейся руды. Отбивали руду либо непосредственно каменными молотами, либо с помощью деревянных, каменных, медных или бронзовых клиньев, забиваемых в трещины.

    Сумка, найденная в Гумешевском руднике, имела размеры 52x40 см и вмещала 20 кг руды.

    Для освещения применялись лучины и светильники – жировики.

    На Гумешевском месторождении в 1774 г. на глубине 30 м нашли березовую крепь, а в 1801 г. на глубине 18 м нашли остатки дерева, датируемые концом II тыс. до н. э., крепление находили только в горизонтальных ходах рудника. Крепили, по современным понятиям, неполным дверным окладом, или в рамку.

    Горные разработки были делом небольшого числа людей, которых род или племя могли освободить от других обязанностей.

    Спуск в древние шахты, вероятно, осуществлялся по стволу дерева с обрубленными не до конца ветками. Работа древних горняков, не обходилась без жертв. Останки людей, погибших в древности, найдены на Гумёшевском руднике в 1794 г. на глубине 2 м нашли 2 костяка.

    Труд горняков во все времена был тяжёлым и опасным.


    Стенд №11(прил. рис.11)




    Сказ П.П. Бажова «Дорогое имячко»

    …жили в давние времена на Азов-горе «стары люди». И валялись буквально у них под ногами несметные сокровища. Но люди цены им не знали, использовали золотые самородки исключительно для охоты на зверя дикого. Вот так жили они себе не тужили – пока не начали к ним чужаки захаживать: сначала татары, потом казаки. А уж те-то цену золоту знали. Первые атаки смогли стары люди отбить. Но, прознав об их богатствах, начала ватага собираться – дабы сокровища себе забрать. Однако нашелся и среди них порядочный человек, пошел который тайными тропами предупредить лесной люд о надвигающейся опасности. Добрался до мест их обитания еле живой, слова сказать не может. Увидели стары люди чужака, понабежали – вместе со всеми и старшины дочь пришла. «Смелая такая, расторопная, хоть штаны на такую надевай. И красивая-страсть. Глаза, как угольки, щеки, как розан расцвел, коса до пяток и вся протча в полном аккурате. Лучше нельзя. Плясать первая мастерица, а ежели песню заведет с переливами, ну... Однем словом, любота. Одно плохо, - сильно большая была. Прямо сказать, великанша». Понравился ей чужак, и взялась она его выхаживать.

    Несмотря на все предупреждения, не мог старый люд набегам противостоять – уж царь про них прознал и пушки послал. И решили они в безопасное место перебираться. А дочь старшины не захотела любимого бросать, отказалась вместе со всеми выдвигаться.

    « ..."Такая моя судьба-доля. Никуда от своего милого не отойду." Сказала, как отрезала. Кремень-девка».

    Так и ушел весь старый люд. Только они вдвоем в пещере остались. А парень-то совсем слаб, ничего уже его не поднимет. Вот и сказал он своей невесте, что найдет она еще свою судьбу. Придет человек этот к горе и скажет ее дорогое имячко. И будут жить они долго и счастливо, а золото людям раздадут.

    «Вздохнул в остатный раз и умер, как уснул. И в ту же минуту Азов-гора замкнулась…

    Так с той поры в нутро Азов-горы никто попасть и не может. Ход-от в пещеру и теперь знатко, только он будто осыпался. Пойдет кто, осыпь зашумит, и страшно станет. Так впусте гора и стоит. Лесом заросла. Кто не знает, так и не подумает, что там, в нутре-то.

    А там, слышь-ко, пещера огромадная. И все хорошо облажено. Пол, на примерно, гладкий-прегладкий, из самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не мене угольной кучи, кразелитов насыпано.

    И как-то устроено, что светло в пещере. И лежит в той пещере умерший человек, а рядом девица неописанной красоты сидит и не утыхаючи плачет, а совсем не старится. Как был ей восемнадцатый годок в доходе, так и остался». Ходят слухи, что люди, приезжающие искать пещеру с ее несметными богатствами, до сих пор слышат доносящиеся из горы странные звуки, похожие на плач. А некоторые даже видят огонь на вершине, – который при приближении сразу исчезает.»


    Смотровая на г.Полевской (прил.рис.12)




    Самая высокая точка Азов горы. Высота 589 метров над уровнем моря. С этой вершины открывается вид на Южную часть г. Полевского и на уральское море тайги на расстояние 40 км.

    Стенд №12 Легенды о девке-Азовке (прил. рис.13)

    Рисунок на скале девки Азовки(прил.рис.14)


    Легенды о девке-Азовке

    Т.И. Глинских (1901 г.р.) Мама мне рассказывала, что однажды ее отец ходил на покос. А покос-то у нас недалеко от горы Азов. Наступила ночь, такая темная. Страшно ему стало, он и говорит: “Господи, благослови!” И вдруг видит, стоит перед ним огненная девка. Вся светится, так что даже светло кругом стало. “Оставайся, - говорит, - у меня, а то мне скучно здесь одной! Ты мне приглянулся!” Да и правда, красивый он был, светлый, кудрявый. Испугался он, креститься стал. Смотрит, заплакала девка Азовка и все дальше и дальше от него отодвигается. А потом скрылась совсем. Тогда он быстрей домой побежал. Прибежал, дрожит весь. С тех пор не любил он к горе Азов ходить».

    Г.Ф. Безбородов (1892 г.р.) «Видели люди девку Азовку, когда она сгребала сено граблями. Они спрашивают: “Где вход в пещеру?” А она только приговаривает: “Вот вам грабли, вот вам грабли”. Пошли от нее, смотрят - яма глубокая, а там слиток золота. Спустили одного человека, он его долбил и не мог ни кусочка отдолбить»

    Кузнец Николай который жил неподалёку от горы, слышал печальное пение девки Азовки. «Бродил я как-то у горы. Тихо в лесу. Птички чирикали. Красота. Весна была уже на подходе. И вдруг слышу пение девичье. Осмотрелся, оглянулся… нет никого. Только песня разносится по округе, печальная такая: “Во владеньях моих не видать храбреца, коли наземь паду, не слыхать молодца. Я в дубраву пойду, вдруг подскажет мне дуб, где мой милый бредет, что так сердцу люб”».

    В одной из пещер Пугачёв хранил все свои сокровища, остерегать которых поставил свою жену – девку Азовку. В пещере скучно одной, но людям на глаза Азовка не любит показываться. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонёк (свечу), пламя которого, никакой ветер погасить не может.

    А.Н. Кожевников. «Забрался как – то к Азов - горе один охотник, стреляет да постреливает и не заметил, как вечер наступил. Только с устатку забываться стал, точно кто толкнул его в бок – так и сел, смотрит и глазам не верит. Свет какой – то особенный в пещере, груды золота, камней самоцветных, серебра: богатства наставлено – сосчитать нельзя. А около сидит девка – Азовка, добро пугачёвское перебирает, смотрит на него так ласково, грустную песенку поёт. Грустит видимо, что милый человек её покинул. И так – то стала ласкаться к охотнику, что у того сердце размякло. Незаметно так ночь прошла. Чуть свет Азовка и говорит, что расставаться пора. А тот глаз оторвать не может толи от неё, то ли от богатства пугачёвского. Видит Азовка, что у нег глаза разгораются, и говорит: «Если хочешь возьми один рублёвик, раз помагал мне добро стеречь, а больше не бери: плохо будет – Пугачёв не велел». Взял охотник рублёвик и только подумал выйти из пещеры, глядь, а он стоит среди леса и никакой Азовки и пещеры».

    Художник-краевед В.Н. Суренков более 20 лет назад изобразил на горе девку Азовку.


    Стенд №13(прил. рис.15)




    Тайны и предания Азов – горы от краеведа Суренкова Владимира Николаевича.

    Первая легенда связана с подземной, каменной дорогой связывающей меж собой Азов-гору и Думную. Дескать, глубоко под землёй находится штольня, да такая высоченная, что на тройке в мах скачи - шапки не сронишь. Там, в тепле и влаге лежат нетронутые руками жадных людей преогромные богатства наготовленные чудью белоглазой, чудаками карликами, кои продолжают копать её дальше. Если поверить россказням, то они со временем, когда люди безрассудно загубят землю, выйдут на свет Божий …

    Вторая легенда. «Пещерь проторена в нутре горы огромными муравьями, кои стаскивают туда самородные валуны золота. Муравьи скальные, что по меньше, стаскивают туда золотые лапоточки. Мураши же, живущие в наших лесах сносят туда золотую перхоть и пылицу».

    Третья гласит, что в змеиный праздник, когда цветёт скальная папора, при помощи которой освещается путь в тёмную глубь горы, многие пытались пробраться туда, но, увидав там дивной красоты девку, бросались от неё, и блуждали в сплошной в темноте, шаря по мокрым камням руками, вопили от страха дурнячими голосами. И уже поседевшими выходи ли оттуда, боясь рассказывать о виденном, произошедшим с ними, умоляя не дразнить нечистую силу, не искать с ней встречи…

    Один мужик, строившийся на Палёной горе в папорову ночь испытал такое… Возвращался с покосных ложков, решил заглянуть на гору, когда ещё такой случай выпадет, неизвестно. Крутились как проклятые, чтобы выжить. Наткнулся он там на (золотые) какие-то знаки - письмена по скалам. Очень уж шибко схожи они были с арабскими завиточками, а любопытство, как известно не порок, иной раз, а большое горе, так он сказал. Пытаясь понять смысл написанного, вглядываясь в них, не заметил, как тёмно стало. Скала раскрывалась, когда это произошло, он и не заметил, и оказался он в чертогах каменных, тёмных и неясных. Долго стоял, испуганно мысля, что творится с ним и как дальше поступать. Далеко от него, в тьми что-то блазнило, ну и направился туда. Дескать, сем бед один ответ. Тишина… страсть какая, и в ней звонко булькали капли, а теплынь - хоть раздевайся. Подходить-то стал к мутно мерцающему свету, а это оказалось баня… Испугался, не обсказать как. Это что же думает, кто-то приглашает помыться… Девка или баба? Про них же бают полевские? А в душе, перепугался… Смех женский услышал… открыл глаза, оказалось от усталости присел возле писанца, пригрело, ну и прикорнул чуток. Женщины собирали землянику да корешки, разбудили своим смехом…

    Про непонятные писанцы на камнях следующая легенда. Собирал как—то паренёк малину с матерью на Азов - горе. Малина там страсть, какая вкусная, нигде такой не вызревает. Увлёкся так, что не заметил, как отпочковался от мамки. Скалы-столбы кругом стоят, будто на него смотрят или следят за ним. Страховито стало, и уж хотел, было покликать мать, взгляд зацепился за взблеск на отвесной стене. Так и понесло любопытство туда. Перелез через валежины, камни, добрался до глядельца. Добрался и опешил. На каменной стене ясно и красочно вырисовывались чьи-то непонятные письмена. Вглядываясь и пытаясь понять хоть что-то, от изумления забыл обо всём, так как буквы сами собой озолотились, заблестели церковной луковкой.

    Стал ковырять их на свою беду, но позолота не отковыривалась. Решил камешком стукнуть, подумалось ему, иди потом, рассказывай басенки друзьям-товарищам, что видал такое. Ударил разок, скала возьми да и прогнись. Вкраплёное золото в скальной кварцевой прожилке стало видать ещё пуще, да богаче. Ясное дело, азарт появился, ещё постукал… камень лопнул как яичная скорлупа, и… пред ним оказалась харя, не харя, а у ж рыло-то точно. Горбун на него шаром освоим пялится. Прикрывая заскорузлыми руками пустую глазницу. Пацан так перерохался, что окаменел от ужаса, ведь видать по всему ковырял то он и долбил глаз одноглазого горбуна. Тот, шаря руками круг себя, будто не видит ничего, отвёл ладони от лица, как зыркнул, прямо в душу мальцу, захохотал голосом весеннего филина… Батюшки светы... кругом, на каменьях карлики сидят. Смотрят молча. А тот, которому он глаз ковырял, предложил стать ему богатыми, либо счастливыми, только за то, чтобы мальчишко позволил побыть в его теле ночь, до утра… Как пацанёныш завопил несуразным воплем…

    Мать откликнулась и наваждение пропало… Вот так то…

    Знающие ведуны высказывали мнение, что странных карликов в древние времена завезли из арабской страны татаре, запрятавшие проклятое золото, за убиение законного царя Сибири - Едигера. Кучум, опасаясь проигрыша в подлой битве за власть, думал вернуться к остаткам запрятанного клада… если бы судьба не улыбнулась ему, он воспользовался бы запасённым золотом и вернулся обратно. Карлики спрятали золото глубоко-глубоко в гору, но иногда показывают его людям лунными ночами и обязательно в одиночку. Завидится человеку светляк, и тот как за ним потянется, светляк чуть-чуть отодвинется. Да всё ниже и да ниже, взгляда оторвать человече не может, а как очнётся, ан, уж под горой где-то... Коли человек пропадал в Полевой, знали, у карлов в горе остался.






    Смотровая площадка на Шунут-Камень

    (прил.рис.16)



    Шунут — самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга (726,2 м) длиной 15 км. Является самой высокой точкой Коноваловского увала. Возраст камня — более 600 млн. лет.


    (Прил. рис.17)

    Родник

    «Слезы девки Азовки» (прил.рис.17)



    В этом роднике не вода, а слёзы девки Азовки. Когда её заточили в пещеру, стала слёзы лить горькие, просить, чтобы выпустили её на свет поглядеть. Да, не тут-то было. Не разжалобила Азовка разбойников, не выпустили её из пещеры той. Так и плачет она, все глаза уж выплакала. Потому у родника совсем уж мало воды осталось. Нет уж больше слёз у Азовки.

    По тропе




    Экология Азов-горы.

    г. Азов сформировалась приблизительно 300 млн. лет назад вследствие двойного извержения вулкана. После того как лава остыла и стала немного разрушаться эти породы начали заселять первые организмы пионеры (лишайники которых здесь как минимум 10 видов. Затем они постепенно отмирали, и на их месте образовывалась первичная почва, на которой уже вырастали мхи, мелкие двудольные. Дальше всё сложнее и сложнее (папоротники приблизительно 5 видов) В этом процессе на каждом этапе, почвы становилось всё больше и больше и в итоге мы имеем леса, которые растут на склонах горы.

    Здесь же и огромный объём видов травянистых растений, среди которых 12 краснокнижных видов. Приведём два примера, из-за которых г. Азов и является (документально) памятником природы это: представитель семейства орхидные Дремлик зимовковый (IV категория) вид с неопределённым статусом (охраняется во многих памятниках природы и культивируется в бот саду УрО РАН), растущий в светлых лиственных, реже смешанных лесах, на полях, лугах и болотах. А также Мытник перевёрнутый (III категория) редкий вид с сокращающейся численностью.

    И конечно каждый, прогуливаясь по Азову наблюдал здесь большое количество муравейников рыжего лесного муравья Formica rufa это конечно очень интересный факт, который говорит об обили пищи (насекомых) именно этим-то и важны муравьи для экосистем они контролируют популяцию вредителей растений. Кроме этого от среднего по размерам муравейника в 1 м. в высоту от основания, могут отходить «дороги» приблизительно до 800 м.



    Стенд «Мифы славян, связанные с Азов – горой.»

    приложение № 18






    Женился Велес на Азовушке, которая была духом Азовского моря, дочерью Сварога и матерью Сва. Азовушка жила с Велесом на Буяне

    Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

    Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали:

    О бог Велес! Ты наше Солнце,

    освещающее поля!

    Ты и Месяц и Звездный Пояс!

    Ты цветущая наша Земля!

    За тобой небесные рати!

    Ты премудрый и Сильный бог!

    Ты Орла быстрей и крылатей!

    Лихо Дыя ты превозмог!

    «Книга Коляды», 1 е

    Но потом Дый с помощью Вия вновь поднялся на Землю и устроил пир, на который был приглашен и сам Велес будто бы для примирения. Когда Велес пришел на сей пир, Дый предложил ему чару с отравой. Велес выпил ее и ушел сам в царство Вия, был заточен в самой дальней пещере.

    И тогда ему на помощь пришла Азовушка. Она спустилась к Вию и упросила его отпустить Велеса.

    И тогда Велес и Азовушка пошли по подземным залам и дворцам к выходу. Но у самого выхода из пещер раздался голос Всевышнего Вышня, сказавшего, что Азовушка здесь может выйти, но Велесу, потерявшему прежнее тело, придется проходить через иные ворота, то есть через многие поколения снова родиться.

    Но Азовушка не захотела оставить Велеса. И после того как закрылась Азов-гора она осталась с Велесом ждать иных времен.

    И потом Велес умирал и рождался много раз, он был и Доном, сыном Дану, и Рамной, сыном Ра, и Тавром, а также Асом и Асилой, Астером. Много ликов было и у его супруги Азовушки.

    Велес - славянский бог мудрости, тайных знаний, оборотней, дикой природы, искусств, поэзии, богатств. Бог магии и волшебства.

    Легендарные «бои за веру» с чудью

    «Первые, легендарные «бои за веру» с чудью, с Дыем/Дивом, описаны в «Книге Коляды». Ну не пришёлся Дый/Див по сердцу родному брату Сварогу (богу духовного вроде бы неба). И тогда небесное воинство, ведомое Сварогом, сразилось с войском Дыя – «дивьими людьми» и чудью . Сварог одержал победу, заточив «дивьих людей» под Уральскими горами. Сам же Дый был обращён в Великого Полоза, владыку золота Уральских гор. С тех самых пор ушло царство Дыя вместе со всеми дворцами и храмами под землю. И только иногда можно слышать, как под землёй звонят их колокола. Длится плен сей 27 уже тысяч лет»...

    ... «Говорят, бывает раз в столетие ночь, когда неподалёку от горы Таганай открывается земля и является город «дивьих людей». В эту ночь «дивьи люди» устраивают большой праздник, и в эту же ночь от них можно услышать предсказания будущего, ибо они великие астрологи и многое им дано предугадать».

    О. Р. Гофман «Русская Атланта. Россия — колыбель цивилизаций?»


    Аншлаг Бог Солнца и Бог Луны № 15. Приложение №19

    Две больших одиноко стоящих скалы.

    Древними славянами всегда отмечалась смена времени года и фазы солнца. За каждый годовой сезон у них нес ответственность свой бог солнца. Всего их было четыре. В период от зимнего солнечного солнцестояния до весеннего почитали бога Хорса. Период с весеннего по летнее солнцестояние принадлежал богу Ярило. Даждьбога почитали от летнего солнцестояния до осеннего. А время от осеннего до зимнего солнцестояния принадлежало богу Сварогу.

    В день зимнего солнцестояния славянами отмечалось начало нового года. Они верили, что в этот день рождалось маленькое ярое солнце в образе мальчика-Хорса. Это солнце закрывало старый год и открывало новый. Пока мальчик маленький, то и солнце слабое, а на земле господствует холод и стужа, но с каждым днем он растет и крепнет.

    Ярило это весенний бог Солнца, бог весеннего ветра, тепла и пробуждения природы. Славянам он представлялся молодым и красивым женихом, который принимает участие во всех весенних празднествах и ищет себе невесту. Именно Ярила давал хорошие урожаи, богатый приплод скота и изгонял зиму и холод.

    Бог Солнца, Даждьбог это тот, кто подает тепло и свет, живительную силу и плодородие. От него ждали исполнения самых сокровенных желаний, здоровья и всех необходимых благ.

    Сварог- это бог Солнца и огня, он являлся одним из самых главных славянских богов. Он был богом неба и матерью жизни. Именно благодаря ему люди научились использовать огонь, обрабатывать металлы, и именно этим богом дались законы и периода славяне пользовались лунным календарем: год делился на 13 месяцев – по циклам Луны. Солнечный календарь у славян появился гораздо позже.

    По поверьям древних славян, души умерших предков пребывали именно на Луне-Месяце, а потом в виде осадков (дождя, снега, инея) возвращались на землю в душах новорожденных. Эти осадки проливал на землю бог Род, один из древнейших, кому поклонялись славяне. Род был также связан с тьмой, миром мертвых, с Месяцем (Луной).

    Велес был лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическом учениям, после смерти, людские души поднимались по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу — обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов.


    (прил. рис.20)




    В завершение хотелось бы Вам прочитать стихотворение.

    Гора Азов.

    Автор Засыпкина Асия Азатовна

    Вхожу сюда, как в храм природы,

    Струдом взбираюсь в высоту.

    Нагромоздились горные породы,

    А я меж ними по тропиночке иду.

    Взметнулись в небо сосны-свечки,

    Пещеры-окна в темь зовут.

    Невольно думаешь о вечном,

    Ведь столько тайн хранится тут!

    Здесь на скале—как будто бы икона,

    На ней девица дивная стоит

    В зелёной малахитовой короне.

    Она сокровища хранит.

    А говорят, здесь жгли костры когда-то,

    Чтобы подать сигнальные огни,

    Искали клады вездесущие ребята,

    И птицевидных идолов нашли.

    Гора Азов, твоя двуглавая вершина,

    Похожая на зуб слегка,

    Туристов всей России покорила,

    И едут круглый год сюда издалека.

    А у подножья в родниках вода играет….

    Вкуснее нет воды родного края!

    Придите на гору Азов,

    Здесь родину познаете с азов

    Экскурсия окончена, теперь вы можете отдохнуть на специально оборудованном месте со скамейками, столами, навесом и оборудованным местом для костра.

    Спасибо за внимание! Я надеюсь, что после посещения Азов-горы у Вас возникнет желание перечитать сказы П. П. Бажова.



    Заключение.

    Экскурсионный маршрут «Легенды горы Азов» был открыт в июне 2014 года. В настоящее время проходит его апробация, проводятся экскурсии для разных возрастных категорий учащихся. К маршруту проявила интерес начальная школа города и мы приступили к разработке экскурсии для них с игровыми элементами. Туристическая компания из Екатеринбурга «Королевство путешествий» начала сотрудничество с нами и внесла маршрут в перечень своих туров под №1.


    https://yadi.sk/i/8bNkAvs1bqTWv- слайд фильм «Экскурсионная тропа «Легенды Азов-горы»

    https://yadi.sk/i/8bNkAvs1bqTWv -презентация «Экскурсионная тропа «Легенды Азов-горы»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Проект: Экскурсионная тропа «Легенды горы Азов»

    Скачать 270.08 Kb.