• Ильинский погост
  • Куровское (Гуслицкий монастырь) – Анциферово (курганы)
  • Золотое кольцо «Гуслицкого края» 2
  • Основная часть. Музей «Гуслицы» п. Ильинский Погост.
  • 5. Место древнего старообрядческого монастыря (близ Белива).
  • Гуслицкий монастырь (г. Куровское).
  • Список используемой литературы



  • страница1/5
    Дата14.01.2018
    Размер2.03 Mb.

    Проект-экскурсия «Золотое кольцо Гуслицкого края»


      1   2   3   4   5



    проект-экскурсия
    «Золотое кольцо Гуслицкого края»

    Аннотация.
    Данная работа представлена в виде проекта-экскурсии разрабатываемого в течение нескольких лет на базе Ильинской средней общеобразовательной школы. Проект включает в себя схему экскурсионного маршрута, который возможно совершить личным или общественным транспортом. В маршрут включены культурно-исторические памятники южной части Орехово-Зуевского района Московской области. Название проекта «Золотое кольцо Гуслицкого края». Маршрут проложен через населённые пункты с развитой инфраструктурой и включает в себя такие объекты посещения как: Ильинский погост, деревня Устьяново, деревня Степановка (мемориальный парк), Рудня-Никитское, Беливо (скит), Куровское (Гуслицкий монастырь) – Анциферово (курганы).

    Цели и задачи проекта:

    • познакомить с историей Гуслицкого края;

    • формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, любви к своему народу;

    • воспитание уважительного отношения к прошлому, достижения которого ценны нам до сих пор;

    • научить видеть в предметах знакомые символы эпохи;

    • создавать атмосферу радости от общения с прошлым;

    • развивать познавательную и творческую активность;

    • стимулировать поисковую деятельность;

    • обогащение туристско-краеведческой деятельности с детьми сведениями историко-краеведческого характера;

    • воспитание патриотизма и гражданственности в преломлении истории малой родины.

    Оглавление.

    1. Введение--------------------------------------------------------3

    2. Основная часть

    1. Музей «Гуслицы» с. Ильинский Погост----------------7

    2. Деревня Устьяново------------------------------------------12

    3. Деревня Степановка-----------------------------------------12

    4. Рудня Никитская----------------------------------------------14

    5. Место древнего старообрядческого

    монастыря (близ Белива)--------------------------------15

    1. Гуслицкий монастырь (г. Куровское)-----------------15

    2. Курганы Славян-Вятичей-----------------------------------16




    1. Заключение---------------------------------------------------------16

    2. Список используемой литературы---------------------------17

    3. Приложение---------------------------------------------------------18-27


    Введение.
    Древняя Гуслицкая волость с давних времен относилась к Московским землям. Впервые волость Гуслица упоминается в 1339 году в духовной грамоте Иоанна Калиты. В следующие века документы о Гуслице подписываются великими князьями Дмитрием Донским, Василием Тёмным, Иваном III, Иваном IV Грозным. Петр I передает эти земли Александру Даниловичу Меньшикову, впоследствии владельцами гуслицких земель становятся Лопухины.

    Надо заметить, что со временем древняя Гуслицкая волость распалась, основная её часть оказалась в Богородском уезде Московской губернии, некоторые деревни были отнесены к Бронницкому уезду Московской губернии. В советское время с конца 20-х до 50-х гг. населённые пункты бывшей Гуслицы были отнесены к Куровскому району Московской области, впоследствии полностью вошедшим в Орехово-Зуевский район Московской области.

    Центром древней волости Гуслица был Погост на Гуслицах (известен с 1585 г.). В конце XIX века с постройкой на селе каменного храма Воскресения Христова стал именоваться Ильинским Погостом. На сегодня это село Ильинский Погост ОреховоЗуевского района Московской области1

    Особенности гуслицкого края:



    1. Начиная с периода религиозных реформ Никона регион становится одним из старообрядческих центров Руси. Историко-культурное наследие

    старообрядчества в Гуслице – это более десятка действующих старообрядческих храмов, произведения старообрядческого искусства (рукописные певческие книги с гуслицкой росписью, иконопись и меднолитая пластика).

    1. Гуслицкий край, как и большая часть Восточного Подмосковья является частью Мещеры. Природные объекты Гуслицы представляют большой интерес для гостей нашего края (озера, родники, болота, лес и его богатства).

    2. Знаменитый хмелеводческий край (XIX- первая половина XX века).

    Надо отметить развитую транспортную инфраструктуру, современные средства связи.

    Протяжённость автобусного маршрута – около 50 км.



    Ильинский погост – Цаплино – Устьяново – Абрамовка – Степановка – д.Авсюнино - Рудня-Никитское – п.Авсюнино – Мисцево - Беливо (скит) – Дуброво – Стенино – Запрудино – Запонорье – Давыдово - Куровское (Гуслицкий монастырь) – Анциферово (курганы) – Асташково – Поминово – Пичурино – Ильинский Погост.

    Сезонность экскурсии и её продолжительность.

    Большинство культурных объектов на маршруте представляют интерес в любой сезон, быть может, за исключением старообрядческой святыни под Беливом и курганов славян вятичей под Анциферовым, расположенных в лесу, так как подход затруднен.

    Продолжительность автобусного маршрута – от 6 до 8 часов.

    Предлагаемую мной экскурсию можно также организовать пешим ходом, по времени она будет занимать 2 дня. Экскурсионный поход по согласованию с администрацией Ильинской средней школы может организовать туристический клуб во главе с Горшковой Людмилой Михайловной, которая является руководителем школьного клуба.

    Название экскурсионного маршрута – Золотое кольцо «Гуслицкого края»2.

    Все предлагаемые варианты маршрутов проходят по территории древнейшей волости Гуслица. Первое упоминание о ней можно найти в духовной грамоте Иоанна Калиты (1339 год), а затем и многих других представителей великого княжеского рода Рюриковичей. На слуху этот край был и в эпоху царствования Романовых. Этот уголок земли, сохранил самобытность с древнейших времен. Церковные старообрядческие промыслы (в т.ч. книгописание певческих книг с гуслицкой росписью), фольклор, промыслы (хмелеводство, ткачество, гребешечное дело и др.) – есть что показать и рассказать.





    Основная часть.

    1. Музей «Гуслицы» п. Ильинский Погост.

    Наша экскурсия начинается с посещения музея Ильинской средней школы где представлена вся история Гуслицкого края.

    План обзорной экскурсии по залам школьного музея:



    1. Вступление (История создания музея).

    2. Древняя история края (фино-угорские племена, вятичи и кривичи).

    3. Владельцы Гуслицы .

    4. Промыслы и ремесла края (к.19-н.20 вв.).

    5. История села Ильинский Погост (быв. с. Гуслицы).

    6. Хозяйственная деятельность (Митрохинская фабрика, совхоз Ильинский).

    7. Образование на селе .

    8. «Никто не забыт и ничто не забыто» (Великая Отечественная война и реликвии военных эпох).

    9. Старообрядчество в Гуслице и его культурное наследие (книгописание с гуслицкой росписью, гуслицкая иконопись, гуслицкое и загарское литье).

    Наша экскурсия начинается с музея, который располагается в общеобразовательной школе с. Ильинский Погост. Музей начал свою работу с 22 октября 2005 года. Коллектив учителей и учащихся шел к этому событию долгих два года. В школе действовал оформленный 20 лет назад краеведческий музей. Собранные за этот период экспонаты и архивные материалы в помещении старого музея уже не умещались, да и к тому же было принято решение: помещение, где располагался музей, отдать под ступень дошкольного воспитания и развития, т.е. детский сад.

    Первая экспозиция нашего музея называется «Наш край в древние времена». Доподлинно известно, что окрестности Южной части Орехово-Зуевского района в I-IV в. нашей эры населяли Финно-угорские племена меря. Селились мерянские племена преимущественно по берегам рек Нерской, Гуслица. Археологическая разведка, проводившая в 90-е годы исследования этих мест обнаружила следы мерянских поселений. На правом берегу р.Нерской было обнаружено несколько курганов, захоронения которых относятся к славянским племенам Вятичей и Кривичей, так же населявших эти края. Подробнее о древнем заселении края мы можем узнать посетив археологический отдел музея, который находится в другом помещении3.

    В экспозиции, посвящённой истории Гуслицы представлены имена всех владельцев Гуслицы, начиная с Ивана Калиты (примерно 1339 год), который в своей грамоте завещает волость княгине, жене своей Ульяне с «меньшими детьми». Такие грамоты он писал перед каждой поездкой в Золотую Орду, опасаясь за свою жизнь. Дмитрий Донской (1359-1389 гг.) окружающие волости и Гуслицу передает на основании такой же грамоты своему сыну Петру. После смерти Петра территория возвращается в великокняжеское владение, да и большую часть своего существования она такой остается, став в последствии дворцовой волостью4.

    После победы над шведами в 1710 году Петр I наградил вотчиной, в том числе и Гуслицей князя Александра Даниловича Меньшикова. В 1727 году Екатерина I отбирает земли, приносящие доход у князя, а он отправляется в ссылку на Урал. Петр II передал волость генерал-поручику Степану Васильевичу Лопухину, близкому родственнику первой жены Петра I. Он поставил здесь новую церковь во имя пророка Ильи, выстроил деревянный дворец со светлицами и завел огромную псарню из борзых и гончих собак.

    При Елизавете Петровне в 1743 году Лопухиных обвинили в государственном преступлении и сослали в Сибирь. При описании волости в эти годы в ней было 46 деревень, одно село, в них 871 крестьянский двор, а в них 3111 душ мужского пола и 3068 женского, хмеля собирается 1647 пудов, кроме того в волости числится 37 пустошей, три мельницы, три погоста, пять церквей. Екатерина II Лопухиных прощает, но из ссылки живой возвращается лишь Наталья Федоровна Лопухина с детьми, они получили назад часть Гуслицы. Затем земли волости частями попадают во владение горнозаводчика Никиты Никитовича Демидова, полковника Ивана Петровича Мусина-Пушкина, графа Ивана Александровича Зотова, князя Голицына Петра Алексеевича, княгини Шаховской Натальи Дмитриевны, штаб-ротмистра Норд Егора Егоровича и других помещиков.

    С образованием уездов большинство селений отошли к Богородскому уезду, после отмены крепостного права на территории были образованы Ильинская, Беззубовская и Дороховская волости. В 1899 году в Ильинской волости 21 населенный пункт, 12303 жителя, 187 различных промышленных заведений и 75 торговых.


    Первый стенд посвящён выпискам из духовных грамот и завещаний , где было упомянуто о нашей местности – Гуслице. Некоторые из них были найдены в архивах РГАДА (г. Москва). Второй стенд отражает события более позднего времени - эпоху царей Романовых. На нём представлены сведения о тех, кому в то или иное время принадлежала наша местность: Александр Данилович Меньшиков, Степан Васильевич Лопухин и его семья, полковник Иван Петрович Мусин-Пушкин и многие другие. Также на этом стенде есть уникальные документальные сведения о том, что на территории нашего села когда-то находился дворец, принадлежавший семье Лопухиных. Третий стенд представляет собой карту нашей местности в старые времена , на которой названия населённых пунктов даны в двух вариантах – так как было раньше и так как есть сейчас5.
    Следующая экспозиция представляет предметы старины. Здесь посуда , орудия труда, утюги, весы и т. д. Экспонаты дают представление о тех промыслах, которые развивались в нашем крае6.

    Экспозиция «Сельское хозяйство» - на ней представлена история развития сельского хозяйства нашей местности. Документальные факты свидетельствуют о том, что в конце XIX века сорт хмеля «гусляк» конкурировал на мировом рынке с богемскими и баварскими сортами. Похвастаться своими достижениями мог и совхоз Ильинский, существовавший до 1990 года.

    Фотографии в экспозиции «История села Ильинский Погост», размещённые на стенде, отражают историю села Ильинский Погост (Гуслицы) как административного, религиозного и торгового центра.

    Экспозиция об истории образования в нашем крае состоит из двух стендов. Первый стенд содержит копии документов об образовании к.XIX-XX века (полугодовые ведомости оценок, выписки из документов, фотографии тех лет). Второй стенд объединяет более позднюю информацию об истории образования нашего села. На нём представлены фотографии учителей и учащихся 1930-80-х годов.

    Следующая экспозиция посвящена Великой Отечественной Войне. На стенде «В боях отстояли отчизну свою» представлены фотографии участников ВОВ , проживавших в нашей местности. Среди них - Лапушкин Ф.С. – Герой Советского Союза, который учился в школе села Ильинский Погост, Власов С.В. – кавалер 3-х орденов Славы; Мартынов В.П. – кавалер ордена А.Невского и многие другие. На втором стенде расположены списки наших земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной и умерших в госпиталях.

    Экспозиция «История старообрядчества в Гуслице и его культурное наследие». На ней представлены фотографии Митрополитов РПСЦ ( Алимпий, Андриан, Корнилий - бывший священник одной из церквей Орехово-Зуевского района), показаны фотографии старообрядческих церквей, расположенных в нашей местности, а также представлены копии планов (из ЦИАМ) на строительство церквей и часовен, которых уже нет или не были построены по тем или иным причинам7.

    Второй и третий стенды экспозиции, дают представление о церковных промыслах , являвшимися основными в нашем крае в старые времена : иконопись и гуслицкая роспись, украшавшая певческие рукописные книги, заслуживающая особого внимания:

    В Подмосковье расположено большое количество центров декоративно-прикладного искусства, слава о которых распространилась далеко за пределы не только Подмосковья, но и России. Мы без труда узнаем гжельский фарфор, павловский платок, жостовский поднос украшенные причудливыми самобытными узорами, не спутаем их с другими. У нас, в Гуслице, тоже был распространен свой стиль, своя манера росписи, которая в настоящее время незаслуженно забыта.

    Речь идет о гуслицком стиле книжного орнамента8. В настоящее время историческим является тот факт, что в Гуслицах переписывали книги. Это азбуковники и рукописные певческие книги. Для местных нужд книги писали еще в XVII веке, а вот в начале XVIII они начали появляться и в продаже. Тексты рукописных книг писались полууставом, который отличается некоторой вытянутостью, наклоном букв и большей их толщиной. Музыкальная строка состояла из крюковых нот.

    Гуслицкие певческие книги расходились по всей стране моментально, хотя стоили не дешево. Их популярности способствовали не только высокая грамотность гуслицких писцов и сохранение пения по крюкам, но и, как оказалось, нарядное оформление и богатый орнамент.

    На протяжении всей истории русские книгописцы и живописцы выработали несколько последовательно сменявших друг друга орнаментных стилей. В основе гуслицкого орнамента лежат мотивы старопечатного стиля, вместе с тем в орнаментальных композициях прослеживаются и растительные сюжеты, роднящие их с хохломской росписью, развивающейся в это же время.

    Особенности гуслицкой росписи:

    яркие сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

    цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске

    элементов украшений.

    у инициалов нет длинных орнаментальных веток-отростков, а лишь один пышный стебель - цветок

    вьюна, расположенный рядом с инициалом.

    заставки и внутренняя часть букв, объемных и широких, декорированы золотыми и цветными

    завитками орнамента.

    заставка (небольшая орнаментальная композиция, выделяющая или украшающая начало какого-либо

    раздела книги) часто занимает всю страницу и являет собой художественно - законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка.

    часто в гуслицких книгах с левой стороны страницы встречается причудливое дерево, которое венчает

    птица. Возможно, это не что иное, как изображение «мирового» дерева или дерева жизни. А птица, излюбленный элемент гуслицкой росписи, восседающая обычно на верхушке дерева - символ добра, приносящий добрую весть или подарок.

    А теперь я попрошу проследовать за мной в другой кабинет, где расположен археологический отдел9.

    Первая экспозиция носит название «медное литьё» на стендах которой представлены медные старообрядческие престольные кресты, иконки и складни и нательные кресты старообрядцев. Особенностью этой экспозиции является то, что мужские и женские кресты отличались по своей форме. Отдельные части мужских крестов имеют более прямоугольную форму. Женские крестики имеют более растекаемую, напоминающую листок дерева. В простонародье их так и называли-листики. Каждый крестик имел свою неповторимую символику и орнамент. Так же на стенде представлены кресты Гуслицкого типа изготовления. Летейные мастерские существовали когда-то почти в каждом селе. Конечно Гуслицкое литьё не могло соперничать с поморским, которое отличалось высоким качеством литья, но оно имело свои особенности в орнаменте.

    Далее обратим ваше внимание на стенд, на котором представлена коллекция монет начиная с эпохи Ивана IV- это серебряные копейки, имеющие овальную форму, неофициальное название этих монет чешуйки, скорее из-за своего размера. Далее представлены монеты XVIII века-медные деньга и полушка, монеты эпохи Екатерины II, Александра III, Николая II, замыкают коллекцию монеты советского периода. Главная особенность этой коллекции состоит в том, что все монеты найдены на территории Гуслицкого края.

    Экспонаты следующей экспозиции представляют археологию проживающих на территории Гуслицы племён Финно-Угорской группы. Это Остатки женских украшений колоковидной формы, каменные бусы, фибулы для закалывания одежды, медные браслеты, шейная гривна, височные кольца, которые крепились к головному уборы или вплетались в волосы. Все эти предметы говорят о богатстве материальной и духовной культуры проживающих когда-то здесь племён.

    Экспозиция "Танаис" содержит предметы быта греческих колонистов колонистов: обломки амфор, монеты, точило, тяжёлый фрагмент черепицы, который позволяет понять насколько крепкой должна быть крыша, чтобы выдержать такой вес.

    Замыкает наш обзор экспозиция древнерусских пуговиц, которая содержит подлинный материал пуговиц IX-XIV веков, а также представлены пуговицы от конской сбруи. Дело в том, что пуговица в древние времена была предметом роскоши и культа, её пришивали на рукавах, воротниках. Считалось, что магическая пуговица с нанесённой на неё символикой отпугивает злых духов.
    2. Деревня Устьяново.

    Следующую экскурсию я предлагаю провести в ходе посещения старообрядческого храма во имя Святителя Николы в деревне Устьяново. (церковь-музей начала 20-го века с частью алтаря 16 века).

    Это единственный, имеющий колокольню, старообрядческий храм среди действующих в ОреховоЗуевском районе. Закладка пристройки к храму и колокольни была совершена здесь 20 июня 1910 года. Деревянное здание храма возводилось на средства высокочтимой Феодосии Ермиловны Морозовой, (умершей в 1912 г.) и окончательно было достроено еще при ее жизни в конце 1911 г. На многих московских храмах звонили пожертвованные Морозовой колокола. Усердием потомственной почетной гражданки создавались еще и старообрядческие школы и училища, как, например, училище в деревне Дубровой Запонорской волости (ныне — д. Дуброво Новинского сельского поселения).

    13 июля 1914 г. состоялась закладка уже каменного Устьяновского храма во имя Св. Николы. На торжества прибыли архиепископ Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви Христовой Иоанн с епископом Кирилом одесским, балтским и всей Бессарабии бело-криницкой иерархии, а также два хора певцов с Рогожского кладбища и из Успенского храма, что на Апухтинке в Москве. Под изготовленным шатром на месте постройки храма была совершена литургия, затем молебен и закладка. Первый камень положил архиепископ Иоанн, второй—епископ Кирилл и настоятель храма о. Иаков. По окончании закладки церкви был предложен завтрак в доме строителя Якова Григорьевича Сорокина. Проект строительства составил архитектор Н. Г. Мартьянов10.



    3.Деревня Степановка.

    В этой деревне находится единственный в России мемориальный парк-аллея славы из голубых елей, памятник-монумент землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.



    Из воспоминаний основателя мемориала, директора Степановского краеведческого музея, Почетного гражданина Орехово-Зуевского района Андрияновой У.Г. (1923-2010): «Решением схода был выделен участок 2,08 га с песчаными бедными почвами, у школы-все согласились. За это время я на плане сделала разбивку парка 6x8 м2 . в центре шестиметровые доски, на них две полуоткрытые книги с ФИО и годом рождения и гибели земляка. Всех их я хорошо знала, я же выросла с ними, мне они были как родные. Снег в 1985 лежал долго, и вроде бы было все готово, но молодежь было трудно собрать. Наконец в один из солнечных дней все ребята собрались за хранилищем встречать вернувшегося со службы моряка Звонова Юрия, тут я их и поймала. Ребята охотно откликнулись на наши планы, но Звонов - моряк Балтийского флота, побывавший в Ленинграде, отличился: «Что такое липы, вот бы увековечить память погибших дедов, высадив голубые ели. Вот это была бы «Память». Такого поворота событий я не ожидала, но ребята поддержали его. Солнце пригревало, снег таял с каждым днем, территория парка была разбита на посадочные места. Раев Анатолий Григорьевич привез колья, на которых были написаны имена, в честь кого будет посажено дерево. Всего получилось 10 рядов. В каждом ряду 21 дерево. Схема размещения 6x8 м2 для разбивки парка пригласили лесника Паршина Егора Акифьеча и Бирюкова Сергея, только, что получившего землеустроительный диплом. Разбивку сделали за 2 дня, затем приступили к копке ям. 3 ряда были выкопаны семьей Гереевых. Отец фронтовик Федор Герасимович с сыновьями Константином и Николаем вырыли 63 ямки. С саженцами вопрос до конца не был решен. Поехала в Раменский магазин и там встретила знакомую, когда-то работали агротехниками. Я рассказала ей про свою нужду, а та посоветовала поехать в Вялки на дачи, там жил какой-то дед он 2 раза сдавал в магазин саженцы голубых елей. Но адреса его она не знала. Наступил апрель, но снег еще лежал и таял медленно, это немного успокаивало. С 7 по 14 апреля каждый день ездила в Вялки. Земля была покрыта снегом. Жильцов на дачах еще не было, но осушительные канавы с каждым днем пополнялись талыми водами. 17 апреля я в последний раз решила поехать на поиски этого деда. Осталось несколько дачных участков на которых я не побывала и на этот раз мне повезло. Я зашла за ограду коллективного сада и услышала вдалеке стук, пошла на звуки, но осушительная канава была заполнена водой. Я закричала во весь голос:«Помогите, утонула». Кричала несколько раз. Стук прекратился и прибежал мужчина. Мужчина успокоил меня, узнал о моей нужде и отвел меня на дачу, которую я так долго искала. Деда дома не оказалось, была его жена Надежда Константиновна. Я рассказала ей о том, что меня к ним привело. Надежда Константиновна подтвердила, что саженцы у деда есть, но я их нигде не видела, а когда мы вышли на крыльцо, то справа лежал снег, а из-под снега торчали макушки 3-5 см голубых елей. У меня о радости перехватило дыхание, я легла на снег рядом с саженцами и зарыдала. Тут-де подъехал дед, перепугался застав такую картину, поднял меня, и долго не мог успокоить. Договорились, что они отдадут мне 100 штук саженцев в долг, без денег, а остальные 100 шт. осенью после оплаты. Просили приехать 24 апреля, когда сойдет снег. Так и сделали. Директор совхоза Титовский Лобанов В.Д. дал машину и мы привезли саженцы. 25 апреля директор Абрамовской школы выделил учеников 5 класса: Богомолову Галю, Селину Наташу, Макеева Алексея, Селина Володю- лучших ребят из второй фольклорной группы. Ямки для посадки рыли ночами. Кто копал я до сих пор не знаю, т.к. старообрядцы делали все от души и по правилам.

    Ребята пришли к 8 утра и работали до 8 вечера, посадили 100 саженцев голубых елей, работали без перерыва, очень устали, уже не могли к вечеру держать лопату в руках, и лежа засыпали саженцы руками, но от помощи родителей отказывались. Закончили работу со слезами на глазах от усталости, родители увели их домой».



    4. Рудня-Никитская.

    Здесь я предлагаю посетить деревянную летнюю церковь Рождества Богородицы с шатровой колокольней. В куполе храма роспись второй половины XIX века. Памятник культуры деревянного зодчества федерального значения11.

    "…впервые в летописях село Рудня-Никитское упоминается как "погост в Раменце у речки Рудни" в 1626 году. Затем появляется запись, что в 1710 году на погосте стояла церковь "деревянная, рубленая, клетци, об одной главе". По всей вероятности она не сохранилась. Либо это упоминается о церкви Рождества Христова — зимней, что стоит рядом. Дата строительства церкви Рождества Богородицы — 1782 год. Ее называют летним храмом и описывают так: "Деревянное рубленое здание типа "восьмерик на четверике" с небольшой трапезной, граненым алтарным прирубом и боковыми крытыми папертями поставлено на высокий подклет. К западу от церкви находятся шатровая колокольня, некогда стоявшая отдельно, и лишь в XIX в. при возобновлении храма объединенная с ним помещением новой обширной трапезной. При этом была разобрана западная паперть, здание снаружи, а теперь с внутренней стороны обшиты тесом, выстроены южное и западное крыльца...

    Храм перекрыт невысоким шатром, трапезные — ложными сводами. Стены, внутри отесанные и потолки оклеены холстом и окрашены маслом. В куполе храма — роспись второй половины XIX в. Иконостас с иконами выполнен в стиле классицизма..."

    Про церковь Рождества Христова сказано, что она — "теплая, поставлена в первой четверти XVIII века, частично перестроена в XIX веке. Деревянный рубленый, обшитый тесом храм клетского типа под двускатной кровлей завершен одной главой на массивном кубическом трибуне. Здание без подклета. К основному четверику по продольной оси примыкают граненый алтарь и трапезная XVIII в. Боковые приделы и западный притвор с крыльцом пристроены в XIX в. Перекрытия во всех помещениях балочные. Наружные балки в храме и трапезной покрыты орнаментальной росписью, выполненной маслом. Пониженные перекрытия приделов обиты фанерой и окрашены, как и стены, масляной краской". Храмы являются памятниками культуры и архитектуры федерального значения, поставленными на учет почти четверть века тому назад. За долгие годы существования известно, что храм закрывался и действовал единожды — во времена сталинских репрессий. В остальные времена он жил полнокровной размеренной жизнью православного храма, в который миряне приходили молиться, здесь совершались богослужения и требы.

    Существует такое предание. Якобы здесь был монастырь, который разорили поляки-интервенты. Но храм, чтобы избежать осквернения, ушел под землю целиком. И если в тихую летнюю погоду в праздничные дни приложить ухо к земле, то можно услышать мелодию колокольных звонов, которые доносятся из ушедшего под землю храма. Они вплетаются в праздничный перезвон колоколов церкви Рождества Богородицы и будят в воображении особенные торжественно-светлые чувства, которые переполняют душу. И будто звоны подземельные слышны только людям, особенно отмеченным — благочестивым и добрым. Это предание рассказывают по-разному, но всегда красиво и необычайно поэтично".



    5. Место древнего старообрядческого монастыря (близ Белива).

    Эта экскурсия будет проходить по месту старообрядческого поклонения, где в XVII веке стоял монастырь, с остатками пруда, колодца, захоронениями, самодельно-мемориальными стелами, Который возглавлял о. Леонтий. Также я предлагаю посетить могилы местночтимых святых старцев Леонтия и Иосифа. Место захоронения архимандрита о. Геронтия12.


    Год от года монастырь, покровительствуемый помещиками Лопухиными, на земле которых он был построен, рос с невероятной быстротой. Число братии достигло более 150 человек. Явилась крайняя необходимость увеличить, как число построек для братии, так и воздвигнуть новый более обширный храм для богослужения. Были выстроены: монастырская гостиница, здание для школы славянского чтения и крюкового пения, здание для библиотеки и проч. Библиотека при монастыре существовала до самого разорения монастыря.

    Быстро был выстроен храм и освящен в честь Введения в церковь Пресвятыя Богородицы. Этот храм существовал до самого разорения монастыря, последовавшего в царствование Императора Николая 1-го.

    Одной из больших заслуг монастыря перед старообрядческим миром является монастырская школа славянского чтения и крюкового пения, которая существовала при монастыре более 100 лет


    1. Гуслицкий монастырь (г. Куровское).

    Предлагается посетить Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский мужской монастырь (основан 1858-1859 гг. для борьбы с расколом (старообрядчеством) отцом Парфением на месте древнего Погоста Спас-на-Мошеве.

    Реликвии: чудотворная икона Спаса Нерукотворного, чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, храм Преображения, трапезный корпус, древние ворота, колокольня и другие13.



    1. Курганы славян-вятичей.

    В заключение экскурсии, я предлагаю посетить захоронения славян-вятичей около XII-XIII века около деревни Анциферово14, которые представлены курганным ансамблем. Также пользуясь возможностью, экскурсию можно разбавить отдыхом на природе (пикником), наслаждаясь свежим воздухом.

    Раскопками в данной местности, начиная с 1950-60-х гг., занимались видные археологи Р.А.Розенфельд, В.В.Сидоров, А.Е.Кравцов и другие. Материалы раскопок находятся в Московском областном краеведческом музее (г. Истра), Государственном историческом музее, Музее истории и реконструкции Москвы.



    Заключение.

    В заключение хочется отметить, что в России много культурно-исторических мест, которые заслуживают особого внимания. Эти уникальные народные памятники могут многое поведать о судьбе жителей того или иного региона, или дополнить историческую эпоху интересными фактами, которые порой расплываются на фоне общего исторического потока. Интерес к истории своей местности может быть понят, тогда, когда человек сам сможет побывать там, где творятся события эпохи. Поэтому такие экскурсии являются необходимой частью просвещения подрастающего поколения и не только. Данный маршрут может быть дополнен, так как на территории Южной части Орехово-Зуевского района существует помимо культурных, большое количество природных объектов, вызывающих интерес.



    Список используемой литературы

    1. Е.А. Агеева Гуслица // Православная энциклопедия. Том 13.

    2. У.Г. Андриянова Здания и сооружения, которые должны быть на контроле государства. // Альманах Гуслицы. Выпуск 3. Ильинский Погост, 2006.



    1. Гуслицы. Историко-краеведческий альманах. Ильинский Погост, выпуски 1-10. Ильинский Погост, 2004-2013.

    Выпускаемый нашей школой историко-краеведческий альманах «Гуслицы» (в 2010 году вышел в свет 8-ый выпуск) ставил и ставит задачу быть источником достоверной научной информации по истории и культуре гуслицкого края и близлежащих территорий, предоставляя свои страницы всем, кто интересуется этой темой. На страницах нашего альманаха можно найти информацию о современной жизни нашего края. Его материалы используются нами и для формирования экскурсионных текстов.

    1. Гуслица старая и новая. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Куровское, 29-30 октября 2003 года).

    2. Ю.А. Карякин Описание возможного экскурсионного маршрута по южной части Орехово-Зуевского района (Гуслица). // Альманах Гуслицы. Выпуск 2.Ильинский Погост, 2005.

    3. С.С. Михайлов Размышления над Гуслицами экскурсионными. // Альманах Гуслицы. Выпуск 2.Ильинский Погост, 2005.

    4. Прот. О. Пэнэжко Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 1. Ликино-Дулёво. Дрезна. Куровское и сёла. Владимир, 2007.

    Интернет-ресурсы:

    1. Гуслицкое краеведение (на сайте Ильинской средней школы) http://ilschoolguslicy.ru/guslickoe-kraevedenie/

    2. Богородск-Ногинск. Богородское краеведение - История Богородского уезда Московской губернии. bogorodsk-noginsk.ru/

    Приложение.

    1. Месторасположение С. Ильинского Погоста на карте Московской области.

    Карта маршрута.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Проект-экскурсия «Золотое кольцо Гуслицкого края»