• Сроки реализации проекта
  • Цель
  • Материал и оборудование - музыка
  • Техническое средство обучения
  • Ожидаемые результаты проекта
  • Планирование работы над проектом
  • 1.Рсширение ориентировки в окружающем.
  • 3.Игры с дидактическим материалом.
  • 4.Игры со строительным материалом
  • 6.Чтение художественной литературы.
  • Формы взаимодействия с семьей.
  • Конспект совместной деятельности детей, родителей, педагогов в сотрудничестве с музеем истории города Волхова на тему: «Масленица»
  • Материалы, атрибуты, оборудование, костюмы
  • Ход совместной деятельности
  • Инсценировка песни «Пошла Млада за водой»
  • «Во поле орешина» (хороводная песня) Весна-красна: А теперь будем играть, Масленицу зазывать. Игра «Карусель» Под музыку в зал вбегает Баба Яга на метле.
  • Первая частушку поёт Баба Яга. Дети исполняют частушки.
  • Совместный оркестр детей и родителей Б.Я: Да, весело у вас, НЕ ЖИТЬЁ, А МАСЛЕНИЦА! А вы знаете пословицы о блинах, Масленице Аукцион пословиц
  • Игра – пляска с родителями и детьми «Плетень»
  • «Кто быстрее перенесёт дрова»
  • «Кто быстрее напечёт блины»
  • Песня «Блины» - инсценировка

  • Скачать 163.2 Kb.


    Дата11.02.2019
    Размер163.2 Kb.

    Скачать 163.2 Kb.

    Проект недели «Масленица блиноедка»



    Проект недели «Масленица – блиноедка»

    Участники проекта:

    Дети – старшей группы 5-6 лет

    Воспитатели старшей группы.

    Родители.

    Музыкальный руководитель

    Инструктор по физической культуре



    Старший научный сотрудник Музея истории г.Волхова

    Сроки реализации проекта – одна неделя.

    Тип проекта:

    • по числу детей – групповой, одновозрастной (принимали участие дети старшей группы);

    • по доминирующему методу – игровой, творческий;

    • по образовательным областям – интегрированный («Социально-коммуникативное развитие»,«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

    • по продолжительности – средней продолжительности.


    Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

    Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

    Задачи:

    • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

    • Обогащать духовный мир детей.

    • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

    • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

    • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.


    Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

    Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

    Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги.

    Костюмы для детей: русские сарафаны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

    Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

    Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).

    Электронная презентация: «Широкая Масленица»

    Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, видеопроектор, фотоаппарат, ноутбук.

    Спортивное оборудование: канат, конусы, ходули, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

    Музыкальный репертуар:

    Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Во поле орешина» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши

    Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Карусель» рус. нар. мел. «Горелки» р.н.м.

    Ожидаемые результаты проекта:

    • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

    • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

    • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.



    Планирование работы над проектом:

    • проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;

    • распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

    - выбор декораторов (помощь в оформлении);

    - выбор затейников (для организации игр).



    • работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

    • выбор формы реализации проекта.

    • помощь в подборе музыкального сопровождения.

    • разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.

    • организация места проведения праздника.

    • проведение инструктажа по технике безопасности.


    Достигнутые результаты

    Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

    Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

    Материалы к проекту:

    1. План проведения проекта «Масленица – блиноедка».

    2. Приложение:


    • Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника).

    • Перечень спортивных игр-забав.

    • Масленичные частушки.

    • Фотографии недели Масленица-блиноедки.

    Используемая литература:

    Материалы из периодических изданий

    1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

    2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

    3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

    4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

    5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

    6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

    7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

    8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

    Интернет - источники

    7. Режим доступа: http://www.strana-sovetovHYPERLINK "http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html".com/…days/3840-maslenitsa-games.html

    8. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

    Основные этапы реализации.

    1 ЭТАП. Организационный.

    1.Подготовка материалов для организации творческой, познавательной, сенсорной деятельности с детьми.

    РАССМАТРИВАНИЕ: - иллюстраций «Праздник масленица»

    -Рассмотреть с детьми одежду на кукле, одетую в праздничную, старинную одежду.

    -Рассматривание картины «Масленичная неделя»

    -предметов старины: коромысло, ушат, рукомойник и т.д.

    БЕСЕДА:

    -свободное общение: «Как пекут блины»



    -«Масленица»

    - «Правила поведения во время сжигания масленицы»;

    РАССКАЗЫВАНИЕ:

    -Крылатый, мохнатый да масленый»

    ЗАУЧИВАНИЕ:

    -пословиц, поговорок о масленице: «Не житье, а масленица»

    « Блин, не клин, живота не расколет»

    ЧТЕНИЕ:


    -закличек;

    -потешек о масленице;

    2. Составление перспективного плана реализации проекта;

    3.Сотворчество детей и родителей, педагогов : Праздник « Масленица»;

    План реализации проекта.


    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    ЗАДАЧИ.

    1.Рсширение ориентировки в окружающем.

    Беседа: «Как пекут блины», «Правила поведения во время сжигания масленицы», «Сушка лекарственных трав на печи», «Масленица»

    Игровая ситуация «В гости к нам пришла масленица»

    Рассматривание иллюстраций «Праздник масленица»; картины «Масленичное веселье»


    Расширить знания детей о русском празднике «Масленица»

    Развивать познавательный интерес детей игровые ситуации.



    2.Развитие движений.

    «Кто быстрее на метле»

    «Карусель»

    «Горелки» «Плетень» «Кто быстрее перенесет дрова»

    «Ловись рыбка большая и маленькая»

    «Горшки», «Гори, Гори ясно»


    Упражнять детей в беге и ходьбе не наталкиваясь друг на друга. Развивать желание детей двигаться, играть в подвижные игры.

    3.Игры с дидактическим материалом.

    «Добавь словечко»; «Что из чего сделано?»; лото «Славянская семья»; «Наряди куклу»; « Как люди жили на Руси»




    4.Игры со строительным материалом


    Строительные игры «Старинное поселение»

    Учить детей сооружать постройки по схеме. Развивать желание строить самостоятельно. Воспитывать умение аккуратно обращаться со строительным материалом.

    5.Речевое развитие.

    Свободное общение «Как пекут блины»

    Пальчиковая гимнастика «Лепешки»



    Активизировать и обогащать словарь детей. Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный вход и длительный выдох через нос. Развивать мелкую моторику рук.

    6.Чтение художественной литературы.

    Рассказывание «Крылатый, мохнатый да масленый»

    Заучивание пословиц, поговорок , песенок о масленице.



    Учить внимательно слушать литературные произведения. Развивать желания повторять за воспитателем отдельные слова и фразы. Побуждать детей эмоционально откликаться на прочитанное произведение.

    Музыка.

    Рус.нар. песня «Блины»; Рус. Нар. Песня «Во поле орешена» ; Рус. Нар. Песня «Пошла Млада за водой»

    Слушание А. Монов «Масленица»

    Хороводные песни «А мы просо сеяли»


    Учить детей слушать музыку, подпевать, выполнять танцевальные движения. Развивать интерес к музыке, движениям. Развивать активность детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

    2.Этап. Продуктивный

    Цель: Формирование знаний о масленице.



    Формы взаимодействия с семьей.

    1.Информационно – наглядный материал на тему Масленичное веселье»

    2.Создание коллекции на тему «Веселые блинчики»

    3.Совместная деятельность детей, педагогов, муз. Руководителя праздник «Масленица»

    Методические приемы.


    СЛОВЕСНЫЕ

    НАГЛЯДНЫЕ

    ИГРОВЫЕ

    Практические

    МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

    Беседа; свободное общение; чтение худ. Литературы; вопросы к детям.

    Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, альбомов.

    Сюрпризные моменты;игровые ситуации, игровая деятельность детей

    Экспериментирава-ние, продуктивная деятельность.

    Создание проблемных ситуаций в процессе непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей.

    3.Этап. Заключительный.

    Итоговым мероприятием проекта стал праздник «Масленица»

    Вывод: Во время работы над проектом происходило актив ное развитие детей. Они узнали много традиций нашего народа, много русских народных игр и песен. Произошла активизация речи детей за счет слов прилагательных. Родители стали более заинтересованно относиться к проблеме познания ,развития детей.

    Перспектива: Продолжать работать над расширением детского кругозора. Активно привлекать родителей к совместной деятельности.



    Конспект совместной деятельности детей, родителей, педагогов в сотрудничестве с музеем истории города Волхова на тему: «Масленица»

    Дата проведения: 16 февраля 2015 г.


    Дети, родители старшей группы

    Музыкальный руководитель: Николаева И.Б.

    Зимушка-зима: ИвановаН.А., воспитатель

    Весна – красна: Потехина Т.И., воспитатель

    Емеля: Степанова А.Л., инструктор по физической культуре

    Баба Яга: Власова Н.И., старший научный сотрудник Музея истории г. Волхова



    Цель: Способствовать активному взаимодействию с родителями в процессе совместной деятельности, приобщать к истокам русской народной культуры.

    Задачи:

    • Познакомить с традициями празднования русского обрядового

    праздника «Масленица».

    • Активизировать совместную деятельность детей, родителей,

    педагогов в процессе совместных игр, забав, аттракционов.

    • Воспитывать интерес к русской народной культуре.


    Предварительная работа:

    • Цикл совместных мероприятий с Музеем истории города.

    • Разучивание хороводных песен, инсценировок, частушек, обучение русским народным играм.

    • Чтение р.н. сказки «По щучьему веленью».

    • Подбор родителями частушек, пословиц, поговорок о блинах, Масленице.


    Материалы, атрибуты, оборудование, костюмы:

    Русские народные костюмы для детей, костюм Зимы, Весны, Бабы Яги, Емели, сумка, гусли, дудка, метла, печь, чучело Масленицы, пенёк, вёдра, коромысло, карусель, 8-10 кеглей, 2 сковороды, 2 набора «блинов» из ткани, 4 обруча, 12 деревянных поленьев, 3 подноса, рушник, самовар, блины.


    Ход совместной деятельности:

    Дети входят в зал под музыку «Пришли скоморохи», танцуют, садятся на стульчики рядом с родителями.

    Зимушка-зима: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые родители!

    Весна-красна: Добрый вечер, гости дорогие!

    Зимушка-зима: К сожалению, завершается зима. День ото дня становится светлее. Всё чаще светит солнце. Снег тает от солнечных лучей. А ведь совсем недавно вы радовались первому снегу, встрече зимы. Много весёлых затей я вам подарила: санки, горки, снежки. Приглашаю всех детей на зимний танец.

    «Зимушка – зима» - муз., слова Кустовой.
    Весна-красна: После зимы холодной приходит Весна красная. А встретить её нам поможет праздник Масленица. В народе его называют широкой Масленицей. Масленица – самый весёлый предвесенний праздник, длится он целую неделю. В эти дни все угощают друг друга блинами, катаются на горках, строят снежные крепости и веселятся – играют, поют, танцуют. Кто готов позвать Масленицу?

    Девочка: Всю неделю мы не пряли, Масленицу поджидали!

    В гости зазывали, на горе её встречали!

    Мальчик: Снежком гору посыпали, на саночках раскатали,

    Будь горушка ледяная, приходи, Масленица, дорогая!

    Дети везут чучело Масленицы, впереди «лошадка», поют припевку «Едет Масленица дорогая», усаживают её на пенёк.


    Весна-красна: Здравствуй, Масленица, праздник проводов зимы холодной и встречи весны ясной.

    Дети, родители, давайте поздороваемся с Масленицей. Я начну, а вы повторяйте вместе со мной.

    Дорогая гостья, Масленица!

    Авдотья Изотовна,

    Дуня белая,

    Дуня румяная,

    Коса длинная, трёхаршинная,

    Лента алая, двухполтинная,

    Платок беленький, новомодненький,

    Шуба синяя, латки красные,

    Лапти частые, головастые.

    Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.


    Зимушка-зима: Хороша девица, а у нас есть лучше…

    Наша Олеся подрастёт,

    Олеся силы наберёт,

    Будет по воду ходить,

    Вёдра красные носить.
    Инсценировка песни «Пошла Млада за водой»
    Весна-красна: Эй, ребята, собирайтесь, поскорее наряжайтесь,

    Будем хоровод водить, чтобы зиму проводить!


    «Во поле орешина» (хороводная песня)
    Весна-красна: А теперь будем играть, Масленицу зазывать.

    Игра «Карусель»
    Под музыку в зал вбегает Баба Яга на метле.
    Б.Я: Поклон вам, люди добрые! А вот и я – Масленица. Привет вам от Лешего. Тьфу ты, от лета! Встречалась я с ним на болоте. Тьфу ты, в полёте! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Хотите со мной поиграть?
    «Кто быстрее на метле»

    На полу расставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли.


    Весна-красна: Как же так, у нас своя Масленица есть (показывает на чучело), а ты кто такая?

    Б.Я: Как кто такая? Масленица Я! У меня и гусли и дудки есть, песни, пляски, игры я знаю и даже загадки отгадывать умею!

    Зимушка – зима: Загадки, говоришь, отгадывать умеешь. Тогда отгадай мою загадку.

    Тётушка крутая, белая да седая, в мешке стужу несёт,

    Сугробы наметает, добром землю устилает.

    Б.Я (подбоченившись): Это Бабушка Яга!

    Зимушка-зима: Дети, кто это? (зима)

    Весна-красна: Попробуй отгадать и мою загадку.

    Заря-зарница, красная девица, травку выпускает, росу настилает.

    Еду стороной с сохой, бороной, с ключевой водой.

    Б.Я: Это Бабушка Яга!

    Весна-красна: Дети, кто это? (весна).

    Б.Я: Ну, ладно, загадки я научусь отгадывать. А знаете ли вы частушки?

    Ребятушки-веселушки, запевайте-ка частушки!

    Начинайте поскорей, чтобы было веселей!

    Первая частушку поёт Баба Яга.
    Дети исполняют частушки.
    Начинаем петь частушки,

    Просим не смеяться,

    Тут народу очень много,

    Можем растеряться.


    Выйду, выйду я плясать

    В новеньких ботинках.

    Все ребята говорят,

    Что я как картинка.
    Я надену бело платье,

    Буду я красавица,

    Пусть лентяи не подходят,

    Пока не исправятся.


    Самовар, самовар, золотая ножка!

    Я посеяла горох – выросла картошка!


    Я работа, я работа,

    Я работать не боюсь –

    Если правый бок устанет,

    Я на левый повернусь!


    На гулянье собирался –

    Мама супу налила.

    А с гулянья возвратился –

    Подзатыльников дала.


    А мы волховски ребята,

    Мы нигде не пропадём.

    Если надо мы станцуем,

    Если надо мы споём.


    Ох, кончаем петь частушки

    До другого вечера.

    Вы – сидите до утра,

    Коли делать нечего!

    Б.Я: А родители знают частушки, выходите, да детей не подведите.
    Б.Я: Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! С родителями выходите, нам оркестр покажите!
    Совместный оркестр детей и родителей
    Б.Я: Да, весело у вас, НЕ ЖИТЬЁ, А МАСЛЕНИЦА! А вы знаете пословицы о блинах, Масленице?

    Аукцион пословиц
    Б.Я: Знаю я разные игры – для шутки, для смеха: направо – забава, налево – потеха! Хотите поиграть?

    Р.н. игра «Горелки»
    Дети и родители выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Баба Яга стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим и говорит: Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    И раз, и два, и три.

    Последняя пара беги!

    При слове беги пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Баба Яга тоже стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
    Б.Я: Эй, карету! Уезжаю. (Подают Б.Я. метлу). Метла, ступай, в избушку улетай! («Улетает» на метле).
    На печи едет Емеля и поёт.
    Емеля: Получил вчера по почте приглашенье от ребят,

    Взял гармошку, сел на печку и поехал в детский сад.

    Был я парень простоватый, сидел дома на печи.

    Не любил ходить работать, а любил, есть калачи.

    Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня нарядные, я вот тоже нарядился…

    А хотите, расскажу, как я поймал в реке щуку?

    Пошёл я зимой за водой на речку, зачерпнул воды из проруби.

    Батюшки, а там щука! Схватил её, а она и говорит человеческим голосом:

    «Отпусти, Емеля, обратно в речку, исполню все твои желания»

    Емеля (поёт) – Как поймал в реке я щуку, жить мне стало благодать.

    Вам, друзья, такую щуку я советую поймать.

    Я теперь на печке езжу и не надо мне коня!

    Ай, да, печка, чудо печка, чудо печечка моя!

    Что за печка у Емели удивляется народ:

    Сама варит, сама пляшет, сама песенки поёт.

    Емеля: По щучьему велению, по моему хотению, печка, пляши!


    Пляска Емели на печке.

    Емеля: А вы плясать умеете?

    Весна-красна: Пляска русская у нас начинается сейчас. Чей плетень быстрее соберётся?

    Игра – пляска с родителями и детьми «Плетень»

    Емеля: Ребята, скоро Масленица, надо бы блинов напечь. Чтобы блины напечь, сначала надо печь растопить. А мне неохота, лень. Поможете мне?

    Игра с родителями «Кто быстрее перенесёт дрова»
    Участники встают в две команды. Каждый берёт по 1 полену из обруча и несёт в обруч на противоположной стороне. Побеждает команда, которая быстрее перенесёт все поленья.
    Игра с родителями «Кто быстрее напечёт блины»
    Участники встают в две команды. Взрослый кладёт блин на сковороду, ребёнок относит сковороду с блином на стол, кладёт блин на поднос, возвращается обратно. Побеждает команда, которая быстрее перенесёт все блины и аккуратно сложит их на поднос.
    Емеля: Вот молодцы! И печь мою растопили и блинами угостили! Можно и домой возвращаться. До свидания, мне пора, уезжаю со двора! (Емеля на печи уезжает).
    Весна-красна: Дорогая наша, Масленица, Авдотья Изотовна! Угощала ты нас маслом, калачом и вкусным блином!

    Песня «Блины» - инсценировка

    (Девочка на подносе несёт блины, поёт последний куплет)


    Весна-красна: Ну что за блины! Румяные, масляные, крупинчатые и рассыпчатые! Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте с пылу, с жару!
    Чаепитие с блинами в группе.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Проект недели «Масленица блиноедка»

    Скачать 163.2 Kb.