• Программа актуальна
  • Педагогическая целесообразность
  • Целью программы
  • Организация учебно-воспитательного процесса.
  • Методы
  • Материально-техническое обеспечение программы.
  • Прогнозируемые результаты.
  • V . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативно – правовые документы

  • Скачать 251.91 Kb.


    Дата24.08.2018
    Размер251.91 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 251.91 Kb.

    Программа актуальна






    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время проблема развития детского творчества является одной из наиболее актуальных. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает воображение, творческий потенциал ребенка, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.

    Творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития способностей обучающихся. Обучающиеся, впервые пришедшие на занятия, не владеют перспективными способностями передачи пространства и формы, не знают светотени. Рисунок их кажется плоским. Задача педагога - развивать наблюдательность обучающихся, способность живо откликаться на события жизни и первичное освоение художественных материалов. Также важно развивать осознанное отношение обучающихся к окружающему миру и умение выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами, умение видеть в природе многообразие формы и цвета, ценить красоту простых и обыденных явлений.

    Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» способствует освоению первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества.

    Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность обучающимся реально открывать для себя волшебный мир изобразительного и декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Существует большое количество образовательных программ в системе дополнительного образования. За основу взята общеобразовательная программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» Филипповой О.Н.- педагога с высшей квалификационной категории, отличник образования Республики Башкортостан. Также просмотрены программы Булдаковой И.А. г. Москва «Изобразительное искусство», «Основы изобразительного искусства» Волобуевой И.И.

    Программа имеет художественную направленность, модифицированная. Программа способствует формированию художественного кругозора и приобретению опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, совершенствованию эстетического вкуса, умению работать разными художественными материалами.



    Новизной  программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, так как жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы  творческие  личности,   обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

    Педагогическая целесообразность программы заключается в приобретении необходимого набора знаний, умений и навыков, позволяющих обучающимся впоследствии применять их для практической прикладной деятельности в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно, осознанно подойти к выбору будущей профессии.

    Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся средствами изучения различных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных качеств личности.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    - подготовка к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению на практике;

    - приобретение умений и навыков в области рисования, декоративно-прикладного и народного искусства в ходе работы с различными материалами и инструментами: красками, кистями, глиной, бумагой, тканью и т. Д.;

    формирование у детей представления о различных видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, декоративно-прикладном искусстве, народном художественном творчестве;



    Воспитательные:

    - воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия;

    - гражданских и духовно-нравственных качеств.

    - формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и


    уродливое;

    Развивающие:

    - развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

    -познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, творческой
    фантазии;

    - развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

    -коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в
    группе, сотрудничество, общение.

    Организация учебно-воспитательного процесса.

    Данная программа предполагает обучение детей 6-13 лет (младший, средний и старший школьный возраст), рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч.), и 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч.).


    Обучение по программе представляет сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, что воспитывает у учащихся взаимное уважение, умение работать в группе, развивает способность к самостоятельному творческому поиску и ответственность за свою работу, от которой зависит общий результат.

    Основное внимание в программе уделяется декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира.



    Методы: словесный (беседы), наглядный (демонстрация наглядных пособий),

    практический метод (практикум, самостоятельная работа), игра.



    Формы занятий: экскурсия, выставка, практикум, виртуальное путешествие, конкурс, сказка.

    В основе методики преподавания курса лежит информационно-коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, проектная технология, технология развивающего обучения, гуманно-личностную, технологию коллективной творческой деятельности, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. Применяются игровые технологии на занятиях в комплексе с другими методами и приёмами организации занятий, которые помогают увидеть индивидуальность детей, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции,  то есть создать  благоприятный эмоциональный настрой занятия.

    Индивидуальный подход в работе создает благоприятные возможности для развития склонностей и дарований детей, помогает раскрыться и утвердиться замкнутому, неуверенному в себе ребенку.

    Основные принципы творческой деятельности:


    • творчества (воспитание и развитие художественных способностей детей);

    • научности (знания о форме, цвете, композиции и др.);

    • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

    • поэтапный (последовательность обучения);

    • динамичности (от простого к сложному);

    • сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, материала);

    • выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

    • сотрудничества (совместная работа в группах, с родителями);

    Организация контроля.

    Освоение программы предусматривает проведение текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.



    1. Вводный контроль проводится с обучающимися 1-го года обучения с целью установления исходного уровня знаний, умений, навыков перед началом образовательного процесса.

    2. Текущий контроль освоения программного материала проводится с целью выявления педагогом качества освоения содержания программного материала в процессе обучения (по темам, разделам, блока) дополнительной общеобразовательной программы.

    3. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом дополнительной общеразвивающей программы учебного полугодия, учебного года в целях определения соответствия знаний и умений прогнозируемым результатам. Промежуточная аттестация обучающихся проводится 2 раза в год (декабрь, апрель-май). Результаты промежуточной аттестации заносятся в индивидуальную карту контроля уровня обученности обучающихся.

    4. Итоговая аттестация проводится по завершению освоения дополнительной общеразвивающей программы.

    5. Уровень воспитанности детей определяется в начале и в конце учебного года при помощи тестирования, наблюдений по по следующим показателям: отношение к познавательной деятельности, отношение к обществу, отношение к ЗОЖ, отношение к себе. Результаты уровня воспитанности фиксируется в карте контроля воспитанности.

    Методы контроля: тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ, зачет.

    В конце учебного года проводятся выставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства и авторские выставки наиболее способных и одоренных обучающихся.



    Материально-техническое обеспечение программы.

    Для реализации программы необходим просторный кабинет, с естественным и искусственным освещением, с соответствующей мебелью.

    Техническая оснащенность: наглядные пособия; работы декоративно-прикладного творчества; стенды - постоянные, сменные; карточки с образцами росписи; книги, журналы, листы – пособия по изобразительному искусству; кисти различной величины; карандаши, фломастеры, пастель, уголь, цветные мелки картон, цветная бумага, бумага для акварели, пастели, гофробумага, природный материал и т.д.

    Прогнозируемые результаты.

    В конце первого года обучения обучающийся должен знать:



    • основы цветоведения (знать основные цвета, получить знания о цветовом круге (деление цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов),

    • что такое рисунок, живопись, скульптура, архитектура, а так же: натюрморт, портрет, пейзаж, иллюстрация, декоративно-прикладное искусство.

    • Знание работы с природным материалом, картоном и цветной бумагой, тканью,

    • Иметь знания в области росписи.

    Обучающийся должны уметь:

    • стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке форму, пропорции, общее строение и цвет предметов; использовать формат листа в соответствии с задачей и сюжетом; использовать навыки компоновки; применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов; передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции,

    • составлять аппликационные композиции из разных материалов, владеть основами декоративно-прикладного искусства.

    • лепить фигурки животных, рельефные композиции; составлять аппликационные композиции из разных материалов.

    Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологией и социальной сферы.

    V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Нормативно – правовые документы:

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

    4. Целевая программа «Развитие образования Республики Башкортостан на 2012-2017годы».

    5. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г.№1726-р.

    6. Конвенция о правах ребёнка.

    7. СанПиН 2.4.4.3172-14.

    8. Устав МАОУ ДОД ЦРТДиЮ.




    1. Основной список:

    1. Барышева Т.А. Как воспитать в ребенке творческую личность.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2014.

    2. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.

    3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста.- Москва: ТЦ Сфера, 2015.

    4. Каменов В.С. Художественное наследие и современность.- Москва: Изобразительное искусство, 2012.

    5. Кукушкин В.С. Музыка, архитектура и изобразительное искусство.- Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2014.

    6. Михалева. С.В. Лепка глиняных игрушек.- Волгоград: Учитель, 2013.

    7. Павлова. О.В. Изобразительная деятельность.- Волгоград: Учитель, 2013.

    8. Свиридова О.В. Изобразительное искусство.- Волгоград: Учитель, 2014.

    9. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 2014.

    10. Топалова Е.П. Художники с пеленок.- М.: Айрис пресс, 2014.

    11. Федотова И.В. Поурочные планы 1 и 2 классы. - Волгоград: Учитель, 2011.




    1. Дополнительный список:

    1. Бушкова Л.Ю. Поурочные планы по изобразительному искусству.- М.: Вако,2010.

    2. В.Блейк. Как начать рисовать.- Минск: Попурри, 2010.

    3. Гущин Н. Хохломской художник.- Семино: АОЗТ ТПО, 2011.

    4. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство.- Волгоград: Учитель, 2010.

    5. Живопись Древней Руси.- Ленинград, 2010.

    6. Ивлева Г.А, Данильченко Л.А., Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи.- Ростов-на Дону: Феникс, 2012.

    7. «Коллекция идей».- Москва, 2011., 2015.

    8. К.Найс. Рисуем тушью и ручкой.- Минск: Попурри, 2010.

    9. К.Хайт. Анатомия для художника.- Минск: Попурри, 2010.

    10. Милотворская М.Б. История русского искусства.- Москва: Изобразительное искусство, 2010.

    11. Сокольникова Н.М. Живопись.- Обнинск: Титул, 2010.

    12. Сокольникова Н.М. Рисунок.- Обнинск: Титул, 2010.

    13. Сокольникова Н.М. Композиция.- Обнинск: Титул, 2010.

    14. Филиппова С.Н. - Изделия из кожи. М.:АСТ Сталкер, 2014.

    15. «Хохломская роспись».- Семеново, 2010.

    16. Чекризова Е. Кожа. Техника, приемы, изделия.- Москва: АСТ - пресс, 2014.

    17. Чуянов C. Городецкие праздники.- Н.Новгород: Арника, 2010.

    18. Шахова Н.В., Дмитриева Н.А.- Кожаная пластика. - Москва: АСТ Сталкер, 2014.

    19. «Юный художник».- Москва, 2010.




    1. Интернет – ресурсы:

    1. Ларина В. История развития композиции / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shedevrs.ru/kompoziciya/321-istoriya-kompozicii.html.

    2. Лихачева О. Выразительные средства композиции / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://designinfoline.ru/?p=260.

    3. Платонова М. Воздействие цвета на человека и его психику / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://photo-element.ru/analysis/color2/color2.html.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа актуальна

    Скачать 251.91 Kb.