Скачать 168.36 Kb.


Дата02.05.2018
Размер168.36 Kb.
ТипРешение

Скачать 168.36 Kb.

Программа «Чистая вода»





"УТВЕРЖДАЮ"

Руководитель Росгидромета

_____________________ А.В. Фролов

" " 2011 г.


"СОГЛАСОВАНО" "СОГЛАСОВАНО"

Председатель Подкомитета ГД ФС РФ Президент Академии инженерных наук

по проблемам устойчивого развития России им. А.М. Прохорова, Директор ИРЭ им.

_____________ академик М.Ч. Залиханов В.А. Котельникова РАН

" " 2011 г. _____________ академик Ю.В. Гуляев

" " 2011 г.
"СОГЛАСОВАНО" "СОГЛАСОВАНО"

Руководитель Департамента природопользования Директор Института общей физики им.

и охраны окружающей среды г. Москвы А.М. Прохорова РАН

_________________А.О. Кульбачевский __________член-корр. РАН И.А. Щербаков

" " 2011 г. " " 2011 г.
"СОГЛАСОВАНО"

Председатель Экспертного Совета (ЭС) по актуальным

научно-техническим и социально-экономическим

проблемам при Заместителе Председателя ГД ФС РФ

_____________д.э.н. В.А. Лисичкин

" " 2011 г.



Решение и рекомендации

Совещания–семинара по проблемам мониторинга и нейтрализации

вредного влияния приземного озона

(22–23 июня 2011 г., Тарусский филиал ИОФ им. А.М. Прохорова РАН)

Подготовлено активом участников Совещания–семинара в составе:


В.Г. Михалевич, д.ф.-м.н.– Зам. директора ИОФ им. А.М. Прохорова РАН, руководитель;

В.М. Захаров, д.ф.-м.н. – Главный научный сотрудник ЦАО, ответственный секретарь;

В.А. Миляев, д.ф.-м.н. – Директор Тарусского филиала ИОФ им. А.М. Прохорова РАН;

Ю.М. Прохоцкий, д.т.н. – Ученый секретарь Экспертного Совета ГД ФС РФ, член

Президиума Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова;



Б.Д. Белан, д.ф.-м.н. – Зам. директора Института оптики атмосферы СО РАН, г. Томск;

А.М. Звягинцев, к.ф.-м.н. – Зав. лабораторией ЦАО, г. Долгопрудный;

С.Н. Котельников, – вед. н. сотр. Тарусского филиала ИОФ им. А.М. Прохорова РАН;

И.Н. Кузнецова, к.г.н., – Зав лабораторией Гидрометцентра России;

Н.В. Тереб, к.ф.-м.н. – Зав. лабораторией Института экспериментальной метеорологии

ГУ "НПО "Тайфун", г. Обнинск.




Москва – 2011

– 2 –
Цель Совещания–семинара – поиск реальных решений задачи преодоления вредоносного влияния приземного (тропосферного) озона (ставшего за последние 50 лет одним из опаснейших загрязнителей атмосферного воздуха) на экологическую стабильность природной среды и экономику (более подробная информация содержится в прилагаемом материале "Приземный (тропосферный) озон. Краткая справка").

К сожалению, в эффективности решения данной задачи Россия (как и другие государства на постсоветском пространстве) серьезно уступает развитым странам Северной Америки и Евросоюза, что делает эту задачу особенно актуальной.

По инициативе группы компетентных специалистов мероприятие (Совещание–семинар) подготовлено и проведено (в соответствии с прилагаемым Информационным письмом) на базе Тарусского филиала Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН при активном участии других институтов РАН, Росгидромета, Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова и иных серьезных заинтересованных организаций (в том числе и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, представители которого не смогли принять непосредственного участия в Совещании–семинаре, но выразили готовность к активному сотрудничеству по обсуждаемой тематике).

Тема "Новая экологическая угроза России – тропосферный (приземный) озон" стала предметом обсуждения на Круглом столе, который проводился Экспертным Советом при Заместителе Председателя ГД ФС РФ В.В. Жириновском. (Обобщенная итоговая информация в виде Проекта Решения Круглого стола в ГД ФС РФ от 19 декабря 2009 г. прилагается).

Всероссийское совещание по проблеме состояния воздушного бассейна г. Москвы и Европейской территории России в экстремальных погодных условиях лета 2010 года, состоявшееся в Москве в Институте физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН 25 ноября 2010 г., выявило основные нерешенные вопросы в проблеме приземного озона (ПО):

– недостаточность или полное отсутствие в России работ и исследований по биологическому действию озона;

– практически, полное отсутствие творческого взаимодействия медиков и специалистов по мониторингу ПО;

– отсутствие в России (за исключением Москвы) государственной системы станций мониторинга ПО и его предшественников.



Кроме этого, именно приземный озон оказывает сильное разрушительное воздействие на строительные (в первую очередь, металлические) материалы и конструкции, что наносит ощутимый вред развитию соответствующих отраслей экономики страны.
– 3 –
В рамках проведенного Совещания–семинара предполагалось заслушать и обсудить (и в дальнейшем опубликовать):

– ряд докладов по результатам мониторинга ПО;

– обзор зарубежных работ по поиску корреляции данных мониторинга и медицинской статистики, касающихся заболеваний и смертности населения в результате вредного влияния ПО;

– доклад медиков Москвы о ситуации (заболеваниям и смертности) во время жары в Москве летом 2010 г.;

- доклады о работах по мониторингу ПО ученых Тарусского филиала ИОФ им А.М. Прохорова РАН с привлечением данных по мониторингу ПО и медицинской статистике в г. Вятские Поляны;

– доклад о работе первой в России сети станций мониторинга озона (при участии украинских коллег) с непрерывным доступом к данным по ПО и другим загрязнителям воздуха;

– доклады по результатам многолетнего мониторинга ПО и созданию соответствующих математических моделей процесса загрязнений ПО (по работам Центральной Аэрологической Обсерватории – ЦАО, ГГО им. А.И. Войекова, НПО "Тайфун" и других научных организаций Росгидромета);

– доклады о способах защиты людей и промышленных объектов от вредного воздействия ПО.



Участники Совещания–семинара констатировали:

1. Актуальность проблемы тропосферного озона обусловлена наблюдаемым увеличением его концентраций во многих регионах мира и его высокой химической активностью. Тропосферный озон оказывает негативное воздействие на объекты окружающей среды, включая биологические, и повторяемость эпизодов с концентрациями озона, превышающими предельно допустимые значения, опасные для здоровья и экономики страны, возрастает. Тропосферный озон участвует практически во всех циклах химических реакций в тропосфере, обуславливая ее окислительную способность. Наконец, тропосферный озон входит в пятерку газов, вызывающих наиболее сильный парниковый эффект. В силу указанных свойств и уже зафиксированных в развитых странах экономических потерь, обусловленных ростом концентрации озона, контроль за этим компонентом воздуха приобретает уровень государственной стратегии.

В настоящее время в России отсутствует должное понимание значимости приземного озона (ПО) для здоровья населения и его активного участия в природных процессах. В результате, измерения проводятся лишь в нескольких пунктах, причем часто по инициативе самих исследователей. И, хотя проблема имеет глобальный характер, государственная стратегия по данному вопросу отсутствует.

– 4 –
2. Силами Росгидромета (ЦАО, НПО «Тайфун» и ГГО), ГПУ «Мосэкомониторинг» и Тарусского филиала ИОФ РАН организован мониторинг приземного (тропосферного) озона в центре России, составлены базы данных, полученных из различных доступных источников, выполнены обобщения по пространственно-временной изменчивости не только для территории России, но и для стран СНГ. Выявлено (ЦАО), что с конца 1990-х г.г. концентрации приземного озона в Московском регионе в эпизодах с неблагоприятными для очищения воздуха метеорологическими условиями в теплое время года начали превышать предельно допустимые концентрации (ПДК), становясь опасными для здоровья. Наибольшие превышения ПДК озона (в 3 и более раз) отмечены в период торфяных и лесных пожаров летом 2002 и 2010 гг., когда концентрации озона в Москве и ее окрестностях были одними из самых высоких, когда-либо зарегистрированных в Европе.

Силами ИОА СО РАН организован мониторинг тропосферного озона в западной и центральной Сибири. Кроме измерений приземных концентраций озона в районе Томска, проводится также регулярный мониторинг озона и озоновлияющих компонентов на высотах до 10 км с помощью самолетов-метеолабораторий. Проблема превышения ПДК озона актуальна и для крупных городов Сибири (Томск, Новосибирск и др.).

3. Силами ряда учреждений Росгидромета (ГГО, ЦАО и Гидрометцентр России) разработана «Методика прогнозирования суточных максимумов концентрации приземного озона» для сети Росгидромета и ГПУ «Мосэкомониторинг». В нынешнем году в пилотном варианте вводится экспериментальный прогноз уровня загрязнения воздуха в центральных областях Европейской территории России на базе мезомасштабной модели атмосферы WRF ARW 3.1.1 и химико-транспортной модели CHIMERE V200709 (Гидрометцентр России в содружестве с Институтом прикладной физики РАН, Нижний Новгород), позволяющий, в частности прогнозировать поле концентраций приземного озона на 72 ч.

4. С участием ГГО разработана методика определения рисков для здоровья населения в зависимости от уровня загрязнений атмосферного воздуха. Специалистами ЦАО и ГГО показано, что в период максимального загрязнения атмосферного воздуха летом 2010 г. одним из факторов, вызывающих наибольшие риски для здоровья населения, наряду со взвешенными веществами (РМ10 и РМ2,5), явился озон.

5. В начале 2010 г. силами Тарусского филиала ИОФ РАН, ЗАО «ОПТЭК» (г. С-Петербург) и Карадагского природного заповедника НАН Украины создана действующая международная сеть станций мониторинга приземного озона и его предшественников с режимом доступа "он-лайн" для научных исследований. Сеть станций работает в круглосуточном режиме более 16 месяцев.

– 5 –
6. Впервые в нашей стране издана монография, описывающая современные проблемы исследований и мониторинга тропосферного озона (Белан Б.Д. Озон в тропосфере. Томск: Изд–во ИОА СО РАН, 2010, 488 с.).
Выводы и рекомендации:

В эффективности исследований динамики образования и мониторинга изменения концентрации ПО, входящего по данным ВОЗ в список пяти основных загрязняющих веществ, содержание которых необходимо контролировать при определения качества воздуха, Россия значительно отстает от развитых стран Северной Америки и Евросоюза.

С другой стороны, согласно оценкам специалистов ВОЗ (в том числе – российских) только в Москве за счет повышенных концентраций озона в период с конца июня до середины августа 2010 г. риск увеличения частоты проявления симптомов поражения органов дыхания человека мог составить 30 %, частоты случаев обострения бронхиальной астмы –до 45 % и, соответственно, могла возрасти смертность населения.

Поэтому, в целях осуществления и координации исключительно актуальной жизненно важной деятельности по мониторингу ПО и выработки методологических основ корреляции полученных данных с результатами медицинской статистики, относящимися к периоду резкого увеличения концентрации этого ядовитого газа в период летней жары 2010 г. (а также – в жаркий период лета 2011 г.), участники проведенного Совещания–семинара считают необходимым предложить следующие выводы и рекомендации.

1. Признать актуальность обсужденной на Совещании–семинаре проблемы и необходимость ее безотлагательного решения в интересах устойчивого развития государства, его экономики, повышения качества жизни, сохранения и повышения здоровья населения России.

2. Рекомендовать Росгидромету, как головному ведомству, осуществлять методическое руководство работами по мониторингу качества воздуха в России и иметь соответствующую базу данных; получаемые в институтах РАН, других организациях и ведомствах данные по измерениям параметров, характеризующих качество воздуха, должны передаваться в Росгидромет и после обработки становиться общедоступными, как во всех развитых странах.

3. Привлечь к активной деятельности, направленной на решение проблемы ПО на территории России (и сопредельных государств), специализированные (в т.ч. – научные) организации, подведомственные Росгидромету (ЦАО, г. Долгопрудный; ГГО им. А.И. Войекова, г. Санкт–Петербург; ГУ НПО "Тайфун", г. Обнинск и др.), Минприроды, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития, МЧС, Минобрнауки, России, Российской академии наук (ИОФ РАН и его Тарусский филиал,

– 6


ИФА РАН, ИОА СО РАН, ИРЭ РАН и др.), Российской академии медицинских наук, Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова, а также – Правительству Москвы (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, ГПУ "Мосэкомониторинг"), и иные специализированные организации и предприятия; при этом необходимо оперативно решить вопрос об организации проведения комплекса научных и научно–прикладных исследований, направленных на решение проблемы ПО (в рамках Государственной Целевой программы).

4. Для обеспечения активного содействия организации, планированию и профессиональной научной координации работ в соответствии с п. 3 настоящего документа предлагается сформировать Национальный Координационный Совет (НКС) по проблемам ПО из заинтересованных компетентных специалистов и руководителей (и при НКС – дееспособную Рабочую группу – РГ). С этой целью – пригласить Депутата, Председателя Подкомитета по проблемам устойчивого развития России ГД ФС РФ, академика РАН М.Ч. Залиханова возглавить НКС в качестве Почетного председателя; рекомендовать для утверждения кандидатуры сопредседателей НКС: Руководителя Росгидромета А.В. Фролова и д. ф.-м. н., проф. В.Г. Михалевича (заместитель директора ИОФ им. А.М. Прохорова РАН); рекомендовать назначить заместителями председателя НКС д.ф.-м.н..В.М. Захарова (гл. научн. сотр. ЦАО), д.ф.-м.н. В.А. Миляева (директор Тарусского филиала ИОФ им. А.М. Прохорова РАН) и д.ф.-м.н. Б.Д. Белана (зам директора ИОА СО РАН); назначить ответственным секретарем НКС – д.т.н. Ю.М. Прохоцкого (член Президиума, научный руководитель Отделения проблем устойчивого развития Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова), ученым секретарем НКС – к.ф.-м.н. А.М. Звягинцева (зав. лабораторией ЦАО). Поручить Ю.М. Прохоцкому сформировать, согласовать и представить на утверждение состав РГ в качестве её руководителя, рекомендовать ввести в состав РГ С.Н. Котельникова (вед. научн. сотр. Тарусского филиала ИОФ РАН), к.г.н. И.Н. Кузнецову (Гидрометцентр России), к.ф.-м.н. А.М. Звягинцева и к.ф.-м.н. Н.В. Тереба (зав.лабораторией ГУ НПО "Тайфун").

5. При формировании, последующем утверждении окончательных составов и планов работы НКС и РГ обязательно обсудить, согласовать в рабочем порядке и включить в эти структуры официальных компетентных представителей и ученых из организаций и ведомств, специализирующихся в соответствующих областях биологии, медицины, инжиниринга и экономики; предусмотреть развитие совместными усилиями системы контроля и мониторинга качества атмосферного воздуха (с обязательным предоставлением и использованием официальных материалов медицинской статистики).

6. В проект Плана работы НКС и РГ на ближайшие 1,5 – 2 года рекомендуется включить следующие конкретные задания.

– 7 –
6.1. Росгидромету:

- активизировать организацию и проведение мониторинга ПО в центральных и южных областях России, координировать данную деятельность в рамках государственной системы мониторинга (по линии "Росприроднадзора" и т.п. организаций);

- включить в число приоритетных направлений исследований работы, проводимые в Гидрометцентре России, НПО «Тайфун», ГГО и ЦАО, и разработку системы управления качеством воздушного бассейна;

- совместно с организациями РАН и других специализированных ведомств создать и развивать систему инструментального обеспечения качественного мониторинга воздушной среды;

- создать базовую станцию мониторинга качества воздуха, отвечающую международным требованиям, в Центральном Федеральном Округе России на базе научных учреждений (ЦАО, НПО «Тайфун»), проводящую анализ взвешенных веществ (РМ10 и РМ2.5).

6.2. Институту Общей Физики им. А.М. Прохорова РАН:

- изыскать возможности дополнительного финансирования работ, выполняемых Тарусским филиалом по тематике, связанной с экспериментальными исследованиями и мониторингом образования ПО в сотрудничестве с ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН, с учреждениями Росгидромета и другими соисполнителями;

- организовать (совместно с Академией инженерных наук им. А.М. Прохорова) проведение ежегодных Совещаний-семинаров по проблемам ПО (например, на базе Тарусского филиала Института общей физики им. А.М. Прохорова РАН), с привлечением ученых и специалистов других институтов и организаций (в том числе – из СНГ и стран дальнего харубежья) подготовить и выпустить серию публикаций (обзоров) по актуальным проблемам преодоления вредоносного влияния ПО (с широким использованием мирового опыта);

- совместно с Академией инженерных наук им. А.М. Прохорова проработать перспективу организации на базе Тарусского филиала ИОФ РАН Экологического Образовательного центра на дистанционном принципе обучения;

- совместно с Научным отделением проблем устойчивого развития Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова разработать и реализовать программу (с обоснованием необходимых экономических затрат) совместной деятельности с представителями биологических, медицинских, инженерных и экономических наук и соответствующими профильными кафедрами ВУЗов, а также – представителями других видов деятельности, связанной с необходимостью преодоления вредоносного влияния ПО (школьное образование, физкультура и спорт, организация здравоохранения, медицинское приборостроение, материаловедение);
– 8 –
- добиться финансовой поддержки проведения последующих совещаний–семинаров со стороны РФФИ и других заинтересованных государственных структур;

- привлекать к активному участию в Совещаниях–семинарах представителей и специалистов министерств и ведомств: Минобрнауки, Минприроды, Минздравсоцразвития, Минзкономразвития, МЧС России, "силовых" структур и др. При необходимости провести предварительные рабочие встречи в соответствующих организациях и ВУЗах.



6.3. Всем организациям, проводящим мониторинг загрязняющих воздух веществ, совместно с Росгидрометом:

- оперативно доводить результаты наблюдений до сведения общественности через Интернет (в настоящее время такую информацию предоставляют только ИОА СО РАН в Томске и ГПУ «Мосэкомониторинг» в Москве);

- обратиться в РФФИ с просьбой профинансировать издание нового тиража упомянутой в настоящем тексте книги проф. Б.Д. Белана (ИОА СО РАН) "Озон в тропосфере";

- уделить особое внимание освещению в СМИ проблем приземного озона и, в первую очередь, – его влияния на здоровье населения;

- обсудить возможность создания общественной организации (или движения) с условным названием "За чистый (здоровый) воздух России".

7. Регулярно информировать о работе НКС (и РГ) Правительство РФ (в лице одного из руководителей Минприроды России) и ГД ФС РФ (в лице Вице–спикера, ответственного за развитие здравоохранения и социальной сферы государства), при согласовании с руководителями ведомств, специалисты и функционеры которых участвуют в реализации Программы.

8. Окончательный состав НКС и РГ, а также – проект Плана работы на ближайший период, должны быть представлены на утверждение Председателю НКС в lV квартале 2011 года. Ответственные– сопредседатели НКС.

9. С учетом заинтересованности проблемами ПО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, а также – ГПУ "Мосэкомониторинг", необходимо проинформировать эти организации о проведенном мероприятии и его основных итогах и обсудить возможности и перспективы плодотворного сотрудничества в решении актуальных не только для Москвы, но и для всей страны проблем, связанных с качеством и чистотой воздуха, которым всем сегодня приходится дышать.

10. В связи с тем, что загрязнение атмосферного воздуха в России (в частности, из–за повышенных концентраций ПО) становится важнейшей государственной проблемой, связанной с национальной безопасностью, а регламентирующая повышенные концентрации ПО законодательная база фактически отсутствует (соответствующие базовые положения Закона

– 9 –

"О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения" ликвидированы Законом № 122–ФЗ), крайне необходимо поставить вопрос перед руководством ГД ФС РФ о внесения и реализации актуальнейших законодательных инициатив (в соответствии с утвержденным В.В. Жириновским в начале 2010 года Решением Экспертного Совета, в котором содержится и ряд других серьезных предложений, относящихся к подготовке и оперативному принятию варианта изменения Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Требуется также реальная поддержка ГД ФС РФ (с выходом к руководству Государства) предложения о безусловном запрете продажи населению озонаторов (как во многих странах), и введении в практику (с участием Минздравсоцразвития) комплекса других мер по предотвращению вредного влияния ПО на здоровье населения нашей страны.

11. Просить руководство ГД ФС РФ (в частности, Заместителя Председателя Госдумы В.В. Жириновского):

- обратиться к Высшему руководству государства с предложением поддержать инициативу участников Совещания–семинара, предварительно заслушав выступления компетентных ученых и специалистов на Экспертных советах при Президенте и Председателе Правительства Российской Федерации с привлечением представителей СМИ;

- организовать обсуждение и реализацию на уровне Федерального Собрания РФ необходимых законодательных инициатив в поддержку и развитие крайне актуального научно–социального направления в контексте обеспечения устойчивого развития России;

- обратиться в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации ФС РФ с предложением о подготовке и проведении специальных парламентских слушаний, посвященных важнейшей проблеме преодоления вредоносного влияния ПО на экономику России и качество жизни ее населения.

12. В представляемых на утверждение Планах работы НКС и РГ предусмотреть подготовку проектов текстов, согласование и представление материалов руководству ГД ФС РФ (и в другие высокие инстанции) для обращений к Высшему руководству государства с предложениями по реализации Решения Совещания–семинара и принятии конкретных мер.

13. После утверждения направить данное Решение во все профильные министерства и ведомства (по согласованному списку).

14. Материалы Совещания–семинара разослать также во все заинтересованные федеральные и региональные организации и структуры (научные, образовательные, административные, общественные) с приглашением к активному диалогу и конкретному сотрудничеству; деятельность по преодолению вредного влияния ПО должна сопровождаться постоянным широким информированием ответственных и специализированных СМИ, при их реальной поддержке.



[По поручению актива – Ю.М. Прохоцкий, контакты: +7 (916) 131-02-68; yum33@mail.ru]

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Программа «Чистая вода»

Скачать 168.36 Kb.