Программа деятельности инновационной площадки по теме
- Навигация по данной странице:
- 1. Перечисление исходных теоретических положений в тезаурусном поле ФГОС (ФГТ) последнего поколения
- 2. Изложение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы инновационной деятельности. Объект исследования
- Предмет исследования
- 3 . Перечень этапов деятельности площадки с указанием содержания и методов, направленных на реализацию ПНПО, национальных образовательных инициатив.
- Содержание этапа Необходимые условия
- 3 этап. Обобщающий. Май 2015 г. Цель
- 4.Перечень прогнозируемых результатов (образовательных продуктов) по каждому этапу.
- 5. Анализ условий, необходимых для организации деятельности пилотной площадки.
- 6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов, сформированные с учетом концепции региональной системы оценки качества (РСОКО).
- 7. Перечень научных и учебно-методических разработок.
- 8. Обоснование значимости программы деятельности площадки для развития системы образования в регионе.
- 9.Предложения по распространению и внедрению планируемых результатов деятельности площадки выбранного вида в массовую практику.
Приложение к заявке на проведение экспертизы образовательной инициативы по соисканию статуса инновационной площадки Программа деятельности инновационной площадки по теме «Развитие взаимодействия младших дошкольников в различных видах деятельности» 1. Перечисление исходных теоретических положений в тезаурусном поле ФГОС (ФГТ) последнего поколения Анализ государственных документов («Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., проект Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования от 14.06.2013) позволяет констатировать, что процессы модернизации системы образования имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (Б.Г. Гершунский, B.C. Леднев, A.B. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.). В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», введённых в действие в 2010 году, сформулирован социальный заказ дошкольным образовательным учреждениям на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей», на осуществление образовательного процесса путем организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.). Очевидно, что решение этих задач требует иных подходов к организации дошкольного образования (от дискретного – к интегративному, от «учительного» - к деятельностному), новых представлений о результатах развития личности ребёнка-дошкольника. Эти результаты представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в проекте стандарта и направлены на достижение целей овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Личностными характеристиками ребенка на этапе завершения дошкольного образования являются следующие характеристики: ребенок уверен в своих силах, положительно относится к себе и другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности с ними. Очевидно, что сложившаяся в системе дошкольного образования практика не обеспечивает решения обозначенных выше задач: коммуникативная деятельность детей подменяется «педагогически организованным процессом» развития их речи (М.Р.Львов), коммуникативная компетентность педагогов ДОУ не рассматривается как значимый компонент даже на ступени профессионального образования. В этой связи особенно актуальным является практическое использование эффективных средств развития коммуникативной сферы детей в системе дошкольного образования. Вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста посвящены исследования В.К. Котырло, З.И. Курцева, Т.А. Репина и др.; проблемы развития коммуникаций ребёнка дошкольного возраста отражаются в работах Н.Н Абашиной, М.И. Лисиной, Е.А. Родиной, А.Г. Самохваловой и др. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.) Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый – воспитывает, обучает, ребенок – подчиняется. Для полноценного личностного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности. Среди работ, посвященных этой проблеме, в последнее время особо выделяется ряд исследований, в которых изучается сотрудничество детей школьного возраста друг с другом в учебной деятельности (В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, L. Martin, R. Slavin и др.). Однако проблема взаимодействия ребенка со сверстниками в образовательном процессе, на наш взгляд, не может ограничиваться только исследованиями, посвященными детям школьного возраста. Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте (Л. Н. Галигузова, А. Д. Кошелева и др.). Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем – в других, специфически дошкольных, видах деятельности. Развитие разных видов детской деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу. Так, игровая деятельность предусматривает взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий), двигательная – развитие невербального общения. Важно чтобы дети постепенно учились координировать свои действия с действиями других детей. Это происходит в процессе игр-драматизаций, чтении стихов по ролям, составления совместных со взрослыми сочинений. Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования на современном этапе.
Цель исследования – обоснование эффективности организационных способов взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в разных видах деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить возможные организационные способы взаимодействия младших дошкольников друг с другом в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной и др.), влияние становления совместных действий на преодоление эгоцентризма детей 3-5 лет в психолого-педагогической науке и практике. 2. Разработать и апробировать систему мероприятий с использованием оптимальных способов организации взаимодействия детей 3-5 лет, способствующих установлению отношений сотрудничества между ними. 3. Распространить опыт деятельности по проблеме исследования в дошкольные образовательные учреждения Смоленской области. Гипотеза исследования: развитие взаимодействия младших дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: 1. Наличие привлекательных для младших дошкольников видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной и др.). 2. Предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми. 3. Применение оптимальных способов организации продуктивного взаимодействия младших дошкольников в разных видах деятельности. Методологической основой исследования служат разработанные в отечественной психологии и педагогике теоретические подходы к проблеме взаимодействия детей с другими людьми, основанные на концепции Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций человека.
этап. Подготовительный. Сентябрь 2013г-ноябрь 2013г. Цель: создание условий для работы пилотной площадки и развития инновационных процессов в МБДОУ, выявление возможностей и условий освоения детьми способов продуктивного взаимодействия друг с другом.
этап. Основной. Декабрь 2013г-апрель 2015г. Цель: инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов освоения взаимодействия детей друг с другом в рамках различных видов деятельности, овладение детьми 3-5 лет новыми способами взаимодействия.
3 этап. Обобщающий. Май 2015 г. Цель: обобщение опыта работы инновационной площадки, анализ результативности деятельности.
4.Перечень прогнозируемых результатов (образовательных продуктов) по каждому этапу. 1 этап.
Разработка и утверждение проекта и плана возможных форм организации содержательного взаимодействия младших дошкольников друг с другом в разных видах деятельности 2 этап.
Коллективные методические рекомендации по организации взаимодействия детей друг с другом в образовательном процессе. 3 этап.
Создание системы мероприятий по овладению детьми способами взаимодействия (планы-конспекты совместных мероприятий, мастер-классов, занятий продуктивными видами деятельности, семинаров –практикумов с воспитателями, комплексы игровых тренингов практического общения), Влияние совместных действий детей на развитие коммуникативных умений и усиление творческих проявлений в индивидуальной деятельности. Публикация методических материалов по проблеме.
Кадровый состав группы, осуществляющей экспериментальную деятельность: Кендыш Н.А. – заместитель заведующего первой квалификационной категории, стаж педагогической работы – 37 лет награждена грамотой Министерства образования; Чистова Г.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 33 года; Шепоткова О.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет; Герасимова И.А. – воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет; Баранкова И.В. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 25 лет; Иванова Т.М. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 30 лет; Лютикова Е.Д. – педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет, награждена грамотой Министерства образования.
отдельные групповые помещения, помещение изостудии, музыкальный и физкультурный залы. В перспективе было бы полезно приобретение профессионального музыкального центра, мультимедийной установки проектора, экрана, ноутбука). Для этого МБДОУ требуется помощь на уровне реализации целевых региональных программ.
Для диагностики используются методики, обеспечивающие диагностическую составляющую мониторинга применительно к основной образовательной программе МБДОУ. Диагностика разработана с учетом требований, определенных ФГТ. Для промежуточной диагностики предполагается использовать мониторинг достижения детьми планируемых результатов (овладение детьми средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками) авторов И.А. Бурлаковой, Е.Е. Клопотовой, Е.К. Ягловской, педагогическая диагностика по программе «Развитие» (младший и средний дошкольный возраст) «Образно – пластическое взаимодействие с партнером» коллектива авторов – А.И. Булычева, Е.В. Горшкова, И.В. Маврина, Г.В. Урадовских и др.
1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога 3-5 лет: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 186 с. 2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 80с. 3. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. обр. учр. и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробъева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с. 4. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. – М.: Просвещение, 2011. 5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2001. 6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. 6. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с. 7. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений /Под ред. О. М. Дъяченко, В. В. Холмовской. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с. 8. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Гном и Д, 2000. – 128 с. 9. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 11. – С. 50–52. 10. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками //Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 2001. – С. 106–118. 11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с. 12. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях в детском саду // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Новая школа, 2000. – С. 28. 13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с. 14. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 143 с. 15. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 143 с.
В ходе реализации основной общеобразовательной программы дети дошкольного возраста должны приобрести умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками. Наше дошкольное учреждение уделяло и уделяет большое внимание организации работы по сотрудничеству детей друг с другом в старшем дошкольном возрасте. Дети не имели опыта совместной работы, а отсутствие данного опыта (неумение детей наладить социально-деловое сотрудничество) приводило к возникновению конфликтов, которые не всегда разрешались социально-приемлемыми способами. Основываясь на собственном опыте работе по формированию взаимодействия старших дошкольников друг с другом, мы сделали вывод о необходимости развития взаимодействия детей друг с другом начиная с более раннего возраста, а именно с 3 лет, так как этот возраст является сензитивным периодом для развития общения детей. В условиях постепенного введения компонентов сотрудничества, требующих от детей согласованных действий друг с другом происходит их перенос в сферу умственной деятельности, повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операционных умений в целом), а также улучшаются взаимоотношения детей в группе детского сада, что способствует в дальнейшем усвоению навыков учебной деятельности. 9.Предложения по распространению и внедрению планируемых результатов деятельности площадки выбранного вида в массовую практику. Публикации на сайте дошкольного учреждения stards.edusite.ru и СОИРО, в СМИ, в методических изданиях. Организация районного семинара-практикума для руководителей ДОУ по теме «Использование коллективных форм мышления в работе с педагогами», выступление на методическом объединении педагогов ДОУ «Сотрудничество младших дошкольников на развивающих занятиях, проведение мастер-класса «Организация образно-пластического взаимодействия детей друг с другом». |