• 1. Перечисление исходных теоретических положений в тезаурусном поле ФГОС (ФГТ) последнего поколения
  • 2. Изложение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы инновационной деятельности. Объект исследования
  • Предмет исследования
  • 3 . Перечень этапов деятельности площадки с указанием содержания и методов, направленных на реализацию ПНПО, национальных образовательных инициатив.
  • Содержание этапа Необходимые условия
  • 3 этап. Обобщающий. Май 2015 г. Цель
  • 4.Перечень прогнозируемых результатов (образовательных продуктов) по каждому этапу.
  • 5. Анализ условий, необходимых для организации деятельности пилотной площадки.
  • 6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов, сформированные с учетом концепции региональной системы оценки качества (РСОКО).
  • 7. Перечень научных и учебно-методических разработок.
  • 8. Обоснование значимости программы деятельности площадки для развития системы образования в регионе.
  • 9.Предложения по распространению и внедрению планируемых результатов деятельности площадки выбранного вида в массовую практику.

  • Скачать 123.33 Kb.


    Дата29.07.2018
    Размер123.33 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 123.33 Kb.

    Программа деятельности инновационной площадки по теме



    Приложение к заявке на проведение экспертизы образовательной инициативы по соисканию статуса инновационной площадки
    Программа деятельности инновационной площадки по теме

    «Развитие взаимодействия младших дошкольников в различных видах деятельности»
    1. Перечисление исходных теоретических положений в тезаурусном поле ФГОС (ФГТ) последнего поколения

    Анализ государственных документов («Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., проект Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования от 14.06.2013) позволяет констатировать, что процессы модернизации системы образования имеют ярко выраженную коммуникативную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (Б.Г. Гершунский, B.C. Леднев, A.B. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.).

    В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», введённых в действие в 2010 году, сформулирован социальный заказ дошкольным образовательным учреждениям на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей», на осуществление образовательного процесса путем организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной и др.).

    Очевидно, что решение этих задач требует иных подходов к организации дошкольного образования (от дискретного – к интегративному, от «учительного» - к деятельностному), новых представлений о результатах развития личности ребёнка-дошкольника. Эти результаты представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в проекте стандарта и направлены на достижение целей овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Личностными характеристиками ребенка на этапе завершения дошкольного образования являются следующие характеристики: ребенок уверен в своих силах, положительно относится к себе и другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности с ними.

    Очевидно, что сложившаяся в системе дошкольного образования практика не обеспечивает решения обозначенных выше задач: коммуникативная деятельность детей подменяется «педагогически организованным процессом» развития их речи (М.Р.Львов), коммуникативная компетентность педагогов ДОУ не рассматривается как значимый компонент даже на ступени профессионального образования.

    В этой связи особенно актуальным является практическое использование эффективных средств развития коммуникативной сферы детей в системе дошкольного образования.

    Вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста посвящены исследования В.К. Котырло, З.И. Курцева, Т.А. Репина и др.; проблемы развития коммуникаций ребёнка дошкольного возраста отражаются в работах Н.Н Абашиной, М.И. Лисиной, Е.А. Родиной, А.Г. Самохваловой и др. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.)

    Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый – воспитывает, обучает, ребенок – подчиняется. Для полноценного личностного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. На протяжении дошкольного возраста потребность в общении со сверстниками возрастает, к старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером, чем взрослый. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности.

    Среди работ, посвященных этой проблеме, в последнее время особо выделяется ряд исследований, в которых изучается сотрудничество детей школьного возраста друг с другом в учебной деятельности (В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, L. Martin, R. Slavin и др.). Однако проблема взаимодействия ребенка со сверстниками в образовательном процессе, на наш взгляд, не может ограничиваться только исследованиями, посвященными детям школьного возраста. Известно, что интерес к взаимодействию детей друг с другом возникает уже в младшем дошкольном возрасте (Л. Н. Галигузова, А. Д. Кошелева и др.). Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем – в других, специфически дошкольных, видах деятельности.

    Развитие разных видов детской деятельности во многом связано с умением детей договориться, соблюдать элементарные правила поведения по отношению друг к другу. Так, игровая деятельность предусматривает взаимодействие детей (распределение ролей, материала, функций и отдельных действий), двигательная – развитие невербального общения. Важно чтобы дети постепенно учились координировать свои действия с действиями других детей. Это происходит в процессе игр-драматизаций, чтении стихов по ролям, составления совместных со взрослыми сочинений.

    Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования на современном этапе.

    2. Изложение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы инновационной деятельности.

    Объект исследования – взаимодействие детей младшего дошкольного возраста со сверстниками.

    Предмет исследования – способы организации взаимодействия детей 3-5 лет со сверстниками в разных видах деятельности.

    Цель исследования – обоснование эффективности организационных способов взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в разных видах деятельности.



    Задачи исследования:

    1. Изучить возможные организационные способы взаимодействия младших дошкольников друг с другом в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной и др.), влияние становления совместных действий на преодоление эгоцентризма детей 3-5 лет в психолого-педагогической науке и практике.

    2. Разработать и апробировать систему мероприятий с использованием оптимальных способов организации взаимодействия детей 3-5 лет, способствующих установлению отношений сотрудничества между ними.

    3. Распространить опыт деятельности по проблеме исследования в дошкольные образовательные учреждения Смоленской области.



    Гипотеза исследования: развитие взаимодействия младших дошкольников будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

    1. Наличие привлекательных для младших дошкольников видов деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной и др.).

    2. Предоставление возможности проявлять инициативу, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и взаимоотношениям детей, подлинное сотрудничество взрослого с детьми.

    3. Применение оптимальных способов организации продуктивного взаимодействия младших дошкольников в разных видах деятельности.

    Методологической основой исследования служат разработанные в отечественной психологии и педагогике теоретические подходы к проблеме взаимодействия детей с другими людьми, основанные на концепции Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций человека.
    3. Перечень этапов деятельности площадки с указанием содержания и методов, направленных на реализацию ПНПО, национальных образовательных инициатив.


    1. этап. Подготовительный. Сентябрь 2013г-ноябрь 2013г.

    Цель: создание условий для работы пилотной площадки и развития инновационных процессов в МБДОУ, выявление возможностей и условий освоения детьми способов продуктивного взаимодействия друг с другом.


    Содержание этапа

    Необходимые условия

    Средства контроля и достоверности результатов этапа

    1.Анализ: диагностика исходной ситуации (поиск направлений и идей развития опытно-экспериментальной работы), создание проекта по переводу МБДОУ в режим опытно-экспериментальной площадки.

    2. Диагностика уровня сформированности навыков совместной работы детей экспериментальной группы.



    Создание условий, обеспечивающих эффективность и результативность работы всех участников.

    Изучение прогрессивного опыта по данной теме.

    Отбор образовательного содержания и разработка мероприятий по взаимодействию младших дошкольников друг с другом


    Результаты мониторинга и диагностических срезов.




    1. этап. Основной. Декабрь 2013г-апрель 2015г.

    Цель: инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов освоения взаимодействия детей друг с другом в рамках различных видов деятельности, овладение детьми 3-5 лет новыми способами взаимодействия.


    Содержание этапа

    Необходимые условия

    Средства контроля и достоверности результатов этапа

    Реализация проекта по овладению новыми способами взаимодействия детьми друг с другом, внесение необходимых корректив.

    Включение дошкольников в развивающие формы совместной деятельности друг с другом.

    Формирование творческого взаимодействия.

    Организация процесса обучения, при котором ребенок оказывается в проблемной ситуации, побуждающей к поиску способов сотрудничества.


    Посещение совместных мероприятий.

    Промежуточная диагностика сотрудничества детей друг с другом.




    3 этап. Обобщающий. Май 2015 г.

    Цель: обобщение опыта работы инновационной площадки, анализ результативности деятельности.

    Содержание этапа

    Необходимые условия

    Средства контроля и достоверности результатов этапа

    Итоговая диагностики.

    Анализ эффективности влияния форм и методов на взаимодействие детей друг с другом.



    Характер сотрудничества определяется возрастными возможностями детей и особенностями педагогической работы.

    Организация текущего и итогового контроля (мониторинг хода эксперимента и результатов).


    4.Перечень прогнозируемых результатов (образовательных продуктов) по каждому этапу.

    1 этап.


    Разработка и утверждение проекта и плана возможных форм организации содержательного взаимодействия младших дошкольников друг с другом в разных видах деятельности

    2 этап.


    Коллективные методические рекомендации по организации взаимодействия детей друг с другом в образовательном процессе.

    3 этап.


    Создание системы мероприятий по овладению детьми способами взаимодействия (планы-конспекты совместных мероприятий, мастер-классов, занятий продуктивными видами деятельности, семинаров –практикумов с воспитателями, комплексы игровых тренингов практического общения),

    Влияние совместных действий детей на развитие коммуникативных умений и усиление творческих проявлений в индивидуальной деятельности.

    Публикация методических материалов по проблеме.
    5. Анализ условий, необходимых для организации деятельности пилотной площадки.

    Кадровый состав группы, осуществляющей экспериментальную деятельность:

    Кендыш Н.А. – заместитель заведующего первой квалификационной категории, стаж педагогической работы – 37 лет награждена грамотой Министерства образования;

    Чистова Г.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 33 года;

    Шепоткова О.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет;

    Герасимова И.А. – воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет;

    Баранкова И.В. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 25 лет;

    Иванова Т.М. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 30 лет;

    Лютикова Е.Д. – педагог-психолог высшей квалификационной категории, стаж педагогической работы – 28 лет, награждена грамотой Министерства образования.
    В дошкольном учреждении имеется следующая материально-техническая база для проведения экспериментальной работы:

    отдельные групповые помещения, помещение изостудии, музыкальный и физкультурный залы.

    В перспективе было бы полезно приобретение профессионального музыкального центра, мультимедийной установки проектора, экрана, ноутбука). Для этого МБДОУ требуется помощь на уровне реализации целевых региональных программ.
    6. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов, сформированные с учетом концепции региональной системы оценки качества (РСОКО).

    Для диагностики используются методики, обеспечивающие диагностическую составляющую мониторинга применительно к основной образовательной программе МБДОУ. Диагностика разработана с учетом требований, определенных ФГТ.

    Для промежуточной диагностики предполагается использовать мониторинг достижения детьми планируемых результатов (овладение детьми средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками) авторов И.А. Бурлаковой, Е.Е. Клопотовой, Е.К. Ягловской, педагогическая диагностика по программе «Развитие» (младший и средний дошкольный возраст) «Образно – пластическое взаимодействие с партнером» коллектива авторов – А.И. Булычева, Е.В. Горшкова, И.В. Маврина, Г.В. Урадовских и др.
    7. Перечень научных и учебно-методических разработок.

    1. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Истоки диалога 3-5 лет: Книга для воспитателей / Под ред. А.Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 186 с.

    2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2011. – 80с.

    3. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. обр. учр. и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробъева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.

    4. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. – М.: Просвещение, 2011.

    5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2001.

    6. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.

    6. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.

    7. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений /Под ред. О. М. Дъяченко, В. В. Холмовской. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 80 с.

    8. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: Гном и Д, 2000. – 128 с.

    9. Развивающие занятия: сотрудничество дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 11. – С. 50–52.

    10. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками //Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 2001. – С. 106–118.

    11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

    12. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях в детском саду // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. – М.: Новая школа, 2000. – С. 28.

    13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.

    14. Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 143 с.

    15. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 143 с.
    8. Обоснование значимости программы деятельности площадки для развития системы образования в регионе.

    В ходе реализации основной общеобразовательной программы дети дошкольного возраста должны приобрести умения работать сообща (парами, группами), воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия детей со сверстниками.

    Наше дошкольное учреждение уделяло и уделяет большое внимание организации работы по сотрудничеству детей друг с другом в старшем дошкольном возрасте. Дети не имели опыта совместной работы, а отсутствие данного опыта (неумение детей наладить социально-деловое сотрудничество) приводило к возникновению конфликтов, которые не всегда разрешались социально-приемлемыми способами. Основываясь на собственном опыте работе по формированию взаимодействия старших дошкольников друг с другом, мы сделали вывод о необходимости развития взаимодействия детей друг с другом начиная с более раннего возраста, а именно с 3 лет, так как этот возраст является сензитивным периодом для развития общения детей.

    В условиях постепенного введения компонентов сотрудничества, требующих от детей согласованных действий друг с другом происходит их перенос в сферу умственной деятельности, повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операционных умений в целом), а также улучшаются взаимоотношения детей в группе детского сада, что способствует в дальнейшем усвоению навыков учебной деятельности.


    9.Предложения по распространению и внедрению планируемых результатов деятельности площадки выбранного вида в массовую практику.

    Публикации на сайте дошкольного учреждения stards.edusite.ru и СОИРО, в СМИ, в методических изданиях.



    Организация районного семинара-практикума для руководителей ДОУ по теме «Использование коллективных форм мышления в работе с педагогами», выступление на методическом объединении педагогов ДОУ «Сотрудничество младших дошкольников на развивающих занятиях, проведение мастер-класса «Организация образно-пластического взаимодействия детей друг с другом».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа деятельности инновационной площадки по теме

    Скачать 123.33 Kb.