• Раздел I . Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
  • Ведущая педагогическая идея опыта
  • Длительность работы над опытом
  • Теоретическая база опыта
  • Патриотическое воспитание дошкольников
  • Приоритетной в дошкольном возрасте
  • Раздел II . Технология опыта
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Предметно-развивающая среда.
  • Раздел III . Результативность опыта
  • Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний детей по теме «Родной край»



  • страница1/3
    Дата10.02.2018
    Размер0.51 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа для доу г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко, «Основы безопасности детей дошкольного возраста»


      1   2   3

    Тема опыта: «Формирование патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста через использование регионального компонента»

    Автор опыта: Минькина Татьяна Петровна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 62 г. Нарьян-Мара»

    Раздел I. Информация об опыте

    Условия возникновения и становления опыта

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 62 г. Нарьян-Мара» представляет собой дошкольное образовательное учреждение детей от 1,5 до 8 лет. В детском саду функционирует 11 групп, из них 1 кратковременного пребывания и 1 для детей с ТНР 5-го вида, остальные общеразвивающего вида. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии со следующими программами:

    «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,

    «Подготовка детей с ЗПР» под редакцией М.А. Шевченко,

    «Я - человек. Программа социально-личностного развития ребенка в детском саду» под редакцией С.А. Козлова,

    «Школа здорового человека» Программа для ДОУ Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко,

    «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стрекина, Н.Л. Князева.

    В своей деятельности педагогический коллектив решает задачи социальной адаптации; формирования познавательной деятельности ребенка, готового к жизни в большом мире; укрепления здоровья детей, воспитания привычки к здоровому и безопасному образу жизни.

    В ДОУ № 62 в старших и подготовительных группах возрастной нормы интегрированы дети с задержкой психического развития. Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения и индивидуально ориентированной программой развития для детей с задержкой психического развития с учетом индивидуальных особенностей (возраста, уровня психического развития и т.п.).

    Ознакомление дошкольников с родным городом и страной – это знакомство с историей своего народа, культурой русского народа, его обычаями, традициями.

    Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.

    Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

    «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

    Информация, полученная детьми, должна побудить их к действию: узнать что-то дополнительно о том, что им рассказали на занятии; изобразить в рисунке события, о которых они услышали и т.д.


    Актуальность опыта

    Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» .

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

    В процессе формирования патриотических чувств необходимо развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

    В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формирования гражданской идентичности и патриотических чувств у старших дошкольников и недостаточной разработанностью системы патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

    Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времен и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.

    Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если дошкольникам не рассказывать о том, как жили их предки в древности, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу.

    С.А. Козлова отмечает, что «нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определенных знаний о ней».

    Поэтому, чтобы воспитать в детях любовь к своему народу, необходимо им дать знания о том, как жили люди, что их окружало, какие у них были обычаи, что они ценили.

    Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни своего народа и любить свой народ. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

    Представления дошкольников о родном городе и родной стране формируются на основе знаний, которые они получают. Восприятие исторического материала дошкольниками имеет свои особенности. Так как дошкольники многое о своем городе и своей стране узнают впервые, то очень важно, что бы полученная ими информация затронула не только их ум, но и душу. С.А. Козлова обращает внимание на то, что знания, которые сообщает воспитатель дошкольникам, должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции. Главное назначение таких знаний – влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к своему народу и истории.
    Ведущая педагогическая идея опыта

    Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы по формированию у воспитанников любви к родному краю, традициям коренного населения.

    При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семью, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.
    Длительность работы над опытом

    Работа над опытом велась в течение трех лет: с сентября 2011 года по май 2014 года.

    1 этап – начальный. Подбор диагностического материала и выявление уровня знаний детей по данной теме.

    2 этап – основной (формирующий).

    Апробация методик формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае

    3 этап – заключительный (контрольный).Становление опыта, оценка результатов.


    Диапазон опыта

    Диапазон представленного опыта – система работы педагогов по формированию знаний и умений по теме «Родной край» через ознакомление всех воспитанников группы с природой родного края; растительным, животным миром; традициями коренного населения.


    Теоретическая база опыта

    Проблема патриотического воспитания - одна из наиболее актуальных, напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, с аспектами человеческого бытия. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», ориентирована на все социальные слои и социальные группы граждан России. В ней предлагается учитывать «опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства» .

    В Российской педагогической энциклопедии «патриотизм» трактуется как (от греч. рatris - Родина, отечество) «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известна уже с древности».

    Вопросы патриотического воспитания освещены в программах, на целенных на приобщение детей к истокам русской народной культуры, например, «Знакомство детей с русским народным творчеством» составители Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др., к традиционной отечественной культуре - «Наследие» М.Ю.Новицкой, Е.В.Соловьевой , и к истории страны - «История и культура России - дошкольнику» Г.Н. Данилиной. Среди серьезных научных исследований - исследования Л.В. Кокуевой «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Автор на основе педагогической практики дает теоретическое обоснование, методическое обеспечение использование краеведческого материала, определяет содержание основных понятий, целей и задач современного дошкольного учреждения в этой области.

    Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народу, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

    Приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, матери - хранительнице семейного очага, отцу. Сегодня ощущается необходимость активизировать работу в этом направлении, сделать ее более содержательной. Психологи уверяют: у дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Отечественные авторы (Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко и др.) утверждают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы.

    В.О. Ключевский отмечал, что: «Неизвестно каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала». Нельзя познать культуру других народов, отказавшись от своей собственной.

    Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым предаем забвению глубинную историческую память народа. Е.С. Троицкий утверждал: «Если великие ценности славянской цивилизации, славянской культуры, духовности окажутся не востребованными, то это будет величайшей потерей не только для самих славян, но и для всего человечества».

    Цель работы – разработка программно-методического сопровождения процесса формирования у старших дошкольников патриотических чувств, начал гражданственности через ознакомление с материалами родного края.

    Результаты этой работы и экспериментальные данные свидетельствуют: дошкольники могут хорошо ориентироваться в своей родословной, участвовать в проведении и самостоятельно проводить народные игры, экскурсии, беседы по истории Белгорода, своего микрорайона. У них повышается интеллектуальная активность и самооценка.


    Раздел II.

    Технология опыта

    Работу по ознакомлению детей с родным краем, родным городом начинаю с подбора литературы, пособий, демонстративного материала. Материал подбираю в соответствии с возрастом детей.

    В начале учебного года составляю перспективное планирование, в которое включены беседы познавательного характера, рассматривание картин, фотографий природы, достопримечательности, памятники города, чтение ненецких сказок, знакомство с ненецкими поэтами, сюжетно - ролевые игры, подвижные игра, экскурсии и др.

    Полученные знания закрепляем в свободной деятельности через рисование, лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд. Также использую полученные знания в режимных моментах, это физминутки, пальчиковые игры; на прогулке – подвижные игры.

    В начале учебного года в группе оформляю уголок родного края. Например, макет чума, игрушка пластмассовая оленевод, нарты деревянные, силуэты оленей из меха, деревья в снегу (веточки, покрытые тертым пенопластом). Или уголок оформлен эстампами, украшенными ненецкими орнаментами: «Заячьи ушки», «Рога оленя». Также на эстампах оформление времен года в тундре. Отдельно размещаются изображения животного и растительного мира тундры.

    В уголке родного края находится природный материал, который постоянно пополняется. Это мох, веточки, шишки, речные камушки, речной песок, гербарий.

    Имеются книги, фотоальбомы, рассказывающие об округе, городе, родной природе; портреты ненецких поэтов; журналы: «Слово тундры», «Пунушка»; альбомы для раскрашивания: «Тундровичок», «Кто живет в Заполярье»; альбом: «Изделия из меха» (сувениры, образцы ненецкой одежды, обуви).

    В группе проводятся выставки (детская литература, рисунки детей, изделия из меха, кости). Составляем совместно с родителями гербарии, фотоальбомы, сочиняем сказки о нашей природе, растительном и животном мире. Родители принимают активное участие в выставках, «Осенние фантазии», «Мой край родной» (поделки из природного материала); в познавательной игре «Поле Чудес», конкурсе «Знатоки родной природы».

    Для инсценирования ненецкой сказки «Как олененок друга нашел» родители приготовили костюмы, украсили их ненецким орнаментом. Для сюжетно-ролевой игры «Рыболовы» родители изготовили силуэты рыб из фанеры (щука, окунь, семга, ерш, налим).

    При ознакомлении детей с родным краем, родным городом необходимо знакомить детей с природой северного края, народными промыслами(охота, рыболовство, оленеводство), бытом и традициями коренного населения, родным городом, его достопримечательностями, постепенно расширяя и обогащая знания детей.

    Положительна будет совместная работа со специалистами детского сада (музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре).

    Подготовительный этап

    С детьми 1. Проведение диагностики по родному краю.

    2. Планирование работы по родному краю.

    3. Перспективное планирование.


    С родителями 1. Анкетирование родителей.

    2. Оформление информационного материала для

    родителей.
    Практический этап

    Экскурсии (подготовительная группа)

    1. МЧС НАО. Экскурсия в новое здание.

    Цель: Познакомить детей с профессией «спасатель».

    2. Пустозерский дом-музей

    Тема: «Здравствуй, ледок!», старинный праздник «Здравствуй, снежок!» (Покров)

    Цель: продолжать знакомить детей с народными праздниками (история, обычаи).

    3. Экскурсия по участку детского сада.

    Цель: учить заботиться о животных и птицах; закрепить знания правил поведения в природе.

    4. Выставочный зал.

    Тема: «Зимняя сказка»

    Цель: привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику и его проведению.

    5. Краеведческий музей.

    Тема: «Богатыри земли русской»

    Цель: формировать чувство патриотизма; познакомить с историей своей страны, ее защитниками.

    6. Экскурсия к аллеям берез (по сезонам)

    Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

    7. Пустозерский дом-музей.

    Тема: народный праздник – масленица.

    Цель: продолжать знакомить со старинными праздниками.

    8. Краеведческий музей.

    Тема: «История города»

    Цель: закреплять знания детей об истории города, его достопримечательностях, воспитывать любовь к родному городу.

    9. Экскурсия с родителями в лес осенью.

    Цель: учить детей видеть красоту северной природы, беречь ее.
    Альбомы.

    1. «Мой родной город»

    2. «Природа нашего края»

    3. «Животные севера»

    4. «Рыбы НАО»

    5. «Пернатые друзья»

    6. «Ненецкие орнаменты»

    7. «Изделия из меха»

    8. Гербарий, природный материал.
    Папки-передвижки.

    1. «Лекарственные растения тундры»

    2. Отдых всей семьей»

    3. «Город Нарьян-Мар»

    4. «Искусство ненецкого народа»

    5. «Игры народов Севера»



    Оценочный этап.

    С детьми 1. Проведение диагностики по родному краю.

    2. Заметить «продвижение детей» в применении знаний и

    умений по теме «Родной край».


    С родителями 1. Анкетирование родителей. Ознакомление с результатами

    диагностики.


    Индивидуальная работа с детьми.

    По результатам диагностики часть детей показала недостаточный результат знаний по теме «Родной край». С этими детьми составляется план работы по повышению уровня знаний по данному направлению на год. Со всеми детьми группы планируются подвижные игры, занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие игры, прогулки, экскурсии, выставки детских работ и индивидуальная работа. Углублённая индивидуальная работа проводится с детьми низкого и среднего уровня знаний.



    Предметно-развивающая среда.

    Старший дошкольный возраст. Основное направление работы – краеведение, ознакомление с государственной и региональной символикой, ознакомление с родным краем:

    1. Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо».

    2. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука, образование, культура», «Знаменитые земляки», «Промышленность и сельское хозяйство», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе и округе, карта города, символика города (флаг, герб).

    3. Защитники Отечества- -иллюстрации, тематические папки на темы: «НАО в годы ВОВ», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».

    4. Художественная литература и дидактические игры по темам.

    5. Приобщение к истокам национальной культуры. Тематические папки, например, «Знай и люби свой край», предметы декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, панно, макеты жилищ (чум), художественная культура по ненецкому фольклору (песни, сказки, пословиц, поговорки, национальные игры).

    6. Дидактические игры по темам, художественная литература, иллюстрации, тематические папки.

    Например, при рассматривании картинки «В доме у москвича» воспитатель сначала предлагает детям назвать, что они видят на картинке. Дети перечисляют: семья сидит за столом, они едят, на столе разная посуда.

    Продолжая рассматривать картинку, воспитатель обращает внимание детей на то, что на столе стоит одна миска, у каждого члена семьи тарелок нет. И предлагает детям подумать, как же ели восемь человек, если у них не было тарелок? (Из общей миски черпали по очереди, не обгоняя друг друга).

    С помощью подобных вопросов дошкольники приобретают умения делать самостоятельные выводы, а не получать готовые знания от воспитателя.

    Осознавать усвоенные знания помогает и такой прием, как сравнение.

    Например, рассматривая посуду, которая была у москвичей в древности, воспитатель спрашивает, чем эта посуда отличается от той, которой пользуются дети, и чем предметы посуды похожи.

    Знакомство детей с родным городом и страной предполагает применение таких приемов, как моделирование и конструирование.

    Метод моделирования – это использование различных схем, карточек. Например, рассказывая о том, как выращивали хлеб, воспитатель может предложить детям расставить в определенной последовательности карточки разных цветов в зависимости от того, как проходили полевые работы. Сначала коричневую карточку (подготовка земли), потом зеленую (молодые побеги), потом желтую (хлеб созрел).

    Конструирование предполагает выполнение таких заданий, как, например, слепить посуду, из которой ели москвичи в древности.

    Без повторения нельзя говорить о прочности усвоенных знаний и воспитании чувств. С.А. Козлова отмечает, что возможны три формы организации повторения при знакомстве детей с родным городом и страной.

    Прямое повторение – дети повторяют то, что им рассказывал воспитатель. Это вид не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу, поэтому его надо использовать наряду с другими видами.

    Применение знаний в сходной ситуации. Воспитатель дает детям задание, при выполнении которого они повторяют изученный материал.

    Например, после изучения темы «Как освещались дома в древности» детям предлагается нарисовать то, о чем они узнали. Выполняя это задание, дети повторяют названия тех предметов, с помощью которых освещались раньше дома: лучина, свеча, керосиновая лампа.

    Повторение на опосредованном уровне. К усвоенным ранее знаниям дети возвращаются в новой ситуации. Воспитатель, объясняя новую тему, предлагает детям вспомнить то, что они изучали в рамках другой темы.

    Например, при изучении темы «Архитектура родного города» воспитатель предлагает детям вспомнить, в честь какого события был возведен Храм Христа Спасителя.

    Воображаемая ситуация, когда воспитатель предлагает детям что – то вообразить, представить.

    Например, «вообразите, что живете в древней Москве. Вы идете по улице. Опишите одежду людей, которых вы можете встретить. Игровое «как-будто...» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

    Придумывание ситуаций, событий, когда воспитатель детям придумать что-то. Например, как люди придумали первую тарелку, как и когда появились первые предметы мебели, придумать свой музей и т.д.

    Игра-драматизация.

    При знакомстве детей с родным городом и страной широко используется художественная литература, произведения устного народного творчества. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте у детей начинает проявляться интерес к книге, необходимо этот интерес поддерживать. Книги помогают решать задачи как умственного, так и нравственного воспитания.

    Используя художественную литературу, воспитатель должен помнить, что дошкольники – слушатели, а не читатели. Поэтому влияние этого средства во многом определяется тем, как взрослые будут подбирать художественные произведения, как их будут читать.


    Раздел III. Результативность опыта

    В младшем возрасте дети усвоили первые сведения об особенностях времён года на севере (холодная зима, короткое лето). Знают деревья (ель, берёза), ягоды (морошка, брусника). Дети имеют первоначальные знания о животных (олень, песец, волк, лиса, заяц). Ознакомлены с жилищем ненцев, северной одеждой, обувью и подвижными играми.

    В старшем дошкольном возрасте дети имеют представления о характерных особенностях времён года на севере, об особенностях зимнего дня на севере (короткий день, полярная ночь). У детей расширены и углублены представления о растительности севера, о разнообразии животного мира. Имеют достаточные знания об истории национальной культуры и её традициях.
    Сравнительная диаграмма уровня сформированности знаний детей по теме «Родной край»

    Средняя группа – 2011-2012 учебный год.


    Старшая группа – 2012-2013 учебный год.


    Подготовительная группа – 2013-2014 учебный год.


    В ходе проведения диагностики с 2011 учебного года по 2014 учебный год выявилась позитивная динамика уровня развития детей по формированию знаний о родном крае, о чем свидетельствуют полученные результаты.

    Главный результат деятельности в том, что у детей сформировались знания и умения по данной теме.

    Библиография.

    1. «Мы на северной сторонушке живем» (методическое пособие, редактор В.Л. Ширяев, 1997);

    2. «России Север – дальний край земли» (методическое пособие, редактор В.Л. Ширяев, 2000);

    3. «Люблю тебя, мой край родной!» (А.А. Логачева, В.С. Цвиль; «Всероссийское общество охраны природы», Архангельск, 2000);

    4. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (патриотическое воспитание) (Н.В. Алешина; УЦ Перспектива, Москва, 2011);

    5. «Малыш учится» (М.Я. Бармич, 2000);

    6. «Беседы о русском севере» (методические рекомендации) (Т.А. Шоргына, Москва, 2008);

    7. «Птицы тундры» (познавательная серия «Почемучкам обо всем на свете», №3, 2013);

    8. «Орнаменты. Долганы, нганасаны, ненцы»(В.А. Радин, Санкт-Петербург, 1993)

    9. «Ненецкие сказки» (И.Истомин, ООО «Гарнет», 2008)

    10. «Ненецкие загадки» (С.В. Тайбарей, Санкт-Петербург, 2004);

    11. «Медведь и заяц Тэваси» (составитель л.Грибова, м.: Малыш, 1984);

    12. «Вындерко» («Тунровик»), (МОУ ДОД ДДТ г.Нарьян-Мара, 2009);

    13. «Проталинки» (стихи для детей), (П.Явтысый, Нарьян-Мар, 2008);

    14. «Нарьян-Мар» (виражи времени), (А.Чупров, Нарьян-Мар, 2008);

    15. «Едем в тундру на оленях» (А.Пичков, 1987)

    16. «Избранное» (П.Явтысый, 2007);

    17. Журналы: «Пунушка», «Слово тундры» («Едей вада»);

    18. «Они живут в Заполярье» (Нарьян-Мар, ФГУ Государственный природный заповедник «Ненецкий», 2010).

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа для доу г. И. Кулик, Н. Н. Сергиенко, «Основы безопасности детей дошкольного возраста»