• В области предметной компетенции
  • В области межкультурной компетенции
  • В области коммуникативной компетенции
  • Учебно-тематический план
  • 5 класс «Край, в котором я живу»
  • Итого: 11 5,5
  • 6 класс «Традиционные народные праздники и обряды»
  • Итого: 11 6 5
  • 7 класс «Бытовая культура русского народа»
  • Итого: 11 4 7
  • 8 класс «Героическое прошлое края»
  • Итого: 12 6 6



  • страница1/3
    Дата12.02.2018
    Размер0.52 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Истоки» 5-8 классы


      1   2   3

    Баранова О.В., учитель истории и краеведения МОУ Берновская СОШ Старицкого района
    Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Истоки» 5-8 классы
    Пояснительная записка.

    Программа «Истоки» предназначена для организации внеклассной работы среди учащихся 5 - 8 классов общеобразовательных учреждений. Программа реализовывается через систему занятий в кружке «Музееведение», музейные уроки, классные часы. Данную программу можно также использовать в рамках предпрофильной подготовки учащихся, используя в работе проблемный подход. Программа позволяет выстраивать учебный процесс с учетом способностей учащихся, особенностей школы и местного краеведческого материала.

    Программа «Истоки» направлена на осознание школьником самого себя через историю, культуру, традиции народа. Изучение родного края, истории своей семьи поможет лучше понять историю России. Большое место в изучении программы отводится истории важнейших сфер человеческого бытия - костюма, жилища, питания, обращение к православным традициям русского народа. Быт в наибольшей степени отражает этнические черты народа, и познать свое национальное «Я» без изучения бытовой культуры предков просто невозможно. Особое место занимает и героическое прошлое нашего края, без изучения которого невозможно в полной мере патриотическое воспитание.

    Главными целями программы являются:



    • осуществлять патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, формировать у детей чувство родины, национального самосознания, развивать историческое мышление;

    • осознание роли тверитян в героической борьбе за свободу и независимость своей Родины;

    • совершенствование представления о русской национальной культуре, прикладных ремеслах, их роли в жизни народа;

    • развитие творческой активности детей, умение взаимодействовать в коллективной работе.

    Отбор материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своего края, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

    Предполагаемые результаты изучения курса:



    В области предметной компетенции на основании изучения данного курса учащиеся должны уметь:

    - знать основные факты и события из истории Тверского края, крупнейших полководцев и флотоводцев, выдающихся героев края;



    • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках;

    • иметь представление о традициях и обрядах, быте населения Тверского края;

    • составлять биографическую справку;

    • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

    • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

    • излагать оценки событий и личностей, приводимые в литературе;

    • сравнивать излагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходства и различия;

    • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

    • уметь отбирать информацию для докладов, статей, сценариев;

    • составлять опросные листы и брать интервью у местных старожилов;

    • сравнивать данные разных источников, выявлять сходства и различия;

    В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать и уважать религиозно-культурные взгляды, духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально - значимых ценностей.

    В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса; аргументировано излагать изученную и собственную точку зрения на вопросы курса/.

    В области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса; аргументировано излагать изученную и собственную точку зрения на вопросы курса.

    В области социальной компетенции через включение в коллективную проектную и групповую деятельность учащиеся развивают навыки социального взаимодействия при выполнении различных видов заданий.

    В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует потребность и способность к самообразованию, личностного целеполагания.
    Структура курса.

    В основу построения программы положен тематико-проблемный принцип. Данная программа рассчитана на 4 года и внедряется с 5 класса. Материалы группируются в большие тематические комплексы в соответствии с возрастными особенностями детей, и направлена на постепенное усложнение материала.

    Программа «Истоки» состоит из четырех смысловых разделов, соответствующих конкретному классу:

    1. класс «Край, в котором я живу» - материалы, которые дают школьникам общее представление об истории России, Тверского края, своего села, семьи и направлены на осознание того, что Родина - это не абстрактная действительность, а конкретные места, реальные люди, каждый из нас.

    2. класс «Традиционные народные праздники и обряды» - материалы, которые помогут школьникам ознакомиться с творчеством своего народа, традиционными народными праздниками и обычаями их празднования, гуляньями, обрядами, так как народная культура представляет собой основу всякой культуры, без неё невозможно никакое национальное возрождение.

    3. класс «Быт и нравы русского народа» - материалы, дающие представление об основных элементах традиционного уклада жизни русского общества - об истории костюма, жилища, трапезы, о традиционных занятиях жителей России в 19 веке и отражении исторического прошлого в современности.

    4. класс «Героическое прошлое края» - материалы, знакомящие школьников с героическим прошлым нашего края с 13 по 21 века. История сражений, происходивших на территории края, изучение роли личности в истории края, участие тверитян в битвах Великой Отечественной войны.

    Программа предполагает организацию современных форм музейных занятий на базе школьного музея. В основе занятий с учащимися 5-6 классов лежат игровые и творческие задания, путешествия по карте, беседы, праздники, викторины. Эти занятия проникнуты духом творчества, открытий. Для более старших школьников - проектные работы, творческие эссе, рефераты, исследовательские работы, участие в экспедициях, дискуссиях, составление рекламных буклетов, изготовление макетов, моделей одежды. Занятия могут проводиться как активом музея, так и классными руководителями. В зависимости от заинтересованности учащихся какими-либо темами, можно изменять отведенное на них программой количество часов.

    Музейные занятия такого рода позволяют реализовать каждому ученику свои творческие возможности, проявить свои способности и личный интерес, помогут сформировать активную жизненную позицию учащихся, расширят их знания по истории своего края, повысят интерес к исследовательской и поисковой работе, устанавливать межпредметные связи с уроками русского языка, истории, литературы, ИЗО, технологии, музыки и т.п.
    Учебно-тематический план




    Наименование тем курса

    Всего часов

    Лекции, беседы

    Творческие занятия

    Форма контроля

    5 класс «Край, в котором я живу»


    1

    Моя Родина - Россия.



    1

    1








    2

    Государственные символы России.

    1

    1




    Викторина





    От герба семьи к гербу города.

    1




    1

    Герб с. Берново

    4

    Я и мое имя.

    1

    1







    5

    Моя родословная.

    1

    0,5

    0,5

    Родословное древо семьи

    6

    Семейная реликвия.

    1




    1

    Презентация

    7

    Вечно стар и вечно молод.

    1

    0,5

    0,5

    Макет городища

    8

    Берново - родина моя.

    1




    1

    викторина

    9

    О чем могут рассказать географические названия. Топонимика городов и рек.

    1

    1




    Игра «Знаешь ли ты?»

    10

    О чем могут рассказать географические названия. Улицы моего села.

    1

    0,5

    0.5

    Игра «Угадай-ка» Карта Берново

    11

    Итоговое занятие.

    1




    1

    Викторина, игра «Колесо истории»




    Итого:__11__5,5'>Итого:

    11

    5,5

    5,5




    6 класс «Традиционные народные праздники и обряды»


    1

    Народный фольклор.

    1

    1




    Сочиняем загадки

    2

    Русские народные песни и музыкальные инструменты

    .


    1

    0,5

    0,5




    3

    Русские народные игры.

    1

    0,5

    0,5




    4

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы.

    1

    1




    Выпуск газеты «Старицкие

    5

    Старицкая свадьба.

    1

    1




    традиции»

    6

    Святочные гадания.

    1

    0,5

    0,5




    7

    Традиции празднования Масленицы.

    2

    1

    1

    Соломенная кукла «Масленица»

    8

    Пасха.

    1

    0,5

    0,5

    Пасхальное яйцо

    9

    Троица.

    1




    1




    10

    Итоговое занятие.

    1




    1

    Викторина, конкурс рисунков




    Итого:__11__4__7'>Итого:

    11

    6

    5




    7 класс «Бытовая культура русского народа»

    1

    Эволюция жилища.

    1

    1







    2

    Русская изба.

    2

    1

    1

    Проект «Русская изба»

    3

    По одежке встречают.

    2

    1

    1

    Костюм для бала

    4

    Русский народный костюм

    1




    1

    Проект «Одежда крестьянки»

    5

    Традиции русской кухни.

    1

    0,5

    0,5

    Тверской пряник, исследовательские работы

    6

    Занятия крестьян.

    1




    1




    7

    Провинциальная культура

    1




    1




    8

    Народные промыслы

    1

    0.5

    0,5

    Исследовательские работы

    7

    Провинциальная культура

    1




    1




    8

    Народные промыслы

    1

    0.5

    0,5

    Исследовательские работы

    9

    Итоговое занятие.

    1




    1

    Представление проектов




    Итого:

    11

    4

    7




    8 класс «Героическое прошлое края»




    Жизнь и слава Михаила Тверского.

    2

    1

    1

    Игра «Жизнь и слава...»




    Смутное время и Тверской край.

    1

    1




    Викторина




    Край в огне.

    1

    1










    Освобождение Старицкого района от немецко-фашистских захватчиков

    1




    1

    Разработка сценария для торжественной линейки




    «Под Ржевом сжималось кольцо окруженья...»

    1




    1

    Литературно-музыкальная композиция




    Партизанскими тропами.

    1

    1




    Выпуск газеты к 9 Мая.




    Золотые звезда старичан.

    1

    1




    Проект памятника Героям войны




    Старичане на фронтах Великой Отечественной.

    1




    1

    Исследовательские работы




    «Они войну не выбирали...»

    1

    1










    Наша память все сохранит

    1




    1

    Игровое занятие




    Поход в с. Рясня

    3 дня




    3 дня

    Отчет о походе




    Итого:

    12

    6

    6



      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Истоки» 5-8 классы