• Содержание Общие положения……………………………………………………………………………………………………стр 3 1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………….стр 4
  • 2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………..стр 19
  • 3. Организационный раздел…………………………………………………………………………………………стр 160
  • Общие положения
  • 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Цель
  • 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП НОО



  • страница1/20
    Дата03.01.2019
    Размер4.17 Mb.
    ТипОбразовательная программа

    Программа формирования базовых учебных действий стр 19


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    ПРИНЯТО


    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 1 от 30.09.2016

    Утверждено

    Директором МБОУ ООШ с.Оремиф

    ___________ О.А.Евстафьевой


    приказ № 128-осн от 08.09.2016



    Адаптированная основная общеобразовательная программа

    начального общего образования

    обучающихся с умственной отсталостью

    (интеллектуальными нарушениями)

    МБОУ ООШ с.Оремиф


    Оремиф,2016



    Содержание

    Общие положения……………………………………………………………………………………………………стр 3

    1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………………….стр 4

    1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………..стр 4

    1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП НОО……………...стр 8

    1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО……..стр 18



    2. Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………..стр 19

    2.1. Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………………стр 19

    2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области………………….стр 24

    2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью…….стр 136

    2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………стр 144

    2.5. Программа коррекционной работы……………………………………………………………………………....стр 147

    2.6. Программа внеурочной деятельности……………………………………………………………………………стр 156

    3. Организационный раздел…………………………………………………………………………………………стр 160

    3.1. Учебный план образования обучающихся с легкой умственной отсталостью………………………………..стр 160

    3.2. Календарный учебный график……………………………………………………………………………………..стр 163

    3.3. Система специальных условий реализации АООП в соответствии с требованиями Стандарта………………стр 164




    Общие положения
    Адаптированная основная общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Определяющими нормативными правовыми документами для разработки адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) являются:



    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями);

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 г. № 734);

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с последующими изменениями и дополнениями);

    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

    • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 "Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования";

    • Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".
      Содержательной основой разработки АООП является Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.

    1. Целевой раздел

    1.1. Пояснительная записка
    Цель реализации АООП НОО обучающихся обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, МБОУ ООШ с.Оремиф (далее АООП НОО обучающихся с ЛУО) – создание комплекса условий для освоения духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, базовых учебных действий, системы способов действий и знаний по учебным предметам, способствующих формированию жизненных компетенций для реализации личностного, социального и профессионального потенциала.

    Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:



    • обеспечить достижение обучающимися с умственной отсталостью личностных и предметных результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

    • обеспечить формирование основ российской гражданской идентичности, общей культуры личности на основе приобщения к базовым национальным ценностям;

    • обеспечить формирование у обучающихся базовых учебных действий, позволяющих самостоятельно планировать и организовывать деятельность, использовать знания и умения в жизни и деятельности;

    • формировать готовность и способность у обучающихся к сохранению и укреплению собственного здоровья, следованию правилам здорового и безопасного образа жизни;

    • формировать готовность к освоению программ профессионального обучения и (или) самостоятельной доступной трудовой деятельности.


    Принципы и подходы к разработке АООП НОО обучающихся с ЛУО

    • Дифференцированный подход предполагает учет особых об­ра­зовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые проявляются в неоднородности возможностей ос­во­е­ния содержания образования.

    • Деятельностный подход предполагает обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

    В основу АООП положены следующие принципы:

    • принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

    • принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей;

    • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;

    • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;

    • онтогенетический принцип;

    • принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

    •  принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

    • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

    • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

    • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

    • принцип сотрудничества с семьей.


    Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ЛУО

    АООП НОО обучающихся с ЛУО образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.

    АООП НОО обучающихся с ЛУО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений

    Обязательная часть АООП НОО обучающихся с ЛУО составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 30% от общего объема АООП НОО обучающихся с ЛУО.

    Срок реализации АООП НОО обучающихся с ЛУО составляет 4 года – 1-4 классы

    .

    Цель АООП НОО обучающихся с ЛУО состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.


    Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (далее – ЛУО)

    Затруднения в психическом развитии детей с ЛУО обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности. В структуре психики такого ребенка отмечается недораз­витие познавательных интересов и снижение по­зна­вательной активности, что обусловлено замедленностью темпа пси­хи­че­с­ких процессов, их слабой под­вижностью и переключаемостью. При ум­с­т­ве­нной отсталости стра­дают также эмо­ции, воля, поведение, в не­ко­торых случаях физическое развитие.

    Познавательные процессы ощущения и восприятия относительно сохранны. При этом отмечается не­то­ч­ность и сла­бость дифференцировки зри­тель­ных, слуховых, ки­не­с­те­ти­ческих, та­ктильных, обоня­тель­ных и вкусовых ощу­щений, что приводит к затруднению аде­ква­тности ориентировки детей с ЛУО в окружающей сре­де. У обучающихся присутствует на­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, не­до­статочная его диф­фе­ре­н­ци­ровка.

    Процессы мышления (анализ, си­нтез, сравнение, обо­б­щение, абстракция, конкретизация) отличаются своеобразностью, что проявляется в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия. Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и сло­весно-ло­гического) у обучающихся с ЛУО в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия.

    Память. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с ЛУО отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Менее раз­ви­тым оказывается логическое опо­с­ре­до­ва­н­ное запоминание, хотя ме­ха­ни­че­с­кая память может быть сформирована на бо­лее высоком уровне. Недостатки па­мя­ти про­яв­ля­ются и в воспро­из­ве­де­нии информации: полученная ин­фо­р­мация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством ис­ка­жений; при этом наи­большие трудности вызывает воспроизведение сло­вес­но­го материала.

    Внимание от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности.

    Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представле­ния и во­об­ра­жение. Представлениям детей с ЛУО свой­ственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление об­ра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­те­риала. Во­об­ра­же­ние как один из наиболее сложных процессов отли­чается значительной не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в его примитивности, не­точности и схематичности.

    У обучающихся с ЛУО от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, что проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

    Моторная сфера детей с ЛУО, как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук, что негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями.

    Эмоциональная сфера. При лег­кой умственной от­с­та­лости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются от­су­т­с­т­ви­ем от­те­н­­ков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень сла­бо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к по­­знавательной деятель­ности, а также с большими затруднениями осу­ще­с­т­в­ля­ется воспитание высших пси­хи­чес­ких чувств: нравственных и эс­те­ти­че­с­ких.

    Волевая сфера обучающихся с ЛУО характеризуется сла­бостью собственных намерений и побуждений, большой вну­ша­е­мостью. Обучающиеся предпочитают выбирать путь, не требующий волевых уси­лий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развива­ют­ся такие отрицательные черты личности, как негативизм и уп­ря­мство.

    Своеобразие про­те­ка­ния психических процессов и особенности во­ле­вой сферы обучающихся с ЛУО оказывают от­ри­ца­тель­ное влияние на ха­ра­к­тер их деятельности, в особенности про­из­воль­ной, что вы­ра­жа­ется в недоразвитии мо­ти­ва­ционной сферы, слабости по­бу­ж­де­ний, не­до­с­та­точности инициативы. Эти недостатки осо­бенно ярко про­яв­ля­ют­ся в уче­б­ной деятельности, поскольку обучающиеся при­ступают к ее вы­по­лнению без не­об­ходимой предшествующей ориентировки в за­да­нии и, не со­по­с­та­в­ляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе вы­полнения учебного задания они ча­сто уходят от правильно начатого выполнения действия, "соскальзывают" на действия, про­изведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения ус­ло­вий.

    Нарушения высшей нервной деятельности, недораз­витие психических про­цессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование неко­то­рых специфических особенностей личности обучающихся с ЛУО, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мо­тивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со свер­с­т­ни­ками и взрос­лыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
    Особые образовательные потребности обучающихся с ЛУО
    Освоение АООП НОО обучающимися с ЛУО предполагает, что обучающиеся получают образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся, развитие их жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и др.).

    К общим потребностям относятся:

    • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;

    • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, который реализуется в ходе урочной и внеурочной деятельности, коррекционных занятий;

    • раннее получение специальной помощи средствами образования;

    • психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

    • психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия между семьи и образовательной организацией;

    • постепенное расширение границ образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

    К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ЛУО относятся:

    • наглядно-действенный характер содержания образования;

    • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

    • введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;

    • отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;

    • специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

    • обеспечение обязательности профильного трудового образования;

    • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

    • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

    • использование преимущественно позитивных средств стимулирования деятельности и поведения;

    • стимулирование познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.



    1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП НОО

    Результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования.

    Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами.

    Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

    К личностным результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО относятся:



    1. осознание себя как гражданина России; проявление чувства гордости за свою Родину;

    2. уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    3. адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    4. владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5. владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

    6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

    7. осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

    8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

    9. владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    10. проявление эстетических потребностей, чувств;

    11. проявление этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, сопереживания к чувствам других людей;

    12. установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    13. проявление готовности к самостоятельной жизни.

    Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности; овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.

    Предметные результаты освоения АООП НОО обучающихся с ЛУО включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

    АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


    Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов

    по учебным предметам на конец обучения в 4 классе:

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа формирования базовых учебных действий стр 19