Дата28.04.2019
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма курса

Программа курса «История искусства»



Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный университет



Форма



Ф-Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов







Данная программа курса «История искусства» предназначена для студентов – музыкантов факультета культуры и искусства (от эпохи древних цивилизаций до рубежа XIX-XX вв.). Студентам необходимо освоить особенности развития периодов истории искусства, произведения прославленных мастеров.



  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины:

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов знаний и умений, необходимых для ориентации в историческом процессе развития европейского и отечественного искусства вышеуказанного периода.



Задачи изучения дисциплины:

  1. Привитие навыков осмысления эволюции мирового искусства вышеуказанного периода;

  2. Раскрытие творческой самобытности выдающихся представителей европейского и отечественного искусства, специфики их творческого пути;

  3. Раскрытие особенностей основных художественных стилей европейского искусства и их преломления в отечественном искусстве;

  4. Воспитание у студентов эстетического вкуса в области европейского и отечественного искусства классических эпох.

Освоение данной дисциплины обеспечивает выпускнику получение высшего профессионального профилированного образования и обладание перечисленными ниже общими и предметно-специализированными компетенциями. Они способствуют его социальной мобильности, устойчивости на рынке труда и успешной работе в избранной сфере деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс входит в вариативную часть цикла истории и теории музыкального искусства (Б.2 В 1.) основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 073500.62.«Дирижирование», профиль «Дирижирование академическим хором»

Направление -73100.62. «Музыкально-инструментальное искусство»

Профиль: «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Баян, аккордеон, струнные щипковые инструменты»

Дисциплина «История искусства» изучается в 1 и 2 семестрах. Она связана с дисциплинами «История религии», «Эстетика»

Для ее изучения необходимы следующие компетенции:

- способность и готовность проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

- способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11).
Профессиональные компетенции, знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения данной дисциплины, будут использоваться в профессиональной деятельности, в процессе изучения дисциплин «Эстетика»и «История религии», а также в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации, защите дипломного реферата.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Направление 073500.62. «Дирижирование» (профиль: «Дирижирование академическим хором»).

- способностью и готовностью собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);



- способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способностью и готовностью постоянно стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9).


Направление 073100.62. «Музыкально-инструментальное искусство» (профиль «Фортепиано»)

- способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

-способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10)
Профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»

- способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2)



- способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4)

- способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

-способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10)

- способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11)

-способностью и готовностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5).


Профиль «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
- способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2)

- способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4)

- способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

-способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10)

- способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11)

-способностью и готовностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5).



Профиль «Оркестровые струнные инструменты»
- способностью и готовностью ориентироваться в специальной литературе как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2)

- способностью и готовностью осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

- способностью и готовностью работать с научной и искусствоведческой литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4)

- способностью и готовностью анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5);

-способностью и готовностью проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10)

- способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11)

-способностью и готовностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  1. Особенности развития периодов европейского и отечественного искусства;

  2. Имена и творчество представителей европейского и отечественного искусства;

  3. Основные черты европейских художественных стилей.

Уметь:

  1. Анализировать произведения европейского и отечественного искусства;

  2. Ориентироваться в специфике истории искусства вышеуказанных периодов.

Владеть:

  1. Навыками целостного восприятия культурно-исторического процесса европейского и отечественного искусства;

  2. Понятийным аппаратом данного курса.



4.ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1 Объем самостоятельной работы по семестрам

Вид учебной работы

Количество часов (форма обучения очная)

Всего по плану

В т.ч. по семестрам

1

2

1

2

3

4

Самостоятельная работа

54

18

36


4.2. Распределение часов самостоятельной работы по темам:

Нумерация тем самостоятельной работы соответствует рабочей программе данной дисциплины



Форма обучения _____очная__________________________

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел 1. Первобытное искусство и искусство древних цивилизаций

1.Искусство первобытной эпохи.

1

2. Искусство Древнего Египта.

1

3. Искусство Древней Греции.

1

4. Искусство Древнего Рима.

1

Раздел 2. Искусство западной Европы

5.Раннехристианское и средневековое искусство.

2

6. Искусство итальянского Ренессанса.

2

7.Искусство Северного и испанского Ренессанса.

2

8.Искусство барокко, классицизма, внестилевых форм художественного мышления.

2

9.Искусство романтизма, реализма.

2

10.Искусство импрессионизма, постимпрессионизма

2

11.Искусство модерна

2

Раздел 3. Искусство Византии, Древней Руси и России

12. Искусство Византии.

6

13. Искусство Древней Руси (с кон.X до нач. XVI в.).

6

14. Искусство Древней Руси (XVI-XVII вв.).

6

15. Русское искусство XVIII – нач. XIX в.

6

16. Русское искусство XIX в. (архитектура).

4

17. Русское искусство. XX в. (живопись)

4

18. Русское искусство конца XIX - нач. XX вв.

4

Итого

54

5. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел I. Первобытное искусство и искусство древних цивилизаций

Тема 1. Первобытное искусство

Периодизация (палеолит с XXX тыс. до н.э., мезолит: XII-VIII тыс. до н.э. неолит: V-III тыс.до н.э.) с краткой характеристикой. Пещерное искусство палеолита (живопись в пещерах Альтамира, Ла Мут, Ла Мадлен Труа, Ласко). Палеолитические «венеры» как безликий образ женщины-матери и символ природы. Наскальная живопись мезолита (ущелье Вальтора), драматизм композиций, условность изображаемого. Усиление схематизма наскальной живописи неолита, геометрические фигуры в композиции, каменные орудия и сосуды неолита. Неолитические мегалиты (менгиры, кромлехи, дольмены). Кромлех Стоунхендж (II тыс. до н.э.) как жертвенник солнца



Тема 2. Искусство Древнего Египта. Роль религии в жизни египтян. Важность заупокойного культа. Тесная связь религии и искусства. Искусство как прямое продолжение жизни. Магия искусства. Художник-«санх», т.е. творящий жизнь».

Периодизация: эпоха Древнего Царства (2900-2270 гг. до н.э.); эпоха Среднего Царства (2100-1700 гг. до н..); эпоха Нового Царства (1555-1090 гг. до н.э.) с краткой характеристикой.

Архитектура Египта. Пирамиды Древнего Царства (пирамида Джосера XXVIII в. до н.э., пирамиды на плато в Гизе). Пирамида как центр погребального комплекса. Три главных принципа возведения пирамид (монументальность, пирамидальная форма, камень – строительный материал). Возможные цели возведения пирамид. Лабиринт в Фаюмском оазисе (XIX в. до н.э.) Лабиринт как место сбора жрецов и жриц Египта в особые моменты жизни страны. Расцвет храмовой архитектуры в эпоху Нового Царства. Храмы Амона-Ра в Карнаке (XVI-XII вв. до н.э.) и Луксоре (завершен в XV в. до н.э.). Заупокойные храмы фараонов XVIII династии. Храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) – уникальный памятник с геометрически строгими линиями и формами. Заупокойный храм Рамсеса II и храм Сети в Абидосе. Гигантский храмовый комплекс Абу-Симбел (XIII в. до н.э.).

Скульптура Египта. Большой Сфинкс – страж пирамид (IV тыс. до н.э.). Статуи фараона Хефрена, царевича Рахотепа, его супруги Нефрет, писца Каи как «вместилища душ умерших». Строгий канон создания скульптур. Статуи фараонов Среднего Царства Аменемхета III и Сенурсета III, воздвигнутые для демонстрации мощи и величия «земных богов» Египта. Стремление к достижению предельного портретного сходства. Гигантские размеры статуй фараонов в эпоху Нового Царства (например, статуя Рамсеса II – 20 м в заупокойном храме Рамессеум).

Рельефы Египта. Плоский и углубленный рельефы. Каноничность рельефов.

Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) (XIV в. до н.э.) и ее влияние на развитие египетского искусства (Амарнская эпоха). Черты «амарнского» стиля (сходство с оригиналом, лиризм, естественность человеческих чувств в портретах, открытые солнцу храмы («Дом Атона в Ахетаноне). Влияние «амарнского» стиля на изобразительное искусство времени Тутанхамона (1342 г. до н.э.) и эпохи Рамсеса II (1317-1251 гг. до н.э.).



Тема 3. Искусство Древней Греции.

Египетское, ханаанско-финикийское, малоазийское влияние на греческую религию. Отсутствие у греков строгого учения о богах. Содействие со стороны Гомера и Гесиода в установлении единства греческой религии. Олимпийский пантеон богов. Герои как полубоги. Трагизм греческого героизма. Влияние религии и высокохудожественной мифологии на искусство греков.

Периодизация: Крито-Микенский (III-II тыс. до н.э.); геометрика (IX-VIII вв. до н.э.); архаика (VII-VI вв. до н.э.); эллинизм (III-II вв. до н.э.) с краткой характеристикой.

Архитектура Греции. Святилища Крита в чести богини-матери. Дворцовые постройки (в Кноссе, Фесте) сакрального и светского характера. Циклопический стиль микенской архитектуры. Толосы – микенские памятники погребального искусства. Храмовая архитектура Греции. Периптер «окрыленный колоннадой» – единый тип греческого храма. Создание ордерной архитектурной системы (дорический, ионический, коринфский). Дельфийский храмовый комплекс с храмом Апполона (дорический ордер). Афинский акрополь классического периода как уникальный архитектурный ансамбль и сосредоточие высших святынь полиса. Гигантизм и масштабность архитектуры эллинизма. Алтарь Зевса а Пергаме как воплощение идеи трагичности мира.

Скульптура Греции. Связь архаической архитектуры с храмовой скульптурой. Фронтонные композиции акропольского храма Афины с мифологическими сюжетами о сотворении мира. Драматизм и одухотворенность скульптурных композиций. Архаические куросы и коры как идеальные образы обожествленных людей. Скульптурные украшения классических храмов как воплощение героического характера греческого искусства (фронтальная композиция храма Зевса в Олимпии «Битва лапифов с кентаврами). Создание бронзовых и мраморных скульптур, передающих образ божественной красоты человека (статуя Дельфийского возничего, статуя Посейдона). Скульптурное творчество Скопаса, Лисиппа, Фидия, Праксителя, Леохара. Скульптурный гигантизм эллинизма (статуя «Колосс Родосский»). Страдальческий пафос скульптурной группы Агесандра, Афинодора, Полидора «Лаокоон и его сыновья». «Ника Самофракийская» – символ нисхождения божества в мир людей. «Венера Милосская» Агесандра – лирическое воплощение духовной и физической гармонии человека.

Тема 4. Искусство Древнего Рима. Связи римско-итальянской религии и искусства.

Периодизация: эпоха республики (конец VI в. до сер. I в. до н.э.); эпоха империи (I в. – IV в. н.э.) с краткой характеристикой.

Архитектура Древнего Рима. Круглые и прямоугольные храмы эпохи республики (храм Сивиллы в Тиволи, храм Геркулеса в Риме). Полная сохранность этрусских храмов.

Архитектурный облик римских императорских форумов (как образцов прославления «столицы мира» и «божественности» императора). Колизей и его судьба. Триумфальные арки Рима. Пантеон и его архитектурное своеобразие (круглый храм с шарообразным куполом). Религиозный символизм Пантеона.

Скульптура Рима. Натурализм погребальной этрусской скульптуры. Этрусские акротерии, украшавшие храмы. Архаичный характер статуи Апполона (VI в. до н.э.) этрусского мастера Вулки. Римский скульптурный портрет эпохи республики и эпохи империи. Свет и тень в римском скульптурном портрете.

Живопись Рима. Фресковая живопись Помпей и Геркуланума. Стили римской живописи: помпейский, инкрустационный, орнаментальный, «пышный», «провинциальный». Римская портретная живопись (фаюмские портреты). Драматический психологизм фаюмских портретов.

Раздел II. Искусство Западной Европы

Тема 5. Раннехристианское и средневековое искусство.

Катакомбная христианская живопись (Рим, I в. н.э.). Характерные особенности катакомбной живописи (символический язык, переосмысление античных образов и сюжетов, редкость иконописных изображений Иисуса Христа и Богоматери). Отказ христианского искусства от скульптуры. Невозможность расцвета христианского искусства в период жестоких гонений христиан со стороны римских императоров..

Романика и готика: родственность и стилевые контрасты. Французские романские церкви: церковь Св.Петра и Павла в Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132), церковь Сен-Мадлен в Везеле (XII в.), церковь Санта-Тринита в Канне (XI-XII вв.), церковь Сен-Мишель д Эгиль близ Пюи; немецкие романские церкви: собор в Вормсе (1182-1234), в Бамберге (XII-XIII вв.); итальянские романские церкви: церковь Сан-Дзено в Вероне (XI-XII вв.), «Пизанская» башня-колокольня и баптистерий (XI-XII вв.); испанские романские церкви: церковь Сант-Яго де Компостелла (1075-1128); английские романские церкви: собор в Дорхеме (1093-1133). Условные формы романского искусства, связанные с его мистическим религиозным характером. Три стадии развития готического искусства: 1) ранняя готика (XII-XIII вв.); 2) «лучистая готика» (XIV в.); 3) «пламенеющая готика» (поздний период). Ведущая роль архитектуры в готический период. Французские готические храмы: собор Нотр-Дам де Пари (1163 – нач. XIII в.); Нотр-Дам де Шатр (1194-1260), Реймский собор (1211-1330), Амьенский собор (1218 – XIV в.). Немецкие готические храмы: Св. Елизаветы в Марбурге (1235-1283), Кельнский собор (1248-1880). Английские готические храмы: Кентерберийский собор (XII-XV), собор Вестминстерского аббатства (сер. XI-XIX вв.). Итальянские готические храмы: Миланский собор (1378 – XV в.). Испанские готические храмы: Санта-Мария де Толедо (XIII-XV вв.)

Тема 6. Искусство итальянского Ренесанса

Исторические и художественные основы итальянского Ренесанса. Гуманизм как течение светской общественной мысли XIV в.). Гуманизация всех основных видов искусства. Художник как идеальный образ «ренессансной личности».

Периодизация: Проторенессанс (втор.пол. XI-XIV вв.): Н. и Дж. Пизано, А ди Камбио, Джотто ди Бондоне; Раннее Возрождение (XV в.); Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Н. ди Банко, Донателло, Т. Мазаччо, П. Учелло, Фра Анджелико, Б. Гоуцоли, Ф. Липпи, Дж. Беллини, Боттичелли; Высокое возрождение (кон. XV – пер.дес. XVI в.): Браманте, Л. Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан; Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.): Андреа Палладио, Веронезе, Тинторетто. Кризис идеологии эпохи Возрождения. Отражение идеологии Ренессанса в маньеризме (два этапа: 1) 20-30-е гг. XVI в., 2) с 40-х гг. и до конца XVI в.).

Тема 7. Искусство Северного и испанского Ренессанса

Магический реализм Северного Ренессанса. Признаки пантеизма в мировоззрении художников Северного Ренессанса. Склонность художников к средневековому мистицизму.

Ренессанс в Нидерландах (с XIV в.): К. Слютер, Р. Кампен, Ян Ван Эйк, Р. Ван дер Вейлен, Г. Ван дер Гус, Г. Мемлинг, И. Босх (1460-1516) и П. Брегейль Старший (1530-1569) – художники зрелого периода Возрождения «Перевернутый мир» Брегейля и «Страшные сны» И. Босха в искусстве.

Ренессанс в Германии. Увлеченность идеями протестантизма. Натурализм и спиритуализм немецкого Возрождения. Искусство М. Шонгауэра, Ст. Лохнера, Грюневальда, Дюрера, Г. Гольбейна Младшего.

Влияние католической церкви на искусство испанского Возрождения. Дворец-монастырь Эскориал (1563-1584) как уникальное архитектурное сооружение Европы (арх. Х.Б. Толедо и Х. де Эррера). Собор Св. Лаврентия – композиционная доминанта архитектурного комплекса. Рождение нового художественного стиля – эрреско. Искусство Эль Греко (1541-1614). Созвучие мистических образов Эль Греко итальянскому маньеризму и испанскому барокко.

Тема 8. Искусство барокко, рококо, классицизма

Архитектура и скульптура барокко в Италии. Влияние на барокко католического мистицизма. Усиление религиозной тематики, живописность художественных форм, иррационализм. Архитектурное творчество Дж. Дела Порта (1540-1602), Л. Бернини (1598-1680), Ф. Бромини (1599-1667). Скульптурное искусство Л. Бернини.

Искусство испанского барокко. Живопись: Х. де Рибера (1591-1652), Ф. де Сурбаран (1598-1664), Б.Э. Мурильо (1618-1682).

Фламандское барокко. Живопись: П.П. Рубенс (1577-1640) – мастер живописного барочного портрета.

Три этапа классического стиля во Франции: 1) перв.треть XVII в.: Люксембургский дворец Соломона де Бросса, площадь Вогезов К. Шантийона; 2) с 1630-60 гг.: дворцы Ф. Мансара и Л. Ливо; 3) посл. Треть XVII в.: восточный фасад Лувра К. Перро и Л. Лево, Дом Инвалидов Ж. Мансара. Версаль – грандиозный ансамбль эпохи французского классицизма. Классицистская живопись: творчество Н. Пуссена (1594-1665), Ж.Л. Давида (1748-1825), Ж.О. Энгра (1780-1867).

Внестилевые формы художественного мышления: творчество Караваджо (Италия), Рембрандта (Голландия), Веласкеса (Испания).

Стиль рококо во французском искусстве. Рококо – камерный стиль аристократических гостиных и будуаров. Творчество А. Ватто (1684-1721) мастера «галантных празднеств». Творчество Ф. Буше (1703-1770) – ведущего живописца рококо. Пасторальная и мифологическая тематика его картин.

Тема 9. Искусство романтизма и реализма.

Романтизм в европейском искусстве. Французская живопись Э Делакруа (1798-1863).

Мистицизм творчества английских прерафаэлитов: Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Дж. Эверетт Миллес (1829-1896).

Пейзажная и портретная живопись английского романтизма: Т. Гейнсборо (1727-1778), Дж. Констебл (1776-1837), У. Тернер (1775-1851).

Французская реалистическая живопись: Г. Курбе (1819-1877). Демократизм его искусства.

Испанская реалистическая живопись. Ф.Х. Гойя (1746-1828).



Тема 10. Искусство импрессионизма и постимрессионизма.

Французский импрессионизм. Живописное искусство Э.Мане (1823-1882), К. Моне (1840-1926), Э. Дега (1834-1917). О. Роден – скульптор-импрессионист.

Импрессионизм как одна из черт разрушения целостности мировоззрения, признак «заката Европы» (О. Шпенглер). Влияние импрессионизма на модернистов и постмодернистов.

Искусство постимпрессионизма: живописное творчество П. Сезана (1839-1906), В. ванн Гога (1853-1890), П. Гогена (1848-1903). Пуантилизм Ж. Сёра (1853-1891).



Тема 11. Искусство модерна

Модерн как синтетический стиль рубежа XIX-нач. XX вв., обобщивший художественные традиции Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма, романтизма. Творчество английского дизайнера У. Морриса (1834-1896), французского декоратора Э. Гилле (1846-1904), немецкого художника Г. Климта (1862-1918).

Архитектура европейского модерна: творчество английского мастера Ч. Макинтоша (1868-1928), испанского архитектора Антонио Гауди (1852-1926), французского архитектора Г.Ж. Гимара (1867-1942).

Искусство модерна как «последний большой стиль».



Раздел III. Искусство Византии, Древней Руси и России

Тема 12. Искусство Византии

Священный характер искусства Византии. Связь основ христианской иерархии с искусством (сочинения Дионисия Ареопагита, V в. н.э.). церковное искусство как составная часть церковного ритуала.

Периодизация: эпоха Константина Великого и Юстиниана (IV-VI вв., VII в.); эпоха иконоборчества (726-843 гг.); эпоха «Македонского Ренессанса» (IX-X вв.); эпоха Комнинов (XI-нач.XIII вв.); эпоха Палеологов (1261-1453 гг.); Поствизантия.

Архитектура Византии. Создание храмового стиля (IV-X вв.) крестово-купольный тип храмов. Церковь Св. Ирины (532 г.) в Константинополе как первый образец осуществления идеи соединения базилики и центрического храма. Церковь Св. Виталия (VI в.) в Равенне как образец для собора Св. Софии в Константинополе. Собор Св. Софии в Константинополе (532-537 гг.) как главный собор империи. Сложение крестово-купольного типа храмов в эпоху Македонского Ренессанса (церковь Марии Панахранты (917 г.) в Константинополе, церкви Афона). Разработка в XI веке принципов монастырского зодчества. Строительство монументальных монастырей на Афоне (образец – лавра Св. Афанасия). Влияние исхазма на храмовую архитектуру Палеологовского времени. Возникновение поствизантийской архитектуры.

Живопись Византии. Развитие в Византии иокнописи с V в. как особого вида искусства. Икона «Св. Сергий и Вакх» (VI в.) как образец восточной школы иконописи. Мозаика – излюбленная техника византийской монументальной иконописи. Художественная школа мозаики в Равенне. Спиритуализм равенских мозаик. Мозаики Св. Софии Константинопольской и их судьба. Духовный смысл эпохи иконоборчества. Теория «священного образа» Св. Иоанна Дамаскина – апология иконописания. Восстановление иконопочитания в 843 г. Рождение иконографического канона и создание иконописи нового типа. Мозаичные и фресковые ансамбли XI в. (монастыри Хоспас Лукас в Фокиде, Неа Мони, Дафнии). Фрески XI в. в церкви монастыря Нерези в Македонии. Утонченность облика святых. Византийские иконы XI-XII вв. («Елеуса», «Св. Григорий Чудотворец», «Преображение Господне» и т.д.) как пример спиритуалистического христианского стиля. Влияние исихазма на иконопись и монументальную живопись Палеологовского Ренессанса. Исихастская иконопись Феофана грека (вт.пол. XIV в.). Важность тематики «Троицы» в иконописи последнего периода византийского искусства, символизирующей идею единства Мистра – последний крупный центр искусства монументальной живописи, сохранившей традиции константинопольских мастеров.

Тема 13. Искусство Древней Руси (с конца X до нач. XVI вв.)

Роль образа Богоматери в древнерусской истории и искусстве. Христианская легенда о посещении Руси Богоматери. Софийный характер Успенского культа на Руси. Софийность русской национальной религиозности. Посвящение Киева Богоматери. Икона Богоматери в исторической судьбе России.

Искусство Киевской Руси (IX – перв. Треть XII в.). Историческая роль крещения Руси кн. Владимиром Киевским (1 августа 988 г.) связь русского искусства с Церковью и православной верой (c X по XVII в.). Духовно-художественные связи Киева с Византией.

Архитектурное искусство. Десятинная (Успенская) церковь (X-XI вв.) в Киеве – образец каменного православного храма. Архитектурный ансамбль Киево-Печерского монастыря (XI в.). XI в. – эпоха «Трех Софий» (соборы Св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке).

Иконопись. Развитие иконописи как продолжение иконописных традиций Византии. Мозаичный образ Богоматери «Оранта» («Нерушимая стена») в Киевском соборе как образная доминанта алтаря. Фресковый ансамбль Киевского Софийского собора и его трагическая судьба.

Создание самостоятельных художественных школ (Новгородская, Владимиро-Суздальская и др.).

Искусство Новгородской школы. Архитектура: уменьшение объемов и упрощение конфигураций храмов, массивность стен, замена многоглавия одноглавием (собор Рождества Богородицы (1117-1120 гг.), Спасо-Преображенская церковь на Нередице (1198 г.). Иконопись: Фресковый ансамбль Спаса на Нередице. Значимость образа Богоматери «Знамение» в новгородской культуре. Новгородские предания об иконе «Знамение» - палладиум Новгорода (XII в.).

Искусство Владимиро-Суздальской школы. Архитектура: влияние архитектурных традиций Галицко-Волынского княжества (белокаменное храмовое строительство). Церковь Св.кн. Бориса и Глеба (1152 г.) в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Ярославле (XII в.) – образцы данного стиля. Архитектура Владимира: Успенский собор (1158-1160 гг.), церковь Рождества Богоматери в Боголюбово (1158-1165 гг.), церковь Ризоположения (1164 г.), церковь Покрова на Нерли (1165 г.), Дмитриевский собор (1193-1197 гг.). Иконопись: «комниновский стиль» владимирских окон с русской национальной трактовкой человеческих характеров. Красота иконописных ликов, обусловленная славянскими представлениями о ней: «Спас нерукотворный» (вт.по. XII в.), «Спас Златые Власы» (XII – нач. XIII в.), иконы Богородицы («Владимирская», «Великая Панагия», «Благовещение Устюжское»).

Искусство Руси вт.пол. XIII-XIV вв. Роль Православия в культуре Руси времени татаро-монгольского ига. Подвижническое служение русских святых. Св. Преп. Сергий Радонежский – объединитель русской культуры.

Исихастская иконопись Руси (XIV-XV вв.): Феофан Грек (ок. 1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430), Дионисий (ок. 1440-1508). Огненная природа Света в искусстве Ф. Грека (роспись церкви Спаса Преображения в Новгороде, 70-е гг. XIV в.; «Донская Богоматерь», роспись церквей Московского Кремля, конец XIVнач.XV в., «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни», «Преображение Господне», нач. XIV в. Тихий свет в иконописи А. Рублева (росписи Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 г., в Успенском соборе Владимира, 1408 г.; «Звенигородский чин», 1410 г., «Пресвятая Троица», 1420-е гг. как классический образец русского исихазма в иконописи. Связь иконописи Дионисия с церковными песнопениями: музыка линии и цвета как гармоническая основа творчества Дионисия. Преобладание в творчестве Дионисия богородичной тематики (росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1495-96 гг. как вершина творчества Дионисия).



Тема 14. Искусство Древней Руси XV-XVI вв.

Создание при Иване III религиозной доктрины «Москва – Третий Рим» и ее влияние на русское искусство.

Архитектура: ансамбль Московского Кремля как символ новой Москвы. Соборы Московского Кремля и их значимость в истории России. Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.) арх. Петрок Малый) как символ могущества Руси.

Утверждение к сер. XVI в. двух типов храмовой архитектуры (большие пятиглавые храмы и многопредельные шатровые храмы). Статичность пятиглавых храмов (Софийский собор в Вологде, 1568-70 гг.). Покровский собор на Красной Площади Москвы (155501561, арх. Барма и Постник) – образец многопредельного шатрового храма. Собор символ «Небесного Иерусалима».

Искусство Руси XVII в. XVII в. – век сложного диалога русской и западной культуры. Религиозная доктрина Патриарха Никона «Москва – Второй Иерусалим» («священство» – выше царства) и ее влияние на русское искусство.

Архитектура: возникновение стиля храмовой архитектуры «дивное узорочье» (шатровый храм Покрова в Медведково, вт.четв. XVII в.; четырехшатровая церковь Рождества Богоматери в Путинках, 1649-1652 гг.) Превращение Московского Кремля в «райский град». Сооружение собора 12 апостолов, сер. 50-х гг.; возведение Казанского собора 1635-36 гг.; строительство купеческих храмов: церковь Пресвятой Троицы в Никитинках, 30-е гг.; Муромский Троицкий собор 1641-43 гг. Строительство Новоиерусалимского монастыря (нач. в 1658 г.) в Подмосковье как воплощение никоновской идеи «Москва – второй Иерусалим». Появление в 90-х гг. нового архитектурного стиля «московское барокко» («нарышкинский стиль»: ярусность, центричность, симметрия (церковь Покрова в Филях, 1690-93 гг.).

Живопись: утрата в иконописи исихатского начала. Западноевропейское влияние в русской иконописи («жизнеподобное» письмо). Два художественных направления в иконописи: годуновская и строгановская школы. Разрастание культа Богородицы в иконописи. С. Ушаков (1626-1686) как живописец-реформатор: «Спас Великий Архиерей», 1657 г.; «Нерукотворный Спас», 1658 г.; «Богородица – Древо Государства Российского», «Троица» – произведения в смешанном стиле.

Тема 15. Русское искусство XVIII-нач.XIX в.

Влияние Петровских реформ на русское искусство Санкт-Петербурга – «идеальный город» Петра I. Уникальность «петербургского стиля» в русском искусстве. Петербургские стили: «петровское барокко», «елизаветинское рококо», «екатерининский классицизм».

Архитектура: храмы Санкт-Петербурга (Петропавловский собор, 1714 г. Арх. Д. Трезини; Царско-сельская церковь, 1734 г. арх. И. Бланк; Спасо-Преображенский собор, 1743 г., арх. М. Земцов, П. Трезини; Морской Богоявленский собор, 1700-1710, арх. С. Чевакинский и М. Башмаков; Воскресенский Смольный монастырь, 1748 г., арх. Ф.Б. Растрелли; Владимирская церковь Богоматери; 1761 г.; Троицкий собор Александро-Невской Лавры, 1790 г., арх. И.Е. Серов как новые стилевые архитектурные образы. Ансамбль Петергофа как «парадиз» Петра I на море. Монументальное рококо Ф.Б. Растрелли (1700-1771 гг.): дворец графа М.И. Воронцова, дворец С.Г. Строганова, царские резиденции в ансамблях Петергофа и Царского Села. Зимний дворец – образец «волшебной архитектуры», вершина творчества мастера, соединившая три европейских стиля (барокко, классицизм, рококо). Д.В. Ухтомский (1719-1774 гг.) – московский мастер «елизаветинского рококо» (реконструкция Московского Кремля, колокольня Троице-Сергиевой Лавры). «Екатерининский классицизм»: творчество Ж.Б. Валлен_Деламота (1729-1800): Малый Эрмитаж; А. Ринальди (1710-1749); Китайский дворец в Ораниенбауме, дворец в Гадчине. Мраморный дворец в Петербурге; Дж. Кварнеги (1744-1817): Академия наук, Смольный институт благородных девиц. Конногвардейский манеж, фасад Эрмитажного театра, Ч. Камерона (1740-1812): Камеронова галерея в Царском Селе. Классические тенденции в Москве в эпоху Екатерины II. Творчество московских архитекторов: М.Ф. Казакова (1738-1812 гг.): Московский университет, благородное собрание, Сенат в Кремле; В.И. Баженова (1737-1799); проекты перестройки Московского Кремля, царской резиденции «Царицыно», дворец-усадьба Пашкова. Архитектурный ансамбль Павловска как образец «Павловского романтизма» (арх. Ч. Камерон и В.Ф. Бренна. Архитектура Михайловского замка (арх. В.В. Бренна).

Живопись: портретная живопись петровской эпохи. Мастер Светского портрета И.Н. Никитин (1690-1742). А.М. Матвеев – «первый русский живописец». А.П. Лосенко (1737-1773) основоположник исторического жанра. Русские портретисты вт.пол. XVIII в.: Ф.С. Рокотов (1735-1808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.Л. Боровиковский (1757-1825). «Рокотовский» тип женской красоты в живописи. Императорские портреты (Екатерины II) и портреты воспитанниц Смольного института Левицкого. Романтико-элегические образы Боровиковского. Русские пейзажисты: Ф.Я. Алексеев (1753-1824) и С.Ф. Щедрин (1791-1830).

Скульптура: Ф.И. Шубин (1740-1805) – родоначальник русского скульптурного реалистического портрета (портреты кн. Голицыных, А.Г. Орлова, Павла I).

Тема 16. Русское искусство XIX века (архитектура)

XIX век – «золотой век» русской культуры.

Архитектура: храмы Санкт-Петербурга: Казанский собор (1801-1811) - трехнефная однокупольная базилика с колоннадой из 96 колонн (арх. А.Н. Воронихин (1759-1814). Собор как военный мемориал после Отечественной войны 1812 года.

Исаакиевский собор (1818-1858 гг., арх. О. Монферран) как аналог царьградской Софии. Новорусский стиль церковной архитектуры К.А. Тона (1794-1881); военные храмы, храм Св. Екатерины; Спас-мемориал «Спас на крови» (Воскресенский) (1907, арх. И.В. Малышев, А.А. Парланд), созданный по образцу Покровского собора в Москве. «Всероссийский храм» – храм Христа Спасителя в Москве (арх. А.Тон), построенный в честь победы в войне 1812 г. Мемориально-символическая программа храма, созданная митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Храм как гигантская скиния над алтарем. Трагическая судьба храма в истории России. «Александровский классицизм» в творчестве Ж.Ф. Тома де Томона (1760-1813): Биржа в Санкт-Петербурге; А.Д. Захарова (1761-1811): реконструкция Адмиралтейства. К. Росси (1775-1849) как главный выразитель идей русского ампира (13 площадей и 12 улиц в Санкт-Петербурге, Михайловский дворец, Александровский театр). Эклектичность русской архитектуры втор.пол. XIX в.



Тема 17. Русское искусство XIX в. (живопись)

Живопись: развитие романтизма в период «Александровского классицизма». О.А. Кипренский (1782-1836) – романтик-портретист; А.Г. Венецианов (1780-1847) – романтик, соединивший традиции столичного академизма, русского романтизма, «певец» крестьянской жизни. К.П. Брюллов (1799-1852) – романтик, владевший классическим каноном изображения («Последний день Помпеи», портретная живопись), А.А. Иванов (1806-1858) – гений синтеза внутренних основ классицизма с открытиями эпохи романтизма. Библейские сюжеты в творчестве Иванова. Мессианская значимость картины «Явление Христа народу». Серия «Библейских эскизов», предназначенная для фресок «храма искусства» в истории русской живописи. Живопись как арена идеологической борьбы в творчестве «передвижников». Проповеднический характер живописи В.С. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, Н.А. Ге, В.Д. Поленова и др.

А.К. Саврасов (1830-1897) – основатель русской школы пейзажистов. И.И. Левитан (1861-1900) – мастер лирического пейзажа. В.М. Васнецов (1848-1926) – первопроходец движения «эпохи искания Руси». М.В. Нестеров – творец стиля национального романтизма.

Тема 18. Русское искусство конца XIX-нач XX вв.

«Серебряный век» русского искусства. Художественно-эстетическая идея «возрождения красоты». Деятельность художников абрамцевского кружка (1870-1890): И.Е. Репина, В.Д. Поленова, В.А. Сурова, К.А. Коровина, И.И. Левитана. Творческая деятельность объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, в.А. Серов, И.Э. Грабарь). Организаторская роль Дягилева. Априорная красота как единственный источник вдохновения «мирискусников». «Демониада» в творчестве М.А. Врубеля (1856-1910). Влияние символизма на искусство В.Э. Борисова-Мусатова (1870-1905), П.В. Кузнецова (1878-1968).



Архитектура: стиль модерн в творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926).
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература


  1. Васильева И.И. История искусства Древней Руси. Ульяновск.: УлГУ, 2014.

  2. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. От античности до наших дней. М.: Высшая школа, 2014. – 367 с.

  3. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до наших дней. М.: Высшая школа, 2013. – 407 с.

  4. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Учебник для вузов. М.: Академия, 2012. – 220 с.

Дополнительная литература


  1. Архитектура мира. Энциклопедия архитектурных стилей. СПб. СЗКЭО «Кристалл», 2009. – 175 с.

  2. Верман К. История искусства всех времен и народов. М.: АСТ; СПб: Полигон, 2003. – 943 с.

  3. Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение: живопись, скульптура, архитектура. М.: ЭКСМО, 2005. – 142 с.

  4. Гнедич П.П. История искусств. Итальянский Ренессанс: живопись, скульптура, архитектура. М.: ЭКСМО, 2005. – 141 с.

  5. Гнедич П.П. История искусств. Северное Возрождение: живопись, скульптура, архитектура. М.: ЭКСМО, 2005. – 141 с.

  6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Учебник для вузов. М.: АСТ Пресс, 2006. – 623 с.

  7. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/ ред. Коллегия: В.В. Ванслов и др. М.: Искусство – XX в.: Республика, 2003. – 670 с.

  8. Коновалов Э.Г. Новый полный биографический словарь русских художников: более 2700 прославленных имен: перспектива русских мастеров с древних времен до втор. Половины XX в. М.: ЭКСМО, 2008. – 567 с.

  9. Пушнова Ю.Б. Теория и история искусства (конспект лекций). Пособие для вузов. М.: Приориздат, 2004. – 943 с.

  10. Рид Г. Краткая история современной живописи. Пособие для вузов. М.: Искусство-XXI в., 2006. – 319 с.


Программное обеспечение

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Электронный каталог библиотеки УлГУ.

  2. Система ГАРАНТ: электронный периодический справочник (электронный ресурс) – электр. дан. (7162 Мб.: 473378 документов) (Б.И. 199-).

  3. Consultantplus: справочно-поисковая система (электрон. ресурс). Электр. данные (733861 документов) – (Б.И. 199-).

  4. Электронно-библиотечная система «IPRbooks».

  5. Электронная библиотека диссертаций РГБ.

  6. ЭБ издательства Springer (мультидисциплинарная).

  7. Научная электронная библиотека Elibrari.ru.

  8. Университетская система Россия (УИС РОССИЯ) (гуманитарные науки).


Интернет-ресурсы

  1. Верман К. История искусства всех времен и народов. М.: АСТ; СПб: Полигон, 2003. – 943 с. ULR: http://padabum.com/d.php?id=41311.

  2. Гнедич П.П. История искусств. Высокое Возрождение: живопись, скульптура, архитектура. М.: ЭКСМО, 2005. – 142 с. ULR: http://padabum.com/d.php?id=36244.

  3. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. От античности до наших дней. М.: Высшая школа, 2014. – 367 с. ULR: http://uz9.ru/3061-istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney.html.

  4. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От Крещения Руси до наших дней. М.: Высшая школа, 2013. – 407 с. ULR: http://uz9.ru/3061-istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney.html.

  5. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. Учебник для вузов. М.: Академия, 2012. – 220 с. ULR: http://padabum.com/d.php?id=69093.

1.Васильева И.И. История искусства Древней Руси. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2014 (электронный вариант)

2.Васильева И.И. Искусство и религия Древних цивилизаций. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2010. (электронный вариант)

3. Васильева И.И. Искусство итальянского Ренессанса. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2010. (электронный вариант)

4. Васильева И.И. Жанр портрета в творчестве Рубенса и Веласкеса. Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2014. (электронный вариант).




7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для курса «История искусства» требуется следующее специальное материально-техническое обеспечение:



- компьютер с программным обеспечением.

Форма А Страница из

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Программа курса «История искусства»