• Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.
  • - федеральным законодательством
  • - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации ; Приказом Генерального прокурора Российской Федерации
  • План реализации мероприятий
  • Работа по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка



  • страница1/4
    Дата11.12.2018
    Размер1.17 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа «Медиабезопасность детей и подростков»


      1   2   3   4


    Программа «Медиабезопасность детей и подростков»

    на 2015 2017 гг.

    Содержание программы

    Паспорт программы……………………………………………………………….3

    Пояснительная записка…………………………………………………………...4

    План реализации мероприятий…………………………………………………..9



    Приложение 1 Работа по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка …………………………………………………………………………..17

    Приложение 2 Беседа с родителями на общем родительском собрании …...18

    Приложение 3 Лекция для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет»……………………………………………………………..21

    Приложение 4 Материал для использования при работе с родителями, оформлении уголков безопасности, памяток родителям и ученикам………27

    Приложение 5 Памятка учащимся…………………………………………….35

    Приложение 6 Памятка родителям……………………………………………37

    Приложение 7 Советы педагогам……………………………………………..39

    Приложение 8 Об этике в Интернете…………………………………………40

    Приложение 9 Тематика бесед единого классного часа по медиабезопасности ……………………………………………………………..41

    Приложение 10 Материал для памяток и уголков безопасности …………..42

    Приложение 11 Профилактика нарушений зрения ………………………….43

    Приложение 12 Средства снятия стресса……………………………………..45

    Приложение 13 Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети ….48

    Приложение 14 Инструкции по безопасному общению в чатах …………...51

    Приложение 15 Преодоление Интернет-зависимости ………………………52

    Приложение 16 Технологии безопасной работы в сети …………………….53

    Приложение 17 Тест на определение Интернет-зависимости………………55

    Паспорт программы

    Наименование




    «Медиабезопасность детей и

    программы




    подростков»

    Разработчики




    специалист КМЦ Устьянцева А.В.

    программы







    Цель программы




    обеспечение информационной







    безопасности несовершеннолетних







    обучающихся и воспитанников путем







    привития им навыков ответственного и







    безопасного поведения в современной







    информационно-телекоммуникационной







    среде.

    Сроки реализации




    2015-2017 годы

    программы







    Исполнители




    Администрация школ, педагогические

    программы




    коллективы, ученические коллективы,







    родители, социально-педагогические







    службы

    Ожидаемые




    дети должны научиться сделать более

    конечные




    безопасным и полезным свое общение

    результаты




    в Интернете и иных

    реализации




    информационно-телекоммуникационных

    программы




    сетях

    Пояснительная записка

    Программа «Медиабезопасность детей и подростков» разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеучебной деятельности и свободном использовании современных информационно-коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь и СМИ).

    Программа разработана с учетом требований законов РФ: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    Программа предполагает проведение классных часов и уроков медиабезопасности в течение всего учебного года.



    Цель программы – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

    Задачи программы:

    • информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;

    • информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

    • ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;

    • обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);

    • профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);

    • предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

    Нормативная правовая база защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации, нравственному, духовному и социальному развитию.

    Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется:

    - нормами международного права — ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г., Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует), Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп); Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007); Рекомендациями Комитета Министров государств — членов Совета Европы: № R (89) 7 — относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), № R (97) 19 — о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), Рекомендация Rec (2001) 8 – в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), № Rec (2003) 9 – о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), Рекомендации Rec (2006) 12 по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), CM/Rec (2007) 11 о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, CM/Rec (2008) 6 о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с Интернет-фильтрами; Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных он-лайн услуг (20.12.2006); Модельным законом МПА СНГ «О противодействии торговле людьми», принятым на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (03.04.2008); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми (03.04.2008); Модельным законом МПА СНГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (03.12.2009); Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью развитию (28.10.2010);



    - федеральным законодательством — ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1, ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в действие 01.09.2012), а также Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, и Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895, в которых закреплены общие принципы обеспечения информационной безопасности граждан и государства;

    - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» (п. 3.2) – предусмотрено проведение систематических проверок соблюдения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. Прокуроры должны привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении указанной информации или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табачных изделий, а также пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних.



    Ожидаемые результаты

    В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-телекоммуникационных сетях, а именно:



    • критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

    отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

    • избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

    • распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;

    • критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях;

    • анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

    • применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

    План реализации мероприятий

    п/п  


     Наименование мероприятия

    Срок исполнения

    Ответственные за реализацию мероприятия,
    исполнители

    Ожидаемые результаты (количественные и качественные показатели)

    I. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации,
    причиняющей вред их здоровью и развитию

    1.1

    Изучение нормативно- правовой базы,

    методических рекомендаций по проведению

    урочных и внеурочных занятий с учащимися по теме

    «Приемы безопасной работы в интернете».



    Организация занятий с педагогами ОО

    2015–2017

    Заместители директора по УВР

    100% охват  учителей ОУ занятиями по медиабезопасности

    1.2

     Разработка методических рекомендаций по проведению работы по теме «Информационная безопасность»

    2015–2017

    Заместители директора по УВР

    100% охват учащихся образовательных учреждений  занятиями по медиабезопасности

    1.3

     Коррекция образовательных программ основного и дополнительного образования (с внесением в программы вопросов обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет

     2015

     Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования

     100% охват учащихся образовательных учреждений  занятиями по медиабезопасности

    1.4

     Ознакомление родителей с  нормативно - правовой  базой и информационным курсом для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, заместители директора по ВР, классные руководители 1-11 кл.

     100% ознакомление родителей с информацией по медиабезопасности на родительских собраниях, личных консультациях

    1.5

     Проведение внеурочных занятий с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, классные руководители 1-11 кл., учителя информатики

    100% охват учащихся образовательных учреждений  занятиями по медиабезопасности

    1.6

     Функционирование контент - фильтра в образовательных организациях, антивирусных программ

     постоянно

     Заместители директора по УВР, администратор локального контентного фильтра, ответственный за Интернет-безопасность обучающихся

    100% установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика, антивирусных программ.

     II. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно - программных и технико - технологических устройств

    2.1

     Мониторинг функционирования и использования в школе программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика, антивирусных программ.

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, администратор локального контентного фильтра, локальной сети и точки доступа в Интернет, ответственный за Интернет-безопасность обучающихся

     100% установка в ОУ программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика, антивирусных программ.

    2.2

     Мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет  ОУ  с обеспечением контент-фильтрации Интернет - трафика

     2015–2017

    Заместители директора по УВР, администратор локального контентного фильтра, локальной сети и точки доступа в Интернет, ответственный за Интернет-безопасность обучающихся

     100% обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения  с обеспечением контент-фильтрации Интернет – трафика

    2.3

     Ведение журнала регистрации выхода учащихся в Интернет

     постоянно

     Заместители директора по УВР, ответственный за Интернет-безопасность обучающихся

     

     III. Профилактика у обучающихся интернет - зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации

    3.1

     Коррекция воспитательных программ классных руководителей с  учетом  вопроса по обеспечению информационной безопасности детей (с учетом их возрасных особенностей )

     2015–2017

     Заместители директора по ВР, Заместители директора по УВР, классные руководители 1-11 кл.

    Повышение грамотности обучающихся, по проблемам информационной безопасности.

    3.2

     Коррекция программ дополнительного образования с учетом вопроса по обеспечению информационной безопасности детей  (с учетом их возрастных особенностей)

    2015–2017

     Заместители директора по ВР, учителя информатики,  педагоги дополнительного образования

     Повышение грамотности обучающихся, по проблемам информационной безопасности

    3.3

     Проведение медиауроков по теме «Информационная безопасность

    2015–2017

     Заместители директора по УВР,  учителя информатики

     Обеспечение 100% охвата учащихся ОУ занятиями по медиабезопасности

    3.4

     Проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Интернет-безопасность» для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, заместители директора по ВР, учителя информатики, библиотекари,

    классные руководители,


    учителя-предметники

     Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности

    3.5

     Участие в Международном Дне безопасного Интернета для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей.

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, заместители директора по ВР, учителя информатики, библиотекари

     Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности

    3.6

     Участие в  обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, учителя информатики

     Повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса

    3.7

     Проведение обучающих семинаров для учителей ОУ по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде и дома.

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, учителя информатики

     Повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса

    3.8

     Организация свободного доступа обучающихся и учителей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам.

    2015–2017

     

    Директор ОО,


    Заместители директора по УВР

     100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет

    3.9

     Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания

    2015–2017

     

    Заместители директора по УВР,


    инженеры-программисты по обслуживанию компьютерной техники

     Отслеживание созданных, обновленных программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательного учреждения  к ресурсам сети Интернет и установка их на компьютеры

    3.10

     Проведение мероприятий по антивирусной защите компьютерной техники в школе

    2015–2017

     Директор ОО,

    инженеры-программисты по обслуживанию компьютерной техники,


    администраторы локального контентного фильтра, локальной сети и точки доступа в Интернет

     Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении

     IV. Информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

    4.1

     Использование в работе электронных ресурсов, аккумулирующего сведения о лучших ресурсах для детей и родителей (о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию)

    2015–2017

    Заместители директора по УВР,  заместители директора по ВР, учителя информатики, классные руководители, учителя-предметники

     Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

    4.2

     Проведение родительских собраний о роли семьи в обеспечении информационной безопасности детей и подростков. Информированность родителей о технических средствах безопасного использования Интернета (программа родительского контроля; контентные фильтры, безопасный поиск Googl, Yandex)

    2015–2017

    Заместители директора по УВР,  заместители директора по ВР, учителя информатики, классные руководители, учителя-предметники

     Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков

    4.3

     Проведение различных мероприятий (лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, круглых столов, конференций и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса

     2015–2017

    Заместители директора по УВР,  заместители директора по ВР, учителя информатики, классные руководители, учителя-предметники

     100% охват участников образовательного процесса занятиями по медиабезопасности

    4.4

    Оформление и обновление стенда

    «Информационная безопасность»



     2015

     Администратор школьного сайта

     Повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса

    4.5

    Размещение на официальном сайте школы информации по интернет безопасности, ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса

    2015–2017

     Заместители директора по УВР, администратор школьного сайта, учитель информатики, библиотекари

     Повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса

    Приложение 1

    Работа по ограничению вредного воздействия компьютера на ребенка:



    1. соблюдение санитарно - гигиенических норм (временной режим работы за компьюте­ром, своевременные перерывы, гимнастика) для сохранения здоровья детей;

    2. обеспечение информационной безопасности.
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа «Медиабезопасность детей и подростков»