• Проведение интегрированных уроков по творчеству Н.Некрасова
  • Урок по творчеству Н.А. Некрасова «Некрасовский эрудицион».
  • Конкурс чтецов. Конкурс знатоков биографии Некрасова.
  • Урок-семинар «Творчество Некрасова как энциклопедия русской жизни».
  • Приложение 3 Темы докладов по творчеству Н.Некрасова Образ молодого современника в творчестве Н. А. Некрасова.
  • Праведники и грешники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  • Образ Музы в творчестве Пушкина
  • Концепция любви в лирике Некрасова и Тютчева («денисьевский» и «панаевский» циклы).
  • «Может, во внуках наших Некрасов и Фет помирятся»: «Муза» Некрасова и «Муза» Фета.
  • Волга в жизни и поэзии Н. А. Некрасова.
  • «Важен в поэме стиль, отвечающий теме» (по поэме «Мороз, Красный нос»).
  • «О город, город роковой» (тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
  • Художественная концепция детства в творчестве Н.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Школьник», «Песня Еремушке», «Крестьянские дети» и др.).
  • Некрасовская традиция в современной лирике (Н. Тряпкина, В. Шаламова, А. Вознесенского).
  • К. И. Чуковский как исследователь творчества Н. А. Некрасова.
  • Народные приметы и обряды в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  • Роль песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

  • Скачать 338.76 Kb.


    Дата02.07.2018
    Размер338.76 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 338.76 Kb.

    Программа «Миры Николая Некрасова»




    Департамент культуры Ярославкой области

    Департамент образования Ярославской области

    Государственное учреждение культуры Ярославской области "Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник

    Н.А. Некрасова «Карабиха»

    Программа

    «Миры Николая Некрасова»

    (к 190-летию со дня рождения поэта)






    автор: Болдырева Елена Михайловна,

    доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского

    Ярославль, 2011


    СОДЕРЖАНИЕ


    Предисловие


    3

    Общешкольные проекты

    3
    Проведение интегрированных уроков по творчеству Н.Некрасова



    4


    Проведение уроков литературы, посвященных юбилею Н.Некрасова

    5

    Приложение 1


    Вопросы к викторине по творчеству Н.Некрасова

    16


    Приложение 2

    Номинации поэтического конкурса, посвященного памяти Н.Некрасова




    28

    Приложение 3


    Темы докладов по творчеству Н.Некрасова



    29



    Программа «Миры Николая Некрасова», посвященная 190-летию со дня рождения поэта, основывается на принципе интеграции, являющимся одним из основополагающих в современном образовании и выводящим образовательные и воспитательные процессы на новый уровень. Системообразующим фактором, интегратором программы, становится личность и творчество Н.А.Некрасова как сложный и многоаспектный феномен. Программа представляет собой серию урочных и внеурочных мероприятий, посвященных юбилею Некрасова. Это целостная система, интегрирующая разные аспекты образовательного процесса: актуализация межпредметных связей (интегрированные уроки), интеграция классно-урочной и внеклассной работы и, наконец, переход от отдельных знаний, умений и навыков к сложной системе компетенций в рамках обобщающих уроков литературы, что способствует всестороннему, целостному осмыслению творчества Некрасова – уникального явления в отечественной поэзии и значимой страницы «ярославского текста» русской культуры. Именно поэтому целесообразно проведение в средних общеобразовательных школах недели, посвященной юбилею Н.Некрасова, в течение которой реализуется следующая система мероприятий.


    1. Общешкольные проекты:

    • Организация в школьной библиотеке выставки книг Н.Некрасова и о Н.Некрасове

    • Проведение литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Н.Некрасова («Женские образы в поэзии Некрасова». «Подвиг любви бескорыстной: «Русские женщины» Н.Некрасова» и др.)

    • Организация экскурсий учащихся по некрасовским местам Ярославля, в музеи Н.Некрасова в Карабихе и Грешнево

    • Проведение общешкольного конкурса знатоков поэзии Некрасова – некрасовской викторины (примерные вопросы для викторины см. в приложении № 1)

    • Организация творческого проекта – конкурса на лучшую электронную презентацию «Экскурсия по некрасовским местам Ярославской области»

    • Организация творческого проекта – конкурса чтецов стихотворений Н.Некрасова

    • Организация творческого проекта – конкурса иллюстраций к произведениям Н.Некрасова

    • Организация творческого проекта – поэтического конкурса (номинации творческого конкурса – см. приложение № 2)

    • Учебно-практическая конференция, посвященная творчеству Н.Некрасова, предполагающая подготовку учащимися научных докладов под руководством учителей-словесников (примерные темы докладов – см. приложение № 3).
    1. Проведение интегрированных уроков по творчеству Н.Некрасова:

    • «Музыка в поэзии Н.Некрасова» (музыкальность стихотворений Некрасова, многократное обращение композиторов к его творческому наследию, произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича, обращение композиторов к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др., связь некрасовских стихотворений с жанром песни: «Песня Еремушке», «Песня о труде», «Колыбельная песня», «Песня преступников»; опора Некрасова на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений, характерность для любовной лирики Некрасова напевных жанров, например, романса со своеобразной ритмико-мелодической структурой и лейтмотивами и элегии с характерными воспоминаниями о прошлом счастье и мучительными раздумьями о настоящем: романс «Элегия», сопоставление инструментального исполнения или аудиозаписи романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» и стихотворения «Тройка», анализ песни на слова Н.Некрасова «Коробейники»).




    • Уроки изобразительного искусства (работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями. Ф.А. Васильев «Деревня» — Н.А. Некрасов «В деревне», «Деревенские новости», «За городом», «Начало поэмы»: мотив покинутости, заброшенности как отражение крестьянско-деревенской доли, соответствие мотиву состояния природы, мотив дороги, путь через мостик — выход в другой мир, раскрытие красоты в неприглядном, но родном, реалистические детали картины и стихов: две старушки, убогая избенка, развалившийся овин, стая ворон. И.М. Прянишников «Порожняки» — Н.А. Некрасов «Школьник»: смена акцентов в крестьянской проблематике: сельская беднота не как предмет сострадания, а как положительный герой. трудный путь к знаниям — лейтмотив картины и стихотворения. оптимистичность звучания обоих произведений, несмотря на суровые детали, совпадение деталей: книги, бедность одежды, сословная принадлежность, символика убегающей вдаль дороги, роль пейзажа в образном решении сюжета картины. А.К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» — Н.А. Некрасов «На Волге»: панорама реки и ее роль в структуре композиции, место бурлаков в пространственном решении картины, второй план, светотеневая моделировка, перекличка фрагментов картины с эпизодами стихотворения, противоречивость поэтического настроения. передача суммарного впечатления и дифференциация образов. В.Г. Перов «Проводы покойника» — Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»: «бытовое» явление как оболочка внутренней драмы, сложный душевный мир «маленького человека», сострадание жертвам жизненных обстоятельств, психологизм и лиризм в картине и поэме, сюжетное действие картины как результат и продолжение трагического события, «песенный» ритм картины и его созвучность поэме, детали картины как поэтические символы: сухая трава, одинокие кусты, крыши домов — сиротливость и бесприютность жизни, различия в трактовке пейзажа у художника и поэта).

    • Уроки истории (рассмотрение своеобразия отражения в творчестве Н.Некрасова исторических событий: восстание декабристов – «Дедушка» и «Русские женщины», крепостное право – «Кому на Руси жить хорошо» и др.)



    1. Проведение уроков литературы, посвященных юбилею Н.Некрасова:

    Младшие классы

    Урок «Первая встреча с Николаем Некрасовым»
    Цель урока: дать учащимся младших классов первичную информацию о жизни и творчестве Некрасова и обобщить имеющиеся у них сведения о поэте.
    План урока:

    1. Рассказ учителя о детских годах Н.Некрасова (электронная презентация с фотографиями усадьбы в Грешнево, отца, волжских пейзажей, ярославской гимназии и др.)

    2. Изображение красоты русской природы в творчестве Некрасова.

    Материалы для учителя (фрагменты поэтических текстов читают заранее подготовленные ученики):

    Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в окружении крестьянских ребятишек.

    В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх своих друзей: купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так, с самого раннего детства, Некрасову стала близка мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

    Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему “Зеленому Шуму” зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в поэзии:

    …Идёт-гудёт Зеленый Шум,

    Зеленый Шум, весенний шум!

    Как молоком облитые

    Стоят сады вишневые

    Тихохонько шумят…

    (стихотворение «Зелёный шум»)

    Зелёный шум - так народ называл пробуждение природы весной:

    …Как-то особенно тихо вдруг стало,

    На небе солнце сквозь тучу играло.

    Тучка была небольшая на нём,

    А разразилась жестоким дождём!

    Прямы и светлы, как прутья стальные,

    В землю вонзались струи дождевые

    С силой смертельной…

    («Дедушка Мазай и зайцы»)

    Это летний дождь. А вот картина осенней природы:

    Славная осень! Здоровый, ядрёный

    Воздух усталые силы бодрит;

    Лёд неокрепший на речке студёной,

    Словно как тающий сахар, лежит;

    …Листья поблёкнуть ещё не успели,

    Жёлты и свежи лежат, как ковёр…

    («Железная дорога»)

    А песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:

    …Метели, снега и туманы

    Покорны морозу всегда,

    Пойду на моря-окияны-

    Построю дворцы изо льда.

    Задумаю-реки большие

    Надолго упрячу под гнёт,

    Построю мосты ледяные,

    Каких не построит народ…

    («Мороз, Красный нос»)

    Проверка домашнего задания: иллюстраций к «пейзажным» стихотворениям Некрасова.


    1. Крестьянские дети в творчестве Некрасова. Рассказ учителя. Электронная презентация. Чтение учащимися отрывков из произведений Некрасова. Беседа по предложенным фрагментам.

    Материалы для учителя:

    Чтец:


    …О, милые плуты! Кто часто их видел,

    Тот, верю я, любит крестьянских детей;

    …Счастливый народ

    Ни науки, ни неги

    Не ведают в детстве они.

    Я делывал с ними грибные набеги:

    Раскапывал листья, обшаривал пни,

    Старался приметить грибное местечко,

    А утром не мог ни за что отыскать.

    …Грибная пора отойти не успела,

    Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,

    Набили оскому: черница поспела!

    А там и малина, брусника, орех!

    Ребяческий крик, повторяемый эхом,

    С утра и до ночи гремит по лесам.

    В этом стихотворении перед нами предстаёт мир природы, слитый с детской жизнью, поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка.

    Чтец:

    …Он видит, как поле отец удобряет,



    Как в рыхлую землю бросает зерно,

    Как поле потом зеленеть начинает,

    Как колос растёт, наливает зерно.

    Готовую жатву подрежут серпами,

    В снопы перевяжут, на ригу свезут,

    Просушат, колотят – колотят цепами,

    На мельнице смелют и хлеб испекут.

    Отведает свежего хлебца ребёнок

    И в поле охотней бежит за отцом…

    Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.

    Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в 6 лет начинали осваивать прялку, в 10 – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, мальчиков – отец.

    Школа была доступна крестьянским детям. Но дети бедняков могли обучиться только начальной грамоте: чтению, письму, счёту. Одна из таких школ была открыта Некрасовым в Аббакумцеве (4 км. от Грешнева).

    Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней. Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г., было построено отдельное здание. Некрасов принял активное участие в сборе средств на строительство здания, привлекая к участию своих знакомых в Петербурге. Затем он стал попечителем школы и в этом качестве отвечал за отопление, освещение, ремонт и наем прислуги. Известно, что он закупал несколько раз книги для библиотеки. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных деревень. Ученики освобождались от всякой платы за обучение. Вот такому крестьянскому мальчику-ученику и было посвящено стихотворение «Школьник».

    Чтец:


    Ноги босы, грязно тело,

    И едва прикрыта грудь…

    Не стыдися! Что за дело?

    Это многих славный путь.

    Вижу я в котомке книжку.

    Так, учиться ты идёшь…

    Знаю: батька на сынишку

    издержал последний грош.

    …Скоро сам узнаешь в школе,

    Как архангельский мужик

    По своей и божьей воле

    Стал разумен и велик.

    Не без добрых душ на свете –

    Кто-нибудь свезёт в Москву,

    Будешь в университете –

    Сон свершится наяву!..

    Встреча этим голодным и оборванным школьником на пустынной дороге напомнила Некрасову судьбу Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию, другие науки и стал знаменитым русским учёным, академиком.


    1. Работа с «трудными словами».

    Раздаются полоски бумаги со строчками из стихотворений, «трудные слова» подчёркнуты. Задание дать объяснение этим словам, можно воспользоваться специально приготовленным для этого словарём.

    Словарь


    • Бабки – старинная игра, в которой используются кости.

    • Борзая – порода охотничьих собак, у них тонкие высокие ноги, длинное худое тело, узкая острая морда.

    • Вирши – стихи.

    • Гарцевать – ездить верхом очень красиво, ловко, молодецки.

    • Гончая – порода охотничьих собак, приученная выслеживать зверя громким лаем.

    • Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки дров и других грузов.

    • Дупеля – болотные птицы из семейства бекасов.

    • Егерь – охотник-профессионал.

    • Знатный – сильный.

    • Котомка – сумка за плечами.

    • Кубарь – волчок, пустой шар на ножке.

    • Легавая – охотничья собака для ружейной охоты на птиц.

    • Пегонький - пегий – лошадиная масть, то есть цвет волосяного покрова, пятнистый, пёстрый.

    • Пожня – жнивьё (поле, где сжат, убран хлеб).

    • Поприще – область деятельности.

    • Пуделять – промахиваться при стрельбе.

    • Рига – сарай для сушки и молотьбы снопов.

    • Свайка – толстый гвоздь или шип с большой головкой для игры в свайку; его берут в кулак и броском втыкают в землю, попадая в кольцо.

    • Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с поля.

    • Снопы – связка сжатых стеблей с колосьями.

    • Станицы – стая птиц.

    • Тракт – большая проезжая дорога.

    • Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная  рукоятка, к которой на земле подвешивали било (тяжёлую палку с округлым утолщённым концом). Она и выбивала зерна из колосьев.

    • Ягдташ – охотничья сумка для дичи.

    1. Подведение итогов урока.
    Средние классы

    Урок по творчеству Н.А. Некрасова «Некрасовский эрудицион».

    1. Представление команд (команды заранее готовят названия и девизы, взятые из различных произведений Н.Некрасова).


    2. Разминка. Каждая команда получает поочередно вопросы, из какого произведения Некрасова взяты следующие строки. Варианты:

      А) Не без добрых душ на свете - 
      Кто-нибудь свезет в Москву, 
      Будешь в университете - 
      Сон свершится наяву!

      “Школьник”



      А) Поздняя осень. Грачи улетели,
      Лес обнажился, поля опустели.

      “Несжатая полоса”



      Б) Стой, ямщик! Жара несносная, 
      Дальше ехать не могу! 
      Вишь, пора-то сенокосная - 
      Вся деревня на лугу.

      “Песня Еремушке”



      Б) Бесполезно плакать и молиться,
      Колесо не слышит, не щадит:
      Хоть умри – проклятое вертится,
      Хоть умри – гудит-гудит-гудит!

      “Плач детей”



      В) Я свой век загубил за девицу-красу
      За девицу-красу, за дворянскую дочь.

      “Огородник”



      В) Однажды, в студеную зимнюю пору
      Я из лесу вышел; был сильный мороз.
      Гляжу, поднимается медленно в гору
      Лошадка, везущая хворосту воз.

      “Крестьянские дети”



      Г) Погубили ее господа, 
      А была бы бабенка лихая!

      “В дороге”



      Г) Шумит тростинка малая,
      Шумит высокий клен…
      Шумят они по-новому,
      По-новому, весеннему…

      “Зеленый шум”


    3. Конкурс чтецов.

    4. Конкурс знатоков биографии Некрасова.


    Ученикам (по одному из команды) заранее предлагается основательно изучить жизнь и творчество Некрасова, ориентируясь на указанные преподавателем литературоведческие исследования, критические статьи, мемуары, поэтические сборники. Вопросы, предлагаемые для интервью ученикам, играющим роль поэта, могут затрагивать различные аспекты биографии, творческое кредо, отношения с современниками и т.д. Критерием оценки является как исчерпывающее знание учащимися тех или иных фактов личной жизни поэта, умение привлекать для ответа в качестве материала его стихотворения, так и способность смоделировать реакцию поэта с учетом особенностей его мировоззрения. Вопросы для организации конкурса можно взять в приложении №1.


    1. Конкурс иллюстраций (домашнее задание). Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Некрасова (или отрывку из поэмы «Мороз. Красный нос» или «Русские женщины»).



    1. Конкурс на лучшее исполнение песен на стихи Некрасова («Коробейники», «Тройка» и др.).


    Старшие классы
    Урок-дискуссия «Н.А. Некрасов глазами современного читателя».
    Для проведения дискуссии выбирается проблемный вопрос: «Способна ли поэзия Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?» Для направления деятельность можно конкретизировать вопрос в виде ряда тезисов «Есть мнение…»

    1. Есть мнение, что поэзия Н.А.Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя».

    2. Есть мнение, что Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ.

    3. Есть мнение, что Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, и его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность.

    4. Есть мнение, что стихи Некрасова – это газетная поэзия, репортаж в стихах.

    Учащиеся заранее распределяются на две группы, занимающие позиции утверждения и отрицания, и формулируют три аргумента в пользу своей точки зрения. Преподаватель предлагает учащимся различные дидактические материалы для подготовки и ведения дискуссии (стихотворения Некрасова, фрагменты критических статей о Некрасове, высказывания современников и др.). Кроме того, формируется группа экспертов, которые будут оценивать убедительность аргументации. Структура дискуссии:

    • постановка учителем проблемного вопроса,

    • выступления представителей каждой команды (в максимально сжатой форме – формулировка и доказательство трех аргументов),

    • выдвижение каждой командой контраргументов по отношению к каждому из доводов противников,

    • ответы команд на контраргументы,

    • высказывания учащихся в режиме свободного диалога,

    • выступление экспертов, называющих группу, сумевшую предложить самую вескую систему аргументов и самые убедительные ответы,

    • подведение учителем итогов дискуссии.


    Урок-семинар «Творчество Некрасова как энциклопедия русской жизни».
    Урок проводится после изучения творчества Н.Некрасова в рамках историко-литературного курса и ставит своей задачей обобщить и систематизировать знания старших школьников о поэтическом творчестве Некрасова, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни», поскольку в поэзии Некрасова затронуты все темы, которые в литературной традиции становились предметом эстетической рефлексии.

    Подготовка к уроку: учащиеся делятся на группы, каждая из которых выбирает для себя определенную тему некрасовского творчества и тот тип деятельности, который она будет осуществлять, чтобы представить своеобразие реализации данной темы в творчестве Некрасова. Представители каждой группы готовят «тематические папки» (не менее 20 стихотворений) в виде таблицы:

    Тематика стихов

    Название стихотворения

    Цитата- афоризм

    Поэт и поэзия

     


    Поэт и гражданин” и др.

    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” и т. д.

    Родина

    Железная дорога” и др.

    Эх, сердечный! что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль исполненный сил?” и т. д.


    Основные темы творчества Некрасова и произведения,

    в которых они представлены:

    • Тема Родины и народа («Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В дороге», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...» и др.). 

    • Тема поэта и назначения поэзии («Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Стихи мои, свидетели живые...», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт…», и др.)

    • Тема матери («Внимая ужасам войны», «Мать», «Рыцарь на час», «Великое чувство!..»)

    • Тема природы («Перед дождем», «Тишина»; «Дед Мазай и зайцы», «На Волге», «Железная дорога», «Зеленый Шум», «Соловьи», «Пчелы», «Саша»)

    • Тема города («На улице», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вор» и др.)

    • Тема истории («Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» и др.)

    • Тема детства («Школьник», «Крестьянские дети»

    • Тема любви («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Ты всегда хороша несравненно…» и др.)

    • Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения («Памяти Добролюбова», «Памяти приятеля»,  «В.Г. Белинский», «Несчастные», «Сеятелям»)



    Виды и формы деятельности учащихся:

    • Презентация тематической папки (названий стихотворений и системы ключевых цитат-афоризмов)

    • Разработка и защита мультимедийной презентаций

    • Сравнительный анализ стихотворения Некрасова с произведениями других поэтов на данную тему («Сеятель» Пушкина – «Сеятелям» Некрасова, «Перед дождем» Некрасова и Тютчева, «Элегия» Некрасова и Пушкина, «Муза» Некрасова и Фета, «Пророк» Некрасова, Пушкина и Лермонтова и др.)

    • Разработка вопросов для конкурса знатоков данной темы и проведение мини-викторины

    • Сопоставление стихотворений с репродукциями картин русских художников и иллюстрациями (см. интегрированный урок по изобразительному искусству)

    • Составление проблемных вопросов по данной теме и организация мини-дискуссии

    • Подборка цитат из критической литературы по творчеству поэта

    • Составление «поэтического словаря» темы (поиски «ключевых» и «знаковых» слов в процессе словарно-фразеологической работы)

    Вывод учителя в финале урока о том, что поэзия Н.А.Некрасова – явление более сложное и многогранное, чем об этом принято думать. И в художественно-эстетическом, и в этико-философском плане она намного шире любого узкого аспекта, к которому, казалось бы, можно запросто ее свести. В ней не только получала воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Некрасова давали и дают возможность по-разному «прочитывать» как все его творчество в целом, так и почти каждое некрасовское произведение в отдельности, позволяют выделить самые различные аспекты в их содержании. Да и сама поэзия Н.А.Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени, с реалиями той или иной эпохи. 
    Приложение 1

    Вопросы к викторине по творчеству Н.Некрасова

    Источник: Бельская Л.Л. Литературные викторины. 2-е издание. М.: Просвещение, 2005. 301 с.


    1. Какой отцовский наказ нарушил, приехав в Петербург, 16-летний юноша?


    2. А чьё наставление помнил и пытался выполнить: «Только в университете человек получает настоящее образование»?
    3. О каких трущобах, где пришлось жить в холоде и голоде начинающему литератору-разночинцу, писал Некрасов: «Как тут таланту вырасти, Как ум тут развернёшь, Когда в нужде, и ... И холоде живёшь»?
    4. О какой своей мечте, так и не исполнившейся, вспомнит через много лет поэт, обращаясь к деревенскому подростку: «Не без добрых душ на свете - Кто-нибудь свезёт в Москву. Будешь ... - Сон свершится наяву!»?
    5. Престарелый поэт, к которому пришёл со своими стихами юный Некрасов, посоветовал ему не подписывать первую книжку своей фамилией. Кто был этот поэт и послушался ли его неопытный стихотворец?
    6. «Я отроком покинул отчий дом (За славой я в столицу торопился)». Путь какого русского писателя, тоже потерпевшего целый ряд неудач, повторил Некрасов?
    7. Один из критиков (Н. Полевой) остроумно обыграл заглавие некрасовской книжки: в ней «звуки лучше, чем мечты». Как она называлась?
    8. Другой отзыв был резко отрицательным: «общие места, гладкие стишки», «знакомые и истёртые чувствованьица». Кому он принадлежит?
    9. Как поступил огорчённый автор с нераспроданным тиражом первой книги?
    10. Что сочинил молодой Некрасов под псевдонимами Иван Бородавкин, Перепельский, Назар Выволочкин, Стукотнин и др.?
    11. Какие песни на некрасовские стихи вы знаете?
    12. Едут по русским дорогам кибитки, в которых «спущен верх, перед закрыт», - «И, „пошел", пристав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит». Кто едет в такой «таратайке»?
    13. Какие стихи Некрасов написал о детях и для детей?
    14. Как зовут Мужичка с ноготок и сколько ему лет?
    15. С чем сравнивает поэт ребячьи глаза в стихотворении «Крестьянские дети»: «Все серые, карие, синие глазки - Смешались, как...»?
    16. Кого ставит в пример сельскому школьнику Некрасов: «Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
    17. Что называл Некрасов своей колыбелью, признаваясь в любви к ней: «Любил ли кто тебя, как я?»
    18. Почему поэт назвал Волгу «рекою рабства и тоски»?
    19. В каких произведениях Некрасов писал о бурлаках и что напоминали ему бурлацкие песни? Известна ли вам картина русского художника на эту тему?
    20. Кто и зачем подъезжает к парадному подъезду в праздники и будни?
    21. Если когда-то Кольцов спрашивал русского мужика: «Что ты спишь, мужичок?» и уговаривал его проснуться («Встань, проснись, подымись, на себя посмотри...»), то Некрасов обращается ко всему народу, но не надеется на скорое пробуждение: «Ты проснёшься ль, исполненный сил...» Как заканчивает поэт этот вопрос?
    22. О ком Некрасов писал: «Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья»?
    23. Кого Некрасов называл «печальной спутницей печальных бедняков»?
    24. «И Музе я сказал: „Гляди! Сестра твоя родная!"» Кто родная сестра некрасовской поэзии?
    25. Как изменилась у Некрасова пушкинская «народная тропа», которая не зарастет к памятнику поэта: «...жить в такую могилу сойти, Чтобы широкие... К ней проторили пути»?
    26. Кого Некрасов считает своим учителем: «Учитель! перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени!»?
    27. Кого он называет «нравственным человеком» в одноименном стихотворении (1847)?
    28. К кому обращены стихи «Я не люблю иронии твоей...», «Так это шутка? Милая моя...», «Тяжёлый крест достался ей на долю...»?
    29. Какие журналы издавал и редактировал Некрасов?
    30. В кабинете Некрасова на письменном столе стояли маленькие чугунные бюсты Пушкина и Гоголя и лежала белая гипсовая маска. Чья?
    31. Две страсти, привитые с детства отцом, сопровождали Некрасова всю жизнь. Какие?
    32. Какие охотничьи трофеи редактора встречали посетителей в редакциях «Современника» и «Отечественных записок»?
    33. В стихотворении «О погоде» рассыльный Минай рассказывает: «С „Современником" нянчусь давно: То носил к Александру Сергеичу, А теперь уж 13-й год Всё ношу к Николай Алексеичу...» В каком году «записан» этот рассказ?
    34. «Убедительно тебя прошу, милый Некрасов, не печатать этой статьи, она, кроме неприятностей, ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка...» Кто автор этого письма и о какой статье идет речь?
    35. Какую рукопись потерял Некрасов (1863), дав объявление в газете и пообещав щедрое вознаграждение (50 рублей серебром)?
    36. И. А. Гончаров отмечал, что у Некрасова, кроме собственного поэтического дарования, «есть ещё талант - отыскивать и приманивать таланты». Можете ли вы назвать кого-нибудь из них?
    37. Кто из некрасовских современников давал противоречивые оценки его стихам: то «железное папье-маше» и «поэзия не ночевала», то «собранные в один фокус, - жгутся»? А Некрасов говорил о нем: «Друг моей юности (ныне мой враг)».
    38. О чем рассказал ямщик лирическому герою в стихотворении «В дороге»?
    39. Какой образ крестьянской «нивы» вырастает у Некрасова в символ всей русской земли?
    40. «Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым». Что растет на полях?
    41. В каком стихотворении и кто повторяет фразу, ставшую поговоркой: «Вот приедет барин»?
    42. На какую войну откликнулся Некрасов: «Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя...»?
    43. «Один я в мире подсмотрел Святые, искренние слёзы...» Чьи?
    44. Как Некрасов объясняет слово «гражданин»: «А что такое гражданин?»
    45. В каком стихотворении поэт призывает принести на служение Родине «необузданную, дикую к угнетателям вражду и доверенность великую к бескорыстному труду»?
    46. Какие две песни сталкиваются и спорят между собой в «Песне Ерёмушке»? О чем поют няня и «проезжий, городской»?
    47. За что благодарит Некрасов родину: «Спасибо, сторона родная...»?
    48. Какое лермонтовское стихотворение пародирует Некрасов в своей «Колыбельной песне»: «Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю»?
    49. У кого из русских поэтов заимствовал Некрасов первую строчку сатирического стихотворения «Всевышней волею Зевеса»: «Всевышней волею Зевеса Вдруг пробудившись ото сна, Как быстро по пути прогресса Шагает русская страна»?
    50. Кого из своих героев поэт иронически характеризует: «Украшают тебя добродетели, До которых другим далеко»?
    51. А описывая другого, делает вывод: «Но счастливые глухи к добру... Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках». Кто он, держащий «земные громы» в руках?
    52. Достается от Некрасова и «книжникам»: «Что ему книга последняя скажет, То на душе его сверху и ляжет: Верить, не верить - ему всё равно, Лишь бы доказано было умно». Узнали ли вы этого персонажа?
    53. А кто это: «Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка!.. И вилися у Иванушки Русы кудри, как шелковые»? Кто рассказывает об Иванушке?
    54. «Плакала Саша, как лес вырубали...» и «Вырастешь, Саша, узнаешь. Честью всегда дорожи...» - об одном или двух героях идет речь в этих отрывках?
    55. Кого из современников имел в виду Некрасов, рисуя либерального барина Агарина в поэме «Саша» (1855)?
    56. Кому поэт адресовал стихотворение «Ты как подёнщик выходил...»: «В глаза ты правду говорил Могучему деспоту... И маску дерзостно срывал С глупца и негодяя»?
    57. Посвящая стихи своим соратникам, Некрасов восхищался их суровостью, аскетизмом и жертвенностью: «Но более учил ты умирать...», «Хорошо умереть молодым...», «Жить для себя возможно только в мире. Но умереть возможно для других...». Назовите произведения и адресатов.
    58. Чья это судьба: «Всё он изведал: тюрьму петербургскую, Справки, допросы, жандармов любезности, Всё - и раздольную степь Оренбургскую, и её крепость...»?
    59. Как упрекал себя Некрасов за непоследовательность и в поэтическом творчестве, и в общественной борьбе: «Мне борьба мешала быть ... , Песни мне мешали быть ... »?
    60. О каком «неверном звуке» своей лиры писал поэт («Умру я скоро. Жалкое наследство...», 1867)?
    61. Какой смысл вкладывает Некрасов в слова «ликует», «ликующий»: «толпа ликует», «ликует враг», «от ликующих, праздно болтающих»?
    62. Известны самокритичные высказывания Некрасова о собственных стихах, вложенные в уста не только лирического «я», но и других персонажей: «Твои поэмы бестолковы, Твои элегии не новы, Сатиры чужды красоте, Неблагородны и обидны, Твой стих тягуч...». Кто и в каком произведении произносит эти слова?
    63. Какую свою поэму Некрасов читал со слезами в голосе, а Чернышевский, прочтя её по возвращении из ссылки, «не выдержал и разрыдался»?
    64. Чьё видение явилось поэту в бессонную ночь: «Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная, Молода умерла ты, прекрасная» («Рыцарь на час»)?
    65. Почему в «Рыцаре на час» одна строка оказалась незавершённой: «Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью ещё доказать, Что в нём сердце не робкое билося, Что умел он любить ... »? Как можно закончить эту строчку?
    66. Как зовут героиню «Зелёного шума» и о каком сказочном персонаже напоминает её отчество?
    67. А кто это: «Великие, страдальческие тени, О чьей судьбе так горько я рыдал, На чьих гробах я преклонял колени...» («Ликует враг»)?
    68. По поводу какого произведения цензор писал, что «нельзя без содрогания читать эту ужасную клевету на первое благодетельное предприятие нашего правительства»?
    69. Строительство какой железной дороги описано в одноименном стихотворении?
    70. «В мире есть царь: этот царь беспощаден ... ». Кто этот царь?
    71. А кто «вынесет всё - и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»?
    72. О тяжёлой доле русской женщины-крестьянки Некрасов писал не раз: а) «Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать»; б) «И все эти грозные доли легли На женщину русской земли»; в) «Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого». Из каких произведений взяты эти строки?
    73. С чем пьет кислый квас героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»?
    74. Кому посвятил автор поэму «Мороз, Красный нос»: «Милый друг, поняла ты давно - Здесь одни только камни не плачут...»?
    75. Знаете ли вы русскую народную сказку, герой которой напоминает некрасовского Мороза?
    76. Помните ли вы знаменитое описание женской красоты с помощью сравнений в «Морозе, Красном носе»: «Пройдет... Посмотрит...»?
    77. А изображение детей: «Красивая Маша - ...Сидела с морковкой в руке» и «Гришуха чёрен, как ... , Бела лишь одна голова»?
    78. «Савраска», «саврасушка» - так обращается к коню автор, но пишет это слово со строчной буквы. Почему?
    79. В финале поэмы Дарья стынет в «заколдованном сне», в лесу «мертвая тишь», но вдруг «послышался шорох случайный», свидетельствующий, что жизнь продолжается. Что это был за шорох?
    80. Какая поэма начинается весёлой песней, а заканчивается трагической гибелью героев?
    81. В сказочном зачине «Кому на Руси жить хорошо» семь мужиков названы «временно-обязанными». Что это означает?
    82. Из каких деревень некрасовские мужики?
    83. Как уже в «Прологе» была намечена схема будущего путешествия странников по Руси и что осталось нереализованным в этой схеме?
    84. Какова формула счастья сильных мира сего?
    85. Какие сказочные персонажи действуют в «Прологе»?
    86. Действие одной из глав поэмы происходит на сельской ярмарке, а слово «ярмарка» в заглавии пишется так, как произносили его крестьяне. Как?
    87. Какие «говорящие» фамилии придумал своим героям поэт?
    88. В поэме приводится загадка: «Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда ревёт», а даётся ли разгадка?
    89. Какая часть «Кому на Руси...» написана от первого лица как монолог героя?
    90. Как прозвали Матрёну Тимофеевну в деревне и за что?
    91. А как будет использована её фамилия в русской прозе XX в.?
    92. Какое прозвище и почему получил Савелий?
    93. С каким былинным богатырем, самым сильным, но и самым неподвижным, сравнивается Савелий?
    94. За что он попал в Сибирь и сколько лет провел там?
    95. Какие присказки-присловья любил он повторять: «Клеймёный ... », «Недотерпеть ... », «Эх вы, Аники-воины! ...»?
    96. Когда Матрёна Тимофеевна попала в Кострому, чей памятник показался ей похожим на деда Савелия?
    97. Кто из персонажей поэмы напоминает рысь, высматривающую добычу, причем левый глаз его «круглый, как у филина, вертелся колесом»?
    98. Чем кончилась «комедь», которую играли мужики перед князем Утятиным?
    99. Где разворачиваются события в последних частях «Кому на Руси...» и как зовут жителей этих мест?
    100. Как и почему озаглавлена последняя часть?
    101. Какие песни звучат в главах «Горькое время - горькие песни» и «Доброе время - добрые песни»?
    102. О каких двух путях поёт Гриша Добросклонов в песне «Средь мира дольнего...»?
    103. Как звали мать Гриши и какую её любимую песню сын часто вспоминает?
    104. Был ли у Добросклонова прототип и что их объединяло?
    105. Как выразил Гриша свою заветную мечту: «Не надо мне ни серебра, ни злата, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину...»?
    106. За что Ермил Гирин, имевший «всё, что надобно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт», попал в острог?
    107. «Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася: Одним концом по ... , Другим по ... !» Кто и о какой цепи говорит эти слова?
    108. Почему финал поэмы можно назвать открытым: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б ... »? Что «если»?
    109. О каких «двух великих грешниках» рассказывает легенда в «Пире на весь мир»?
    110. Посвятив свою поэму «Русские женщины» судьбам двух декабристок, Некрасов опирался на мемуары одной из них. Чьи и какие?
    111. А вернувшегося из ссылки декабриста поэт вывел в другом произведении. Кого и в каком?
    112. О каком вольном крестьянском поселении в Сибири рассказывает внуку дедушка?
    113. Кто из некрасовских героинь, «прежде чем мужа обнять, оковы к губам приложила»?
    114. «А ты будь проклят, мрачный дом, Где первую кадриль Я танцевала... Та рука Досель мне руку жжёт...». О ком вспоминает Трубецкая?
    115. В «Русских женщинах» выведены в качестве героев и писатели Пушкин, Вяземский, В. Одоевский. А кто это - «поэт вдохновенный и милый, поклонник кузины, что рано почил, безвременно взятый могилой»?
    116. Какие неточности допустил Некрасов, вложив в уста Пушкина следующую фразу: «Мне царь „Пугачёва" писать поручил...»?
    117. С какими пушкинскими стихами перекликается некрасовская «Элегия»: «Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам»?
    118. Какому Богу молятся некрасовские герои и сам поэт - «Бог угнетённых, Бог скорбящих»?
    119. Знаете ли вы афоризмы Некрасова: а) «То сердце не научится любить ... »; б) «Сейте разумное ... »; в) «Поэтом можешь ты не быть ... »; г) «Мне борьба мешала быть поэтом ... »; д) «Чтобы словам было тесно ... »; е) «У счастливого недруги мрут ... »; ж) «Будь гражданин: служа искусству ... »; з) «Суждены нам благие порывы ... »; и) «Воля и труд человека ... »; к) «Люди холопского звания ... »; л) «Нужны нам великие могилы ... »?
    120. Эти два отзыва о Некрасове принадлежат политическим противникам: «...это было раненое сердце» и «...вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов». Кто они?
    Ответы:
    1. Поступить на военную службу в Дворянский полк.
    2. Матери.
    3. На петербургских окраинах, «сырости».
    4. «...в университете».
    5. Жуковский. Да, подписал книгу инициалами Н. Н.
    6. Н. В. Гоголя, тоже издавшего неудачную книжку, менявшего занятия, терпевшего нужду.
    7. «Мечты и звуки».
    8. Белинскому.
    9. Сжег его в печке.
    10. Фельетоны, водевили, сказки, рассказы и даже афиши в стихах.
    11. «Тройка», «Коробушка», «Похороны», «Песня Еремушке».
    12. Политический заключенный, которого везут в Сибирь.
    13. «Крестьянские дети», «Плач детей», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Накануне светлого праздника».
    14. Влас, «шестой миновал».
    15. «...в поле цветы».
    16. Ломоносова.
    17. «О Волга!.. колыбель моя!» («На Волге»).
    18. Увидел измученных, измождённых бурлаков, услышал их песни и разговоры.
    19. «На Волге», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси...». Стон и вой: «Этот стон у нас песней зовётся: То бурлаки идут бечевой», «Когда б, о Волга, над тобой Не раздавался этот вой». Репин. «Бурлаки на Волге».
    20. В праздники чиновные гости для визитов, в будни - просители.
    21. «Иль, судеб повинуясь закону, Всё, что мог, ты уже совершил, - Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?»
    22. О Гоголе как писателе-сатирике.
    23. Свою Музу.
    24. Молодая крестьянка, которую били кнутом на площади («Вчерашний день...»).
    25. «...лапти народные».
    26. В. Г. Белинского.
    27. Человека бессердечного и аморального, по вине которого умер в тюрьме бывший его друг, утопился повар, угасла от чахотки дочь.
    28. К Авдотье Панаевой («панаевский цикл» стихов).
    29. «Современник» и «Отечественные записки».
    30. Белинского.
    31. Охота и карты.
    32. Чучело медведя с подносом, на котором стоял графин с водой и стакан, а позднее медведицы, поднявшейся на задние лапы.
    33. В 1859 г., так как «Современник» стал издаваться Некрасовым и Панаевым с 1847 г.
    34. Тургенев. О статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?».
    35. Романа Чернышевского «Что делать?» (начальные главы).
    36. Чернышевский, Добролюбов, Решетников, Слепцов, Г. Успенский.
    37. Тургенев.
    38. О свой жене Груше, воспитанной в господском доме.
    39. «Несжатая полоса».
    40. Гречиха.
    41. В стихотворении «Забытая деревня» - бабушка Ненила, Наташа, крестьяне.
    42. На Крымскую войну с Турцией и оборону Севастополя.
    43. «То слёзы наших матерей».
    44. «Отечества достойный сын».
    45. «Песня Ерёмушке».
    46. Песня няни «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить...» - о «привольной и праздной жизни» приспособленца и лакея и песня «проезжего» - о борьбе с «неправдою лукавою», за «Братство, Равенство, Свободу».
    47. «За твой врачующий простор».
    48. «Казачью колыбельную песню»: «Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю...».
    49. У Пушкина из «Евгения Онегина»: «Всевышней волею Зевеса Наследник всех своих родных».
    50. Ростовщика из «Современной оды».
    51. «Владелец роскошных палат» из «Размышлений у парадного подъезда», прототипом которого был министр государственных имуществ.
    52. Агарин в поэме «Саша».
    53. Герой стихотворения «Орина, мать солдатская». Мать рассказывает об умершем сыне.
    54. О двух - девушке Саше из одноименной поэмы и мальчике Саше из поэмы «Дедушка».
    55. Николая Огарева, в котором Некрасов видел тогда богача, разъезжавшего по заграницам в поисках развлечений.
    56. А. И. Герцену.
    57. «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним...» (о Писареве) и «Н. Г. Чернышевский» («Не говори: «Забыл он осторожность...»).
    58. Т. Г. Шевченко - «На смерть Шевченко».
    59. «...поэтом», «...борцом».
    60. В 1866 г. в Английском клубе Некрасов прочитал «Оду» в честь М. Н. Муравьева-«вешателя», надеясь спасти «Современник», но журнал отстоять не удалось, и он скоро был закрыт.
    61. Отрицательный - пустое веселье и праздность сытых и богатых.
    62. Гражданин говорит Поэту в стихотворении «Поэт и Гражданин».
    63. «Рыцарь на час».
    64. Матери.
    65. «...и страдать», «...и роптать» (?). Герой не дописал строки ночью: вероятно, заснул.
    66. Наталья Патрикеевна. В русских сказках Лису называют Патрикеевной.
    67. Белинский и Добролюбов.
    68. «Железная дорога».
    69. Первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом (1843-1851).
    70. «Голод названье ему».
    71. Русский народ.
    72. «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».
    73. «Вкусны ли, милая, слёзы соленые С кислым кваском пополам?»
    74. Своей сестре Анне Алексеевне Буткевич.
    75. «Морозко».
    76. «Пройдет - словно солнце осветит! Посмотрит - рублем подарит!»
    77. «...резвушка», «...галчонок».
    78. Не кличка коня, а обозначение его масти - светло-гнедой с желтизной.
    79. «Вершинами белка идет».
    80. «Коробейники».
    81. Освобожденные крестьяне должны были по-прежнему работать на помещиков до уплаты налога за земельный надел (до 1863 г.).
    82. Вначале перечисляются Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка, а в конце вместо Знобишина появляется Несытово, а вместо Неурожайки - Голодухино.
    83. Названы счастливыми помещик, чиновник, поп, купец, министр и царь. Встречи состоялись только с попом и помещиком. Возможно, постепенно странники приходят к мысли о том, что счастье не определяется материальным достатком.
    84. «Покой, богатство, честь».
    85. Говорящая птичка, подарившая скатерть-самобранку; семь филинов, лешие и черти, баба Дурандиха, похожая на ведьму.
    86. «Сельская ярмонка».
    87. Помещики Оболт-Оболдуев и Утятин, купец Алтынников, крестьяне Нагой и Гирин, солдат Овсянников, «народный заступник» Добросклонов.
    88. «Пришла весна - сказался снег. Он смирен до поры».
    89. «Крестьянка».
    90. Губернаторшей - за то, что ходила просить за мужа к жене губернатора.
    91. Корчагина. В романе Н. Островского «Как закалялась сталь».
    92. «Богатырь святорусский» - за физическую силу и духовную стойкость.
    93. Святогором.
    94. Управляющего немца Фогеля живым закопали в землю. 20 лет каторги и 20 лет поселения.
    95. «...да не раб», «Недотерпеть - пропасть, Перетерпеть - пропасть!», «Со стариками, с бабами вам только воевать!».
    96. Ивана Сусанина.
    97. Князь Утятин, прозванный «Последышем».
    98. Трагически - самоубийством Агапа и отказом наследников отдать крестьянам луга.
    99. В селе Вахлачине. Вахлаки.
    100. «Пир на весь мир» - крестьянский мир празднует освобождение от крепостничества.
    101. «Весёлая», «Барщинная», «Голодная», «Солдатская», «Солёная» и песни Гриши «Доля народа», «Средь мира дольнего», «Русь».
    102. Одна - торная для толпы и рабов, другая - на бой и труд для душ сильных и человеколюбивых.
    103. Домна. «Солёная».
    104. Добролюбов - сходство фамилий, происхождения (из духовенства) и судьба: «путь славный, имя громкое народного заступника», чахотка.
    105. «Жилось вольготно-весело На всей святой Руси».
    106. Участвовал в бунте деревни Столбняки помещика Обрубкова.
    107. «...барину», «...мужику». Семь странников после встречи с Оболт-Оболдуевым о крепостном праве.
    108. «Если б знать могли они, что творилось с Гришею».
    109. О разбойнике Кудеяре и пане Глуховском.
    110. «Записки М. Н. Волконской».
    111. С. Волконского в поэме «Дедушка».
    112. Тарбагатае (по воспоминаниям А. Розена, действительно существовало в Бурятии).
    113. Мария Волконская.
    114. О Великом князе, будущем Николае I.
    115. Веневитинов.
    116. «Историю Пугачёва» Пушкин писал не по царской воле и не в 1826, а в 1833.
    117. Из «Деревни»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца».
    118. Христу.
    119. а) «...Которое устало ненавидеть»; б) «...доброе, вечное»; в) «...Но гражданином быть обязан»; г) «...Песни мне мешали быть борцом»; д) «...мыслям просторно»; е) «...У несчастного друг умирает»; ж) «...Для блага ближнего живи»; з) «...но свершить ничего не дано»; и) «...дивные дива творят»; к) «...сущие псы иногда»; л) «...Если нет величия в живых».
    120. Достоевский и Чернышевский. 
    Приложение 2
    Номинации поэтического конкурса, посвященного памяти Н.Некрасова
    •  «Я лиру посвятил народу своему».

    •  «Неразделимые и Муза, и Любовь».

    •  «О, сколько есть душой свободных сынов у родины моей!».

    •  «Люби, покуда любится, прощай, пока прощается».

    •  «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор».

    •  «Сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы…»



    •  «Золото, золото – сердце народное».
    Номинации для работ участников младшего школьного возраста
    Стихи о весне
    «Идет-гудет Зеленый шум, Зеленый Шум, весенний шум!»

    Стихи о лете
    - «У каждого по́лно лукошко, 
    А сколько рассказов! Попался косой,
     
    Поймали ежа, заблудились немножко
     
    и видели волка… У страшный какой!»


    Стихи об осени
    «На ручей, рябой и пестрый, 
    за листком летит листок,
     
    и струей холодной острой
     
    набегает ветерок».


    Стихи о зиме

    «…Мороз-воевода дозором 
    обходит владенья свои…»


    Приложение 3


    Темы докладов по творчеству Н.Некрасова

    1. Образ молодого современника в творчестве Н. А. Некрасова.
    2. Загадка русского мужика в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    3. Праведники и грешники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    4. Счастье в понимании лирического героя Н.Некрасова, А.Пушкина и М.Лермонтова
    5. Образ Музы в творчестве Пушкина и Некрасова: традиция и новаторство в понимании сущности поэтического творчества.
    6. Концепция любви в лирике Некрасова и Тютчева («денисьевский» и «панаевский» циклы).
    7. Тема природы в лирике Н.Некрасова и Ф Тютчева (сравнительный анализ стихов “Перед дождем” Некрасова и “Перед дождем” Тютчева)
    8. «Может, во внуках наших Некрасов и Фет помирятся»: «Муза» Некрасова и «Муза» Фета.
    9. Полифонизм лирики Некрасова.
    10. «Литература была за Некрасовым как за каменной стеной» (собирательская, издательская, журналистская деятельность Н. А. Некрасова).
    11. Волга в жизни и поэзии Н. А. Некрасова.
    12. Тема русской матери в творчестве Н. А. Некрасова («Рыцарь на час», поэма «Мать», «Баюшки-баю», «Внимая ужасам войны», «Орина, мать солдатская» и др.).
    13. «Важен в поэме стиль, отвечающий теме» (по поэме «Мороз, Красный нос»).
    14. Образ русской женщины в творчестве поэта Некрасова и живописца Венецианова.
    15. «О город, город роковой» (тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников).
    16. Образ заезженной клячи в цикле Н. А. Некрасова «О погоде» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
    17. Художественная концепция детства в творчестве Н.Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Школьник», «Песня Еремушке», «Крестьянские дети» и др.).
    18. Звуковые образы в поэтике Некрасова и Блока (по поэмам «Кому на Руси жить хорошо» и «Двенадцать»).
    19. Некрасовская традиция в современной лирике (Н. Тряпкина, В. Шаламова, А. Вознесенского).

    20. Некрасовские мотивы в творчестве Андрея Белого (сборник «Пепел»).
    21. К. И. Чуковский как исследователь творчества Н. А. Некрасова.
    22. Общность художественного метода Некрасова-поэта и художников-передвижников.
    23. Пушкинские мотивы в стихотворении Некрасова «Элегия».
    24. Народные приметы и обряды в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
    25. Народно-поэтическая основа поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    26. Гриша Добросклонов и образы «героев своего времени» в русской литературе второй половины XIX века (на примере 2—3 произведений).
    27. Роль песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа «Миры Николая Некрасова»

    Скачать 338.76 Kb.