• ПРОГРАММА Вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование»
  • «Общее и славяно-русское языкознание»
  • СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
  • СЕМАНТИКА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ
  • МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
  • ГРАММАТИКА . МОРФОЛОГИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИКИ
  • Дополнительная литература
  • Лаборатория сетевой литературы URL : http:// http :/ / litera . ru
  • Новостной сайт Lenta . ru ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРЕВОДЧИКИ: Сервисы on-line- перевода
  • ПРАВИЛА проведения вступительных испытаний

  • Скачать 244.7 Kb.


    Дата15.09.2018
    Размер244.7 Kb.
    ТипПрограмма

    Скачать 244.7 Kb.

    Программа «Общее и славяно-русское языкознание»




    ПРОГРАММА
    Вступительного экзамена в магистратуру

    по направлению 050100 «Педагогическое образование»
    магистерская программа «Общее и славяно-русское языкознание»

    На экзамене поступающий в магистратуру должен:




    • владеть базовыми теоретическими сведениями по лингвистике;

    • знать терминологический аппарат базовых лингвистических дисциплин;

    • знать основные методы и методики лингвистики;

    • свободно ориентироваться в основных концепциях мировых и отечест венных научных лингвистических школ;

    • давать характеристику отдельным элементам языковой системы, вскрывая взаимосвязи между ними;

    • уметь анализировать семантику и форму выражения смысла устной и письменной речи, текста (тема, идея, проблемы произведения, жанровая принадлежность теста, идиостиль автора текста) и семиотического объекта (культурного символа, рекламного слогана);

    • владеть методикой семантического (компонентного) анализа, фонетического и фонематического анализа, морфемного и словообразовательного анализа, морфологического и синтаксического анализа;

    • владеть навыками работы с толковыми, семантическими, фразеологическими, грамматическими словарями, компьютерными энциклопедиями, словарями и справочниками.

    Для освоения программы и требований вступительного экзамена в магистратуру абитуриенты используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения курсов «Теория языка», «Современный русский литературный язык», «История языка», «Старославянский язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Риторика», «Стилистика», «Педагогика», «Информатика», «Иностранный язык»:

    –  знание о значении, понятии и смысле, лексических категориях, видах языковых переносов;

    – знание словообразовательной структуры слова, способов словообразования;

    – знание о грамматических категориях и формах, функциональной омонимии;

    – знание о синтаксических единицах и способах выражения синтаксических значений;

    – знание о мировых лингвистических школах;

    – умение анализировать семантическую структуру слова с опорой на толковый словарь;

    – способы работы со словарями разных типов;

    – установка на повышение уровня профессиональной компетенции.



    СОДЕРЖАНИЕ
    ТЕОРИЯ ЯЗЫКА. Генеалогическая и типологическая классификации языков мира. Язык и речь. Язык и общество. Язык и мышление.
    ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. Три аспекта изучения фонетики. Сегментные и суперсегментные единицы языка. Система русского вокализма и история ее формирования. Система русского консонантизма и история ее формирования.

    Фонема. Аллофоны, варианты и вариации фонем.

    Фонологические школы в современной лингвистике.
    ИСТОРИЯ ЯЗЫКА. Процесс падения редуцированных в истории языка и его последствия. Три лабиализации в истории языка.

    Типы чередований в русском языке. Исторические и живые чередования в русском языке.


    СЕМАНТИКА ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ. Значение и понятие. Значение и смысл. Семантическая структура слова. Семема. Сема. Типология сем, их функции.
    ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ФРАЗЕОЛОГИЯ, СТИЛИСТИКА. Типы лексических значений слова. Виды языковых переносов. Метафора. Метонимия. Тропы и фигуры.

    Системные отношения в лексике.

    Классификации лексики с точки зрения происхождения, сферы употребления, принадлежности к активному/пассивному запасу, стилевой принадлежности.

    Фразеология русского языка. Классификации фразеологических единиц.


    МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Морфемика как наука. Морфемный анализ.

    Словообразование. Единицы синхронного словообразования. Способы словообразования. Словообразовательный анализ.


    ГРАММАТИКА.

    МОРФОЛОГИЯ. Грамматическое значение. Грамматические категории.

    Принципы классификации частей речи. Существующие типологии классификации частей речи.

    Именные части речи. Существительное, его категории и формы.

    Именные части речи. Прилагательное, его категории и формы.

    Именные части речи. Числительное. Местоимение.

    Глагол, его категории и формы.



    Грамматический статус причастия и деепричастия.

    Наречие. Грамматический статус категории состояния.



    Грамматическое значение и функции служебных частей речи.
    СИНТАКСИС. Синтаксическое значение. Синтаксический денотат и сигнификат.

    Единицы синтаксиса: синтаксема, словосочетание, простое предложение, сложное предложение, ССЦ.

    Типология синтаксической связи на уровне сочетания слов, предложения, ССЦ.

    Предикативность, ее семантические компоненты. Синтаксическое время, синтаксическое наклонение, синтаксическое лицо.

    Пропозиция, структурная схема предложения, расширение структурной схемы, реализация схемы, предложение, высказывание.

    Многоаспектное описание предложения. Функциональный тип предложения. Эмоциональный тип предложения.

    Предикативный тип предложения. Модальный тип предложения.

    Логико-синтаксический тип простого предложения. Коммуникативный тип предложения. Семантический тип предложения.

    Структурный тип простого предложения. Односоставные и двусоставные предложения.

    Типы подлежащих и виды сказуемых в современном русском языке.

    Классификации второстепенных членов предложения.

    Структурная типология сложных предложений. Пунктуационное оформление типов предложения.

    Текст, его основные категории. Виды текстовой информации.
    МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИКИ. Методология лингвистических исследований. Лингвогенетические методы лингвистического исследования. Описательный метод лингвистического исследования.

    Количественный метод в лингвистическом исследовании. Лингвостатистика.

    Методы лексического анализа. Метод компонентного анализа. Метод ассоциативного эксперимента. Методы изучения фразеологии. Методы изучения диалектов.

    Сопоставительный метод исследования. Типологический метод исследования.



    Основная литература:


    1. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М., 1988.

    2. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб., 1991.

    3. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984.

    4. Брысина Е.В., Шестак Л.А. Лексикология. Лексикография. Фразеология: Учебное пособие для студентов филологического факультета. – Волгоград: Перемена, 2004. – 235 с.

    5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008.

    6. Сергеев Ф.П. Трудные и спорные вопросы морфологии. – Волгоград: Перемена, 2006.

    7. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1973.

    8. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

    9. Ломов А.М. Тип односоставных предложений // Ломов А.М. Типология русского предложения. Воронеж, 1994, С. 205-267.

    10. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1987.

    11. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

    12. Немченко В.Н. Современный русский язык: Словообразование. М., 1984.

    13. Тимофеев К.А. Мофемика, словопроизводство. Новосибирск, 1993.

    14. Тихонов А.Н. Основные понятия русского словообразования // Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: 2 т. М., 1985; 2-е изд., 1990.



    Дополнительная литература:

    Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка.– М., 1990.

    Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка: Моногр. М: Дрофа, 2000. – 640 с.

    Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 204 с.



    Богданов В.В. Текст и текстовое сообщение. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993.

    Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

    Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2000.

    Всеволодова М.В. Теория функционально-семантического синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: Учеб. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 502 с.

    Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988.

    Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

    Копыленко М.М., Попова З.Д. Очерки общей фразеологии: (Фразеосочетания в системе языка). – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 190 с.

    Краткая русская грамматика / Под ред. В.В. Лопатина и Н.Ю. Шведовой. М., 1989.

    Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. – М.: Высш. шк., 1982. – 152 с.

    Лекант П.А. Грамматическая форма простого предложения и система его структурно-синтаксических типов в современном русском языке. Автореф. дис. …докт. филол. наук., М., 1986.

    Метафора в языке и тексте / Отв. ред. В.Н. Телия. – М: Наука, 1988. – 176 с.

    Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. Л., 1987.

    Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. –276 с.

    Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск. 2-е изд., испр. Авторы: Ю.Д. Апресян, О.Ю. Богуславская, И.Б. Левонтина, Е.В.Урысон, М.Я. Гловинская, Т.В. Крылова. Под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. – 552 с.

    Осипова Л.И. Активные процессы в современном русском словообразовании. М., 1994

    Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) /Ермакова О.П., Какорина Е.В., Крысин Л.П. и др.; Отв.ред. Земская Е.А. –М.: «Языки русской культуры», 1996. ­ 480 с.

    Способы номинации в русском языке / Отв. ред. Д.Н. Шмелев. – М.: Наука, 1982. – 296 с.

    Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1996.– 288 с.

    Теория метафоры: Сб. / Пер. под ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской; Вступ. ст. Н.Д. Арутюновой. – М.: Прогресс, 1990. – 511 с.

    Языковая номинация: Общие вопросы. / Отв. ред чл.-корр. АН СССР Б.А. Серебренников, д-р филол. наук А.А. Уфимцева. М.: Наука, 1977. – 360 с.

    Językowy obraz świata. – Lublin. – 1990.

    Lakoff G. The Contemporary Theory of Metaphor // University of California at Berkeley. – 2001.– p. 66.


    в) программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы
    Офисный пакет (Microsoft Office или Open Office).
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ

    Портал «Русский язык»

    URL: http:// gramota.ru

    Портал «Русское слово»

    URL: http:// ropryal.ru

    Ресурс «Культура письменной речи»

    URL: http://gramma.ru

    г) информационно-справочные и поисковые системы:
    ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

    Электронная гуманитарная библиотека.

    URL: http://www.gumfak.ru]

    Библиотека Максима Мошкова

    URL: http://www.lib.ru

    Русская виртуальная библиотека

    URL: http:// www.rvb.ru

    Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

    URL: http://http:/ www.feb-web.ru

    Лаборатория сетевой литературы

    URL: http://http:/ /litera.ru
    Центральная библиотека образовательных ресурсов

    URL: http://http:/ www.edulib.ru

    Электронная библиотека Lib.ru
    ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ И ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ:

    Википедия – свободная энциклопедия

    URL: http://ru.wikipedia.org

    Новостной сайт Lenta.ru
    ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРЕВОДЧИКИ:

    Сервисы on-line-перевода translate.yandex.ru, translate.google.com
    Оценочные средства для вступительного экзамена в магистратуру

    Результат ответа поступающего в магистратуру во время вступительного экзамена определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» на основе набранных баллов по следующей шкале:

    – «Отлично» – от 91 до 100 баллов – теоретическое содержание лингвистических курсов освоено полностью, сформированы необходимые практические навыки работы с освоенным материалом. Ответ полный, правильный, глубоко раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязи лингвистических явлений, дана их конкретизация примерами. Ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших лингвистических явлениях.

    – «Хорошо» – от 76 до 90 баллов – теоретическое содержание лингвистических курсов освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно полно, на некоторые вопросы экзаменационного билета даны ответы с ошибками, легко исправляемыми по дополнительным вопросам экзаменаторов.

    – «Удовлетворительно» – от 61 до 75 баллов – теоретическое содержание лингвистических курсов освоено частично, нечетко определяются понятия и закономерности, затруднения в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательное изложение материала, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы.

    – «Неудовлетворительно» – 60 и менее баллов – теоретическое содержание лингвистических курсов не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, ответы на вопросы экзаменационного билета содержат грубые ошибки, на дополнительные вопросы экзаменаторов даются неверные ответы.


    ПРАВИЛА

    проведения вступительных испытаний


    1. На вступительном экзамене в магистратуру должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно представить уровень своих знаний и умений. Присутствие на экзамене посторонних лиц (включая инспектирующие органы) без разрешения председателя приемной комиссии не допускается.

    2. При входе в аудиторию, де проводится экзамен, поступающий предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, экзаменационный лист. После проверки документов, удостоверяющих личность, поступающему предоставляется возможность взять экзаменационный билет и бланк устного ответа.

    3. Вступительный экзамен в магистратуру принимается не менее чем 4 преподавателями высшей категории (докторами наук, профессорами).

    4. Устный ответ поступающего, как правило, длится не более 20 мин. и оформляется протоколом с подписями всех экзаменаторов.

    5. При подготовке к устному экзамену поступающий ведет записи в листе устного ответа; экзаменаторы отмечают правильность и полноту ответов на все вопросы билета и дополнительные вопросы, которые также фиксируются в листе устно ответа.

    6. Оценка ставится числом и прописью в принятой вузом системе баллов в листе устного ответа, в экзаменационной ведомости и в протоколе и подписывается всеми преподавателями.

    7. Вступительное испытание оценивается по стобальной шкале.

    8. В случае несогласия с выставленной оценкой поступающий имеет право подать апелляцию.

    9. Абитуриент, не явившийся или опоздавший на экзамен без уважительной причины, к дальнейшим испытаниям не допускается.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа «Общее и славяно-русское языкознание»

    Скачать 244.7 Kb.