• Пояснительная записка Общая характеристика программы
  • Прогнозируемые результаты освоения Программы
  • Срок реализации программы
  • Формы подведения итогов реализации программы
  • Структура программы.
  • «Природа, художник и я»
  • «Художник и природа пяти континентов»
  • 1-й тематический блок «Мир природы». Образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий .
  • 2-й тематический блок «Мир животных». Образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий .
  • 3-й тематический блок «Мир человека». Образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий.
  • 4-й тематический блок «Мир искусства». Образ музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве. 12 занятий.
  • 2) основной (октябрь – апрель)
  • 3) заключительный (апрель)
  • Основные направления деятельности
  • Учебно- тематический план изостудии на 2015-2016 уч. год («Ладушки» - 1-ый год обучения)
  • ИТОГО: 30 Учебно- тематический план изостудии на 2015-2016 уч. год
  • ИТОГО: 62 Методическое обеспечение программы
  • Материалы для реализации программы

  • Скачать 219.61 Kb.


    Дата22.01.2019
    Размер219.61 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 219.61 Kb.

    Программа по изобразительному искусству




    Программа работы изостудии «Чудоцвет»

    на 2017-2018 учебный год
    Оглавление
    Пояснительная записка……………………………………………….…………..3

    Общая характеристика программы……………………………….……………...3

    Цель программы………………………………………………...………………...4

    Задачи программы………………………………………………………...……... 4

    Планируемые результаты освоения Программы…………………………..……4

    Сроки реализации программы……………………………………………………4

    Форма и режим занятий…………………………………………………………..4

    Формы подведения итогов реализации программы…………………………….5

    Содержание программы…………………………………………………………..5

    Учебно-тематический план………………………………………………..……..8

    Методическое обеспечение программы……………………………………..…10

    Список литературы……………………………………………………..….…….11



    Пояснительная записка

    Общая характеристика программы

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему один из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И это миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания и подготовку.

    Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучат его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское творчество сводится не к тому, что рисовать, а на ЧЕМ и ЧЕМ, а уж фантазии и воображения у современных детей более, чем достаточно.

    Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В настоящее время для занятий по изобразительной деятельности можно использовать разнообразные техники нетрадиционного рисования. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

    Программа Т.А. Копцевой «Природа и художник» (художественно-экологической программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов) была нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения; комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

    Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, формирование индивидуальных качеств, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства.
    На каждом занятии решаются следующие задачи:

    1. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование культуры творческой личности (самореализация личности).

    2. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

    3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

    4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

    Прогнозируемые результаты освоения Программы

    Максимальное развитие творческого потенциала каждого ребенка.

    Подготовка детей дошкольного возраста к жизни в школьном коллективе.

    Оздоровление взаимосвязей между детьми старшего и младшего дошкольного возраста, между детьми из разных социальных слоев, укрепление отношений между и родителями.

    Возрастание роли самооценки, самоутверждение детей в процессе реализации творческих возможностей.

    Приобщение дошкольников к искусству, к народным традициям, к памятникам мирового искусства.


    Срок реализации программы

    2 года
    Форма и режим занятий



    Учебный план работы

    Программа изостудии «Радуга» рассчитана на развитие изобразительных способностей детей 3-5 лет. Занятия с детьми второй младшей, средней групп проводятся согласно расписанию.


    Формы подведения итогов реализации программы
    • итоговая диагностика детей.
    • проведение открытых занятий с присутствием родителей.
    • оформление выставок.

    Содержание программы
    Творчество ребенка неразрывно связано с его возрастными особенностями. Для дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, быстрая

    переключаемость. Учитывая эти особенности наиболее приемлемыми для занятий этого возраста будут приемы через игру.

    Также у дошкольников очень развита эмоциональная сфера и идет быстрое интеллектуальное развитие, чему может способствовать работа в коллективе сверстников и под руководством педагога.

    Занятия изобразительным искусством способны повлиять положительно и очень эффективно на гармоничное развитие ребенка.

    Работа с художественными изобразительными средствами (линия, пятно, цвет и т.д) и материалами (акварель, гуашь, тушь, пастель и т.д) способствует гармоничному и всестороннему развитию детей.
    Структура программы. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» включает 72 занятия и имеет четыре ступени по уровню сложности:

    - Вторая младшая группа. «Природа, художник и я» - 72 занятия.

    - Средняя группа. «Природа, художник и я» - 72 занятия.

    - Старшая группа. «Художник и природа нашей страны» - 72 занятия.

    - Подготовительная группа. «Художник и природа пяти континентов» - 72 занятия.

    Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг одной темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека» и «Мир искусства».


    1-й тематический блок «Мир природы». Образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий. Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь…) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов…Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта.

    2-й тематический блок «Мир животных». Образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий. Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь…) «одухотворенных образов» птиц, насекомых. рыб, млекопитающих, диких и домашних животных… Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др.

    3-й тематический блок «Мир человека». Образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве. 20 занятий. Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь…) «одухотворенных образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов…), мир фантазий, увлечений человека, посуды, костюма. транспорта, архитектуры и т.п. Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и исторических жанрах и др.

    4-й тематический блок «Мир искусства». Образ музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве. 12 занятий. Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового о отечественного искусства.

    Система художественно-творческих заданий была рассчитана на 2 занятия в неделю в подгруппах, кроме второй младшей группы – 1 раз в неделю.



    Работа педагога предполагает три этапа:
    1) организационный (сентябрь)
    • изучение спроса родителей.
    • изучение интересов и навыков детей, пожеланий родителей.
    • проведение родительских собраний с выставкой детских работ.
    • рекомендации по творчеству в семье.
    2) основной (октябрь – апрель)
    • организация работы с детьми через занятия кружка.
    • оформление выставок детских работ.
    • встреча с родителями и посещение родителями занятий кружка.
    • промежуточная диагностика, оценка интересов детей, посещаемости кружка и поставленных задач за полугодие.
    3) заключительный (апрель)
    • итоговая диагностика детей.
    • проведение открытых занятий с присутствием родителей.
    • оформление выставок.

    Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с программой и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.

    Для интеграции разных видов детской деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах предусмотрены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа работы изостудии.

    Можно выделить три основных направления работы педагога:

    - работа с детьми;

    - взаимодействие с родителями;

    - повышение уровня квалификации педагога.
    Основные направления деятельности

    Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:


    - рисование с натуры ( рисунок, живопись),

    - рисование на темы (сюжетные композиции),

    - иллюстрирование, графические работы,.

    - декоративное рисование,

    - беседы об изобразительном искусстве,

    - знакомство с творчеством выдающихся художников,

    - посещение музеев по изобразительному искусству, выставок (внутри данного учреждения).

    Учебно- тематический план изостудии на 2015-2016 уч. год

    («Ладушки» - 1-ый год обучения)

    Педагог доп. обр. – Акулина С. В.



    Дата


    Наименование темы

    Кол-во

    занятий

    05.10

    Ель умывается дождем (восковые мелки)

    1

    12.10

    Кленовый лист резной (гуашь)

    1

    19.10

    Гордый цветок (фломастеры)

    1

    26.10

    Веточка рябины (гуашь)

    1

    02.11

    Любопытные цыплята (гуашь)

    1

    09.11

    Медвежонок Винни- Пух (гуашь)

    1

    16.11

    Природа – художница, волшебница (гуашь)

    1

    23.11

    Веселая снежная баба (гуашь)

    1

    30.11

    Снегопад в городе (гуашь)

    1

    07.12

    Новогодняя елка (гуашь)

    1

    14.12

    Снегурочка (гуашь)

    1

    21.12

    Веселый улыбчивый человек

    1

    28.12

    Декоративный платочек (гуашь)

    1

    11.01

    Веселая тележка (гуашь)

    1

    18.01

    Красивая ваза (гуашь)

    1

    25.01

    Праздничный салют (гуашь)

    1

    01.02

    Букет для мамы (гуашь)

    1

    08.02

    Филимоновская лошадка (гуашь)

    1

    15.02

    Красивое полотенце (гуашь)

    1

    29.02

    Золотые яблоки (гуашь)

    1

    14.03

    Летим в космос (гуашь)

    1

    21.03

    Цветик – семицветик (гуашь)

    1

    28.03

    Сказка о золотой рыбке (гуашь)

    1

    04.04

    Избушка для солнышка (гуашь)

    1

    11.04

    Избушка для Бабы- Яги (гуашь)

    1

    18.04

    Веселые клоуны (гуашь)

    1

    25.04

    Полный и худой

    1

    16.05

    Колобок

    1

    23.05

    Что я научился рисовать

    1

    30.05

    Обобщающее занятие

    1




    ИТОГО:

    30



    Учебно- тематический план изостудии на 2015-2016 уч. год

    («Воробышки» - 2-ой год обучения)

    Педагог дополнительного образования – Акулина Светлана Вячеславовна



    Дата


    Наименование темы

    Кол-во

    занятий

    05.10

    Одуванчик толстые щеки (гуашь)

    1

    07.10

    Аппетитные, ароматные, сладкие

    1

    12.10

    Грустный и веселый цветок (фломастеры)

    1

    14.10

    Грибной дождь (восковые мелки, акварель)

    1

    19.10

    Грибы (аппликация)

    1

    21.10

    Природа – художница, волшебница

    1

    26.10

    Художник – друг животных (гуашь)

    1

    28.10

    Веселая и грустная черепаха (восковые мелки)

    1

    02.11

    Колючий ежик, семья ежей (уголь)

    1

    09.11

    Жители леса (гуашь)

    1

    11.11

    Как розовые яблоки на ветках снегири

    1

    16.11

    Дымковский козлик (гуашь)

    1

    18.11

    Красивая птичка (гуашь)

    1

    23.11

    Сказочная птица (гуашь)

    1

    25.11

    Мудрая сова (гуашь)

    1

    30.11

    Снегурочка (гуашь)

    1

    02.12

    Наша нарядная елка (гуашь)

    1

    07.12

    Морозное окошко (восковые мелки)

    1

    09.12

    Заячьи следы на снегу (гуашь)

    1

    14.12

    Снежинка в круге (гуашь)

    1

    16.12

    Новогодняя игрушка (гуашь)

    1

    21.12

    Что я люблю рисовать (по выбору)

    1

    23.12

    Кот усатый полосатый (фломастеры, восковые мелки)

    1

    28.12

    Новогодние подарки (цветные карандаши)

    1

    30.12

    Кошка и собака (гуашь)

    1

    11.01

    Любование картинами природы (гуашь)

    1

    13.01

    Какие разные животные (гуашь)

    1

    18.01

    Я – веселый художник. Автопортрет (фломастеры)

    1

    20.01

    Ожившая клякса (тушь)

    1

    25.01

    Лепка чудо – пряника (пластилин)

    1

    27.01

    Превращение кляксы (акварель)

    1

    01.02

    Хрюша – веселый поросенок (гуашь)

    1

    03.02

    Лепка зайчика (пластилин)

    1

    08.02

    Портрет папы (гуашь)

    1

    10.02

    Итоговая выставка

    1

    15.02

    Цветы для бабушки (гуашь)

    1

    17.02

    Лошарик (аппликация, восковые мелки)

    1

    24.02

    На арене цирка (гуашь)

    1

    29.02

    Веселый Незнайка (гуашь)

    1

    02.03

    Знайка – серьезный человек (гуашь)

    1

    09.03

    Доктор Пилюлькин (фломастеры)

    1

    14.03

    Цветочный город (гуашь)

    1

    16.03

    Вырежи и наклей, какую хочешь постройку

    1

    21.03

    Сказочная карета

    1

    23.03

    Космическое путешествие (гуашь)

    1

    28.03

    Встречаем пасху (гуашь)

    1

    30.03

    Украшение веера (гуашь)

    1

    01.04

    Укрась хвост Дымковского индюка

    1

    06.04

    Музыка в красках

    1

    08.04

    Радуга – дуга (гуашь)

    1

    13.04

    Мы поем хором (фломастеры)

    1

    15.04

    Моя любимая воспитательница

    1

    20.04

    Образы цветов, Комнатные растения, Хлорофитум

    1

    22.04

    Дары природы, Сирень

    1

    27.04

    Образы подводного мира, Рыба- кит

    1

    29.04

    Образы подводного мира, Рыба- кит

    1

    06.05

    Образы деревьев. Почки распустились

    1

    13.05

    Художник –живописец. Первые цветы

    1

    18.05

    Бабочки- красавицы

    1

    20.05

    Пчелиный хоровод (восковые мелки)

    1

    25.05

    Что я люблю рисовать (по выбору)

    1

    27.05

    Итоговая выставка детских работ

    1




    ИТОГО:

    62



    Методическое обеспечение программы
    Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс. Содержание методов обучения и воспитания зависит от конкретно поставленной цели. Учебный материал представляется в последовательном порядке от простого к сложному, включая все этапы творческого процесса. Соотношение различных видов работы изменяется по годам обучения, соответственно возрастным особенностям воспитанников.

    Во время работы с детьми применяются разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные и психологические особенности детей:

    - индивидуальный подход;

    - дифференциация;

    - наглядное преподавание;

    - непосредственное участие педагога в творческом процессе ребенка;

    - проведение занятий в игровой форме;

    - коллективное творчество;

    - художественно-изобразительные методы;

    - объяснительно-иллюстративный метод;

    - композиционные методы;

    - проведение бесед в форме диалога;

    - использование наглядных пособий и репродукций картин;

    - работа с натуры (поиск композиции, линий, цвета);

    - декоративное рисование;

    - репродуктивный метод;

    - воспроизведение и повторение изучаемого материала.
    Начинать работу в этом направлении стоит с более простых техник:

    - рисование пальчиками

    - рисование ладошкой

    - обрывание бумаги

    - тычок жесткой сухой кистью

    - оттиски различными печатками (из пробки, картофеля, пенопластом, поролоном)

    - печать листьями

    - оттиск смятой бумагой

    Затем переходить к более сложному рисованию:

    - рисование воском (свечой, парафином)

    - рисование мылом

    - рисование нитками

    - кляксография

    - набрызг

    - тиснение

    - граттаж и монотипия

    А также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники:

    -восковые мелки+акварель

    -свеча+акварель

    -печать по трафарету+набрызг

    -кляксография с трубочкой, нитью и т.д.

    Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать такие занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными.


    Материалы для реализации программы:

    - оборудование кабинета: столы, стулья, мольберты;

    - учебно – методическое оснащение: наглядные пособия (таблицы, репродукции, книги, альбомы по искусству); аудиозаписи; материалы для практической деятельности: бумага формата А2, А3, А4 разной фактуры, цветные и простые карандаши, акварельные краски, гуашь, пастель; кисти, ластики, гелевые ручки, восковые мелки, тушь, цветные карандаши и т.д., стаканчики для воды, салфетки и т.д.
    Дошкольное обучение проходит в игровой форме. Введение творческих заданий способствует закреплению полученных знаний и умений посредством конкретного воплощения идеи.

    В течение года строго соблюдается режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в СП. Согласно плану проводятся педагогические наблюдения за деятельностью воспитанников.



    Литература:


    1. Копцева Т.А. «Природа и художник». Программа по изобразительному искусству. Творческий центр «Сфера», М. – 2006

    2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки: практическое приложение. Ярославль: Академия детства, 2007. - 96 с.

    3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Издательство: Мозаика-Синтез. Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду».

    4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст, Изд-во Педагогическое общество России, Москва – 2003

    5. .Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир, Изд-во: ГНОМ и Д, М – 2007

    6. Альбомы по декоративному искусству (Гжель, Палех, Городец, Полхов-

    Майдан, Русский Север, Хохлома и т. д)




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа по изобразительному искусству

    Скачать 219.61 Kb.