• «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Тематические планы по предмету «Музыкальная литература»



  • страница1/3
    Дата11.05.2018
    Размер0.73 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа по учебному предмету музыкальная литература зеленодольск 2014. Структура программы учебного предмета


      1   2   3

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеленодольска Республики Татарстан»
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»,

    «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

    Программа

    по учебному предмету

    МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Зеленодольск 2014.




    Структура программы учебного предмета

    I. Пояснительная записка

    • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    • Срок реализации учебного предмета;

    • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
      учреждения на реализацию учебного предмета;

    • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    • Цель и задачи учебного предмета;

    • Обоснование структуры программы учебного предмета;

    • Методы обучения;

    • Описание материально-технических условий реализации учебного
      предмета;

    II. Учебно-тематический план

    III.Содержание учебного предмета




    1. Требования к уровню подготовки обучающихся

    2. Формы и методы контроля, система оценок




    • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    • Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой
      аттестации;

    • Контрольные требования на разных этапах обучения;

    VI. Методическое обеспечение учебного процесса

    VII.Список учебной и методической литературы

    • Учебники,

    • Учебные пособия;

    • Хрестоматии;

    • Методическая литература;

    • Рекомендуемая дополнительная литература.

    • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    • 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

    • Программа учебного предмета «Музыкальная литература»
      разработана на основе требований к дополнительным образовательным программам в области музыкального искусства.

    • Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»;

    • На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

    • Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.



      Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Специальность». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

    • 2. Срок реализации учебного предмета

    • Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года (с 4 по 7 класс).

    • Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 4 года (с 2 по 5 класс).

    • 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
      образовательного учреждения на реализацию учебного предмета



      • Год обучения

      • 1-й

      • 2-й

      • 3-й

      • 4-й

      • Итого

      • Форма занятий

















      • часов

      • Аудиторная (в часах)

      • 33

      • 33

      • 33

      • 33

      • 132






    • 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

    • Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература» - групповая.

    • 5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
      Программа учебного предмета «Музыкальная литература»

    • направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

    • Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

    • Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

    • формирование интереса и любви к классической музыке и
      музыкальной культуре в целом;

    • воспитание музыкального восприятия: музыкальных
      произведений различных стилей и жанров, созданных в разные
      исторические периоды и в разных странах;


    • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

    • • знания специфики различных музыкально-театральных и

    • инструментальных жанров;

    • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

    • умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);

    • умение использовать полученные теоретические знания при
      исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

    • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной
      мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к
      вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее
      профессиональные программы.

    • 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. Программа содержит следующие разделы:

    • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

    • распределение учебного материала по годам обучения;

    • описание дидактических единиц учебного предмета;

    • требования к уровню подготовки обучающихся;

    • формы и методы контроля, система оценок;

    • методическое обеспечение учебного процесса.

    • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

    • 7. Методы обучения

    • Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

    • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

    • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

    • 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

    • Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

    • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным
      фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время
      самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к
      сети Интернет;

    • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или
      электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-
      методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений,
      специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами
      оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
      соответствующем требованиям программы;

    • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями
      музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

    • обеспечение каждого обучающегося основной учебной
      литературой;

    • наличие официальных, справочно-библиографических и
      периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100
      обучающихся.

    • Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной

    • мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.



    • .

    • Тематические планы по предмету «Музыкальная литература»



    • I год обучения.





      • Темы

      • Часы

      • Примеч.





      • Введение. Предмет музыкальной литературы. Легенды о музыке («Садко», «Орфей и Эвредика», «Аполлон и Пан»)

      • 2





      • Основные элементы музыкального языка:

        1. мелодия, гармония;

        2. ритм, лад, регистр;

        3. темп, штрихи, динамика;

        4. фактура, тембр;

        5. контрольный урок.





      • 6





      • Значение тембра в создании музыкального образа.

      • С. Прокофьев «Петя и волк». Симфонический оркестр. Партитура. Струнно-смычковая группа. Деревянно-духовые инструменты. Медные духовые. Ударные. Русские народные инструменты. Оркестры: народный, духовой, джазовый.





      • 4





      • Музыкальные формы.

      • Период. Куплетная форма. Простая 2-х частная. Простая 3-х частная. Сложная 3-х частная. Вариации. Рондо. Анализ пьес из репертуара по специальности.

      • Контрольный урок.



      • 4





      • Музыка и движение.

      • Марш (виды маршей). Танцы: народные (русские, татарские, кавказские, украинские, белорусские); западно-европейские (менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс). Контрольный урок.





      • 4





      • Музыка и слово в фольклоре.

      • Календарные обряды. Веснянки, Колядки. Былины. Исторические песни. Лирические песни. Шуточные. Плясовые. Колыбельные. Контрольный урок, повторение.



      • 4





      • Музыка и изобразительность.

      • Сен-Санс «Карнавал животных». Мусоргский «Баба-Яга», «Старый замок» и др.



      • 3





      • Музыка в театре.

        1. в драматическом театре. «Пер Гюнт» (повторение элементов музыкального языка);

        2. знакомство с оперой: история, голоса (тембры), увертюра, ария, речитатив, кантилена, ансамбль. Глинка «Руслан и Людмила»;

        3. балет. Чайковский «Щелкунчик»;

        4. контрольный урок, повторение.









      • 6





      • 33







    • Тематические планы по предмету «Музыкальная литература»



    • Музыкальная литература зарубежных стран

    • (2 год обучения. 3/5 класс и 5/7 класс)



      • №№

      • Тема

      • Кол-во часов



      • Введение



      • О музыке Древнего мира. О музыке Древней Греции. Удобная нотация.

      • Развитие многоголосья.

      • Развитие Полифонии.

      • Рождение оперы. Органная кантата.

      • Об инструментальной музыке 17 века.





      • 2



      • И.С. Бах

      • Краткий обзор творчества. Органные и клавирные произведения. Сюиты. Полифонические произведения.

      • Контрольный урок.



      • 6



      • Й. Гайдн

      • Краткий обзор творчества. Сонатно-симфонический цикл (на примере одной симфонии); сонатная форма (на примере одной сонаты).



      • 3



      • В.А. Моцарт

      • Краткий обзор творчества. Соната для фортепиано (по выбору преподавателя). Симфония № 40 g-moll. Оперы «Свадьба Фигаро» или «Волшебная флейта».

      • Контрольный урок.



      • 5



      • Л. Бетховен

      • Краткий обзор творчества. Соната для фортепиано

      • № 8 «Патетическая». Симфония № 5 до минор. Увертюра «Эгмонт». Обобщение – сонатно-симфонический цикл в творчестве композиторов – «венских классиков».





      • 5



      • Романтизм

      • Ф. Шуберт. Краткий обзор творчества. Песни. Фортепианные произведения. Симфония № 8 «Неоконченная».

      • Контрольный урок.



      • 4



      • Ф. Шопен

      • Краткий обзор творчества. Мазурки, полонезы, прелюдии, этюды, вальсы.

      • 3



      • Фортепианная музыка композиторов-романтиков. Ф. Лист. Э. Григ. Ф. Мендельсон. Р. Шуман. Брамс.

      • 1



      • Развитие оперы в 19 веке. Д. Россини. Р. Вагнер. Д. Верди. Ж. Бизе.

      • 1



      • Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце 19 – начала 20 веков. Р. Штраус. К. Дебюсси. М. Равель.

      • 1



      • Уроки – обобщения.

      • 2



      • 33





    • Русская музыкальная литература

    • (3 год обучения. 4/5 класс и 6/7 класс)



      • №№

      • Тема

      • Кол-во часов



      • Введение.

      • Русская музыка с древних времён по 18 век. Искусство Древней Руси. 1 композиторская школа. И. Хандошкин, Д. Бортнянский, Е. Фомин, М. Березовский.



      • 2



      • Русская музыка I половины 19 века. Песня. Романс. А. Алябьев,

      • А. Гурилёв, А. Варламов.

      • 1



      • М.И. Глинка.

      • Краткий обзор творчества. Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра. Романсы и песни.

      • Контрольный урок.

      • 5



      • А.С. Даргомыжский

      • Краткий обзор творчества. Романсы. Песни. Опера «Русалка».

      • 3



      • Русская музыка II половины 19 века. «Могучая кучка». Передвижники.

      • 1



      • Краткий обзор творчества. Опера «Борис Годунов». Романсы.

      • Контрольный урок.

      • 4



      • А.П. Бородин

      • Краткий обзор творчества. Симфония № 2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь».

      • 4



      • Н.А. Римский-

      • Корсаков

      • Краткий обзор творчества. Оперное творчество. Опера «Снегурочка» (или «Садко»), симфонические произведения. «Шехерезада».

      • Котрольный урок.



      • 5



      • П.И. Чайковский.

      • Краткий обзор творчества. Симфония № 1 «Зимние грёзы». Опера «Евгений Онегин». Романсы.

      • 5



      • Уроки– обобщение, повторение.

      • Контрольный урок.

      • 3



      • 30



    • Отечественная музыкальная литература

    • (4 год обучения. 5/5 класс и 7/7 класс)



      • №№

      • Тема

      • Кол-во часов



      • Русская музыка на рубеже 19-20 веков. Русские меценаты и музыкальные общественные деятели. С.И. Танеев, А.К. Лядов, А.К. Глазунов.



      • 2



      • А.Н. Скрябин

      • Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано.

      • 1



      • С.В. Рахманинов.

      • Краткий обзор творчества. Произведения для фортепиано.

      • 1



      • И.Ф. Стравинский

      • Краткий обзор творчества. Балет «Петрушка».

      • 1



      • Отечественная музыка в 1920-50-е годы. А.И. Хачатурян. Краткий обзор творчества. Концерт для скрипки с оркестром. Балеты «Спартак», «Гаянэ».

      • Песня. Опера. Балет. Симфония. Кантата. Оратория. Музыка для детей.

      • Котрольный урок



      • 3



      • С.С. Прокофьев.

      • Краткий обзор творчества. Кантата «Александр Невский». Балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Фортепианные произведения. Симфония № 7.



      • 5



      • Д.Д Шостакович.



      • Краткий обзор творчества. Симфония № 7. Квинтет соль минор, «Казнь Степана Разина».





      • 5



      • Отечественная музыка в 1960-1990-е годы. Песня. Опера и балет. Кантата и оратория. Формы, жанры, стили. Исполнительское искусство.



      • 1



      • Г.В. Свиридов.

      • Краткий обзор творчества. «Поэма памяти С. Есенина». Свиридов и Пушкин. Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».



      • 1



      • Композиторы последней трети 20 века. В.А. Гаврилин. Р.К. Индрин. Э.В. Денисов. А.Г. Шнитке. С.А. Губайдуллина. С.М. Слонимский. А.П. Петорв. Б.И. Тищенко.



      • 3



      • Эстрадная музыка. Джаз.

      • Контрольный урок.

      • 2



      • Обобщающие уроки по зарубежной музыкальной литературе (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм).

      • 2



      • Обобщающие уроки по русской музыкальной литературе («Могучая кучка», Глинка, Даргомыжский, Чайковский).

      • 2



      • Обобщающий урок по отечественной музыке.

      • 1



      • Обобщающий урок по татарской музыкальной литературе.

      • 1



      • Контрольный урок по музыкальной литературе.

      • 2



      • 33

      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа по учебному предмету музыкальная литература зеленодольск 2014. Структура программы учебного предмета