• ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область
  • ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОГРАММА по учебному предмету ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (труба)
  • Структура программы учебного предмета I . Пояснительная записка
  • II . Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; III
  • V . Методическое обеспечение учебного процесса
  • VI . Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • I .Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (труба)»
  • 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (труба)»
  • 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • 5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (труба)» Цель
  • 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (труба)».
  • 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  • II .Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени
  • Годовые требования по классам Срок обучения –8 (9) лет Первый класс
  • Примерный репертуарный список Упражнения и этюды
  • Пьесы Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002
  • Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004
  • Кискачи А.– Школа для начинающих Т. I .
  • Примеры программы переводного экзамена 1 вариант
  • Пьесы Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты
  • Пушечников И. Школа игры на блокфлейте



  • страница1/4
    Дата09.02.2019
    Размер0.68 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность (труба) 2015г. «Рассмотрено»


      1   2   3   4

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Дополнительного образования детей

    Детская школа искусств

    г. Луховицы

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

    МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

    Предметная область

    ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО


    ПРОГРАММА

    по учебному предмету

    ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

    (труба)

    2015г.


    «Рассмотрено»

    Педагогическим советом

    МБУДО «ДШИ»

    протокол № 02

    от « 28 » октября 2015 г.


    «Утверждаю»

    Директор – В.И. Клевцов

    ______________

    (подпись)



    Разработчики:



    О.А.Болдырев, заведующий отделом духовых, ударных и струнно – смычковых инструментов Детской школы искусств г. Луховицы, преподаватель высшей квалификационной категории.
    Рецензент: А.М. Анисимов, заведующий предметно – цикловой комиссией Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых, преподаватель высшей квалификационной категории.

    Структура программы учебного предмета
    I. Пояснительная записка

    - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    - Срок реализации учебного предмета;

    - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

    учреждения на реализацию учебного предмета;

    - Форма проведения учебных аудиторных занятий;

    - Цель и задачи учебного предмета;

    - Обоснование структуры программы учебного предмета;

    - Методы обучения;

    - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
    II. Содержание учебного предмета

    - Сведения о затратах учебного времени;

    - Годовые требования по классам;

    III. Требования к уровню подготовки обучающихся

    IV. Формы и методы контроля, система оценок

    - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

    - Контрольные требования на разных этапах обучения;

    - Критерии оценки;
    V. Методическое обеспечение учебного процесса

    - Методические рекомендации педагогическим работникам;

    - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
    VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

    - Список рекомендуемой нотной литературы;

    - Список рекомендуемой методической литературы;

    I.Пояснительная записка
    1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

    Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «труба», далее – «Специальность (труба)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

    Учебный предмет «Специальность (труба)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на трубе, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

    Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателями.

    Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения.

    Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (труба)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.



    2. Срок реализации учебного предмета«Специальность (труба)»для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

    – с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

    – с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

    Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоенияможет быть увеличен на один год.



    3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета«Специальность (труба)»:

    Таблица 1

    Срок обучения

    8 лет

    9 лет

    5 лет

    6 лет

    Максимальная учебная нагрузка

    (в часах)



    1316

    1530,5

    924

    1138,5

    Количество

    часов на аудиторные занятия



    559

    641,5

    363

    445,5

    Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

    757

    889

    561

    693


    4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

    Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологическиеособенности.



    5. Цель и задачи учебного предмета«Специальность (труба)»

    Цель:

    развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.



    Задачи:

    - развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

    - развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

    - освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на трубе в пределах программы учебного предмета;

    - овладение основными исполнительскими навыками игры на трубе, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

    - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

    - развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

    - приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

    - формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы.

    6. Обоснование структуры программыучебного предмета «Специальность (труба)».

    Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

    Программа содержит следующие разделы:


    • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

    • распределение учебного материала погодам обучения;

    • описание дидактических единиц учебного предмета;

    • требования к уровню подготовки обучающихся;

    • формы и методы контроля, система оценок;

    • методическое обеспечение учебного процесса.

    В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

    7. Методы обучения

    Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    - словесный (рассказ, беседа, объяснение);

    - наглядный (наблюдение, демонстрация);

    - практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

    8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

    Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

    Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (труба)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию.В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

    II.Содержание учебного предмета


    1. Сведения о затратах учебного времени,предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (труба)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

    Таблица 2

    Срок обучения – 8 (9) лет







    Распределение по годам обучения

    Класс

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Продолжительность учебных занятий

    (в неделю)

    32

    33

    33

    33

    33

    33

    33

    33

    33

    Количество часов на аудиторные занятия внеделю

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2,5

    2,5

    2,5

    Общее количество

    часов на аудиторные занятия



    559

    82,5

    641,5

    Количество часов на самостоятельныезанятия в неделю

    2

    2

    2

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    Общее количество

    часов на самостоятельные занятия по годам



    64

    66

    66

    99

    99

    99

    132

    132

    132

    Общее количество

    часов на самостоятельные занятия



    757

    132

    889

    Максимальноеколичество часов занятий в неделю

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    6,5

    6,5

    6,5

    Общее максимальное количество часов по годам

    128

    132

    132

    165

    165

    165

    214,5

    214,5

    214,5

    Общее максимальное количество часов на весь период обучения

    1316

    214,5

    1530,5



    Таблица 3

    Срок обучения – 5 (6) лет






    Распределение по годам обучения

    Класс

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Продолжительность учебных занятий (в неделях)

    33

    33

    33

    33

    33

    33

    Количество часов на аудиторные занятия в неделю

    2

    2

    2

    2,5

    2,5

    2,5

    Общее количество

    часов на аудиторные занятия



    363

    82,5

    445,5

    Количество часов на самостоятельные занятия в неделю

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    Общее количество

    часов на самостоятельные занятия



    561

    132

    693

    Максимальное количество часовзанятий в неделю

    5

    5

    5

    6,5

    6,5

    6,5

    Общее максимальное количество часов по годам

    165

    165

    165

    214,5

    214,5

    214,5

    Общее максимальное количество часов на весь период обучения

    924

    214,5

    1138,5

    Учебный материал распределяется по годам обучения ‑классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данныйдля освоения учебного материала.

    Виды внеаудиторной работы:

    - самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

    - подготовка к контрольным урокам,зачетам и экзаменам;

    - подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

    - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

    - участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.




    1. Годовые требования по классам


    Срок обучения –8 (9) лет

    Первый класс

    Специальность 2 часа в неделю

    Консультации 6 часов в год

    Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на трубе по восьмилетнему учебному плану, в первых двух классах рекомендуется обучение на блокфлейте.

    За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

    Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на блокфлейте, звукоизвлечение, артикуляция. Мажорные и минорные гаммы в тональностях с одним знаком. Трезвучия в медленном темпе.Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

    Легкие упражнения и пьесы.

    Примерный репертуарный список

    Упражнения и этюды

    Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

    Кискачи А. Школа для начинающих. Т. I. М., 2007

    Хрестоматия для блокфлейты. / Составитель И. Оленчик. М., 2002



    Пьесы___Хрестоматия_для_блокфлейты_/_Составитель_Оленчик._М.,_2002'>Пьесы

    Хрестоматия для блокфлейты / Составитель Оленчик. М., 2002:

    Оленчик И. Хорал

    Русская народная песня «Зайка»

    Русская народная песня «Во поле береза стояла»

    Русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени»

    Украинская народная песня «Ой джигуне, джигуне»

    Чешская народная песня «Аннушка»

    Русская народная песня «Сидел Ваня»

    Моцарт В. «Майская песня»

    Моцарт В. Аллегретто

    Калинников В. «Тень-тень»

    Чешская народная песня «Пастушок»

    Бетховен Л. Экосез

    Бах Ф.Э. Марш



    Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

    Пушечников И. «Дятел»

    Витлин В. «Кошечка»

    Пушечников И ‑Крейн М. Колыбельная песня

    Кабалевский Д. «Про Петю»

    Майзель Б. «Кораблик»

    Моцарт В. Вальс

    Кискачи А.– Школа для начинающих Т. I.:

    Русская народная песня «Про кота»

    Русская народная песня «Как под горкой»

    Белорусская народная песня «Перепелочка»

    Бетховен Л. Сурок

    Русская народная песня «Во поле береза стояла»

    Перселл Г. Ария

    Бетховен Л. Симфония №9 (фрагмент)

    Вивальди А. Зима (фрагмент)

    Лойе Ж. Соната



    Примеры программы переводного экзамена

    1 вариант

    Моцарт В. Вальс

    Чешская народная песня «Пастушок»

    2 вариант

    Перселл Г. Ария

    Бах Ф.Э. Марш
    Второй класс

    Специальность 2 часа в неделю,

    Консультации 8 часов в год

    За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии. Мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно. Арпеджио. Трезвучия (в умеренном темпе). Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

    10-15 этюдов средней трудности (по нотам).

    Пьесы. Развитие навыков чтения с листа.



    Примерный репертуарный список

    Упражнения и этюды

    Пушечников И. Школа игры на блокфлейте. М., 2004

    Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты. М., 2002 (этюды 11-27)

    Пьесы

    Оленчик И. Хрестоматия для блокфлейты:

    Бах И.С.Менуэт

    Бах И.С. Полонез

    Моцарт В. Ария из оперы «Дон Жуан»

    Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон Жуан»

    Вебер К. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

    Шуман Р. «Веселый крестьянин» из «Альбома для юношества»

    Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»

    Мусоргский М.Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Беллини В. Отрывок из оперы «Норма»

    Гендель Г. Бурре

    Гайдн Й. Серенада

    Чайковский П. «Сладкая греза» из «Детского альбома»

    Чайковский П. «Грустная песенка»

    Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»

    Пушечников И. Школа игры на блокфлейте:

    Бриттен Б. Салли Гарденс (Ирландская мелодия)

    Шапорин Ю. Колыбельная

    Чайковский П. «Итальянская песенка»

    Бах И.С. Менуэт

    Кискачи А. Школа для начинающих. Ч. II

    Гендель Г. Бурре и Менуэт из Сонаты для гобоя и бассоконтинуо

    Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

    Телеман Г. Ария из Партиты для блокфлейты и бассоконтинуо

    Примеры программы переводного экзамена

    1 вариант

    Шуман Р. «Песенка» из «Альбома для юношества»

    Гендель Г. Бурре

    2 вариант

    Бах И.С. Менуэт из Сюиты для оркестра №2

    Чайковский П. Вальс из «Детского альбома»
    Третий класс

    Специальность 2 часа в неделю,

    Консультации 8 часов в год

    За учебный год учащийся должен сыграть два зачета в первом полугодии, зачет и экзамен во втором полугодии.

    Перевод учащегося с блокфлейты на трубу.

    Работа над постановкой губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

    Базинг на губах и мундштуке.

    Гаммы: Домажор в одну октаву, ля минор в одну октаву, Соль мажор от ноты «соль» первой октавы до ноты «ре» второй октавы, ми минор от ноты «ми» первой октавы до ноты «си» первой октавы. Гаммы исполняются штрихами деташе и легато.

    4-8 упражнений и этюдов (по нотам).

    4-6 пьес.


      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 01. Специальность (труба) 2015г. «Рассмотрено»