Скачать 402.51 Kb.


Дата20.01.2019
Размер402.51 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 402.51 Kb.

Программа по учебному предмету по. 01. Уп 03. Основы дирижирования чита 2013



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центральная детская музыкальная школа им. Б. Г. Павликовской»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»


Предметная область

ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ПО. 01.УП 03.ОСНОВЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Чита 2013

Составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программа в области музыкального искусства «Хоровое пение».

Рассмотрено: Утверждаю:

Методическим советом Директор

МБОУ ДОД «ЦДМШ им. Б. Г. Павликовской» _____________Ю. И. Писарев

«16» января 2013 г.

Составитель: Береснёва Р. С., преподаватель хоровых дисциплин МБОУ ДОД

«ЦДМШ им. Б. Г. Павликовской»

Рецензент: Сумарокова В. Н., преподаватель отделения хорового дирижирования ГОУ СПО «Забайкальского техникума искусств»



СОДЕРЖАНИЕ:

I. Пояснительная записка....................................................................................4

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в структуре образовательной программы.................................................................................4

2. Срок реализации учебного предмета................................................................5

3. Объём учебного времени.....................................................................................6

4. Формы проведения учебных занятий................................................................8

5. Цель и задачи программы...............................................................................8

6. Обоснование структуры учебного предмета «Основы дирижирования».9

7. Принципы реализации программы и методы обучения...................................9

8. Описание материально-технических условий................................................10

II. Содержание предмета....................................................................................11

1. Введение..............................................................................................................11

2. Репертуар..........................................................................................................12

3. Сведения о затратах учебного времени.........................................................13

4. Годовые требования по классам......................................................................14

III. Требования к уровню подготовки обучающихся...................................21

IV. Формы и методы контроля, система оценок...........................................22

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание...............................................22

2.Критерии оценок................................................................................................24

V.Методическое обеспечение учебного процесса..........................................27

1.Методические рекомендации педагогическим работникам..........................27

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся....28

VI. Примерный репертуар.................................................................................30

VII. Список рекомендуемой литературы........................................................34

I. Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Дополнительная предпрофеcсиональная общеобразовательная программа учебной дисциплины «Основы дирижирования» составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», в детских школах искусств, в том числе по различным видам искусств» и Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, утвержденных приказом Министерства культуры РФ от 12.03. 2012 г.

Дополнительная предпрофеcсиональная общеобразовательная программа учебной дисциплины «Основы дирижирования» является частью образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» (ПО. 01.УП 03.).

Данная программа разработана на основе традиционной методики и опыта педагогов (хоровых дирижеров) и предназначена для реализации на отделении «Хорового пения» в МБОУ ДОД «Центральной детской музыкальной школе им. Б. Г. Павликовской».

Предмет «Основы дирижирования» является составной частью музыкальной подготовки учащихся, а также представляет одну из ведущих учебных дисциплин на отделении «Хорового пения». Данный предмет предусматривает развитие у учащихся хорового отделения первоначальных навыков дирижирования, грамотного восприятия музыки, способствует формированию эмоциональной реакции на музыку, развивает вкус, музыкальную культуру и выполняет разнообразные образовательные и воспитательные функции необходимые при формировании личности музыканта. Занятия по предмету «Основы дирижирования» помогают ярче раскрыть творческую индивидуальность и познакомить с профессией «дирижер хорового коллектива».

Выпускник отделения «Хорового пения» музыкальной школы должен овладеть музыкальными и хоровыми навыками, среди которых одним из важнейших является умение управлять хоровым коллективом старших классов. Этим самым определяется ведущее место предмета «Основы хорового дирижирования» в комплексе специальных дисциплин учебного плана хорового отделения музыкальной школы. Изучение предмета осуществляется в тесной взаимосвязи с предметами чтение хоровых партитур, хоровой класс и хоровой ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература, теория музыки и фортепиано.

В программу входят исторические сведения о хоровом исполнительстве, сведения о великих хоровых дирижерах и лучших хоровых коллективах. Рассматриваются некоторые вопросы хороведения, анализ задач, стоящих перед дирижером как исполнителем. В задачу предмета входит обучение работе с хоровыми партитурами, а также практические занятия по технике дирижирования, направленные на овладение необходимыми умениями и навыками в применении дирижерского жеста.

2. Срок реализации учебного предмета.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями срок реализация учебного предмета «Основы дирижирования» происходит за счет часов из обязательной части (ПО.01. УП.03) и вариативной (В.03. УП.04):



  • 5 класс (вариативная часть В.03.УП.04) по 0,5 часа в неделю;

  • 6 класс (вариативная часть В.03.УП.04) по 0,5 часа в неделю;

  • 7 класс (обязательная часть ПО.01.УП. 03.) по 0,5 часа в неделю со II полугодия учебного года и (вариативная часть В.03.УП.03) по 0,5 часа в неделю;

  • 8 класс (обязательная часть ПО.01.УП. 03.) по 0,5 часа в неделю и (вариативная часть В.03.УП.03) по 0,5 часа в неделю;

  • 9 класс (обязательная часть ПО.01.УП. 03.) по 0,5 часа в неделю и (вариативная часть В.03.УП.03) по 0,5 часа в неделю;

Срок реализации учебного предмета «Основы дирижирования» – 4 года (с 5 по 8 классы; в области музыкального искусства «Хоровое пение» 8 лет обучения).

Срок реализации учебного предмета «Основы дирижирования» для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства – 5 лет (с 5 по 9 классы).



3.Объем учебного времени.

Согласно учебному плану в соответствии с Федеральными государственными требованиями на изучение предмета «Основы хорового дирижирования» по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» предусмотрено следующее количество часов (срок обучения 8 лет):





Обязательная часть

Вариативная часть

Общая занятость

Аудиторные часы (индивидуальные)

25 ч.

66 ч.

91 ч.


Самостоятельная работа

50 ч.

33 ч.

83 ч.


Максимальная нагрузка

75 ч.

99 ч.

174 ч.

Согласно учебному плану в соответствии с Федеральными государственными требованиями на изучение предмета «Основы хорового дирижирования» по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение» на дополнительный год обучения (9 класс) предусмотрено следующее количество часов:



Обязательная часть

Аудиторные часы (индивидуальные)

33 ч.

Самостоятельная работа


33 ч.

Максимальная нагрузка


66 ч.






Общий объем времени (в часах)

Обязательная часть

Вариативная часть

Общее кол-во

часов


аудитор.

занятий


Общее

кол-во часов

самост.

работа


Максимальное

кол-во часов

по двум предметным областям


Аудит.

занятия


Самост

работа


Аудит.

занятия


Самост.

работа


5 кл

-

-

16,5 ч.

8 ч.

16,5 ч.

8 ч.

24,5 ч.

6 кл

-

-

16,5 ч.

8 ч.

16,5 ч.

8 ч.

24,5 ч.

7 кл

8,5 ч.

17 ч.

16,5 ч.

8 ч.

25 ч.

25 ч.

50 ч.

8 кл

16,5 ч.

33 ч.

16,5 ч.

9 ч.

33 ч.

42 ч.

75 ч.

9 кл

33 ч.

33 ч.

-

-

33 ч.

33 ч.

66 ч.

Итого

часов (без учета 9 кл.)

25 ч.

50 ч.

66 ч.

33 ч.

91 ч.

83 ч.

174 ч.

Итого

Часов

(с учетом

9 кл.)

58 ч.

83 ч.

-

-

124 ч.

116 ч.

240 ч.

Введение предмета «Основы дирижирования» для учащихся 5 – 6 классов в учебный план дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» происходит за счет часов вариативной части. Объем времени на учебный предмет определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебный предмет «Основы дирижирования» обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей музыкального образования, творческих возможностей и интересов каждого учащегося, а также дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся.



4.Формы проведения учебных занятий.

Основными формами проведения занятий по предмету «Основы дирижирования» являются:



  • индивидуальные занятия;

  • выступления на конкурсах по дирижированию;

  • участие в мастер-классах;

  • контрольные уроки и зачеты;

  • открытые уроки;

  • работа с концертмейстером.

Индивидуальная форма обучения на занятиях «Основы дирижирования» позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально – психологические особенности.

5. Цель и задачи программы.

Цель учебного предмета.

Обеспечить учащихся хорового отделения комплексом навыков и знаний, помогающих самостоятельно разобраться в прочтении хоровых партитур с точки зрения дирижирования, в понимании замысла композитора и в умении передать его через исполнителей слушателям. Учащихся с хорошими музыкальными данными подготовить для продолжения музыкального образования в музыкальном училище.



Задачи предмета.

  • Воспитать творческую личность, способную к саморазвитию, обладающую коммуникативными свойствами характера, социально-адаптированную;

  • Воспитать в учащихся любовь к хоровому искусству;

  • Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы над хоровыми партитурами;

  • Обеспечить учащихся знаниями по изучению данного предмета;

  • Расширить музыкальный кругозор учащихся через ознакомления с шедеврами классической хоровой музыки, выдающимися дирижерами, композиторами и деятелями хорового искусства;

  • Ознакомить учащихся с профессиональной терминологией по изучению данного предмета.

6. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Принципы реализации программы и методы обучения.

Отличительная особенность программы заключается в том, что программы по основам дирижирования для ДШИ и ДМШ государственного образца не существует, поэтому данная программа является адаптированной для отделения «Хоровое пение» МБОУ ДОД «ЦДМШ им. Б. Г. Павликовской». Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся, позволяет в условиях детской музыкальной школы расширить возможности образовательной области «Искусство».

Предпрофессиональная дополнительная общеобразовательная программа по учебному предмету «Основы дирижирования» имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока:



  • принцип системного подхода к обучению;

  • принцип профессионального универсализма преподавателей.

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).



8.Описание материально-технических условий.

Для реализации образовательной программы по предмету «Основы дирижирования» в детской музыкальной школе необходимо иметь:



  • учебный класс;

  • музыкальный инструмент – фортепиано (2);

  • зеркало;

  • дирижерский пульт;

  • аппаратура для записи и прослушивания музыки (музыкальный центр);

  • схемы дирижерских сеток, таблицы.

II.Содержание предмета

1.Введение

Искусство дирижирования является сложнейшим творческим процессом. В связи с этим, изучая с учащимся элементы дирижерской техники, необходимо учитывать индивидуальные психологические и физические особенности ученика. Необходимо, чтобы в процессе обучения учащимся были усвоены основные принципы дирижерских движений: естественность, экономность, целесообразность, точность, отчетливость, ритмичность, ощущение сильных и слабых долей метра, ясность рисунка дирижерских схем, выразительность. Одновременно следует настойчиво преодолевать вялость, надуманность, вычурность дирижерских жестов, стремление дирижировать «на публику».

В основу занятий по дирижированию должны быть положены детальное изучение музыкального произведения и подготовка его к хоровому исполнению под управлением учащегося.

Педагогу нужно внимательно следить за тем, чтобы учащийся при дирижировании хоровым произведением в классе «под фортепиано» постоянно представлял себе его в хоровом звучании и как бы дирижировал хором. Следовательно, рекомендуется во время дирижирования петь ту или иную хоровую партию (желательно в ее тесситуре и характере).

Необходимо отметить, что предмет «Основы дирижирования» проходит в тесной взаимосвязи с предметом «Чтение хоровых партитур». Поэтому в учебном процессе целесообразно не разделять по времени данные предметы, а проводить в паре друг с другом. Следовательно, выбор программы по данным предметам должен быть дифференцированным по отношению к предметам, т.е. произведения, исполняемые на предмете «Чтение хоровых партитур» должны включаться в работу по предмету «Основы дирижирования».

2. Репертуар.

Намеченный в индивидуальном плане репертуар должен быть подобран в порядке его постепенного усложнения. Данный музыкальный материал должен находиться в полном соответствии с указанными в характеристике индивидуальными данными и возможностями учащегося. Подбор репертуара – один из наиболее важных вопросов педагогического процесса. Умело подобранный репертуар обеспечивает творчески активную реакцию детей на уроке. Репертуарная политика педагога должна быть тщательно продуманной.

Репертуар должен включать в себя обработки народных песен, произведения зарубежных и русских композиторов – классиков, а также интересные образцы современных авторов. Произведения в работе должны быть как с инструментальным сопровождением, также в обязательном порядке произведения без сопровождения - а cappella.

Основные репертуарные принципы:

1.Художественная ценность произведения (необходимость расширения
музыкально-художественного кругозора детей).

2.Решение учебных задач.

3.Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
современными композиторами и народными песнями различных жанров). 4.Содержание произведения.

5.Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление
идейно-эмоционального смысла).

6.Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

7.Разнообразие: по стилю;

по содержанию;

темпу, нюансировке;

по сложности.

Репертуар должен включать в себя:

- произведения зарубежных и русских композиторов-классиков;

- обработки народных песен;

- произведения современных авторов;

- духовную музыку;



- произведения местных композиторов.

3. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы дирижирования» в области музыкального искусства «Хоровое пение» (срок реализации 4/ 5 года):





5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество недель

33

33

33

33

33

Аудиторн. занятия из обязательной части

-

-

0,5 ч. (2 полугодие)

0,5 ч.

1 ч.

Аудиторн. занятия из вариативной части

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

-

Максимальная аудиторн.нагрузка в год

16,5 ч.

16,5 ч.

25 ч.

33 ч.

33 ч.


Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к конкурсным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в конкурсах, мастер-классах по дирижированию и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

По учебному предмету «Основы дирижирования» консультации предусмотрены в 8 классе в объеме 2 часов и в 9 классе – 4 часа.

4. Требования по классам.

5 класс

За учебный год по предмету «Основы дирижирования» должно быть пройдено примерно 8-10 хоровых произведений написанных в размере 2/4 и 3/4

Результатом освоения предмета «Основы дирижирования» в 5 классе является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:

Результатом освоения предмета «Основы дирижирования» в 5 классе является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:



  • знание основных правил постановки дирижерского аппарата: постановки корпуса, рук, головы, ног;

  • знание приемов показа дирижерских сеток размеров 2/4 и 3/4;

  • знание приемов вступления на каждую долю дирижерской сетки и окончания на каждую долю.

Вступление: внимание, дыхание, момент вступления.

Прием окончания: переход к окончанию, подготовка его и само окончание.



  • умение дирижировать произведения в размерах 2/4 и 3/4 при звуковедении legato, в умеренном темпе, и динамике mf (меццо форте).

  • умение показывать выдержанные звуки в левой руке и тактирование правой руки;

  • умение показать градацию рук (плоскостное соотношение) по отношению к хоровому исполнению и концертмейстеру;

  • умение самостоятельно вести хоровой словарь;

  • знание определенных терминов, связанных с дирижированием.

Содержание аттестационных требований по итогам обучения в 5 классе:

1.Дирижирование одного произведения с сопровождением (по усмотрению преподавателя) с учетом освоения основных навыков, знаний и умений в данном классе.

2.Проверка теоретических знаний в области хорового искусства.

6 класс

За учебный год по предмету «Основы дирижирования» должно быть пройдено примерно 8-10 хоровых произведений написанных в размере 2/4, 3/4 и 6/8.

Результатом освоения предмета «Основы дирижирования» в 6 классе является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:


  • закрепление и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимся в 5 классе.

  • умение работать над произведениями в размерах 2/4, 3/4 при звуковедении non legato, legato, marcato, в умеренном темпе и динамике f (форте), p (пиано), mf (меццо форте), mp (меццо пиано).

Для продвинутых учащихся возможно введение в работу произведений в размере 4/4 в умеренном темпе и динамике mf (меццо форте) при звуковедении non legato.

  • умение освоить размер 6/8 (дирижирование по двухдольной сетке с удлинением дирижерской доли), при звуковедении non legato, legato, marcato, в умеренном темпе и динамике f (форте), p (пиано), mf (меццо форте), mp (меццо пиано).

  • знание градации функций правой и левой руки. Самостоятельная роль левой руки в показе вступлений различных голосов в произведении с сопровождением;

  • умение показывать вступления на неполную дробленую долю такта;

  • знание приемов исполнения простейших видов фермат;

  • навык работы с произведением a cappella (градация рук в соответствии с голосами);

  • навык работы над произведением с сопровождением;

  • умение передать образ, содержание произведения через эмоциональное состояние в дирижировании произведения;

  • умение самостоятельно вести хоровой словарь.

  • знание определенных терминов, связанных с дирижированием.

Содержание аттестационных требований по итогам обучения в 6 классе:- 1.Дирижирование двух разнохарактерных произведений: a cappella и с сопровождением (по усмотрению преподавателя) с учетом освоения основных навыков и умений в данном классе.

2.Проверка теоретических знаний в области хорового искусства.



7 класс

За учебный год по предмету «Основы дирижирования» должно быть пройдено примерно 10-12 хоровых произведений написанных в размере 2/4, 3/4, 6/8, 9/8 и 4/4.

Результатом освоения предмета «Основы дирижирования» в 7 классе является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:


  • закрепление и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимся в предыдущих классах;

  • умение освоить размеры 6/8 по двухдольной сетке и 9/8 по трехдольной сетке. В отличие от размера 2/4 и 3/4 происходит удлинение дирижерской доли.

  • умение самостоятельно проанализировать и разобрать произведения в изученных размерах: 6/8, 9/8, 2/4, 3/4, 4/4.

  • умение освоить дирижирование произведений в разных темпах: медленном, умеренном, быстром.

  • знание принципов смены темпа (ускорение, замедление) в дирижировании.

  • знание динамического разнообразия за счет амплитуды движения в дирижировании: f (форте), p (пиано), mf (меццо форте), mp (меццо пиано), crescendo (крещендо) и diminuendo (диминуэндо), sf (сфорцандо) и sp (субитопиано).

  • знание штрихового разнообразия в дирижировании. Введение штриха staccato.

  • освоение приемов показа ферматы снимаемой и неснимаемой.

  • знание приемов работы над произведениями с сопровождением и a cappella (3-х и 4-хголосные).

  • умение работать над художественным образом произведения. Эмоциональная передача образа через дирижерские жесты.

  • освоение навыков работы с камертоном.

  • умение самостоятельно вести хоровой словарь.

  • знание терминологии, знакомство с новыми терминами по дирижированию.

Содержание аттестационных требований по итогам обучения в 7 классе:- 1. Дирижирование двух произведений a cappella и сопровождением с учетом освоения основных навыков и умений в данном классе.

2.Проверка теоретических знаний в области хорового искусства.



8 класс (выпускной класс).

В выпускном 8 классе основательная работа по дирижированию проводится над двумя произведениями (с сопровождением и a cappella), которые включают в себя совершенствование всех задач, поставленных в предыдущих классах. Работа над остальными произведениями проходит в качестве ознакомления.

Результатом освоения предмета «Основы дирижирования» в 8 классе является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:


  • закрепление и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимися в предыдущих классах.

  • умение самостоятельно проанализировать и разобрать произведения во всех изученных размерах.

  • умение освоить дирижирование произведений в разных темпах: медленном, умеренном, быстром.

  • знание принципов смены темпа (ускорение, замедление) за счет амплитуды дирижерского жеста.

  • знание динамического разнообразия за счет амплитуды движения в дирижировании: f (форте), p (пиано), mf (меццо форте), mp (меццо пиано), crescendo (крещендо) и diminuendo (диминуэндо), sf (сфорцандо) и sp(субитопиано).

  • знание штрихового разнообразия в дирижировании. Введение штриха staccato.

  • освоение навыка показа ферматы снимаемой и неснимаемой.

  • знание приемов работы над произведениями с сопровождением и a cappella (3-х и 4-хголосные).

  • умение работать над художественным образом произведения. Эмоциональная передача образа через дирижерские жесты.

  • освоение навыка работы с камертоном.

  • знание терминологии, знакомство с новыми терминами по дирижированию.

  • Умение самостоятельно анализировать произведения по плану.

Основная задача в работе над дирижированием в выпускном классе: умение управлять хоровым исполнением и передать эмоциональное состояние произведений исполнителям, которые в свою очередь донесут данную информацию до слушателей.

В I полугодии проводится контрольный урок в классе, который включает следующие требования:



  • выразительное исполнение хоровых партитур на инструменте (произведение с сопровождением исполняется в дуэте с концертмейстером).

  • исполнение наизусть хоровых голосов с тактированием (для продвинутых учащихся в исполнение голосов включается преподаватель с исполнением любого другого голоса).

  • дирижирование данных произведений под инструментальное исполнение.

  • собеседование.

Во II полугодии учащиеся выпускных классов работают с хоровым коллективом старших классов над программой, которая была изучена в I полугодии. Зачет проводится в конце учебного года, к которому предъявляются следующие требования:

  • концертное исполнение – дирижирование данных произведений.

  • хоровая аннотация на исполняемые произведения в устном виде по плану, представленному в методических рекомендациях по написанию хоровой аннотации.

  • собеседование.

9 класс (дополнительный год обучения для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства).

Результатом освоения программы «Основы дирижирования» для дополнительного года обучения, является приобретение учащимся следующих знаний, умений и навыков:



  • закрепление и совершенствование навыков дирижирования, приобретенных учащимся в предыдущих классах:

  • умение проанализировать дирижирование произведений в разных темпах: медленном, умеренном, быстром;

  • знание принципов смены темпа (ускорение, замедление) за счет амплитуды дирижерского жеста.

  • знание динамического разнообразия за счет амплитуды движения в дирижировании: f (форте), p (пиано), mf (меццо форте), mp (меццо пиано), crescendo (крещендо) и diminuendo (диминуэндо), sf (сфорцандо) и sp(субитопиано).

  • знание штрихового разнообразия в дирижировании.

  • навык показа ферматы снимаемой и неснимаемой.

  • умение самостоятельно проанализировать и разобрать произведения во всех изученных размерах.

  • умение работать над художественным образом произведения. Эмоциональная передача образа через дирижерские жесты.

  • освоение навыка работы с камертоном.

  • знание терминологии в области хорового искусства;

  • умение самостоятельно анализировать произведения по плану.

Основная задача в работе над дирижированием в 9 классе: умение управлять хоровым исполнением и передать эмоциональное состояние произведений исполнителям, которые в свою очередь донесут данную информацию до слушателей.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы «Основы дирижирования» является

сформированная способность детей к концертному дирижированию хоровых партитур на зачетах, открытых уроках, конкурсах по дирижированию. На этих мероприятиях проверяются как знания, умения и навыки, полученных учащимися, так и воспитательные результаты - уровень творческой деятельности. Выступления активизируют, стимулируют работу учащихся и способствуют творческому их росту, а также формированию личностных качеств. В процессе освоения учебного предмета «Основы дирижирования» учащимися приобретаются следующие знания, умения и навыки:

- организация дирижерского аппарата;

- освоение показов: ауфтакт к вступлению и снятию (на полную долю и неполную долю);

- дифференциация функции рук;

- освоение схем (2/4, 3/4, 4/4, 6/8, 9/8, 12/8);

- приобретение навыков звуковедения (legato, non legato, staccato, marcato);

- показ цезур и фермат (снимаемой и неснимаемой);

- динамика, агогика;

- эмоционально – выразительное исполнение произведения с точки зрения дирижирования;

- ведение хорового словаря;

- устный или письменный план анализа хоровой партитур по определенному плану.

Важным условием хорошей успеваемости учащихся по дирижированию является систематичность классных и домашних занятий, не допускающая пропусков уроков.



IV. Формы и методы контроля, система оценок.

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Система контроля и отслеживания результатов является важной составляющей в работе хорового коллектива. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.



Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль осуществляется преподавателем на занятиях в течение года;

Виды текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;

  • контрольный урок в конце каждой четверти.

  • промежуточная аттестация (контрольный урок, зачет);

Виды промежуточного контроля:

  • переводной зачет в конце каждого года по предмету.

  • итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление интереса к предмету, на ответственную организацию домашних занятий. Имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • уровень развития индивидуальных способностей обучающихся,

  • знание нотного материала хоровых партий,

  • уровень и качество дирижирования произведения,

  • степень выразительности и художественности исполнения,

  • качество выполнения предложенных заданий;

  • посещаемость занятий, активная работа учащегося на уроке, отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость, систематичность, трудолюбие).

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, зачёты.

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками дирижирования хоровых партитур, проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера. Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности - изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике - к учебному процессу.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития учащегося.

При проведении зачёта, контрольного урока качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале с учетом следующего:



  • уровень развития индивидуальных способностей обучающихся,

  • знание нотного материала хоровых партий,

  • владение дирижерскими навыками (постановка дирижерского аппарата, освоение дирижерских сеток, ауфтакты, снятия и т.д.),

  • уровень и качество исполнения произведений,

  • проявление управленческого начала, что является яркой чертой дирижера;

  • степень выразительности, художественности исполнения,

  • посещаемость занятий, активная работа учащегося на уроке, отношение обучающихся к учебному процессу (старательность, настойчивость, систематичность, трудолюбие).

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Основы дирижирования».

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 8 (9) классе.

2.Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

При проведении зачёта, контрольного урока качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале:


Оценка

Критерии оценивания

5 (отлично)

Выразительное, эмоциональное, осмысленное дирижирование хоровых произведений со всеми авторскими указаниями и пояснением. Высокий технический уровень владения дирижерскими приемами для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов. Активное участие в конкурсах, мастер-классах по дирижированию.

4 (хорошо)

Хороший технический уровень владения дирижерскими приемами исполнения. Недостаточно эмоциональное и выразительное дирижирование хоровых произведений.

3 (удовлетворительно)

Средний уровень владения техническими приемами дирижирования. Определенные проблемы в дирижерском аппарате (зажатость, менее эмоциональное исполнение), которые мешают донести до слушателя художественный замысел произведения.

2 (неудовлетворительно)

Комплекс недостатков, причиной которых является плохая посещаемость аудиторных занятий, не выполнение домашних заданий, плохое знание нотного текста исполняемой программы.

Неявка на экзамен по неуважительной причине.


Согласно ФГТ, данная система оценки качеств исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций оценка качества может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность конкретно отметить выступление учащегося.

При выведении итоговой оценки за учебный год учитываются следующие параметры:


  • оценка годовой работы учащегося.

  • оценки за зачеты или экзамены.

  • другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

  • Учащийся должен продемонстрировать достаточный уровень освоения дирижерской техники, навыками управления звучанием.

  • Убедительно раскрыть художественный образ музыкального произведения через эмоциональное раскрытие произведения.

  • Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля

исполняемого хорового произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам.

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету «Основы дирижирования» является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки дирижерского аппарата, постановки рук, целостного исполнительского аппарата. При работе над произведением необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение. При выборе хоровых произведений следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение произведений может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на контрольном уроке). Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения. Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи. Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику самостоятельно проанализировать и разобрать произведение в плане дирижирования, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе. Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно

обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день. Объем самостоятельной работы определяется с учетом затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий.

Учащийся самостоятельно в домашних условиях должен:


  • проучивать произведения из репертуара, тем самым закрепляя навыки, умения и знания на учебном занятии;

  • тщательно проучивать наизусть нотный текст, для последующего дирижирования хорового произведения в ансамбле с концертмейстером;

  • проучивать хоровые голоса с дирижированием;

  • читать с листа хоровые партитуры в плане дирижирования с предварительным анализом;

  • закреплять дирижерские сетки по всем размерам;

  • отрабатывать приемы дирижирования: вступления, снятие.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI.Примерный репертуар

Хоровые произведения в размере 2/4:

Бирнов А. Коза

Бирнов А.Ежик и барабан

Бирнов А.епка

Бирнов А.Фонарик

Бирнов А.Хоровод

Бойко Р. Ручеек

Гречанинов А. Совушкина свадьба

Гречанинов А. Козел Васька

Гречанинов А.Звоны

Гречанинов А.Радуга

Гречанинов А. Ай, дуду.

Гречанинов А. Урожай

Итал.н.п. В путь

Калинников В. Тень – тень

Компанейц З.Паровоз

Красев М.Строим дом

Кюи Ц. Весеннее утро

Кюи Ц. Осень

Попатенко Т.Кукушка

Парцхаладзе М.Мотылек

Ройтерштейн А. Осенняя песенка

Р.н.п. Обр. Попатенко Т. Дождик

Р.н.п. Обр. Иорданского М. Бородино

Р.н.п. Обр. Мекалиной Л. Пойду ль я, выйду ль я

Р.н.п. Обр. Луканина А. Как пошли наши подружки

Р.н.п. Обр. Луканина А. Как у наших у ворот

Синенко В. Кобра

Синенко В. Художник и ветер

Синенко В.Колыбельная

Тиличеева Е. Вот как мы умеем

Укр.н.п. Обр. Н. Метлова. Жили у бабуси

Чудова Т. Ручеек

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Флярковский А. Азбука

Щедрин Р. Тиха украинская ночь


Хоровые произведения в размере 3/4:

Брамс И. Колыбельная

Болдырев И. За рекою

Гречанинов А.Из города в деревню (2/4 и 3/4)

Латв.н.п. Обр. Юрьяна. Вей, вей ветерок

Литовск.н.п. Обр. М. Шимкуса. Пион

Коваль Г. Обр. Свешникова А. Ночь уж наступает

Кюи Ц. Всюду снег

Струве Г. Родина (4/4 и 3/4)

Струве Г. Буря

Р.н.п. Я вечор в лужках гуляла

Р.н.п. Обр. Новикова А. Посею лебеду на берегу

Польская н.п. Висла

Пфейль Г. Озера спят

Польск.н.п. Оберек.

Озолинь Я. Солнце и ветер

Танеев С. Горные вершины

Чайковский П., обр. С.Благообразова. Осень

Щедрин А. Утро

Шуман Р. Ночь.



Хоровые произведения в размере 4/4:

Абт Ф. Ласточка

Анцев М. Ива (перел. Красотиной Е.)

Бах И.За рекою старый дом

Галкин И. Куда б ни шел, ни ехал ты

Глиэр Р. Травка зеленеет

Дубравин Я. Разговор с волной

Дунаевский И. Пионер всегда в пути

Дубравин Я. Ищу в природе красоту

Дунаевский И.Летите голуби

Кюи Ц.Заря лениво догорает

Левкодимов Г. Лебединое горе

Лагидзе Р. Весенняя песня

Новиков А.Ариозо матери

Металлиди Ж.Ноты

Островский А. Время

Парцхаладзе М. Тучи плывут

Рубинштейн А. Горные вершины

Свешников А. Гаснет вечер

Синенко В. Хоровод дружбы

Синенко В. Музыкальный дом

Струве Г. Пешки – крепкие орешки

Струве Г.На горе, на взгорье

Парцхаладзе М. Снова осень

Удовицкий В. Вечер года

Хромушин О. Несовместимы дети и война

Хромушин О. Время действовать

Чичков Ю.В небе тают облака

Фрадкин М. Песня О Днепре
Хоровые произведения в размере 6/8, 9/8, 12/8:

Агафонников А.Овощи

Анцев М. Колокольчики

Ипполитов – Иванов М. Листья в саду шелестят

Клюев Е.Сказка о старушке

Синенко В.Звезды в рюкзаках

Проститов О. Искусства спасительный свет

Парцхаладзе М. Море спит

Удовицкий В. Туча

Чичков Ю. Палех



Чичков Ю. Зачарованный остров Кижи

VII. Список рекомендуемой литературы.

  1. Анисимов А. Дирижер – хормейстер. – М., 1976

  2. Безбородова Л. Дирижирование. – М., 2000

  3. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. – М., 2003

  4. Краевая Л. Хоровое дирижирование. Красноярск, 2002

  5. Казачков С. Дирижерский аппарат и его постановка. – М., 1967

  6. Кан Э. Элементы дирижирования. – Л., 1980

  7. Канерштейн М. Вопросы дирижирования. – М., 1972

  8. Курс чтения хоровых партитур. Сост. И. Полтавцев, М. Светозарова. Ч. I. – М., 1963

  9. Медынь Я. Методика преподавания дирижерско – хоровых дисциплин. – М., 1978

  10. Мусин И. О воспитании дирижера. – Л., 1987

  11. Мусин И. Техника дирижирования. – Л., 2000

  12. Мюнш Ш. Я дирижер. – М., 1965

  13. Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. – Л., 1979

  14. Репертуар хорового класса. Сост. Е. Зверева. Вып. II – М., 1971

  15. Романовский Н. Хоровой словарь. – Л., 1980

  16. Полтавцев Хрестоматия по чтению хоровых партитур.

  17. Семенюк В. Заметки о хоровой фактуре. – М., 2000

  18. Уколова Л. Дирижирование. – М., 2003

  19. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961

  20. Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. – М., 1984

  21. Хошабова Н., Рогачева В. Вопросы комплексного подхода к работе над хоровым произведением. – Новосибирск, 1984

  22. Хрестоматия по технике хорового дирижирования. Народные песни. Составитель К. Птица. – М., 1996

  23. Хрестоматия по дирижированию хором. Сост. Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит. Вып.1. – М., 1968

  24. Шелков Н. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. – Л., 1963




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Программа по учебному предмету по. 01. Уп 03. Основы дирижирования чита 2013

Скачать 402.51 Kb.