Программа развития школы
Министерство образования и науки Самарской области Кинельское управление государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА ПЕРИОД С 2012 ПО 2016 ГОД Авторы: Директор школы Захаров А.М. И.о. замдиректора по УВР Щелокова Н.И., И.о. замдиректора по ВР Кулишенко И.А. Адрес ОУ: Самарская область, Кинельский район, с. Большая Малышевка, ул. Школьная 1. 2012 год Раздел I . Паспорт Программы развития «Формирование здоровьесберегающей образовательной системы школы» на 2012- 2016 годы ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка Наименование Программы Формирование здоровьесберегающей образовательной системы школы (2012-2016 годы) Заказчик Программы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области Исполнитель Программы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области. Цели Программы Сформировать к 2016 году в образовательном учреждении здоровьесберегающую образовательную систему, основанную на принципах педагогики здоровья
- разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования; - обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования; - сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья; - обеспечить эффективное оснащение материально-техническими ресурсами; - разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования; - разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни; - разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям
Ожидаемые конечные результаты - создана нормативная, методическая и организационная база с целью формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, в том числе эффективная система мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса; - внедрены в систему образования для всех ступеней и форм образовательные программы, тренинги, проекты, досуговые модели и т.д.; - создана адаптивная образовательная среда
Этапы становления образовательного учреждения и его организационная структура Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области находится по адресу: 446418, Самарская область, Кинельский район, с.Большая Малышевка, ул.Школьная, д. 1. В своей деятельности образовательное учреждение руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», настоящим Уставом, договором с учредителями и другими нормативными актами Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет лицевые счета, открытые в министерстве управления финансами Самарской области и в территориальном органе Федерального казначейства Самарской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет самостоятельный баланс. Учредителем образовательного учреждения является Самарская область. Основным предметом деятельности образовательного учреждения является реализация программ начального общего, основного общего образования. Школа имеет Гурьевский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области и Кутулукский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области.. Место нахождения филиалов. Гурьевский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области.. Почтовый адрес: 446416 село Гурьевка, Кинельский район, Самарская область. Юридический адрес: 446416, село Гурьевка, муниципальный район Кинельский, Самарская область. (На 01.09.2012 г. 6 учащихся). Кутулукский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области... Почтовый адрес: 446418 ,поселок Кутулук, Кинельский район, Самарская область. Юридический адрес: 446418 поселок Кутулук, муниципальный район Кинельский, Самарская область. ( на 01.09. 2012 г. – 3 учащихся). Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Большая Малышевка муниципального района Кинельский Самарской области создано 14.12.2012г. Имеет три закрепленных пункта для набора детей в 1 класс: с.Большая Малышевка, с.Гурьевка, п.Кутулук. Школа организует подвоз учащихся в 5-9 классы из п. Кутулук. Школа расположена в типовом здании семилетней школы. Материально-техническая база включает 7 функционально пригодных кабинетов, спортивный зал, спортивную площадку, компьютерный класс, библиотеку, столовую. ОУ включает следующие ступени обучения: I ступень: (начальная школа), срок обучения 4 года; II ступень: 5-9 общеобразовательные классы. Руководство школой осуществляют директор и и.о. заместителей директора по УВР и ВР. В решении стратегических вопросов и определении тактических шагов принимают участие члены управленческой команды. Высшим органом управления является Управляющий совет школы. Педагогический совет рассматривает сложные педагогические и методические вопросы, вопросы организации учебно-воспитательного процесса, изучения и распространения педагогического опыта. Совет обучающихся является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного школьного коллектива, формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. И.о. заместителя директора по УВР взаимодействует с учителями – предметниками, координируя их деятельность по реализации воспитательного потенциала учебных программ и проектов, обеспечивая их информационными ресурсами, направляя деятельность учащихся по организации мероприятий, проводимых в предметные недели, участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. Учащиеся, классные руководители, родители взаимодействуют в процессе разработки, реализации, презентации творческих проектов, в решении текущих проблем.
Программа развития сельских школ включает в себя организацию подвоза детей. Сейчас на балансе ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка находится один автобус. Подвоз осуществляется из п. Кутулук (на 01.09.2012 г. – 8 учащихся). Социальные особенности семей обучающихся
Сведения о квалификации работающих специалистов.
Процентный состав педагогического коллектива по стажу работы
Средний возраст педагогов – 42 года Средний стаж педагогов – 24,7 года Сведения об обучающихся (на момент утверждения программы развития)
Организация функционирования ОУ. ОУ работает в одну смену. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность уроков в соответствии с Уставом ОУ – 45 минут. 1 классы в сентябре и октябре – 35 мин, с ноября – 40 мин.. Продолжительность перемен между уроками: минимальная – 10 минут, максимальная - 40 минут. Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся для первой и второй ступени обучения – 4 раза по итогам четверти. С 1 января 2012 года школа работает по новому учебному плану. Учебный план ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка использует в полном объеме часы всех компонентов Базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, аудиторная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую нагрузку при 5 – дневной рабочей неделе.
Режим работы школы. Пятидневная учебная неделя. Продолжительность уроков в соответствии с Уставом ОУ – 45 мин. 1.5.1. Вход учеников в здание школы – 8ч00мин. 1.5.2. Утренняя зарядка – 8ч20мин. 1.5.3. Начало занятий – 8ч30мин. 1.5.4. Расписание звонков- 1 урок - 8ч30мин- 9ч 15 мин. 2 урок - 9 ч 25 мин. – 10 ч 10 мин. 3 урок- 10 ч 20 мин. – 11 ч 05 мин. 4 урок - 11 ч 45 мин. – 12 ч 30 мин. 5 урок - 13 ч 10 мин. – 13 ч 55 мин. 6 урок -14 ч 05 мин. – 14 ч 50 мин. 7 урок -15 ч 00 мин. – 15 ч 45 мин. 1.5.5. Учебный график на учебный год I четверть – 9 недель с 01.09.- 03.11. II четверть – 7 недель с 14.11. – 29.12. III четверть – 10 недель с 10.01. – 22.03. IV четверть – 8 недель с 02.04. – 29.05. Продолжительность каникул: с 04.11 по 12.11 (9 дней) с 30.12. по 09.01. (11 дней) с 23.03 по 01.04. (10 дней)
Материально-технические условия для сохранения здоровья субъектов образования и коррекции его изъянов. 1.6.1.Обеспечение учебниками и учебными пособиями. Работа школьной библиотеки ориентирована на саморазвитие, самопознание обучающихся, воспитание здоровой, свободной, самостоятельно адаптирующейся личности. Современное общество через различные источники предоставляет ребенку огромные объемы информации и широкие возможности для самостоятельной познавательной деятельности. В этих условиях коренным образом меняется образовательная среда, она становится более информированной. Основным направлением деятельности школьной библиотеки является организация информированной среды школы для реализации компетентностно-ориентированного образования школьников. Библиотека помогает самостоятельно приобретать недостающие знания из различных носителей информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию. Библиотека ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка располагает достаточными возможностями для решения новых познавательных и практических задач. В библиотеке имеются 5 139 томов книг художественной литературы . Школьная библиотека располагает различными печатными энциклопедиями –74 единиц, в том числе: - жизнь животных – 6; - школьная энциклопедия – 8; - я познаю мир –7; - электронная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. В учебную и внеурочную деятельность все шире внедряются мультимедиа-технологии. На базе нашей школы создана медиатека из 47 комплектов по различным предметам. Информацию из нее педагоги используют при подготовке к урокам. Учащиеся также могут пользоваться ей. Школьная библиотека имеет и электронную энциклопедию – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Видеотека насчитывает 37 видеофильмов. Контингент учащихся нашей школы разнообразен, у нас обучаются дети из приемных семей, есть дети сироты, дети из неполных и малообеспеченных семей. Библиотека обеспечивает 100% учащихся учебниками, частично за счет средств родителей. Ежегодно фонд учебников пополняется по квоте федерального заказа. График работы библиотеки – ежедневно с 11.00. до 15.00. кроме субботы и воскресенья. В ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка есть все возможности для совершенствования условий, стимулирующих положительное отношение и развитие интереса к учебе, подготовке учащихся к здоровому образу жизни. 1.6.2.Оснащенность кабинетов.
1.6.3. Имеется электронная почта, e-mail: b_malysh_sch@ mail. ru 1.6.4. Имеется доступ к спутниковому образовательному каналу 1.6.5. Соотношение кол-во учащихся/ 1 компьютер: 7 уч-ся/1 компьютер 1.6.6. Соотношение кол-во педагогов/ 1 компьютер: 2 педагога/1 компьютер Полученный анализ показал, что для перехода на новый этап развития школы, комплексного использования компьютерной техники и применения ИКТ всеми участниками образовательного процесса возникает необходимость в разработке Программы информатизации ГБОУ ООШ с. Большая Малышевка.
- формирование физически здоровой личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни; - индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями; - создание благоприятной образовательной среды; - использование инновационных технологий; - разработка способов стимулирования участников образовательного процесса; - расширение материально-технической базы школы; - совершенствование механизма финансирования школы и привлечение дополнительных средств; - гражданско-патриотическое воспитание, формирование умений ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества; - саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самоорганизация и самоопределение личности школьника. 1.7.2. К результатам образования: - обеспечить внедрение в практику работы школы принципов и методик системного анализа деятельности учителей и учащихся как средство достижения более высокого качества образования; - добиться повышения образовательного потенциала педагогов через курсовую подготовку и самообразование; - добиться повышения качества знаний школьников до 45 %; - содействовать воспитанию и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности; - повышение мотивации обучения, стимулирование творческой и самостоятельной деятельности в образовательном процессе; - целенаправленная организация информационного обеспечения педагогов; - формирование духовно-нравственной, физически здоровой личности, подготовленной к полноценной жизнедеятельности, социально активной, способной к самоопределению и самореализации; - продолжить работу по изучению и внедрению в учебный процесс обучающих технологий в познавательной деятельности учащихся. 1.7.3.К работающим педагогам: - необходимое и достаточное участие, стремление к поддержке и развитию обучающихся; - взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими); - удовлетворение запросов на получение современного общего образования; - необходимое и достаточное участие в формировании здоровой и успешной личности. 1.8.Система дополнительного образования Одним из основных требований к организации воспитательной работы в школе является органическое единство базового и дополнительного образования. С этой целью для учащихся создаются образовательные маршруты с правом выбора: Индивидуальные консультации. Научно-практические конференции. Объединения дополнительного образования: - театральный кружок; -музыкальный кружок; -художественная мастерская; - «Подвижные игры». В воспитательной деятельности применяются разнообразные формы и методы: классные часы, практические занятия, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, деловые и ролевые игры, проектирование, акции, творческие мастерские, экскурсии и походы, посещение театра. Программа реализуется через: различные формы организации воспитательной работы в классах. самоуправление учащихся. объединения по интересам. деятельность родительского комитета. совместную деятельность с сельским домом культуры, сельской библиотекой, с центром «Семья», с комиссией ПДН и КДН, ФАПом. общешкольные праздники. сотрудничество с другими ОУ района. В реализации программы участвуют классные руководители, учитель музыки, изобразительного искусства, физической культуры, педагоги дополнительного образования, родители, которые являются непременными организаторами и участниками общешкольных и классных мероприятий. Все это позволяет достичь хороших результатов. 1.9.Краткая характеристика путей решения проблем, стоящих перед ОУ. Внедрение в образовательный процесс нового содержания возможно только за счет целевых программ, которые должны обеспечить баланс между функционированием системы образования (сохранение норм) и ее развитием (внедрение в практику инноваций – овладением новыми культурными нормами). Уровень профессионализма педагогов ОУ в целом может быть определен как достаточно высокий. Однако система методической работы в ОУ требует постоянного совершенствования. Раздел I I . Концепция ОУ 2.1. Актуальность образования здоровье сберегающей направленности. Концепция отражает новый этап в развитии школы, обеспечивающий освоение учащимися общекультурного образовательного ядра, организующего обучение с учетом способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой – на требования федеральных образовательных стандартов. ОУ должно обеспечивать общедоступность качественного образования, создавать всем обучающимся в них условия для свободного развития. Сегодня существует острая потребность в таких образовательных учреждениях, которые способны:
организовать пропаганду здорового образа жизни. воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни. привить санитарно-гигиенические навыки и навыки бережного отношения к собственному здоровью. создать здоровый микроклимат в школьном коллективе. охранять здоровье каждого ученика, укреплять его, вовлекая каждого учащегося в физкультурно-оздоровительную деятельность. 2.2. Основные положения концепции школы Концепция школы здоровье сберегающего направления опирается на следующие положения: Исторически школа – это учебное заведение, в котором обучающиеся изучают классические, гуманитарные дисциплины, основы политики, литературы, одновременно занимаясь здоровьесбережением. Современная школа- основное общеобразовательное учреждение, обеспечивающее получение общего образования, необходимого для продолжения обучения. Обучение в рамках здоровьсбережения готовит социально развитую личность, при этом мы исходим из следующего понимания: - образованность – это основа конкурентноспособности человека, которая проявляется в особенности учиться, добывая новые для себя знания; воспроизводить стандартный набор информации по базовым образовательным областям; ставить и решать задачи в различных предметных сферах на творческом уровне применения знаний. 3. Образовательный процесс в школе должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации. 4. Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня самостоятельности обучающихся в своей учебной деятельности, в использовании в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. 5. Основополагающие педагогические законы школы – уважение к личности ученика. Восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса. 2.3.Система мероприятий по реализации Программы
Цели и задачи деятельности ОУ в 2012 -2016 г.г. Цели ОУ - Становление свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий – рефлексии, смыслообразования, избирательности, жизненного самоопределения. - Обеспечение получения основного образования, необходимого для продолжения обучения на следующих ступенях обучения. - Воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.
Задачи ОУ - Обеспечение достижения всеми обучающимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям Базисного учебного плана. - Формирование у обучающихся умений анализировать свои интересы, потребности, а также интересы, потребности, ценности других людей. - Формирование у обучающихся культуры жизненного самоопределения, умения анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда. - Привитие обучающимся навыков самоорганизации, воспитание у каждого ученика чувства хозяина. - Совершенствование управления инновационным процессом с целью дальнейшего развития проекта образовательного учреждения. - Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно – психического здоровья детей, обучающихся в ОУ.
Этапы исследовательской работы и развитие школы со здоровье -сберегающей направленностью 1–ый этап ( 2012-2013г. г.) Цель: анализ и реализация образовательных инициатив и оформление их в локальные проекты. Задачи:
Провести семинар «Проектирование образовательных программ, исследование возможностей новых образовательных технологий». Объявить конкурс проектов образовательных программ здоровье -сберегающего направления. Провести экспертизу конкурсных программ по здоровьесберегающей направленности. 2- ой этап (2014-2015 г.г.) Цель: освоение техники опытно-экспериментальной работы. Задачи:
Конструирование педагогических ситуаций, которые требуют от учащихся действий по самоопределению и самореализации. Разработка инструментария для диагностики самоопределения обучающихся в ходе образовательного процесса. Исследование возможностей применения новых образовательных технологий личностно ориентированного обучения. Внедрение в практику проектов новых образовательных программ по здоровьесберегающей направленности. 3-ий этап ( 2016 год) Цель: оценка ожидаемых результатов проектной деятельности, определение перспективных направлений развития ОУ по здоровье -сберегающей технологии. Задачи:
Проведение конференции «Содержание образования в ОУ». Проведение семинара «Активные формы здоровьесбережения». Осуществление рефлексии деятельности участников образовательного процесса, реализовавших проекты по здоровье сберегающей направленности, локальные здоровьесберегающие программы и использовавших в работе новые образовательные технологии. Ресурсное обеспечение ОУ. Кадровое обеспечение. Обеспечить новый уровень подготовки педагогов для решения проблемы.
Организовать переподготовку кадров по вопросам возрастной психологии, физиологии и гигиены, физической культуре, по основам поддержания, укрепления, сохранения индивидуального здоровья (не менее 60% за 5лет). Организовать повышение квалификации педагогических работников для работы: - с детьми с отклонениями в здоровье и особенностями в развитии; - с одарёнными детьми с ослабленным здоровьем. Привлечь специалистов извне (медсестра ФАП) для работы с детьми, имеющими специальную группу здоровья, для коррекции отклонений. Организовать обучение педагогических работников в ОУ через систему тематических семинаров. Создать творческую группу учителей, ориентированных на реализацию идей здоровья в образовании.
Перспективы развития материально- технической базы В ближайшие пять лет предполагается: - обновление оборудования в спортивном зале и спортивной площадке; - частичная замена мебели. |