• Программа становления личности «Формула успеха» - дидактическое и методическое обеспечение по социализации обучающихся (из опыта работы)
  • 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
  • Участие учащихся в самоуправлении класса и школы
  • Классное ученическое собрание Командир
  • Ученический совет класса Староста
  • Культурно-массовая Учебно- научная Информационно- издательская
  • Уровни творческой активности учащихся класса
  • Уровни социализированности личности Данная диаграмма свидетельствует об увеличении количества обучающихся с высоким уровнем



  • страница1/5
    Дата18.07.2017
    Размер0.6 Mb.
    ТипПрограмма

    Программа становления личности «Формула успеха»


      1   2   3   4   5

    Программа становления личности «Формула успеха» -

    дидактическое и методическое обеспечение по социализации обучающихся (из опыта работы)

    Чупахин Александр Валентинович - учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области, Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Международной премии имени Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство».

    Чупахин А.В. в МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» работает с 1994 года, имея стаж педагогической работы 20 лет. 20 лет выполняет обязанности классного руководителя. Им сделано 3 выпуска: в 1996 году (с классом работал 2 года), в 2003 году (с классом работал 7 лет) и в 2010 году (с классом работал 7 лет). В настоящее время - классный руководитель 9 класса (работает с классом 5- й год).

    Чупахин А.В. первостепенное значение в своей работе отводит социализации обучающихся, признанной в качестве одной из задач российского образования. Он считает, что социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако, наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребёнка, его формирования и развития, становления как личности, по мнению педагога, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние. Александр Валентинович считает важным то, что необходимо вовремя сориентировать ребёнка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Им разработано, утверждено на уровне школы, внедряется и апробируется в образовательном процессе авторское дидактическое и методическое обеспечение по социализации обучающихся - программа становления личности «Формула успеха», цель которой – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    В основу системы воспитательной работы положены принципы коллективного творческого дела И.П. Иванова. КТД способствуют развитию интеллектуальных, творческих, артистических и организаторских способностей и самое важное, совершенствуют коммуникативные навыки и личностные качества, формируют рефлексивную функцию. КТД соответствуют внутренней мотивации учащихся и обеспечивают гармоничное развитие личности.

    Психическое и социальное благополучие учащихся класса педагог определяет по проективной методике Н.Е. Щурковой «Круги». Результаты ежегодного опроса позволили определить уровень комфортности в динамике.

    5 класс 6 класс 7 класс 8 класс










    Диаграммы показывают, что наблюдается ежегодное увеличение процента учащихся, оценивающих своё положение «внутри школы». Процент учащихся, принимающих участие в отдельных школьных мероприятиях, уменьшается, то есть с каждым годом происходит увеличение числа учащихся, участвующих во всех мероприятиях. Показатель «наблюдение за жизнью школы» понизился в сравнении с 5 классом на 28,6 %. Учащихся класса, отрицающих школу, не выявлено. В классном коллективе складываются ценностные ориентации.

    Критерием успешности воспитательной работы класса является динамика межличностных отношений, сплочённости коллектива и удовлетворённости учащихся общением. Отслеживать эти показатели позволяет методика Морено «Социометрия».

    Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе показывает, что класс развивается как коллектив, наблюдается хорошая динамика его формирования. Среди детей нет резкого выделения «звёзд», «предпочитаемых». В классе нет «непринятых», «отвергнутых» учеников. Прочные и постоянные межличностные отношения в классе не только в своей микрогруппе или близлежащей, но и за пределами группы. Такое положение в классном коллективе даёт основание предполагать, что при увеличении совместной внеклассной деятельности класса будет повышаться сплочённость, формироваться положительный психологический климат, межличностные отношения в коллективе класса будут строиться на взаимопонимании, доверии, дружбе, на принципе сотрудничества.

    Для определения уровня воспитанности, как интегративного показателя сформированности отношения школьника (его позиции) к знаниям, природе, обществу, труду, людям и себе, используются дифференцированные по возрастным периодам критерии и показатели её оценки с использованием методики М.И. Шиловой. По методике М.И. Шиловой уровень воспитанности учащихся высокий, составляет по классу в среднем 2,6 баллов из 3 возможных

    Самым главным достоянием является то, что ученики ходят в школу не по принуждению, получают не только хорошие знания, но находят себе дело по интересам, по способностям.



    Участие учащихся в самоуправлении класса и школы

    Система ученического самоуправления строится на трёх уровнях:

    I уровень (базисный) - ученическое самоуправление в классе,

    II уровень - общешкольное ученическое самоуправление,

    III уровень - соуправление.

    Ученическое самоуправление в классе имеет свою модель, согласно которой, ежегодно формируются постоянно действующие органы самоуправления. Выс-шим органом самоуправления класса является классное ученическое собрание. Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года так, чтобы все учащиеся смогли войти в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями: учебно-научная, культурно-массовая, социально-патрио-тическая, информационно-издательская, эколого-хозяйственная и спортивно-оздоровительная. Все учащиеся класса, согласно своим интересам, выбирают себе направление деятельности, которой хотели бы заниматься в течение учебного года. Командир, староста и ответственные за направления деятельности (председатели ученических комиссий) избираются на классном ученическом собрании. Выборы актива класса проходят в форме деловой игры. Предварительно проводится предвыборная кампания. Учащиеся готовят агитационные листовки, с которыми потом выступают перед одноклассниками. Затем после их выступления проводится общее голосование, в результате которого определяется ученический совет класса, где распределяются обязанности по всем направлениям деятельности ученического самоуправления, что позволяет активно участвовать в подготовке и проведении различных мероприятий, разработке решений, принимаемых самими детьми, вносить конкретные предложения по улучшению работы органов ученического самоуправления.

    Учащиеся осознают, что класс - это маленькое «государство» со своими законами и порядками, поэтому уровень развития самоуправления в классе (по методике М.И. Рожкова) высокий, составляет 86%. Наиболее высокий коэффициент организованности классного коллектива (90%), ответственности членов коллектива за его дела (86%). Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений, значимых для всего коллектива. Учащиеся самостоятельно подводят итоги работы класса, определяют ближайшие задачи, добросовестно относятся к выполнению общественных поручений. Обязанности в классе распределены чётко и равномерно.

    Учащиеся принимают активное участие во всех школьных мероприятиях. Они - организаторы проведения Осеннего бала и Масленицы, торжественного мероприятия «На афганской выжженной земле», посвящённого 25-й годовщине вывода войск из Афганистана и литературно-музыкальной композиции «Был город-фронт, была блокада», посвящённой 72-й годовщине снятия блокады Ленинграда, различных акций. К 100-летию со дня рождения А.К. Горовца девятиклассники подготовили и провели торжественное мероприятие «История подвига». Все учащиеся класса занимаются в научном обществе учащихся, ежегодно становятся участниками предметных конкурсов и олимпиад различного уровня, имея хороший результат. Кроме того, многие из них - призёры районных и областных спортивных соревнований.


    Классное ученическое собрание






    Командир








    Ученический совет класса







    Староста - председатель ученического совета




    Направления работы (ученические комиссии)




    Культурно-массовая

    Учебно- научная


    Информационно- издательская

    Социально-патриотическая


    Спортивно-оздоровительная

    Эколого-хозяйственная

    Обоснование выбора модели ученического самоуправления класса

    Современное общество требует, чтобы выпускники имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а, если необходимо, приходили к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными, поэтому ученическое самоуправление - это необходимый компонент содержания воспитательной работы класса, современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника, развитию их ответственности и самостоятельности.

    Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, «первая стадия подросткового возраста (10-11 лет) является периодом поиска подростком приемлемых для него форм этой деятельности, вторая стадия (12-13 лет) – периодом её развёртывания и третья стадия (от 15 лет) – периодом осознания своей социальной значимости, активного поиска путей и форм развития средств её реализации». Исходя из этого, классное самоуправление, как необходимый компонент современного воспитания личности, осуществляется в 3 этапа:

    1 этап, на котором определяются направления деятельности школьников для создания актива самоуправления, – воздействие, т.е. вовлечение обучающихся в активы с тем, чтобы личность получила удовлетворение от совместной деятельности (5-6 кл.);

    2 этап, где обеспечивается учёба актива, планируется досуг детей, – взаимодействие, т. е. осуществление пробуждения интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью (7-8 кл.);

    3 этап, на котором осуществляется управленческая деятельность учащимися на профессиональном уровне, – соразвитие, т. е. ориентация на личность (9-11 кл.).

    На этом этапе главным становится развитие умения формулировать и решать проблемы.

    Самоуправление – это реальная помощь классному руководителю по выполнению плана воспитательной работы по различным направлениям деятельности. В классе системообразующими выделены несколько видов деятельности: учебно-научная, культурно-массовая, социально-патриотическая, информационно-издательская, эколого-хозяйственная и спортивно-оздоровительная. Формируются комиссии по направлениям видов деятельности, из председателей этих комиссий, избранных на классном ученическом собрании, создаётся ученический совет класса, председателем которого является староста. Староста сотрудничает с командиром. Высшим органом классного самоуправления является классное ученическое собрание, которое собирается 1 раз в четверть, а при необходимости чаще. На собрании планируется работа классного коллектива, подводятся итоги работы за определённый период времени.

    Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. Оно осуществляется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и са-моустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу.

    Данная модель позволяет самоуправление рассматривать как фактор социализации личности, поскольку оно способствует реализации в коллективе социальных функций.



    Цель модели

    Целью модели является создание условий для максимального развития личности каждого ученика, реализации интересов и потребностей учащихся в школе, формирования зрелой личности, адаптированной к жизни в социуме, гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направлен-ностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.

    Научная обоснованность модели ученического самоуправления класса определяется Программой становления личности «Формула успеха», включающей разработку комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в образовательном процессе класса. Инновационные подходы к разработке и практическому применению модели ученического самоуправления заключаются в ориентации на передовые педагогические технологии личностно ориентированного развития обучаемых, учёта динамики их развития на протяжении всего периода обучения.

    Преимущества модели

    Модель учитывает все виды деятельности учащихся, включённые в образовательный процесс школы, способствует развитию личности и её успешной адаптации в современной жизни.



    Место и роль модели в образовательном процессе

    Модель представляет динамическую композицию всех доступных педагогических технологий всестороннего учёта достижений обучающегося от момента его включения в различные сферы внеучебной деятельности до выпуска из школы. Мониторинг достижений позволяет выявлять способности ученика, стимулирует его мотивацию к получению социального опыта, развитию коммуникативных навыков, интеллекта и эрудиции, формирует его гражданское самосознание, даёт возможность родителям активно развивать интеллектуальные и физические возможности детей.

    Самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях:

    1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

    2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

    3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

    4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

    5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

    Опыт реализации представленной модели

    Представленная модель классного ученического самоуправления в данном классе функционирует 5 год. Модель апробирована на предыдущем выпуске и оправдала себя высокой результативностью. Учащиеся имеют адекватную самооценку, уверены в своих силах, активно принимают участие в школьном ученическом самоуправлении.



    Результативность представленной модели

    Коллектив класса успешно реализует себя во всех направлениях деятельности. Учащиеся стремятся повысить свои собственные и командные результаты. Между ними идёт здоровая конкуренция, и каждый стремится доказать своё первенство в разных конкурсах, соревнованиях.



    Мониторинг развития ученического самоуправления

    В классе были проведены исследования, направленные на изучение комплекса знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный школьник.

    1. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков и др.)

    Методика проводилась в одном классе 3 года подряд, замеры осуществлялись по 4 критериям: чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество. Оценивание осуществлялось по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. Полученный результат сопоставлен с самооценкой, предусмотренной в контрольном опросе, выделены уровни творческой активности школьников: низкий (от 0 до 1), средний (от 1 до 1,5) и высокий (от 1,5 до 2).




    Уровни творческой активности учащихся класса
    Большая часть учащихся класса находится на среднем и высоком уровне творческой активности. По мере взросления уменьшается число обучающихся с низким уровнем творческой активности

    2. Методика по изучению уровня социализированности личности учащихся класса, разработанная профессором М.И. Рожковым, направленная на изучение уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

    Учащимся было предложено прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по предложенной шкале, затем по каждому показателю получено среднее значение. Методика проведена с одними и теми же детьми в 8 классе (1 и 2 полугодие) и 9 классе (1 полугодие).

    Уровни социализированности личности
    Данная диаграмма свидетельствует об увеличении количества обучающихся с высоким уровнем социализированности личности в процессе взросления






















      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа становления личности «Формула успеха»