• Положение о программах воспитания и социализации учащихся 1. Общие положения.
  • 2. Технология разработки программы воспитания и социализации учащихся.
  • 3. Структура воспитательной программы.
  • 4. Оформление воспитательной программы.
  • Планирование воспитательной работы на учебный год
  • Мероприятия
  • Портфолио учителя «Я – классный руководитель»
  • 5. Утверждение воспитательной программы.

  • Скачать 222.34 Kb.


    Дата14.09.2017
    Размер222.34 Kb.
    ТипПротокол

    Скачать 222.34 Kb.

    Программа воспитания и социализации учащихся нормативный документ, определяющий форму представления содержания воспитания, форму представления воспитательных задач, содержания воспитания, способов его эффективного предъявления





    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    «АРТЕМЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

    ул. Советская,38. с. Артемьевка, Абдулинский район, Оренбургская область, 461770

    тел.(35355) 33-8-17, е-mail:12_OU_12@mail.ru


    Утверждаю:

    директор школы__________/Р.Х. Нуйкова/

    «___»___февраль_______20__15_ г.


    Рассмотрено на педагогическом совете

    Протокол № __от_______ 2015_г.






    Положение

    о программах воспитания и социализации учащихся
    1. Общие положения.
    1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации программ воспитания и социализации учащихся
    1.2. Программа воспитания и социализации учащихся - нормативный документ, определяющий форму представления содержания воспитания, форму представления воспитательных задач, содержания воспитания, способов его эффективного предъявления (пути, средства, методы) и ожидаемых конечных результатов.
    1.3. Цель воспитательной программы - создание условий для планирования, организации и управления воспитательным процессом в образовательном учреждении и классном коллективе.
    Задачи программы:

    • обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательном учреждении и классных коллективах;

    • упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

    1.4. Функции воспитательной программы:



    • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена;

    • определения содержания воспитания, представленное с учетом его распределения по содержательным линиям, классам;

    • процессуальная, то есть определяет способы (пути, средства, методы, формы) реализации программного содержания;

    • оценочная - описание ожидаемых результатов воспитательной программы (ВП) и критериев их достижения, критерии оценки уровня воспитанности учащихся.


    2. Технология разработки программы воспитания и социализации учащихся.

    2.1. Воспитательная программа разрабатывается в соответствии с Уставом школы на основе федеральных, региональных и муниципальных целевых воспитательных программ.


    2.2 Воспитательная программа составляется классным руководителем на учебный год или ступень обучения.
    2.3. Воспитательная программа выступает основой для разработки планов мероприятий (действий) на учебный год.
    2.4. Проектирование содержания воспитания на уровне отдельного классного коллектива осуществляется индивидуально каждым классным руководителем в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания воспитания.
    2.5. Допускается разработка Программы коллективом педагогов параллели классов или одной возрастной ступени: 1-4 классы, 5-9 классы, 10-11 классы.
    3. Структура воспитательной программы.
    3.1. Структура Программы является формой представления содержания воспитания как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации воспитательного процесса, и включает в себя следующие элементы:

    1. Титульный лист.

    2. Содержание программы.

    3. Пояснительную записку.

    4. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся.

    5. Описание ценностных ориентиров, лежащих в основе программы.

    6. Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации учащихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию  экологической культуры учащихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса.

    7. Содержание, виды деятельности и формы занятий с учащимися по каждому из направлений,  воспитания и социализации учащихся.

    • Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации учащихся («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

    • Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы,  профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

    8. Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения, семьи с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования.

    9. Систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции  обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, и т.д.).

    10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения или классного коллектива в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры учащихся.

    11. Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся.

    12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

    13. Список литературы.
    3.2. Титульный лист - структурный элемент Программы, представляющий сведения о названии программы, которое должно отражать ее содержание.
    3.3. Пояснительная записка - структурный элемент Программы, содержащий:


    • анализ проблемной ситуации;

    • цели и задачи воспитания в данной предметно-проблемной области;

    • принципы построения и реализации ВП;


    Основными принципами могут быть:

    научность, доступность, психолого-педагогическая целесообразность, реалистичность,

    ступенчатость (распределение программного содержания по ступеням образования), системность, технологическая оснащенность, линейность, концентричность, минимизация программного содержания.


    • описание способов (путей, средств, методов, форм) реализации программного содержания ВП;

    • описание ожидаемых результатов ВП и критериев их достижения;

    • необходимые ресурсы для реализации программы.


    3.4. Описание ценностных ориентиров, лежащих в основе Программы должно быть ориентировано на перечень базовых национальных ценностей:

    • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

    • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

    • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

    • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

    • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

    • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

    • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

    • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

    • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

    • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

    3.5. Направления деятельности по развитию, воспитанию и социализации, учащихся:

    1. Гражданско-патриотическое

    2. Нравственное и духовное воспитание


    3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

    4. Интеллектуальное воспитание


    5. Здоровье, сберегающее воспитание

    6. Социокультурное и медиа культурное воспитание


    7. Культур творческое и эстетическое воспитание

    8. Правовое воспитание и культура безопасности

    9. Воспитание семейных ценностей

    10. Формирование коммуникативной культуры

    11. Экологическое воспитание: 
    3.6. Список литературы - структурный элемент Программы, включающий перечень использованной автором литературы.
    4. Оформление воспитательной программы.
    4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, Поля: левое - 30 мм; правое - 15 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом. С новой страницы начинается каждый блок программы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (программа заканчивается 23 страницей, приложение начинается с 24), со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

    Страницы нумеруются, хранятся в папке накопителе.


    4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:
    • название Программы;

    • адресность (класс или ступень обучения, или возраст обучающихся);

    • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

    • год составления Программы.




      1. Обязательным приложением к Программе является:

    1. Планирование воспитательной работы на учебный год, представленный в виде таблицы.

    2. Анализ воспитательной работы, выполненный в следующей форме

    Анализ воспитательной работы классного руководителя за год.

    За……. учебный год

    Классного руководителя……….. класса.

    _______________________________________________________________(Ф.И.О.)

    В классе……. человек учащихся.
    I. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в прошлом году.


    Цель и задачи, поставленные на учебный год

    Способы их реализации

    Итог (цель достигнута, нет, на какой стадии достижения); анализ результата по каждой из задач

    Цель:







    Задачи:

    1.







    2.







    3.







    4.










    • какие новые проблемы были выявлены, и каковы пути их решения: _____________________________________________________________________________

    II. Занимаются в кружках и секциях: _________(в школе ____, вне школы _____ )


    IV. Анализ развития коллектива класса.

    1. Работа органов самоуправления класса (из первых трех пунктов оставить нужное):

    • учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения (самоуправление отсутствует/формируется);

    • дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;

    • класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.

    Участие в органах самоуправления школы (кто и за что отвечает) _________________________________

    1. Уровень сплоченности коллектива

    2. Анализ психологических наблюдений

    • социометрическая структура класса (записать итоги психологического теста на начало и конец года)_____________________________________________________;

    • коллективные взаимоотношения (записать, есть ли группы, по каким интересам разбиты, каков характер взаимоотношений между группами) _________________________________________________________;

    • характер взаимоотношений учащихся в целом (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности и заботы и т.д. или негативное, резкое, унижающее достоинство общение) - (выбрать нужное и прокомментировать)_____________________________________________;

    • преобладающее отношение учащихся к учителям, к школе_____________________;

    V. Участие класса в общешкольных делах.



    Мероприятие

    Время проведения (дата)

    Количество участвовавших

    Результат (для развития личности учащегося и для обеспечения жизнедеятельности школы)
















    Дело, вызвавшее наибольший интерес у детей

    Сколько детей имели поручения






    VI. За прошедший учебный год заслуживают поощрение:



    Фамилия, имя ребенка

    За что получил поощрение






    VII. Анализ развития учащихся класса.

    Уровень успеваемости

    отличников _____

    хорошистов________

    троечников_________

    неуспевающих______

    наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса (записать у кого и какие)________________________________________________________;

    индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе_________________________________________________________

    Участие в общеклассных делах:



    Мероприятие (огоньки, поездки и т.п.)

    Время проведения (ч/м/г)

    Количество участвовавших

    Результат (для развития личности учащегося и для обеспечения жизнедеятельности класса и школы)

    1.










    2.










    Реализация работы по основным направлениям плана воспитательной работы: (все ли из запланированного было выполнено, каков результат воздействия спланированной работы) _______________________________________
    II. Работа с родителями:

    За прошедший учебный год проведено (количество):

    - Родительских собраний ______________

    - Заседаний родительского комитета _________________

    Используемые формы работы, комментарий результатов работы, какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей _____________________________________________________________


    Формы работы

    Отметить используемые

    (+ - )


    Количество охваченных учащихся и родителей

    Комментарий результата

    посещение семьи










    переписка с родителями










    организация совместных досуговых мероприятий










    организация различных кружков, спортивных секций










    участие в заседаниях клубов










    помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы










    университет педагогических знаний: лекция, конференция, практикум, открытые уроки, педагогическая дискуссия (диспут), ролевые игры (назвать темы)










    индивидуальные тематические консультации (указать тему беседы)













    • Посещено квартир учащихся (количество)______________________

    • Кто из родителей не был ни разу на собрании:____________________________________

    • Какие совместные дела были проведены детьми и родителями:_____________________

    IX. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя:



    • что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? ___________________________________________________________

    • в каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?______________________




    • какие методы воспитательного воздействия, формы работы наиболее положительно повлияли на развитие и нравственное становление учащихся? (отметить нужное)




    Формы воспитания

    Методы воспитания

    Подвиды формы работы

    Формирование убеждений, понятий, суждений, предъявление ребенку мира через практические и словесные формы

    Формирование опыта поведения, организация деятельности через наглядные практические формы

    Формирование оценки и самооценки, стимулирование (субьективно-прагматический метод)

    Мероприятия (проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия

    беседы










    лекции,










    диспуты,










    дискуссии










    анализ ситуаций, случаев, происшествий










    экскурсии,










    культпоходы










    прогулки










    обучающие занятия










    встречи с интересными людьми










    Дела (делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность).

    трудовые десанты и операции










    рейды,










    ярмарки










    фестивали










    самодеятельные концерты и спектакли










    агитбригады










    вечера










    творческие соревнования










    товарищеское поручение










    конкурс










    выпуск стенгазет










    тренинги










    Игры (способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении

    деловые игры










    сюжетно-ролевые










    игры на местности










    спортивные игры










    познавательные









    Какие из перечисленных ниже видов деятельности классного руководителя Вы считаете наиболее значимыми для себя? Проранжируйте их с учетом Ваших личных предпочтений (5 баллов – наиболее значимая функция; 1 балл – наименее значимая).



    № п/п

    Виды деятельности классного руководителя

    1

    2

    3

    4

    5

    1.

    Формирование классного коллектива
















    2.

    Организация внеклассных и внешкольных мероприятий
















    3.

    Изучение индивидуальных особенностей воспитанников
















    4.

    Работа с родителями (семьями) воспитанников
















    5.

    Анализ социума
















    6.

    Контроль над знаниями и учебными достижениями учащихся
















    7.

    Социализация и адаптация воспитанников
















    8.

    Повышение собственной квалификации, научного и профессионального потенциала
















    9.

    Участие в профессиональных объединениях педагогов-воспитателей
















    10.

    Другие виды деятельности (указать, какие)















    Назовите традиции вашего класса:


    С какими специалистами вы встречались на классных часах:

    а)


    б)

    Какие профессиональные затруднения Вы испытывали в работе классного руководителя (выделите нужное жирным шрифтом):

    а) диагностика (личности, классного коллектива, уровня воспитанности и т.д.);

    б) анализ и самоанализ;

    в) планирование воспитательной работы;

    г) профориентационная работа;

    д) работа с родителями;

    е) внутри школьное взаимодействие;

    ж) самоуправление;

    з) новые педагогические технологии;

    и) работа с трудными учащимися;

    к) другое (укажите) ________________________________________________


    XI. Выводы:

    • об удачах и находках, о накопленном положительном опыте

    • о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса

    • о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах

    • о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее

    цель воспитания:___________________________________________________

    задачи:

    1.

    2.




    1. Портфолио учителя «Я – классный руководитель» со следующим содержанием

    I. Общие сведения о классном руководителе:



      • с какого года вы работаете в должности классного руководителя и в каком классе,

      • цели и задачи как классного руководителя,

      • должностные обязанности классного руководителя,

      • личное педагогическое кредо классного руководителя.

    II. Совершенствование и развитие профессионального мастерства




    • используемые педагогические методики, программы и технологии воспитания;

    • банк педагогических находок (разработки мероприятий, классных часов, форм, методов и приемов воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей);

    • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, выступления на семинарах, заседаниях методического объединения, педагогических советах;

    • деятельность по самообразованию деятельность по самообразованию (индивидуальная образовательная программа);

    • документация, подтверждающая результативность воспитательной деятельности;

    • другие документы (по желанию классного руководителя)

    III. Оценка результативности работы классного руководителя



    • Награды, благодарности, замечания.

    IV. Работа с классным коллективом:



    • данные о классном коллективе, структура классного коллектива и внутригрупповые процессы;

    • «портрет классного коллектива» (разнообразная информация об учащихся);

    • педагогическая поддержка учащихся, изучение и корректировка личностного развития учащихся (результаты диагностики, анкетирования учеников);

    • личные и коллективные достижения за учебный год (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.).


    5. Утверждение воспитательной программы.

    5.1. Воспитательная программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 20 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.


    5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

    • обсуждение и принятие Программы на заседании методического объединения классных руководителей;



    • получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора по воспитательной работе.
    5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
    5.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по воспитательной работе.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программа воспитания и социализации учащихся нормативный документ, определяющий форму представления содержания воспитания, форму представления воспитательных задач, содержания воспитания, способов его эффективного предъявления

    Скачать 222.34 Kb.