• UN-HABITAT Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам
  • Девятнадцатая сессия*
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА ИСПОЛНИТЕЛЯ



  • страница1/5
    Дата23.11.2017
    Размер0.65 Mb.
    ТипДоклад

    Программы Объединенных Наций по населенным пунктам: периодический доклад


      1   2   3   4   5




    ОРГАНИЗАЦИЯ
    ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ


    HSP

    UN-HABITAT



    Совет управляющих
    Программы Организации
    Объединенных Наций по
    населенным пунктам


    Distr.

    GENERAL
    HSP/GC/19/2

    12 March 2002
    RUSSIAN

    Original: ENGLISH



    Девятнадцатая сессия*

    Найроби, 5-9 мая 2003 года

    Пункт 4 предварительной повестки дня**

    Деятельность

    Программы Объединенных Наций по населенным пунктам:

    периодический доклад

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ: ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ДИРЕКТОРА ИСПОЛНИТЕЛЯ

    Резюме

    1. Принимая меры в соответствии с Программой реформы Генерального секретаря от 1997 года и призывами об активизации работы1, Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), ранее называвшаяся Центром Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ЦНПООН (Хабитат)), в период с 1997 по 2003 годы прошла через процесс всеобъемлющей реформы, который начался с проведения глубоких обзоров группой в составе четырех государств-членов и Управления служб внутреннего надзора (УСВН) и продолжился с созданием независимой группы по активизации работы, деятельность которой завершилась назначением нового Директора-исполнителя – г-жи Анны Каджумуло Тибайджуки. Ей, в свою очередь, удалось структурно реорганизовать ООН-Хабитат, упорядочить кадровую ситуацию в отношении сотрудников категории специалистов и повысить уровень в рамках системы Организации Объединенных Наций с Центра до Программы при полной поддержке государств членов.

    2. При проведении данного преобразования Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) целенаправленно учла в своей работе соответствующие цели и нормы Организации Объединенных Наций в области развития, непосредственно реагируя на приоритетные вопросы в своей сфере ответственности – развитие городов и жилища. В настоящее время ООН-Хабитат осуществила преобразование из относительно неопределенного подразделения, функционирующего в рамках широкого спектра полномочий, в Программу Организации Объединенных Наций, деятельность которой посвящена стратегической переработке Повестки дня Хабитат в форме определения приоритетных целей для достижения конкретных задач, поставленных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций2. ООН Хабитат сама руководила преобразованием, благодаря которому Программа прямо влилась в основное русло деятельности в рамках Повестки дня Организации Объединенных Наций в области развития путем упорядочения структуры и кадрового состава и придания им большей эффективности.

    3. Процессы реструктуризации (повышение организационной значимости и эффективности) и упорядочения кадровой ситуации (повышение экспертного потенциала для придания большей значимости работе по основным вопросам) внесли большой вклад в достижение этого нового статуса. Имея более высокий экспертный потенциал и явное сравнительное преимущество по меньшей мере в отношении одного из направлений Декларации тысячелетия – улучшение условий жизни 100 миллионов обитателей трущоб, ООН-Хабитат в настоящее время преисполнена готовности играть лидирующую роль в борьбе с нищетой во всем мире, которая ведется Организацией Объединенных Наций. В настоящем докладе, подготовленном Директором-исполнителем ООН-Хабитат, резюмируется деятельность Программы после последнего совещания Совета управляющих в течение его восемнадцатой сессии в феврале 2001 года в качестве Комиссии по населенным пунктам. Этот период в 26 месяцев, включающий проведение обзора хода осуществления Повестки дня Хабитат на специальной сессии Генеральной Ассамблеи по общему обзору и оценке осуществления Повестки дня Хабитат и первый двухгодичный Всемирный форум городов, явился, что подвергается сомнению, наиболее значимым в истории ООН-Хабитат3.

    I. ОБЩИЙ ОБЗОР И ОЦЕНКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ ХАБИТАТ

    4. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций состоялась в Нью-Йорке 6-8 июня 2001 года. Главная цель этой сессии заключалась в подтверждении обязательств, взятых на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат-II), которая состоялась в Стамбуле, Турция, пятью годами ранее. В ходе подготовительного этапа к Хабитат- II ООН-Хабитат работала в качестве секретариата, подготовив основные документы, включая доклад "Состояние городов мира" за 2001 год и "Глобальный доклад о населенных пунктах" за 2001 год, и оказав содействие консультативным процессам и региональным совещаниям правительств и партнеров.

    5. При оценке прогресса в деле выполнения обязательств и осуществления стратегий Повестки дня Хабитат, которые были приняты в Стамбуле, каждому государству-члену Организации Объединенных Наций было предложено подготовить доклад о национальном и местном осуществлении Повестки дня Хабитат, отразив взгляды правительства и его партнеров. ООН-Хабитат разместила эти доклады в Интернете для широкого распространения.

    6. Приветствуя прогресс, достигнутый в осуществлении Повестки дня Хабитат, правительства на специальной сессии в Нью-Йорке приняли Декларацию о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, в которой они признали пробелы и препятствия на пути развития населенных пунктов и с большой обеспокоенностью приняли к сведению нынешнее состояние населенных пунктов во всем мире. Перед лицом этих проблем они взяли на себя обязательство активизировать свои усилия по обеспечению полного и эффективного осуществления Повестки. В декларации была вновь подтверждена роль Совета управляющих и ООН-Хабитат в пропагандировании, поощрении, мониторинге и оценке прогресса, которого удалось добиться в достижении целей обеспечения надлежащего жилья для всех путем предоставления юридических гарантий владения жильем и устойчивого развития населенных пунктов во всех странах4.

    II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

    7. 21 декабря 2001 года Генеральная Ассамблея приняла резолюцию 56/206, в соответствии с которой Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) был поднят в своем статусе с "Центра" до полноценной "Программы", которая теперь известна в качестве Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат). В той же резолюции Генеральная Ассамблея преобразовала Комиссию по населенным пунктам начиная с 1 января 2002 года в Совет управляющих ООН-Хабитат, являющийся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи. Кроме того, Комитет постоянных представителей при ООН-Хабитат был официально утвержден в качестве межсессионного вспомогательного органа Совета управляющих.

    8. Генеральная Ассамблея приняла решение о том, что секретариат ООН-Хабитат должен обслуживать Совет управляющих и работать в качестве координационного центра по населенным пунктам и координатора деятельности в области населенных пунктов в рамках системы Организации Объединенных Наций. Было также принято решение о том, что ООН-Хабитат будет возглавлять Директор-исполнитель на уровне заместителя Генерального секретаря. 24 июля 2002 года Генеральная Ассамблея избрала на эту должность г-жу Анну Каджумуло Тибайджуку.

    9. В соответствии со своим статусом и направленностью основной деятельности, в последнее время среднесрочный план ООН-Хабитат был структурно изменен, приобретя форму четырех подпрограмм, соответствующих основным рекомендациям Повестки дня Хабитат, Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии. Генеральной Ассамблеей были утверждены следующие четыре подпрограммы: "Жилье и устойчивое развитие населенных пунктов"; "Мониторинг Повестки дня Хабитат"; "Региональное и техническое сотрудничество" и "Финансирование населенных пунктов"5.

    10. Решающее значение для реформы и активизации работы имело упорядочение кадровой ситуации в отношении порядка 50 должностей категории специалистов, что было первым мероприятием такого масштаба в рамках системы Организации Объединенных Наций. Данный процесс был завершен в течение 2002 года. При этом осуществлялось упорядочение кадровой ситуации и в отношении вспомогательного персонала категории обслуживания.

    11. Поднятие статуса ЦМПООН (Хабитат) и его руководящего органа было решительно поддержано Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций в его докладе "Варианты обзора и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статус, роль и функции Центра Организации Объединенных Наций оп населенным пунктам (Хабитат)". Принятие Генеральной Ассамблеей резолюции 56/206 ознаменовало собой проявление государствами-членами большого доверия к обновленной ООН-Хабитат6. Оно продемонстрировало также приверженность Генеральной Ассамблеи осуществлению задачи достижения целей развития на рубеже тысячелетия, которая заключается в обеспечении значительного улучшения жизни по меньшей мере 100 миллионов обитателей трущоб к 2020 году и в продолжении необходимой работы по осуществлению Повестки дня Хабитат7.



    1. ОБОБЩАЮЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРЕССЕ, ДОСТИГНУТОМ

    В ПЕРИОД 2001-2002 ГОДОВ

    А. Приоритеты

    12. Приоритеты ООН-Хабитат за данный отчетный период выводились из следующего: среднесрочных планов на 1997-2001 и 2002-2005 годы; программ работы за 2000-2001 годы и на 2002-2003 годы и резолюций, принятых Комиссией по населенным пунктам; Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, принятой на специальной сессии Генеральной Ассамблеи; и задач 10 и 11 целей в области развития на рубеже тысячелетия.

    13. Эти приоритеты укладываются в рамки трех целей программы:

    a) содействие утверждению и осуществлению надлежащих систем владения жильем и политика в области развития и модернизации жилья;

    b) содействие утверждению и осуществлению инклюзивных, транспарентных, основанных на участии и подотчетных систем руководства городами;

    c) активизация международного сотрудничества в области жилья и устойчивого развития населенных пунктов.

    14. В этот период программа работы осуществлялась путем двух подпрограмм:

    a) надлежащее жилье для всех;

    b) устойчивое развитие населенных пунктов. Соответствующими точками отсчета и осуществления рамок деятельности по двум этим подпрограммам стало начало работы в рамках глобальных кампаний по обеспечению гарантий владения жильем и по вопросам руководства городами.

    15. Третья цель ООН-Хабитат (укрепление международного сотрудничества) предусматривает две категории деятельности:

    a) оказание развивающимся странам по их запросу услуг в области технического сотрудничества;

    b) содействие обмену опытом по основным вопросам и повышение уровня знаний на глобальном уровне по вопросам урбанизации.

    16. В настоящем докладе достижения и мероприятия связаны с предыдущей организационной структурой ООН-Хабитат, в рамках которой осуществлялось большинство мероприятий. Эта структура в течение 2003 года приводится в соответствие с бюллетенем Генерального секретаря SGB/2002/14.

    B. Отдел по глобальным вопросам

    17. Главная функция данного отдела заключается в пропагандировании политики устойчивого развития жилья и развития городов, содействующей сокращению масштабов нищеты в городах.

    1. Сектор по вопросам жилья

    18. Сектор по вопросам жилья объединяет функции пропагандирования, политического анализа, прикладных исследований, развития механизмов и разработки программ. Сектор инициирует программы благоустройства городских трущоб, предоставляя возможности для технического сотрудничества и вложения инвестиций.

    a) Глобальная кампания по обеспечению гарантий владения жильем

    19. Глобальная кампания по обеспечению гарантий владения жильем послужила отправным пунктом в деле содействия обеспечению надлежащим жильем и улучшения жизни обитателей трущоб. Она дает возможности Сектору по вопросам жилья сотрудничать с организациями гражданского общества, местными органами власти, специалистами и ответственными за разработку политики лицами в целях содействия политике и практике в интересах бедных слоев городского населения. В течение отчетного периода началось осуществление кампании в Бразилии, Буркина-Фасо, на Ямайке, в Никарагуа, на Филиппинах и в Сенегале. Для начала осуществления программы на региональном и национальном уровнях в арабских государствах было достигнуто соглашение с Экономической и социальной комиссией для Западной Азии (ЭСКЗА).

    20. Страны используют разные подходы к осуществлению глобальной кампании. В ряде стран упор делается на прекращении принудительных выселений и поисках политических альтернатив в отношении переселений. Другие страны установили партнерство с бедными слоями городского населения для содействия поиску альтернативных систем владения жильем и постепенных подходов к обустройству трущоб.

    21. Были подписаны соглашения с первичными организациями-партнерами бедных слоев городского населения, участвующими в проведении национальных кампаний, сотрудничающими неправительственными организациями, органами власти на всех уровнях и вторичными организациями-партнерами, такими как национальные ассоциации экспертов, неправительственные организации, местные органы власти и т.д. В Буркина-Фасо, на Ямайке, на Филиппинах и в Сенегале были созданы национальные комитеты по проведении кампании, а для Латинской Америки и Карибского бассейна был учрежден региональный комитет. Для содействия совместной деятельности были достигнуты соглашения с глобальными и региональными ассоциациями, сетями безработных, народными федерациями, экспертами, неправительственными организациями, местными органами власти, учеными и женскими коалициями, а также организациями системы Организации Объединенных Наций и другими межправительственными органами.

    22. После начала работы в Мумбаи, Дурбане и Маниле деятельность расширяется в рамках проекта благоустройства трущоб при поддержке в форме субсидий от членов Союза городов. В рамках этого проекта, осуществляемого бедными слоями городского населения, неправительственными организациями и местными органами власти в трех городах, ставится цель расширения усилий по благоустройству за счет документального оформления новаторских подходов и их реализации посредством создания механизмов, типовых моделей и рамок. Сектор по вопросам жилья провел также работу на начальном этапе программы сотрудничества в деле благоустройства трущоб в Найроби, которая реализуется правительством Кении, ООН-Хабитат и пятью консультативными рабочими группами. Программа осуществляется при содействии в форме субсидий со стороны членов Союза городов, она рассчитана на десять лет и направлена на проведение политических реформ, укрепление организационных механизмов и реализацию планируемых мероприятий в отдельных районах трущоб в целях создания условий для повсеместного благоустройства трущоб в Найроби и других городах Кении. Третьим оперативным мероприятием, инициированным Сектором по вопросам жилья, является субрегиональная программа для восточной и южной части Африки под названием "Города без трущоб". В рамках программы будет оказываться содействие усилиям государств-членов в субрегионе по осуществлению благоустройства трущоб в качестве механизма выполнения задачи 11 цели в области развития на рубеже тысячелетия. На начальном этапе участвующими странами являются Кения, Южная Африка, Танзания и Уганда.

    23. Находящаяся в настоящее время на этапе своего создания Международная консультативная группа по принудительным выселениям будет стремиться к поощрению политики и организационных договоренностей, которые могут заменить принудительные выселения консультативным подходом среди заинтересованных участников. Консультативная группа будет базироваться на результатах работы Всемирного форума городов, состоявшегося в мае 2002 года, для содействия взаимному обмену рекомендациями между странами.

    b) Политика и развитие в области жилья

    24. За отчетный период Сектор по вопросам жилья организовал проведение конференций в Гане и Турции для обмена информацией и опытом в отношении политики и развития в области жилья.

    25. В 2002 году ООН-Хабитат и Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) начали осуществление Программы Организации Объединенных Наций в области прав на жилье для содействия постепенной реализации прав на жилье в глобальных масштабах. В рамках программы ставится цель содействия эффективной реализации существующих международных документов, национальных законов и документов и выявлению путей придания им эффективности на местном уровне. ООН-Хабитат и УВКПЧ опубликовали также доклад, озаглавленный "Законодательство в области прав на жилье: обзор международных и национальных правовых документов". Представленные в данном докладе примеры обеспечивают рамки для типовых законодательств в отношении конкретных компонентов права на надлежащее жилье. Были также опубликованы три способствующих этой работе материала: "Международные документы по правам на жилье", "Национальные законодательства в области прав на жилье" и "Подборка отдельных судебных решений по правам на жилье"8.

    26. В рамках осуществления Программы Организации Объединенных Наций по правам человека Сектор, в сотрудничестве с УВКПЧ и другими соответствующими организациями, оказывает также содействие усилиям по разработке глобальной системы мониторинга постепенной реализации права на надлежащее жилье. К концу 2003 года Сектор окончательно подготовит рамки и условия функционирования системы мониторинга.

    c) Земля и права владения

    27. Сектор по вопросам жилья занимается подготовкой стратегических руководящих принципов и инструментов по элементам модернизации городов в отношении регуляризации, землепользования, гибких форм владения жильем и регулирования в отношении доступного жилья. Он содействует распространению имеющих рекомендательный характер публикаций в отношении систем владения жильем, благоприятных для бедных слоев городского населения. В течение отчетного периода Сектор подготовил нормативные рамки для обеспечения гарантий владения жильем и внес свой вклад в разработку стратегических документов в отношении женщин и обеспечения гарантий владения жильем, связей между обеспечением гарантий владения жильем и доступом к основным городским услугам и обеспечения гарантий владения жильем и инвестициями. Он подготовил также доклад о правах женщин на землю и жилье и осуществлении этих прав в Восточной Африке. Кроме того, Сектор дает рекомендации по проектам технического сотрудничества в входящих в Пакт стабильности странах – Анголе, Мозамбике и Руанде. Работа в постконфликтных странах включает исследования, технические рекомендации, деятельность по созданию потенциала и сетей в отношении прав на землю, жилье и собственность.

    2. Сектор по вопросам водоснабжения, санитарии и инфраструктуры

    28. ООН-Хабитат в сотрудничестве с ЮНЕП начала осуществление программы "Вода для африканских городов» в 1999 году. Благодаря участию в экспериментальных проектах в семи городах – Абиджане, Аккре, Аддис-Абебе, Дакаре, Йоханнесбурге, Лусаке и Найроби, - программа оказала значительное влияние на национальные и общегородские мероприятия по снижению негативного экологического воздействия урбанизации на ресурсы пресной воды. В программе имеется три компонента: регулирование спроса на воду для обеспечения эффективного использования имеющихся водных ресурсов; экологическое регулирование отходов для смягчения или устранения загрязнения водных ресурсов и охраны здоровья человека и водных экосистем и обмен информацией о передовой практике, которая может быть использована в других городах. Работа проводилась с учетом конкретных условий каждого города. Осуществлялись экспериментальные или демонстрационные проекты, в поддержку которых проводились кампании по повышению осведомленности общественности. Ответственными за осуществление проектов назначались руководители городов. Кроме того, шесть африканских стран участвуют в программе просвещения о водных ресурсах.

    29. Ожидается, что в работе по аналогичной программе под названием "Вода для азиатских городов" примут участие от пяти до семи стран Азии. После проведения в Нью-Дели в апреле 2002 года семинара-практикума ведутся консультации с отдельными странами.

    30. ООН-Хабитат осуществляет в настоящее время программу по предоставлению приносящих доход рабочих мест путем внедрения комплексных систем санитарии для городских общин с низким доходом. В рамках данного проекта разрабатывается система руководства на основе общин с целью созданию санитарных микропредприятий по очистке уборных и удалению экскрементов. Проект поможет повысить уровень жизни всех, кто работает на этих предприятиях; это явится значительным улучшением среды обитания в каждом из выбранных мест осуществления проектов; повысится и осознание на местном уровне преимуществ улучшения условий в области санитарии.

    31. Программа "Устойчивое регулирование твердых отходов в африканских странах" способствует развитию регионального потенциала регулирования твердых отходов во всей Африке благодаря сведению к минимуму, рециркуляции отходов, эффективной приватизации услуг и регулированию, а также развитию неформального сектора микропредприятий, которые обеспечивают доходами бедные слои городского населения в интересах защиты окружающей среды.

    32. В течение отчетного периода Сектор по вопросам жилья подготовил документы и учебные программы для улучшения состояния окружающей среды при обустройстве трущоб. На третьем Форуме по водным ресурсам в Осаке, Япония, в марте 2003 года была инициирована подготовка "Глобального доклада о состоянии водных ресурсов и санитарии в городах мира». Руководящие принципы по внедрению программ образования в отношении водных ресурсов с учетом стоимости были подготовлены в 2002 году, и в настоящее время они используются для обучения преподавателей в шести африканских странах. Обучение преподавателей было завершено в Кот д’Ивуаре, Гане, Сенегале, Эфиопии, Кении и Замбии. В настоящее время готовится стратегический документ о воздействии политики и инвестиций в области инфраструктуры городов на обеспечение гарантий владения жильем. Руководящие принципы в отношении обучения и создания потенциала для лиц, отвечающих за водоснабжение в городах, уже подготовлены. В 2003 году также была завершена разработка комплекта учебных материалов для развития микропредприятий, занимающихся вопросами санитарии. В июне 2003 года будет завершено обучение специалистов в секторе водоснабжения в семи африканских странах.

    3. Сектор по вопросам развития городов

    33. Главная функция Сектора по вопросам городского развития заключается в содействии политике городского развития, способствующей сокращению масштабов нищеты в городах в рамках цели устойчивого развития населенных пунктов.

    а) Глобальная кампания по вопросам руководства городами

    34. За отчетный период было начато успешное проведение совместных кампаний в Нигерии и Индии. В Нигерии было подготовлено пять предложений по проектам муниципального финансирования, подготовки местных руководящих кадров, гендерным вопросам и вопросам руководства, подготовки бюджетов на основе участия и обеспечению более безопасных условий в городах. В Индии в национальном бюджете на 2002-2003 годы впервые определены меры по проведению реформ управления в городах путем создания Фонда стимулирования проведения реформы в городах, Фонда для решения проблем в городах и Акционерного фонда развития инфраструктуры. Что касается региона Латинской Америки и Карибского бассейна, то мероприятия в рамках проведения кампании были продолжены после их начала в региональных масштабах и учреждения Регионального комитета в 2000 году.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Программы Объединенных Наций по населенным пунктам: периодический доклад