• Прозвища как вид антропонимов и их функционирование в школьной среде (на материале прозвищ учащихся Староцурухайтуйской средней общеобразовательной школы)
  • Полухина Дарья
  • Общая характеристика работы. Актуальность исследования.
  • Объект исследования
  • Методы исследования
  • Ономастика как наука, изучающая имена собственные.
  • Социальные аспекты имени.
  • Как имя вплетается в контекст индивидуальной судьбы Почему в различных сообществах столь часто прибегают к прозвищам
  • Антропонимы и их функционирование в речи.
  • Можно сказать, что прозвище – это неофициальное имя собственное
  • Поэтому важно научить подростков понимать отличие разговорного литературного языка от разговорного просторечного и грубого (жаргон, арго, сленг и т.д.), находящихся за пределами литературного языка.
  • Когда впервые появились прозвища
  • Причины возникновения и происхождение прозвищ. В современном мире причины появления прозвищ
  • Признаки прозвищ учащихся нашей школы.
  • Примерно 20% прозвищ осталось для нас не выясненными по своему
  • Результаты анкетирования, опроса учащихся нашей школы.
  • А некоторые ребята даже не догадываются
  • Поэтому смело можно сказать, что прозвище – это неофициальное имя собственное, которое мы можем отнести под понятие антропоним.

  • Скачать 144.16 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер144.16 Kb.
    ТипРеферат

    Скачать 144.16 Kb.

    Прозвища как вид антропонимов и их функционирование в школьной среде



    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Староцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа

    Приаргунского района Забайкальского края

    Работа по русскому языку.


    Тема: Прозвища как вид антропонимов и их функционирование в школьной среде (на материале прозвищ учащихся Староцурухайтуйской средней общеобразовательной школы)

    Выполнили:



    Полухина Дарья,

    ученица 8 класса,



    Собкалов Артем,

    ученик 8 класса,



    Кученев Валерий,

    ученик 8 класса


    Руководитель:

    Якимова Ольга Алексеевна,

    учитель русского языка и

    литературы

    Староцурухайтуй, 2011

    Содержание.


    1. Общая характеристика работы стр. 3

    2. Введение стр. 4

    3. Ономастика как наука, изучающая имена собственные стр. 4-5

    4. Социальные аспекты имени стр. 5

    5. Антропонимы и их функционирование в речи стр. 5-6

    6. История возникновения прозвищ стр. 6-7

    7. Причины возникновения и происхождение прозвищ стр. 7-8

    8. Признаки прозвищ среди наших школьников стр. 8-9

    9. Результаты анкетирования, опроса учащихся нашей стр. 9-11

    10. Заключение стр. 11

    11. Список литературы стр. 12



    Общая характеристика работы.
    Актуальность исследования.

    Среди антропонимических категорий есть официальные и неофициальные. К официальным относятся фамилии, имена, отчества. Но в бытовом общении большую роль играют прозвища – дополнительные, неофициальные именования человека, использующиеся для наиболее точной, личностной, оценочной его характеристики, выделяющие человека из коллектива.

    В современной жизни прозвища употребляются часто. И именно прозвища наименее исследованы среди антропонимов, возможно, потому, что это имена неофициальные.
    Объект исследования:

    школьная языковая среда.


    Предмет исследования:

    индивидуальные прозвища учащихся как вид антропонимов.


    Цель исследования:

    показать языковую и социальную сущность современных прозвищ, их роль в школьном современном обществе.


    Задачи:

    1. Рассмотреть такие понятия, как ономастика, антропоним, имя, прозвище, изучив литературу по ономастике.

    2. Определить роль прозвищ среди антропонимических средств в школьной среде.

    3. Выявить, по каким признакам дается прозвище.


    Методы исследования:

    описательный, сравнительно-сопоставительный, статистический, метод анкетирования и интервьюирования.


    Практические методы:

    интервью, опрос, метод независимых характеристик.



    Введение.

    В этом учебном году мы посещали элективный курс по русскому языку «Мне дали имя при рождении, или секреты ономастики», где узнали много интересного об этой науке и о своих именах.

    Заинтересовал нас раздел «Прозвища как вид антропонимов», потому что этот разряд имен собственных наименее изучен лингвистами, а нас, школьников, прозвища интересуют, ведь они есть у многих. Некоторых людей прозвища сопровождают всю жизнь: со школы до старости, то есть прозвища – это второе имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе – свидетельстве о рождении или паспорте.

    Прозвища употребляются в быту, в частных разговорах, на улице, в школьной среде, поэтому это лексический пласт разговорного стиля. Учащиеся в школе чаще пользуются разговорным стилем. Поэтому объектом нашей работы стала школьная языковая среда и существование в ней прозвищ.

    В своей работе мы хотим порассуждать над вопросами имени и прозвища, попытаться понять, чем прозвища так интересуют детей и взрослых. Заглянем в науку ономастику, разберемся в понятии антропонима.

    Но самое главное, проанализируем, по каким признакам даются прозвища и какова их роль в современной школе. На наш взгляд, сбор и классификационное рассмотрение прозвищ развивает интерес к изучению русского языка, истории, краеведения.
    Ономастика как наука, изучающая имена собственные.
    Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования (по словарю С.И. Ожегова). Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, тесно связанной с гуманитарными науками, а также с науками о Земле и Вселенной.

    В русском языке есть имена нарицательные и собственные. Имена собственные, на наш взгляд, намного древнее имен нарицательных. Имена собственные живо реагируют на происходящие в природе и обществе изменения. Все многообразие мира вещей передается именами.

    Согласно Книге Бытия первыми получили имена собственные сами люди, известные им места на земле, дикие и домашние животные, видимые небесные светила. Эти объекты и их имена заполняли ономастическое пространство древнего человека. С течением времени это пространство расширялось, получили имена новые типы объектов.

    В ономастическое пространство современного человека входят имена людей – антропонимы (Иван, Дарья, Артем, Валерий); географические названия – топонимы (гора Эльбрус, река Аргунь, село Староцурухайтуй); клички животных – зоонимы; собственные имена отдельных растений – фитонимы дерево Плача, сосна Самолет); названия зон и частей Вселенной – космонимы (созвездие Козерога) и многие другие.

    Современная ономастика – это комплексная научная лингвистическая дисциплина, обладающая своим кругом проблем и методов.
    Социальные аспекты имени.

    Имя – личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа (по словарю С.И. Ожегова).



    Как имя вплетается в контекст индивидуальной судьбы? Почему в различных сообществах столь часто прибегают к прозвищам? Не выполняют ли имена и прозвища в процессе развития личности человека особую функцию психологической защиты?

    Антропологи отмечают, что выбор имени отчасти определяется описательными чертами именуемого индивида. Важно осознать и пророческую роль имени, официального или прозвища, влияние которого может сказываться всю жизнь.

    Имя дается человеку в момент рождения, и сам человек никак не определяет, каким будет его имя. А вот прозвище мы себе выбрать можем, ну или хотя скорректировать его.

    В качестве прозвищ часто выступают собственные имена христианского происхождения, которые появились на Руси после крещения. Сейчас часто прозвищами становятся нарицательные слова, передающие мироощущение людей, их представление о внешнем мире, его явлениях, о взаимосвязях и взаимоотношениях между членами общества.


    Антропонимы и их функционирование в речи.
    Антропонимы, то есть имена собственные, являются важнейшим звеном, связывающим человека с непосредственным окружением и обществом в целом. Человек живет не просто среди людей, но и среди имен, которые образуют вокруг него определенный круг. Особое пространство, единое для всего языкового коллектива и индивидуальное для любого отдельного его члена.

    Антропоним «живет» в обществе и является важным компонентом культуры любого народа: антропонимы превращаются в нарицательные существительные.



    Можно сказать, что прозвище – это неофициальное имя собственное.

    Речь подростков во внеурочное время пересыщена сленговыми словечками, жаргонизмами, широко употребительны прозвища, нередко обидные. Прозвища в школе есть у многих, некоторые из обладателей даже не догадываются, что носят второе имя.

    Разговорная речь – некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка. Поэтому важно научить подростков понимать отличие разговорного литературного языка от разговорного просторечного и грубого (жаргон, арго, сленг и т.д.), находящихся за пределами литературного языка.

    Прозвища относятся к разговорному стилю, дают определенную информацию о носителе. Поэтому следует считаться со своеобразием этого стиля, изучать лексический пласт этого стиля, развивать, а не подавлять языковую интуицию школьников.


    История возникновения прозвищ.
    Прежде чем приступить к работе, мы познакомились со значением слова «прозвище» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

    Вот что мы узнали:



    1. «Название, данное человеку, по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

    2. Ряд синонимов: прозывать, прозвать кого-либо, называть, именовать, давать название, кличку, имя или проименовывать, давать кличку добавочную к имени, прозванье или прозвище.

    3. Прозвище – прозванье, проименовывание, фамилия, придаточное имя.

    Когда впервые появились прозвища? Точно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, когда человек научился говорить. Так что прозвища – явление древнее. У древнего человека было два имени; одно настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а «прозывали» - отсюда и название явления – прозвища.

    Прозвища закреплены и в литературе, в истории. В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека. Были имена, которые часто отражали порядок появления детей (Первой, Старшой). Отдельные имена отражали время рождения ребенка, явления природы, христианские праздники. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденного (Пискун). Наряду с именами были распространены прозвища. Они всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Дьяк, Грамотей, Скоморох, Богомол. Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Новожил, Татарин. Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Ковриша, Тюря, Сахар, Борщ.

    В литературе можно встретить большое количество прозвищ. Изучая биографии писателей, с удивление узнаешь, что и у многих из них были прозвища. Нас особенно заинтересовало, что прозвище было даже у Александра Пушкина и у его лицейских друзей: Пушкин А.С. – Француз (отлично фладел французским языком), Пущин И.И.- Жанно (французское имя, соответствующее русскому Иван), Кюхельбекер В.К. – Кюхля (по фамилии). Сохранился список прозвищ, составленный лицейским другом Пушкина Яковлевым М.Л. В нем есть Черепаха, Поросенок, Самовар, Рыжий, Казак, Спартанец и много других.

    Все это свидетельствует о том, что без прозвищ не обойтись, что они существовали задолго до нас и существуют сейчас и искоренятся нескоро. И еще бесспорный факт, который доказан лингвистами: началом многих фамилий послужили именно прозвища.
    Причины возникновения и происхождение прозвищ.
    В современном мире причины появления прозвищ несколько другие, чем в былые времена: стремление сократить фамилию, отметить какие-то характерные для человека свойства фигуры, внешности или характера, по-дружески пошутить, а иногда и унизить, поиздеваться. Так что прозвища – не всегда безобидное явление.

    Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом системы. Однако первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем.

    Как появляются прозвища? Исследования, проведенные среди учащихся нашей школы, показали, что существует четыре основных принципа происхождения прозвищ.

    1. По имени и фамилии (внутренне мотивированные прозвища – аналогия)

    2. По внешним данным (голова, волосы, руки, ноги, туловище, одежда и т.д.)

    3. По характеру человека.

    4. По событиям, происходящим в жизни.

    Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на процессы порождения и поддержания общественного порядка, который создают дети в рамках своего автономного детского сообщества. В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях. Во-первых, она отмечает тех. Кого отвергает детская группа. В0-вторых, она обозначает сплоченную группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. Наконец, имеет место процесс, посредством которого выдвигаются лидеры данного небольшого общества.

    Выяснено, что в возрасте примерно одиннадцати-двенадцати лет происходит перемена в системе присвоения прозвищ. Мы установили, что прозвища, использовавшиеся ранее, в этом возрасте отвергаются, и возникает новая система именования.

    Кто придумывает прозвища? Данные, которыми мы располагаем, позволяют предположить, что существует некто, кому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки остальных придумывать прозвища оканчиваются неудачей.


    Признаки прозвищ учащихся нашей школы.

    У прозвищ, как и у всех слов в русском языке, есть своя история, биография, приключения, своя судьба. В ходе своей работы мы выяснили, что прозвища, которые есть у учащихся нашей школы, можно объединить в несколько групп по общим признакам.

    1. Прозвища, образованные от фамилий : Сыч (Сычев), Халуй (Халуев), Шеф (Шевцов), Бобр (Бабурчина), Прокоп (Прокопьев), Федос (Федосеев), Степа (Степанов), Павлик (Павлов), Сафрон (Сафронов) – таких прозвищ большинство.

    2. Прозвища, даваемые человеку по внешним признакам: Рыжий (цвет волос); Кролик (по передним зубам), Ворона (по цвету волос), Пацан (девочка – по прическе).

    3.Прозвища, отражающие особенности характера, поведения, привычек человека: Олень (большой и добрый), Киса (ласковая), Электроник (быстрый и заводной).

    4. Прозвища, образованные от личных имен носителей: Серый (Сергей), Жор (Георгий).

    5. Прозвища, возникшие от ассоциации с фамилией или именем: Механик (Михалев), Панфил (Филонов), Гельментина (Ангелина).

    6. Прозвища по сходству с кем-либо или чем-либо: Чупа-Чупс (большая голова и тонкие ноги), Майкл (прическа как у Майкла Джексона), Жираф (высокий), Чебурашка (большие уши), Воробей (всегда нахохлившийся, как воробей зимой).

    7. Прозвища, связанные с каким-то событием, историей из жизни носителя: Терминатор (посмотрел одноименный фильм и стал ходить, как герой фильма); Брекет (носила на зубах), Вертухай (все видит и слышит).

    Примерно 20% прозвищ осталось для нас не выясненными по своему происхождению. Ребята не смогли или не захотели объяснять значения этих прозвищ. С именами или фамилиями они не связаны. Размышляя, мы предположили, что они появились не потому, что как-то связаны с человеком, а потому, что просто нелепые, и в этом их «смысл»: Дуглас, Валух, Мочковатый, Сосед, Балабас, Тараканиха другие.

    Мы выяснили, что прозвища могут выражать и негативное отношение к человеку, к его привычкам, и позитивное, если в нем что-то нравится: привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища у нас в школе стали общеупотребительными, другие остались не для общего пользования, потому что они грубые, жестокие, обидные (их мы не приводим в своей работе из-за соображений корректности). От этого фактора прозвищ никуда не уйти. В прозвищах обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы.




    Результаты анкетирования, опроса учащихся нашей школы.
    Учащимся нашей школы была предложена анкета, на вопросы которой отвечали ребята с 5 по 11 класс включительно, всего опрошено 62 человек, прозвищ записано - 66.

    Были заданы следующие вопросы:



    • У всех ли в классе есть прозвища? Какие?

    • Почему дали такое прозвище?

    • Есть ли прозвище у тебя?

    • Какие прозвища в школе тебе известны?

    • Как вы относитесь к прозвищам?

    • Нужны ли они в школьной среде? Зачем?

    Исследуя этот лингвистический материал, мы получили следующие результаты.


    1. Количество анкет на класс.

    5 класс –10

    6 класс –11

    7 класс- 7

    8 класс- 9

    9 класс –8

    10 класс –5

    11 класс - 12

    Всего анкет - 62
    2. Сколько человек в классе имеют прозвища (численно)

    5 класс –8

    6 класс –0

    7 класс-4

    8 класс-5

    9 класс –7

    10 класс –7

    11 класс –5


    3. Есть ли прозвище у тебя – ответили положительно

    5 класс –2

    6 класс –0

    7 класс- 4

    8 класс- 1

    9 класс –0

    10 класс –0

    11 класс –3


    4. Сколько по школе хороших прозвищ, сколько обидных? Что преобладает?

    5 класс – полож. - 5, отр. - 3

    6 класс – полож. - 0 , отр. - 0

    7 класс - полож. - 3, отр. - 1

    8 класс - полож. -2 , отр. - 5
    9 класс – полож. -5 , отр. - 7

    10 класс – полож. - 3 , отр. - 6

    11 класс – полож. -8 , отр. – 4

    Положительные прозвища – 26

    Отрицательные - 26

    Как видим, количество отрицательных и положительных прозвищ совпадает, что заставляет задуматься.


    5. Нужны ли прозвища в жизни?

    Да - 24 опрошенных

    Нет – 38 опрошенных.
    6. Зачем нужны прозвища в школьной среде?

    Ученики нашей школы выбирают следующие ответы:

    Людей с одинаковыми именами много;

    Так удобно общаться, это смешно;

    Чтобы различать людей;

    Просто так, для интереса; прикольно;

    Это неотъемлемая часть общения в молодежной среде;

    Для связи слов, для разнообразия, для упрощения в общении, в целях воспитания.


    Анализируя ответы учащихся, беседуя с ними в ходе интервью, опроса, мы сделали и следующие выводы.

    Мы заметили, что в начальных классах прозвищ почти нет, потом их количество растет по 9 –й класс, т.е. в возрасте 10-14 лет прозвища даются чаще.

    Еще один интересный факт: замечено, что у части ребят прозвищ нет, а у других их количество доходит до пяти. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда в одном и том же коллективе. Почему у одних прозвище держится на протяжении всей школьной жизни, а у других часто одно прозвище сменяет другое? Ответ на этот вопрос вызвал у нас споры. А некоторые ребята даже не догадываются, что у них есть прозвище – тоже интересно.

    Также мы заметили, что там, где дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

    Заключение.
    Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения – вредно и не нужно. Нередко это так. Но многим учащимся нравятся прозвища, они считают, что без них нельзя. Каждое прозвище как второе имя, оно несет в себе информацию, оно преображает человека, делает его интересным, даже тайным для определенного маленького общества. Поэтому смело можно сказать, что прозвище – это неофициальное имя собственное, которое мы можем отнести под понятие антропоним.

    Мы ставили перед собой цель показать, что материал о прозвищах не только интересный, но и по-своему ценный: он объясняет нам что-то о нас самих. Точнее, может объяснить, если мы будем заниматься исследованием прозвищ.

    Список литературы.
    1. Веселовский С.Б. Ономастикон. М., 1974

    2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах

    3. Никонов В.А. Словарь русских имен и фамилий. М., 1993

    4. Ожегов С.И. Толковый словарь. М., 1987

    5. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1998

    6. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1979

    7. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1978

    8. Успенский Л.В. Ты и твое имя. М., 1984

    9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка М., 1986

    10. Энциклопедии, справочники.



    11.Интернет-ресурсы.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Прозвища как вид антропонимов и их функционирование в школьной среде

    Скачать 144.16 Kb.