• Цели и задачи муниципальной системы образования.
  • Доступность качественного образования и организация учебного процесса.
  • Результаты деятельности системы образования.
  • Условия обучения и эффективность использования ресурсов
  • 5. Развитие физической культуры и спорта, организация деятельности с молодежью. 6.Меры по развитию системы образования. Заключение.
  • 1.Общая социально – экономическая характеристика муниципалитета, как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования.
  • 3. Демографическая ситуация
  • Цели и задачи муниципальной системы образования Роль системы образования в социально – экономическом развитии муниципалитета
  • 1.2. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране
  • 2. Доступность качественного образования и организация учебного процесса. 2.1. Общая характеристика системы образования.
  • 2.2. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста.



  • страница1/4
    Дата17.08.2017
    Размер0.78 Mb.
    ТипПубличный доклад

    Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Таловского муниципального района»


      1   2   3   4

    муниципальный отдел по образованию

    администрации Таловского муниципального района

    Публичный доклад
    « Состояние и развитие системы образования Таловского муниципального района»

    2015-2016 учебный год

    Таловая, 2016 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Общая социально – экономическая характеристика муниципалитета, как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования.

    2. Занятость населения.

    3. Демографическая ситуация.

    1. Цели и задачи муниципальной системы образования.

      1. Роль системы образования в социально – экономическом развитии муниципалитета.

      2. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.

    2. Доступность качественного образования и организация учебного процесса.

      1. Общая характеристика системы образования.

      2. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста.

    2.2.1. Дошкольное образование.

    2.2.2. Общее образование.



      1. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

      2. Организация дополнительного образования детей и подростков.

    1. Результаты деятельности системы образования.

      1. Учебные результаты.

      2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

      3. Организация воспитания подрастающего поколения.

      4. Результаты деятельности органа опеки и попечительства.

    2. Условия обучения и эффективность использования ресурсов.

      1. Финансирование образования.

      2. Условия обучения.

        1. Состояние зданий образовательных учреждений, учебных площадей.

        2. Обеспечение подвоза учащихся.

      3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

      4. Оснащенность современным оборудованием.

      5. Кадровый ресурс системы образования.

    5. Развитие физической культуры и спорта, организация деятельности с молодежью.

    6.Меры по развитию системы образования.

    Заключение.


    1.Общая социально – экономическая характеристика муниципалитета, как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы и внешний запрос к системе образования.

    Таловский край – малая частица земли Воронежской, край заповедных ковылей, искусственных лесов и водоёмов, бескрайних пшеничных полей. Занимает территорию в 1,9 тыс. кв. км., что составляет около 4% территории всей области.

    Таловский район образован 14 мая 1928 г. Административный центр района – рабочий поселок Таловая, появился на карте в 1892 г. (при строительстве железной дороги Харьков – Балашов была основана станция, которая получила свое название Таловая – от балки небольшой речки). Яркая особенность райцентра – радиально-кольцевая планировка улиц, которая поражает четкостью линий и красотой.

    В настоящее время район занимает достаточно выгодное транспортно-географическое положение. По центру территории района проходит в широтном направлении ЮВЖД и параллельно ей автомагистраль областного значения «Бобров-Таловая - Новохоперск», с севера на юг район пересекает автодорога «Курск-Борисоглебск»-Таловая- Новохоперск» Протяженность путей железнодорожного транспорта 63 км. Протяженность асфальтированных дорог 402 км. Таким образом, наличие разветвленной транспортной сети, обеспеченность газом, электроэнергией и высокий уровень почвенного плодородия создают хорошие предпосылки для вложения инвестиций.



    2.Занятость населения

    Промышленность района представлена предприятиями: ООО «Абрамовский КХП», ООО «Завод «Элта». Три предприятия осуществляют производство и распределение теплоэнергии, газа и воды: МУП Таловского городского поселения «ТБО», МУП Таловского городского поселения «Вымпел», МУП Каменно - Степного сельского поселение «Оазис».

    Объем отгруженных товаров собственного производства ООО «Таловский элеватор» в 2015 г составил 118,9  млн. рублей, или 115 % к предшествующему году.  Предприятие  занимается хранением зерна.

    ООО «Завод «Элта»: объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг за   2015 год составил 47,0 млн. руб., или 94 % к уровню соответствующего периода прошлого года. Спад произошел за счет уменьшения производства деталей с более высокой трудоемкостью.

    В июле 2015 года введен в эксплуатацию комбикормовый завод  ООО «АГРОЭКО-ВОСТОК».  В связи с открытием завода создано 187 новых рабочих мест. Производство в 2016  году составит 250 тыс.тонн комбикорма.

    Также в районе имеются малые предприятия, осуществляющие промышленную деятельность и выпускающие  кондитерские и  хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, колбасные изделия и полуфабрикаты, мебель и другие товары.

    Ведущая роль в экономике района принадлежит аграрному сектору и от его развития во многом зависит положение дел в целом в отраслях и сферах муниципального образования. Сельскохозяйственным производством занято 21 сельскохозяйственное предприятие, специализирующихся на производстве зерновых, технических и кормовых культур. Из них 11 хозяйств занимаются животноводством.

    В районе 167 крестьянских (фермерских), из них 40 занимается животноводством.

    Развитие территории невозможно без привлечения инвестиций. За 12 месяцев  2015 года инвестиции в основной капитал по кругу крупных и средних  предприятий составили почти 2,76 млрд. руб.

    В районе зарегистрировано 5 средних и 93 малых предприятия.  Объем производства продукции, произведенной малыми предприятиями составил 1,3 млрд. рублей, или 110 % к  уровню  2014 года. Численность работников малых предприятий составляет   875 человек.  Число индивидуальных предпринимателей 946 человек.

    Таким образом, в 2015 году на рынке труда района сохранилась стабильная ситуация, численность занятых в экономике района составила около 46 % от общей численности населения района.

    3. Демографическая ситуация

    Численность населения Таловского муниципального района на 01.01.2016 г. составила 39 128 (98 % к уровню 2015 года), из них 71 % проживает в сельской местности. Численность детей в возрасте до 18 лет - 7075 чел. или 18 %, доля пенсионеров - 35 %- 13780 человек. Динамика численности населения за последние 5 лет: 2011г. - 42418 чел., 2012г – 41 710 чел., 2013 г. – 41110 чел., 2014 г.- 40500 чел., 2015 г.-39 782 чел.

    1.Цели и задачи муниципальной системы образования


      1. Роль системы образования в социально – экономическом развитии муниципалитета

    Сфера образования одно из стратегических направлений в развитии Таловского муниципального района. Цели стратегии роста экономики и качества жизни в районе требуют выработки широкого комплекса мер по обеспечению соответствия системы образования задачам современного социально-экономического развития.

    Достижение цели опирается на одно из главных конкурентных преимуществ – человеческий капитал, на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Поэтому развитие системы образования является одной из наиболее важных жизненных ценностей.

    В соответствии с этим перед муниципальной системой образования стоят ряд задач, требующих решения:

    - становление современной модели муниципального образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов на ступенях дошкольного и общего образования;

    - создание безопасных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях путем консолидации финансовых и материальных ресурсов;

    - внедрение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации профильного обучения учащихся и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

    - участие в мероприятиях региональной системы оценки качества образования;

    - воспитание у обучающихся духовно-нравственной культуры;

    - развитие системы дополнительного образования в учреждениях образования;

    - расширение государственно-общественного участия в управлении образованием;

    - обеспечение дальнейшей работы по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.


    1.2. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране

    В Таловском муниципальном районе в ходе реализации национального проекта «Образование», в рамках областной «Развитие образования» и муниципальной программ «Развитие образования на 2014-2020 гг.» сформировано единое развивающее пространство, обеспечивающее повышение доступности качественного образования. Созданы и отработаны на практике образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.

    Муниципальной программой «Развитие образования на 2014-2020 гг.» поставлены цели и задачи дальнейшей модернизации системы образования, определены целевые индикаторы и показатели, сформулированы мероприятия направленные на обновление содержания общего образования, создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, обновление школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, спрогнозированы ожидаемые конечные результаты реализации программы.

    Выполнение поставленных задач и плановых мероприятий обеспечивается законодательными и нормативными документами федерального и регионального уровней управления образованием, постановлениями, распоряжениями районной администрации, приказами отдела по образованию и образовательных учреждений. В основе обновления содержания общего образования лежит федеральный государственный стандарт общего образования, который является важнейшим механизмом в реализации образовательных программ, обеспечивающих формирование знаний и компетенций обучающихся по конкретным дисциплинам и умений применять их в повседневной жизни.



    2. Доступность качественного образования и организация учебного процесса.

    2.1. Общая характеристика системы образования.

    Система дошкольного образования района включает в себя 9 дошкольных казенных образовательных учреждений и 9 дошкольных групп на базе структурных подразделений дошкольного образования МКОУ Александровской, Докучаевской, Еланской, Никольской, Новотроицкой СОШ, Чигольской СОШ им. П.А. Черенкова, МКОУ Димитровской, Ильинской, Степной ООШ. В 2015 г. открыты структурные подразделения дошкольного образования в МКОУ Докучаевской СОШ (30 мест) и Димитровской ООШ (30 мест). Количество воспитанников системы дошкольного образования области составляет 1123 ребенка.

    В районе стабильна сеть общеобразовательных учреждений, удовлетворяющая образовательные потребности населения - 27 школ. Из них 17 среднего, 10 основного общего образования. Численность обучающихся в 2015-2016 учебном году составила 3357 чел., что ниже уровня предыдущих лет (2014-2015 уч.г. – 3403 чел.).

    Дополнительное образование детей представлено МКОУ ДО ДЮЦ им. Титова Ю.Т. и ДЮСШ (со структурным подразделением – ФОК «Молодежный»).

    Оптимизация сети общеобразовательных учреждений в Таловском муниципальном районе осуществляется с 2008 года.

    Динамика изменений сети образовательных организаций района






    МКОУ СОШ

    МКОУ ООШ

    МКДОУ

    Структурные подразделения дошкольного образования в МКОУ

    2012-2013 гг.

    18

    10

    9

    4

    2013-2014 гг.

    17

    11

    10

    6

    2014-2015 гг.

    17

    10

    10

    7

    2015-2016 гг.

    17

    10

    9

    9

    Оптимизационные мероприятия по сокращению неэффективных расходов в сфере образования максимально согласованы с программой социально-экономического развития района с учетом складывающейся инфраструктуры, прогнозирования демографических процессов, системы расселения.

    С целью обеспечения доступности качественного образования разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи принимаются меры, непосредственно связанные с развитием территориальной сети образовательных учреждений с учетом рационализации использования ее ресурсов. Они предполагают расширение возможностей выбора в обучении, включение в учебно-воспитательный процесс профильного обучения, апробацию финансовых и организационных механизмов, максимальную концентрацию материально-технического и учебного оборудования, квалификацию педагогических кадров, обновление парка школьных автобусов для подвоза учащихся в сельской местности в школу.



    2.2. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста.

    2.2.1. Дошкольное образование.

    В районе на сегодняшний день проживает 2337 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Функционирующие дошкольные образовательные учреждения и дошкольных групп на базе структурных подразделений дошкольного образования школ имеют общее количество мест 1352, число посещающих детей составило 1123 человек. С 15 сентября 2014 г. открыты группы кратковременного пребывания в МКДОУ детских садах №2, №5, «ЦРР – детский сад №3» р.п. Таловая, МКДОУ детского сада «Ромашка» п. Абрамовка, детского сада «Колосок» и структурного подразделения дошкольного образования МКОУ Новотроицкой СОШ. С целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не охваченных дошкольным образованием, выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу, обеспечения успешной адаптации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение группы кратковременного пребывания в 2014-2015 учебном году посещало 39 человек. Доля детей в возрасте от 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет составил 45,6%, по отношению к 2015 году на 4,2% больше.

    Охват детей дошкольными образовательными учреждениями в расчете на 100 детей дошкольного возраста составил: 2013- 69,25%, 2014 - 69,98%, 2015 -73, 1%.

    В целях выполнения Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части предоставления дошкольных образовательных услуг проделана следующая работа:

    - на 01.06.2016 год в дошкольных учреждениях укомплектовано 56 групп с количеством детей 1123 человек;

    - потребность в местах удовлетворяется по мере поступления заявлений от родителей в течение года;

    - полностью ликвидирована очередность на определение детей в ДОУ в р. п. Таловая и селах района;

    - приняты для рассмотрения заявления родителей на 2017 год (45), на 2018 (5).

    В 2015-2016 учебном году произошло увеличение сети муниципальных дошкольных учреждений: открыты структурные подразделения на базах МКОУ Докучевской СОШ на 30 мест, МКОУ Димитровской ООШ на 30 мест.

    Открытие дошкольных групп и их оснащение учебно - методическим и игровым оборудованием произошло за счет федеральных, региональных, спонсорских средств и муниципального бюджета.

    С 1 января 2016 года в МКДОУ д/с № 5 в целях обеспечения комплексного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные образовательные организации, реализации их прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и на основании результатов мониторинга фактического количества особенных детей в районе открыта лекотека, которую посещают 12 детей. Деятельность лекотеки направлена на организацию ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и организационно-методическое сопровождение детей.

    Предшкольную подготовку в образовательных организациях района в текущем году прошли 210 детей. По результатам диагностики и медицинского обследования 96,8% выпускников функционально готовы к школе.

    Продолжается работа по оказанию услуги с использованием автоматизированной информационной системы «Комплектование» («Электронная очередь»), позволяющая родителям поставить в очередь ребенка в детский сад (или несколько садов) с помощью сети Интернет не выходя из дома. «Электронная очередь» размещена на федеральном портале государственных и муниципальных услуг.

    В настоящее время за предоставлением муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)» родители могут также обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг( МФЦ).

    С 1 сентября 2014 г. в МКДОУ д/с № 5 введены ФГОС ДО, с 1 сентября 2015 года по ФГОС ДО начал работать МКДОУ «ЦРР – детский сад №3» р.п. Таловая. 1 сентября 2016 года все ДОУ района перейдут на федеральный государственный образовательный стандарт. В соответствии с этим в 2015-2016 учебном году методическая работа в ДОУ района направлялась на создание условий к введению ФГОС дошкольного образования в соответствии с планом – графиком мероприятий ДОУ с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. Методическая работа, организованная ИДК муниципального отдела по образованию, направлялась на повышение качества образовательного процесса, целостное развитие ребенка на основе федеральных и парциальных программ, повышение профессиональной компетенции педагогов. В соответствии с годовыми задачами проводились семинары, РМО дошкольных работников: заведующих МКДОУ, воспитателей, музыкальных руководителей.

    Основные темы, рассмотренные руководителями ДОУ: «Совершенствование профессиональной компетенции руководителей дошкольных образовательных организаций с целью реализации ФГОС ДО»(МКДОУ детский сад №5 р.п.Таловая), «Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»( МКДОУ детский сад «Ромашка» п.Абрамовка).

    Для воспитателей района проведены РМО на темы: «Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГОС. Инновационный подход к организации предметно - развивающей среды детского сада» (МКДОУ Тишанский детский сад), «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в математической деятельности» (МКДОУ детский сад «Колосок»).

    Для музыкальных руководителей: « Документация музыкального руководителя ДОУ»- семинар – практикум ( МКДОУ детский сад №4 р.п.Таловая).

    Основным механизмом управления качеством образовательного процесса является образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. Воспитательно - образовательный процесс строится по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, составленным на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, программы воспитания и образования «От рождения до школы», программы «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, В.И.Логиновой, Н.А.Ноткиной и другие. Кроме этого педагоги реализуют парциальные программы «Юный эколог», программы социально направленности «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Программа обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием», программа «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры», программа « Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста». Данные программы обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие.

    Юные воспитанники под руководством своих воспитателей участвуют в различных конкурсах, занимают призовые места:

    - муниципальный этап областного конкурса «Неопалимая купина» (МКДОУ детский сад № 2 , победитель, воспитатель Головкова Е.Е), (МКДОУ «ЦРР - детский сад №3 », призер, воспитатель Московская Н.П);

    -муниципальный этап областного конкурса «Старая, старая сказка» (МКДОУ «ЦРР- детский сад №3 », призер, воспитатель Китаева Е.В);

    - областной конкурс «Наследники Юрия Гагарина»( МКДОУ детский сад «Ромашка» п.Абрамовка, призер, воспитатель Губская Т.С)

    - всероссийский конкурс «Вопросита» ( МКДОУ «ЦРР- детский сад №3» - 3 победителя, воспитатель Богданова Е.В., Московская Н.П),(МКДОУ детский сад № 4- 12 победителей, воспит. Шишлянникова Н.П. Майкова Е.И., Колесникова Н.А.,Чванова О.А.,Закурдаева В.В, Метелкина Е.В. Мочалова И.И.);

    - всероссийская викторина Время знаний «Правила дорожного движения» (МКДОУ «ЦРР - детский сад №3»-2 победителя, воспитатель Богданова Е.В.);

    - всероссийский конкурс «В мире сказок» (структурное подразделение МКОУ Еланской СОШ - победитель, воспитатель Кортунова Л.Н.);

    - всероссийский конкурс «Подарок милой маме» (структурное подразделение МКОУ Ильинской ООШ – диплом I место, воспитатель Бондарева Е.Н.);

    - международный конкурс вокального музыкального искусства «Калипсо» (МКДОУ детский сад№2 , диплом I место, воспитатель Сапенкова Н.И.);

    - международный конкурс - проект «Инфоурок» (МКДОУ «ЦРР - детский сад №3»- 13 победителей, воспитатель Московская Н.П.);

    - международный конкурс «Новогодняя мастерская» (МКДОУ детский сад №4, победитель, воспитатель Фуфаева В.С.);

    - международный конкурс «Дыхание весны» (МКДОУ детский сад №4, победитель, воспитатели Аверьянова Н.И, Майкова Е.И.);

    - международный конкурс «Ангел» (МКДОУ детский сад №5, лауреат II степени, воспитатель Котова Л.И.);

    Воспитатели дошкольных учреждений пополняют свой педагогический опыт, участвуя в семинарах, конференциях:

    -информационно- методический модульный семинар «Современные проблемы предметно-пространственной развивающей среды в организации образовательной деятельности» ( МКДОУ детский сад № 2 р.п.Таловая);

    - конференция «Роль и место современных образовательных технологий в реализации ФГОС ДО и НОО» (МКДОУ «ЦРР- детский сад №3» р.п.Таловая).

    В текущем учебном году в очередной раз проведен районный конкурс «Воспитатель года». В нем приняли участие педагоги из 5 дошкольных учреждений: МКДОУ детский сад №1, МКДОУ детский сад № 2, МКДОУ детский сад № 4, МКДОУ Высоковский детский сад, МКДОУ детский сад «Ромашка». Победитель – воспитатель МКДОУ Высоковского детского сада Гриднева Юлия Викторовна. Она представила наш район на региональном конкурсе.

    Воспитатели проводят активную работу с родителями, ставшими помощниками в организации проектной деятельности, проведении выставок и конкурсов, в создании развивающей среды в детских садах. В течении года проводились мероприятия «День здоровья» (МКДОУ детский сад №1 р.п.Таловая), проект «Цветы победы», (МКДОУ детский сад № 2 р.п.Таловая), «В здоровом теле-здоровый дух», «Цвети, Земля!» (МКДОУ «ЦРР-детский сад№3р.п.Таловая), « Береги лес!», «Бессмертный полк» ( МКДОУ детский сад № 4р.п.Таловая), участие в «Пасхальной ярмарке», «Белые цветы» (МКДОУ детский сад № 5р.п.Таловая), проект «Моя семья», «Здоровый ребенок» (МКДОУ Высоковский детский сад), «Покормите птиц» (структурное подразделение – детский сад МКОУ Еланской ООШ).

    Продолжили свою работу кружки и студии, в которых дети получали дополнительные образовательные услуги: « Са- Фи- Данс» танцевально- игровой кружок, «Руки учат говорить» (МКДОУ детский сад №1 р.п.Таловая), «Речевичок», «Топотушки» (МКДОУ детский сад №2 р.п.Таловая), «Учим, играя»- английский язык, «Юный гимнаст»(МКДОУ «ЦРР- детский сад №3 р.п.Таловая), «Талантливые пальчики», «Мы познаём мир» ( МКДОУ детский сад №4 р.п.Таловая),изостудия (МКДОУ детский сад №5 р.п.Таловая), «Оригами», «Цветные ладошки» (структурное подразделение - детский сад МКОУ Новотроицкой СОШ).

    На сайтах дошкольных образовательных учреждений регулярно размещаются консультативные материалы для педагогов и родителей, из опыта работы педагогов, методические разработки учебно - воспитательных мероприятий.

    Таким образом, усилия руководителей и педагогических работников ДОУ, как и в предыдущие годы, направляются на создание условий для обеспечения качества услуг, повышения педагогической компетенции в работе дошкольников.



    2.2.2.Общее образование.

    Сложившаяся в течение последних лет демографическая ситуация повлияла на снижение контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Общий контингент обучающихся в 2015-2016 учебном году составил – 3357 чел. (3403 чел. - 2014-2015 уч. год).

    Важным событием в модернизации образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов, в основу которых заложены компоненты решения практических задач, система требований, обеспечивающих качество образования и гарантии, которые образовательное учреждение обязано дать своим ученикам. В 2015-2016 уч. году в 27 общеобразовательных учреждениях реализовывался ФГОС на ступени начального общего образования. Результаты обучения положительные. Все дети усвоили программный материал при качестве знаний свыше 50 %. В течение 4-х лет педагоги начальных классов школ района освоили новые варианты учебных программ, успешно завершили обучение в 1-4-х классах по ФГОС НОО. В 2015 – 2016 учебном году впервые была проведена апробация Всероссийских проверочных работ, целью которых на федеральном уровне являлся мониторинг результатов введения ФГОС и формирование базы результатов учащихся, а на уровне образовательной организации – корректировка образовательного процесса.

    Используются в учебном процессе 6 комплектов: 75% школ работают по УМК «Школа России»; 25% используют современные УМК «Школа 2100», Л.Г.Петерсон, «Перспективная начальная школа», «Гармония», систему развивающего обучения Л.В.Занкова: МКОУ Высоковская СОШ, МКОУ Каменностепная СОШ, МКОУ Докучаевская СОШ, МКОУ Казанская СОШ (учителя Черных Л.А., Матюхина И.Я., Шишлянникова А.А., Иванникова А.А., Андрющенко О.И., Сушкова И.В., Ефремова В.И., Кончакова В.И., Першина Л.В., Григорьева Л.И.); практически все педагоги используют передовые педагогические технологии: развивающие – 35%; здоровьесберегающие- 95%; коммуникативные -40%; ИКТ – 75%; проблемного обучения- 85%, что развивает память, активность мысли, творческий потенциал младших школьников, дает положительные результаты обучения. К новому 2016-2017 учебному году все школы оснащены учебными пособиями.

    Для методического обеспечения отдел по образованию, ИДК отдела по образованию организует с педагогами семинары, вебинары по изучению опыта реализации ФГОС НОО и ООО, осуществляет мониторинг результатов выполнения требований к реализации учебных планов и программ в рамках проводимого школами эксперимента. Отделом по образованию организовано выполнение рекомендации департамента образования Воронежской области о прохождении педагогами, преподающими по ФГОС НОО и ООО, курсов повышения квалификации.

    С 01.09.2015 г. во всех ОУ начали реализовывать ФГОС ООО. Необходимые условия для реализации стандартов в 5-х классах созданы, всего обучалось 309 учеников. В Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова и Таловской СОШ в экспериментальном режиме реализуются ФГОС ООО. В 6-8 -х классах в текущем учебном году обучалось 457 учащихся. Учебный процесс осуществляли более 80 учителей – предметников, из них 91 % имеют ВКК и I КК. В МКОУ Таловской СОШ в прошедшем учебном году открыт кадетский класс, обучающий по профилю МЧС (7 «Б»-27 чел.).

    Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в школах осуществляется по нескольким направлениям: «Социальное проектирование», общеинтеллектуальное «Успешное чтение», «Химия и жизнь»; гражданско-патриотическое «Краеведение»; художественно-эстетическое «Мир танца», «Музыкальный калейдоскоп»; духовно-нравственное «Я - исследователь родного края»; техническое «Робототехника». Организованы научные общества учащихся для реализации внеурочной деятельности в рамках учебных предметов.

    Для осуществления учебного процесса и организации внеурочной деятельности в школах созданы благоприятные условия. Оборудованы интерактивные кабинеты, оснащенные мультимедийным оборудованием, высокоскоростным Интернетом. В школах имеются исследовательские лаборатории с тремя комплексами: звукозаписи, звукомонтажа, тиражирования; видео- и фотоработы. В 2015 г. в соответствии с Соглашением приобретено оборудования для реализации ФГОС ООО на сумму более 1,2 млн.руб.: комплекты робототехники (1-Абрамовская СОШ, Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова, Таловская СОШ); цифровая лаборатория для проведения экспериментов по предметам естественного цикла (Верхнетишанская СОШ им. В.А. Фуфаева, Новотроицкая СОШ); рабочие места по обработке фото и видеоматериалов, по записи и обработке звука (1-Абрамовская СОШ, Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова). Для полной информированности учащихся и родителей созданы информационные пространства на профессиональных сайтах учителей - предметников, на сайтах школ и на сервере Дневник.ру.

    С 2011 года в общеобразовательных учреждениях района организовано дистанционное обучение (далее - ДО). Основная цель реализации ДО – создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения.

    Организация и реализация ДО в 2015-2016 уч. году



    Наименование ОУ

    Год организации ДО

    Кол-во детей

    Кол-во педагогов, участвующих в реализации ДО

    МКОУ Александровская СОШ

    2012

    9

    3

    МКОУ Докучаевская СОШ

    2011

    15

    2

    МКОУ Козловская СОШ

    8

    3

    МКОУ Нижнекаменская ООШ

    2012

    6

    2

    МКОУ Новотроицкая СОШ

    2012

    17

    3

    МКОУ Чигольская СОШ

    им. П.А. Черенкова



    2012

    14

    2

    итого

    69 уч-ся 9-11 классов

    15 педагогов

    Новые стандарты образования включают также внедрение электронного школьного документооборота. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения все школы района продолжили работу в информационной системе «Единая образовательная сеть «Дневник.ру». Это инновационный шаг в образовательном процессе, который позволяет эффективно решать административные задачи и вести мониторинг текущего учебного процесса, а также наладить оперативное общение между всеми участниками процесса обучения: администрацией школы, преподавателями, учащимися и родителями.

    Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях основывается на инновационных программах, значительная часть которых ориентирована на активную профориентационную работу с обучающимися и вооружение их современными приемами осуществления профессиональной деятельности, в частности, овладение информационно-коммуникационными технологиями. На эти задачи нацелены новые педагогические технологии, реализация элективных курсов для осуществления предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, разработка и реализация программ личностно-ориентированного и индивидуального обучения, разработка и апробация проектно-исследовательских технологий обучения. Кроме этого, ориентация учащихся на рабочие профессии осуществляется в системе дополнительного образования.

    Школьники 7-11 классов принимают активное участие в профориентационных мероприятиях: «День открытых дверей», «Моя будущая профессия», во встречах с представителями ВГПУ, ВИВТ, ВГЛТА, ВГУИТ.

    В 2015-2016 учебном году на старшей ступени обучалось 354 человека, выпускников 11-х классов – 183 чел.

    Учебные планы были сформированы в начале учебного года в соответствии с региональным базисным учебным планом. В учебных планах школ выдержаны базовые, инвариантные и вариативные части, региональный и компоненты образовательного учреждения, количество предметов и объем нагрузки по каждому предмету. Часы регионального компонента использовались на введение учебных предметов «Информатика (информатика и ИКТ)» и «Краеведение». Часы компонента образовательного учреждения в большинстве школ отданы на расширение знаний по основным предметам, на введение элективных учебных предметов, практик, проектов, исследовательскую деятельность.

    В 2015 -2016 учебном году в школах продолжилось обучение по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    В 10-11 классах МКОУ Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова и Таловской СОШ осуществлялось профильное обучение. В 10-х классах охват профильным обучением составил 47%, в 11-х классах- 44,3 % от общего числа старшеклассников. Основные профили - физико-химический, физико-математический, социально-экономический, информационно-технологический.

    МКОУ Каменностепная СОШ им. А.М. Иванова и Таловская СОШ в сотрудничестве с ВГАСУ продолжили сотрудничество по довузовской подготовке выпускников.

    Выбор каждым ОУ наиболее востребованных методов обучения направлен на повышение качества образования, на успешную подготовку к государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классах.


    2.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов находится в поле постоянного внимания муниципального отдела по образованию и осуществляется в соответствии с региональным проектом «Особенный ребенок», утвержденным приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 марта 2016 года № 220.

    По данным ежегодного мониторинга численности детей школьного возраста данной категории в 2015 году в районе насчитывалось 78 детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, из них на 01.09.2015 г. 56 чел. (71,7 %) имеют инвалидность. Из общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья подлежат обучению 60 человек. В общеобразовательных учреждениях района обучается 27детей по общеобразовательной программе, по адаптированной программе -33 ребенка. Для каждого обучающегося разработаны индивидуальные учебные планы с учетом программ реабилитации инвалида, особенностями развития ребенка.

    Дети – инвалиды, обучающиеся по общеобразовательным программам на дому (2 уч-ся Таловской СОШ и по 1 уч-ся из 1-Абрамовской, Александровской СОШ), дополнительно получают возможность обучения по индивидуальным учебным планам в дистанционном режиме в рамках регионального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

    В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда на 2011- 2015 годы» и мероприятия «Создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды, обеспечивающей физическую доступность» созданы условия в 5 школах района (МКОУ 1-Абрамовской СОШ, Александровской СОШ, Верхнетишанской СОШ им. В.А. Фуфаева, Каменностепной СОШ им. А.М. Иванова и Таловской СОШ), реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить комплекс условий для обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, психо-неврологическими заболеваниями.

    В целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создана территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. В первом полугодии 2016 года были обследованы 57 детей. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования был установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья 47 детям.


    2.4. Организация дополнительного образования детей и подростков.

    Утверждение Правительством Российской Федерации в августе 2014 года Концепции развития дополнительного образования детей позволило поднять статус дополнительного образования, определило ориентиры и перспективы дальнейшего развития. «Дополнительное» - особый вид образования, позволяющее каждому ребенку находить дело, соответствующее не только интересам, желаниям и потребностям, но и его, часто скрытому от взрослых, внутреннему духовному состоянию.

    Целью деятельности педагогического коллектива МКОУ ДО Таловская ДЮСШ в 2015 году являлось: «Совершенствование психолого-педагогических условий, способствующих саморазвитию личности, её социальной адаптации к жизни и деятельности, формированию здорового образа жизни». Реализацию поставленных задач осуществляли 22 тренера – преподавателя, из них 3 чел. имеют ВКК.

      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Публичный доклад «Состояние и развитие системы образования Таловского муниципального района»