• Рабочая программа дисциплины «Теория и история Церковного искусства» основной образовательной программы высшего образования
  • 1.Цели и задачи освоения дисциплины.
  • 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
  • Знание и понимание Знать
  • 3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Общая трудоёмкость
  • Самостоятельная работа обучающихся
  • Наименование
  • Семестр
  • Раннехристианское и византийское искусство. Богословие иконы в Византии.
  • 2. Поствизантийское искусство.
  • 3. Особенности искусства Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Православных Церквей.
  • 4. Особенности искусства отделившегося христианского Запада.
  • 5. Древнерусское искусство.
  • 6. Русское Церковное искусство XVIII - XXI веков.
  • Модуль 1. Раннехристианское и византийское искусство. Богословие иконы в Византии.



  • страница1/6
    Дата12.02.2018
    Размер1.07 Mb.
    ТипРабочая программа

    Рабочая программа дисциплины «Теория и история Церковного искусства»


      1   2   3   4   5   6

    Религиозная организация –

    духовная образовательная организация высшего образования


    «МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

    РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»



    ___________________________________________________________________________________________________







    УТВЕРЖДАЮ

    проректор

    по учебной работе

    Московской духовной академии

    М.С. Иванов
    ________________________________

    «____» ___________________ 2017 г.





    Рабочая программа дисциплины

    «Теория и история Церковного искусства»
    основной образовательной программы высшего образования

    по направлению подготовки 48.03.01 Теология,

    профиль «Практическая теология Православия»

    (уровень бакалавриата)
    закреплена за кафедрой: теории и истории церковного искусства
    форма обучения: заочная

    г. Сергиев Посад, 2017

    Рабочую программу дисциплины составил

    Архимандрит Лука (Головков), доцент

    (Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

    Рецензент

    __________________________________________________________________

    (ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

    Рецензент

    __________________________________________________________________

    (ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

    Рабочая программа дисциплины ___ «Теория и история Церковного искусства»______

    разработана в соответствии с ФГОС ВО 3+ 48.03.01 Теология

    Составлена на основе учебного плана основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология, утвержденной Ученым советом Московской духовной академии от «__» _____ 201__г. № __

    Рабочая программа одобрена на заседании кафедры __Истории и теории Церковного искусства__

    протокол от « » 201 г. №

    Заведующий кафедрой _______________ доцент, кандидат искусствоведения Квливидзе Н.В.



    (Подпись)

    1.Цели и задачи освоения дисциплины.

    Целью курса «История и теория Церковного искусства», предусмотренного Учебным планом Основной образовательной программы, которая реализуется Московской духовной академией, является формирование у студентов представления о богословии иконы, об основных этапах развития истории церковного искусства, продемонстрировать историческое своеобразие искусства Византии, Руси, его школ и направлений. Задачи дисциплины:

    - охарактеризовать этапы истории православного искусства;

    - показать отражения богословия в православном искусстве;

    - научиться самостоятельно анализировать особенности развития православного искусства.

    Цель курса соотносится с требованием ФГОС Теология, который предполагает изучение системы теологического знания (ФГОС Теология п. 4.1).



    2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

    Знание и понимание

    Знать:

    - основные положения богословия иконы;

    - основные исторические этапы развития византийского и древнерусского искусства;

    - историю и художественные особенности наиболее значимых памятников искусства;



    Уметь:

    - определять и прослеживать взаимосвязь богословских течений и художественного процесса в различные эпохи,

    - прослеживать динамику развития отдельных художественных течений;

    - анализировать художественные особенности произведений и определять время их создания;



    Владеть:

    - навыками атрибуционного анализа произведений искусства;

    - умением представления результатов научных исследований в области истории искусства.




    КОМПЕТЕНЦИИ

    ОК-2

    Обладать «способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции»


    Знать:

    1 уровень

    основные истины богословия иконы;



    2 уровень

    основные исторические этапы развития византийского и древнерусского искусства;



    3 уровень

    историю и художественные особенности наиболее значимых памятников искусства;



    Уметь:

    1 уровень

    определять и прослеживать взаимосвязь богословских течений и художественного процесса в различные эпохи;



    2 уровень

    прослеживать динамику развития отдельных художественных течений;



    3 уровень

    анализировать художественные особенности произведений и определять время их создания;



    Владеть:

    1 уровень

    навыками атрибуционного анализа произведений искусства;



    2 уровень

    умением представления результатов научных исследований в области истории искусства;



    ПК-7

    (Обладать способностью использовать теологические знания в решении задач социально-практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности)

    Знать:

    1 уровень

    основные истины богословия иконы;



    2 уровень

    основные исторические этапы развития византийского и древнерусского искусства;



    3 уровень

    историю и художественные особенности наиболее значимых памятников искусства;



    Уметь:

    1 уровень

    определять и прослеживать взаимосвязь богословских течений и художественного процесса в различные эпохи;



    2 уровень

    прослеживать динамику развития отдельных художественных течений;



    3 уровень

    анализировать художественные особенности произведений и определять время их создания;



    Владеть:

    1 уровень

    навыками атрибуционного анализа произведений искусства;



    2 уровень

    умением представления результатов научных исследований в области истории искусства;



    ПК-8

    (Обладать «способностью применять базовые и специальные теологические знания к решению экспертно-консультативных задач, связанных с объектами профессиональной деятельности выпускника»)

    Знать:

    1 уровень

    основные истины богословия иконы;



    2 уровень

    основные исторические этапы развития византийского и древнерусского искусства;



    3 уровень

    историю и художественные особенности наиболее значимых памятников искусства;



    Уметь:

    1 уровень

    определять и прослеживать взаимосвязь богословских течений и художественного процесса в различные эпохи;



    2 уровень

    прослеживать динамику развития отдельных художественных течений;



    3 уровень

    анализировать художественные особенности произведений и определять время их создания;



    Владеть:

    1 уровень

    навыками атрибуционного анализа произведений искусства;



    2 уровень

    умением представления результатов научных исследований в области истории искусства;



    3. Место дисциплины в структуре образовательной программы

    3.1. Требования к предварительной подготовке обучающихся.

    Данная дисциплина изучается на 3 и 4 курсах бакалавриата (6-7 семестры) и в качестве предшествующих дисциплин, необходимых для успешного освоения материала программы, предполагает владение знаниями по предметам «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «История Древней Церкви», «Литургика», «Догматическое богословие».

    3.2. Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее.

    4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы.

    Форма контроля – зачет с оценкой

    Вид работы

    Трудоемкость

    (в акад. часах)

    Общая трудоёмкость

    144

    Контактные часы (аудиторная работа)


    72

    Занятия лекционного типа


    36

    Занятия в практической форме

    36

    Самостоятельная работа обучающихся

    36

    Промежуточный контроль

    36

    5. Содержание дисциплины

    5. 1. Тематический план

    Наименование разделов и тем




    Количество часов (в акад. часах)

    Формы текущего контроля успевае-мости

    Семестр

    Занятия лекционного типа

    Практ.

    занятия

    Сам.

    работа

    Всего

    часов по теме

    Ком-петенции




    Раннехристианское и византийское искусство. Богословие иконы в Византии.

    6



















    Тема 1.1. Библия и храмовое искусство.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект

    Тема 1.2. Раннехристианское искусство.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 1.3. Богословие иконы в IV- VII веках.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 1.4. Ранневизантийское искусство. IV- VII вв.

    6

    1

    2

    1

    4

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 1.5. Иконоборчество и торжество Православия.

    6

    1

    1

    2

    4

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 1.6. Искусство Средневизантийского периода (Македонский и Комниновский периоды). IX- XII вв.

    6

    2

    2

    1


    5

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 1.7. Поздневизантийское (Палеологовское) искусство. XIII-XV вв.

    6

    2

    2

    1

    5

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    2. Поствизантийское искусство.






















    Тема 2.1. Художественная культура греческих центров ХV-ХVII вв.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект

    Тема 2.2. Греческое православное искусство в ХХ в.

    6

    2

    1

    1

    4

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект

    3. Особенности искусства Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской Православных Церквей.






















    Тема 3.1. Церковное искусство Сербии.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 3.2. Церковное искусство Болгарии.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 3.3. Церковное искусство Румынии.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре,

    тест за 1 семестр



    Тема 3.4. Церковное искусство Грузии.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре,

    тест за 1 семестр



    4. Особенности искусства отделившегося христианского Запада.






















    Тема 4.1. Средневековое искусство Западной Европы.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре,

    тест за 1 семестр



    Тема 4.2. Западноевропейское храмовое искусство с эпохи Возрождения.

    6

    1

    1

    1

    3

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре,

    тест за 1 семестр



    Итого в 6 семестре

    6

    18

    18

    16

    52







    5. Древнерусское искусство.






















    Тема 5.1. Искусство домонгольского периода. X - начало XIII в.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре


    Тема 5.2. Русское искусство XIV – начала XV в. Феофан Грек. Преподобный Андрей Рублев. Русский иконостас.

    7

    3

    3

    4

    10

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 5.3. Русское искусство XV – начала XVI в. Дионисий. Иконописные школы.

    7

    3

    3

    4

    10

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 5.4. Искусство Руси XVI в.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 5.5. Искусство последнего периода русского средневековья. XVII век.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    6. Русское Церковное искусство XVIII-XXI веков.






















    Тема 6.1. Церковное искусство XVIII в.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 6.2. Церковное искусство XIX – начала XX в.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Тема 6.3. Церковное искусство XX в.

    7

    2

    2

    2

    6

    ОК-2

    ПК-7 ПК-8



    конспект, выступление на семинаре

    Итого в 7 семестре




    18

    18

    20

    56







    Всего по дисциплине: 144




    36

    36

    36

    108







    5.2. Развёрнутый тематический план занятий лекционного типа, семинарских и практических занятий.

    Модуль 1. Раннехристианское и византийское искусство. Богословие иконы в Византии.

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа дисциплины «Теория и история Церковного искусства»