• Вклад географии как учебного предмета
  • Общая характеристика курса географии
  • Целями
  • Краткая характеристика содержания курса
  • Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
  • Результаты изучения учебного предмета Личностным результатом
  • Предметными результатами
  • Место учебного предмета в школьном плане
  • Содержание учебного предмета География. Введение в географию



  • страница1/6
    Дата28.11.2018
    Размер1.46 Mb.
    ТипРабочая программа

    Рабочая программа по географии -9 классы


      1   2   3   4   5   6

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №57 города Казани


    Рабочая программа по географии

    5-9 классы

    (по 34 ч в 5 и 6 классах, по 68 ч в 7,8 и 9 классах)

    Учитель географии

    Замалиева Эльвира Дамировна


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:

    Закона об образовании №273-ФЗ РФ, вступил в силу 1 сентября 2013г,



    • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования от 17.12.2010 №1897,

    • Примерной программы по учебным предметам по географии 5-9 классы: М. Просвещение -(Стандарты второго поколения),2012г, 75с.

    • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2015-2016гг,авторы:Е.М.Домогацких,Н.И.Алексеевский, М. «Русское слово»,2014г

    • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;

    • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

    • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

    • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

    В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
    Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

    • - целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

    - комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

    - умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

    - умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

    - социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.



    - предпрофильной ориентации.

    В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
    Общая характеристика курса географии

    География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

    Целями изучения географии в основной школе являются:

    • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

    • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

    • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

    • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

    • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

    • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;

    • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

    • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

    • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

    • формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

    • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

    • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);

    • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.


    Краткая характеристика содержания курса

    Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло­жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

    Содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

    В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

    Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

    Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

    • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

    - осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;



    - осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

    - осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

    - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

    гармонично развитые социальные чувства и качества:



    - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

    - любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

    - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

    - уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

    - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


    Результаты изучения учебного предмета

    Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    Важнейшие личностные результаты обучения географии:

    – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:


    • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

    • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

    • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

    • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

    • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

    • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

    – гармонично развитые социальные чувства и качества:

    • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

    • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

    • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

    • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

    • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

    – образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

    Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

    – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

    – умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

    – умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.


    Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

    – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

    5–6 классы


    • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

    7–9 классы

    • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

    • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

    • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

    • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

    • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

    • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

    • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

    • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

    • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

    • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

    • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

    • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

    Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
    Познавательные УУД:

    – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;



    – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

    5–6- классы

    • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

    • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

    • вычитывать все уровни текстовой информации;

    • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

    7–9 классы

    • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

    • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

    • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

    • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

    • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

    • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

    • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

    • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

    • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

    Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

    • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

    • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

    • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.


    Коммуникативные УУД:

    5–6 классы

    • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

    7–9 классы

    • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

    • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

    • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

    • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

    • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

    Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
    Предметными результатами изучения курса «География» 5–9-х классах являются следующие умения:

    5 класс

    • осознание роли географии в познании окружающего мира:

    - объяснять роль различных источников географической информации.

    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

    - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

    - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

    - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.


    • использование географических умений:

    - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

    -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

    - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.


    • использование карт как моделей:

    - определять на карте местоположение географических объектов.

    • понимание смысла собственной действительности:

    - определять роль результатов выдающихся географических открытий;

    - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

    6 класс


    • осознание роли географии в познании окружающего мира:

    - объяснять роль различных источников географической информации.

    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

    - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

    - объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

    - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    - определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

    - различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

    - выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

    - выделять причины стихийных явлений в геосферах.


    • использование географических умений:

    - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

    -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

    - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.


    • использование карт как моделей:

    - определять на карте местоположение географических объектов.

    • понимание смысла собственной действительности:

    - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

    - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

    7 класс


    • осознание роли географии в познании окружающего мира:

    - объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

    - составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

    - выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

    - объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

    - определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

    - устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

    - выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.



    • использование географических умений:

    - анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

    - находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.



    • использование карт как моделей:

    - различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

    - выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.



    • понимание смысла собственной действительности:

    - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

    - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.



    8 класс

    • осознание роли географии в познании окружающего мира:

    - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

    - объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.



    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

    - выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

    - определять причины и следствия геоэкологических проблем;

    - приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

    - оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.



    • использование географических умений:

    - анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

    - прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

    - составлять рекомендации по решению географических проблем.


    • использование карт как моделей:

    - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

    - определять по картам местоположение географических объектов.



    • понимание смысла собственной действительности:

    - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

    - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.



    9 класс

    • осознание роли географии в познании окружающего мира:

    - объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

    - объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

    - аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

    - объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.



    • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

    - определять причины и следствия геоэкологических проблем;

    - приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

    - оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.


    • использование географических умений:

    - прогнозировать особенности развития географических систем;

    - прогнозировать изменения в географии деятельности;

    - составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.


    • использование карт как моделей:

    - пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

    - определять по картам местоположение географических объектов.



    • понимание смысла собственной действительности:

    - формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

    - выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.


    Место учебного предмета в школьном плане

    География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 272, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

    В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

    В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

    Содержание учебного предмета

    География. Введение в географию

    (5 класс, 34 часа)



    Пояснительная записка

    Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.



    Цели и задачи курса:

    • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

    • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

    • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

    • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

    • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

    Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

    Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» —сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

    Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также в разделе рассматривается вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

    Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

    Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

    Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
    Содержание программы

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа по географии -9 классы