• РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для основной школы
  • Цель литературного образования
  • Компетентность читателя предполагает
  • Структура и содержание программы
  • Этапы литературного образования школьников : 5-6-й классы



  • страница1/4
    Дата06.02.2019
    Размер0.52 Mb.
    ТипРабочая программа

    Рабочая программа по литературе создана для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100»


      1   2   3   4

    Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Кипцы Екатериновского района Саратовской области

    Рассмотрено на заседании Утверждаю.

    Методического объединения школы Директор МОУ СОШ с. Кипцы

    Протокол №______ от Екатериновского района

    « __»_________________2009г. __________________ Н.А. Зязина

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    для основной школы

    Программа разработана

    учителем русского языка

    и литературы

    Чукаревой И.Н.

    КИПЦЫ-2010



    Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературе создана для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100».

    Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания об­разования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государ­ственных стандартов.

    Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерыв­ного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).



    Цель литературного образования в основной школе: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; - готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способ­ствующих успешной социальной адаптации учащихся.

    В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

    Цель литературного образования определяет его задачи:

    1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать. 2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности. 3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских пережи­ваний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника. 4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искус­ства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писа­телях, их произведениях.

    5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литера­турных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста. 6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора. 7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения). 8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

    В программе для 5-8-го классов выделяются произведения «для тек­стуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются много­планово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализи­рован с иной позиции. В случае предложения ряда равноценных по сложности и объему про­изведений «для обзорного изучения» учитель вправе выбрать текст в соответствии с возможностями и интересами учащихся, собственными читательскими предпочтениями. Если произведение не входит в «Обяза­тельный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с тек­стом (текстуальное изучение или обзорное). Недопустимо при этом все тексты, не входящие в «Обязательный минимум содержания литератур­ного образования», рассматривать только в обзоре. Программа предусматривает и организацию самостоятель­ного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебных хрестоматиях. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8 -го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произве­дения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объе­ма чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специаль­ные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учеб­ные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входя­щих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читатель­ского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изу­чения произведений определенного раздела).



    Структура и содержание программы

    Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы. Содержание программы на основной и старшей ступенях образования определяется кругом интере­сов учащихся, обще эстетической ценностью художественного произведе­ния, образовательными стандартами по литературе. 'В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии: - соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гума­нитарного образования; - эмоциональная ценность произведения; - опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

    Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев: - -национальная педагогическая традиция обращения к данному про ­изведению; - способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся; - психологические и интеллектуальные возможности, интерес проблемы учащихся определенной возрастной группы.

    Этапы литературного образования школьников:

    5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстни­ках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отноше­ния к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искус­ства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся дан­ной возрастной группы.

    7-8-й классы - период формирования читательской культуры уча­щихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литера­туры и форм его отображения, воздействует на развитие личности, спо­собствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) разви­тие умения интерпретировать художественный текст на основе личност­ного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

    9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих -биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике ре- ализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художе­ственной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

    В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубеж­ных писателей, что дает возможность показать место русской литерату­ры в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерно­сти развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценоч­ных клише, представление различных, иногда противоборствующих пози­ций - такой подход к отбору содержания программы способствует фор­мированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволя­ет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблем­ным. С этой же целью в учебные хрестоматии 5-8-го кл. введены «сквоз­ные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го кл. материал изложен проблемно.

    Названия учебных хрестоматий отражают содержательную доминан­ту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьни­ков определенного возраста:

    5-й класс - «Шаг за горизонт»; б-й класс - «Год после детства»; 7 –й класс - «Путь к станции «Я»; 8-й класс - «Дом без стен».

    Как основа структурuрования курса традиционно выделяются ба­зовые теоретико-литературные nонятuя:


    Класс

    Базовые понятия


    Структурообразующий принцип

    5 6

    7

    8



    9


    жанр роды и жанры

    характер - герой

    литературный герой­ образ - литературный процесс

    эпоха - писатель­произведение - чита­тeль




    жанрово-тематический тематический, жанрово-родовой жанрово-родовой, тема­тический проблемно-тематический

    хронологический



      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа по литературе создана для обучающихся основной общеобразовательной школы, которые осваивают курс литературы основной школы по программе «Образовательная система «Школа 2100»