• Цель учебного предмета «Фортепиано»
  • Содержание учебного предмета
  • Требования по годам обучения
  • 1 год обучения (2 класс)
  • Примерные репертуарные списки Пьесы полифонического склада
  • Примеры переводных программ
  • 2 год обучения (3 класс)
  • Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада
  • 3 год обучения (4 класс)
  • Крупная форма
  • 4 год обучения (5 класс)
  • 5,6 годы обучения (6-7 классы)
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Оценка Критерии оценивания выступления
  • Методические рекомендации
  • Список рекомендуемой нотной литературы
  • Список методической литературы
  • 2. Требования по годам обучения

  • Скачать 251.54 Kb.


    Дата15.04.2019
    Размер251.54 Kb.
    ТипРабочая программа

    Скачать 251.54 Kb.

    Рабочая программа по предмету «Общее фортепиано» оп «Инструментальное исполнительство. Саксофон»




    МБОУ ДОД «Новосолянская детская школа искусств» Рыбинского района

    Одобрена на заседании Утверждена приказом

    педагогического совета. директора школы

    Протокол № _________ от ________ № _______

    от _________________ __________ Шпак И.П.

    Рабочая программа

    по предмету
    «Общее фортепиано»

    ОП «Инструментальное исполнительство. Саксофон»


    Срок реализации 6 лет
    Возраст обучающихся 8-15лет

    Составитель: Москаленко Е.Г.


    с. Новая Солянка

    2016 г.


    Пояснительная записка
    Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана для обучающихся по классу Саксофон.

    Учебный предмет "Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

    Предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

    Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

    Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном отделении и отделении духовых и ударных инструментов, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

    Срок реализации учебного предмета – 6 лет (со 2 по 7 класс)

    На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю.

    Программа предмета "Фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

    На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.

    Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

    Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

    Цель учебного предмета «Фортепиано» - развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.


    Задачи:

    - развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

    - владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

    - формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

    - развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

    - овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

    - обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

    - владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

    - приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

    Методы обучения:

    - словесные (объяснение, беседа, рассказ);

    - наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

    - эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

    - практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

    Содержание учебного предмета
    Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

    Виды внеаудиторной работы:

    - выполнение домашнего задания;

    - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

    Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.



    Требования по годам обучения

    Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.



    1 год обучения (2 класс)

    Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами.

    Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

    Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1-го года обучения игре на фортепиано.

    Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

    Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строение тонического трезвучия. Знание понятий "квинтовый круг", "лад", "тональность".

    Гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми-мажор отдельно каждой рукой на одну октаву. Аккорд - тоническое трезвучие - отдельно каждой рукой.

    За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям.



    Примерные репертуарные списки

    Пьесы полифонического склада

    Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

    Корелли А. Сарабанда ре минор

    Моцарт В. Менуэт фа мажор

    Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

    Перселл Г. Ария

    Скарлатти Д. Ария
    Этюды

    Гнесина Е. "Фортепианная азбука"

    "Маленькие этюды для начинающих"

    Лешгорн А. "Избранные этюды для начинающих" соч.65

    Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: этюды

    Пьесы

    Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

    Гедике А. Танец

    Глинка М. Полька

    Кабалевский Д. "Клоуны", "Маленькая полька"

    Майкапар А. Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок","Мотылек"

    Хачатурян А. Андантино

    Штейбельт Д. Адажио



    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»

    Старокадомский М. «Веселые путешественники»

    Польская нар. песня «Висла»



    Вариант 2

    Ансамбль - "Здравствуй, гостья зима"

    Гнесина Е. Этюд

    Майкапар А. «В садике».


    2 год обучения (3 класс)

    Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа.

    Аттестация проводится в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой, проводимого в присутствии комиссии.

    За год учащийся должен изучить:

    4 этюда,

    4 разнохарактерные пьесы,

    2-3 произведения полифонического стиля,

    1-2 ансамбля,

    гаммы До, Ре, Соль, Ля, Ми-мажор двумя руками на 2 октавы, аккорды, арпеджио к ним двумя руками на одну октаву.
    Примерные репертуарные списки

    Произведения полифонического склада

    «Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева):

    Арман Ж. Пьеса ля минор

    Аглинцова Е. Русская песня

    Кригер И. Менуэт

    Курочкин Д. Пьеса

    Левидова Д. Пьеса

    Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

    Моцарт Л. Волынка; Бурре; Менуэт

    Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

    Гедике А. Ригодон

    Телеман Г.Ф. Гавот



    Этюды

    Гедике А. 40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

    Гнесина Е. Фортепианная азбука

    Беркович И. Этюд Фа мажор

    Гурлит М. Этюд ля минор

    Майкапар А. Этюд ля минор

    Лекуппэ Ф. Этюд До мажор

    Черни-Гермер Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

    Шитте Л. Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

    Пьесы

    Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»

    Гайдн Й. Анданте Соль мажор

    Гедике А. Русская песня, соч. 36

    Григ Э. Вальс ля минор, соч. 12

    Майкапар А. «Пастушок», «В садике», соч. 28

    Руббах А. «Воробей»

    Фрид Г. «Грустно»

    Чайковский П. «Мой Лизочек», «В церкви»

    Шостакович Д. Марш

    Штейбельт Д. Адажио

    Ансамбли в 4 руки

    Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

    Глинка М. Хор «Славься»

    Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

    Шаинский В. «Пусть бегут неуклюже»

    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Гедике А. Этюд ля минор

    Левидова Д. Пьеса

    Руббах А. «Воробей»



    Вариант 2

    Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

    Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

    Чайковский П. «В церкви»



    3 год обучения (4 класс)

    Начиная с 3 года обучения, необходимо приступить к освоению педали, включая в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

    Начиная с 3 класса изменения в содержании учебных занятий касаются усложнения изучаемого музыкального материала и повышения требований к

    качеству исполнения. Продолжается работа над формированием навыков чтения с листа.

    За год учащийся должен освоить:

    4 этюда,

    4 разнохарактерные пьесы,

    2 полифонических произведения,

    1 часть произведения крупной формы,

    1-2 ансамбля,

    гаммы ля, ре, ми, соль, до-минор, аккорды и арпеджио к ним двумя руками в 2 октавы.

    Примерные репертуарные списки

    Произведения полифонического склада

    Арнэ Т. Полифонический эскиз

    Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

    Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.:

    До мажор, ре минор, Фа мажор;

    Полонез соль минор, Ария ре минор,

    Менуэт ре минор

    Бём Г. Менуэт

    Гедике А. Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор

    Гендель Г.Ф Ария

    Пёрселл Г. Сарабанда

    Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:

    сарабанда ре мажор, менуэты ре мажор, ре минор

    Сен-Люк Ж. Бурре

    Чюрленис М. Фугетта

    Этюды

    Бертини А. Этюд Соль мажор

    Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

    Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

    Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

    Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2

    Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

    Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19



    Крупная форма

    Диабелли А. Сонатина

    Кулау Ф. Сонатина До мажор

    Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.



    Пьесы

    Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

    Тюрк Д.Г. Песенка

    Гедике А. Русская песня

    Александров А. Новогодняя полька

    Гайдн Й. Анданте

    Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер",

    "Песня"


    Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31

    Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

    Григ Э. Вальс ми минор

    Дварионас Б. Прелюдия

    Лоншан-Друшкевич К. Полька

    Моцарт В. 14 пьес: № 8

    Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

    Свиридов Г. «Ласковая просьба»

    Сигмейстер Э. Блюз

    Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

    Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

    Ансамбли в 4 руки

    Векерлен Ж.Б. Пастораль

    Бетховен Л. Афинские развалины

    Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

    Шуберт Ф. Немецкий танец

    Чайковский П. Танец феи Драже

    Моцарт В. Ария Папагено

    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

    Бём Г. Менуэт

    Дварионас Б. Прелюдия



    Вариант 2

    Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

    Перселл Г. Ария

    Чайковский П. Детский альбом: Полька



    4 год обучения (5 класс)

    Годовые требования:

    4-5 этюдов,

    2-3 пьесы,

    2 полифонических произведения,

    1 часть крупной формы,

    1-2 ансамбля,

    продолжение формирования навыков чтения с листа,

    гаммы Си мажор, си минор, Фа мажор, фа минор, аккорды и арпеджио к

    ним, хроматические гаммы от белых клавиш двумя руками в 2 октавы.


    Примерные репертуарные списки

    Произведения полифонического склада

    Арман Ж. Фугетта

    Бах И.С. Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах;

    Маленькие прелюдии до минор, ми минор

    Бах Ф.Э. Анданте

    Рамо Ж. Менуэт в форме рондо

    Гендель Г. 3 менуэта

    Кирнбергер И.Ф. Сарабанда

    Корелли А. Сарабанда

    Скарлатти Д. Ария ре минор

    Циполи Д. Фугетта

    Перселл Г. Ария, Менуэт Соль мажор

    Гедике А. Инвенция ре минор

    Этюды

    Гурлит К. Этюд Ля мажор

    Гедике А. Этюд ми минор

    Шитте Л. Этюды соч.160: №10,14,15,18

    Геллер С. Этюды

    Гнесина Е. Маленький этюд на трели

    Гозенпуд М. «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано,

    вып.1, сост. Руббах)

    Лешгорн А. Соч. 65

    Лемуан А. Соч. 37: №№ 10-13, 20

    Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 20-29, 30-35

    Крупная форма

    Андрэ А. Сонатина Соль мажор

    Бенда Я. Сонатина ля минор

    Вебер К. Сонатина До мажор

    Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, 1, 2 ч.

    Кулау А. Сонатина № 4

    Клементи М. Сонатины До мажор, Фа мажор

    Моцарт В. Сонатина Ля мажор, Си-бемоль мажор

    Мюллер А. Сонатина, 1 ч.

    Плейель Р. Сонатина

    Моцарт В. Легкие вариации

    Кикта В. "Вариации на старинную украинскую песню"



    Пьесы

    Алябьев А. Пьеса соль минор

    Мясковский Н. «Беззаботная песенка»

    Дварионас Б. Прелюдия

    Гедике А. Скерцо

    Гречанинов А. Соч. 98, № 1

    Лядов А. Колыбельная

    Кюи Ц. «Испанские марионетки»

    Кабалевский Д. Токкатина

    Майкапар А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»

    Моцарт В. Аллегретто Си-бемоль мажор

    Николаева Т. Детский альбом: Сказочка

    Питерсон О. «Зимний блюз»

    Роули А. «Акробаты»

    Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская

    полька


    Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»

    Хачатурян А. Андантино



    Ансамбли в 4 руки

    Бетховен Л. Немецкие танцы (в 4 руки)

    Беркович И. Соч. 90: фортепианные ансамбли

    Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки

    Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6

    Шмитц М. «Веселый разговор»



    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10

    Моцарт В. Аллегретто

    Алябьев А. Пьеса соль минор



    Вариант 2

    Черни-Гермер 1 тетрадь: № 29

    Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12

    Моцарт В. Сонатина Си-бемоль мажор



    5,6 годы обучения (6-7 классы)

    Учащиеся старших классов должны как можно чаще привлекаться к участию в публичных выступлениях, концертах класса и отдела, что способствует развитию их творческих возможностей, более свободному владению инструментом и формированию навыка сольных выступлений.

    Годовые требования:

    4-5 этюдов,

    2-4 разнохарактерные пьесы,

    2 полифонических произведения

    1-2 части крупной формы,

    1-2 ансамбля или аккомпанемента,

    чтение с листа,

    мажорные гаммы от черных клавиш, к ним - аккорды и арпеджио на 2 октавы.



    Примерные репертуарные списки

    Произведения полифонического склада

    Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор, Фа мажор

    Бах И.С. Менуэты Соль мажор, до минор

    Гедике А. Соч. 60: инвенция, прелюдия ля минор

    Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетты Ми мажор, ми минор

    Гендель Г. Сарабанда с вариациями, Фугетта

    Кригер И. Сарабанда (сб. «Избранные произведения

    композиторов XVII, XVIII, XIX вв.», вып. 2, сост.

    Кувшинников)

    Маттезон И. Ария, Менуэт

    Моцарт В. Контрданс

    Перселл Г. Танец, Менуэт, Вольта

    Павлюченко С. Фугетта ми минор

    Циполи Д. Сарабанда из сюиты № 2, Менуэт из сюиты № 4

    Рамо Ж.Ф. Менуэт

    Этюды

    Гедике А. Соч. 47 №№ 10-16, 18,21,26

    Соч. 58 №№ 13,18,20

    Беренс Г. Соч.100 №4

    Геллер С. Соч.47 №12,13

    Дювернуа Ж. Соч.176 №43,44

    Лак Т. Соч. 172 №№ 5-8

    Лемуан А. Соч. 37 №№ 20, 23, 35, 39

    Лешгорн А. Соч. 65, 2 тетрадь (по выбору)

    Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 30, 32, 34-36, 38, 42, 43

    Шитте Л. Соч. 68 №№ 2, 3, 6, 9

    Крупная форма

    Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, 1, 2 ч.

    Гедике А. Тема с вариациями, соч. 46

    Диабелли А. Сонатина № 1; Рондо, соч. 151

    Кабалевский Д. Сонатина ля минор, соч. 27

    Сонатина До мажор, 2,3 ч., соч. 36

    Моцарт В. Сонатина Фа мажор, 1 ч.

    Мелартин Э. Сонатина соль минор

    Шуман Р. Детская сонатина

    Чимароза А. Сонатины ре минор, ля минор

    Кулау Ф. Сонатина До мажор, соч.55 №3: 1, 2 ч.

    Пьесы

    Бетховен Л. Экосезы Ми-бемоль мажор, Соль мажор

    Тирольская песня, соч. 107

    Гайдн Й. Менуэт Соль мажор

    Григ Э. Соч. 12: «Родная песня», «Песня сторожа»

    Мендельсон Ф. Песни без слов: № 7

    Шопен Ф. Кантабиле

    Шуман Р. Альбом для юношества: Сицилийская песенка

    Чайковский П. Детский альбом: «Новая кукла», Полька, Вальс

    Парцхаладзе М. «Осень», «Танец», «Колокольчики»

    Слонов Ю. Скерцино

    Гречанинов А. Соч. 123: «Грустная песенка»

    Косенко В. Соч. 15: Вальс, Пастораль

    Майкапар А. Соч. 8: Мелодия

    Соч. 28: Колыбельная

    Прокофьев С. Соч. 65: «Сказочка», «Дождь и радуга», «Вечер»



    Ансамбли в 4 руки

    Балакирев М. 30 русских народных песен в 4 руки: «Калинушка

    с малинушкой»

    Мартини Дж. Гавот (перел. Гехтмана)

    Шуман Р. «О чужих странах и людях» (сб. «Музыкальный

    альбом для фортепиано, 1 вып., сост. А.Руббах)

    Шуберт Ф. Два вальса Ля-бемоль мажор (переложение в 4

    руки)


    Шуберт Ф. Лендлер

    Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»



    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Гедике А. Этюд соч. 47, № 15

    Циполи Д. Менуэт из сюиты № 4

    Чимароза Д. Сонатина ре минор



    Вариант 2

    Лемуан А. Этюд соч. 37, № 35

    Гольденвейзер А. Соч. 11: фугетта ми минор

    Кулау Ф. Сонатина соч.55 №3: 2 ч.



    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

    - знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

    - знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

    - владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

    - знания музыкальной терминологии;

    - умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на фортепиано;

    - умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано несложного музыкального произведения;

    - умения использовать теоретические знания при игре на фортепиано;

    - навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.;

    - навыки чтения с листа легкого музыкального текста;

    - навыки (первоначальные) игры в фортепианном или смешанном инструментальном ансамбле;


    - первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
    Критерии оценок

    По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:




    Оценка

    Критерии оценивания выступления

    5 («отлично»)

    - предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу


    4 («хорошо»)

    - программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,

    неполное донесение образа исполняемого произведения







    3 («удовлетворительно»)

    - программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен



    2 («неудовлетворительно»)

    - незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

    «зачет» (без отметки)

    - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.



    Методические рекомендации

    Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

    В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

    Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

    В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

    В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

    Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

    В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству.



    Список рекомендуемой нотной литературы

    Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003

    Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов, 1962

    Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

    Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

    Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

    Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. –

    СПб.: Композитор, 1997

    Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

    Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

    Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992

    Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

    Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

    Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

    Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. Ред. Ю.Камальков.- М.,1993

    Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

    Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н.- М., Музыка, 2006

    Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1, 2. - М.: Музыка 2011

    Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

    Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V-VI кл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

    Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960

    Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб: Союз художников, 2008

    Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.: Музыка, 2010

    Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

    И.Лещинская Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

    Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66

    Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

    «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

    Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997

    Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006

    Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

    Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

    Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008

    Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986

    Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах – М., 1972

    Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова –М.: Советский композитор, 1973

    Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

    Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

    Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976

    Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.: Советский композитор, 1990

    Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

    Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М., 1973

    Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В.Дельновой - М.,1974

    Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974

    Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. - М.,1996

    Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

    Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

    Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм - М.: Музыка, 1978

    Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

    Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. "Музыка", 1993

    Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая - М., 1961

    Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век» - М., 2002

    Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973

    Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

    Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, 40


    Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988

    Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост. М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978

    Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров, К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983

    Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

    Хрестоматия для ф-но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов, К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989

    Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

    Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006

    Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.- сост. А.Бакулов, 1992

    Черни К.-Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

    Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

    Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011

    Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.: Музыка, 2011

    Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967

    Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 кл. ДМШ, вып.II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.: Советский композитор, 1973

    Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3-е. – Ростов- н/Д: Феникс, 2008 41

    Список методической литературы

    1.Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987

    2. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997

    3. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом". Москва, 1997

    4.Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва.

    Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

    Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

    Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2

    Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

    Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19



    Крупная форма

    Диабелли А. Сонатина

    Кулау Ф. Сонатина До мажор

    Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.

    Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

    Гедике А. Соч. 58. «Ровность и беглость»

    Лешгорн А. Соч. 65, №№ 4-8,11,12,15

    Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2

    Черни-Гермер 1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

    Шитте Л. Соч. 108: №№ 14-19



    Крупная форма

    Диабелли А. Сонатина

    Кулау Ф. Сонатина До мажор

    Моцарт В. Сонатина До мажор № 1, 1 ч.



    Пьесы

    Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»

    Тюрк Д.Г. Песенка

    Гедике А. Русская песня

    Александров А. Новогодняя полька

    Гайдн Й. Анданте

    Волков В. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер",

    "Песня"


    Гедике А. Соч. 36: №№ 21,23,31

    Гречанинов А. «На лужайке», Вальс

    Григ Э. Вальс ми минор

    Дварионас Б. Прелюдия

    Лоншан-Друшкевич К. Полька

    Моцарт В. 14 пьес: № 8

    Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

    Свиридов Г. «Ласковая просьба»

    Сигмейстер Э. Блюз

    Чайковский П. Марш деревянных солдатиков 17


    Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник»

    Ансамбли в 4 руки

    Векерлен Ж.Б. Пастораль

    Бетховен Л. Афинские развалины

    Моцарт В. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

    Шуберт Ф. Немецкий танец

    Чайковский П. Танец феи Драже

    Моцарт В. Ария Папагено

    Примеры переводных программ

    Вариант 1

    Черни-Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21

    Бём Г. Менуэт

    Дварионас Б. Прелюдия



    Вариант 2

    Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

    Перселл Г. Ария

    Чайковский П. Детский альбом: Полька



    4 год обучения

    Годовые требования:


    - выполнение домашнего задания;

    - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

    - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

    Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.


    2. Требования по годам обучения
    Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

    Согласно ФГТ изучение учебного предмета "Фортепиано" для учащихся струнных отделений и отделений духовых и ударных инструментов рекомендовано начинать не с первого класса, поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.



    Первый год обучения соответствует:

    3 классу

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа по предмету «Общее фортепиано» оп «Инструментальное исполнительство. Саксофон»

    Скачать 251.54 Kb.