страница1/2
Дата10.02.2018
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа по развитию речи


  1   2


Раз – словечко, два - словечко

Рабочая программа по развитию речи


Автор – составитель: Пичугина Ирина Валерьевна – учитель—логопед МБДОУ №6 «Детский сад общеразвивающего вида»



Кемерово

2012



«Раз – словечко, два - словечко»

(развитие речи и развивающие игры)
Пояснительная записка
В настоящее время нарушение речи – распространенное явление среди дошкольного возраста. Во время устранения нарушения звукопроизношения, а также развивая фонематические процессы у детей, мы помогаем преодолевать трудности общения с окружающими, а в дальнейшем хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. В дошкольном возрасте происходит становление речи и ее формирование. Ребенок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, его артикуляционный аппарат приобретает гибкость и подвижность, необходимые для правильного и четкого произношения звуков и слов.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе и усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Если у 4-х летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется.

Эта проблема становится актуальной в связи с наличием значительного процента детей, которым для успешного усвоения грамоты необходимы эффективные вспомогательные средства. Поэтому возникла необходимость создания программы по устранению недостатков звукопроизношения и развитию речи.

Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы «Радуга», что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.
Цели:

  • развивать связную речь детей 5 - 7 лет с использованием развивающих и дидактических игр по темам;

  • развивать познавательные процессы детей (память, мышление, воображение).


Задачи:

  • формировать лексико-грамматический строй речи;

  • формировать навык построения связного высказывания;

  • формировать познавательную активность детей;

  • обучать навыкам эффективной коммуникации.


Система занятий предназначена для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Частота встреч 1 раза в неделю.
Количество детей в группе 10 15 человек.
Длительности одного занятия 25 30 минут.
Критерий эффективности реализация поставленных задач.
Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

  • обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

  • умение самостоятельно строить связное высказывание;

  • воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.



Критерии отбора детейдети старшего возраста.

Примерный тематический план занятий

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ФРУКТЫ. ЯГОДЫ.

1 неделя октября




ОВОЩИ

2 неделя октября




САД - ОГОРОД

3 неделя октября




ОСЕНЬ

4 неделя октября




ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

1 неделя ноября




ДЕРЕВЬЯ

2 неделя ноября




ЛЕС

3 неделя ноября




ПОСУДА

4 неделя ноября




ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1 неделя декабря




ЗИМА

2 неделя декабря




ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

3 неделя декабря




ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

4 неделя декабря




НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

1 неделя января




ОДЕЖДА. ОБУВЬ

2 неделя января




ИГРУШКИ

3 неделя января




МЕБЕЛЬ

4 неделя января




ТРАНСПОРТ

1 неделя февраля




ИНСТРУМЕНТЫ

2 неделя февраля




ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

3 неделя февраля




ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

4 неделя февраля




НАШ ГОРОД

1 неделя марта




ВЕСНА. 8 МАРТА

2 неделя марта




ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

3 неделя марта




ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ.

4 неделя марта




ПРОФЕССИИ.

1 неделя апреля




ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ

2 неделя апреля




РЫБЫ

3 неделя апреля




ШКОЛА. ЛЕТО.

4 неделя апреля





Тема: ФРУКТЫ. ЯГОДЫ
Задание 1

«Волшебный куб»

Достать предмет из волшебного куба и назвать что это ( в кубе муляжи фруктов).

Задание 2

Назвать цвет и форму фруктов по образцу: яблоко круглое, красное, ...и т.д.

Задание 3

«Что приготовим?»

Из яблока яблочное повидло; из банана банановое пюре; из лимона лимонный сок; из груши грушевый компот.

Задание 4

Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы о фруктах, ягодах по предложенному наглядному плану.

Задание 5

Упражнение «Дорисуй»: Дорисуй каждой груше веточку, каждой веточке с листочком сливу, а яблоки раскрась. Не забудь, что эти фрукты бывают разного цвета.

Задание 6

«Что ты любишь?» Составление предложений по картинкам. У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов. Дети выбирают свои любимые фрукты и говорят: «Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Упражнение усложняется ответами типа: «Я люблю банан, а Витя любит грушу».

Задание 7

Назови фрукты, ягоды. Дорисуй фрукты, ягоды в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много лимонов. Маленький лимончик».

Название

фрукта

Нарисуй много

(много лимонов и т. д.)

Нарисуй маленькие

(маленький лимончик и т. д.)










Задание 8

«Составь предложение». На доске три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу» и т. д.

Задание 9

«Четвертый лишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.

На игровом поле картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овощ» и т. д.

Задание 10

Упражнение «Ягодка лесная, ягодка садовая»: Соедини линиями лесные ягоды с картинкой «лес», а садовые ягоды с картинкой «сад».

Задание 11

Рассказать ребенку, что готовят из ягод (сок, напиток, компот, кисель, повидло, джем, сироп, желе). Игра «Какой сок? Какое варенье?»: Скажи, как по-другому называет­ся сок (варенье) из клубники? (Клубничный сок; клубничное варенье.) Из крыжовни­ка? (Крыжовенный сок, крыжовенное варенье.) И т. д.

Тема: ОВОЩИ

Задание 1

На столе разложены картинки с фруктами и овощами. Необходимо определить чего больше.

Задание 2

Игра «Жадина»: Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.

Задание 3

Рассказать ребенку, что готовят из овощей. Игра «Какой сок? Какая запеканка? Какое пюре?»: Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови? (Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.

Задание 4

Назови овощи. Дорисуй овощи в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Много помидоров. Маленький помидорчик».




Название овоща

Нарисуй много

(много помидоров и т. д.)



Нарисуй маленький

(маленький помидорчик и т. д.)





Задание 5

Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы об овощах по предложенному на­глядному плану.

Задание 6

«Составь предложение». Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).

Помидор круглый, а морковка..

Огурец овальный, а тыква... Лук горький, а морковка... Огурец зеленый, а свекла... Редиска мелкая, а редька... Кабачок большой, а тыква... Помидор кислый, а чеснок... Морковка в земле, а помидор...

Задание 7

«Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).

Помидор красный, а морковь...

Помидор мягкий, а морковь...

Помидор кислый, а морковь...

У помидора внутри семечки, а у моркови...

Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).

Задание 8

Игра «Спрячь слоги в ладошки». Отхлопывание слоговой структуры слов: по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т.д.
Тема: САД - ОГОРОД

Задание 1

Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки». Отгадай загадки, нарисуй отгадки в пустых «барашках». Этот предмет желтый, овальный, кислый, сочный. (Лимон.) Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива.) Этот предмет желтый, круглый, горький, сочный. (Лук.)

Красный бочок, само с кулачок, тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.) Этот предмет бордовый, круглый, сладкий. (Свекла.) Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна»! (Картошка, картофель.)

Задание 2

Упражнение «Четвертый лишний»

Задание 3

Исправь ошибки.

Картошка растет на болоте.

Яблоко растет под кустом.

Баклажан растет на кусте.

Груша растет в лесу.

Персик растет на елке.

Задание 4

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы об овощах и фруктах по предложенному наглядному плану.

Образец ответа:

«Яблоко это фрукт. Оно красное (зеленое, желтое), круглое, сладкое, сочное, растет в саду. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят сырым, из него варят варенье, гото­вят вкусный сок».

Задание 5

Упражнение «Что положим в вазу, а что в корзину». Разложить муляжи фруктов и овощей в вазу и корзинку.

Задание 6

Работа по сюжетной картинке « Дети собирают фрукты в саду», «Уборка овощей».

Задание 7

Раздели слова на две группы – с одним слогом и с двумя слогами:

сад, лимон, слива, сок, лук, репа, банан, тыква, перец, груша.


Тема: ОСЕНЬ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить названия каждого времени года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить ребенка назвать время года, предшествующее осени; последующее за осенью. Рассказать детям об осенних изменениях в природе.

Задание 2

Рассмотри картинки с изображениями осени и лета. Назови приметы этих времен года. Сравни эти картинки.

Задание 3

Упражнение «Скажи наоборот»: Помоги Тане закончить предложения.

Летом солнце яркое, а осенью ... ; Летом небо светлое, а ... ; Летом день длинный, а ...; Летом тучки ходят высоко, а ... ; Летом птицы учат птенцов летать, а ...; Летом люди одеваются легко, а ... ; Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а ...; Летом люди растят урожай, а ... ; Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а ...

Задание 4

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-определений; слов-действий.

а) Небо осенью (какое?) — хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) — ...

Дождь осенью (какой?) — ...

Ветер осенью (какой?) — ...

Листья осенью (какие?) — ...

б) Осенью листья (что делают?) — краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кру­жатся, шуршат.

Осенью дождь (что делает?) — ...

Осенью птицы (что делают?) — ...

Осенью колхозники (что делают?) — ...

Задание 5

Упражнение «Найди ошибки»: Определи, чего не бывает осенью.

Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Под ногами шуршат сухие разноцветные ли­стья.

Набухают почки, распускаются на деревьях листья.

Люди собирают урожай овощей, фруктов.

Дикие животные не делают запасы корма.

Задание 6

«Составь предложение». Работа с деформированными предложениями. Составление схемы предложения.

Дует, осень, ветер, холодный. Желтеют, на, листья, деревья. Земля, трава, на, увядает. Улетают, юг, на, птицы. Мелкий, осень, моросит, дождь.

Задание 7

«Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе. Окончания глаголов выделяются голосом.

Ветер дует, а ветры...

Цветок увядает, а цветы...

Птица улетает,  а  птицы...  

Холод наступает, а холода...

Лист желтеет,  а листья...   

Урожай созревает, а урожаи...

Дождь моросит, а дожди...  

Лист падает, а листья...

Задание 8

Упражнение «Оденем Яну и Никиту»: Вспомнить и повторить какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью.

Пришла осень, похолодало. Яна и Никита собрались идти в парк гулять, но не знают, как им одеться. Помогите им. Выберите и прикрепите на флонелеграф осеннюю одежду, обувь и головные уборы. Какая одежда, обувь и головные уборы не подходят для осени? Почему?

Задание 9

Упражнение «Букет для мамы»: В парке Таня собрала для мамы красивый букет из разноцветных листьев и плодов. Обведи листья и плоды по точкам. Заштрихуй листья, раскрась плоды и рас­скажи, из каких листьев и плодов Таня составила букет.

Тема: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Задание 1

Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить с названиями перелетных птиц (грач, ласточка, аист, кукушка, соловей, скворец). Объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы».

Задание 2

Покажи по картинкам и назови части тела перелетных птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

Задание 3

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Аист большой, а соловей .... У аиста длинная шея, а у кукушки .... У соловья серая грудка, а у ласточки .... Аист белый, а грач .... У воробья клюв короткий, а у цапли ... У воробья крылья узкие, а у цапли ... и т.д.

Задание 4.

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий).

Кукушка (какая?) пестрая,.... Грач черный… Аист важный,.... Ласточка быстрокрылая,....

Задание 5

Дидактическая игра «Чего не хватает?» Логопед выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.). Дети должны выбрать недостающие части тела и подставить птицам.

Задание 6

Упражнение «Считай и называй». Андрей фотографировал птиц, которые прилетали к дому. Помоги Андрею посчитать сфотографированных птиц и назвать их. (Андрей сфотографировал одного аиста, пять соловьев, четырех грачей, трех ласточек, двух кукушек).

Задание 7

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние далекие страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной! (И. Соколов-Микитов).

Вопросы:

  1. Куда и когда улетают журавли?

  2. Когда журавли прилетают обратно?

  3. Где летят журавли?



Тема: ДЕРЕВЬЯ

Задание 1

Рассмотреть картинки с деревьями. Вспомнить и повторить виды (лиственные, хвойные) и названия деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».

Задание 2

Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

Задание 3

Упражнение «Что происходит с листьями?» Составь рассказ по картинкам и опорным словам. (Появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, опадают).

Задание 4

Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета. Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

Задание 5

Упражнение «Лабиринт». Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Проведи по дорожке цветными карандашами и назови кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист. Воробей нашел желтый березовый лист. И т.д.)

Задание 6

Четвертый лишний.
Тема: ЛЕС

Задание 1

Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. «Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами — лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные — елка, сосна, и есть лиственные — береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями — это крона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот — кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох.

Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой.»

Логопед предлагает детям (с помощью наводящих вопросов) рассказать, что они запомнили о лесе.

Задание 2

«Какой!» Подбор прилагательных к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, березовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, темный, зимний, осенний, весенний, летний).

Задание 3

Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

ЛЕС ОСЕНЬЮ.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и тополя желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо – тихо на землю опускаются.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?

  2. Какого цвета леса был летом?

  3. Какого цвета стали березки и тополя осенью?

  4. Какого цвета стали осины осенью?

  5. Какие деревья не изменили своего цвета?

  6. Как кружатся листья в воздухе?

Задание 4

Упражнение с мячом. « Назови ласково».

Дерево – деревцо

Лес - ……..

Трава - ……..

Береза - ……

Ёлка - ……..

Дождь -…….

Ветер - ……..

Тема: ПОСУДА

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями предметов по­суды и попросить показать следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), до­нышко... Закрепить в словаре обобщающее понятие «посуда».

Задание 2

Познакомить ребенка с понятиями «чайная посуда», «столовая посуда», «кухонная по­суда».

Задание 3

Упражнение «Помощница»: Помоги девочке Тане приготовится к приему гостей. Нужно на стол поставить чайную посуду.

Задание 4

Упражнение «Поможем маме»: Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, масло в соответствующую посуду. Назови посуду, в которой должны храниться эти продукты и подаваться к столу.

Задание 5

«Где живут продукты?» Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в... (сахарнице). Соль живет в... (солонке). Сухари живут в... (сухарнице). Масло живет в... (масленке). Перец живет в... (перечнице). Чай живет в... (чайнике). Кофе живет в... (кофейнике). Селедка живет в... (селедочнице). Конфеты живут в... (конфетнице). Салат живет в... (салатнице).

Задание 6

Работа по сказке «Федорено горе».

Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла ласково. Назови каждый предмет посуды ласково (чашка — чашечка и т.д.).

Задание 7

Рассказать ребенку, из каких материалов изготавливают посуду. Объяснить значение слова «хрупкая». Упражнение «Из чего — какой?»: Закончи предложения: Если вилка из пластмассы, она пластмассовая. Если нож из стали, он .... Если тарелка из картона, она ....

Если ложка из металла, она .... Если чашка из фарфора, она ....

Если кувшин из глины, он ... . Если блюдце из стекла, оно ....

Задание 8

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о предметах посуды по предложенному наглядному плану.

Задание 9

«Сказка о чайнике»:

«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили».

Вопросы к сказке: «С кем жил чайник? Какой он был по размеру? Какие части есть у чайника? Из чего сделан чайник? Почему его любили люди?»
Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Задание 1

Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мяс­ной, бакалейный, овощной, рыбный).

Задание 2

Упражнение «Из чего — какой?»: Для приготовления блюд повар использует разные виды масел. Назови их. Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное.) Масло из кукурузы — .... Масло из оливок — .... Масло из сои — .... Масло из сливок — .... Назови блюда правильно. Образец: Салат из овощей — овощной. Каша из гречневой крупы — .... Запеканка из творога — .... Пюре из ягод — .... Сок из фруктов — ....

Задание 3

Упражнение «Рассмотри и назови»: Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались? Назови и обведи их по контуру цветными карандашами.

Задание 4

Упражнение «Скажи наоборот»: Дополни предложения словами-признаками.

- молоко жидкое, а сметана ….. (белая, полезная, вкусная)

- батон горячий, эскимо …… (…………………..)

- творог мягкий, а сыр …….. (…………………..)

Задание 5

Упражнение «Жадина»: Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «мое», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Мое молоко. Мои сосиски и т.д.)

Задание 6

Рассмотри картинки. Соедини муку с продуктами из нее желтыми линиями, молоко с продуктами из него — синими, мясо с продуктами из него — красными. Какие это продукты? (Мучные, молочные, мясные.)

Задание 7

Упражнение «Рассмотри и назови»: Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались? Назови и обведи их по контуру цветными карандашами.

Задание 8

Приготовь свое любимое блюдо. На столе лежат картинки с продуктами питания. Ребенок сам выбирает, какое блюдо он приготовит и подбирает для этого картинки.


Тема: МЕБЕЛЬ

Задание 1

Рассказать ребенку о том, кто изготавливает и ремонтирует мебель. Упражнение «Рас­смотри и назови»: Рассмотри рисунок. Назови изображенные предметы. Обведи цвет­ными карандашами предметы, которыми пользуется столяр, ремонтируя мебель.

В мастерскую к столяру люди несли сломанную мебель. Столяр ремонтировал мебель, и она возвращалась к своим хозяевам. Когда столяра не было в мастерской, мебель раз­говаривала между собой.

- Стул сказал: «Я был удобный, а теперь я без спинка (…) и без сидение (…)».

- Кресло сказало: «Я было мягкое и уютное, а теперь я без подлокотник (…)».

- Стол сказал: «Я был блестящий, а теперь я без ящик (…) и без столешница (…)».

Предложить детям придумать самим по предложению.

Задание 2

Упражнение «Из чего — какой?»: А табуретка вспомнила, что когда она была новой, все обращали внимание на ее красивые блестящие металлические ножки. Закончи пред­ложения.

Ножки табуретки из металла. Они (какие?)....

Дверцы шкафа из стекла. Они (какие?)....

Ручки на дверцах из пластмассы. Они (какие?)....

Столешница стола из дерева. Она (какая?)....

Обивка на кресле из кожи. Она (какая?)....

Задание 3

Упражнение «Назови ласково»: Книжной полке похвастаться было нечем. Но она вспомнила, что хозяева часто называли ее ласково — полочкой. Назови ласково и другую мебель.

Полка — полочка Стул — .... Шкаф — .... Кресло — .... Стол — .... Кровать — ....

Задание 4

Упражнение «Скажи одним словом»: Закончи предложения.

Стол для газет и журналов называется журнальный. Стол, за которым обедают, называется .... Стол для компьютера называется ... . Стол, за которым пишут, называется .... Полка для книг называется ....

Шкаф для одежды называется .... Шкаф для книг называется ....

Задание 5

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Шкаф высокий, а тумбочка ....Диван мягкий, а табурет .... Шкаф большой, а полка .... Кресло мягкое, а стол ....

Задание 6

«Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ.

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Сервант «дружит» с Людой или посудой?

Полки «дружат» с книжкой или крышкой?

Табурет «дружит» со стулом или мулом?

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

Задание 7

«Исправь ошибку»:

у стула — крышка;

у телевизора — спинка;

у дивана — экран;

у шкафа — подлокотник и т.д.
Тема: ОДЕЖДА

Задание 1

Рассмотреть вместе с детьми картинки. Познакомить их с названиями предметов одежды. Закрепить в словаре обобщающее понятие «одежда». Покажи и назови детали своей одежды (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы и т. д.).
Задание 2

Упражнение: «Поможем Яне и Никите одеться»: Составь предложения по образцу: «Это Никитины брюки. Это Янина юбка» и т. д..

Задание 3

Рассказать ребенку о том, кто шьет одежду. Какие инструменты и материалы использу­ются в работе?

Познакомить с материалами, из которых шьют одежду. Познакомить детей с их названиями. Составить словосочетания по образцу: кожаный плащ, меховой воротник и т.д.

Задание 4

«Скажи наоборот». Усвоение глагольного словаря по изучаемой теме: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, обуваться — разуваться.

Задание 5

«Подбери слово». Подбор глаголов к слову одежда: надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать, одевать, застегивать, гладить, зашивать, штопать, чинить, латать, стирать, сушить, вешать и т. д.

Задание 6

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями различных видов обуви. Закрепить в словаре обобщающее понятие «обувь».

Покажи детали обуви: голенище, подошву, каблук, ремешки, шнурки, язычок.

Задание 7

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о различных видах обуви по предложенному наглядному плану.

Задание 8

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями головных убо­ров. Закрепить в словаре обобщающее понятие «головные уборы».

Задание 9

Упражнение «Рассмотри и назови»: Какого цвета эти головные уборы? Составь пред­ложения по образцу. (Это красная шляпа. Это белый колпак. И т. д.)

Задание 10

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о головных уборах по предложенно­му наглядному плану.

Тема: ЗИМА

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года.

Задание 2

Какое время года сейчас? Назови предшествующее зиме и последующее за зимой время года. Какие изменения произошли зимой в природе?

Задание 3

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные.

Летом небо светлое, а зимой — ....

Летом день длинный, а зимой — ....

Летом солнце яркое, а зимой — ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой — ....

Снег мягкий, а лед — ....

Одни сосульки длинные, а другие — ....

Задание 4

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий).

Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая.

Снег (какой?) — ....

Снежинки (какие?) — ....

Лед (какой?) — ....

Погода (какая?) — ....

Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают.

Лед на солнце (что делает?) — ....

Мороз (что делает?) — ....

Дети на зимней прогулке (что делают?) — ....

Метель (что делает?) — ....

Задание 5

Упражнение «Помоги Яне»: Выбери зимнюю одежду, обувь, головные уборы. Расскажи, что ты одеваешь зимой.

Задание 6

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

Задание 7

Отгадай загадку. Вспомни стихи и загадки о зиме.

Что за звёздочки такие На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки)

Задание 8

Раскрась картинку. Дорисуй летящие в воздухе снежинки.

Задание 9

Придумай рассказ о снеговике.
Тема: ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Задание 1

Раскрась картинку. Придумай по ней интересный рассказ.

Задание 2

Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика, крепость, снежный город, ледяные фигуры, каток).

Задание 3

Объясни значение слов «снегопад, гололёд». Придумай предложения с этими словами.

Задание 4

Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлече­ний на улице.

Задание 5

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-определений и слов-действий). Зима (какая?) — холодная, снежная, морозная, долгая. Снег (какой?) — .... Снежинки (какие?) — .... Лед (какой?) — .... Погода (какая?) — .... Снежинки зимой (что делают?) — падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают. Лед на солнце (что делает?) — ....

Мороз (что делает?) — .... Дети на зимней прогулке (что делают?) — .... Метель (что делает?) — ....

Задание 6

«Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями. Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки. Дети нарядили игрушки елками. Елка зажглась на лампочках. Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д.

Задание 7

Раскрась красным карандашом шары на самой широкой елке, синим на самой высокой. Звезды справа от месяца раскрась желтым карандашом, а слева – оранжевым.

Задание 8

«Что будешь делать?» Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее.

На празднике я буду веселиться — повеселюсь (буду кружиться — покружусь, буду радоваться — порадуюсь, буду петь — попою, буду танцевать — потанцую, буду смеяться — посмеюсь, буду шуметь — пошумлю, буду наряжаться — наряжусь, буду шутить — пошучу, буду играть — поиграю, буду кататься — покатаюсь, буду хвалиться — похвалюсь и т. д.).

Задание 9

«Укрась ёлочку» Украсить игрушками (картинки) где есть звук –ш-, -c- Затем украсить игрушками (картинками) где есть звуки –л-, -р- и т. д.

Тема: ТРАНСПОРТ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями различного транспорта и попросить показать по картинкам следующие части: колеса, фары, сиде­нье, весла, кузов... Закрепить в словаре обобщающее понятие «транспорт».

Познакомить ребенка с видами транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный.

Задание 2

Обведи картинки по точкам. Назови каждый предмет ласково.

Задание 3

Рассмотри и назови части транспорта. Про какой предмет можно сказать: «новый», «новая», «новое»? Упражнение «Из чего — какой»: Закончи предложения.

Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — ....

Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ....

Колесо из резины (какое?) — ....

Задание 4

Дидактическая игра «Правильный ответ». Программные задания:

а) воздушный пассажирский транспорт (пароход, самолет, поезд);

б) водный грузовой транспорт (баржи, танкеры, самолеты);

в) подземный пассажирский транспорт (поезд, метро, велосипед);

г) наземный пассажирский транспорт (пароход, автобус, самолет).

— Что еще можно отнести к пассажирскому транспорту? (Автобус, троллейбус, метро, такси.)

Задание 5

«Скажи наоборот»:

отъехал — подъехал; вылетел — залетел; въехал — съехал;       взлетел — приземлился; выехал — заехал; укатил — прикатил; улетел — прилетел; уплыл — приплыл, заплыл — выплыл; Логопед. О чем так можно сказать?

Задание 6

«Закончи предложение». Образование сравнительной степени прилагательных. Дети проговаривают предложение сначала целиком хором, а затем по очереди.

Самолет летит высоко, а ракета выше. Самолет летит далеко, а ракета дальше. Самолет летит быстро, а ракета быстрее. Самолет мощный, а ракета мощнее. Самолет большой, а ракета больше. Самолет тяжелый, а ракета тяжелее. Самолет просторный, а ракета просторнее. Самолет длинный, а ракета длиннее. Самолет быстроходный, а ракета быстроходнее.

Задание 5

Сосчитай до пяти.

Одна белая машина…………..

Один красный автобус……….

Одно резиновое колесо………...

Один большой корабль………..

Одна трамвайная остановка……
Тема: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями птиц (воро­бей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь). Закрепить в словаре обобщающее поня­тие «зимующие птицы».

Задание 2

Объяснить ребенку, почему эти птицы остаются зимовать. Рассказать ему о том, чем питаются зимующие птицы и как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную зиму.

Задание 3

Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т.д.). Запомни их названия.

Задание 4

Упражнение «Рассмотри и назови»: Рассмотри картинку и ответь на вопросы.

Кто на ветке дерева? — Воробьи. Кто под кормушкой? — .... Кто на стволе дерева? — ....

Кто на кормушке? — .... Кто летит к кормушке? — .... Кто рядом с деревом? — ....

Задание 5

«Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

черное перо — черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок, круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мягонькие перышки.

Задание 6

Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам:

«Воробей — зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воробей — друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых».

Логопед предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ.

Задание 7

Игра: «Накорми зимующих птиц». Дети выбирают зимующих птиц и ставят в кормушку.
Тема: ИГРУШКИ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать изображенные предметы. Из каких частей состоит каждая игрушка? (У мишки — голова, уши, глаза, нос, рот, туловище, лапы. И т.п.) Закрепить в словаре ребенка обобщающее понятие «игрушки».

Задание 2

Учить ребенка отвечать полным ответом на вопросы взрослого. Например: У какой иг­рушки колеса? (Колеса у машины.) На чем полоски? (Полоски на мячике.) И т.д.

Задание 3

Упражнение «Из чего — какой?»: Закончи предложения.

Автобус из металла (какой?) — металлический. Мишка из плюша — ....Ослик из резины — ....

Мячик из кожи — .... Пирамидка из дерева — .... Дом из пластмассы — ....Ведро из железа — ....

Задание 4

Игровое упражнение «Что изменилось?» (между мячом и пирамидкой выставляется машина)

Задание 5

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы об игрушках по предложенному на­глядному плану.


Тема: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями диких живот­ных нашего леса. Закрепить в словаре обобщающее понятие «дикие животные».

Покажи части тела животных (туловище, голову, хвост, рога, копыта и т.д.). Запомни их названия.

Задание 2

Рассказать ребенку о том, чем питаются дикие животные наших лесов и где они живут (в норе, берлоге, логове, дупле и т. д.). Где, чей дом?

Задание 3

Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый... (волк). Трусливый, длинноухий, серый... (заяц). Хитрая, рыжая, хищная... (лиса). Рыжая, маленькая, быстрая... (белка) Большой, бурый, неуклюжий... (медведь).

Задание 4

«Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т. д.

Задание 5

Упражнение «Небылицы»: Посмотри на картинку. Расскажи, чего не бывает. А кА должно быть на самом деле?

Задание 6

Упражнение «Сосчитай до пяти» Один заяц, два зайца….. пять зайцев.

Один волк…….

Один медведь………

Одна лиса……..

Одна белка…….

Задание 7

Составь звуковую схему к словам: ЛИСА, ВОЛК, ЗЛОЙ, ХИТРАЯ

В каком слове букв больше? В каком слове больше слогов?
Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Расска­зать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

Задание 2

Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у кого?»: Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы — рога,.... У лошади — грива,.... У свиньи — пятачок У собаки — лапы,....

Задание 3

Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»: Кого нарисовал художник? Чего не хватает у каждого животного? (У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.

Задание 4

Упражнение «Кто как голос подает?»: Закончи предложения.

Корова — мычит. Кошка — .... Собака — .... Лошадь — .... Свинья — ....

Задание 5

Где спрятались поросята?

Задание 6

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о домашних животных по предложенному плану
Тема: НАШ ГОРОД

Задание 1

«Где ты живешь?» Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Задание 2

«Распутай предложение». Работа с деформированными предложениями.

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

Задание 3

Какие бывают дома?

Задание 4

«Скажи наоборот». Усвоение антонимов. Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, ... а моя улица старая.

Моя улица длинная, ... а моя улица короткая.

Моя улица светлая, ... а моя улица темная.

Моя улица грязная, ... а моя улица чистая.

Моя улица «веселая», ... а моя улица «грустная».

Моя улица тихая, ... а моя улица шумная.

Моя улица большая, ... а моя улица маленькая. И т.д.

Задание 5

Рассказ «Дети на улице»:

«Дети идут в школу по широкой улице. Они идут по тротуару. На правой стороне улицы — продуктовый магазин, в нем продают продукты. Около магазина — кинотеатр, здесь смотрят фильмы. Возле кинотеатра расположена больница, в ней лечат людей. Рядом с больницей — парикмахерская, здесь делают прически. А вот — перекресток. На перекрестке стоит светофор. Горит красный свет. Дети ждут, когда проедут машины. Загорелся желтый свет, а потом зеленый. Дети переходят проезжую часть. Вот и школа. Здесь учатся дети».
Тема: ВЕСНА. 8 МАРТА.
Задание 1

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

После какого времени года наступает весна?

Как называется первый месяц весны?

Какой праздник мы отмечаем в марте?

Чей это праздник?

Задание 2

Рассказы детей о маме Как зовут маму?

Где работает? Кем? Какую работу выполняет?

Чем занимается дома? Как ты помогаешь маме?

Какой подарок приготовил маме?

Задание 3

Дидактическая игра «Красивые слова о маме»

Мама — какая? — добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная.

Задание 4

Рисуем подарок маме.

Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов его составили

Задание 5

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Вспомнить и назвать времена года. Уточнить последовательность смены времен года. Спросить ребенка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года. Понаблюдать вместе с ребенком за весенними изменениями в природе

Задание 6

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-признаков; слов-действий.

а) Весна (какая?) — ранняя, теплая, долгожданная. Солнце (какое?) — .... Почки (какие?) — ....

Листья (какие?) — ....

б) Солнце весной (что делает?) — греет, припекает, ласкает, согревает. Листья на деревьях (что делают?) — .... Ручьи (что делают?) — ....

Задание 7

Упражнение «Прятки»:

Какие предметы спрятаны на картинке? Назови их и обве­ди по контуру цветными ка­рандашами. Как люди ис­пользуют весной эти пред­меты?

Задание 8

«Первые приметы весны». Логопед с помощью наводящих вопросов выясняет у детей весенние приметы: увеличился день, подул теплый ветер, пригревает солнышко; снег потемнел, набух и стал таять; появились проталины; на реках тает и трескается лед; капель.

«Почемучка». Установление элементарных причинно-следственных связей.

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему тает лед?

Почему трескается лед?

Почему набухают почки?

Почему лопаются почки?

Почему распускаются цветы?

Почему пробивается травка?

Почему появляются насекомые?

Почему прилетают птицы?

Почему животные просыпаются от зимней спячки?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче?
Тема: ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями домашних птиц. Рассказать о том, какую пользу птицы приносят. Как человек ухаживает за ними, чем кормит и где содержит? Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние птицы».

Задание 2

Покажи по картинкам и назови части тела домашних птиц (лапы, шею, голову, клюв, хвост и т.д.). Чем покрыто тело птиц?

Задание 3

Упражнение «Назови правильно»: Назови папу, маму и детеныша каждой птицы. Петух, курица, цыпленок. Гусь, гусыня, гусенок. Селезень, утка, утенок. Индюк, индейка, индюшонок.

Задание 4

Упражнение «Кто как голос подает?»: Закончи предложения.

Индюк — болбочет. Курица — ... Петух — .... Утка — .... Гусь — ....

Задание 5

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Утка большая, а утенок — .... У гуся шея длинная, а у курицы — ....

Цыпленок молодой, а петух — .... У курицы лапы без перепонок, а у утки — ....

Задание 6

Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.
Тема: ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ

Задание 1

Рассмотреть вместе с ребенком картинку. По­казать и назвать части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле. Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Задание 2

Упражнение «Скажи наоборот»:

У Пьеро лицо грустное, а у Буратино... У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса... У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро... У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро... У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса... У Буратино нос длинный, а у Мальвины...

Задание 3

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов-действий:

Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать... Нос нужен для того, чтобы ....Уши нужны для того, чтобы .... Язык нужен для того, чтобы ....

За волосами ухаживают так: их моют, расчесывают, вытирают, сушат... За зубами ухаживают так:.... За лицом ухаживают так:....

Задание 4

Упражнение «Помоги художнику»: Рассмотри портреты. Что забыл нарисовать художник? Без каких частей лица остались кукольные герои? (Буратино остался без носа. И т. д.) Дорисуй недостающие части лица героям сказки и раскрась портреты.
Задание 5

Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

Задание 7

«Подумай и ответь». Согласование существительных с числительными. Дети должны дать полный ответ на вопрос логопеда.

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза.)

Сколько ушей у трех мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько лап у двух кошек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько ушей у двух собак?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырех мальчиков?

Задание 8

Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

«Жил-был Великан.

У него был не нос, а ... (носище),

не глаза, а ... (глазищи),

не губы, а ... (губищи),

не руки, а ... (ручищи),

не кулаки, а ... (кулачищи),

не локти, а ... (локтищи),

не нога, а ... (ножищи),

не ногти, а ... (ногтищи).

У Великана был не дом, а ... (домище). А радом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а ... (носик) и т. д.

Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили».

Задание 9

«С кем ты живешь?» Составление предложений с предлогом с. Каждый ребенок должен рассказать, с кем он живет: «Я живу с папой, с мамой, с бабушкой, с дедушкой, с братиком, с сестричкой». И т. д.

Задание 10

«Договори предложение» Логопед начинает:

Предложение договори и его ты повтори.

Я ем и папа... (ест). Я пою и мама... (поет). Я шью и бабушка... (шьет). Я готовлю и сестра... (готовит). Я играю и брат... (играет). Я пилю и папа... (пилит). Я вяжу и мама... (вяжет). Я строгаю и дедушка ... (строгает). И т. д.
  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Рабочая программа по развитию речи