• Рабочая программа по забайкаловедению 4 класс
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Формы реализации рабочей программы по окружающему миру.
  • Место учебного предмета в учебном плане
  • Планируемые результаты Личностные
  • Уметь применять знания на практике
  • Календарно-тематический план

  • Скачать 140.4 Kb.


    Дата16.05.2017
    Размер140.4 Kb.
    ТипРабочая программа

    Скачать 140.4 Kb.

    Рабочая программа по забайкаловедению 4 класс Рабочую программу



    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУДНИК – АБАГАЙТУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА № 5

    Директор МОУ ООШ №5

    __________________ Кремнева Т. С.

    (роспись)

    Дата: « _______»___________2013 г.



    Рабочая программа

    по забайкаловедению

    4 класс

    Рабочую программу

    составила учитель

    Шемелина Елена Вячеславовна

    Рудник Абагайтуй 2013-2014 уч.г.

    Пояснительная записка

    В рамках регионального компонента на первой ступени обучения с 2008-2009 учебного года коллегией Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области (КОНиМП) рекомендовано введение самостоятельного учебного предмета интегрированного характера «Забайкаловедение».

    Краеведение играет важную роль в формировании у учащихся начальной школы знаний об окружающем мире, воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

    Цель курса: содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Забайкалья.

    Задачи курса:

    - формирование у учащихся начальных представлений о природе, истории и культуре родного края;

    - воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;

    - развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории и культуры края;

    - расширение личного опыта взаимодействия младших школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению школы;

    - приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;

    - формирование коммуникативной компетенции младших школьников при организации работы с книгами для чтения «Родное Забайкалье», «Моя малая Родина»;


    • создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство школы.

    В целях реализации курса в 4 классе рекомендуется учебное пособие по краеведению известного забайкальского писателя Г.Р. Граубина «Наша малая Родина» (Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста. – Чита : Экспресс-изд-во, 2003. – 127 с.).

    В основу программы курса положен деятельностный подход как приоритетный в соответствии с идеологией проекта Концепции ФГОС. Актуализация и последовательная реализация деятельностного подхода на практике «…повышает эффективность образования по следующим показателям:

    - придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    - более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

    - возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    - существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    - обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

    Общая характеристика учебного предмета

    Курс носит интегрированный характер, в центре изучения – проблема взаимодействия человека и природы в условиях Забайкалья с древности до наших дней. В рамках курса «Забайкаловедение» источником знаний выступают книги для чтения в начальной школе регионального характера, личный опыт учащихся по взаимодействию с природой и людьми, живущими рядом.

    В рамках курса «Забайкаловедение» наряду с овладением знаниями и умениями краеведческого характера, воспитанием патриотических чувств ставится задача формирования у учащихся общеучебных умений и навыков как основы успешности обучения в последующие годы. Приоритет формирования среди общеучебных компетенций в третьем классе отдаётся коммуникативной компетенции, т.к. учащимися уже пройден период адаптации к школе как макрофаза развития и они становятся субъектами не только учебной деятельности, но и активного межличностного развития, то есть готовятся переходить в подростковый возраст.

    Коммуникативная компетенция представляет собой сформированные умения, навыки и способы деятельности в таких видах речевой деятельности, как аудирование, чтение, говорение, продуктивное письмо, обеспечивающие устное/письменное, диалогическое/монологическое общение в разных сферах. Коммуникативные умения рассматриваются как показатель не только умственного и языкового развития человека, его грамотности, но и культуры мышления, говорения, общения. Коммуникативные умения рассматриваются как рефлексивный показатель сформированности других общеучебных умений - организационных, информационных, интеллектуальных.



    Формы реализации рабочей программы по окружающему миру.

    При реализации программы курса «Забайкаловедение» уроки по курсу актуально сочетать с системой внеклассной работы, включающей разнообразные формы работы: классные часы, фестивали, тематические праздники, коллективно-творческие дела, выставки художественного творчества учащихся, экскурсии и походы по родному краю, устные журналы, беседы, встречи с ветеранами, просмотры и обсуждения кинофильмов, читательские конференции, сбор и оформление материалов для школьного музея, выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, социально-ориентированные, творческие и исследовательские проекты учащихся.

    В 3 и 4 классе можно использовать метод интервьюирования местных жителей с целью получения «живого» знания о природе, культуре и истории края.

    Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.



    Место учебного предмета в учебном плане

    Согласно учебному плану на изучение курса «Забайкаловедение» в 4 классе отводится 34 часа (1ч в нед).





    Тема раздела

    Количество часов

    1

    Сибирь. Забайкалье. Город Чита

    5

    2

    Города Забайкальского края

    5

    3

    Народы, населяющие Забайкальский край

    9

    4

    Моя семья

    2

    5

    История края

    10

    6

    Мой край – моя Россия

    3

    Планируемые результаты

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества;

    - Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

    - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


    - выполнять действия по плану;

    - сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы;

    - заполнять таблицу;

    - использовать просмотровое чтение;

    - определять главную мысль текста;

    - пользоваться энциклопедиями, словарями;

    - записывать библиографические данные книги;

    - ставить цель, подбирать средства для ее реализации, определять признаки оценки результата;

    - согласовывать и координировать свою работу с членами группы;

    - оценивать результаты работы группы, свою работу в группе;

    - анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

    - планировать и организовывать элементарную природоохранную деятельность в социоприродном окружении школы;

    - объяснять важность ответственного отношения к последствиям своих поступков для состояния окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни;

    - оценивать поведение личности с точки зрения экологической ответственности;

    - вести диалог.


    Знать:

    - название городов Забайкальского края;

    - основные достопримечательности своего населённого пункта;

    - народы, населяющие Забайкальский край;

    - распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных народов края.

    Уметь характеризовать:

    - значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;

    - роль семьи в общественной жизни;

    - роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.



    Уметь применять знания на практике:

    - показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;

    - соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;

    - соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.



    Календарно-тематический план



    Время

    Тема занятия

    Содержание

    Формы работы

    Результат

    1

    2

    3



    4

    5





    Сибирь. Забайкалье. Город Чита

    Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).

    Символика Забайкальского края и города Читы.

    Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.

    Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.






    Конкурс рисунков

    6

    7

    8



    9

    10





    Города Забайкальского края

    Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.




    Создание карты района.

    Создание книжки-раскладушки «Улицы родного города (села)».

    Проект «Моя малая Родина»


    11

    12

    13



    14

    15

    16



    17




    Народы, населяющие Забайкальский край

    Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.

    Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.






    Оформление фотовыставки.

    Проект «Люди города (села)»



    18

    19

    20



    21




    Моя семья

    Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.




    Проект «Моя Родословная»

    22

    23

    24



    25

    26

    27



    28

    29

    30



    31





    История края

    История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.

    Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).

    Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.

    Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.






    Конкурс детского творчества.

    Создание хронологической таблицы.

    «Вехи истории родного края»


    32

    33

    34






    Мой край – моя Россия

    Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.




    Создание карты полезных ископаемых

    Интерактивная игра «Знаешь ли ты свой край?»


    Литература, рекомендуемая для учащихся




      1. Для 4 класса: Граубин, Г.Р. Наша малая Родина : учебное пособие по краеведению для младшего школьного возраста / Г.Р. Граубин. – Чита : Экспресс-изд-во, 2003

      2. Забайкалье, мое Забайкалье...:книга для чтения начальных классов/ сост. Э.А.Максименя, Л.А.Павлова. - Чита: Экспресс-изд-во, 2009

    Литература, рекомендуемая учителю

    для реализации регионального компонента

    1. Горлачёв, В.П. Школьный атлас водной флоры и фауны Забайкалья / В.П. Горлачев, Л.Н. Золотарёва, М.Ц. Итигилова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова. - Чита, 1997. – 221 с.

    2. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (животные). – Чита : Поиск, 2000. - 214 с.

    3. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (растения). – Чита : Стиль, 2002. - 280 с.

    4. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк. Ч.1. – Новосибирск : Наука, 2000.

    5. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Общий очерк. Ч.2. – Новосибирск : Наука, 2003.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа по забайкаловедению 4 класс Рабочую программу

    Скачать 140.4 Kb.