• МОБУ «Горняцкая СОШ» Рабочая программа учебного курса Музыка для 4 класса
  • Основные задачи уроков музыки
  • 2.Общая характеристика учебного предмета
  • 3.Описание места учебного предмета в учебном плане
  • 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»
  • Метапредметные результаты
  • Основные требования к уровню подготовки учащихся К концу обучения в 4 классе учащиеся могут
  • 6. Содержание учебного предмета 4 класс
  • 7.Учебно – тематический план предмета. 4 класс № 1. Тема
  • Календарно-тематическое планирование
  • Первая четверть 4.1.1. Музыка народов мира
  • Вторая четверть 4.2.1. Музыка народов мира
  • Третья четверть 4.3.1. Музыкальные салоны мира
  • Четвёртая четверть 4.4.1. Крупная форма в музыке
  • 9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Скачать 271.46 Kb.


    Дата03.07.2017
    Размер271.46 Kb.
    ТипРабочая программа

    Скачать 271.46 Kb.

    Рабочая программа учебного курса Музыка для 4 класса на 2016 2017 учебный год Учитель: Ольга Павловна Пиворюнас




    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Горняцкая средняя общеобразовательная школа»

    «Согласовано» «Утверждаю»

    Заместитель директора по УВР Директор МОБУ «Горняцкая СОШ»

    _____________Н. Г. Писарева _____________ Е. Н. Виноградова

    ___ сентября 2015г. ___ сентября 2016г

    МОБУ «Горняцкая СОШ»

    Рабочая программа учебного курса

    Музыка

    для 4 класса

    на 2016 – 2017 учебный год

    Учитель: Ольга Павловна Пиворюнас



    1.Пояснительная записка.

    Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 - 4 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения».



    Целью: уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

    Основные задачи уроков музыки:

    1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

    2. Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

    3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

    4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

    5. Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

    6. Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

    7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

    8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

    2.Общая характеристика учебного предмета

    Курс «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.



    3.Описание места учебного предмета в учебном плане

    Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в 4 классе – 34 часа в году.



    4.Описание ценностных ориентиров содержания курса «Музыка»

    В основе учебников лежит системно - деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:

    Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

    Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

    Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

    Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

    Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах. выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

    Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.



    5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Музыка»

    Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.



    Личностные результаты

    1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

    2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

    3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

    5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

    8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



    Предметные результаты

    1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

    2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

    3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

    4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

    Метапредметные результаты

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

    4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

    5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    6. Использование знаково-символических средств представления информации для

    создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

    7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

    8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

    9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

    10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

    15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

    16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

    образования (в том числе с учебными моделями).



    Основные требования к уровню подготовки учащихся

    К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

    - проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

    - проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки ( что он ищет в ней, чего ждёт от неё);

    - ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

    - понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;

    - выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).



    6. Содержание учебного предмета

    4 класс

    Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку. Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически, но и на уровне совпадения жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами. 4 класс – итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родных истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.



    7.Учебно – тематический план предмета.

    4 класс



    1.



    Тема

    Музыка моего народа.



    Проблемный контекст уроков

    Знакомство с русскими народными инструментами, с традициями русской музыки в творчестве Римского – Корсакова, М.И. Глинка, П.И. Чайковского.Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах русской музыки. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.



    Кол – во часов

    16 часов


    2.

    Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ.

    Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.

    Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию

    и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

    18 часов




    1. Календарно-тематическое планирование



    № урока

    Контроль


    Дата

    Раздел


    Тема урока

    тип урока

    Элементы содержания

    Музыкальный материал (рекомендованный программой)

    Первая четверть


    4.1.1.


    Музыка народов мира

    Славянская музыка

    Путешествие в музыкальную Польшу через «славянскую»музыку Чайковского и Шопена.

    Ф. Лист


    Путешествие в музыкальную Польшу(вход)«Полонез»(As-dur) Ф. Шопена звучит«Мазурка»(B-dur).

    Справка (картина«Лист играет Шопена»)о традиции слушать музыку в музыкальной гостиной (салоне).Любимцем музыкальных салонов был Ф.Шопен .На картине мы видим ещё одного виртуозного пианиста Ф.Листа,который исполняет музыку польского композитора.Звучит песня«Желание»(здесь уместно сравнить её с фортепианной транскрипцией) Ф.Листа).

    Разучивание«Жаворонка»(польской народной песни). Можно начать с видеофрагмента из«Детского альбома»П.И.Чайковского «Мазурка»,а затем «Немецкая песенка»

    приводит нас в Германию.




    •(вход)«Полонез»(As-dur)Ф.Шопена

    •«Мазурка»(B-dur) •«Детский альбом»П.И.Чайковского : •«Мазурка»

    •«Жаворонок»(польская народная песня) •«Жаворонок»Чайковский «Детский альбом» •«Жаворонок»Н.А.Римский -Корсаков •песня«Желание»Ф.Шопена •песня«Желание» в форте пианнойтранскрипции

    Ф.Листа



    4.1.2.


    Музыка народов мира

    Немецкая музыка

    Путешествие в музыкальную Германию и Австрию.

    (Вход)«Рапсодия Листа(Том и Джерри м\ф)». Вспоминаем о музыкальном салоне,о традиции музицирования в Европе,виртуозных пианистах Шопене и Листе.Эта традиция проникла и к нам ,вечерами ,гости собирались в музыкальном салоне, где звучала разнообразная музыка:и песни под ф-но и гитару,и пьесы и стихи(картина «Славянские композиторы», «Шаляпин и его дочь в музыкальном салоне».

    Венгерский композитор и пианист Ф.Лист. Германия.(Гофман«Щелкунчик»,Чайковский(его гувернёр-немец).«Немецкая песенка»П.И.Чайковский. Маленький Бах(мультик).О музыке И.С.Баха и напевание песен композитора.




    •«Рапсодия Листа(Том и Джерри м\ф)» •«Желание»Ф.Шопен •«Жаворонок»-польская народная песня •«Жаворонок»М.А.Балакирев(ф-но) •«Немецкая песенка»П.И.Чайковский •И.С.Бах (фрагмент из«Мессы(h-moll)» •«Маленький Бах(м\ф)» Песни

    •«За рекою старый дом» •«Жизнь хороша» •«Весенняя» И.С.Бах



    4.1.3.


    Музыка народов мира

    Австрийская музыка

    Путешествие в Австрию-родину великого Моцарта

    (Вход) К.Вебер«Хор охотников» из оперы«Волшебный стрелок». Австрия-родина В.А.Моцарта(видеозаметка). М\ф «Маленький Моцарт». Франц Шуберт-ещё один немецкий композитор.

    •К.Вебер«Хор охотников» из оперы«Волшебный стрелок» •фрагмент мюзикла «Звуки музыки»Р.Роджерса (австрийская народная песня-кукольный театр) •М\ф «Маленький Моцарт» •фрагмент мюзикла «Звуки музыки»(танец -лендер) •Ф.Шуберт «Вальс» •Моцарт«Весенняя песня»

    4.1.4.


    Музыка народов мира

    (итальянская музыка)



    Итальянская музыка

    Путешествие в музыкальную Италия

    (Вход) Ф.Шуберта «В путь». А сегодня мы отправляемся вместе с чудесной песней Ф.Шуберта путешествовать по воде. Наш путь лежит по водным просторам Италии.П.И.Чайковский видеофрагмент из«Детского альбома»

    :«Итальянская песенка»,

    Венеция. «Венецианская ночь» музыка М.И.Глинки ,

    «Баркарола»(Июнь из «Времена года»П.И.Чайковского и песенная «Баркарола»Ф.Шуберта. Неаполь.

    «Неаполитанская песенка» из«Детского альбома»П.И.Чайковского


    (вход)•песня Ф.Шуберта «В путь»

    •П.И.Чайковский«Итальянская песенка» •«Венецианская ночь» музыка М.И.Глинки •«Баркарола»(Июнь из «Времена года»П.И.Чайковского •«Баркарола»Ф.Шуберта •«Неаполитанская песенка» из«Детского альбома»П.И.Чайковского(слушание и разучивание со словами) •«Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»П.И.Чайковского



    4.1.5.


    Музыка народов мира

    Венгерская и испанская музыка

    Путешествие в музыкальную Венгрию и Испанию.

    (Вход) И.Брамс «Венгерские танцы».

    Упоминание о венгерском композиторе Ф.Листе,как виртуозном пианисте . Путешествие в Испанию через «Испанское каприччио»или«Испанский танец»из балета«Лебединое озеро». Гитара(происхождение инструмента)

    (http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post103975989).

    Особенности русской гитары. Звучат «Дуэт гитар,Малагунья» и «Испанские напевы» П. де Сарасате .

    Используются картины художников с изображением танцев фламенко,гитара...


    •И.Брамс «Венгерские танцы» •«Испанское каприччио»или«Испанский танец»из балета«Лебединое озеро» •«Тонкая рябина»(гитара) •«Дуэт гитар,Малагунья» •«Испанские напевы» П. де Сарасате

    4.1.6.


    Музыка народов мира

    Норвежская музыка

    Норвегия-северная страна фьордов и диких скал

    (вход)«В пещере горного короля»(можно мультфильтфильм Э.Григ-певец дикой норвежской природы. Видеофильм о Норвегии или трансляция к 100-летию композитора. Исполнение песен «Заход солнца»,«Утро»«Лесная песнь».

    •Э.Григ«Лебедь» •«Лесная песнь» •«Сердце поэта» •«Заход солнца» •«Халлинг» •«Колыбельная Йендины»(из народных песен) •«Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту»(из«Крестьянских танцев»)


    4.1.7.


    Музыка народов мира

    Американская музыка

    Музыкальная культура Америки

    Дж.Гершвин. Мюзикл.(Ф.Лоу.и Р.Роджерс) А теперь вместе с «Голубой рапсодией» перенесёмся на другой континент мира в Америку.Мультфильм Фантазия Дисней «Голубая рапсодия».

    Беседа обособенностях этой музыки и стиле Дж.Гершвина. Видеофрагмент из оперы«Порги и Бесс»Дж.Гершвин.Беседа об особенностях колыбельных мира Разучивание мелодии «Колыбельная Клары».

    В заключении звучит ещё одно произведение Дж.Гершвина«Прелюдия(es-moll)»


    •«Голубая рапсодия»Дж.Гершвин(мультфильм фантазия 2000) •«Прелюдия(es-moll)»Дж.Гершвин •«Колыбельная Клары»из оперы«Порги и Бесс»Дж.Гершвин

    4.1.8.


    Музыка народов мира (обращение русских композиторов -классиков к музыке разных народов)

    Обработки народных песен

    Викторина "Угадай мелодию"

    Вход сцена из мюзикла «Звуки музыки»(сцена кукольного театра-австрийская народная песня).

    Урок начинается с повторения французской народной «Пастушья песня»(канон).

    Разучивание со словами мелодии изЧайковский«Детского альбома»- «Старинная французская песенка».

    Рассказ о том ,что композиторы часто путешествовали,затем,чтоб записывать народные мелодии и танцы,сказки,мифы народов разных стран,чтоб использовать их в своём творчестве.

    А как это можно использовать? Загадка-«Вам подарили старинную картину»(как её вписать в современный интерьер?) Знакомство с формами обработка,оранжировка,переложение,ремикс. Видеофрагмент« Камаринская» из «Детского альбома».«Камаринскую»симфоническая картина в обработке М.И. Глинки.Слушают«Камаринскую»в обработке Бетховена


    •В.А. Моцарт«Пастушья песня» и «Вариации на тему французской народной песни» •П. Чайковский «Старинная французская песенка». •Л.Бетховен «Камаринская» и вариации на русскую тему •Л.Бетховен обработки шотландских и ирландских народных песен

    Вторая четверть


    4.2.1.


    Музыка народов мира (обращение русских композиторов -классиков к музыке других народов )

    Тарантелла




    Вход под музыку А.И.Хачатуряна«Русская пляска» из балета «Гаянэ».

    Вопрос-как вы думаете музыка ,под которую вы вошли в класс принадлежит русскому народу или русскому композитору?

    Или это зарубежная музыка?

    Далее учитель строит урок в форме диалога . Урок продолжается фрагментом «Тарантелла» из балета«Чипполино» или м\ф «Чипполино».Затем ,рассказ о популярном итальянском танце .

    И слушают разнообразные варианты этого танца.


    •А.И.Хачатурян«Русская пляска» из балета «Гаянэ» •«Тарантелла» из балета« Чипполлино» •В.Гаврилин балет«Анюта» «Тарантелла» •С. Прокофьев «Тарантелла»из «Детской музыки» •«Тарантелла» Ф. Лист •«Неаполитанская песенка»

    (со словами-напеть несколько вариантов слов ,а затем разучивание мелодии со словами.



    4.2.2.


    Музыка народов мира (обращение к испанским мотивам в творчестве М.И.Глинки)


    Испанские мотивы.Греция.




    Рассказ о традиции русских образованных людей путешествовать по миру за народными мелодиями и танцами,чтоб использовать сюжеты жизни этих народов в своём творчестве(как контраст жизни и традиций и быта русского народа,подчёркивая своеобразие русских традиций). Видеофрагмент«Сиртаки».

    Кинообзор стран Греции Италии. Эта традиция нашла отражение в музыке русских композиторов: Чайковский(«Баркарола»,«Старинная французская», «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»«Испанское каприччио»)

    Вот и мы отправимся в эту южную страну Испанию в Севилью.


    •«Сиртаки» •«Ночной зефир»А.С.Даргомыжский •«Арагонская хота»М.И.Глинка •«Я здесь ,Инезилья»

    4.2.3.


    Музыка народов миратема Востока

    Балет и симфоническая картина




    Художник Сарьян,костюмы и театральные эскизы Бакста и композитор А.И.Хачатурян. Фрагмент фильма о Мариинском театре(«Танец с саблями»)

    •Хачатурян «Танец с саблями» •«Колыбельная»из балета «Гаяне» •Римский –Корсакова«Шехеразада»(видеофрагмент)


    4.2.4.


    Музыка народов мира

    тема Востока




    Опера и сюита




    Урок начинается видеофрагментом фильма «Руслан и Людмила»(сцена Людмила в садах Черномора).

    • А.П.Бородин «Князь Игорь»:

    «Половецкие пляски» и «Хор девушек» •П.И.Чайковский сюита «Щелкунчик»

    («Арабский танец»,

    • «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила»М.И.Глинка •видеофрагмент из фильма «Руслан и Людмила»



    4.2.5.


    Музыка народов мира

    тема Востока



    Романс ,песня фортепианная пьеса




    Разница и особенность музыкальной культуры и традиций России и Востока.

    Фрагмент фильма«Садко»(путешествие Садко на юг в тёплые страны-сцена с птицей счастья и слонами). Тема Востока(путешествие композиторов на юг,особенности восточных мелодий).

    Эта тема нашла воплощение в стихах,рассказах русских поэтов и писателей(Пушкин,Лермонтов...),картинах русских художников(Бакст,Сарьян и др...),а так же, в песнях и романсах русских композиторов Римского-Корсакова,Даргомыжчкого,Глинки,Балакирева,Рахманинова,Рубинштейна.

    Рассказ о традициях композиторов «Могучей кучки» изучать особенности культуры,быта,музыки и языка восточного народа.



    •М.А.Балакирев«Исламея» •С.В.Рахманинов«Не пой, красавица при мне»• А.Рубинштейн«Персидская песня»

    4.2.6.


    Музыка народов мира(японская и китайская музыка)







    Японская музыкальная культура и китайский народный театр

    •Японская народная песня «Вишня» •«Вариации на тему японской народной песни»Д.Б.Кабалевский

    4.2.7. и 4.2.8.


    Музыка народов мира Украина,Белоруссия. Молдавия.







    Народные праздникии веснянки-заклички,праздник встречи Весны и Троица,Ярмарочные гулянья на Руси.

    •«Украинские веснянки»(Выйди Иванку) •«Финал 4 симфонии П.И.Чайковский» •«Первый фортепианный концерт» •«Гопак» из «Сорочинской ярмарки»М.П.Мусоргский


    Третья четверть


    4.3.1.


    Музыкальные салоны мира

    И.С.Бах

    Урок-встреча в музыкальном салоне с великим И.С.Бахом.

    (Первый салон)




    Урок можно начать с фрагмента фильма«Антон Иванович сердится»(сцена разговора с портретом И.С.Баха)

    Бах предлагает русским слушателям арию…Карта googl(моя)c местами ,где жил и работал И.С.Бах (https://maps.google.com/maps?hl=ru&tab=ml)




    •«Ария сопрано» из«Магнификата» И.С.Бах •«Фрагмент «Мессы h-moll» •«Первая часть«Концерта ре минор»

    4.3.2.


    Музыкальные салоны мира

    Музыка салонов композиторов добетховенского периода.В.А.Моцарт

    Урок-встреча в музыкальном салоне

    (Второй салон)



    Можно представить театрализованный спектакль по рассказу Цыферова «Сказка о запечном сверчке».Сцены из «Волшебнойфлейты».Или обзор музыкальных произведений Моцарта(мульфильм о композиторе с его музыкой).

    В конце урока «маестро» приехал на урок в гости(в образе композитора можно использовать ученика музыкальной школы или учеников,которые в музыкальной школе исполняют произведения Моцарта).

    Моцарт знакомит просвящённую русскую публику с арией…,исполняет турецкий марши фортепианные фантазии…


    •В.А.Моцарт«Ария графини» •«Ария Фигаро»из оперы«Свадьба Фигаро» •«Турецкий марш»

    •«Фортепианные фантазии(c-moll)и(d-moll)»



    4.3.3.


    Музыкальные салоны мира

    Р. Шуман.

    Урок-встреча в музыкальном салонеР. Шуманом

    (Третий салон)



    Урок целиком посвящён фортепианной музыке Р.

    Шумана.


    Видеофрагмент фильма о композиторе или представление творческой работы учащихся об этом композиторе.


    •Р.Шуман«Первая часть концерта (a-moll)» •«Фортепианная музыка(«Карнавал»«Бабочки» •« и другие…»

    4.3.4.


    Музыкальные салоны мира

    Ф. Шопен.Фортепианная музыка.

    Урок-встреча в музыкальном салоне Ф. Шопеном

    (Четвёртый салон)



    Ф.Шопен -любимец музыкальных салонов.

    Мастер малой формыи фортепианной музыки.

    На урокеШопен играет сегодня для нас слушателей.

    Видеофрагмент из фильма о Шопене.



    •«Этюд(Аs-dur)» •«Прелюдию(Des-dur)» •«Экспромт-фантазия» •«Ноктюрны»

    (по желанию учителя) •«Желание»-исполнение песни



    4.3.5.


    Музыкальные салоны мира

    Величайший пианист ,композитор и дирижёр 19 столетия Ф.Лист.

    Урок-встреча в музыкальном салоне с Ф. Листом

    (Пятый салон)



    В исполнении величайшего пианиста XXIстолетия Ф.Листа. Прозвучат его рапсодии,а затем он продирижирует своим маршем.Фрагмент фильма о Шопене,где Лист исполняет музыку Шопена или выступление Ф.Листа в Петербурге.

    •Ф.Лист«Рапсодия № 2» •Ф.Лист«Рапсодия № 12» •Ф.Лист«Ракоци-марш»

    4.3.6.


    Музыкальные салоны мира

    Песни Ф.Шуберта.

    Урок-встреча в музыкальном салоне с Ф. Шубертом

    (Шестой салон)




    Ф.Шуберт выступает, как мастер песен и баллад

    •Ф.Шуберт«Лесной царь» •Ф.Шуберт«Мельник и ручей» •Ф.Шуберт«Баркарола» •Ф.Шуберт«Аве Мария» •Ф.Шуберт«Лебединая песня»

    4.3.7.


    Музыкальные салоны мира

    Музыка -импрессионистов

    Урок-встреча в музыкальном салоне с французским искусством импрессионис-тов(Седьмой салон)


    Героями станут композиторы,обогатившие мировую фортепианную музыку исключительно оригинальными творчески-исполнительскими стилями.Сначала Клод Дебюсси представит русским слушателям пьесы.Марис Равель«Болеро»(видеофрагмент фигурного катания)

    •К.Дебюсси«Затонувший собор» •К.Дебюсси«Девушка с волосами цвета льна» •К.Дебюсси«Феерверк»

    4.3.8.


    Музыкальные салоны мира

    А.Скрябин.

    Урок-встреча в музыкальном салоне

    А. Скрябина



    Свой стиль предложит русский композитор Александр Скрябини сыграет свои прелюдии, поэмы, этюды. Рассмотреть мастерство композитора в малой форме и сравнить с миниатюрами в живописи и японским стихом(краткость,ёмкость,мудрость)


    •А.Скрябин«Прелюдия(op.11)» •А.Скрябин

    «Две поэмы(op.31)» •А.Скрябин

    «Эюд(cis-moll)» •А.Скрябин

    «Этюд(dis-moll) знаменитый»




    4.3.9.


    Музыкальные салоны мира

    Салон открытых дверей

    Урок-встреча в музыкальном салоне

    Это салон«Открытых дверей»

    -воистину«все флаги в гости будут к нам».

    Приезд иностранных гостей из ближайшего к России зарубежья сходство и различие музыкальных культур, многообразие традиций и мелодий. На занятии прозвучат произведения(интонации),ставшие «классическими образцами»,своего рода«визитными карточками»национальных музыкальных культур ближнего зарубежья (Украина,Белоруссия,Молдавия,Грузия,Латвия,Литва,Эстония,Армения,Грузия,Азербайджан)


    •украинские«Веснянка»и«Гопак»

    •«Ревёт и стонет Днепр широкий» •белорусские«Перепёлочка»

    «Лявониха» •грузинская-«Сулико»

    •осетинская-«Лезгинка» •узбекская-«Мавриги»

    •казахские-«Асет»и «Камажай» •армянская-«В тучах Алагяз» •эстонская-«У каждого свой инструмент»

    •латышской-«Вей,ветерок» •молдавская -Молдавеняска •Г.Гусейнли«Цыплята» •А.Александров«Нас много на шаре земном»




    4.3.10.


    Музыкальные салоны мира

    Салон открытых дверей

    Урок-встреча в музыкальном салоне.

    Все флаги будут в гости к нам.



    Приезд иностранных гостей из зарубежья(сходство и различие музыкальных культур,многообразие традиций и мелодий мира).

    Фрагменты из оперы(видеопросмотр).



    •«Садко»

    Н.А.Римский-Корсаков –

    Песни

    «Индийского»,



    «Варяжского»,

    «Веденецкого»гостей



    4.3.11.


    Музыкальные салоны мира

    Салон двух великих музыкантов Европы

    Урок-встреча в музыкальном салоне

    (Салон двух великих музыкантов Европы)



    Великий Бетховен специально приедет,чтобы продирижировать финалом 9 симфонии.

    Видеофильм Фантазия Дисней симфония № 6 «Пасторальная»



    •В.А. Моцарт«Прославим радость на земле» (канон) •Л. Бетховен симфония № 6 «Пасторальная» •Финал IX симфонии«Обнимитесь миллионы»

    Четвёртая четверть


    4.4.1.


    Крупная форма в музыке

    Жанр симфонии.

    Беседа

    Этапы совершенствования жанра симфония.

    Классическая симфония.



    •Л. Бетховен

    симфония № 3«Героическая»



    4.4.2.


    Крупная форма в музыке

    Жанр концерта.

    Урок-концерт

    Жанр концерта(путешествие на олимпийские игры)

    •П.И.Чайковский «IVсимфония» •Э.Григ «Фортепианный концерт»

    4.4.3. и

    4.4.4.


    Крупная форма в музыке

    Кантата и оратория.

    Органная токката и фуга ре минор

    И.С.Баха


    Беседа

    Возникновение жанров оратория и кантата.

    Особенности жанра.



    •С.Прокофьев«Кантата(фрагменты)«Александр Невский» •«Оратория«На страже мира»или«Не смейте трогать голубой глобус»(по выбору учителя) •«Органная токката и фуга ре минор»И.С.Баха

    4.4.5.


    Крупная форма в музыке

    Соната

    Беседа

    Истоки жанра соната.

    От рождения до совершенства жанра соната.



    •«Лунная»Л.Бетховен, •«Сонаты»художника

    М.Чюрлёниса.

    Классическая соната.


    4.4.6.


    Крупная форма в музыке

    Опера

    На спектакле в музыкальном театре

    Погружение в биографические данные и истоки музыкального творчества М.П.Мусоргского.

    Видеофильм«Судьбы скрещенье».

    Образ царя Бориса в опере.Ф.И.Шаляпин.


    •М.П.Мусоргский опера «Борис Годунов» (видео фильм)

    4.4.7.


    Крупная форма в музыке

    Опера

    На спектакле в музыкальном театре

    Опера «Борис Годунов » М.П.Мусоргский .

    Разбор,просмотр и анализ отдельных сцен из этой оперы.



    •М.П.Мусоргский опера «Борис Годунов»

    4.4.8.


    Крупная форма в музыке

    Итоговый урок.Обобщение.

    Урок-концерт

    Урок построен на обобщении материала года и выборе учащихся наиболее полюбившихся музыкальных произведений.

    Заранее можно предложить выбрать из учащихся конферансье концерта,который соберёт заявки учеников.

    Лектором же, может быть учитель,который соединит,выбранные детьми музыкальные произведения в одну сюжетную линию.

    Можно же построить урок в форме защиты проекта по любимому произведению,стилю или композитору.



    •«Концерт по заявкам слушателей»




















    9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Основная учебная литература:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2011г.)

    2.Усачева В. О. Музыка : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. – 128 с. : - ил. – (Начальная школа XXI века).

    3.Усачева В. О. Музыка : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: В. О. Усачева, Л. В. Школяр. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Ветана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

    4 Программа «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана - Граф», 2012.

    Дополнительная литература

    1. Музыка : 1 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2011. ( Начальная школа XXI века).

    2. Музыка : 2 класс : методическое пособие для учителя / Л. В. Школяр, В.А. Школяр, В. О. Усачева. – 2-е изд., дораб. И доп. – М. : Вентана-Граф, 2012. ( Начальная школа XXI века).

    Интернет-ресурсы

    1. Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

    2. Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

    3. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

    4. Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru



    5. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения www.standart.edu.ru



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рабочая программа учебного курса Музыка для 4 класса на 2016 2017 учебный год Учитель: Ольга Павловна Пиворюнас

    Скачать 271.46 Kb.