• Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой «Реквием»»
  • Ход урока. Слайд 1.
  • Ученик: Текст
  • Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“
  • Слайд 18
  • Слайд 19, 20 Учитель

  • Скачать 152.83 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер152.83 Kb.

    Скачать 152.83 Kb.

    Работа с художественной тканью текста как приём




    Работа с художественной тканью текста как приём

    анализа литературного произведения

    Мы нередко в школе говорим о физическом здоровье детей, забывая о том, что тело – ещё не весь человек, что у нас есть ещё душа и дух. А вот русским классикам было очень хорошо известно, что причины всех нестроений человеческой жизни кроются в духовной сфере.

    Изучение в школе русской классической литературы можно уподобить иммунным прививкам, которые делаются от инфекционных заболеваний. Глубокое и внимательное чтение русской литературы – это «прививка» от пошлости, агрессии, цинизма и безвкусицы. И поможет нам в этом анализ художественной ткани текста.

    Филологический анализ литературного произведения, как его определяют учёные - филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и функциональностью ( от лат. Fictio –выдумка, вымысел ); и как форма обращения к миру, т.е.как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определённая коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5).

    «Произведение» и «текст» - это не синонимы. Текст – это и первичная данность сотканной ткани произведения, и словесная форма его выражения, а произведение – это и замысел автора, и строй, и его смысл. Следовательно, говоря образно, мы идём от текста к произведению.

    Работая над анализом художественного текста, мы, конечно, пытаемся проникнуть в художественную ткань, суть, «основу содержания» (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожёгов и Н.Ю.Шведова) произведения. Мастер слова, словно кружевница, создаёт для нас своё детище. А нам нужно бережно разобраться в сотканной для нас словом ткани. И эта ткань, словно плащаница, покрывает образ задуманного автором. Приоткрывая завесу, заглядывая в тайну и душу художника, надо поклониться этой великой плащанице (ткани) – великому слову и образу, которые, слившись, помогают нам разобраться в художественной ткани текста.

    Слово художественным становится тогда, когда мы, приоткрыв ткань (завесу), видим некий сверхсмысл. Кроме того, каждое слово, имеющее свою окраску, т.е. слово – метафора, слово – символ, сами являются реалиями, требующими от читателя определённых знаний.

    С помощью образа (ткани) мы пытаемся «преодолеть» отделённость слова, увидеть те сочетания, которые помогают ощутить целостность произведения.

    Всё это мы должны объяснить и показать своим ученикам в практике анализа художественного произведения.

    Закончить хочется стихами:

    Вот я стою у светского портрета –

    Как если б у иконы я стоял.

    В чём истинная миссия поэта?

    Он в мир выводит свет первоначал –

    И это свет нетварный, нерекомый!

    Созвучья озарились изнутри –

    И стих взмывает: лёгкий – невесомый.

    Расправь крыла – и широко простри.

    И оторвись от косного, земного!

    Достав до звёзд Персея и орла,

    Ты убедись: в начале было слово –

    В тебя его энергия вошла.

    «О. Кипренский. Портрет Пушкина». Лучизм. Альманах Ю.Линника.

    Предлагаю приоткрыть завесу ткани, проанализировав содержание уникальной поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием».

    В поэме есть такие строки:

    Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“ (3, 29).

    Заглянем под сотканный художественным словом поэтессой покров, поклонимся плащанице её образов, и увидим душу, которая спасёт нас.

    Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №979 Новосёлова С.Ю.



    Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой «Реквием»»

    Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста и показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве и биографии.



    Учитель: Новоселова С.Ю., 11 класс

    Конспект урока.

    Оборудование урока:

    На доске: 1.Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием»».

    2. Эпиграф: «Я - голос ваш, жар вашего дыхания,

    Я - отражение вашего лица…»

    3. Портреты А.Ахматовой

    4. Словарная работа: реквием, апокалипсис.

    5. Компьютер, проектор, экран.

    CD-ROM: В.А. Моцарт «Реквием»

    Видеофильм: «А.Ахматова «Листы из дневника»

    А.Ахматова читает «Вместо предисловия»

    А.Демидова читает «Эпилог»

    Слайды для мультимедийного проектора:


    1. Тема урока.

    2. Цель урока.

    3. Эпиграф.

    4. Стихотворение «Молитва».

    5. Понятие «реквием».

    6. «От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвый, ни живым». А.С. Крюков.

    7. «Посвящение». «И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих» Апокалипсис «Откровения Иоанна Богослова».

    8. Понятие «апокалипсис».

    9. А.С.Крюков.

    10. А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

    11. Поэма «Реквием».

    12. Карточка.

    13. Родина в понимании А.Ахматовой.

    14. Художественные образы.

    15. Картина В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».

    16. 17. Впечатления - «Реквием».

    18.Приговор

    1. Распятие.

    2. Богоматерь.

    3. Родина – мать.

    4. 23. Заключение. Подведение итогов.

    Листы с поэмой А.Ахматовой «Реквием».

    Именные карточки (слайд 12).

    Буклет-памятка с домашним заданием.

    Подготовленные сообщения учащихся:

    1.История создания поэмы «Реквием».

    2.Словарная работа: текст, произведение, ткань, плащаница, реквием, апокалипсис.

    3.Сообщения о стрельцах и их женах с опорой на картину.

    Домашнее задание на этот урок:

    1.Прочитать поэму А.Ахматовой « Реквием».

    2.Определить тему произведения.

    Ход урока.

    Слайд 1.

    Учитель: Тема нашего урока - это «Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием»».



    Слайд 2.

    Сегодня мы будем анализировать содержание поэмы через художественную ткань текста и разберёмся, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Андреевны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве и биографии на примере поэмы.

    Перед нами уникальное произведение, текст которого вы прочитали.

    Как вы думаете «текст» и «произведение» это одно и то же?



    Ученик: Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание»)

    Произведение - создание, творение, плод творчества художника (Викисловарь)

    Учитель:. Текст – это и первичная данность сотканной ткани произведения и словесная форма его выражения, а произведение – это и замысел автора, и строй, и его смысл.

    Ребята, а что обозначает слово «ткань»?

    Ученик: Это «Основа содержания» (Толковый словарь русского языка .С.И. Ожёгов и Н.Ю Шведова)

    Учитель: В поэме много библейских образов, и поэтому хочется провести параллель между тканью и плащаницей Иисуса Христа и Богородицы. Плащаница - это плат большого размера с живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.

    Ткань, плащаница…

    В поэме есть такие строки:

    Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“

    Что за «покров» «соткала» поэтесса?

    Может ли в один ряд встать слово «покров» с «тканью» и «плащаницей»?

    Заглянем под сотканный художественным словом поэтессой покров, поклонимся плащанице её образов, и увидим душу, которая спасёт нас.



    Слайд 3.

    Ахматова - это всегда тайна. Тайна в особом даре сопереживания, способности перевоплощаться. Ещё задолго до «Реквиема», в 1922г., она написала в стихотворении «Многим»:

    Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

    Я – отраженье вашего лица…

    Ахматова чувствует единство с теми, о ком пишет и в 1917г., и в 1922, и в 1937, и в 1941гг, выражая сознание своей причастности ко всему, что происходит в России, и в личной ответственности за происходящее. У неё, как у многих людей ее круга, была возможность покинуть страну, но она посчитала своим долгом принять те испытания, которые выпали на долю России.

    Слайд 4. И главная молитва Ахматовой – это молитва за Россию:

    Дай мне горькие годы недруга,

    Задыханья, бессонницу, жар,

    Отыми и ребёнка, и друга,

    И таинственный песенный дар –

    Так молюсь за Твоей литургией

    После стольких томительных дней,

    Чтобы туча над тёмной Россией

    Стала облаком в славе лучей.

    Так писала она в 1915г в стихотворении «Молитва».

    Но предмет нашего пристального внимания сегодня – поэма «Реквием», писавшаяся с 1935г по 1940г.

    Слайд 5. ( Звучит Моцарт «Реквием»). 2 мин.

    Это музыкальное произведение имеет то же название, что и у Ахматовой. В записных книжках Анны Андреевны слово «реквием» написано латинскими буквами, и для себя поэтесса определила его как «вдохновение, мастерство, труд». Выясним, что означает слово «реквием» по словарю



    Ученик: из Большого энциклопедического словаря: «Вечный покой даруй им, Господи»- это заупокойная месса, богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение.

    Учитель: назвав так свою поэму Ахматова, открыто заявляет о том, что её поэма – это надгробная слово. А.С. Крюков – литературовед, литературный критик, публицист, педагог, доктор филологических наук утверждает:



    Слайд 6. «От традиции реквиема, заупокойной мессы, возвещающей вечный покой и вечный свет ушедшим из жизни, осталось одно название. Ахматовский «Реквием» не даёт ни покоя, ни света. Ни мёртвым, ни живым».

    Давайте разберёмся, почему?



    Слайд 7. Начнем с « Посвящения». Учитель читает наизусть. Найдите строки, передающие все силу и тяжесть материнского горя.

    Ученик: Перед этим горем гнуться горы,

    Не течет великая река…

    Учитель: Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса»

    «И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих».

    Слайд 8. Что такое «Апокалипсис»?

    Ученик: Библейская книга, содержащая пророчества о «конце света»

    Учитель: Почему, как вы думаете, Ахматова использует апокалипсическую картину?



    Ученик: Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, двинулись с места.

    Слайд 9. Учитель: Вы действительно правы. Исследователь творчества А. Ахматовой А. С. Крюков так обобщает апокалипсическую тему: «Поэма погружает читателя в бездну ужаса и отчаяния, отнимая всякую надежду. Апокалипсический лик смерти явлен с потрясающей реальностью, спасенья нет». В поэме есть цитата «каторжные норы». Откуда она?

    Слайд 10.Ученик: А.С. Пушкин стихотворение «Во глубине сибирских руд…» Когда-то А.С. Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

    Любовь и дружество до вас

    Дойдут сквозь мрачные затворы,

    Как в ваши каторжные норы

    Доходит мой свободный глас.

    Учитель: С какой целью поэтесса включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив «каторжные норы»?



    Ученик: Поэтесса специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, т.к. они страдали и гибли за высокую цель.

    Учитель: А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой?



    Ученик: Это бессмысленные страдания, они безвинные жертвы сталинского террора.

    Учитель: Их безвинность и приводит поэтессу к «смертной тоске». Расскажите, какой факт из биографии поэтессы дал толчок для написания поэмы?



    (Сообщение ученика об истории создания поэмы)

    Слайд 11. Учитель: Только ли семейная трагедия послужила поводом для написания «Реквиема»?

    Ученик: Нет

    Учитель: А что еще?

    Ученик: Нельзя говорить о поэме как исключительно, о семейной трагедии, т.к. «Реквием» - это воплощение народной беды, горя, трагедии.

    Учитель: Сейчас вы услышите голос Ахматовой. (2 мин.) Это не только голос матери, но и голос историка. (А.Ахматова читает «Вместо предисловия»).

    Слайд 12. Учитель: Возьмите карточку, впишите туда найденные в «Посвящении» эпитеты, сравнения. Запишите, какое настроение они создают. (1 мин.)

    Ученик: Гнетущее, тяжёлое, чувство одиночества. Мы можем прочувствовать тяжесть материнского горя.

    Учитель: Какой вывод можно сделать, кому посвящает Ахматова свою поэму?



    Ученик: Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.

    Учитель: А теперь скажите, какое местоимение использует здесь поэтесса?



    Ученик: Мы, им, я – это личные местоимения.

    Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей..

    Учитель: Сейчас я назову вам слово, вы запишите в карточке ( в таблице), какие ассоциации оно у вас вызывает. Закройте глаза, чтобы сосредоточится, не отвлекаться, и то, что сразу возникает в вашем воображении, вы мне опишете.



    Слайд 13. Итак, это слово – Родина.

    А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление»). Впишите во 2-ой столбик. Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова? Что вы написали?



    Ученик: Родина – это живой человек, женщина которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «чёрных марусь»

    Учитель: Какие поэтические приёмы использовала поэтесса, чтобы показать весь ужас происходящего?



    Слайд 14.Ученик: Гротеск

    Учитель: Что это?



    Ученик: Сильное преувеличение – «только мёртвый, спокойствию рад»

    Метафора – переносное значении слова. «Звёзды смерти стояли над нами».

    Учитель: А с точки зрения композиции (построения)?



    Учитель: Это экспозиционный фон, на котором будут разворачиваться события.

    Учитель: Читаем наизусть 1 часть. Какое событие здесь описано? Арест.

    Учитель: Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

    Ученик: На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.

    Учитель: Что напоминает вам эта часть? Народный плач, заупокойный плач женщины.

    Учитель: Почему « я, как стрелецкие жёнки»?

    Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?



    Слайд 15 картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

    (Сообщение учащихся о стрельцах с опорой на картинку. 2м.)

    Учитель: Во все времена судьба сыновей и мужей – погибать, матерей – их оплакивать. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

    Ко 2-ой и 3-ей частям некоторые из вас создали слайд, опираясь на свои впечатления. Прокомментируйте.

    Слайд 16. Ученицы читают наизусть и комментируют. (Цвет. Повторы. Болезненное состоянии души).

    Ученица читает наизусть 4 часть.

    Учитель: Что такое Кресты? Тюрьма в Петербурге.

    К кому обращены слова 4 части. К себе.



    Слайд 17. Что происходит с героиней?

    Ученик: Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.

    Учитель: Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что твориться за тюремными стенами. Оттуда редко возвращались. Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.



    Слайд 18. Ученица читает 5 часть наизусть.

    Учитель: Выделите глаголы.



    Ученик: Кричу, зову, кидалась, перепуталось. Не разобрать, ждать, глядит, грозит.

    Учитель: Что обозначает глагол? Действие.

    Что глаголы помогают выразить поэтессе?

    Ученик: Героиня хочет что-то предпринять, она мечется в безысходной ситуации.

    Учитель: Много ли глаголов в конце этой части?

    Ученик: Нет. Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели.

    Учитель: Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.



    Ученица читает наизусть 6 часть.

    Учитель: А теперь перечитайте сами 7-9 части, в 7 найдите строчки, которые помогут сформулировать основную идею этой части.



    Слайд 18 Надо память до конца убить.

    Почему? Так как героиня предчувствует «светлый день и опустелый дом».

    Кому приговор? И сыну и матери.

    Учитель: В 8 и 9 частях какое настроение?



    Ученик: Ужас застилает глаза героине, она обращается к смерти, а в 9 ужас усиливается настолько, что, находясь в безумном бреду, она не помнит себя.

    Слайд 19, 20 Учитель: Прочтите название 10 части. Распятие. Читают наизусть.

    Почему Мать написана с большой буквы?



    Ученик: Поэтесса обращается к библейскому сюжету. Это светлый образ Богоматери

    Учитель: Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?



    Ученик: Одно горе у матерей. Любая мать, теряющая сына, сближается в горе с Богоматерью.

    Учитель: Образ Богородицы в „Реквиеме“ является не просто лишь одним из „ликов“ героини, он требует своего осмысления как один из главных, а может быть и главный, образ поэмы. Обращение к образу Божией Матери помогло Ахматовой обозначить истинный масштаб происходящего, подлинную глубину горя и страдания, выпавших на долю Матери узника ГУЛАГа,— и таким образом создать монументальное эпическое обобщение. Показательно, что в „Реквиеме“ образ Богородицы появляется не только в сцене Распятия, т. е. тогда, когда поэт обращается непосредственно к евангельскому сюжету. Образ этот венчает поэму. Его появление в „Эпилоге“ символично: „Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов“ У поэтессы уже встречался в ранних стихах образ Богородицы, желающей укутать в платок младенца.

    В молитве матери есть такие строки: «Не дай Бог пережить своих детей». Это страшно.

    Мы подходим к последней части – «Эпилогу», но прежде чем мы услышим его, я хочу вас спросить:

    -В каком году написана поэма? 1935-40 гг.

    А не кажется ли вам, что поэтесса особым материнским чутьём предчувствует какое-то общее горе?



    Ученик: Она предчувствует тяжкие испытания, которые выпадут на плечи народа во время войны.

    Учитель Да, Ахматова поэтесса чести, и образ матери «Реквиема» приходит в блокадный Ленинград. Учитель читает стихотворение «Постучись кулачком – я открою».

    Стихотворение посвящено мальчику-соседу, погибшему в Ленинграде при бомбёжке, Вале Смирнову. Чувствуете ли вы здесь материнскую заботу?

    Слайд 21. Теперь своим скорбными материнским чувством она обнимает всех детей. И постепенно перевоплощается в образ Матери-Родины.

    А теперь рассмотрим композиционную схему, как бы подведя итог вышесказанному.

    От какого лица а начале идёт повествование?

    Ученик: От первого. Это я.

    В тюремных очередях её просят описать события, и она говорит дальше мы, рассказывая о народной трагедии, обращаясь к прошлому -- «стрелецким жёнками» и декабристам, сравнивая с настоящим и предчувствуя новую беду (войну).

    Учитель: И заканчивает в «Эпилоге» - „Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов». Слово «покров» в поэме многозначно. Это и платок, согревающий всех страдающих. Это и плащаница, покрывающая как сына, так и Мать. А талант поэтессы, через образ Богоматери, приводит её к вселенной скорби. Поэма - это и Всемирный Собор, созывающий русский народ.

    Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 г. Это последняя часть – «Эпилог». (Слушаем чтение «Эпилога» А.Демидовой)

    Слайд 22.Давайте подведём итог: почему поэма не даёт «ни покоя, ни света, ни мёртвым, ни живым?»

    Ученик: Это крик боли «стомильонного народа», выпавшему жить в страшное время. Нельзя об этом забывать. Поэма - памятник матери, будет вечным символом скорби всех страдающих женщин.

    Слайд 23.Учитель: Посмотрите на цель урока. Как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой?

    Ученик: Осознание своего предназначения поэта и роли поэта в судьбе народа позволили ей подняться над своими страданиями и утратами, осознать их смысл, уловить связь событий.

    Учитель: Хочется вернуться опять к слову «покров» и увидеть ещё одно значение, о котором мы говорили в начале урока.

    Соткала покров из подслушанных слов.

    Как вы думаете, смогли ли мы заглянуть под сотканный покров художественного слова Анны Ахматовой? Разгадать тайну ткани её слова в поэме? Наверное, чуть-чуть.

    Обратимся к эпиграфу поэмы, который был написан в 1961г.

    Читаем эпиграф. Что вы можете сказать?

    Ученик: Она никогда не покидала Родину, и всегда была опорой другому человеку.

    Учитель: Об этом говорит и эпиграф нашего урока



    Читаем его.

    Ученик: Она потому и может рассказать о страданиях от имени всех, что имеет на это право: она разделила и вынесла те же страдания.

    Учитель: Когда перелистываешь книгу Ахматовой, вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредёшь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и поэзии этой «бездомной страницы» был Дом, который служил ей во все времена её верным и спасительным прибежищем. Этот Дом-Родина, родная русская земля, этому Дому она с юных лет отдала все свои самые светлые чувства.

    Домашнее задание: В воспоминаниях А.Наймана об А.А.Ахматовой есть записи, согласно которым поэтесса «чувствовала», что её поэма воспринимается как «литература разоблачений». Когда за рубежом стали восторгаться поэмой как поэтическим документом эпохи, она прокомментировала: «Да, там есть одно удачное место – вводное слово «к несчастью» - «там, где мой народ, к несчастью, был», - напомнив, что это всё-таки стихи, а не только «кровь и слёзы». Докажите, что «Реквием» - стихи, а не только «кровь и слёзы».

    Презентация к уроку.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Работа с художественной тканью текста как приём

    Скачать 152.83 Kb.