• Тема урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века

  • Скачать 62.91 Kb.


    Дата03.10.2017
    Размер62.91 Kb.
    ТипСеминар

    Скачать 62.91 Kb.

    Районный семинар Учитель истории: Жанбаева Гульназ Ерсайыновна с. Валиханово 2016 год Тема урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века



    Акмолинская область

    Жаркаинский район

    ГУ «Валихановская средняя школа»

    Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХІХ века

    (районный семинар)

    Учитель истории: Жанбаева Гульназ Ерсайыновна

    с.Валиханово 2016 год



    Тема урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века

    Цели:


    углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную экскурсию в Казахстан ХIХ века;

    Задачи: знать типы жилищ казахов, их хозяйственную деятельность,

    отдельные обычаи, обряды, национальные традиции и праздники;

    уметь образно описывать хозяйство, быт и культуру казахского народа;

    воспитывать интерес и уважение к казахской национальной культуре, к

    традициям и обычаям казахского народа.

    Тип урока: урок-панорама.

    Методы и приёмы: частично-поисковый, исследовательский, наглядный, практический, элементы 7 модулей.

    Оборудование: карта Казахстана, компьютер, слайды, выставка.

    1. Орг. момент.

    Метод “Градусник”

    Метод позволяет: составить картину эмоционального состояния учащихся.

    Подготовка и проведение.

    Ход урока

    Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр “5” и “-5”.

    Перед началом занятия, “Градусник” вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале “Градусника”. Таким образом, у педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы. В конце урока учащиеся снова оценивают своё эмоциональное состояние. Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.

    Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.

    На что следует обратить внимание: все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;

    перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;

    если педагог еще не использовал “Градусник”, то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.

    Поделить класс на две группы.

    Опрос Д/З

    Восстание казахов против правителей Средней Азии и России.

    Работа в группах, работа с карточками.

    Объяснение новой темы.

    На фоне кюяКурмангазы учитель у карты Республики Казахстан читает стихи:

    От Южного Урала до Алтая,

    Где расцветает в яблонях весна,

    Лежит страна, от солнца золотая,

    раз в десять больше Англии она!

    Взмах орлиного крыла тебе дан

    Величаво раскинувшийся Казахстан!

    Культура любого народа связана с условиями жизни людей. Каковы особенности культуры казахов первой половины ХIХ века? Сегодня мы с вами проводим урок-панораму.

    Тема нашего урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине ХIХ века. Слайд № 1.

    Цель нашего урока-панорамы – углубить и систематизировать знания о традиционной культуре и хозяйстве казахского народа в первой половине ХIХ века, совершив заочную путешествие в Казахстан рассматриваемого периода. Слайд № 2

    На протяжении нашего маршрута мы будем совершать остановки.

    1) Первая остановка - ЖИЛИЩА КАЗАХОВ.

    Казахский аул.

    Стихотворение об ауле – Воронцова Василиса.

    Мне видится – во-он там стоит Ковчег потопа

    И выпорхнет вот-вот голубка из него,

    чтоб землю оглядеть в окрестностях полёта:

    Иссяк ли там Потоп и мрака торжество?

    Покружит над землёй и разглядит сквозь дымку

    Родную степь, аул и Казыгурт-гору.

    Там девушка идёт с тюльпанами в обнимку.

    И юноша-поэт поёт ей под домбру.

    /ЕсенгалиРаушанов/

    Зимние и летние жилища казахов.

    Зимние жилище киргизов делится на два типа: зимовки в степных, безлесных местностях и зимовки в лесистых пространствах…отличительной чертой зимовок является тесная связь людского жилья со скотными дворами. Сплоченность до такой степени близка, что, желая попасть в жилище киргиза, вы должны пройти почти все дворы и загородки для скота. Жилище делится на две половины. Передняя половина его представляет нары, настланные из досок или отесанных бревен от нижней балки к лицевой стороне, где опорою им служит другая балка или земляная завалинка. Нары возвышаются над землею на ¼ аршина и более, на них вся семья киргиза проводит день и ночь. Другая половина землянки к дверям имеет хозяйственное приспособление. Здесь в одном из углов ставится печь.

    Учитель. Чокан Валиханов писал: “Первое приветствие киргиз, как известно, начинается фразой: “Здоровы ли твой скот и твоё семейство?”

    Действительно, скот давал казахам и продукты питания, и материал для одежды и жилища, служил им транспортом и средством обмена на предметы первой необходимости. Узнаем, чем же занимались казахи в ХIХ веке?

    2) Наша вторая остановка – ЗАНЯТИЯ КАЗАХОВ.

    Скотоводство.

    Рогатый скот пасут зимою на лугах и по камышовым зарослям, вообще на местах, где животным нет надобности отгребать с растительности снег. Совершенно противоположною особенностью отличаются киргизские лошади: они привыкли разгребать снег своими копытами и потому способны без труда прокормиться зимою даже на таких местах, которые летом использовались в виде пастбищ или сенокосов, лишь бы трава успела на них отрасти к зиме. Такую же способность проявляют верблюды и овцы.

    Заполни таблицу: №1 Виды животных и национальные блюда.

    Вопросы: В чем состояла особенность пастьбы разного вида скота? Как казахи боролись с джутом?

    Земледелие.

    Вопрос: К чему привело массовое переселение крестьян в Казахстан?

    Постепенное сокращение земельного простора заставляет казахский народ переходить от первобытных способов ведения хозяйства- скотоводческой культуры – к оседло- земледельческому образу жизни. Кайсацкий серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25-30 снопов, величины три четвертых в окружности. Молотьба хлеба производится волами, которые гоняются целый день по хлебу, уложенному на земляном гумне. Гумно устраивается на глиняном грунте, для чего предварительно орошается то место водой, утаптывается, а потом просушивается.

    Заполни таблицу: №2 Земледелие

    Учитель. В жизни традиционного казахского общества большое место занимали праздники, спортивные игры и состязания. Праздники объединяли людей, позволяли общаться. Национальные игры и состязания воспитывали у молодёжи выносливость, выдержку, ловкость и готовность к любым физическим нагрузкам и испытаниям. Они же формировали здоровый образ жизни.

    3) Третья остановка – ПРАЗДНИКИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.

    Вопрос ученикам: какие традиционные национальные праздники и игры вы знаете?

    Празднества киргизов состоят в следующем: коль скоро приглашенные гости соберутся, хозяева просят двух или трех из почетнейших посетителей угощать прочих и смотреть за порядком, самых же знатнейших избирают для раздачи наград в играх. Потом разносят по всем очищенным для праздника кибиткам кушанья и огромные чаши кумысом. Подкрепив силы, приступают к разным играм и забавам, как то: к борьбе, скачке, стрельбе из лука, песням и музыке. Борьбу киргизы довольно любят и борются с искусством, схватывая друг друга за пояс, но кулачного боя не знают. (казакшакурес Константин и Александр), (аркан тарту- мальчики)

    Праздник Наурыз.

    Лаура (читает о празднике)

    Национальные игры.

    Учитель. На протяжении многих веков у казахов сложились уникальные обычаи и обряды. Они играли важную роль в урегулировании межличностных, внутрисемейных и межгрупповых отношений.

    4) Четвёртая остановка – ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ.

    Обычаи приличия и вежливости

    Обычаи уважения старших.

    Обряды казахского народа:шилде хана, аткояр, бесике салу,тусаукесу, сундеткеотыргызу, шашу, беташар и т.д.

    Итак, мы закончили наше заочное путешествие в Казахстан ХIХ века. Благодарю всех за хорошее поведение в пути следования. А сейчас проверим, насколько вы были внимательны в пути.

    Подведение итогов.

    Игра “Верю-не верю”

    Учитель зачитывает фразы, а учащиеся хлопают в ладоши если ответ верен.

    Казахское население в ХIХ веке жило в аулах (+).

    Кроме юрт у них не было других жилищ (-).

    Хозяйственная постройка, где хранили мясо и другие продукты, называлась шошола (+).Казахи в ХIХ веке занимались только скотоводством (-).

    Тебеневать – значит кочевать (-).

    Для охоты использовались ловчие птицы и борзые собаки (+).

    Праздник весеннего равноденствия – это Наурыз (+).

    Через игры у казахов развивались физические и умственные способности (+).

    Согласно обычаю уважения старших существовал культ уважения старших (+).

    Обычаи и обряды казахского народа способствовали урегулированию межличностных отношений (+).

    Домашнее задание. Написать творческий отчёт о путешествии.

    Выставление оценок.

    Рефлексия.



    Метод “Градусник” (на конец урока):

    Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом.,

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Районный семинар Учитель истории: Жанбаева Гульназ Ерсайыновна с. Валиханово 2016 год Тема урока: Традиционная культура и хозяйство казахов в первой половине XIX века

    Скачать 62.91 Kb.