• Методика решения текстовых задач Актуальность
  • Что такое задача Что значит решить задачу
  • Этапы решения текстовых задач.
  • 4 основных этапа процесса решения задачи: 1) осмысление текста задачи и анализ её содержания;
  • 4) анализ найденного решения, поиск других способов решения.
  • Формирование приёмов решения задач «на процессы».
  • Формирование понятия о времени протекания процесса.
  • Формирование понятий о скорости протекания процесса и его продукте (результате).
  • Формирование понятия совместного действия.
  • Составление задач учащимися.

  • Скачать 258.92 Kb.


    Дата21.08.2018
    Размер258.92 Kb.
    ТипРешение

    Скачать 258.92 Kb.

    Районное методическое объединение учителей математики Методика решения текстовых задач



    Районное методическое объединение учителей математики


    Методика решения текстовых задач

    Подготовила учитель

    математики и информатики

    МБОУ «Карамышевская СОШ»

    Рыжкова Алена Валерьевна

    г. Змеиногорск, 2015


    Методика решения текстовых задач

    Актуальность  темы «Решение текстовых задач» определяется тем, что далеко не все ученики основной школы осваивают их даже на базовом уровне. Причин тому великое множество: устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что надо найти, выявлять по тексту взаимосвязи рассматриваемых в задаче величин , незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения или неравенства (или их системы) определенного вида, неумение производить отбор корней уравнения или решений неравенства в соответствии с условием задачи и т.д.

    Работая над конкретной задачей в классе, учитель дает пояснения, сущность и значимость которых понимают и запоминают в классе лишь отдельные ученики. Как правило, эти пояснения не систематизированы учителем и носят локальный характер. Учитель не требует записи этих пояснений, их запоминания, что большей частью школьников воспринимается как сигнал: «это не столь важно, это можно забыть». А поэтому опыт этих учеников по решению задач носит неполный и бессистемный характер, а значит и воспользоваться им – дело почти безнадежное.


    Что такое задача? Что значит решить задачу?

    Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.[

    Задачи, в которых зависимость между условием и требованием сформулирована словами, называются текстовыми. Задачи, в которых хотя бы один объект есть реальный предмет, называются практическими (житейскими, текстовыми, сюжетными).

    В текстовых задачах речь идёт о реальных объектах, процессах, связях и отношениях. Реальные процессы – это движение, работа, наполнение и освобождение бассейнов, покупки, смеси, сплавы и др

    Можно кратко определить значение текстовых задач в школьном курсе математики. Работа над задачей:

    - развивает логическое мышление;

    - помогает осмысливать и закреплять вычислительные навыки;

    - имеет большое жизненно-практическое и воспитательное значение.



    Существуют различные подходы к классификации текстовых задач. Можно говорить о типологии задач по методам решения: арифметический (по действиям или составлением выражения), алгебраический (составлением уравнения, системы уравнений или неравенств), геометрический (использование подобия, площадей фигур и т. п.). Но эта типология, как и любая другая, условна, так как одна и та же задача может быть решена и алгебраическим, и арифметическим методами.
    Этапы решения текстовых задач.

    Под решением задачи будем понимать процесс, представляющий собой поиск необходимой последовательности действий на основе анализа условия и требования задачи, направленных на определение результата задачи; выполнение этих действий и получение результата, анализа и оценки последних.

    В методике обучения математике выделены

    4 основных этапа процесса решения задачи:

    1) осмысление текста задачи и анализ её содержания;

    2) осуществление поиска решения и составление плана решения;

    3) реализация плана решения;

    4) анализ найденного решения, поиск других способов решения.

    При работе с текстовой задачей на первом этапе предполагается первоначальная работа с целью понимания сюжета, выявление величин, которыми описывается ситуация, установление различных зависимостей между этими величинами, определение отношений, заданных условием задачи. Результаты такого предварительного анализа часто бывает удобно зафиксировать в схематической записи. Обычно говорят: «Сделать краткую запись». Для различных видов задач краткие записи могут быть разными. Это можно сделать в виде таблицы, отрезочных или столбчатых диаграмм, схематического чертежа, рисунков и т. д. Такая запись служит схематизации материала, даёт возможность одновременно видеть все связи между данными.

    На первом этапе необходимо добиться того, чтобы учащиеся «приняли задачу», то есть поняли её смысл, сделав целью своей деятельности. С этой целью оформляется краткая запись. Для разных видов задач это можно сделать по-разному.

    Примеры:


    1. С одной и той же станции в одно и то же время вышли в противоположных направлениях два поезда. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого 85 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа? 

    Краткую запись к данной задаче (и любой задаче на движение) удобно выполнить в виде схематического чертежа.



     
    Примерные вопросы для обсуждения и составления краткой записи:

    1. О каких объектах идет речь? (о двух поездах)

    2. Что про них сказано? (в одно и то же время вышли в противоположных направлениях)

    3. Что ещё известно? (скорость первого и второго)

    4. Что нужно найти? (какое расстояние будет между поездами через 3 часа)

    Графическая иллюстрация создаёт перед учениками пространственный образ, помогает в задачах на движение правильно расположить те неподвижные точки, с которыми условие связывает движущийся объект.

    Можно составить таблицу, которая поможет в определении известных и неизвестных величин и отношений между ними.






    v

    t

    s

    1-й поезд

    50 км/ч

    3 ч

    ?

    2-й поезд

    85 км/ч

    3 ч

    ?

    2. Для санатория купили 12 кресел и 50 стульев на общую сумму 9880 руб. Сколько стоит одно кресло, если один стул стоит 86 руб.?

    Оформить краткую запись можно с помощью таблицы:





    Цена

    Количество

    Стоимость

    Кресла

    ?
    9880 руб


    12

    ?

    Стулья

    86 руб

    50

    ?

    3. В двух комнатах было 56 человек. Когда в первую пришли ещё 12 человек, а во вторую – 8 человек, то людей в комнатах стало поровну. Сколько человек было в каждой комнате первоначально?


















     

    Правильно составленная краткая запись указывает на сознательный анализ учеником условия и требования задачи и намечает план дальнейшего решения.


    Второй этап работы над задачей является самым трудным для учащихся. Его результатом должна являться математическая модель ситуации. Поиск способа решения может занимать по времени самое большое место в общем процессе решения. При этом довольно часто поиск способа решения приходится производить не один раз, когда в процессе выполнения найденного способа решения мы убеждаемся в его ошибочности или сложности. Очень важно каждый раз в случае неудачи поиска решения возвращаться к анализу условия задачи.

    Чаще всего при организации поиска решения задачи применяется аналитико - синтетический метод.

    Рассмотрим план рассуждений на примере задачи 1.

    1. С одной и той же станции в одно и то же время вышли в противоположных направлениях два поезда. Скорость одного поезда 50 км/ч, а другого 85 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа?

    В задаче требуется узнать расстояние между поездами через 3 часа.

    - Что для этого надо знать?

    - s, которое прошёл 1-й поезд за 3 часа, и s, которое прошёл 2-й поезд за 3 часа.

    - Что необходимо знать для определения этих расстояний?

    - скорость каждого поезда, а это в задаче известно.

    План решения следующий:

    1) находим s, которое прошёл 1-й поезд за 3 часа

    2) находим s, которое прошёл 2-й поезд за 3 часа

    3) находим общее расстояние.

    Рассмотренный метод составления плана решения задачи является аналитическим. Иногда поиск решения осуществляется синтетическим путём. Например, задача:



    2. Молодой рабочий выполнил задание за 8 часов, изготовляя в час по 18 деталей. За сколько часов выполнит то же задание его наставник, если в час он делает на 6 деталей больше, чем молодой рабочий?

    Краткая запись






    Количество

    деталей в час



    Время работы

    Всего деталей

    Рабочий

    18 дет.

    8 ч

    одинаковое

    Наставник

    на 6 дет. больше

    ?

    одинаковое

    План рассуждений:

    -зная скорость работы и время работы молодого рабочего, можно определить его объём работы - количество изготовленных деталей;

    -поскольку задание одинаковое, то мы определим и объём работы наставника;

    -зная скорость работы рабочего и разницу в скоростях работы наставника и рабочего, можно определить скорость работы наставника;

    -зная скорость работы наставника и количество изготовленных им деталей, можно определить время его работы.
    Третий этап работы с задачей предполагает решение построенной математической модели, интерпретацию результата решения математической модели в заданную ситуацию. Объяснение решения задачи может иметь такие формы:

    1. Составление всего плана перед решением задачи и затем производство действий к каждому пункту плана.

    2. Краткий вопрос и следующее за ним действие.

    3. Краткое пояснение полученных результатов действий.

    4. Производство всех действий с последующим подробным устным объяснением всего решения задачи.

    5. Постановка полных вопросов с последующим решением.

    На практике чаще всего используются первые три вида объяснения.
    Рассмотрим ход решения на примере одной из задач на нахождение числа по его части.

    1. Когда Костя прошёл 0,3 всего пути от дома до школы, ему ещё осталось пройти до середины 150 м. Какой длины путь от дома Кости до школы? 

    При подробном анализе данной задачи и оформления краткой записи ход рассуждений может быть следующим:

    Если Костя прошёл 3/10 всего пути, значит весь путь разделён на 10 частей. Следовательно, для нахождения всего пути надо найти 1/10 часть его. На схеме хорошо видно, что до середины оставалось 2/10 пути, а это 150 км. ( Половина - это 0,5; 0,5-0,3). Значит, можно найти 1\10 часть (150:2). Зная 1/10 часть, находим 10 частей (умножаем полученное на 10).

    Ход решения.

    Сначала найдем часть пути, оставшуюся до середины.

    1.  0,5-0,3=0,2(пути) осталось пройти до середины.

    Теперь можно найти 1/10 часть.

    2.  150:2=75(м) составляет 1/10 часть всего пути.

    Находим весь путь.

    3.  75 ·10=750(м) весь путь.


    На четвёртом этапе работы с задачей необходимо выполнить проверку результата решения, сравнить результат с условиями задачи, проверить его на достоверность. На этом этапе можно предложить другие варианты решения.

    Проверка решения задачи является моментом очень ценным для развития сознательности и самоконтроля. Часто учащиеся записывают ответ не задумываясь.

    Как проверить решение?

    Во-первых, сравнить с реальностью. Например, при решении задачи на нахождение скорости пешехода ученик получил ответ 25км/ч. При анализе найденного решения, приходим к выводу что такая скорость для пешехода нереальна. Или, находя часть класса, состоящего из 25 человек (к примеру 30%), учащаяся получила 750 человек.. Анализируя, понимаем, что часть от числа не может быть больше самого числа.(30% меньше 100%).

    Во-вторых, если результат реален, то надо проверить задачу на выполнение всех требований. Например, в задаче про Костю это можно сделать следующим образом.

    Какой путь прошёл Костя? 750:10* 3=225 м.

    Если он пройдёт ещё 150 м, это будет середина пути? 225+150=375 м, 750:2=375 м.

    Полезно предлагать учащимся применять различные варианты решения одной задачи, что приводит к выбору наиболее рационального способа решения и в то же время является проверкой результата.



    Примеры:

    1. Два пешехода одновременно вышли в противоположных направлениях из одного пункта. Скорость первого 4 км/ч, скорость второго 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? 

    1 способ.

    1. 4 *3=12 (км) прошёл 1-й пешеход за 3 ч

    2. 5 *3=15 (км) прошёл 2-й пешеход за 3 ч

    3. 12+15=27 (км) расстояние между пешеходами через 3 ч

    2 способ.

    1. 4+5=9 (км/ч) удаляются пешеходы друг от друга каждый час (общая скорость)

    2. 9 ·3 =27 (км) расстояние между пешеходами через 3 ч



    2.В первой коробке на 6 карандашей больше, чем во второй, а в двух вместе – 30 карандашей. Сколько карандашей в каждой коробке?

    1 способ.

    Если уменьшить количество карандашей в первой коробке на 6, то и сумма уменьшится на 6. Количество карандашей в коробках при этом будет одинаковым. То есть, 30-6=24; 24:2=12(к)-в меньшей коробке и 12+6 =18(к)- в большей коробке.

    2 способ.

    Если увеличить количество карандашей во второй коробке на 6, то и сумма увеличится на 6. Количество карандашей в коробках при этом будет одинаковым. То есть, 30+6=36(к); 36:2=18(к)-в большей коробке, 18-6=12(к(- в меньшей коробке.

    3 способ.

    Можно уравнять количество карандашей в коробках, если половину излишка переложить в меньшую коробку. При этом сумма не изменится. То есть 6:2=3 (к)-добавляется в меньшую коробку и убавляется из большей коробки; 30:2=15; 15+3=18(к)-в большей коробке, 15-3=12(к)- в меньшей коробке.
    Формирование приёмов решения задач «на процессы».

    Умение решать задачи данного класса я считаю очень важным умением. Во-первых в учебниках математики большое количество задач связано с разного рода процессами, начиная с 5 класса и по 9 класс. Во-вторых, отношения между величинами, «участвующими» в задачах данного типа, встречаются при изучении других смежных дисциплин, таких как физика и химия. Хорошо усвоенные арифметические приёмы решения данных задач позволяют без особого труда перейти и к алгебраическому способу их решения. Основная причина затруднений, которые обычно испытывают учащиеся при решении задач «на процессы», заключена не в исполнительной части деятельности, а в правильном выборе действий. Успешное решение задач данного класса предполагает знание зависимостей между тремя величинами: скоростью протекания процесса (v), временем (t) и его результатом (условно можно обозначить (s).

    Важно, чтобы у учащихся сформировались правильные понятия о каждой из этих величин и их зависимостях.

    Формирование понятия о времени протекания процесса.

    Некоторые учащиеся даже в 5-м классе плохо ориентируются во временных интервалах. При формировании этого понятия в некоторых случаях необходимо отработать временные интервалы с переходом через 12 часов дня и 12 часов ночи. С этой целью предлагаются задачи, например такого содержания:



    1. Поезд отправился от пункта А в 9 часов утра и прибыл в пункт В в три часа дня. Сколько времени был в пути поезд?

    2. Туристы вышли в поход в семь часов утра, а вернулись в 18 часов того же дня. Сколько времени туристы были в походе?

    3. Сколько времени пройдёт от семи вечера до трёх часов ночи?

    4. В 10 часов утра открылся кран. Сколько времени из него текла вода, если отремонтировали его в час дня?

    Формирование понятий о скорости протекания процесса и его продукте (результате).

    При формировании понятия скорости важно добиться от учащихся понимания того, что данное понятие относится не только к движению. Скорость – это часть продукта (результата) и выражается «чем-то», выполненным в единицу времени. Простейшие задачи на определение скорости процесса:



    1. Машинистка напечатала 120 страниц за 4 часа. Сколько страниц машинистка печатала за 1 час?

    2. Бак ёмкостью 60 литров наполнился за 6 минут. Сколько литров в минуту наливалось в бак?

    3. За двадцать лет дуб вырос на 60 дм. Определите на сколько дециметров дуб вырастал в среднем каждый год?

    В дальнейшем вопросы к задачам такого типа можно ставить в такой форме: определить скорость работы машинистки, скорость наполнения бака, скорость роста дерева.

    Чтобы проверить насколько учащиеся осознанно оперируют величинами, я использую задачи, которые могут провоцировать неверные действия, то есть такие, в которых нахождение либо v, либо t приводит к нецелому числу.

    Например:



    1. За 5 минут кран наливает 1 ведро воды. Сколько вёдер нальёт кран за минуту?

    2. За 21 день строители возвели 3 здания. Сколько зданий они строили за день?

    3. Машина прошла 2 км со скоростью 50 км/ч. Сколько времени ехала машина?

    Краткую запись к задачам «на процессы» можно оформить в виде таблицы: в первой строчке таблицы записываем условное обозначение величин, а во второй расшифровываем эти величины применительно к каждой задаче, в третьей строчке вписываем числовые данные.

    При анализе условия задачи полезно учащимся задавать вопросы:

    1)  Кто «участвует» в задаче?

    2)  Что он (они) делают? Сколько (s) ?

    3)  Сколько времени делают (t ) ?

    4)  Сколько выполняет за 1 единицу времени (v) ?

    Такие вопросы можно повесить у доски или оформить на карточках каждому учащемуся.

    Отвечая на вопросы, учащиеся заполняют таблицу.

    Например, к задаче 2 (см. выше) краткая запись выглядит так:



    v

    t

    s

    Количество зданий

    за 1 день



    Время работы

    Всего

    зданий


    ?

    21 день

    3 здания

    При решении большого количества таких простых задач у учащихся формируется навык их решения. Они понимают, как надо находить v, t, или s по известным двум другим величинам.

    Полезны задачи с лишними или недостающими данными, которые показывают наличие двух величин для определения третьей.

    Примеры:

    1. Пешеход отправился в путь в 5 часов утра. С какой скоростью он пройдёт 10 км?

    2. За какое время бригада, состоящая из 5 человек, сделает 100 деталей, если она работает со скоростью 25 деталей в час?

    3. Ученики 5 класса сажали деревья. Они начали работу в 10 часов утра, в час сажали по 3 дерева. Сколько деревьев они посадят через 3 часа?

    4. Три землекопа копали канаву длиной 20 м. За какое время они её выроют?

    Формирование понятия совместного действия.

    Второй уровень сложности задач «на процессы» связан с ситуацией совместного действия». Решение этих задач осложнено следующими факторами:

    1. Числом «участников»: действуют не один объект, а несколько.

    2. Характером взаимодействия: помогают или противодействуют.

    3. Временем включения в процесс: одновременно или в разное время включились в совместное действие.

    4. Дополнительными отношениями основных величин: появляются отношения между общими и частными значениями каждой величины. Так общая скорость (v0) теперь является не только функцией общего времени (t0) и общего суммарного продукта (s0), но и функцией частных значений скоростей.

    Действуя по схеме «от простого к сложному», вначале следует организовать работу по усвоению отношений между суммарным «продуктом» как результатом совместных действий всех участников и частными «продуктами»; между общей скоростью участников и частными скоростями; между общим временем процесса и временем действия отдельных участников. Особое внимание при этом следует уделить характеру взаимодействия: помогают или противодействуют.

    Примеры задач на функциональную зависимость: v0=f ( v¡); s0= f (s¡).



    1. Две бригады собирали фрукты. Одна собрала 800 кг, а другая 700 кг. Сколько кг фруктов они соберут вместе? s0= s1+ s2

    2. Два пешехода вышли навстречу друг другу. Один прошёл до встречи 10 км, а другой 8 км. Какое общее расстояние они прошли до встречи? s0= s1+ s2

    3. Из одного пункта в противоположных направлениях вылетели два самолёта. Один летел со скоростью 800 км/ч, а другой со скоростью 700 км/ч. С какой скоростью они удаляются друг от друга? v 0= v 1+ v 2

    4. Одна труба наливает 10 литров за 1 минуту, а вторая 15 литров за 1 минуту. Сколько литров за 1 минуту нальют обе трубы? v 0= v 1+ v 2

    5. Из одного пункта в одно и то же время в одну сторону выехали два велосипедиста. Один проехал 30 км а второй 25 км. На какое расстояние они удалились? s0= s1- s2

    6. Кран наливает бочку: каждую минуту 10 литров. А из отверстия в бочке выливается вода со скоростью 2 л в минуту. Какой объём воды набирается в бочке каждую минуту? v 0= v 1- v 2

    Анализ задач на процессы с несколькими участниками можно проводить по следующим вопросам:

    1)  Сколько участников процесса?

    2)  В одно время включаются в процесс или в разное?

    3)  Как они взаимодействуют:помогают или противодействуют?

    4)  Что известно в задачах об общих величинах v, t, s?

    5)  Что известно в задачах о частных величинах v, t, s?

    6)  Что требуется узнать?

    Краткая запись оформляется в виде таблицы, количество строк которой увеличивается на количество участников процесса.

    Рассмотрим работу с классом по решению задачи на каждом этапе.

    Например задача:

    Две тракторные бригады вспахали вместе 762 га поля. Первая бригада работала 8 дней и каждый день вспахивала 48 га. Сколько гектаров поля вспахивала каждый день вторая бригада, если она работала 9 дней? 

    1 этап. Анализируем условие задачи, отвечая на вопросы.

    1)  2 участника, 2 тракторные бригады.

    2)  Не известно.

    3) Помогают, значит s0= s1+ s2

    Ответы на остальные пункты можно сразу внести в таблицу.





    v

    t

    s




    Площадь, вспаханная

    за 1 день



    Время работы

    Площадь

    всего


    1 бригада

    48 га

    8 дней

    ?

    2 бригада

    ?

    9 дней

    ?

    2 этап. План рассуждений.

    Используем аналитический метод рассуждений. Начинаем с вопроса к задаче.

    -Чтобы узнать скорость работы 2-й бригады (v2), надо знать площадь, вспаханную ей (s2) и время её работы (t2).

    -Время работы известно, а площадь нет.

    -Чтобы узнать площадь s2, надо знать общую площадь s0 и площадь, вспаханную первой бригадой s1s0 известно, а s1 нет.

    -Чтобы найти s1, надо знать v1 и t 1. Это в задаче известно.



    3 этап. План решения.

    Найти s1, затем s2, затем v2.

    1)  48* 8=364(га) вспахала 1-я бригада за 8 дней.

    2)  762-364=398(га) вспахала 2-я бригада всего.

    3)  398:9=47(га) вспахивала 2-я бригада за 1 день.

    4 этап. Проверка полученного результата.

    Сначала убедимся в достоверности результата. После этого проверим, сколько га вспахала каждая бригада за всё время работы. Получится ли всё поле. Можно предложить детям поискать другой вариант решения.


    Составление задач учащимися.

    При работе с арифметической задачей нельзя пройти мимо вопроса о самостоятельном составлении задач учениками. При решении задач того или другого вида проверить качество усвоения вопроса можно такими заданиями: придумать задачу, в которой надо найти одну из трёх величин скорость протекания процесса, время или продукт его сначала с одним объектом, а потом с несколькими. Придумать задачу, в которой требуется найти часть от числа, составить задачу на прямую пропорциональную зависимость и т. д. При этом вначале, следуя принципу «от простого к сложному», предлагаются задачи в одно действие.

    Необходимо избегать шаблона в этой работе, когда составляется слишком большое количество задач совершенно однотипных. Такая работа для учеников мало продуктивна. Вслед за простенькими задачами можно предложить ученикам составлять так называемые комбинированные задачи, то есть такие, в которых к новому материалу предлагается присоединить материал, пройденный ранее. При этом, конечно, следует учитывать способности разных учащихся. Если ученику не под силу составление сложной задачи, пусть он придумает простую или предложить составить задачу по готовому условию, которое оформлено, например, в виде таблицы:
    Для составления задач надо учащимся дать ряд указаний:

    1. Задача должна иметь все необходимые данные и чётко поставленный вопрос.

    2. Предметное содержание и числовые соотношения задачи должны соответствовать действительности.

    3. Очень желательно, чтобы числовые данные, хотя бы частично, добывались самими учащимися, для этого рекомендовать использовать журналы, газеты, исторический материал, производственную практику родителей. Составление условия задачи – хорошее упражнение в краткой и точной математической речи.

    При таком подходе к составлению задач ясно, что работа эта вызывает большую самостоятельность, интерес, развивает творчество.

    Заключение.

    Задачи (в широком смысле этого слова) играют огромную роль в жизни человека. Задачи, которые ставит перед собой человек, и задачи, которые ставят перед ним другие люди и обстоятельства жизни, направляют всю его деятельность, всю жизнь. Мышление человека главным образом состоит из постановки и решения задач.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1) Исторически люди пришли к применению уравнений, обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом. Ребёнок должен пройти тот же путь – сначала рассуждать о «частях», опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом прийти к применению уравнений. За этот путь говорят и особенности мышления учащихся, тяготеющего к оперированию наглядными образами.

    2) На данном этапе обучения (5-6 класс) арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому, что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование, не выходящее за рамки опыта учащихся. Мышление пятиклассников конкретно, и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами или их образами, чем мы и занимаемся при арифметическом решении задач.

    3) Несмотря на небольшое количество часов, отведённое программой на изучение математики (5 часов в неделю), можно продумать и организовать работу с задачами таким образом, что ребёнок, опираясь на наглядность, будет переходить от простого к сложному, от практических действий с предметами к воображаемым действиям с данными в задаче величинами. Тем самым будет достигнута истинная цель обучения, заключающаяся не столько в освоении школьниками конкретных способов деятельности, сколько в развитии их мышления и практических умений в процессе освоения этих способов деятельности.

    Невозможно изобрести универсальную методику обучения решению задач, пригодную для всех детей и во всех случаях. Это всё равно, что искать лекарство от всех болезней. Предложенная методическая разработка - один из вариантов специальным образом организованной работы учителя с задачами.

    Памятка по математике

    Использовать при решении задач.

      1.        Прочитай задачу.

    2.        Изобрази на схеме ее условие.

    3.        Объясни, что показывает каждое число. Сформулируй главный вопрос задачи.

    4.        Представь себе мысленно, о чем говорится в задаче, расскажи вслух.

    5.        Сделай анализ задачи, то есть подумай над вопросом: можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? Если нельзя, то почему? Что надо знать для ответа на главный вопрос задачи?

    7.        Затем, после анализа, подумай и расскажи план решения.

    8.        Выполни его.

    9.        Подумай, нельзя ли решить задачу другим способом.

    10.     Проверь ответ и запиши.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Районное методическое объединение учителей математики Методика решения текстовых задач

    Скачать 258.92 Kb.