• Глава 1. Развитие строительного дела в Астраханском крае (Х VI - нач. ХХ в.)



  • страница1/16
    Дата27.11.2018
    Размер5.54 Mb.
    ТипЗакон

    Распоряжение Губернатора Астраханской области от 16. 02. 2006 n 92-р «О концепции подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани». закон


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    История строительной отрасли Астраханской области

    Оглавление


    Оглавление 2

    Глава 1. Развитие строительного дела в Астраханском крае (ХVI - нач. ХХ в.) 4

    Глава 2. Развитие строительной отрасли в Астрахани в 1920 –1940-е годы 33

    2.1. Астрахань в стройках первых пятилеток 33

    2.2. Астраханские строители в годы Великой Отечественной войны 50

    2.3. Послевоенный период восстановления и строительства 67

    Глава 3. «Размах великой стройки захватил Астраханскую область»: 1950-1960-е годы 82

    3.1 Новые направления промышленного развития региона 82

    3.1.1. Строительство и введение в строй АЦКК 100

    3.2. В лесах новостроек: развитие жилищного строительства 117

    Глава 4. Строительство в Астраханской области в 1970-1980-е годы 141

    4.1 Астраханские строители в создании промышленного регионального потенциала 141

    4.1.1. Строительство завода «ЛОТОС» и города Нариманов 155

    4.1.2. Участие астраханских строителей в возведении жилых гражданских и промышленных объектов Астраханского газоперерабатывающего завода 177

    4.2. Астраханский Колосс – восьмое чудо света (Строительство вододелителя) 211

    4.3. Мелиоративное строительство в Астраханской области и Калмыкии 231

    4.4. Подготовка инженеров-строителей 268

    4.5. Новый этап в жилищно-коммунальном строительстве 276

    Глава 5. Развитие строительной отрасли в Астраханской области в 1990-е – 2000-х гг. 304

    5.1. Новый период в развитии строительной отрасли в Астраханской области 304

    5.2. Вклад астраханских строителей в подготовку 450-летнего юбилея Астрахани 340

    Распоряжение Губернатора Астраханской области от 16.02.2006 N 92-р «О концепции подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани». Закон и бизнес в России. http://zakon-region.ru/astrahanskaya-oblast/10832. 340

    В Астрахани сдан в эксплуатацию еще один юбилейный мост. АстраханскаяОбласть.РФ. https://special.astrobl.ru/news/17459. 344

    В Астрахани строят дорогу завтрашнего дня. Астрахань FM. Служба информации. http://astrakhanfm.ru/jkh-stroitelstvo/jkh-stroitelstvo_59821.html. 345

    В Астрахани открыт первый пусковой комплекс общегородской транзитной магистрали непрерывного движения. АстраханскаяОбласть.РФ. https://www.astrobl.ru/news/63684. 348

    В Астрахани началась реставрация Кремля. Астрахань FM. Служба информации. http://astrakhanfm.ru/kultyra/kultyra_46376.html.; Кремль реставрируют //Интервью А. Богатенко, начальника департамента культурного наследия министерства культуры Астраханской области.08.12.2007. 349

    Областной диагностический центр Александро-Мариинской областной клинической больницы начал свою работу. Официальный сайт Министерства здравоохранения Астраханской области. http://minzdravao.ru/press-release/oblastnoy-diagnosticheskiy-centr-aleksandro-mariinskoy-oblastnoy-klinicheskoy-bolnicy. 363

    Ликвидация аварийного жилищного фонда Астраханской области. АстраханскаяОбласть.РФ. https://www.astrobl.ru/news/70846. 366

    Глава 6. СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 378



    Глава 1. Развитие строительного дела в Астраханском крае (ХVI - нач. ХХ в.)


    Территория Астраханской области, расположенная в непосредственной близости от берегов Каспия, издревле привлекала человека благодаря своему выгодному геополитическому положению на пересечении торговых путей и богатствам дельты Волги. Земля Астраханского края была заселена поочередно скифами, сарматами, хазарами, печенегами. С XIII в. в регионе поселяются монголо-татары, основавшие здесь столицу Золотой Орды город Сарай-Бату. По свидетельствам современников, город был настолько огромен, что всаднику требовался целый день, чтобы обогнуть его по периметру городских стен. В городе находилось тринадцать только соборных мечетей, ханский дворец, множество других строений и т.п. В конце XIII в. на высоком правом берегу Волги в 12 км от современной Астрахани возник крупный золотоордынский город Ас-Тархан. В 1395 г. Сарай, Ас-Тархан и другие города Золотой Орды были покорены и разграблены среднеазиатским завоевателем Тимуром (Тамерланом). На осколках Золотой Орды со временем появилось новое государственное образование – Астраханское ханство.

    После его присоединения к России (1556 г.) для охраны новых границ встал вопрос о размещении на Нижней Волге постоянного военного гарнизона, строительстве оборонительных сооружений. Для строительства крепости царскими воеводами Иваном Черемисиновым и Михаилом Колупаевым был выбран Заячий или Долгий бугор из-за выгодного стратегического местоположения - «...со стороны к востоку окружен непроходимыми болотами, тинами, солончаками и частию лесом. С севера Волгою, тремя реками и большими ильменями. С полудня глубочайшим соляным озером до самого бугра… С запада Волгою, так что за 10 верст подойти к нему было невозможно...»1. Следует отметить, что Михаил Колупаев имел уже опыт фортификационного строительства: в 1554 г. он возглавлял работы по возведению Тульского участка Засечной черты – крупнейшего военно-инженерного сооружения того времени2.

    Прибывший летом 1558 г. новый воевода, талантливый «градоделец» Иван Выродков, прославившийся в «казанском деле» при возведении Свияжска, тут же приступил к сооружению крепости.

    Оборонительные сооружения, возведенные Выродковым, обеспечивали безопасность города лишь на первое время и к концу столетия уже перестали отвечать требованиям обороны. Учитывая все это и особенно окраинное положение Астрахани, в 1582 г. началось строительство Астраханского каменного кремля. Строительные отряды формировались из «служивых людей», к которым примыкали переселенцы из «торговых» и «земледельческих» людей. Руководили работами специально присланные из Москвы «градодельцы» Михаил Вельяминов, Григорий Овцин и особый дьяк Дей Губастый. Строили город не как Бог на душу положит, а по утвержденным в Москве чертежу и смете, при этом долго размышляли, как приспособить его к окружающей местности.

    Из-за отсутствия топлива для обжига, оказалось невозможным организовать производство строительного материала на месте, поэтому мастера использовали плинфу – квадратной формы кирпич, привозимый из разрушенных золотоордынских городов. Помимо плинфы, русские мастера употребляли в дело строительства крепостных стен и башен и «старое связующее»3.

    Естественной осью формирования городской застройки являлась Волга: город будто «вырастал» из великой реки. Кремль доминировал над округой, объединяя и организуя ее, ориентировал развитие города в восточном направлении. Находясь на перекрестке торговых путей, Астрахань привлекала внимание иностранных и русских купцов, которые продавали или провозили через нее свои товары. В XVI столетии в Белом городе возникли Персидский, Армянский, Индийский гостиные дворы. Астраханская крепость стала надежным бастионом на юго-востоке России, ни разу не захваченная врагами.

    Секретарь Гольштейнского посольства Адам Олеарий в 1636 г. побывавший в Астрахани писал: «Город снаружи, с Волги, имеет довольно красивый вид по множеству башен и колоколен; внутри же по большей части состоит из деревянных строений... В городе проживают, впрочем, не одни только Русские, но и Персияне и Индийцы, все они имеют там свои торговые площади. Также Бухарцы, Крымские и Ногайские Татары, Армяне… и все эти народы ведут всякого рода товарами значительную торговлю…»4.

    Долгие годы после присоединения Астраханского ханства Астрахань оставалась единственным населенным пунктом на громадном пространстве от Казани до самого Каспия.

    В XVII в. в низовьях Волги начинают появляться городки-крепости – в 1627 г. строится небольшая крепость Черный Яр в 250 верстах, в 1665-1667 гг. для защиты Астрахани и охраны рыбных промыслов с востока строится крепость Красный Яр. Уже в XVIII в. в 1742 г. на волжском торговом пути между Черным Яром и Астраханью была построена крепость Енотаевск.

    Пограничное положение Астраханского края ставило задачи защиты степных рубежей и Московского торгового тракта, что заставило правительство приступить к созданию казачьих формирований в Астраханской губернии5.

    В XVIII в. возникли станицы астраханских казаков. С 1750 г. начинается история станицы Казачебугровской (ныне микрорайон судоверфи им. С.М. Кирова г. Астрахани), с 1765–1766 гг. — станиц Грачевской (ныне с. Грачи), Ветлянинской (с. Ветлянка), Копановской (с. Копановка), Косикинской (с. Косика), Сероглазинской (с. Сероглазово), Замьяновской (с. Замьяны), Лебяжинской (с. Верхнелебяжье). В 1785 г. появилисьГородофорпостинская (или Атаманская — ныне часть Трусовского района г. Астрахани) и Дурновская (с. Рассвет) станицы. Кроме того, в состав полка включались казачьи городовые команды (Красноярская, Черноярская) и некоторые станицы расформированного Волжского казачьего войска.

    Поселения станичники строили на крутых берегах рек, возвышенных участках, защищенных оврагами, глубокими рвами и земляными валами. Станица являлась основным типом поселения, в центре которой находились церковь, станичное правление, школа, торговые здания и др.

    Иные условия расселения были по левой стороне Волги, которые формировались с учетом освоения природных ресурсов - соляных богатств. Соляное дело в России долгое время было государственной монополией. Первые известия о Баскунчакском месторождении появились еще в царствование царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). В 1741 г. были исследованы огромные запасы соли озера Эльтон. Однако, Баскунчакская соль оказалась по химическому составу намного качественней эльтонской, берега озера менее болотистыми, а дорога до ближайшей волжской пристани в 2 раза короче. Эта пристань, возникшая в 1768 г., положила начало современному Ахтубинску, типичному примеру того, как выгодное географическое положение на местах перевалки грузов стало причиной возникновения и дальнейшего развития города, ставшего к настоящему времени вторым по величине в области. Соляному промыслу и перевалке соли на речной транспорт обязано своим возникновением и село Капустин Яр, основанное в 1800 г. солевозчиком Капустиным.

    Если по правобережью Волги проблема защиты переселенцев была в целом решена к началу 70-х гг. XVIII в., то луговая сторона была полностью беззащитна. Было решено ежегодно на осень и зиму выставлять за Волгой воинский кордон, который должен представлять цепь постов. Постоянными кордоны стали в 1793–1794 гг., сформировав собой новый элемент в планировочном каркасе региона. Благодаря кордонной линии возникли такие крупные селения, как Харабали (в настоящее время районный центр), Михайловка, Новониколаевка, Тамбовка и др.

    К числу традиционных построек в Астраханской губернии относились деревянные пластинные и саманные дома. В XVII-XVIII вв. в Астраханской губернии получает развитие производство строительных материалов – кирпича, изготовлением которого занимались различные категории населения. Так, среди несших гарнизонную службу в Астрахани стрельцов И. Сундук и Г. Максимов владели сообща «кирпичными заводами», состоящими из сарая (15х15 сажень), подъемного устройства (очепа), желобов для подачи воды и «крышки» - навеса для сушки кирпичей. Пушкарь Н. Калашников имел в собственности «кирпичные заводы», держал приказчиков и работников. Имели кирпичные сараи подполковник Неелов, канцелярист С. Татаринов, рыбопромышленник К. Ефремов бравший также заказы на и плотничные работы. Купцы и рыбопромышленники, имевшие ремесленные мастерские, нанимали до 9 мастеров6.

    Производство кирпича было процессом крайне трудоемким. Сначала необходимо было запастись пригодной для производства кирпича глиной (намоченная водой глина должна приставать к подошвам), которую рекомендовалось осенью, чтобы затем дать ей всю зиму лежать. Считалось, что замерзшая и оттаявшая глина «к употреблению способнее». Непосредственно перед формованием кирпича глину поливали водой, смешивали с небольшим количеством песка (чтобы при обжиге кирпич не трескался) и непрерывно топтали ногами. Формовка кирпича осуществлялась вручную с помощью деревянных станков и ножа. За формовкой следовал обжиг в небольших переносных печах. «Доброта» обожженного кирпича определялась по следующим признакам: хороший кирпич должен звенеть при ударе, иметь плотный, не рыхлый разлом, не менять цвета и не прибавлять тяжести в воде. Сушить кирпичи можно было только летом.

    Основным связующим раствором служила известь, которую приготовляли путем выжига в особых печах «зернистого известняка», затем «гасили» водой и выдерживали в ямах, после чего смешивали с песком и «смачивали» водой7.

    Химический состав бугров на которых возводилась Астрахань, состоящих из красно-желтой глины, являлся почти готовой смесью для приготовления кирпича-сырца. Из этой же глины делали черепицу для крыш. Топливом для обжига кирпича служил чакан и камыш8.

    В связи с тем, что в источниках нет прямых сведений достаточно сложно определить объем продукции первых астраханских кирпичных заводов. «Некоторые сведения о производительности труда дают наемные записи кирпичников. Их норма в 20000 кирпичей в сезон указана в 5 из 9 подрядных, по которым работали 11 из 17 человек. Цена тысячи кирпичей устанавливалась в 75 коп. Следовательно, работник зарабатывал 15 руб. за сезон».

    В документах 1614-1699 гг. имеется упоминание о 2282 стрельцах-ремесленниках, среди которых было 197 плотников, 54 каменщика. В 1695 г. стрелец А. Минин выполнял заказы и частных лиц, и Астраханской приказной палаты, стрелец В. Матвеев точил балясы по заказам Делового двора. Стрелец Т. Антипьев «с товарищи» плотничали и изготовляли оборудование лавок, делали полки, палати, чуланы, ставни и «мостили перед ними мосты». В 1698 г. они оборудовали, таким образом, 5 лавок в Гостином дворе, получив за работу 1 руб. 70 коп. И. Федотов в 1697 г. вместе «с товарыщи» взял подряд на перекрытие крыши Гостиного двора. Пушкарь Кошка был печником.

    В мастерских стрельцы работали сами, использовали труд своих семей и учеников, иногда наемных работников. Однако, как правило мастерские не выходили за рамки обычных ремесленных заведений, характерных для городской экономики того времени.

    Среди населения городов Астраханской губернии можно выделить записных ремесленников строительных специальностей. В Черном яре, Красном яре их было немного, но в Астрахани они составляли значительную группу населения. Ими ведал Деловой двор, к которому для производства работ были приписаны плотники и каменщики. В XVII в. самой многочисленной группой ремесленников Делового двора были плотники (в 1697 г. насчитывалось 100 плотников и всего 18 каменщиков).

    В уездных городах губернии плотники и каменщики входили в штат приказных изб. Записные ремесленники получали денежное (5 руб. в год) и хлебное жалование9.

    Динамично развивавшемуся городу с быстро растущим населением было тесно в прежних границах. Его движение на южные окраины стало возможным благодаря строительству канала, соединившего реки Волгу и Кутум. Эта идея исходила от Петра I, посетившего Астрахань в 1722 г. Предлагая прорыть канал, соединяющий Волгу с Кутумом, Петр I руководствовался необходимостью осушения территорий и ограждения города от разливов притоков Волги10.

    «Канальные работы» начались лишь в 1744 г. и завершены в 1817 г. на частные средства (600 тыс. руб.) известного астраханского купца И.А. Варвация. Новый градоформирующий фактор в значительной степени повлиял на организацию планировочной застройки Астрахани, «выпрямляя» городские кварталы и улицы, «оживляя городской пейзаж». «Водное кольцо» (Волга, Кутум, канал), подчеркнув своеобразие островного ландшафта, четко обозначило исторический центр, «парадную» часть города, принимаемую за таковую всеми жителями и гостями Астрахани11.

    В 1763 г. вышел указ Екатерины II «о делании всем городам, их устроению и улицам специальных планов в каждой губернии особо»12, на основании которого «Комиссией каменного строения» был разработан первый Генеральный план Астрахани (автор архитектор А.В. Квасов). В 1869 г. план был утвержден императрицей.

    В плане была заложена основа ансамблевой застройки Белого города и идея «протяженного центра»13. Он предусматривал расширение городской территории на юг за счет земель, лежащих вдоль канала до берега Волги. С обоих сторон канала была оставлена свободная полоса для проезда и посадки зеленых насаждений. На территории Белого города была предусмотрена новая сетка улиц регулярного типа с укрупнением кварталов.

    В 1774 г. появился новый Генеральный план, частично корректировавший предыдущий. В нем уже была детальная разработка отдельных площадей групп кварталов и замена уничтоженных пожаром строений14.

    В начале XIX в. в основе градостроительной политики лежала унификация, нашедшая свое отражение в планах городов, наличие которых в соответствии с Городовым положением было обязательным. Регулярное типовое строительство, по мнению, властей, должно было изменить облик российских городов. Идея «каменного города» должна была олицетворять городской образ жизни, демонстрировать общественное и материальное положение горожанина. Дома предписывалось строить «по чертежу архитектора», фасадами на улицу. Статус административного центра, игравшего важную роль в экономической жизни страны, торгового города требовал упорядоченного планирования и в Астрахани.

    В 1801 г. император Александр I утвердил Генеральный план застройки Астрахани, составленный губернским архитектором А. Дигби. К плану были приложены подробные Правила построек (можно с уверенностью констатировать, что это были первые Правила землепользования и застройки г. Астрахани, которые в настоящее время предусмотрены действующим законодательством и являются обязательным к исполнению документом градостроительного зонирования) для обывательских деревянных и каменных домов, которые предписывали: «…все строения, находящиеся в противность плана, по средине али на краю назначенных улиц, площадей и эспланады, в течение года сломать, и все улицы, площади и эспланаду означить, по крайней мере, заборами, соответственно плану», а владельцам сломанных домов «отвести в других частях и кварталах места, без всякой платы. Улицы должны быть выставлены и в приличных местах прорыты каналы»15. «В Белом городе производить только каменное строение, не менее как в два этажа»16.

    Постройки из кирпича штукатурились снаружи. Штукатурить не разрешалось до истечения года с момента завершения строительства, чтобы здание, построенное на медленно твердеющем известковом растворе, успевало просохнуть17.

    Фасады городских домов должны были соответствовать типовым. Согласно циркулярным предписаниям дома окрашивали в белый, палевый, бледно-желтый, светло-серый, бледно-розовый и желто-серый цвет. Для прорисовки фасада все детали выделялись светлым или белым цветом. В связи с засоленностью почвы, агрессивностью грунтовых вод и слабостью местного кирпича содержание зданий требовало значительных средств18.

    Отечественная война 1812 г. прервала строительные работы, но уже в начале 1820-х гг. городские власти вновь приступили к реализации Генерального плана застройки Астрахани.

    Воздвигаются административные постройки и в уездных городах. В 1824 г. в Черном яре строится по «образцовым» проектам здание Присутственных мест, в 1835 г.- в Красном яре. В здании Присутственных мест в Красном яре размещалось полицейское управление. Это п-образное сооружение располагалось в центральной части и являлось одним из зданий, формировавших площадь поселения19.

    О том, как в первой половине XIX в. в Астраханской области осуществлялось строительство, можно судить на примере возведения Тюремного замка, который наглядно демонстрирует зарождение конкурсных процедур при выборе исполнителя оплачиваемых из казны работ, законодательно закрепленных в настоящее время.

    До начала XIX в. в Астрахани не было специального тюремного здания и 28 февраля 1821 г. министр внутренних дел В.П. Кочубей издал предписание за № 69, которое положило начало его строительству. Для его сооружения 12 июля того же года под председательством Астраханского губернатора И.И. Попова создана специальная комиссия в составе губернского прокурора Сучкова, советника губернского правления Дронина, губернского архитектора Депедри, купца Казачихина. За основу был принят образцовый проект тюремного замка для губернского города, составленный известным архитектором А.Д. Захаровым (по его проекту были построены трюмные замки в Харькове и Нижнем Новгороде).

    Финансирование строительства осуществлялось за счет государственных средств. По предложению губернатора Комиссия 26 января 1822 г. постановила в целях обеспечения кирпичом строительства Тюремного замка построить на Стрижевом бугре два кирпичных завода. Рабочих планировалось разместить «в строениях Афонской больницы, состоящей близ сего места». Смотрителем при строящихся казенных заводах был назначен из инвалидной команды отставной унтер-офицер Иван Мальцов (с годовым жалованием в размере 300 рублей)20.

    Различные стройматериалы доставлялись подрядчиками из разных губерний России. Так, например, в 1822 г. городской голова Алексей Петрович Сапожников совладелец фирмы «Братья Сапожниковы» заключил выгодный подряд на поставку строительных материалов для сооружения тюремного замка. Он должен был доставить: «бутовый камень, серяку лучшего сорок кубических сажен, за который договорились получить за каждую сажень по 67руб.», а также «тысячу пять пудов семь фунтов железа по осьми рублей по двадцати по три копейке пуд» и гвоздей «для прибивки брусьев к стропилам пятивершковые шестьдесят четыре пуда три фунта...»21.

    По распоряжению комиссии были объявлены торги «на каменную работу» при строительстве Астраханского тюремного замка, которые выиграл экономический крестьянин Владимирского уезда Владимирской губернии Сидор Петров Зобнин.

    Ввиду того, что строительство казенных кирпичных заводов затягивалось, а контракт на выполнение каменных работ с Зобниным уже подписали, было решено заключить договоры с частными лицами, производящими кирпич на собственных заводах, в том числе с астраханским армянином Герасимом Канчеевым (на изготовление 50000 штук кирпича), с мещанином Михайло Петровым Ложкиным (145000 штук), с астраханскими армянами Мартиросом Зурабовым и Богданом Мизандронцовым (100000 штук), с купеческой вдовой Прасковьей Львовной Андреевой (150000 штук), с коллежским асессором Петровым Александровым (150 000 штук).

    К отделочным работам были привлечены: штукатуры, плотники, столяры, кровельщики, кузнецы, печник, и пр. Контракт на изготовление железных решеток Комиссия заключила с астраханскими кузнечного дела мастерами Петром Михайловым Толоконцовым и Яковом Алексеевым Кузнецовым. Они изготовили «по утвержденным рисункам кованые решетки для подвала (10 штук, высота 14, ширина 12 вершков каждая, весом в 1 пуд), нижнего этажа Главного корпуса тюремного замка (15 штук, высота 11, ширина 5 четвертей, каждая в 4 пуда) и в арки у воротных въездов (3 штуки, полукруглые, длиной внизу 3 аршина с половиною, в середине 7 четвертей, весом каждая в 25 пудов)».

    Производство плотничьих работ обеспечивал крепостной крестьянин помещика А.С. Рахманова Владимирской губернии Владимирского уезда деревни Васильевой Иван Филиппов Кузнецов «со своими рабочими людьми». Кровельной работой занимался саратовский мещанин Илья Федоров Кузнецов. Русские бани из кирпича, печи, очаги и трубы строил крепостной крестьянин помещицы Некрасовой Ярославской губернии и Ярославского уезда Яков Крявкин.

    Штукатурные работы производил крепостной крестьянин помещика Некрасова Ярославской губернии деревни Гозулиной Иван Андреев Галкин «с товарищами». На кирпичные стены облицовка, производимая из смеси извести с алебастром и песком, накладывалась непосредственно, а на деревянные потолки и переборки – на предварительно нанесенную дранку. Покраску осуществил отставной урядник Астраханского казачьего войска Василий Кобзеев22.

    В 1824 г. строительство тюремного корпуса с мощными стенами и башнями было завершено.

    В связи с тем, что в начале XIX в. казенные здания строились по типовым проектам, у нас есть возможность судить и о том, как выглядели другие постройки тех периодов в Астрахани, в том числе дом городского общественного собрания. Историк Л.Е. Шепелев так их описывает: «При сооружении всех этих зданий главное внимание обращалось на их фасады, а также на парадные залы и вестибюли, сам вид которых должен был вселять уважение к власти. Между тем условия службы в этих зданиях были не совсем благоприятны, а их содержание требовало больших усилий и обходилось дорого. Начнем с того, что все здания отапливались печами. Запасы дров хранились тут же во дворах. Топить печи приходилось не реже двух-трех раз в неделю. Во многих случаях они чадили. Нередко в помещениях было сыро. Поскольку водопровод и канализация появились лишь к середине XIX в., санитарная обстановка как в самих зданиях, так и во дворах была неблагоприятной. К весне скопившиеся нечистоты делали жизнь в городе почти невозможной»23.

    Астрахань имела большие проблемы с водоснабжением, что было крайне опасным с точки зрения санитарно-эпидемиологического благополучия.

    В начале 1870-х гг. появились первые проекты водопровода и городского общественного управления занялось поиском источников финансирования, составлением контрактов на постройку, разработкой технических проектов24. 9 июля 1873 г. от имени Астраханского городского общественного управления городской голова А.К. Ключарев заключил контракт по устройству водопровода с концессионерами: генерал-адъютантом В.М. Ефимовичем, почетным потомственным гражданином А. Слонимом, новгородским II гильдии купцом Г. Гинсбургом. По условиям контракта водопровод должен был быть построен за 2,5 года, а затем в течение 50 лет принадлежать его устроителям.

    Однако недобросовестное отношение со стороны контрагентов привело к затягиванию строительства на 7 лет. Наконец 10 июня 1880 г водопровод был введен в эксплуатацию25.

    Городская Дума неоднократно выражала недовольство деятельностью акционерным Обществом Астраханских водопроводов, поскольку вода по своему качеству оказалась очень плохой. Так, проведенная в мае 1882 г. проверка показала, что «с наступлением весеннего половодья вода из водозаборных кранов отпускается для потребления жителям не очищенная, а мутная»26.

    В течение 1882–1883 гг. водопроводным обществом были построены «добавочное фильтерное здание, вторая батарея фильтров и железный резервуар» и введена оплата за пользование водопроводом. В 1885–1887 гг. были проведены дополнительные водопроводные магистрали по некоторым улицам. В 1889–1891 гг. водопроводное общество соорудило еще четыре магистральных трубы. В 1895 г. были построены железные резервуары для отстоя воды, в 1898 г. – три новых магистрали водопровода.

    Однако качество воды по-прежнему вызывало нарекания со стороны санитарных врачей. В 1888 г. в Думу было внесено предложение учредить постоянный контроль над деятельностью водопровода. Городская управа высказалась за наем специального контролера, для которого следовало выработать особые инструкции27.

    Между городскими властями и Обществом Астраханских водопроводов произошел серьезный конфликт. «20 лет пользования дурной водой за высокую плату», – таков был вывод думской водопроводной комиссии. Депутаты городской Думы считали, что, только взяв дело в свои руки можно справиться с проблемами. Городская Дума поставила вопрос о приобретении водопровода в собственность города для упорядочения водоснабжения. Начались длительные переговоры, затягивавшиеся по причине отсутствия у города необходимых средств. В итоге, путем соглашений с Обществом Астраханских водопроводов, город выкупил у него водопровод за 800 тыс. руб., и с 1 января 1910 г. он стал собственностью города28

    В правобережной части города на Форпосте водопровод был построен в 1909 г. и предназначался для обеспечения водой центральной части поселка. В 1910-1911 гг. в связи с развитием рыбообрабатывающих предприятий на р. Прямая Болда и для водоснабжения городских скотобоен, железнодорожной станции Астрахань I бельгийской концессионной компанией «Брамлей» был построен еще один водопровод.

    Мощность всех городских водопроводов в 1913 г. составляла примерно 10 тысяч куб. м в сутки при численности населения около 165 тысяч человек. Таким образом, на одного человека в сутки приходилось в среднем около 4 литров воды29.

    Не менее важным для города оставался вопрос о строительстве канализации. В XIX столетии в Астрахани применялась выгребная и вывозная система удаления нечистот: ямы под надворными клозетами по мере их заполнения, выгребались черпаками, и «золото» в бочках ассенизационных обозов вывозилось на свалки, находившиеся за городскими заставами. Ямы для нечистот, устраиваемые при жилых помещениях, обычно делались с деревянными срубами, легко пропускающими содержимое наружу. Все это сильно загрязняло почву, заражало воду и воздух30.

    В 1885 г. в Астрахани стал практиковаться вывоз отходов в море. Но санитарная комиссия города резко высказалась против этого способа. В 1888 г. был опробован опыт сжигания отходов. Но и эти действия также были признаны несовершенными, так как микроскопические остатки после сгорания загрязняли воздух и оказывали вредное воздействие на здоровье населения.

    В 1892–1895 гг. отходы, по предложению городской управы, вывозились шаландами на земли, арендованные у кулаковских татар. Однако это было лишь частичное решение вопроса, так как свыше 90 % территории города находилось ниже уровня паводковых вод р. Волги и ее рукавов31. Во время дождей эта часть города затапливалась, и все содержимое выгребных ям вытекало наружу, поэтому Астрахань нуждалась в надежном канализационном коллекторе.

    В августе 1904 г. профессор Н. Чижов составил подробный проект астраханской канализации32. После рассмотрения техническо-строительным комитетом Министерства внутренних дел 1 июля 1908 г. он получил одобрение. Проект предусматривал установку на реке Царев насосной станции, нагнетавшей воду в канализационный канал, и сооружение «полей орошения» на острове Атале33.

    Однако решение вопроса о канализации затягивалось. Причина заключалась не только в финансовых трудностях, но и в том, что у города не было необходимых территорий для очистки и хранения сбросов канализации. Городское управление неоднократно ходатайствовало «об уступке» городу острова Атал34. Лишь в 1912 г. городским властям удалось заключить «в соглашение» с жившими на Атале туркменами и город смог использовать остров для нужд канализации35.

    Торги на сдачу канализационных работ прошли в мае 1914 г.36 Зимой 1915 г. в Астрахань были доставлены люки, вентиляционные тумбы и другие чугунные изделия из Саратова (завод Колесникова). Начались поставки чугунных труб для переходов коллектора через водоемы (Кутум и Варвациевский канал) Макеевским заводом (Донская область). Из Белоруссии поступили гончарные трубы37. В декабре 1915 г. были закончены работы по сооружению коллектора на 5-й Бакалдинской улице (от ул. Паробичебугорной до поворота на ул. Калустовскую)38. К работам привлекались австрийские и немецкие военнопленные39.

    Революционные события и гражданская война отодвинули перспективы устройства канализации в Астрахани до начала 1930-х годов.

    Но вернемся к застройке Астрахани. Город рос не только за счет возведения казанных зданий по типовым проектам, но и благодаря строительству так называемых доходных домов с квартирами, сдаваемыми в наем. Как правило, доходный дом занимал по периметру весь принадлежавший домовладельцу участок с незастроенным внутренним двором. Фасады доходных домов имели богатую архитектурную и декоративную обработку, в то время как внутренний двор не отличался какой-либо изысканностью. По типу планировки доходные дома делились на коридорные, галерейные и секционные40.

    В солидных многоквартирных домах снимали квартиры крупные чиновники, предприниматели и офицеры. Квартирантами являлись также астраханские врачи, учителя, инженеры. В домах подешевле арендовали жилье наемные рабочие, торговцы, ремесленники, – все те, кто в нем нуждался.

    Большинство состоятельных горожан жило в собственных особняках: одни небольшие деревянные, другие двух-трехэтажные каменные. Особняками застраивались целые улицы Астрахани. Вдоль границ участка, занимаемого особняком, стояли служебные постройки. Там размещались баня, дровяной сарай, погреба, ледники и кладовки с провизией. Во флигелях и полуподвальных помещениях жила прислуга. Территория городской усадьбы, как правило, огораживалась, для въезда устраивались однополотные или двухполотные ворота.

    Роскошные купеческие усадьбы А.И. Губина, Ф. Будагова, М.А. Шелехова, Беззубиковых, Догадиных располагались на набережной Кутума. Это в основном многоэтажные каменные постройки, отличающиеся добротностью и роскошью. До наших дней сохранился памятник деревянного зодчества дом купец первой гильдии Г.В. Тетюшинова, расположенный на ул. Коммунистической. Это двухэтажный деревянный дом со светелкой, окруженный с трех сторон двухъярусной галереей.

    Особой категорией построек являлись жилища городской бедноты. По мнению журналиста «Астраханского листка», «большая часть предместий: Криушенского, Закутумского или Луковского, Воскресенского, Паробичево-бугоринского и Царевского, предназначены к сломке41. Согласно сообщению санитарного врача 1 участка г. Астрахани Б. Кирзнера, около 4 тыс. жителей района в 1904 г. находились в невозможной обстановке; люди были лишены подчас света и свежего воздуха, жили «в сырости, грязи телесной и духовной, что порождало атмосферу порока и преступления». В некоторых квартирах вместо 5 человек проживало 16–20. Врач полагал, что решение жилищной проблемы для беднейших слоев населения необходимо изъять из «частных рук» и передать в ведение городского самоуправления42.

    Важным компонентом культурного пространства города, сохранившего традиции ландшафтной застройки, становились общественные сады и бульвары. «Озелененные проспекты» предусматривались планом 1769 г., садово-парковая зона в устье Кутума была выделена в плане Астрахани 1801 г. Местами отдыха астраханцев считались Губернаторский сад (Братский садик), Александровский бульвар, примыкавший к южной стене кремля (площадь им. Ленина), набережная канала (канал 1 Мая), парк «Аркадия» и др.

    Долгие годы визитной карточкой Астрахани являлся шедевр русского стиля в деревянном зодчестве XIX века - летний театр в саду «Аркадия» (сгорел в 1976 г.). В 1886 г купец второй гильдии К.А. Полякович сделал доступным «для гуляний публики…» принадлежащий ему сад. В 1899 г. в саду по проекту губернского архитектора П.В. Шкателова был построен летний театр. Для работы приглашались лучшие мастера-резчики, лес для постройки был заготовлен в Нижегородской губернии. Остроконечные шпили над многочисленными башенками, ажурная резьба делали здание театра похожим на сказочный терем. В начале XX в. вокруг театра возник целый увеселительный комплекс: два вокзала (увеселительное здание с музыкой и танцами), открытая эстрада, клуб Общественного собрания, деревянные резные ворота с остроконечной кровлей43.

    Во второй половине XIX – начале XXв. промышленные постройки вырастали не только на окраинах городов, но и в их центральной части. Примером может послужить астраханская электростанция (двухсветный машинный зал с семи осевым фасадом), построенная в 1910 г. по образцу тепловых электростанций рубежа XIX-XX вв. (Авторы проекта архитектор П.И. Коржинский и городской электротехник инженер Г Зайковский). Оценив перспективы, которые должна была принести с собой электрификация, городские власти выразили готовности выпустить облигационный заем на строительство электрической станции. По мнению Городской управы, она «...доходами от частных потребителей может окупить расходы по своему содержанию и, следовательно, явится большая экономия в расходах по освещению города. С течением времени, развитием и ростом города, собственная городская электрическая станция будет давать еще больше»44. Место для электростанции было выбрано в центральной части города, на берегу р. Кутум, между Индийской (ныне ул. Володарского) и Рождественской (ныне ул. Коммунистическая) улиц45. В годы Первой мировой войны потребовалось увеличить мощность станции и городские власти изыскали средства на ее модернизацию (перейти на трехфазные генераторы и паротурбинные двигатели). Работы по расширению и переустройству городской электростанции были начаты в октябре 1915 г. под руководством инженера Б.И. Гаршвы46, на строительных работах и на работах, связанных монтажом оборудования использовался труд военнопленных (в 1916 г. трудилось 122 пленных)47.

    К числу прибыльных для города предприятий относились общественные скотобойни, призванные удовлетворить потребность астраханцев в мясных продуктах питания. В ноябре 1880 г. состоялось их открытие. Деревянные бойни, выстроенные на сваях на берегу реки Царев, прослужив городу более десятка лет, обветшали, а их антисанитарное состояние вызывало опасения не только у городских властей. Однако, несмотря на официальный запрет, скотобойни продолжали функционировать. Решение о строительстве нового предприятия принималось Думой медленно, по причине нехватки денежных средств и из-за бюрократической волокиты48. Только в 1909 г. астраханская Дума принимает решение, а в 1911 г. приступает к постройки новых боен в Болдинской степи, на стрелке реки Болды и Казачьего ерика49. Они начали работать 17 июня 1914 г.50 На сооружение скотобоен городские власти затратили около 960 000 руб.51 Прибыль города от эксплуатации общественных скотобоен составляла в 1916 г. – 24 837 руб. 70 коп.52

    Быстрорастущий город, каковым являлась Астрахань, требовал развития новых видов транспорта, более экономных и вместительных по сравнению с тем, что могли предоставить извозчики.

    Вопрос о сооружении в Астрахани конно-железной дороги возник в стенах городской Думы в декабре 1884 г.53 Однако решение вопроса откладывалось по различным причинам. Наконец в 1896 г. собрание городской Думы высказалось за устройство трамвая концессионным способом, была назначена комиссия под председательством городского головы И.Н. Плотникова для разработки условий концессии54.

    На сооружение трамвая в Астрахани акционерным обществом Астраханских трамваев была взята концессия с правом эксплуатации до 10 апреля 1932 г. Город имел право выкупить трамвай через 18 лет после подписания контракта (10 апреля 1897 г.). Концессионер выплачивал городу ежегодно «4 % с валовой выручки» от эксплуатации предприятия55. Капитал, вложенный в проект «Астраханский трамвай», составил 1 млн 300 тыс. руб.

    Торжественное открытие движения трамваев произошло 11 июня 1900 г. Общая площадь, занятая трамвайными путями, составила 7 689,11 квадратных саженей. Первыми были открыты линии «Болда» и «Отрадное»56.

    Протяженность «электрической железной дороги» в Астрахани росла из года в год. Если в 1904 г. она составила 15,3 версты57, то в 1915 г. – 22 версты 490 саженей58. В 1910 г. функционировало 10 трамвайных линий («Дружина – Перевоз», «Болдинская», «Отрадинская», «Демидовская», «Полицейская», «Татаро-Базарная», «Бакалдинская», «Эллингская», «Царевская», «Кладбищенская»). Самыми прибыльными являлись линии «Демидовская» (86 237 руб. 99 коп. в год) и «Татаро-Базарная» (72 394 руб. 88 коп.)59.

    После революции президиум Астраханского горсовета принял постановление о муниципализации трамваев. В 2007 г. решением городских властей трамвай завершил свой славный «исторический бег» по улицам Астрахани.

    Астрахань на рубеже XIX–XX вв. представляла собой динамично развивавшийся город, торгово-промышленный характер которого требовал новых современных транспортных магистралей, связывавших его с другими регионами Российской империи.

    Осознание потребности в железной дороге у гласных Астраханской городской думы появилось еще в 70-е гг. XIX в., когда правительство решало вопрос строительства железной дороги в Саратове: первоначально планировалось соединить Покровскую слободу с оз. Эльтон, продолжив линию до Астрахани60. Однако решение вопроса откладывалось, предпочтения отдавались другим территориям. 19 января 1882 г., по предложению гласного Х.Н. Хлебникова, городская Дума ходатайствовала о проведении железнодорожной магистрали от Астрахани до Царицына, о соединении города с Форпостом железнодорожным мостом61. Правительство просьбу не поддержало ввиду «неотложности устройства других дорог»62.

    Однако в 1894 г. власти признало неотложной необходимость проведения железнодорожного пути к Астраханскому порту. Было предложено два проекта соединения Астрахани с общей сетью железных дорог по двум направлениям: один – по левому берегу Волги, другой – по правому, от Форпоста через Царицын63. 22 февраля 1895 г. Астраханская городская дума ходатайствовала перед правительством о разрешении Рязанско-Уральскому обществу железных дорог «устройства» железной дороги по левому берегу Волги64.

    На особом совещании 10 июня 1902 г. под председательством Николая II было решено приступить в 1903 г. к строительству Астраханской железной дороги по левобережному направлению. Дорога должна была соединить Астрахань с общей железнодорожной сетью России «близ слободы Покровской на р. Волге, против Саратова»65.

    В январе 1903 г. «Астраханский листок» сообщил, что изыскательские работы, проводимые под руководством инженера Гохмана на всем протяжении дороги практически завершены. Под руководством инженера Филиппова составлены проекты железнодорожных станций, в соответствии с которыми пассажирский вокзал должен находиться на Болдинской площади, близ ипподрома. В 19 верстах от Астрахани предполагалось построить оду железнодорожную станцию на реке Рыче, следующую станцию «Дельта» - недалеко от села Сеитовка, и еще далее – станцию «Хошеутовка». К постройке дороги планировалось приступить не раньше середины июня после спада воды. Постройку пути предполагалось производить на всем протяжении от Астрахани до станции Фриденфельда одновременно в нескольких пунктах66.

    В апреле 1903 г. представленный Обществом Рязанско-Уральской железной дороги проект был ободрен на заседании Государственного совета и утвержден императором67.

    Линия Астраханской железной дороги была разделена на пять строительных участков, а также была поделена по отделам отчуждения, материального снабжения, телеграфной и телефонной связи68

    В марте 1904 г. газета «Астраханский листок» информировала читателей о ходе работ по строительству железной дороги на Баскунчакском участке и что подряды на проведение земельных работ получили Элькинд, Оленников, Грабовой, Яковлев и Малышев69.

    Главной трудностью, с которой столкнулись строители магистрали, стал природный фактор - только 117 верст будущей железной дороги должны были пройти по обжитым территориям тогдашней Самарской губернии. Остальные 400 верст предстояло проложить в полупустынной климатической зоне, в которой отсутствовала не только растительность, но зачастую и вода. Последние же 45 верст магистрали проходили по территории Волжской дельты, пересекая пять крупных рек: Ахтубу, Бузан, Болду, Кривой Буз и Рычу, сильно разливавшихся летом.

    Чтобы проложить железную дорогу по территории Волжской дельты, строителям магистрали пришлось возвести 14 мостов, общей протяженностью в 1606 сажен. Самым длинным мостом стал мост через Болду – 470 сажен, затем мост через Бузан – 328 сажен. Замыкал тройку самых протяженных мостов дельты Волги Ахтубинский мост длиною в 214 сажен70.

    Строители с честью преодолели трудности, связанные со строительством мостов через реку Болду и Бузан. В первых числах мая 1909 г. завершилось строительство Болдинского моста (19 пролетов и общая длина 470 саженей)71. В конце ноября 1909 г. был введен в эксплуатацию Бузанский мост, представляющий по своей конструкции, а также по условиям и способу сборки уникальное инженерное сооружение, не имевшее на тот момент аналогов ни в России, ни в Европе. Мост состоял из 7 пролетов, один из которых разводной, использовался для пропуска судов.

    Сооружение мостовых опор на дельте из-за песчаных напластований, образовавшихся из морских и речных отложений, потребовало глубокого заложения оснований, которое на реке Бузан превзошло 14 сажен, считая от горизонта меженной воды. Такая глубина кессонного опускания была впервые достигнута в России72.

    Вопреки всем трудностям движение по астраханской линии железной дороги началось на участке Красный Кут – Бузанская пристань 9 июля 1907 г., а на участке Бузан – Астрахань – Бузан в декабре 1909 г.73

    В 1910–1911 гг. город получил от общества Рязанско-Уральской железной дороги около 400 тыс. руб. за отчужденную для нужд железной дороги землю74. В Астрахани разместили несколько железнодорожных станций: пассажирская и товарная находились в Болдинской степи, городская – в центре города, товарная – за рекой Болдой. Годовой оборот этих станций составлял 8 млн пудов. Около 35 тыс. пассажиров ежегодно перевозила вновь устроенная железная дорога. Близ моста через Болду располагался «Астраханский холодильник», что в значительной степени облегчало доставку рыбной продукции в другие города75.

    Инженерами А. Холодицким, С. Хмелевским, И. Филипповым был спроектирован пассажирский вокзал «в мавританском стиле», подчеркивавшем значение Астрахани как связующего моста между цивилизациями Востока и Запада76.

    В целом характеризуя развитие строительной отрасли в Астраханской губернии в XIX-XX вв. следует отметить, что, не смотря на государственную идею «каменного города» возведение домов из кирпича велось медленными темпами. Так, в 1801 г. из 3858 городских строений только 130 были каменными77, в 1829 г. в Астрахани насчитывалось 180 каменных домов и 3057 деревянных78, а в 1855 г. 280 каменных и 3564 деревянных79.

    В основном гражданские постройки тех лет были небольшими по площади – в «5/6 всего числа домов… помещается от 5 до 10 человек. Таких, в коих жило свыше 100 человек, не много, именно 6»80.

    Еще хуже обстояло дело с каменным строительством в уездных городах Астраханской губернии. О чем красноречиво свидетельствуют данные представленные в таблице.

    Таблица. Численность зданий в уездных городах Астраханской губернии81.





    1825 г.

    1855 г.

    Количество каменных домов

    Количество деревянных домов

    Количество каменных домов

    Количество деревянных домов

    Енотаевск




    156

    1

    141

    Красный яр




    370

    1

    591

    Черный яр

    2

    412




    466

    Столь плачевное положение с возведением каменных строений объяснялось состоянием сферы производства строительных материалов, в первую очередь, производств по обжигу кирпича, который стоил дорого. Немногочисленные каменщики едва справлялись со строительством церквей и казенных зданий. Согласно сведениям первого астраханского краеведа М. Рыбушкина, в 1838 г. в Астрахани находилось всего 12 кирпичных сараев характеризуя состояния в целом промышленной базы он пишет, что «фабрики и заводы Астраханские не представляют большой важности и не могут идти в сравнение с заведениями подобного рода в других городах Государства»82. Нехватка доступных стройматериалов вынуждала сельских жителей, в частности Капустиноярской волости Царевского уезда, использовать в строительстве кирпич из Царевского городища83.

    Остро ощущалась и нехватка работников строительных профессий. Так, например, в 1851 г. столярным ремеслом занималось 280 человек (69 мастеров, 169 подмастерьев, 42 ученика). Средняя заработная плата у мастеров составляла 80 руб. в год, у подмастерьев 60 руб., у учеников 6 руб.84

    Во второй половине XIX в. в губернии набирает мощность производство строительных материалов, и если в 1850 г. было изготовлено 1255000 штук кирпича и 10000 изразцов, то в 1858 г. уже 3200000 штук и 15000 изразцов. Увеличилось число занятых на производстве – на каждом заводе работали от 15 до 30 рабочих85. В 1875 г. в Астрахани насчитывалось 10 заводов на которых работали 51 человек86.

    В середине XIX в. произошли важные изменения в технологии производства кирпича – стали использоваться кольцевая обжиговая печь, ленточный пресс, сушилки, глинообрабатывающие машины, вальцы, глиномялки, что позволило вывести производство кирпича на качественно новый уровень. Все это позволило увеличить производительность кирпичных заводов губернии.

    Таблица. Выработка кирпичных заводов Астраханской губернии в рублях.87



    Годы

    Сумма выработки

    1858 г.

    269 000 руб.

    1868 г.

    220 805 руб.

    1875 г.

    118 922 руб.

    Широко применялась система клеймения - большинство кирпичных завод имели собственное клеймо, которое наносилось на кирпич.

    К концу XIX в. производство кирпича было сосредоточено в губернском центре и в прилегающих к городу поселениях Астраханского уезда. В 1903 г. на кирпичных заводах в Астрахани работало 295 рабочих, в Астраханском уезде –46088.

    Таким образом, к началу XX века проходит становление строительной отрасли и местной промышленности по выпуску строительных материалов, при государственном регулировании застройки практически завершается формирование градостроительного каркаса Астраханской губернии, отражающего стратегические интересы и финансовые возможности государства и общества.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Распоряжение Губернатора Астраханской области от 16. 02. 2006 n 92-р «О концепции подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани». закон