Скачать 260.57 Kb.


Дата11.10.2018
Размер260.57 Kb.
ТипРассказ

Скачать 260.57 Kb.

Рассказ «цифры». Сложность взаимоотношений



 И.А. БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ».

СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.


Цели урока:

выявить идею рассказа, авторскую позицию;

раскрыть особенности характеров героев через анализ их поступков;

вызвать раздумья подростков о своих взаимоотношениях со взрослыми.




Запись на доске: деликатный - вежливый, мягкий в обращении; 

алкать (лат.) - сильно желать чего-нибудь.

 Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

- Сегодня нам предстоит встреча с удивительным русским писателем – Иваном Алексеевичем Буниным. 

Вглядитесь в его лицо, серьезное, строгое, и в глаза - удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует, стараясь понять мир, который он так любит. Читая его раннюю прозу, Л. Н. Толстой признавал: «…идет дождик,- и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего». Именно эта великолепная, живописная проза принесла Бунину всемирную славу! Он стал первым из русских писателей нобелевским лауреатом.

Попробуем сегодня заглянуть в мастерскую Бунина и узнать, что и как писал он.


2. «В мастерской писателя». (Выступление 1 группы учащихся)

- Да, критика оценила творчество его высоко. Зато сам Бунин был чрезвычайно придирчив к своей работе. Создавая свои самые знаменитые вещи, он нередко жалуется на «каторжный труд» писателя. «Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство!»

Характерно то, что Бунин вовсе не хотел, чтобы кто-нибудь видел следы этих тяжких творческих мук, т. е. черновики. «Их непременно нужно уничтожить», - говорил он. А сохранившиеся бунинские черновики – вещь поучительная. Он не терпел многословия, освобождался от лишних эпитетов, выверял каждое слово, каждую фразу, создавал свою прозу плотной, сжатой.

Бунин говорил, что иногда он пишет, казалось бы, самую простую фразу и вдруг спохватывается: да ведь она уже была сказана кем-то до него: не то Лермонтовым, не то Тургеневым. И начинает переделывать написанное, и опять остается недоволен.

Как удивительно точно сказал А. М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». А каков был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

3. Краткое сообщение о жизни И. А.Бунина. (Выступление 2 группы учащихся)

4. Слово учителя.

- Да, И.А. Бунин - писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, а большая - скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение- это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. 

Сегодня мы будем учиться читать рассказ Бунина не только глазами, но и сердцем, душой.

Будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».


5. Анализ рассказа

Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.

- В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (^ Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.)

- Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

- Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

- Почему же произошел конфликт? (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.) 

- Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается: знакомство с цифрами было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. «Уж очень не хотелось мне идти в город».)

- На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок? 

- Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне?

- Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.)

- Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание? (Бунт.)

- Продолжаем читать Бунина, следуя за автором. Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя. 

Итак, глава 3. Она прозвучит в исполнении учащихся 5 группы

- Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (^ Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир.)

- Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка.

(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

(Для взрослого автор находит такие слова и выражения: «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.»

А о ребенке говорится иначе: « переполненная жизнью душу, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы…»)


ВЫВОД: рассказ написан не только для того, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны…

- Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте, сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? ( Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.)

- Прочитайте начало 6 главы. Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими? («Грустно, сумрачно».)

- Ребята, как вы думаете, что самое горькое в этой главе? ( Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.)

- Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

Итак, заключительная глава. Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

- Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. (Обращение к записи на доске.)

Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика.

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

Рассказ прочитан, какое чувство у вас осталось? (Доброе, чувство удовлетворения, горечи…)

- Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта?

- Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.)

- Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры».

5. Домашнее задание

Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана.


  1. Когда это было и с кем?


  2. Как складывались ваши отношения раньше?


  3. Что в характере этого человека вы особенно ценили?


  4. Что явилось причиной ваших разногласий?


  5. Что думали и как переживали вы сами ссору?


  6. Сумели ли вы помириться и радовались ли вы этому?


  7. Как бы вы назвали рассказ, почему?


Конспект урока по рассказу И.А. Бунина “Цифры”


Какая мука наше писательское ремесло!..
А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,
которой определяется всё последующее.

И.А. Бунин



1. Слово учителя. “Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется всё последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…”

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)



2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

— Чем необычен этот рассказ?



(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)

— Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)

— Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

— О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.



(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?



Композиция рассказа
Кульминация
4-я глава

Развитие действия
Развитие ссоры
Главы 2–4
Завязка
Глава 1

Развитие действия
Ссора в обобщённом виде
Главы 5–6
Развязка
Глава 7

Помнишь ли:

Вступление
Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
(Взгляд в прошлое — ретроспектива.)
Глава 1 + лирическое отступление

Заключение
Какой след оставил случай?
Чему научил? (Осмысление прошлого.)
Глава 7

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста... Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)



— Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

3. Подведение итогов урока. Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.

4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать. 

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

^ Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки. 

^ Ход урока

I Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы

II Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души.(рассказ ученика о писателе)

^ Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»


III Вызов. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? 

- О войне.

- О смерти.

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

- смерть помогла кому-то выжить.

-А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

-Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»

Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.

IV Осмысление содержания.

Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)

^ 1-я остановка

-С какими героями вы познакомились?

+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин».Кто знает, что оно обозначает? 

Открываем файл.

Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

+Вьюжной зимой.

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

+ Эпитет – «непроглядная вьюга»

- Что просит больной ребёнок?

+ Больной ребёнок просит красные лапти.

- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

+ У крестьянских детей.

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

+ Нефёд был слугой.

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

+ Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный… 

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.

- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст?

+ Ответы детей.

- Об этом узнаем из следующего отрывка.(читает Галина Ольга до слов …степном море)

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

+ Да.

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

+ Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

+ Догадывался.

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

+ Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. 

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

+ Ответы детей. 

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читает Сазонов Алексей (до слов…стук в окно)

- Переживали ли домашние о Нефёде?

+ Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.

Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.

+ Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

+ Он предвещает что- то плохое.

- Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим?

+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

+ Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

+ Думаю. Что он выздоровеет 

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

+Да. Ради жизни мальчика.

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

+ Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.

 Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

^ V Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

^ VI Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда .(схема синквейна на экране)

Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их в слух

VII Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки.

VIII Д/з по выбору: 1)подготовить рассказ о творчестве И.А.Бунина;пересказ рассказа «Лапти»

2) составить характеристику Нефёда;

3) написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране)


Тема урока: «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)

Цель урока: познакомить с творчеством И. А. Бунина  и рассказом  «Лапти»

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок - размышление

Технология: критического мышления

Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти», портрет писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, запись музыки Свиридова «Метель», выставка книг писателя, лапти, тетради, ручки.  

Ход урока

I. Организационный момент

        -  Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы.

 

II. Слово учителя.

         - Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. (Рассказ ученика о писателе)

- Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

 

III. Вызов.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то выжить)

-  А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.

- Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на экран «Лапти»)

-  Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».

- Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

 

IV. Осмысление содержания.

       Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

        Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.

         Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:



- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

1-я остановка

- С какими героями вы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?

(Открываем файл: Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

        - Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Рассмотрите портреты И.Н. Крамского «Полесовщик», В.Г. Перова «Странник» с изображением старцев.

- Похож Нефёд на них? Чем?

- Почему – больше на старца Перова?

- Какое главное качество углядели? (кротость, добросердечие, смирение,  сила) 

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

(Ответы детей.)

          - Об этом узнаем из следующего отрывка.

        …Еще подумал.



- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…



2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда? (Ответы детей.)

            - Об этом мы узнаем в следующем отрывке.

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:



- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:



- Господи, помоги! Господи, защити!

          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

           - Так что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...

            За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.



3- я остановка

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

         - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

          Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

 

V. Физкультминутка.

          А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

 

VI. Рефлексия.

           Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова-подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда. (Схема синквейна на экране)


  • Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение:

Правила составления синквейна.

        правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

1.  ЕЛЬ


2.  ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3.  РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО.

 

           Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух.



 

VII. Итог урока.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Оценки.

 

VIII. Д/з по выбору: 1) подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина; пересказ

                                         рассказа «Лапти»;

                                  2) составить характеристику Нефёда;

                                  3) написать мини-сочинение на тему «В жизни всегда есть

                                        место подвигам» (д/з на экране)



 

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Рассказ «цифры». Сложность взаимоотношений

Скачать 260.57 Kb.