• I. Прогнозирование содержания по заголовку
  • . Чтение учителем + прогнозирование развития сюже­та
  • 4 остановка
  • III. Обмен впечатлениями
  • ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ - ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧИТСЯ. ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ. РУКАМ РАБОТА - ДУШЕ ПРАЗДНИК. НАСКОРО ДЕЛАТЬ - ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.
  • КАКОВ МАСТЕР, ТАКОВА И РАБОТА. НЕ ХВАЛИ СЕБЯ САМ, ПУСТЬ ТЕБЯ НАРОД ПОХВАЛИТ.
  • На доске появляется схема чувств героя, подкрепленная ав­торскими словами.
  • ГОРДОСТЬ - 1. Чувство собственного достоинства, само­уважения. 2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь. 3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

  • Скачать 44.88 Kb.


    Дата20.04.2018
    Размер44.88 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 44.88 Kb.

    Рассказ Н. Носова, ко­торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку





    Т.И. ЛУТОВА,

    г. Великий Новгород
    АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА

    «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока)
    Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, ко­торый называется «Заплатка».
    I. Прогнозирование содержания по заголовку

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?



    (О том, как что-то порвалось и надо поставить зап­латку.)
    II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюже­та (В ходе чтения учитель делает остановки, дети дума­ют над тем, как дальше будут развиваться события.)

    1 остановка: «...и порвал эти замечательные штаны».

    - Что бы сделали вы в такой ситуации?



    (Попросил маму или бабушку помочь. - Сам попробовал бы зашить.)

    2 остановка: «...проворчал Бобка и пошел во двор».

    - Как он будет чувствовать себя во дворе с дыркой? (Неудобно, неуютно. - Будет вести себя демонстра­тивно независимо.)



    3 остановка: «...Бобке стало стыдно».

    - Стыдно - это как? (Плохо, неуютно, неудобно...)

    - А вы испытывали такое чувство? В каких ситуациях? (Стыдно, когда провинился в чем-нибудь.)

    - Что хотелось сделать?



    (Плакать, спрятаться, исправиться...)

    - А как, по-вашему, поступит Бобка? (Сам зашьет штаны.)



    4 остановка: «...Одна штанина даже стала короче».

    - Дело сделано, теперь можно и гулять. Так? (Наверное, Бобке опять будет неудобно, неуютно.)



    5 остановка: «Ребята окружили его».

    - И что же теперь будет?



    (Ребята похвалят мальчика. - Бобке будет хорошо.)
    III. Обмен впечатлениями

    - Совпали наши прогнозы или нет?



    (Во многих случаях наши прогнозы совпадали, иногда - нет.)
    IV. Работа по подбору эпиграфа

    - Помните, что такое эпиграф?



    (Это какое-то небольшое высказывание, интересная мысль. - Эпиграф можно увидеть перед произведением.)
    На доске:
    ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ - ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧИТСЯ.

    ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ.

    РУКАМ РАБОТА - ДУШЕ ПРАЗДНИК.

    НАСКОРО ДЕЛАТЬ - ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.

    КАКОВ МАСТЕР, ТАКОВА И РАБОТА.

    НЕ ХВАЛИ СЕБЯ САМ, ПУСТЬ ТЕБЯ НАРОД ПОХВАЛИТ.
    - Прочитайте.

    - Какое из данных высказываний могло бы быть эпигра­фом к нашему рассказу? (Дети называют разные вариан­ты.)

    - Почему вы так считаете? (Дети доказывают свою точку зрения.)

    - А какой эпиграф понравился бы Николаю Носову? (Дети затрудняются с ответом.)



    - А почему? Трудно ответить? (Трудно отвечать за другого человека.)

    - Тогда давайте обратимся к тексту и попробуем на его основе понять автора, разгадать его секрет - какую же глав­ную мысль писатель хочет донести до нас, читателей.


    V. Анализ произведения

    - Кто главный герой? (Это, конечно, мальчик Бобка.)

    - Давайте проследим, как меняется настроение Бобки на протяжении рассказа.
    На доске появляется схема чувств героя, подкрепленная ав­торскими словами.

    ГОРДОСТЬ – «замечательные штаны», «ни у кого не было»


    ДОСАДА – «порвал замечательные штаны»
    ОБИДА – «так буду ходить»
    СТЫД – «стали смеяться»


    - Стыдно стало от чего: что дырка на штанах? Или что не смог сам дырку зашить? (Бобке стыдно, что сам он не может зашить штаны, ведь ребята говорили ему: «Разве солдатам мамы штаны зашивают?»)

    СТРАДАНИЕ, МУЧЕНИЕ – «колол себе пальцы иголкой»


    ДОСАДА – «ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО»
    УСЕРДИЕ, СТАРАНИЕ, УПОРСТВО – «не спеша, аккуратно», «долго возился, сопел и кряхтел»
    УДОВЛЕТВОРЕНИЕ – «любо взглянуть»
    ГОРДОСТЬ – «Вот молодец! Сразу видно, что сам пришивал»


    - Посмотрите, что получается: Бобка испытывает чувст­во гордости в начале рассказа и в конце. Но одинаково ли его состояние, хотя чувство одно и то же? (Сначала Бобка гордился красивой вещью, а в конце - своим умением, упор­ством.)

    - Какие вы молодцы! Да! Гордость бывает разная! Да­вайте уточним значение этого слова в толковом словаре.


    ГОРДОСТЬ - 1. Чувство собственного достоинства, само­уважения.

    2. Чувство удовлетворения от чего-нибудь.

    3. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.

    4. О том, кем гордятся.
    - Какая же гордость у Бобки в начале рассказа? (Это какая-то глупая гордость. Как можно гордиться штана­ми? - В начале у Бобки гордость-высокомерие: только у него штаны солдатские.)

    - Какая в конце? (В конце Бобка заслуженно гордится, это чувство удовлетворения.)

    - В каком случае это будет отрицательное качество чело­века? (Когда человек гордится вещью, штанами.)

    - А положительное? (Чувство удовлетворения от по­ступка.)

    - Сколько времени могло пройти с начала рассказа до его конца? (Максимум 1 час.)

    - Да, а посмотрите, сколько чувств пережил Бобка за это время! И какие серьезные изменения произошли в его ду­ше! Как вы думаете, а какое чувство из тех, что пришлось пережить Бобке, можно назвать главным, решающим для него? (Удовлетворение.)

    - Почему вы так считаете? (Именно оно помогло Бобке почувствовать заслуженную гордость.)
    VI. Обобщение

    - Какой же эпиграф, возможно, понравился бы автору рассказа? Объясните, почему. (РУКАМ РАБОТА - ДУШЕ ПРАЗДНИК. Этот эпиграф больше всего подходит. Бобка научился делать заплатки хорошо, красиво, преодолел свое неумение. От этого на душе у него стало легко, радост­но.)

    - Да, на это обращает наше внимание Николай Носов, и, может быть, ему бы понравился выбранный нами эпиграф. Ведь когда человек делает что-то сам и у него это получает­ся - он одерживает маленькую победу. Отсюда чувство ра­дости, удовлетворения.

    А если это заметят другие, оценят и похвалят - это радо­стно и приятно вдвойне. Тогда человек гордится собой, но эта гордость заслуженная.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рассказ Н. Носова, ко­торый называется «Заплатка». I. Прогнозирование содержания по заголовку

    Скачать 44.88 Kb.