• Ход урока Организационный момент.
  • Проверка домашнего задания
  • Словарь Добро
  • «Уроки французского»
  • Словарь . Доброта
  • Словарь . Прототип

  • Скачать 66.68 Kb.


    Дата29.09.2017
    Размер66.68 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 66.68 Kb.

    Рассказ «Уроки французского»



    Г.Распутин. Страницы биографии.

    Рассказ «Уроки французского»

    Цель:

    - раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина,

    - формировать умение анализировать художественное произведение,

    - развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся,

    - продолжить работу по развитию речи школьников,

    - воспитывать у учащихся внимание к слову,

    - способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
    На доске: эпиграф урока, портреты писателя, иллюстрации к произведениям

    Оформление доски:

    Эпиграф


    «Мне нужно было вернуть людям то добро,

    которое в свое время они сделали для меня»

    (В.Г.Распутин)

    Ход урока


    1. Организационный момент.

    1. Объявление темы урока, определение его целей

    Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.

    Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:

    «Мне нужно было вернуть людям то добро,

    которое в свое время они сделали для меня».

    (В.Распутин.)


    1. Работа с эпиграфом.

    - Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его.

    - Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.



    1. Проверка домашнего задания

    В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над вопросами:

    - Как вы понимаете слово «добро»?

    - Есть ли у добра границы?

    - Почему надо помогать людям?



    Словарь 

    Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

    Изучение нового материала

    1. Краткие сведения о жизни писателя, его творчество

    - Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина.

    Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство прошло в селе, где он ходил в начальную школу.

    Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

    Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского».

    Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского.

    С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявилась в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985).

    В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению.

    Умер 14 марта 2015 года в Москве, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске.

    Повести, которые принесли известность автору:

    Деньги для Марии (1967)

    Последний срок (1970)

    Живи и помни (1974)

    Прощание с Матёрой (1976)

    Пожар (1985)

    Дочь Ивана, мать Ивана (2003)

    2. Рассказ учителя о времени и месте действия

    А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.



    3. Теория литературы

    Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.



    - Что такое автобиография? 

    Словарь.

    Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

    - Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? 

    Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.



    4. Работа с учебником.

    Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты».

    Словарь.

    Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

    - Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».

    - Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?

    - О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?



    а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

    б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

    в) добро возвращается добром.

    - Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.



    Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского».

    - Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)



    Словарь.

    Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ. 

    - Кому посвящает Распутин свой рассказ?

    - Кто является прототипом учительницы французского?

    Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. 



    Итог урока.

    - Урок подошел к концу.

    - Что нового и полезного вы узнали?

    Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.



    1. Домашнее задание: прочитать рассказ, найти описание героев, придумать вопросы к викторине и ответить на них

    Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):

    Как хорошо, что доброта

    Живет на свете вместе с нами.

    Без доброты –ты сирота,



    Без доброты – ты серый камень.

    Спасибо за урок!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рассказ «Уроки французского»

    Скачать 66.68 Kb.