Рассказ «Уроки французского»
- Навигация по данной странице:
- Ход урока Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Словарь Добро
- «Уроки французского»
- Словарь . Доброта
- Словарь . Прототип
![]() ![]() ![]() ![]() Рассказ «Уроки французского» Цель: - раскрыть духовные, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина, - формировать умение анализировать художественное произведение, - развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, - продолжить работу по развитию речи школьников, - воспитывать у учащихся внимание к слову, - способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (В.Г.Распутин)
Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы. Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Распутин.)
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его. - Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над вопросами: - Как вы понимаете слово «добро»? - Есть ли у добра границы? - Почему надо помогать людям? Словарь Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Изучение нового материала 1. Краткие сведения о жизни писателя, его творчество - Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина. Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы», а также Герой Социалистического Труда. Распутин родился 15 марта 1937 года в крестьянской семье в селе Аталанка (Иркутская область). Его детство прошло в селе, где он ходил в начальную школу. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало. Продолжил обучение в 50 км от дома, где была ближайшая средняя школа. Об этом периоде обучения он позже написал рассказ «Уроки французского». Окончив школу, будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Будучи студентом, работал внештатным корреспондентом в университетской газете. Один из его очерков «Я забыл спросить у Лёшки» обратил на себя внимание редактора. Эта же работа была позже опубликована в литературном журнале «Сибирь». После университета писатель несколько лет проработал в газетах Иркутска и Красноярска. В 1965 году с его работами ознакомился В. А. Чивилихин. Этого писателя начинающий прозаик считал своим наставником. Из классиков особенно ценил Бунина и Достоевского. С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР. В тот же период в Иркутске вышла в свет первая книга писателя «Край возле самого себя». Затем последовала книга «Человек с этого света» и повесть «Деньги для Марии», которую в 1968 опубликовало московское издательство «Молодая гвардия». Зрелость и самобытность автора проявилась в повести «Последний срок» (1970). Большой интерес у читателя вызвала повесть «Пожар» (1985). В последние годы жизни больше занимался общественной деятельностью, но не отрываясь при этом и от литераторства. Так, в 2004 году была опубликована его книга «Дочь Ивана, мать Ивана». Спустя два года третье издание очерков «Сибирь, Сибирь». В родном городе писателя его произведения входят в школьную программу по внеклассному чтению. Умер 14 марта 2015 года в Москве, похоронен в Знаменском монастыре в Иркутске. Повести, которые принесли известность автору: Деньги для Марии (1967) Последний срок (1970) Живи и помни (1974) Прощание с Матёрой (1976) Пожар (1985) Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел. 3. Теория литературы Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. - Что такое автобиография? Словарь. Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. - Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. 4. Работа с учебником. Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты». Словарь. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты». - Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»? - О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; в) добро возвращается добром. - Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению. Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского». - Как вы думаете, к кому обращена повесть В.Распутина? (Повесть не написана специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям) Словарь. Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ. - Кому посвящает Распутин свой рассказ? - Кто является прототипом учительницы французского? Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. Итог урока. - Урок подошел к концу. - Что нового и полезного вы узнали? Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик): Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты –ты сирота, Без доброты – ты серый камень. Спасибо за урок! |