• Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы. Те честные мысли, которым нет воли
  • Матрена Тимофеевна Корчагина Матрена Васильевна Григорьева
  • П лан анализа рассказа
  • Комментарий
  • Вопросы к семинарскому занятию
  • Ход семинара Вступительное слово учителя.
  • А.Солженицын. Рассказ «Матренин двор» Урок комментированного выборочного чтения Ход урока

  • Скачать 334.15 Kb.


    Дата20.10.2017
    Размер334.15 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 334.15 Kb.

    Рассказа а. Солженицына «матренин двор»






    Мастерская

    А.Солженицын

    Матренин двор

    ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА А. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»

    ...Все, все настоящее русское было,

    С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,

    Что русской душе так мучительно мило,

    Что русские мысли вселяет в умы.

    Те честные мысли, которым нет воли,

    Которым нет смерти — дави не дави,

    В которых так много и злобы и боли,

    В которых так много любви!

    Н.А.Некрасов. Крестьянские дети

    Знакомые для школьников с младших классов строки Н.А.Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору...» (про «мальчика-с-пальчика», как они говорят) воспринимаются или как игровые, или как иллюстрация к истории жизни русских крепостных крестьян. Не знают или забывают, что именно в стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов поставил рядом слова злоба, боль и любовь. Сегодня, в своих размышлениях о патриотическом воспитании, не слишком ли часто мы увлекаемся темой гордости отечеством? Ведь любовь к родине развитого человека — это обязательно и знание ее истории и культуры, понимание национальных ценностей, проблем и ответственность — за все.

    О Солженицыне можно сказать словами Ю. Айхенвальда из статьи о Некрасове: надобно, чтобы «русский юноша, русский отрок именно у него получали... первые неизгладимые заветы честной мысли и гражданского чувства».

    Изучая рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», прямо свяжем учебные и воспитательные цели. Не отодвинем эстетические цели — чтобы учащиеся почувствовали красоту родной земли, ее языка, чтобы оценили мастерство писателя, чтобы смогли определить низменное и возвышенное в отношениях между людьми... — сделаем их средством для рассмотрения всего произведения. Анализ рассказа не цель, а средство для реализации целей. Небольшое произведение А. И. Солженицына касается многих тем, и потому появляется дидактическая проблема для учителя: без осмысления чего можно обойтись, что лучше оставить для самостоятельной работы учащегося, а что необходимо вынести на уроки? Ответы возможны разные — по выбору педагога.



    Ход урока

    1. Слово учителя

    Пословица «Не стоит село без праведника» изначально должна была стать названием рассказа (1963). Во избежание трений с цензурой А. Т. Твардовский изменил название, т.к. мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов XX века. Словосочетание «Матренин двор» не только не стало ущербной заменой, но подарило произведению дополнительную многозначность. Обратимся к началу произведения и перечитаем несколько строк вслух. Приглушенно-лирический тон воспоминания о не названном пока событии вводит мотив трагедии:

    «Только машинисты знали и помнили, отчего это все. (Пауза!)

    Да я».

    Не один случай, а вся жизнь главной героини, о которой размышляет автор, оказывается трагической.



    - Почему трагической?

    - Почему трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой и страшна ее смерть?

    - Можно ли трагической судьбы избежать?

    (Книга Солженицына, как и жизнь, не дает окончательного решения).

    - А кто виноват в трагической судьбе Матрены?

    (Объясняют поведение и судьбу героини в рассказе многие персонажи. Ответы появляются в размышлениях рассказчика Игнатича и, например, в речах соседей, золовок, сестер Матрены. Даже на поминках.

    Вот первый ответ рассказчика: «Сорок лет пролежала его (Фаддея) угроза в углу, как старый тесак, а ударила-таки...» (конец 2-й главы). Это объяснение мистическое, напоминающее о трагической вине Матрены, будто бы виновной в измене, будто не дождавшейся жениха с войны. Можно вспомнить, как объяснялось в древних трагедиях: «так судил рок», fatum.

    2. Назовите еще приметы «голоса судьбы»:

    -и то, как боялась молнии и железной дороги,

    -и как незадолго до гибели героини у нее свтаятая вода исчезла...

    -и что, «чая недалекую смерть», Матрена завещала горницу Кире;

    и что ломать горницу было «конец ее жизни всей»;

    и даже слова «мятель» — «дуель», сугробы и оттепель — (как будто сама природа противилась перевозу горницы).

    - и «...кошка колченогая сбрела со двора... Еще и это пришибло Матрену».
    3. Найдите глаголы, говорящие о разладе, гибельном расстройстве жизни:

    («начать ломать», «отрывать», «выворачивать», «завизжали», «заскрипели», «яро разбирал по ребрышкам», «отсекли», «работали, как безумные... в ожесточении»)


    Все это есть в тексте, как и «безумие» мышей в избе после гибели хозяйки. И все-таки СУДЬБА — это не окончательный ответ: ведь все подмечено, прочувствовано и осмыслено рассказчиком после смерти героини. (Можно ведь, думая о судьбе героини, добавить и роковое число три — столько ждала с войны жениха Матрена; и соотношение количества детей, рожденных второй Матреной — и погибших у героини,— по шесть...)

    Игнатич — человек с живым воображением, острым чувством сострадания. Да и любому человеку свойственно искать приметы рока в бытовых мелочах, особенно если он находится в состоянии душевного потрясения.

    Другое, совсем не мистическое объяснение трагедии дают сестры до и после смерти Матрены. «Оттого особенно ей было тяжело, что пришли три сестры ее, все дружно обругали ее дурой за то, что горницу отдала...». А после гибели они «плакали так: „...и жила бы ты тихо-мирно! ...А погубила тебя твоя горница! А доконала тебя, проклятая! И зачем ты ее ломала? И зачем ты нас не послушала?"» Эти «обвинительные плачи» причиной трагедии называли и решение Матрены, и поведение родственников мужа, которым понадобилась «горница».

    - Как автор подчеркивает корыстность сестер?

    ( «подспудный смысл» всех воплей характеризует их действия еще до похорон: «слетелись…захватили избу, козу и печь... заперли... выпотрошили…втолковывали» — ассоциативно — как захватчики, как воронье. Так сказывается негативная авторская оценка героинь и вместе с тем их «ответов» о вине Матрены.

    Золовки и «племянницы разные» (тоже характеристика!) «плакали так»: «...и как же ты себя не берегла! ...Родимая ж ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни причем! И зачем же ты пошла туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал!..» И хотя все это была «политика», направленная против захватчиц— сестер Матрены, но ясно, что придется подумать и о ее вине.



    4. Вспомните рассказ ближайшей подруги — тети Маши, как назвал ее Игнатич:

    ( «...меж трактором и санями понесло и Матрену. Что она там пособить могла мужикам? Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь ее когда-то чуть в озере не сшиб, под прорубь. И зачем на переезд проклятый пошла?..» Эта немолодая женщина горюет о «полувековой» подруге, но ее же и винит.

    - Может, она и права? Почему Матрена всюду «совалась», во всяком тяжелом и опасном труде на протяжении жизни без нее не обходилось?

    - А что думает об этом постоялец Матрены — рассказчик Игнатич?

    Он очень близок автору, однако назван не Исаичем (как сам Александр Исаевич Солженицын) — следовательно, присутствует в повествовании как самостоятельный, отдельный от автора персонаж. Именно он почувствовал, что на «горницу легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». Из рассуждений людей на поминках Игнатич делает вывод: «Управление дороги само было виновно и в том, что оживленный переезд не охранялся, и в том, что паровозная сплотка шла без фонарей». И все-таки еще раньше герой прямо называет главного виновника. Игнатич негодует: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице— убитая им женщина, которую он любил когда-то,— Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов... Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы...»

    Солженицын использует инверсию (дочь его, в доме его...), смысловое сложение — напоминание о страшных событиях — и двойное противопоставление, на письме заявленное сначала тире, а потом союзом «но». Даже привычно высокая лексика— «высокий лоб», «тяжелая дума» — по контрасту с низостью чувств только подчеркивает низменность совершающегося.

    Именно здесь — путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне, который будет мучить В. Шукшина и его героев. В образе «черного» Фаддея как будто наружно проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет современный критик: «...неслышно выгорает душа».

    Чтобы свести воедино ответы на вопросы о причинах трагедии Матрены Васильевны Григорьевой, нужно обратиться к писателю Солженицыну — к самому автору, продумать, как же реализовывался авторский замысел.
    - Итак, что изображал, что переживал и обдумывал автор?

    1. Горькое горе о погибшей женщине.

    2. Жизнь русского села в середине XX века.

    3. Образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры.

    4. Бытовые заботы и взаимоотношения людей.

    5. Отношения «человек и власть» в российской глубинке.

    6. Изменения в национальном образе жизни и нравах.

    5. Сельского учителя с его конкретными заботами, бюджетом, возможностями.

    Он изображал русскую деревню из самого сердца России. В тексте слышна напевная русская речь с владимирским говором, ударениями, словечками («желадной», «потай», «любота»); с простыми заботами о тепле, пропитании; с тяжким — от века — трудом... Но вокруг — леса; если не село Высокое Поле, то деревня Тальново, где-то недалеко — озера...

    - Как выглядят деревня и избы в этом рассказе?

    -Как вы понимаете лексическое значение слов:

    (некрасная сторона, венцы, обвершка, мосты, подклеть, горница, «утрафишь»( «потрафить» = угодить).

    - Как вы понимаете слово двор?

    Издавна сложилось, что крестьянский двор — это и хозяйство, и все, что на дворе, и в избе, и все люди, кто живет здесь, и порядок, уклад жизни хозяев, нравы. Это семья, то есть не только хозяйство, но и человеческие отношения. А еще это двор среди других дворов — в крестьянском мире. С каждого двора издавна брали налоги, а иногда и дань («по белке со двора»). И вот вспоминаются «дворы»-предшественники в русской литературе: и хозяйство Хоря у Тургенева, и семьи Дарьи, Матрены Тимофеевны Корчагиной у Некрасова, и рассказ «Веселый двор», а потом хозяйство Однодворки в повести И.Бунина «Деревня»...

    «Не стоит село без праведника» — народная мудрость. Думается, что смысловой акцент пословицы был такой: если есть село, то есть и праведник, и на нем весь мир крестьянский держится. И вот Солженицын написал рассказ, как будто переставив акценты в пословице: важнее всего — что село «не стоит», именно потому, что не на ком, не на чем держаться, ибо ныне праведника не ценят и он погибает.

    - Чтобы понять замысел автора рассказа «Матренин двор», подумаем, в чем особенности его композиции?

    Прозрачна связь между героем-повествователем, близким автору, и писателем Солженицыным. Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрене Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Читательское знание о судьбе писателя объясняет неясности в жизни «Игнатича»: «...там, откуда я приехал, мог я жить в глинобитной хатке, глядевшей в пустыню...». Не сразу герой расскажет своей хозяйке, что был в тюрьме, но читатель должен понять, что — в ссылке, в Казахстане. Этим объясняется тяга его в глубину России, где речь русская, природа; объясняется жажда тишины, радость от отсутствия разговоров вокруг, отсутствия радио, непритязательность Игнатича (терпел и «неурядное» в пище: «волос ли, торфа кусочек, тараканья ножка...»). Объясняются не только философски: «жизнь научила меня не в еде находить смысл повседневного существования». Мы должен понять, что и фронт, и лагеря, и ссылка приучили героя к аскетическому быту.

    - А почему же Матрена ведет такой образ жизни?

    Оказывается, ее существование — как, вероятно, вся крестьянская жизнь, — сопоставимо с фронтовым и лагерным. А это уже характеристика общественного устройства.

    «Матренин двор» минимально включает пейзаж, а вот интерьеру автор уделяет большое внимание. Правда, он появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь — из круга внимания Игнатича, а потому характеризует не только крестьянский быт, «Матренин двор», но и рассказчика.
    6. Анализ образа Игнатича
    Интересно, что Игнатич оказался человеком любознательным и любящим хорошую музыку. Он все же завел себе «приемничек», чтоб слушать и новости, и музыку, но это уже не был «бич» (наказание): «...я своей рукой мог его выключить в любую минуту». Зачем же еще ему нужна была тишина? Думается, не только для проверки школьных тетрадок, потому что этот Игнатич — Солженицын, конечно, и книги уже писал («долгие вечерние занятия»). Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матреной, ее соседями и родственниками, как оценивает их и ее. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях («мечта о тихом уголке России»), в размышлениях рассказчика, выдавая отношение автора: «Только грехов у нее было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрена...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих (| — пауза):

    «Все мы жили рядом с ней | и не поняли, | что есть она тот самый праведник, | без которого, по пословице, | не стоит село. |

    Ни город. |

    Ни вся земля наша».

    Многое об Игнатиче мы уже узнали, размышляя в начале о гибели Матрены.

    - Из чего следует, что автор — хороший психолог (этой способностью он и одарил своего героя)?



    1. Выступление о предшественницах Матрены в русской литературе.

    1. Некрасовская крестьянка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,

    2. Дарье из поэмы «Мороз, Красный нос»

    3. Однодворка из «Деревни» И. Бунина.

    - Как жила русская крестьянка?

    - Как замуж выходила?

    - Каковы были отношения в семье?

    - Как трудились?

    - Что умела русская крестьянка?

    - Что было тяжко, а что обычно?

    8. Слово учителя.

    - Сравнение наблюдений.

    - Составление таблицы


    Матрена

    Тимофеевна Корчагина

    Матрена Васильевна Григорьева

    «...Пал на сердце Филипп!» Замуж вышла, полюбив

    За любимого Фаддея «без малого не вышла... Война германская началась»

    Дай башмаки Оленушке,

    (золовке)

    Жена! — сказал Филипп.

    А я не вдруг ответила.

    Корчагу подымала я,

    Такая тягость: вымолвить

    Я слова не могла.

    Филипп Ильич прогневался,

    Пождал, пока поставила

    Корчагу на шесток,

    Да хлоп меня в висок! (...)


    «Меня сам ни разику не бил... То есть был-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»...

    «Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала... »

    (Еще раз сосчитаем: 5 х 16 = = 80 (кг)! Ребята, у вас есть вопросы, почему больна Матрена?)


    Пять сыновей и погибший первенец Демушка

    Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены — жены Фаддея. Из них — Кира, отданная в приемыши.)

    Потуги лошадиные

    Несли мы; погуляла я, Как мерин, в бороне!



    «Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь»

    Матрену в помощь»


    Вывод некрасовской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» оказывается приложим и к обеим советским Матренам из рассказа Солженицына:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!

    При своем суеверии и безмерном терпении так могла бы объяснить и Матрена Васильевна: «Пропали! думать надобно, / Сглонула рыба их...»

    А теперь откроем поэму Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».



    О русских крестьянках и о Дарье

    О Матрене Васильевне Григорьевой

    Есть женщины в русских

    селенья

    С спокойною важностью лиц,

    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом

    цариц,—

    ...Их разве слепой не заметит.

    А зрячий о них говорит:

    «Пройдет — словно солнце

    осветит! Посмотрит — рублем подарит!»



    «...Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. ...мне дороже была улыбка эта ее кругловатого лица...»

    (Поработав.) «...Возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладу с совестью своей»


    В игре ее конный не словит,

    В беде — не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет


    «Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала... Конь был военный у нас Волчок, здоровый... А он стиховой какой-то попался. Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила...»

    - А как топили избы колхозники в лесном краю?

    - Почему приходилось воровать торф ( потому что «стояли вокруг леса, а топки взять было негде»,— уже в 50-е годы XX века.)



    9. Сравнение жизни Матрены с картиной начала века в степном краю в деревне Дурновка из повести Бунина:

    1. Чтение отрывка.

    «Вне вражды, вне распрей находилась только Однодворка.

    Днем она работала не покладая рук, по ночам штопала, шила, воровала щиты на чугунке. ...Она бежала... на своих легких босых ногах, взгромоздив на себя два саженных щита — из тех, что ставят зимой вдоль чугунки от заносов. [Кузьме]...с тихим смехом зашептала:

    —...Бежишь так-то ночью, дрожишь вся, а что же делать-то? Вся деревня топится ими, только тем и спасаемся...» (И.Бунин «Деревня»).


    1. Сравнение образа жизни, надобности крестьян

    1. Вывод учителя.

    О национальном характере, в котором столько возможностей, «сплетений», как писал Бунин. Добавим — искажений, связанных с общественными условиями. Еще раз вспомним о горькой справедливости слов Матрены Тимофеевны Корчагиной: «Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого...» И подумаем о горькой судьбе советской колхозницы, чьи отношения с государством, местной властью и даже деревенскими жителями в значительной мере объясняются страшной несправедливостью этой власти, ее бесчеловечностью. И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, что свойственно было русским классикам, а может, и русскому сознанию вообще: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет».

    11. Заключение

    ...Если бы не стояла дата под стихотворением Наума Коржавина «Вариации из Некрасова» — 1960, то могло бы показаться, что это отзыв на появившийся в 1963 году в «Новом мире» рассказ А. Солженицына «Матренин двор»:

    Столетье промчалось. И снова,

    Как в тот незапамятный год —

    Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет.

    Ей жить бы хотелось иначе,

    Носить драгоценный наряд,...

    Но кони все скачут и скачут,

    А избы — горят и горят. (1960 г.)



    I вариант работы

    В сильном классе можно предложить на основе самостоятельного чтения подготовиться к классному сочинению. Для этого нужно, учитывая известный им план-схему анализа рассказа, дополнительно использовать вопросы домашнего задания. Эти вопросы лучше раздать заранее.



    Домашнее задание:

    Приготовьтесь анализировать рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» по имеющемуся у вас плану-схеме. Учтите вопросы домашнего задания (они раздаются в распечатках).



    1. Что вас удивляет в сюжете и композиции рассказа (кажется странным, неожиданным, заставляет задуматься)? Свои наблюдения можно записать в виде вопросов.

    2. Какое отношение вызывает у вас главная героиня рассказа?

    3. О чем бы вы спросили героиню?

    4. Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?

    5. Как объясняет он ее «странности»? Что и почему он прощает ей?



    1. Что можно сказать о характере героя-повествователя по его высказываниям о быте, природе, отношениях людей, по его поведению, речи?

    2. Как автор показывает общественные отношения в советской деревне, их воздействие на поведение людей? Каких героев упоминает в связи с этим?

    3. Как проявляется отношение к Матрене ее родственников и подруг? Почему почти все ее осуждают?

    4. Почему Матрена осталась одна, по мнению автора?




    1. Что в судьбе Матрены случайно, а что закономерно, почему?

    2. Почему в связи с образом героини вспоминается некрасовская Матрена Тимофеевна Корчагина?

    3. Как объяснить первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника»? (Снято по цензурным соображениям.)

    Комментарий

    Кратко о планах

    Предлагаемые вопросы содержат смысловое уточнение по отношению к плану-схеме.

    Впервые учащиеся знакомятся с планом при изучении рассказов А. П. Чехова. В противоположность многим методистам автор настоящей разработки считает возможным и даже необходимым предлагать примерный план рассмотрения художественных произведений, чтобы приучить к логичному построению своих рассуждений, акцентировать важные для художественного произведения особенности. Конечно, важно всякий раз предупреждать учеников об условности, необязательности жесткого следования схеме. Каждое произведение требует выявления своих особенностей, основы, логики, в том числе — логики чувств, восприятия...

    План анализа рассказа


    1. Время (место?) создания рассказа. (История его создания.)

    2. Особенности жанра, как они проявляются (новелла, очерк, детективная история, пародия, притча, эссе, сжатая повесть, исторический анекдот, путевые заметки, дневниковые записи, письмо...)?

    3. Основная тема рассказа. Смысл названия (как раскрывается?).

    1. Как в сюжете (фабуле) раскрываются основные идеи рассказа?

    2. Как особенности композиции помогают раскрыть замысел автора: а) Каково значение портретных и пейзажных зарисовок
      (если есть) для понимания смысла рассказа?

    б) Каково значение речи героев (монологов, диалогов,
    внутренней и несобственно-прямой речи) для понимания
    их характеров, взаимоотношений?

    в) Как проявляется позиция автора в рассказе; каково


    соотношение автора с рассказчиком?

    1. Какие стилистические особенности произведения (эпитеты, метафоры, гиперболы, гротеск, ирония, сравнение, антитеза...) способствуют реализации авторского замысла?

    2. Как тема, идеи данного рассказа соотносятся с другими произведениями того же автора и других писателей и поэтов (продолжают, развивают тему, ставят новую проблему, противостоят чему-либо...)?

    Перед выполнением работы в классе надо провести обсуждение с выявлением проблем для анализа данного рассказа. И с хорошо подготовленными учениками можно говорить о поисках неясного, странного. О личных впечатлениях стоит говорить как о «точке отсчета» для последующего исследования.

    1. Беседа

    - А что удивило бы или стало непонятно сегодняшнему неумелому читателю?

    - Каково значение слова праведник?

    - В чем же «доблесть» Матрены?

    Она, конечно, самоотверженный человек, бессребреница, но нельзя назвать ее истово верующей, нельзя — всепрощающей... (о властях, от которых прятала торф, скажет — «враги»).

    - Кого любила, кого и почему прощала?

    Для рассказчика только постепенно, после ее гибели, вырисовывается образ праведницы и великомученицы Матрены. За это он винит себя. Здесь уместно вспомнить и слова Солженицына «прирожденных ангелах» — праведниках. Но разве именно это предмет изучения? Представляется, что все гораздо сложнее, и не в укор конкретным людям — «не ангелам» — написан «Матренин двор»...



    Комментарий

    Организовать подготовку к сочинению в сильном классе можно по группам: предложить в группах по 4-5 человек за 5 минут составить список тезисов или список вопросов учителю. Можно — по выбору.

    Имея в виду необходимость оценивания, лучшие «списки» пообещаем оценить. Или можно предложить конкурс лучших вопросов для подготовки к сочинению. Когда пройдет 5 минут, предложим группам прочитать свои вопросы, а слушателям — записать как можно больше дополнений.

    По выбору педагога, можно создать еще один этап урока — ответы на 2-3 вопроса из только что прозвучавших и записанных. Конечно, половина учебного часа на это уйдет. Классное сочинение в таком случае займет полтора урока. Обучающее сочинение обсудим после его проверки — лучше не через 2 недели, а раньше. Здесь и может прозвучать итоговая речь педагога — обобщение по теме с дополнениями и разъяснениями.



    II вариант работы

    При серьезной подготовке и опыте работы можно провести



    урок-семинар.

    Тема — рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».

    Осложняющим обстоятельством для учащихся будет то, что рассказ практически не анализируется в современных учебниках. Но это же обстоятельство может стать неплохой причиной для их самостоятельной исследовательской работы. Тогда основным материалом для изучения будет сам текст произведения, дополнительными источниками — материалы записей в тетради об особенностях художественного мира А. И. Солженицына (см. урок 3 по рассказу «Один день Ивана Денисовича»). Дополнительный материал для обдумывания найдем в произведениях Н. А. Некрасова и И.А. Бунина. Неплохо для размышлений о понятии праведничества было бы предложить поработать с текстами статьи Солженицына «Жить не по лжи» и его нобелевской лекции.

    Вопросы к семинарскому занятию

    1. О чем, при каких условиях писался рассказ? Когда и где опубликован? Какова была реакция критики? (См. журналы 1963 года.)



    1. Кого можно считать прототипами героев рассказа? Какие обстоятельства жизни автора отразились в рассказе? Как соотносятся реальное и вымышленное в художественном пространстве рассказа?

    2. Откуда мы узнаем о судьбе и характере героя-повествователя Игнатича? Что привлекает его в деревенском краю и в Матрене, что отталкивает в окружающих людях? Из чего следует, что он хороший психолог?

    3. В чем особенности речи автора в рассказе? Как проявляется его возмущение происходящим? А что его радует? Где и почему слышится в рассказе авторская ирония?

    4. Какие особенности общественных отношений, жизни советской деревни, отношений человека и государства осмысляет Солженицын? Чем объясняет их?

    5. Как складывалась судьба Матрены Васильевны Григорьевой? Почему автор не рассказывает о ней последовательно? Какое отношение вызывает у рассказчика и читателей ее судьба?

    6. Образы каких героинь русской литературы вспоминаются при мысли о Матрене? Какие особенности жизни и свойства натуры связывают их? Приведите прозаические и поэтические строки, характеризующие и связывающие этих героинь (Матрена Тимофеевна Корчагина, Дарья, Однодворка). Какой смысл в сопоставлении?

    7. Какие свойства натуры и поведения Матрены замечает и осмысляет рассказчик? Как они проявляются? За что осуждают Матрену в деревне?

    8. Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены? (Обратите внимание на сцену поминок.)



    1. Почему Солженицын называет Матрену праведником? Что означает это слово и какие основания у автора применять к героине русскую пословицу? Как характеризуется крестьянский мир в сопоставлении с образом Матрены?

    2. О чем задумывается автор и что волнует современных читателей рассказа «Матренин двор»?

    Ход семинара

    1. Вступительное слово учителя.



    1. Выступление каждой группы учащихся с подготовленными ответами на вопросы (10 вопросов – 10 групп (по 2 человека)



    1. Слово учителя: О чем же задумался Игнатич после «неодобрительных отзывов» золовки о своей погибшей невестке?

    В его размышлениях и воображении появляются картины жизни крестьян. И подчеркивается более всего корыстность, приземленность, ограниченность — в противовес одухотворенной отрешенности Матрены от личных интересов. При всей невозможности обойти заботы о хлебе насущном она не шла дальше этой заботы, как будто не хотела ничего более этого «хлеба»: ни сала, ни нарядов, ни «обзавода», то есть посуды, мебели, даже украшений. Зато — вспомним: в тяжелую, голодную годину военную, когда каждый рот — тягость, взяла, выпросила себе приемную дочь и выкормила, вынянчила. И воспитала, видимо, хорошим человеком, потому что только Кира из всего окружения Матрены выглядит хоть и несчастным, но достойным человеком.

    Сама Матрена кажется Игнатичу великомученицей. Но вот такое размышление может озадачить. Все окружающие пользуются добротой, безотказностью Матрены. Не поощряет ли ее самоотверженность чужую корысть и бессовестность? Не будем говорить об отношениях с властью — здесь крестьянка бесправна. Но отношения с односельчанами зависят и от нее. - А Матрена?.. Можно ее назвать святой?

    Может, и святая, но почему неопрятная? Какой же это идеал? И разве грех женщине позаботиться о наряде? А почему она плохо готовит? И чем плох поросенок, если в магазинах пусто?..

    Можно вздыхать о бездуховности современной молодежи, но нужно объяснить то, чего ребята представить уже не могут. Сказать о почти каторжном — несвободном и тяжком — труде русского и советского крестьянина (легче понять это сегодняшним деревенским жителям, чья жизнь в бытовом отношении стала лишь ненамного легче). Надо напомнить о том, что женщина работала иногда и больше мужчины, перечитать строки о том, как умирали дети Матрены, как она болела, а никакой медицинской помощи не получала. Вспомнить еще раз, что замуж вышла не по любви, а по необходимости и, как ей казалось, в память о любимом человеке. Для кого бы она наряжалась? Впрочем, к нарядам жены, помнится, и у Л.Н.Толстого было особое отношение: вспомним замужнюю Наташу в эпилоге «Войны и мира»...

    Скажем и о том, что женщина по-своему проявляет чувство собственного достоинства. Для нее не в гордости, а в активной любви к людям это чувство способно возвысить душу. Вспомним, как радостно Матрене за других, если у них — удача. Впрочем, к Матрене Васильевне можно отнести и слова некрасовской крестьянки: «Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..» Вовсе не всегда она была бессловесной терпеливицей. Когда за ссору с золовкой муж ей «ложку... об лоб расшибил», Матрена в лес ушла, вскочив из-за стола, и слова ее были вовсе не благостны: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И старая женщина не спокойно все терпела, а сердилась «на кого-то невидимого», и была для нее власть, обижающая крестьян,— «враги». Между прочим, это все — вовсе не признаки всепрощения... Подыскивая слова-характеристики для героини, дети иногда говорят — юродивая, но лучше сказать — живая героиня, со сложным характером и судьбой.

    Но в сознании Солженицына героиня рассказа осталась именно святой: «...просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Отношение его к Матрене ясно проявляется в интонации размышлений и в комментариях к осуждающему отзыву золовки. Здесь уместно вспомнить мысль писателя о «прирожденных ангелах» — праведниках. О праведности героини писали и пишут литературоведы. Приведем один из достойных выводов: «Матрена Васильевна претерпевает муки и совершает праведные дела в пределах бытовых координат колхозной деревни. (...) В этом-то и открывается святость Матрены Васильевны — в неприятии одичания и злобы окружающего мира, в сохранении простой человеческой душевности.

    Неканоническая святая. Житие праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического социального эксперимента над целой страной. В том, что этот вечный тип праведника не перевелся на Руси, вся надежда автора на духовное выживание народа».

    Еще раз заглянем в финал рассказа. О поросенке автор пишет: «...жить для него». О вещах— «беречь их больше своей жизни». О нарядах — как одежде, «приукрашивающей уродов и злодеев». Тон авторский становится горьким, речь звучит проникновенно по отношению к героине. И к концу рассказа — возвышенно.



    А.Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

    Урок комментированного выборочного чтения

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя



    1. Выступление 1-й группы учащихся.



    1. История публикации рассказа

    2. Прототипы.

    3. Судьба автора.

    1. Выступление 2-й группы

    1. Судьба Игнатича

    2. Судьба Матрены.

    1. Выступление 3-й группы. Наблюдение за особенностями речи рассказчика, за его поведением, побуждениями. Что его интересует?

    Его интересуют нравы людей, их речь, взаимоотношения. Его трогают мучения Матрены, ее болезнь, настроение, ее характер.

    1. Чтение встречи Матрены и будущего жильца: «Не умемши, не варемши — как утрафишь?»

    (Она бескорыстна и деликатна в общении с Игнатичем. Например, заглянем в начало второй главы: «...не мешала... не досаждала... отсутствовало в ней бабье любопытство... была деликатна...»

    1. Выступление 4-й группы. Чем объясняются мучения и заботы Матрены в новое время (середина 50-х годов).

    1.Чтение фрагмента о запасах торфа и сена для козы.

    Подсчитаем: мало, что тайком (отсюда — страх!), а принашивала Матрена в день 6 раз по 2 пуда торфу (6 х 32 кг = 192 кг в день). Да километра за три... Объясним, почему сена не накосить (на колхозной земле нельзя, а другой просто нет!), да и об огородах, обрезанных всем инвалидам, вспомним.



    1. Чтение эпизода, как больную Матрену жена председателя колхоза зовет навоз бросать: «И вилы свои бери!»

    - Почему пожилой женщине пенсия не причиталась?

    Начисленные с трудом за мужа 80 рублей — это после денежной реформы 1961 года стали бы 8 рублей — не деньги, а слезы! А еще колхозники-соседи завидуют «живым» деньгам, потому что у самих до середины 50-х годов почти одни палочки за трудодни вместо оплаты. И нет паспортов, то есть нет права уехать.



    1. Слово учителя об историческом контексте в отношениях «Матрена и власть»

    1. Выступление 5-й группы. Тетю Маша, единственная, кто в деревне любил Матрену.

    В день гибели подруги! — она попросила у Игнатича отдать «вязанку» для дочери. Этим изумила его: «полувековая подруга»... Что тут проявилось: бесчувственность, вещизм — или вековая нищета? У ее «Таньки» — вероятно, взрослой женщины — вряд ли есть еще «вязанка», то есть кофточка. Как понять это нашим во многом избалованным детям? Может быть, в этой нищете — корень тяги к вещам-вещичкам? «Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное»,— писал Александр Блок в 1918 году. Горько, что

    тема эта не исчерпывает себя.



    1. Слово учителя.

    «Горницу» разорили для Киры и ее мужа, потому что без готового строения в поселке не давали участка земли. Оценим абсурдность требований государства! Да, можно говорить о «жадности нескольких людей», но можно и понять, что чувство любви земледельца к земле извращалось, становилось только корыстным. И явление это было массовым: «Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей был в деревне такой не один». Русский язык издавна называл «добром» вещи, но подмены не было, то есть народ не путал это «добро» с добрым, то есть человеческим отношением. А теперь?..

    1. Выступление о предшественницах Матрены в русской литературе.

    1. Некрасовская крестьянка из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»,

    2. Дарье из поэмы «Мороз, Красный нос»

    3. Однодворка из «Деревни» И. Бунина.

    - Как жила русская крестьянка?

    - Как замуж выходила?

    - Каковы были отношения в семье?

    - Как трудились?

    - Что умела русская крестьянка?

    - Что было тяжко, а что обычно?

    IX. Слово учителя.

    - Сравнение наблюдений.

    - Составление таблицы


    Матрена

    Тимофеевна Корчагина

    Матрена Васильевна Григорьева

    «...Пал на сердце Филипп!» Замуж вышла, полюбив

    За любимого Фаддея «без малого не вышла... Война германская началась»

    Дай башмаки Оленушке,

    (золовке)

    Жена! — сказал Филипп.

    А я не вдруг ответила.

    Корчагу подымала я,

    Такая тягость: вымолвить

    Я слова не могла.

    Филипп Ильич прогневался,

    Пождал, пока поставила

    Корчагу на шесток,

    Да хлоп меня в висок! (...)


    «Меня сам ни разику не бил... То есть был-таки раз — я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»...

    «Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала... »

    (Еще раз сосчитаем: 5 х 16 = = 80 (кг)! Ребята, у вас есть вопросы, почему больна Матрена?)


    Пять сыновей и погибший первенец Демушка

    Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены — жены Фаддея. Из них — Кира, отданная в приемыши.)

    Потуги лошадиные

    Несли мы; погуляла я, Как мерин, в бороне!



    «Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь»

    Матрену в помощь»


    Вывод некрасовской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» оказывается приложим и к обеим советским Матренам из рассказа Солженицына:

    Ключи от счастья женского,

    От нашей вольной волюшки,

    Заброшены, потеряны

    У Бога самого!

    При своем суеверии и безмерном терпении так могла бы объяснить и Матрена Васильевна: «Пропали! думать надобно, / Сглонула рыба их...»

    А теперь откроем поэму Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».



    О русских крестьянках и о Дарье

    О Матрене Васильевне Григорьевой

    Есть женщины в русских

    селенья

    С спокойною важностью лиц,

    С красивою силой в движеньях,

    С походкой, со взглядом

    цариц,—

    ...Их разве слепой не заметит.

    А зрячий о них говорит:

    «Пройдет — словно солнце

    осветит! Посмотрит — рублем подарит!»



    «...Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. ...мне дороже была улыбка эта ее кругловатого лица...»

    (Поработав.) «...Возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладу с совестью своей»


    В игре ее конный не словит,

    В беде — не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет


    «Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала... Конь был военный у нас Волчок, здоровый... А он стиховой какой-то попался. Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила...»

    - А как топили избы колхозники в лесном краю?

    - Почему приходилось воровать торф?

    ( потому что «стояли вокруг леса, а топки взять было негде»,— уже в 50-е годы XX века.)


    1. Сравнение жизни Матрены с картиной начала века в степном краю в деревне Дурновка из повести Бунина:

    1. Чтение отрывка.

    «Вне вражды, вне распрей находилась только Однодворка.

    Днем она работала не покладая рук, по ночам штопала, шила, воровала щиты на чугунке. ...Она бежала... на своих легких босых ногах, взгромоздив на себя два саженных щита — из тех, что ставят зимой вдоль чугунки от заносов. [Кузьме]...с тихим смехом зашептала:

    —...Бежишь так-то ночью, дрожишь вся, а что же делать-то? Вся деревня топится ими, только тем и спасаемся...» (И.Бунин «Деревня»).


    1. Сравнение образа жизни, надобности крестьян

    1. Вывод учителя.

    О национальном характере, в котором столько возможностей, «сплетений», как писал Бунин. Добавим — искажений, связанных с общественными условиями. Еще раз вспомним о горькой справедливости слов Матрены Тимофеевны Корчагиной: «Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого...» И подумаем о горькой судьбе советской колхозницы, чьи отношения с государством, местной властью и даже деревенскими жителями в значительной мере объясняются страшной несправедливостью этой власти, ее бесчеловечностью. И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, что свойственно было русским классикам, а может, и русскому сознанию вообще: «Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет».


    1. Cамостоятельная запись выводов из анализа рассказа (5 минут)




    1. Прочитать выводы в классе.

    Может оказаться, что учителю добавить нечего. Важно лишь, чтобы все продолжали вести записи звучащих высказываний — это постоянное условие работы на уроках литературы.
    С точки зрения литературоведческого анализа важно было бы обратить внимание еще на многое. Важны публицистическое начало и психологические наблюдения Игнатича на поминках, картина разрушения избы из-за «горницы» и страшная сцена гибели людей во мраке на железной дороге. Можно исследовать интонации рассказчика (удивленные, возмущенные, торжественные или иронические и даже саркастические...) и символику в рассказе — от, кажется, осуществленного проклятия молодого Фаддея до мышиной возни в день смерти героини. Суеверия это или тайные знаки судьбы? И страх поезда, и страх молнии, исчезновение котелка со святой водой — говорящие подробности. Но, может быть, они «заговорили»

    именно в связи с гибелью героини? Из таких страхов (смерти близких, в том числе детей, голода), исчезновений (сначала жениха, потом мужа) состояла вся ее жизнь... И если была трагическая печать рока в судьбе праведницы Матрены, то не миновала она и всю Россию в середине XX века, как и в прежние века: «Не мудрено, что ты вянешь до времени, все выносящего русского племени многострадальная мать!» (Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...».)

    - Итак, кто виноват? Как объяснить трагизм жизни и гибели главной героини рассказа?
    XIV. Заключение

    ...Если бы не стояла дата под стихотворением Наума Коржавина «Вариации из Некрасова» — 1960, то могло бы показаться, что это отзыв на появившийся в 1963 году в «Новом мире» рассказ А. Солженицына «Матренин двор»:

    Столетье промчалось. И снова,

    Как в тот незапамятный год —

    Коня на скаку остановит,

    В горящую избу войдет.

    Ей жить бы хотелось иначе,

    Носить драгоценный наряд,...

    Но кони все скачут и скачут,

    А избы — горят и горят.



    I960


    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рассказа а. Солженицына «матренин двор»

    Скачать 334.15 Kb.