• Ход урока: Оргмомент. Полилог
  • Вызов. 1. Проблемные вопросы.
  • 2. Работа учащихся со словарём.
  • 3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока. Прием «Корзина идей»
  • Осмысление. Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.
  • Проверка работы групп. Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так: Как воспитывали Витьку
  • Как воспитывали детей в семье Левонтия
  • Дети самостоятельно делают выводы.
  • Рефлексия работы группы
  • 2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»). Цель
  • Простой вопрос
  • Интерпретационные вопросы
  • Творческие вопросы
  • Практические вопросы
  • Рефлексия. Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

  • Скачать 104.54 Kb.


    Дата10.11.2018
    Размер104.54 Kb.
    ТипРассказ

    Скачать 104.54 Kb.

    Рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»



    Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    редварительное домашнее задание по группам:

    1 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали Витьку»;

    2 группа: составить цитатный план для рассказа «Как воспитывали детей в семье Левонтия»

    Ход урока:


    1. Оргмомент. Полилог.

    Учитель:

    – Поговорим?

     Дети:

    – Поговорим!



    Учитель:

    - А знаете о чём?

     Дети:

    – О чём?


     Учитель:

    О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

     Дети:

    – Поговорим! Нам будет интересно!



    1. Вызов.

    1. Проблемные вопросы.

    - Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)

    - Давайте уточним лексическое значение слова «нравственность». Заглянем в Толковый словарь Ожегова.

    2. Работа учащихся со словарём.

    НРА́ВСТВЕННОСТЬ - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

    - Что такое нравственные ценности? (духовные качества человека, идеалы)

    3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока.

    Прием «Корзина идей»

    - А сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с соседом и запишите на листах бумаги нравственные ценности, которые вы знаете.(1минута)

    - Что у вас получилось?

    (Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель рисует на доске значок корзины и записывает в неё нравственные ценности. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям , любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)

    - Посмотрите, какой большой список у нас получился. Выберете из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». ( ( (честность, доброта, понятие долга и др.)

    - Как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют цели урока)


    1. Осмысление.

    1. Проверка домашнего задания. Заполнение двухчастного дневника по группам.

    - Ребята, вы прочитали рассказ В. Астафьева “Конь с розовой гривой”. Расскажите о героях этого рассказа. Какого они возраста? Из каких семей? Кто их родители? Мы не случайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание? Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идешь по жизни.

    Дома вы работали по группам. Первая группа составляла цитатный план «Как воспитывали Витьку», а вторая – «Как воспитывали детей в семье Левонтьевых». Сейчас вы продолжите работу в группах и заполните двухчастный дневник. Первая графа - ваши цитаты, а вторая – ваши комментарии, интерпретация к ним: как, записанная вами цитата, характеризует героя?. Делитесь своими догадками. Обратите внимание на листы, которые лежат у вас на столах - «Правила работы в группах».



    Проверка работы групп.

    Двухчастный дневник может быть заполнен примерно так:

    Как воспитывали Витьку

    Цитаты

    Комментарии

    Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

    Учит зарабатывать своим трудом

    “Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

    Дисциплинирует внука

    “Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

    Не жить одним днем, а думать о будущем

    “Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

    Неравнодушие, желание помочь

    Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

    Учит не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться

    “Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

    Сочувствие, жалость к соседке

    Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

    Доверие к внуку

    “Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство”.

    Самокритичен. Есть понятие о добре и зле

    “Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

    Испытывает угрызения совести

    Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

    Думает не только о себе

    “Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

    Скромность, трудолюбие, основательность

    “Дедушка бы не дал меня в обиду”. “Потатчик! Своих всю жизнь потакал, теперь этого!..”

    Доброта

    На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

    Умение противостоять дурному влиянию

    “Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

    Видит раскаянье внука

    “Дед мне подмигнул: „Терпи“. Бабушка должна разрядиться, должна высказать все, что у нее накопилось, душу отвести должна”.

    Моральная поддержка внука. Чувствует его состояние. Не отвергает, а помогает вынести душевные муки

    “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

    Прощение — истинное — после глубокого раскаяния. Воспитание любовью

    Как воспитывали детей в семье Левонтия

    Цитаты

    Комментарии

    “Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

    Норовят цапнуть побольше

    “Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

    Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

    “Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

    Тут видится злой умысел, попытка обмануть тех, кто ее выручил

    “Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

    Ленивые, не любят работать, нет основательности

    “Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

    Неопрятность, неуважение к себе и окружающим

    Левонтий — детям: “Он сирота, а вы все ж при родителях. Когда к матери ни придешь… — ночь, полночь… „Пропащая ты голова, Левонтий!“ — скажет и опохмелит”.

    Сочувствует, помнит “добро”

    “Все ударялись в рев, и такая доброта охватывала людей, что все-все высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и ели уж через силу”.

    Прилив заботливости. Но едят через силу, потому что потом не будет сладостей — не прозевать бы

    “Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

    Недовольство своей жизнью

    “По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”.

    “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.



    Легко крадут то, что доступно, даже если им этого не надо

    Бьются братья Левонтьевы из-за съеденной ягоды, катаются по земле, всю землянику раздавили.

    Или все, или ничего… Так похожи на отца

    Дразнят друга: “Бабушки испугался!” Обзывают жадиной. Бросают вызов: “Слабо!”

    Подбивают украсть у бабушки калач.



    Искушают, сбивают с пути истинного

    Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

    Нет гуманного отношения ко всему живому

    Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

    Похоже, что делится своим жизненным опытом

    Санька шантажирует: “А я расскажу Петровне! Принеси калач, тогда не расскажу!”

    Причиняет душевную боль другу

    “Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

    Школа выживания

    !!! Нет обсуждения

    - Обобщите сказанное.

    Обратите внимание, ребята, на то, что описание быта и жизни героя и семьи Левонтьевых противопоставляется. Как называется этот приём противопоставления и зачем он используется автором?

    (Дети самостоятельно делают выводы. Они могут быть примерно следующими: семья Вити жила лучше семьи Левонтьевых. У них всегда был кусок хлеба на «чёрный день», деньги. В избе было опрятно, уютно и тепло, чисто. Автор использует приём противопоставления – антитезу для усиления выразительности речи, для передачи мысли и чувства. Описание семьи объясняет характер героев, описывает время, место, обстоятельства действия.)

    - Что можно сказать о нравственных ценностях каждой семьи?

    Рефлексия работы группы

    Оцените, как работала группа?

    - Дружно ли вы разбирали задания?

    - Все ли активно участвовали в обсуждении?

    - Прислушивались ли вы к мнению друг друга?

    -Что было трудным?



    2. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»).

    Цель: обсудить содержание рассказа.

    Ромашка нарисована учителем и прикреплена на доску. Вопросы пронумерованы и записаны на лепестках. Ученики по очереди выходят к доске, отрывают лепесток, читают вопрос и пробуют на него ответить. Если ученик не знает ответа, он просит одноклассников ему помочь.

    Простой вопрос:

    - Как герой был втянут в обман?



    Уточняющие вопросы:

    - Как менялось настроение героя после того как он вернулся домой, и на следующий день?

    - То есть вы говорите, что Витя сожалел о своём поступке. В каком эпизоде это больше всего ощущается? (ночью перед поездкой в город) Найдите описание в тексте.

    Интерпретационные вопросы:

    - Почему же всё-таки бабушка купила внуку пряник конём? ( бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое жестокое наказание.)

    - Почему считается, что уроки доброты - самые действенные уроки? (потому что они запоминаются на всю жизнь. Через несколько лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)

    Творческие вопросы:

    - Если бы вам представилась возможность встретиться с Витей после совершённого обмана, что бы вы ему посоветовали?



    Оценочные вопросы:

    - Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?



    Практические вопросы:

    - Как бы вы поступили на месте героя рассказа?



    Делаем выводы:

    - Какие жизненные уроки извлёк Витя из этой истории?

    - Можно ли у Вити чему-нибудь научиться?


    1. Рефлексия.Приём «РАФТ». Индивидуальная работа

    - Витя так и не попросил прощения у бабушки. Дальше слёз и внутреннего раскаяния дело не пошло. А человек должен уметь отвечать за свои поступки. Я предлагаю вам сделать это за него.

    Роль – Витя

    Аудитория – бабушка

    Ф – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно)

    Тема – Прощение, объяснение ситуации: почему герой так поступил.

    (Читаем письма в читательском кресле, выделяем суммарные моменты, обсуждаем разницу в изложении одних и тех же фактов.)

    - Символом чего можно назвать пряник-конём? (символом добра, прощения, любви, понимания)

    - О чём же, по-вашему, этот рассказ? (о детстве, об истинной любви, о всепрощении)

    Темы доброты мы коснёмся и на следующих занятиях при изучении рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». А сейчас оцените свою работу на уроке.

    Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…

    теперь я могу… почувствовал, что…я приобрел…я научился… меня получилось …

    я смог…я попробую…меня удивило…рок дал мне для жизни…мне захотелось…



    Домашнее задание: читать статью «Уроки доброты» , ответить на вопросы с.128-129

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

    Скачать 104.54 Kb.