• Иерархия ценностей
  • Рассудительность
  • Духовное руководство
  • Различные состояния человека (таблица)



  • страница1/28
    Дата22.01.2019
    Размер7.92 Mb.

    Рассудителность


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Рассудительность, прелесть, правильная духовная жизнь.

    Оглавление

    О правильной духовной жизни.

    О постепенности в духовной жизни.

    3 духовных возраста

    Неофитство.

    Болезни неофита

    Обрядоверие

    Суеверие

    Оккультизм в православии.

    О Пелагеи Рязанской.

    О книге «Сказание о житии блаженной старицы Матроны».

    Об отношении к демонам и порче

    Епископ Иларион

    Монах Иов

    Осипов

    Кураев

    Об оккультизме.

    Об экстрасенсорных способностях человека.

    Об экстрасенсах

    О мистике

    О Ванге

    Современные церковные заблуждения – под маской православия

    Какие основные пункты (перечень) этих заблуждений?

    1. Мистицизм

    2. Строгое, ревностное исполнение буквы закона

    3. Активная борьба за чистоту православия

    4. Нарушение канонов Церкви

    - Отрицание брака

    - Обвинения, осуждения священноначалия

    - Отрицание иерархии Церкви

    - Неканонические иконы, службы (акафисты), ложные канонизации

    - Чрезмерное почитание царя-мученика

    Канонизация Ивана Грозного и Григория Распутина.

    - Обращения к полноте РПЦ

    - Разрыв евхаристического общения с Церковью

    5. Неверное понимание спасения

    6. Эсхатологические и апокалиптические страхи

    Конец света

    7. Национализм, шовинизм, монархизм, антиглобализм

    8. Технофобия и боязнь преследования

    Отношение к материальным вещам, связанными с диаволом и антихристом

    9. Элементы магизма, суеверия, обрядоверия

    10. Дух раскола

    Раскол и единство Церкви

    Не всякое разделение есть раскол

    2 пути отклонения

    О любви и разномыслиях.

    О лжеучениях, ереси, преданиях, суевериях из Св. Писания.

    Каковы последствия «застревания» в неофитстве?

    Отношение к неофитству.

    Иерархия ценностей

    Мельчайшее второстепенное может отвлечь от главного

    Консерватизм

    Неизменное и Временное в Церковных Канонах

    Афанасьев

    Цыпин. «Значение канонов»

    Светлов

    Панайотис И. Бумис. «Авторитет и сила священных канонов»

    Устав и Типикон

    Подвиги – не цель, а средства

    Кураев. О пользе традиции и обряда.

    Традиционные духовно-нравственные ценности – основа нашей жизни

    Основа жизни – система ценностей

    Виды ценностей

    Передача ценностей. Традиция

    Что такое ценность?

    Две основные системы ценностей

    Наилучшая система ценностей

    Система ценностей – душа государства

    Взаимоотношение традиционных и либеральных ценностей

    Новости по этой проблеме

    Рассудительность

    Время

    О познании воли Божией.

    Толерантность

    Патриарх Кирилл о релятивизме и совести

    Митрополит Иларион

    Практические замечания

    Прямо от Себя Бог никогда не открывает Свою волю

    От Бога ли первая мысль, пришедшая в голову?

    Свящ. Алексий Уминский

    Духовное руководство

    О совете

    Без духовного руководства невозможно спастись

    Наставники, святые отцы, старцы

    Об отсутствии духоносных наставников

    Однако, не пренебрегай встречей со святыми людьми

    О выборе духовника

    «свят, но не искусен»

    Смена духовника

    Частая смена духовников – не безвредно

    Разлучение с хорошим духовником

    О непременности разлучения со "слепым" духовником

    О взаимоотношениях духовника и пасомых

    О послушании.

    Виды послушания

    Идеал древнего послушания

    Безусловного и слепого послушания никогда не было

    Взросление пасомого.

    Слепое послушание

    Вера в истину спасает, вера в ложь губит

    Архиепископ Максимилиан

    Ошибочное понятие о благодати священства.

    Старец сказал

    Послушание сегодня

    Отношение между духовником и чадом – отношение друзей

    Духовник должен быть всегда рядом!

    Жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий

    О чем спрашивать духовников?

    О чтении св. Отцов

    Ложные старцы (лжестарцы, младостарцы)

    Дерево узнается по плодам

    Хороший духовник обретается при правильной духовной жизни

    Младостарчество

    Характериситка лжестарцев

    Строгий аскетизм – не признак истинного старца

    Истинные духовники.

    Паисий Святогорец о духовничестве

    Признаки хорошего духовника

    Прелесть

    Общие положения о прелести

    Как достигается богообщение, духовные ощущения?

    Прелесть ума

    Прелесть сердца

    Правила для ума

    Правила для сердца

    О мнении

    Св. Отцы о прелести вообще

    О роли бесов в введении нас в прелесть, или об опасностях в духовной жизни.

    Даже святые, духовно преуспевшие подвижники могут пасть.

    О спасительной осторожности в отношении к чудесам

    Отношение к пророчествам

    О болезнях и исцелениях.

    Экзорцизм.

    Неприятна похвала в устах грешника

    О мечтательности

    Признак святости – не чудотворения, не видение духов.

    Духовные ощущения (истинные и ложные)

    Об учительстве

    Об уединении

    О прелести католических святых

    О житиях святых.

    Польза от чтения о жизни святых

    О сновидениях.

    Различные состояния человека (таблица)
    О правильной духовной жизни.

    Очень важен вопрос об истинности тех религиозных переживаний, явлений и откровений, которые могут быть у верующего человека. Этот вопрос касается понимания существа духовной жизни и условий познания "того" мира, что всегда сопряжено с огромным риском: кто не дверью в него входит, подвергается участи вора и разбойника (Ин. 10,1)! Любопытство, мечтательность, несерьезность в этой области, попытки любыми средствами проникнуть в духовный мир равносильны самоубийству. Хорошо известно, например, что активно занимающиеся спиритизмом, как правило, кончают жизнь или самоубийством, или полным расстройством психики. К этому приводят человека и все прочие виды оккультизма.

    Незаконное проникновение в мир духовный в высшей степени опасно. Тем более что оно непременно порождает лжеоткровения, которые увлекают людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни и губят их духовно и телесно.

    Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание 1. основ православной веры (догматика) и 2. принципов духовной жизни (аскетика).

    «Прелесть возникает у тех, которые живут не по святоотеческим началам, а по своим мыслям, желаниям и пониманию, и ищут у Бога не спасения от греха, а благодатных наслаждений, откровений, даров. Их и получает горе-подвижник за счет 1) своего разгоряченного воображения (самообольщения) или 2) действия темных сил  прелесть – это не особый, свой путь к Богу (как сейчас это часто встречается), но тяжёлая болезнь, возникающая из-за незнания основных законов духовной жизни. Это особенно относится к юным подвижникам, которые, не освободившись от страстей, ищут состояние духовных высот.

    Ложный аскетический (духовный) путь – путь прелести, путь игнорирования св. отцов. По этому пути пошел Запад после раскола → сформировался свой западный путь духовной жизни, который св. отцы категорически воспрещали.

    «“Видел ли ты”, говорят они, “кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов — знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению Отцов (авва Дорофей), из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (Игнатий Брянчанинов)

    Те, кто идет своим путем, а не путем святоотеческим, находятся на пути прелести. «Твердо знайте, что ни преуспеть, или возрасти и сделаться совершенными вы не можете, ни уметь верно различать добро от зла вы не будете, если не будете повиноваться отцам вашим. Отцы наши сами так поступали: повиновались отцам своим и их наставления слушали; от того преуспели, возрасли и сделались сами учителями, как написано в Премудрости сына Сирахова: не отступай от повести старцев, ибо тии навыкоша от отцев своих: яко от них навыкнеши разуму, и во время потребно дати ответ (Сир. 8, 11—12). Итак, вы должны подражать тем, кои покорны были отцам своим, и их во всем слушались, и которых отцы, при помощи Божией, научили всему, чему сами научились у отцев своих, и что предали сынам своим покорным. Итак, если желаете преуспеть и полнее возрасти, сделаться невозмутимыми в сердце своем и ни в чем не быть посмеянными от диавола, повинуйтесь отцам своим и их во всем слушайтесь, — и не падете во веки» (Антоний Великий)

    Смысл Церкви вовсе не в том, чтобы загнать человека в общую всем «схему», но в том, что­бы он, разумно и индивидуально пользуясь теми средствами, кото­рые содержит Церковь, нашел свой путь ко Христу. В этом проявляется присущее Церкви великое уваже­ние к личности, ее свободе, доверие к человеку.

    Законным путем вхождения в духовный мир и получения истинного знания (откровения) о нем является правильная духовная жизнь, предполагающая знание основ православной веры и принципов духовной жизни. Т.е. правильная духовная жизнь возможна в рамках (пределах, границах) Священного Предания, эти рамки широки («широка заповедь Твоя зело» Пс.118.96) и в этих рамках можно найти свой индивидуальный путь. Диапазон, спектр вариантов нормальной духовной жизни очень широк → нельзя всех стричь под одну гребенку, загонять всех в один коридор. Но вне границ Св. Предания свой особый путь духовной жизни приведет не к цели, а наоборот от цели к погибели.

    По этому поводу Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Поэтому всякому полезно и пристойно, по предпринятому намерению или по полученной благодати, с полным усердием и прилежанием стараться достигнуть совершенства в избранном деле; восхваляя и уважая добродетели других, не должен отступаться от своего, однажды избранного призвания, зная, что, по апостолу, церковь есть одно тело, а членов много, и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении, увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим 12, 6—8). Ибо никакие члены не могут присвоить себе служение других членов, потому что глаза не исполняют обязанности рук, ноздри — ушей. Потому не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все имеют благодать врачевания, не все говорят языками (иностранными), не все истолковывают (1 Кор 12, 29, 30). Те, которые еще не укрепились в избранном призвании, когда услышат, что некоторые отличаются разными подвигами и добродетелями, похвалою их обычно так воспламеняются, что тотчас желают подражать их жизни; но слабость человеческая обязательно делает напрасными усилия их. Ибо невозможно одному и тому же человеку отличаться всеми вышеупомянутыми добродетелями. А если бы кто захотел все их вместе приобрести, то обязательно впадет в то, что, когда погонится за всеми, ни в какой толком не преуспеет, и от этой перемены и разнообразия больше потеряет, нежели приобретет. К Богу стремятся многими путями, и потому всякий должен с неуклонным вниманием к своему течению совершать тот путь, который однажды избрал, чтобы быть совершенным в своем призвании».

    Мы должны знать правильные, верные пути духовной жизни, хотя сами и сидим по шею в болоте, и кричать об этом, чтобы другие не заблудились и не попали в болото.

    Ведь устроившись на какой-нибудь незнакомый завод, нельзя одному расхаживать по заводу и совать свой нос куда ни попадя; сначала надо ознакомиться с устройством его, пройти инструктаж, иначе может быть несчастный случай (там током ударит, там кипятком ошпарит, там руку оторвет). Так и в духовной жизни новичку ни в коем случае нельзя одному начинать духовную жизнь, не ознакомившись с основными ее правилами и опасностями, т.к. не пройдя своеобразный инструктаж (чтение святых отцов, совет духовника или опытного собрата), может произойти с большой вероятностью несчастный случай (отклонение вправо – прелесть, или влево – нерадение). Ведь христианство это «наука из наук», а значит не сразу все дается тому, кто только пришел в Церковь, как не всему курсу высшей физики сразу научается тот, кто пришел только в первый класс.

    «Итак чтоже? Если на случайную дорогу, не изведанную делом, едва ли кто решится вступить без вернаго проводника; если в море никто не пустится без искуснаго кормчаго; если за какую либо науку или искусство никто не возмется без знающаго дело учителя, - то кто дерзнет приступить к изучению делом искусства искусств и науки наук, вступить на таинственную стезю, ведущую к Богу, и пуститься в безпредельное мысленное море, т.е. в иноческую жизнь, подобную жизни Ангелов, с самоуверенностию достигнуть конца, без руководителя, без кормчаго и учителя, опытнаго и истиннаго? По истине таковый, кто бы это ни был, прельщает себя, и прежде вступления на путь, уже заблудился, как незаконно подвизающийся: как напротив, и шага не сделав, достиг конца тот, кто подчиняет себя отеческим уставам» (Ксанфопулы)

    «Необходимо, чтобы во всяком искусстве или науке, начиная с самых основ, сперва преподавали легкие, слабые начатки, чтобы, воспитывая и насыщая разумным молоком, мало-помалу взращивали, и ученики таким образом, от низшего к высшему, мало-помалу, постепенно восходили (Короче и яснее можно сказать так по мнению всех, во всяком искусстве и науке от первых начал, от легких познаний нужно переходить к высоким и труднейшим). Как какой-либо отрок сможет произнести простые слоги слов, если сначала не узнает начертания букв? Или как приобретет искусство читать тот, кто неспособен еще сопрягать краткие начертания имен? Не учившийся грамматике как приобретет ораторское красноречие или философское знание? Потому я не сомневаюсь, что и в этой возвышенной науке, которая нас учит постоянно прилепляться к Богу, есть какое-нибудь основание наставления, на котором сначала утвердившись, можно было бы подняться и к самому верху совершенства» (Иоанн Кассиан Римлянин)

    «В этом мире много родов знаний, такое же разнообразие их, как и искусств и наук. Но хотя они все или вовсе бесполезны, или служат для удобств только настоящей жизни, однако все имеют собственный порядок учения и способа, по которому бы могли быть приобретены желающими. Итак, если те искусства имеют известные свои правила для усвоения их, то тем более учение нашей религии и монашеское звание, которое стремится к созерцанию невидимых тайн и ищет не настоящей корысти, а воздаяния вечной награды, имеет известный порядок и основание» (Иоанн Кассиан Римлянин)

    «Всякое искусство для успеха в нем требует времени и многого учения, и только за искусство из искусств берутся не учась» (Нил Синайский)

    «Воин, во время мира, изучает то, что потребуется от него во время брани» (Варсануфий Великий)

    «Добродетели суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: не совратитися ни на десно, ни на лево (Втор. 5, 32). И святой Василий говорит: "Прав сердцем тот, чей помысл не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к средине добродетели"… А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток, и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим шествовали все святые» (авва Дорофей)

    Должно держаться «золотой середины». Отклонение вправо – прелесть, влево – нерадение. Но, как говорит Игнатий Брянчанинов, «лучше подвергнуться ответственности за оскудение, чем за прелесть и возношение», т.е. отклонение вправо – путь более опасный.

    «Ибо лучше подвергнуться ответственности за недостаток (дел), а не за обольщение и возношение, да удостоверит тебя в этом притча Господня о мытаре и фарисее» (Марк Подвижник)

    Нельзя расслабляться, но опасно и натягивать струны сверх меры, чтобы они не порвались. Вообще менее вредно нерадение, чем самомнение, чреватое презреньем к падшим; лучше бороться с нечистотами, чем с возношением, говорит Лествичник.

    Главнейшим условием и признаком правильного духовного устроения человека является осознание им ненормальности, гибельности настоящего своего духовного состояния и бессилия без помощи Божией стать новым человеком по образу Христа. Из этого рождается сокрушение сердца, искреннее покаяние и важнейшее в духовной жизни - смирение. Святитель Игнатий пишет: "… первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением".  "Зрение недостатков наших - вот безопасное видение! Зрение падения и искупления нашего - вот нужнейшее видение". "Все святые признавали себя недостойными Бога: этим являли они свое достоинство, состоящее в смирении".

    В Евангелии все это именуется нищетой духовной (Мф. 5,3). Духовная нищета является тем безусловно необходимым состоянием души, при котором лишь возможно получение человеком истинного откровения, истинного указания пути в Царство Божие. Это откровение Господь дает человеку только в целях его спасения, но не для удовлетворения любопытства праздного ума и пустого сердца, жаждущих знать, "что там".

    Но "только совершеннейшим христианам, - пишет святитель Игнатий, - преимущественно из иноков, сподобившимся прозреть душевными очами, был открыт мир духов: но таких христиан и в самые цветущие времена иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария Великого. Свойство всех видений, посылаемых Богом, - замечает святой Иоанн Лествичник, - заключается в том, что они приносят душе смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своей греховности и ничтожества. Напротив, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения".

    Сам характер откровений также говорит о многом в вопросе определения их истинности. Если до падения человек был способен к непосредственному видению духов и общению с ними, то в настоящем состоянии их явления возможны ему лишь по особому усмотрению Божию и во время крайней нужды  с целью исправления и спасения человека. Поэтому все святые отцы и подвижники, опытные в духовной жизни, решительно предупреждают христианина о возможности впадения в т.н. прелесть, то есть в духовный самообман, при котором человек свои нервно-психические, а часто и бесовские возбуждения и порождаемые ими лжевидения принимает за откровения Божии.

    Так, преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.) говорит, что "прельщаются те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное".  Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: "Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого".  Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX в.) предупреждает: "Христианские аскетические наставники заповедают не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным; заповедают соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность".  "Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой - никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа". 

    В настоящее время, когда ложный мистицизм и всевозможные "чудеса" широкой рекой разливаются по всем странам мира (в США, например, почти 70% населения заявляют, что имели опыт экстрасенсорных восприятий, а 42% общались с умершими), особенно важно помнить эти святоотеческие призывы. По какой причине может человек впасть в подобное состояние? Отцы отвечают: "Все виды бесовской прелести возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы".

    Преподобный Исаак Сирин указывает и на другую важную причину. Это искание, ожидание благодатных ощущений, видений и прочего. Указав на слова Спасителя: "Не приидет Царствие Божие с соблюдением" (Лк. 17,20), т. е. приметным образом, - этот великий наставник монашества говорит: "Чего же ищем с соблюдением, разумею Божии высокие дарования, то не одобряется Церковью Божией; и приемшие это приобретали себе гордость и падение. И это не признак того, что человек любит Бога, но душевная болезнь".

    Святитель Игнатий, продолжая мысль преп. Исаака, писал: "Все самообольщенные считали себя достойными Бога; этим явили объявшую их душу гордость и бесовскую прелесть. Иные из них приняли бесов, представших им в виде ангелов, и последовали им; другим явились бесы в своем собственном виде и представлялись побежденными их молитвою, чем вводили их в высокоумие; иные возбуждали свое воображение, разгорячали кровь, производили в себе движения нервные, принимали это за благодатное наслаждение и впадали в самообольщение, в совершенное омрачение, и причислились по духу своему к духам отверженным". 

    Очень яркие примеры того, к каким "откровениям" приходят находящиеся в прелести, находим в жизни римо-католических мистиков.

    «Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства милостей Божиих и неосуждение других. Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил… Всю жизнь мы творим свою волю, даже добрые дела наши оскверняются то своеволием, то тщеславием, то расчетами и прочее. Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова утренней молитвы: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже (т. е. никогда) сотворих благое пред Тобою». Это слова преп. Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других, и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?» (иг. Никон)

    Есть определенные законы духовной жизни.

    Критерий правильности духовной жизни, ее истинности, здравого учения (2Тим.4.3) находится в рамках (пределах, границах) Священного Предания (Св. Писания и св. отцов)


    1. Плоды Св. Духа (Гал.5.22), главные из которых – смирение, любовь, рассудительность.

    Симеон Новый Богослов говорит: «Основными же добродетелями мы называем - смирение, истребляющее страсти и насаждающее небесное и ангельское бесстрастие, - любовь, никогда не стоящую (на одном) и не падающую, но непрестанно множащуюся и растущую, прилагая стремление к стремлению и рвение к рвению, - и совершенное рассуждение, добре руководящее последующих ему и безбедно преводящее их по мысленному морю. Это рассуждение надлежит и тебе взыскать у Бога и умолить Его даровать тебе оное, и особенно теперь, чтоб мог ты верно определить свое состояние и соответственные тому взять на себя подвиги, да обрящешь Христа, Который бы и в настоящее время содействовал тебе, и впоследствии богато излил на тебя полноту осияния Своего. Сие рассуждение избавит тебя от опасности последовать за волком вместо пастыря или вступить в такое стадо, которое больно какою-либо болезнию душевною и страстию, или основаться одному в уединении прежде времени, - чтоб не попасть в зубы душегубительного волка - диавола и не быть поглощену им, или не заболеть болезнию на болезнь и страстию на страсть и не умереть душевно, или, уединясь преждевременно, не пасть и не стяжать, увы, и горе, ибо горе единому, егда падет»

    1. Соответствие святоотеческому преданию - соответствие индивидуального (личного) духовного опыта единству опыта св. отцов.


    О постепенности в духовной жизни.

    Притчи о невидимо растущем семени, горчичном зерне и закваске – земля производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно.

    Не придёт Царство Божие приметным образом. Царство Божие внутри вас есть(Лк.17.20-21)

    «Всему свое время» + «Не тряси яблоко, покуда зелено; созреет — само упадет».

    Земледелец глуп, если срывает плоды раньше срока, т.к. они еще не созрели – «Земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний» (Иак.5.7)

    Принцип - от простого к сложному. Невозможно перейти из первого класса в десятый. Невозможно без тренировки поднять 100 килограммовую штангу, можно надорваться.

    Аскетика – это упражнения. А чтобы добиться каких-то результатов нужны долгие постепенныу, упорные тренировки.ь.г, если ты до этого поднимал лишь 10 кг.

    Кто хочет освободиться от большой страсти – начни с малого – так делают все атлеты. «Ни во что ставящий малое мало-помалу придет в упадок» (Сир.19.1)

    «Восхождение тех, которые подвизаются взойти на небо, подобно восхождению по лествице, имеющей обычно ступени. Здесь, то - чтоб один возревновал о восхождении паче других и скорее взошел по лествице, перегнав их, есть наше дело, дело произволения каждого. Но то, чтобы начинать не с первой ступени и потом восходить с одной на другую, по порядку, в каком они положены, а, минуя первую, прямо ступить на вторую или третью, совсем невозможно для людей. И те, которые покушаются отступать от такого порядка восхождения, трудятся напрасно. И еще: как невозможно взойти в верхние жилья без лествицы или войти в царский внутреннейший покой, туда, где занимается и принимает своих царь, не прошедши прежде передней, так невозможно войти и в царствие небесное тому, кто не идет путем добродетелей по порядку, нами указанному. Такие шествуют вне царского пути и находятся в прелести, сами того не замечая» (Симеон Новый Богослов)

    «Дети и отроки, когда, по неразумию своему и легкомыслию, покусятся поднять тяжесть, превышающую силу их, то надрываются, нередко губят себя окончательно: так и не созревшие в духовном возрасте подвергаются великим бедствиям от духовного подвига, не соответствующего устроению их, нередко впадают в расстройство неисправимое».

    Каждый человек находится в разных состояниях в спектре от «ветхого» до «нового».

    Христианство это «наука из наук», а значит не сразу все дается тому, кто только пришел в Церковь, как не всему курсу высшей физики сразу научается тот, кто пришел только в первый класс.

    «Ппри изучении науки из наук — молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность» (Игнатий Брянчанинов)

    Поэтому страсти искореняются постепенно, через многие труды. Макарий Великий говорит: «

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рассудителность