• Личностные
  • Предметные : умение анализировать прочитанное произведение на разных уровнях; умение осознанного выразительного чтения Тип урока
  • Оборудование
  • Слово библиографам Библиографы
  • Историки 4 слайд.
  • 3. Целевая установка Словарная работа
  • 5 слайд.
  • Бечева
  • 4. Мотивация к дальнейшей деятельности(
  • Учитель
  • 8. Почему мальчик почувствовал себя виноватым
  • Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа
  • Учитель: О тяжелой жизни бурлаков написал картину Илья Репин «Бурлаки на Волге». Какова история создания картины 10 слайд.
  • «Эй, ухнем
  • 5. Рефлексия
  • Оценки Домашнее задание

  • Скачать 112.27 Kb.


    Дата11.10.2018
    Размер112.27 Kb.

    Скачать 112.27 Kb.

    «Раздумья Н. А. Некрасова о судьбе народа в стихотворении



    «Раздумья Н.А.Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге».

    Цели:

    • Образовательная – расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова;

    • Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    • Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.

    • УУД

    • Личностные: воспитание любви и уважения к прошлому своего народа

    • Метапредетные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

    • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей
      Предметные:

    • умение анализировать прочитанное произведение на разных уровнях;

    • умение осознанного выразительного чтения

    • Тип урока: комбинированный.

    • Место урока: Урок организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является третьим из трёх по теме «Творчество Н.А. Некрасова», направлен на знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя, особенностями его творчества, темами и идеями творчества. Одна из важнейших задач урока- развивать умение анализировать литрическое произведение.

    •  формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная;

    • Педагогические технологии: технология критического развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

    Оборудование: презентация, картина И. Репина «Бурлаки на Волге», аудиозапись песни «Эй, ухнем»

    Ход урока

    1).Организационный момент.

    - Добрый день!

    Вы начать урок готовы?

    Будем слушать,

    рассуждать и друг другу помогать!

    2). Актуализация опорных знаний

    -Ребята, судя по заданию, которое вы выполняли дома, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?(слайд 1) прочитайте эпиграф к уроку.

    - Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н.А. Некрасова, которое написано красивым литературным языком "На Волге». Тема нашего урока «Раздумья Н.А.Некрасова о судьбе народа в стихотворении «На Волге». Каждому из вас сегодня отведена своя роль : кто-то языковед, искусствовед, историк. А все вместе мы постараемся с вами понять суть стихотворения Некрасова «На Волге».

    – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении стихотворения «На Волге».



    Слово библиографам

    Библиографы 2-3 слайд.

    Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых силь­но поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова.  Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.



    Историки  4 слайд.

     Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца... «Выкарабкаться из сору и грязи», пришлось самому.

    В 1860 году Некрасов написал стихотворение «На Волге». Вспоминает друг Некрасова Чернышевский: «Однажды, рассказывая мне о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им очень давно, и рассказал его мне, прибавив, что думает воспользоваться этим воспоминанием в одном из стихотворений. Прочитав... «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор бурлаков передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений...»,- вспоминал  Николай Чернышевский.

    3. Целевая установка

    Словарная работа

     Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы 



    Языковеды . 5 слайд.

    Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:



    Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.

    Бечева – прочная толстая веревка, канат;

    Расшива – небольшое судно;

    Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.

    В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..



    Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти) 

    4. Мотивация к дальнейшей деятельности( 6 слайд).

    Учитель Чтение второй части, третьей (до слов Но вдруг я стоны услыхал…» 

    5. Формирование новых понятий и способов действий

    Беседа :

    1.О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?



    (Описывает родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)

    2. Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)



    Учитель (Но вдруг я стоны услыхал) 7 – 8 слайд.

    3.  В какой момент настроение автора резко меняется?

    1.Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

    (их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)

    2.Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.

    Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.

    3. Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)

    4.  Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)



    Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.

    5.  Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок?

    Волга – колыбель моя» 

    Будущий поэт любит Волгу, «Любил ли кто тебя, как я?» называет её «родной»

    Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.

    Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика. 

    6. Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?

    («Река рабства и тоски» 

    7. Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? 

    (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)

    8. Почему мальчик почувствовал себя виноватым?

    (его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда) 



    Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал

    «Рекою рабства и тоски»

    Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.



    УчительЧтение последней части стихотворения.

    1. О чем говорится В последней части стихотворения. Как ее можно назвать(«Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»).

    2. Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?(Покорность, переходящая из поколения в поколение) 

    3. Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после. Это нам поможет сделать

    4. Кластер 9 слайд.

    До встречи с бурлаками

    После

    «кричали кулики»,

    «я не узнал реки родной:

    «шумели глухо камыши»,

    С трудом ступает на песок

    «стаи белых птиц, как изваяния гроб-

    Моя нога, он так глубок,

    ниц»,

    Уж не манит на острова

    «сидели важно»,

    Их ярко-свежая трава,

    «синий бесконечный лес»,

    Прибрежных птиц знакомый крик

    «куда ... уходит солнце отдохнуть»,

    Зловещ, пронзителен и дик,

    «светла и величава»

    И говор тех же милых волн

    «даль и ширь»,

    Иною музыкою полн.»

    «монастырь», «звон колоколов»,




    «темно-голубым волнам»,

    Река «рабства и тоски».

    «родной реке».




    Учитель: О тяжелой жизни бурлаков написал картину Илья Репин «Бурлаки на Волге». Какова история создания картины? 10 слайд.

    Не только Некрасов изображал в своих произведениях тяжелую судьбу народа. Примерно в то же время в России жил другой человек, художник Илья Репин, который во время прогулки по Неве увидел изнеможенных, оборванных людей, волокущих тяжелое судно. Были они в отрепьях, во всем чудовищно непохожие на окружающих их благополучных, нарядных дачников. Но ведь были они люди, и такие же русские люди, как и те! Репину пришла мысль о создании картины. Он едет на Волгу, встречается с бурлаками, изучает их жизнь и создает картину «Бурлаки на Волге». Известно, что Илья Репин не знал стихотворения Некрасова, когда писал картину. И тем не менее, совсем по-некрасовски выглядят герои.

    – Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на картине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) 

    Учитель: 12 – 14 слайд Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.

    Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.

    Учитель: Есть народная песня о бурлаках «Эх, ухнем», или «Дубинушка»

    Изначально народную трудовую песню «Эй, ухнем» исполняли не бурлаки, а дровосеки при вбивании свай в дружной совместной работе. Но позже именно эту песню стали петь бурлаки. По своей интонации песня очень мерная, она как бы помогает всем вместе, разом тянуть баржу. Широко известен её припев: «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зелёная, сама пойдёт, сама пойдёт! Песня начинается тихо, постепенно становится все громче и громче, к концу исполнения становится снова тихой. Создается впечатление, что мы видим идущих нам навстречу людей, которые постепенно от нас удаляются).



    Прослушивание песни «Эй, ухнем» в исполнении Федора Шаляпина

    – Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?



    (Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди

    Обобщение учителя:

    Итак, мы сегодня говорили о стихотворении Некрасова «На Волге», о любви поэта к родным, милым сердцу местам, Волгу он называет ласково «колыбелью». С другой стороны в стихотворении звучит глубокая боль поэта за страдающий народ. Мы работали над картиной Репина «Бурлаки», слушали народную песню «Эй, ухнем». И пришли к выводу:

    и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно пе­редать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

    Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.

    Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.

    5. Рефлексия.

    Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).



    Учитель: Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи. Рябята, эта неделя правовых знаний. Скажите, какие права были у крепостных крестьян и бурлаков?

    А какие права есть у вас?



    Оценки

    Домашнее задание: выучить отрывок «О Волга!.. колыбель моя!»

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Раздумья Н. А. Некрасова о судьбе народа в стихотворении

    Скачать 112.27 Kb.