• Список литературы

  • Скачать 104.38 Kb.


    Дата29.07.2018
    Размер104.38 Kb.

    Скачать 104.38 Kb.

    Развитие детей раннего возраста средствами музыки в процессе эмоционального общения со взрослыми



    МДОУ «ЦРР – д/с № 171» г. Магнитогорска

    Козак Елизавета Михайловна,

    музыкальный руководитель
    РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

    ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

    Раннее детство — период интенсивного физического и пси­хического развития. Именно в этом возрасте умственное и нрав­ственное развитие ребенка особенно зависит от его физическо­го состояния и настроения.



    Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональ­ностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, и рас­пределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. От уме­ния педагога создать условия для положительного эмоциональ­ного состояния детей зависит устойчивость внимания на заня­тиях. Для этого при обучении используются приемы наглядно­сти, занимательности, включения сюрпризных моментов.

    По мнению ученых, психологические основы обучения за­кладываются с рождения. Уже в раннем детстве нужно созда­вать условия для успешного развития природных задатков ре­бенка. Б.М. Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии... И развитие это осуществляет­ся не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности».

    М.Ю. Кистяковская отметила значение потребности у детей младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впе­чатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потреб­ности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двига­тельная активность способствует быстрому физическому и ум­ственному развитию детей раннего возраста.

    Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать до­школьное учреждение, и наиболее важной задачей является ус­пешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней занятия в первой младшей группе направлены на развитие ком­муникативных качеств: умения общаться со сверстниками, вы­полнять вместе со всеми простые движения, исполнять песен­ки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие сти­хотворения. В этом возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается планомерная работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благода­ря которым, дети овладевают способами действия с предмета­ми, речью, осваивают правила поведения.

    Игры для самых маленьких яв­ляются универсальным средством гармоничного развития ребёнка и его эмоционального взаимодействия со взрослым. Они дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждают малышей принять активное участие в дей­ствии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Игровая деятельность спо­собствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совер­шенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровые ситуации помогают малышам освоить элементар­ные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмо­циональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

    В раннем детстве несовершенство нервных процессов прояв­ляется в преобладании процесса возбуждения над торможени­ем. Поэтому использование игр-забав несколько ограничивает активность детей, что создает условия для тре­нировки процесса торможения.

    Большую роль в общении с малышами играет музыка. Великий русский ученый В.М. Бехтерев в своих трудах по пси­хологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музы­ки «можно установить равновесие в деятельности нервной сис­темы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

    Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Как это про­исходит, никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формиро­вание основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Дети от природы музыкальны, не случайно голосовые проявления младенца характе­ризуют как певучее гуление, вокализации, трели. В литературе описаны случаи, когда трех - четырехмесячные малыши точно интонировали мелодию, которую слышали от матери.

    Все, чем наделяет нас природа, не случайно, и использовать предоставлен­ный ею потенциал просто необходимо. Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш рос счастливым, разносторонне развивался и, став взрослым, вызывал гордость своими достижениями. Воспитывая маленького ребен­ка средствами музыки, взрослые должны создавать условия для того, чтобы привить малышу любовь к ней. Важно, чтобы у самого ребенка возник интерес к музыке, появилось желание заниматься ею.

    Базой для развития средствами музыки, на наш взгляд, являются игры, кото­рые используют взрослые, общаясь с малышом. В основе музыкальных игр – пение, исполнение разнообразных мелодий на детских музыкальных инструментах, короткие пьесы и музыкальные фрагменты из произведений русской и зару­бежной классики, как в записи, так и в «живом» исполнении (на фортепиано, гитаре и т.д.).



    Материнское пение занимает особое место в развитии ребенка. Ее голос – это главный и уникальный, обладающий неповторимым тембром, «музыкаль­ный инструмент». Пение мамы для малыша является сильным эмоциональ­ным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Если мама поет самый простой напев, но от души и с удовольствием, младенец сразу же подключается к пению, начинает вокализировать, и они образуют трогатель­ный дуэт; ребенок постарше охотно повторяет, произносит нараспев, а затем и подпевает отдельные слоги, слова, короткие фразы. Такие моменты музы­кального единения развивают чувство взаимного доверия, позволяют малышу ощутить себя любимым, единственным, защищенным. Какие песни лучше петь маленькому ребенку, использовать в играх? Благоприятное воздействие на малыша оказывают народные мелодии и песни. Они разнообразны по ха­рактеру (лирические, плясовые и т.д.), ритму, темпу. Их музыка выразительна, доступна для исполнения и восприятия и предоставляет богатую возможность для импровизации, а тексты песен содержат положительную информацию об окружающем мире. Многие детские песни, написанные известными автора­ми, также подходят для музыкальных игр с малышом. Важное значение для воспитания крохи имеют колыбельные песни, они несут радость, любовь, нежность, покой и умиротворение.

    А самое главное — совместное «музициро­вание» способствует эмоциональному общению взрослого с ребенком раннего возраста, что является основой для формирования речи младенца и познава­тельной активности, а затем и предметной деятельности. Нужно учитывать и то, что ребенка развивает не только пение взрослого.

    Немалая роль принадлежит и исполнению взрослым мелодий на детских му­зыкальных инструментах: металлофоне, блок-флейте или дудочке, аккордеоне. Исполнение одних и тех же мелодий на разных музыкаль­ных инструментах придает им новизну и особую выразительность, обогащает слуховой опыт малыша неожиданными впечатлениями.

    Кроме материнского пения и исполнения мелодий на детских инструментах, огромное значение для развития малыша имеет совместное со взрослым слуша­ние симфонической музыки, выполнение движений и действий с предметами под музыку. Все это прививает интерес и любовь к ней, позволяет формировать дифференцированное отношение к музыке разного характера.



    Ведущие специалисты в области педагогики и психологии убеждены, что му­зыкальное воспитание оказывает влияние на психическое развитие ребенка раннего возраста в целом. Оно стимулирует зрительное, слуховое восприятие, совершенствует общую моторику, координацию движений, развивает ориенти­ровку в пространстве, устойчивое внимание, элементы произвольной деятель­ности, речевую активность (особенно ее коммуникативную сторону). Эмоцио­нальная сфера малыша обогащается положительными переживаниями, связан­ными с музыкой. Музыкальные игры способствуют восприятию музыки, появ­ляются предпосылки к разным видам музыкальной деятельности: пению, слу­шанию музыки, движениям; происходит стимуляция врожденных музыкаль­ных задатков: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; фор­мируются элементарные представления о связи музыки и движения. Музы­кальные игры могут стать также прекрасной эмоциональной основой для вза­имодействия малыша со сверстниками.

    Дорогие взрослые, помните! Если малыш окружен любовью и слышит музы­ку и мамино пение, он будет расти жизнерадостным, любознательным, актив­ным, легче перенесет неожиданные ситуации и разочарования. И даже не став музыкантом, он будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хоро­шей музыки и просто добрым и отзывчивым человеком.

    Руковод­ствуясь многолетним опытом работы с детьми раннего возрас­та, музыкальные игры можно сгруппировать так:



    «Игры, развивающие восприятие музыки», с помощью классических и народ­ных музыкальных произведений помогут вызвать у маленького ребенка интерес к музыке, сформировать эмоционально-положительное отношение к ней. Например: колыбельные песни, классические произведения – Г. Свиридов «Вальс», П. Чайковский «Апрель», А. Вивальди «Весна», К. Сен-Санс «Карнавал животных»;

    «Игры, развивающие слуховое восприятие», познакомят малыша с различны­ми детскими музыкальными игрушками-инструментами и их «голосами», по­могут приобрести первый опыт по извлечению звуков, дадут элементарные по­нятия о некоторых средствах музыкальной выразительности. Например: игры «Озорная погремушка», «Тихо-громко», «Два колокольчика», «Кто в домике живёт», «Музыкальные инструменты»;

    «Игры, стимулирующие певческую активность», будут способствовать разви­тию звукового взаимодействия между вами и малышом, понимания речи, ак­тивизации речи, формированию интереса к пению. Например: игры «Самолёт», «Солнышко», «Ладушки-ладошки», «Петушок», «Машенька Маша», «Пирожки»;

    «Игры, способствующие двигательной активности», направлены на то, чтобы средствами музыки раскрыть двигательный потенциал маленького ребенка. Они помогут развитию основных движений, мелкой моторики, а также расши­рению сенсорного опыта. Например: игры «Мячик», «Ладушки», «Топ да топ», «Ай да», «Лошадка», «Гопачок», «Где же наши ручки», «Мы идём»;

    «Игры с сюжетными игрушками» будут развивать подражание и научат малы­ша первым сюжетным действиям с любимыми игрушками под музыку и пение, а также положительно повлияют на развитие предпосылок к сюжетно-ролевой игре. Например: игры «Маленькая птичка», «Санки», «Зайчики и лисичка», «Мишка – шалунишка», «Собачка Жучка»;

    «Игры, формирующие предпосылки к взаимодействию со сверстниками», помо­гут организовать первые контакты вашего ребенка со сверстниками. Они вызо­вут положительный интерес малыша к другим детям, постепенно подведут его к играм рядом, а затем и вместе со сверстниками. Например: «Машина», «Колечки», «Прятки», «Подружились».

    Музыкальный материал, созданный для малышей, это золотой фонд отечественной музыкальной педа­гогики (произведения Е. Тиличеевой, М. Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан), народный музыкальный фольклор.

    Основу литературного материала составляют небольшие стихотворения замечатель­ных поэтов В. Степанова, М. Дружининой, А. Барто, З. Алексан­дровой, М. Яснова и многих других, детские потешки и песен­ки народов мира. Такое внимание к художественному слову не­случайно, так как дети раннего возраста очень любят слушать стихи, их буквально завораживает поэтический ритм. Они с удо­вольствием повторяют небольшие забавные стихотворения, со­провождая свою речь простейшими движениями.

    В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный ма­териал используется многократно. Это дает возможность ребя­там хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые дви­жения.

    Музыкальные игры с детьми раннего возраста, специально подобранные, выстроенные в определённую систему, будут способствовать развитию музыкальности малыша, формированию у него стимула к занятиям различными видами музыкальной деятельности, окажут положительное влияние на его общее развитие, помогут ему установить первые контакты со сверстниками.

    Уважаемые родители и педагоги! Пойте маленькому ребен­ку песни, которые вы помните с детства и любите сами. Импровизируйте, про­являйте творческую активность. Играйте только в то, что вам и малышам доставляет удо­вольствие, используйте ту музыку, которая по душе вам и вашим детям.
    Список литературы

    1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно. М., 2000.

    2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М.,

    1967.


    3. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.

    М., 1985


    4. Развивающие игры с малышами до трёх лет / Сост. Т. В. Голанова.

    Ярославль, 1998.

    5. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ – хлоп, малыши. СПб., 2001.

    6. Фёдорова Г. П. На золотом крыльце сидели. СПб., 2000.



    7. Выродова И. А. Музыкальные игры для самых маленьких. М., 2007.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Развитие детей раннего возраста средствами музыки в процессе эмоционального общения со взрослыми

    Скачать 104.38 Kb.