• Цельпроекта
  • Объект исследования
  • Этапы реализации проекта
  • Реализация проекта
  • Календарный план работы
  • Выполнение намеченных в проекте задач.
  • Учебный год Количество обучающихся



  • страница1/8
    Дата15.07.2017
    Размер1.31 Mb.
    ТипЗакон

    Развитие экологической и исследовательской компетентности обучающихся как необходимого компонента биологического образования


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Развитие экологической и исследовательской компетентности обучающихся как необходимого компонента биологического образования
    Актуальность проекта. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности человека, организации её сообразно экологическим законам. Этого нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества. Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не применяют свои знания в практической деятельности. Особенно значима в этом отношении самостоятельная поисково-исследовательская деятельность ребят. В процессе её дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноценными субъектами природоохранной деятельности.

    Цельпроекта: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

    Задачи: Дидактические.

    • Формирование экологической компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности

    • Развитие мотивации к самостоятельному научному поиску

    • Формирование умений увидеть проблему и наметить пути её решения

    • Формирование навыков исследовательской работы

    Методические

    • Освоить понятия «мониторинг окружающей среды» , «источники загрязнения окружающей среды», «фито- , зоо- , лихеноиндикаторы» , «демографические показатели динамики популяций» , «БГЦ».

    • Научить проводить мониторинговые исследования

    • Анализировать состояние отдельных природных компонентов окружающей среды, проводить сравнительный анализ полученных данных

    • Добиться понимания причинно-следственных взаимосвязей в отношениях «природа-человек»

    • Сформировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по её охране

    • Анализировать информацию литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.

    Объект исследования: научно-исследовательская и природоохранная деятельность школьников

    Предмет исследования: экологический мониторинг окружающей среды

    Этапы реализации проекта


    1 этап

    Подготовительный(2009г.)



    2 этап

    Основной(2009 -2013 г.)



    3 этап

    Заключительный(2014г)



    Изучение проблемы,осознание необходимости исследовательской и практической деятельности по изучению и охране окружающей среды; постановка цели и задач работы; составление плана работы

    Достижение поставленной цели,решение поставленных задач

    Анализ полученных

    результатов, подведение итогов работы.



    Реализация проекта

    На первом этапе была создана рабочая группа по реализации проекта. В неё вошли обучающиеся 1-11 классов. В выборе данной аудитории мы руководствовались тем, что экологическое воспитание является основной линией воспитательной работы школы. Мы полагаем, что формы экологического воспитания необходимо реализовывать на всех ступенях обучения в школе.

    Исходя из этого, для каждой возрастной группы были разработаны формы участия в проекте. Так младшие школьники задействованы в изготовлении кормушек для птиц, в озеленении класса, в уборке мусора со школьной территории.

    Учащиеся 5-8 классов занимаются сбором экологической информации о состоянии окружающей среды мест своего проживания, участвуют в акциях по благоустройству территории своего села.

    Обучающиеся 9-11 классов занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в экологических акциях.
    Календарный план работы







    Содержание мероприятия

    Форма проведения

    Дата проведения

    1

    Создание рабочей группы по реализации проекта.

    Составление плана работы



    Педагогический совет

    май 2009г.

    2

    Изучение экологической литературы по направлениям проекта

    Занятия НОУ «Юный исследователь»

    Июль-август 2009

    3

    Изучение методики экологического мониторинга

    Занятия НОУ «Юный исследователь»

    Август 2009

    4

    Составление и утверждение рабочих программ по предметам «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Лес и человек»

    Заседание ШМО учителей естественно-математического цикла

    Сентябрь 2009

    5

    Планирование работ на учебно-опытном участке (осуществление агробизнес-образования)

    Методический совет школы

    Сентябрь 2009

    6

    Определение тем исследовательских проектов по экологическому мониторингу окружающей среды

    Занятия НОУ «Юный исследователь»

    Сентябрь 2009

    7

    Экологический мониторинг окружающей среды. Реализация проектов.

    Темы экологических проектов:

    1 Экологическое состояние реки Алешня и Иловай

    2Состояние берёзовыхценозов Мичуринского района

    3 Влияние муравьёв на сорныеагроценозы

    4 Влияние питания на здоровье обучающихся школы

    5 Биоразнообразие овощей-залог здоровья нации

    6 Выращивание экологически безопасных овощей на пришкольном участке

    7 Сосновый лес Иловайского лесничества-памятник природы Тамбовской области

    8 Мониторинг школьного здания

    9 Какую воду пьют жители села Жидиловка


    Экологические экскурсии, занятия НОУ «Юный исследователь»

    2009-2014г.

    8

    Презентация экологических проектов с целью широкого вовлечения обучающихся в активную природоохранную деятельность и привлечения внимания общественности к экологическим проблемам

    Конкурсы , научно-практические конференции разного уровня

    2010-2014г.

    9

    Создание учебных экологических троп.

    Объекты на тропе: березняк, пойменный луг, река, родник, смешанный и сосновый лес.



    Экскурсии по изучению биоразнообразия и состояния природы родного края

    2010-2014г.

    10

    Организация эколектория

    Беседы и лекции на экологические темы

    2010-2014г.

    11

    Проведение экологических конкурсов, как форма повышения экологической грамотности школьников

    Предметные недели по экологии и биологии

    2010-2014г.

    12

    Организация и участие в массовых экологических компаниях: «День птиц», «День Земли», «День воды», Дни защиты от экологической опасности

    Экологические акции

    Ежегодно по плану

    13

    Участие в конкурсах, выставках, Фестивалях, конференциях

    Конкурсы разных уровней

    Ежегодно по плану

    14

    Волонтёрская работа: очистка берега реки, родников, уход за муравейниками, помощь пернатым, озеленение территории школы и села

    субботники

    Ежегодно по плану

    15

    Составление и выпуск листовок, фотогазет, буклетов для информирования учеников школы и жителей села об экологическом состоянии села.

    Выпуск информационных бюллетеней

    регулярно

    16

    Информирование и разработка совместных действий по экологической реалибитации микрорайона органам власти.

    Письма в органы районной и местной администрации

    По мере необходимости


    Выполнение намеченных в проекте задач.

    Экологическое образование и просвещение обучающихся осуществляется во взаимодейтвии основного и дополнительного образования. В школе на уроках биологии и экологии происходит знакомство с основными экологическими понятиями и законами развития природы. В послеурочное время школьники занимаются в кружках и НОУ, где практически реализуют полученные знания на уроках.(Приложение 1)

    С 2009 года в школе реализуется проект агробизнес-образования по выращиванию экологически безопасных овощей на пришкольном учебно-опытном участке. Ответственность за эту работу возложена на учителя биологии. Цель этой работы - формирование экологической основы природопользования и бизнес деятельности в АПК у обучающихся школы. Деятельность творческого объединения «Юный исследователь» и осуществление агробизнес - образования стали одной из основ создания на базе Жидиловской школы экспериментальной площадки по выращиванию экологически безопасных овощей на пришкольном учебно-опытном участке. Учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, цветочную рассаду для украшения цветников у школы, обелиска, административных зданий села. Проводя наблюдения за ростом и развитием растений, школьники создают экологические проекты. Работа ведется в тесном сотрудничестве с преподавателями Мич ГАУ. Под их координацией составляется план высадки овощных растений на пришкольном учебно-опытном участке и закладываются опыты с этими растениями. Учащиеся школы неоднократно посещали генетическую лабораторию Мич ГАУ, ВНИИС им. Мичурина. Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся тесно сотрудничают с преподавателями микробиологической лаборатории пединститута. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах, конференциях, организуемыми Мич ГАУ. (Папка с фотоприложениями)

    В школе созданы благоприятные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта через реализацию агробизнес- образования и деятельность объединения «Юный исследователь».

    Основные деятельностные формы работы:


    • Организация исследовательской деятельности обучающихся на пришкольном учебно- опытном участке;

    • Освоение технологии выращивания экологически безопасных овощей

    • Внедрение в систему образования эффективных механизмов реализации системы непрерывного агробизнес- образования

    • Освоение и формирование практических навыков опытно- экспериментальной работы

    • Профориентационная работа с целью повышения престижа агроспециальностей среди обучающихся

    • Формирование экологической компетенции обучающихся через участие объединения «Юный исследователь» в семинарах, праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах, митингах, акциях и других мероприятиях различного уровня.(Папка с фотоприложениями)

    В творческом объединении «Юный исследователь» успешно работает актив старшеклассников, который входит в школьный Совет. В настоящее время активисты работают над проектом «Памятники природы Тамбовской области», а также продолжают работу по экологическому просвещению младших школьников, проводя экскурсии по созданной ими экологической тропе, участвуют в эколектории.(Приложения 3,5)

    Наблюдается позитивная динамика наполняемости творческого объединения.




    Учебный год

    Количество

    обучающихся

    2011/2012

    12 (40%)

    2012/2013

    18 (55%)

    2013 /2014

    23 (62%)

    2014/2015

    30(70%)
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Развитие экологической и исследовательской компетентности обучающихся как необходимого компонента биологического образования