Развитие экологической и исследовательской компетентности обучающихся как необходимого компонента биологического образования
- Навигация по данной странице:
- Цельпроекта
- Объект исследования
- Этапы реализации проекта
- Реализация проекта
- Календарный план работы
- Выполнение намеченных в проекте задач.
- Учебный год Количество обучающихся
Развитие экологической и исследовательской компетентности обучающихся как необходимого компонента биологического образования Актуальность проекта. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности человека, организации её сообразно экологическим законам. Этого нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества. Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не применяют свои знания в практической деятельности. Особенно значима в этом отношении самостоятельная поисково-исследовательская деятельность ребят. В процессе её дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноценными субъектами природоохранной деятельности. Цельпроекта: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности. Задачи: Дидактические.
Методические
Объект исследования: научно-исследовательская и природоохранная деятельность школьников Предмет исследования: экологический мониторинг окружающей среды Этапы реализации проекта
Реализация проекта На первом этапе была создана рабочая группа по реализации проекта. В неё вошли обучающиеся 1-11 классов. В выборе данной аудитории мы руководствовались тем, что экологическое воспитание является основной линией воспитательной работы школы. Мы полагаем, что формы экологического воспитания необходимо реализовывать на всех ступенях обучения в школе. Исходя из этого, для каждой возрастной группы были разработаны формы участия в проекте. Так младшие школьники задействованы в изготовлении кормушек для птиц, в озеленении класса, в уборке мусора со школьной территории. Учащиеся 5-8 классов занимаются сбором экологической информации о состоянии окружающей среды мест своего проживания, участвуют в акциях по благоустройству территории своего села. Обучающиеся 9-11 классов занимаются научно-исследовательской деятельностью, участвуют в экологических акциях.
Выполнение намеченных в проекте задач. Экологическое образование и просвещение обучающихся осуществляется во взаимодейтвии основного и дополнительного образования. В школе на уроках биологии и экологии происходит знакомство с основными экологическими понятиями и законами развития природы. В послеурочное время школьники занимаются в кружках и НОУ, где практически реализуют полученные знания на уроках.(Приложение 1) С 2009 года в школе реализуется проект агробизнес-образования по выращиванию экологически безопасных овощей на пришкольном учебно-опытном участке. Ответственность за эту работу возложена на учителя биологии. Цель этой работы - формирование экологической основы природопользования и бизнес деятельности в АПК у обучающихся школы. Деятельность творческого объединения «Юный исследователь» и осуществление агробизнес - образования стали одной из основ создания на базе Жидиловской школы экспериментальной площадки по выращиванию экологически безопасных овощей на пришкольном учебно-опытном участке. Учащиеся выращивают овощи для школьной столовой, цветочную рассаду для украшения цветников у школы, обелиска, административных зданий села. Проводя наблюдения за ростом и развитием растений, школьники создают экологические проекты. Работа ведется в тесном сотрудничестве с преподавателями Мич ГАУ. Под их координацией составляется план высадки овощных растений на пришкольном учебно-опытном участке и закладываются опыты с этими растениями. Учащиеся школы неоднократно посещали генетическую лабораторию Мич ГАУ, ВНИИС им. Мичурина. Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся тесно сотрудничают с преподавателями микробиологической лаборатории пединститута. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в конкурсах, конференциях, организуемыми Мич ГАУ. (Папка с фотоприложениями) В школе созданы благоприятные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта через реализацию агробизнес- образования и деятельность объединения «Юный исследователь». Основные деятельностные формы работы:
В творческом объединении «Юный исследователь» успешно работает актив старшеклассников, который входит в школьный Совет. В настоящее время активисты работают над проектом «Памятники природы Тамбовской области», а также продолжают работу по экологическому просвещению младших школьников, проводя экскурсии по созданной ими экологической тропе, участвуют в эколектории.(Приложения 3,5) Наблюдается позитивная динамика наполняемости творческого объединения.
|