• Цели, виды и принципы деятельности библиотек 3.1. Основными целями деятельности
  • Условия обслуживания детей и юношества (молодежи) 6
  • Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья 7
  • Территориальное размещение сети библиотек в муниципальных районах
  • Территориальное размещение сети библиотек в городских округах



  • страница1/5
    Дата04.03.2018
    Размер0.85 Mb.

    Рекомендации органам муниципальной власти и библиотекам г. Владивосток, 2015 г


      1   2   3   4   5


    Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Приморского края

    Рекомендации органам муниципальной власти и библиотекам

    г. Владивосток, 2015 г.

    Оглавление

    1. Общие положения ………………………………………………………………………………........ 3

    2. Используемые термины ………………………………………………............................................4

    3. Цели, виды и принципы деятельности

    муниципальных общедоступных библиотек ………...................................................................5

    4. Сеть библиотек, их виды и размещение ………………………………………………….……........8

    5. Организация обслуживания пользователей …………………………………………………..........10

    6. Библиотечно-информационные ресурсы библиотек ……………………………………..…….… 12

    7. Требования к помещениям библиотек, организация библиотечного пространства……………....14

    8. Персонал библиотек ……………………………………………………………………..……........ ...15

    9. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных общедоступных библиотек…………...16

    10. Перечень законодательных и нормативных актов………………………………………..……….17

    Приложение № 1

    Примерный перечень платных услуг для сельских библиотек……………......................................21

    Приложение № 2

    Показатели эффективности деятельности, применимые

    к библиотекам, их руководителям и основным категориям работников ........................................22

    Приложение № 3

    Примерный перечень мебели и другого оборудования для библиотек………………………….......23

    Приложение № 4

    Примерные минимальные нормативы штатной численности

    по должностям работников библиотек ………….............................................................................24




    1. Общие положения



      1. Модельный стандарт деятельности муниципальных общедоступных библиотек Приморского края (далее — Модельный стандарт) разработан на основе федерального и регионального законодательства, «Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки», утвержденного Министерством культуры Российской Федерации 31 октября 2014 года, «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки», принятого в новой редакции Конференцией Российской библиотечной ассоциации 22 мая 2008 года (г.Ульяновск).

    1.2. Модельный стандарт закрепляет минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения Приморского края муниципальными общедоступными библиотеками (далее — библиотеки), нормативы деятельности и их ресурсного обеспечения, гарантирующие полноценное обслуживание населения, достижения приоритетных целей деятельности.

    1.3. Модельный стандарт охватывает основные аспекты работы библиотек: обслуживание пользователей, размещение и организацию библиотечной сети, ресурсное обеспечение (фонды, оборудование, помещения, персонал). Он может быть использован органами местного самоуправления для организации эффективной системы библиотечного обслуживания населения.

    На основе данного Модельного стандарта рекомендуется разработать и принять муниципальный правовой акт об организации библиотечного обслуживания на территории муниципального района, городского округа.


    1.4 Основанием, на котором должна базироваться деятельность библиотек, является признание неотъемлемого права всех жителей Приморского края на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание.
    1.5. Устойчивость библиотечного обслуживания населения гарантируется его финансированием из соответствующих бюджетов.

    Финансирование библиотек должно осуществляться на плановой основе и способствовать успешной реализации целей, задач и приоритетных направлений деятельности.





    1. Используемые термины

    Библиотека — информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

    Библиотечная система (централизованная библиотечная система) — библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, распределённого библиотечного фонда, организационного и технологического единства, состоящее из центральной библиотеки и библиотек-филиалов.

    Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабжённая средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование социально-значимых документов в электронной среде.

    Национальная электронная библиотека — публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

    Общедоступная библиотека — библиотека предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по возрасту, уровню образования, специальности, отношению к религии.

    Центральная библиотека муниципального образования1 — библиотека формирующая, хранящая и предоставляющая пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывающая взаимоиспользование библиотечных ресурсов, осуществляющая функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивающая ведение сводного каталога, оказывающая методическую помощь библиотекам в пределах обслуживаемой территории.

    Межпоселенческая библиотека – муниципальная общедоступная центральная библиотека, создаваемая для организации библиотечного обслуживания на территории муниципального района.

    Модельный стандарт — документ, носящий рекомендательный характер, определяющий основные положения, цели, виды, принципы, минимальные необходимые параметры, обеспечивающие эффективное выполнение какой-либо общественно-значимой деятельности. Может быть использован для определения дальнейшего развития отрасли, территории, учреждения

    Муниципальное задание2 — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ)

    Библиотечный фонд — совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учёту, комплектованию, хранению и использованию в целях библиотечного обслуживания населения.

    Цифровой библиотечно-информационный ресурс, цифровой фонд — ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

    Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

    Библиотечное обслуживание — совокупность разных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей её пользователей путём предоставления библиотечных услуг.

    Внестационарное библиотечное обслуживание — обслуживание читателей, вне стационарной библиотеки обеспечивающее приближение библиотечных услуг к месту работы, учёбы или жительства населения в библиотечных пунктах, передвижных библиотеках и др.

    Пользователь — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

    Удаленный пользователь — пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.



    Библиотечная услуга3 — общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

    Услуга в библиотеке4 — результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя

    Качество услуги — степень полноты, оперативности, точности и удобства предоставления услуги пользователю.

    Платные услуги — услуги, оказываемые библиотеками физическим и юридическим лицам в рамках их уставной деятельности, реализация которых направлена на расширение спектра дополнительных услуг.

    Информация5 — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.



    Культурно–просветительская деятельность библиотеки — деятельность, направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

    Электронный каталог библиотеки — база данных библиографических записей, выполненных в едином стандарте и национальном коммуникативном формате, на поступающие и хранящиеся документы в фондах библиотек.

    Эффективность работы библиотеки — уровень достижения библиотекой поставленных целей с учетом потребностей пользователей.


    1. Цели, виды и принципы деятельности библиотек

    3.1. Основными целями деятельности общедоступных библиотек являются:



    • обеспечение свободного беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа населения к информации;

    • создание условий для приобщения населения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • сохранение и передача культурного наследия Приморского края;

    • создание условий для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки граждан;

    3.2. Основные задачи общедоступных библиотек:



        1. Обеспечение возможности просвещения и интеллектуального досуга для граждан страны;

        2. Сохранение и передача культурного наследия, зафиксированного в текстовой, визуальной и иной форме;

        3. Организация возможности ознакомления с образцами литературы, результатами научно-исследовательской и творческой деятельности;

    3.2.1. Обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения.


      1. Принципы деятельности общедоступной библиотеки:

        1. Общедоступные библиотеки в своей деятельности должны исходить из принципа социальной и экономической целесообразности, гармоничного сочетания разных направлений деятельности общедоступной библиотеки, поддерживать в актуальном состоянии все возможные информационные каналы.

        2. Оказание услуг и выполнение работ (в рамках государственного и/или муниципального задания) общедоступной библиотекой должны базироваться на следующих принципах:

    • работать в рамках действующего законодательства Российской Федерации и этических норм общества;

    • соответствовать нормативным и техническим требованиям при предоставлении услуг и выполнении работ;

    • учитывать предпочтения пользователей при предоставлении услуг и выполнении работ;

    • учитывать специфику и возможности особых групп пользователей — детей и молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.

    3.4. Основными видами деятельности библиотек являются:

    библиотечно-информационное обслуживание - предоставление пользователям информации на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание;

    культурно-просветительская деятельность - организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ, программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.


    Рекомендуемые варианты реализации основных видов деятельности общедоступной библиотеки:

    3.4.1.Библиотечно-информационное обслуживание:



    • площадка (место) получения информации и документов (изданий) во временное пользование (абонемент, пункт выдачи во временное или постоянное пользование других документов), обеспечение возможности приобретения книжных изданий (путем предоставления помещений библиотеки в аренду книжным магазинам (в случае наличия помещений));

    • площадка (место) получения информации на любом материальном носителе (читальный зал, медиатека);

    • площадка (место) и канал доступа к государственным электронным библиотечным ресурсам (НЭБ, базы данных, государственные информационные системы);

    • площадка (место) сохранения культурного наследия (книгохранилище, выставки);

    • канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

        1. Культурно-просветительская деятельность

    • площадка обсуждения информации (место общения, просвещения, «интеллектуально-досуговый центр» и др.);

    • площадка получения новых знаний, самообучения, обучения (образовательная деятельность, в том числе курсы, тренинги, семинары, лекции);

    • площадка проведения культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий — литературные студии для взрослых и детей, «библиотечные уроки», литературные встречи, организация посещений библиотек учащимися и студентами, мероприятия по патриотическому воспитанию и др.;

    • площадка (место) и канал получения государственных и других социально-значимых услуг или информации по получению государственных и иных услуг;

    • консультационный пункт и площадка (место) для получения социально-значимой информации и услуг (юридических, социально-значимых организаций, в том числе ЖКХ).

    3.5. Виды деятельности библиотек реализуются через выполнение следующих работ (оказание услуг):

    • предоставление полной информации об имеющихся в библиотеке ресурсах, о каналах доступа к удалённым ресурсам;

    • формирование, обработка, систематизация, учёт, хранение и реставрация фондов, оцифровка местных изданий;

    • ведение и редактирование печатных и электронных каталогов, баз данных, перевод имеющихся каталогов и картотек в электронный каталог, получение данных из Сводного каталога библиотек России (СКБР);

    • консультирование по вопросам поиска и выбора источников информации;

    • выдача документов на различных носителях из библиотечного фонда для временного пользования в соответствии с правилами пользования библиотекой;

    • предоставление документов из других библиотек с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена, электронной доставки документов;

    • предоставление пользователям доступа к удалённым ресурсам через сеть Интернет, в том числе к Национальной электронной библиотеке;

    • поддержание в актуальном состоянии всех каналов, по которым можно передавать информацию и знания;

    • организация культурно-просветительных и образовательных мероприятий, интеллектуального досуга, клубов и объединений по интересам;

    • методическое обеспечение развития библиотек, кадрового потенциала.



      1. Условия обслуживания детей и юношества (молодежи)6:

        1. Основные требования к библиотекам для детей и юношества (молодежи): безопасность, комфорт, свободное пространство для развития личности (чтения, образования, самообразования, развивающих игр, творчества, общения и досуга).

        2. Интересы читателя детского и юношеского возраста должны быть приоритетны.

        3. Выполнение библиотеками для взрослых функций обслуживания детей и юношества возможно при наличии материальных ресурсов (соответствующего помещения, подготовленного персонала и технического оснащения), обязательном исследовании и учете потребностей, интересов и пожеланий жителей обслуживаемой территории, а также координации и кооперации деятельности с библиотеками образовательных учреждений.

        4. Задачи деятельности общедоступных библиотек, обслуживающих детей и юношество (молодежь):

    • обеспечение психологического и эмоционального комфорта;

    • выявление одарённых детей, помощь им в развитии;

    • создание условий для приобщения к чтению и самореализации каждого юного пользователя;

    • создание равных условий доступа к информационным ресурсам.

        1. Библиотека должна стать партнером образовательных учреждений в подготовке и повышении квалификации педагогических работников, в том числе работающих с одарёнными детьми и талантливой молодёжью, продвижении инновационных технологий, обеспечении информационно–методического сопровождения работы с одарёнными детьми.

    3.7. Условия обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья7:


    3.7.1. Основные требования к библиотекам для организации обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья: безопасность, комфорт, беспрепятственный доступ к библиотечному и информационному пространству с использованием технологий, учитывающих разные формы инвалидности.

    3.7.2. Работа общедоступной библиотеки строится в тесном взаимодействии с региональной специальной библиотекой, специализированными учреждениями и общественными организациями инвалидов.

    3.7.3. Обслуживание особых групп пользователей требует наличия специального материального обеспечения и технического оснащения (фонд изданий в специальных форматах для слепых и слабовидящих, вспомогательные технические устройства и адаптивные технологии). С целью организации этой работы муниципальные общедоступные библиотеки заключают договоры о сотрудничестве с региональной специальной библиотекой для слепых.

    3.7.4. Целями деятельности библиотек, обслуживающих людей с ограниченными возможностями здоровья, являются, в том числе:



    • создание равных условий доступа к информации, знаниям, культурному наследию;

    • содействие развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

    • социокультурная реабилитация и интеграция в общественную и культурную жизнь.




    1. Сеть библиотек, их виды и размещение

    4.1. Сеть библиотек муниципального уровня состоит из межпоселенческих центральных библиотек, городских центральных библиотек, детских библиотек (детских отделов), городских, поселковых, сельских библиотек, объединенных в библиотечные системы, являющиеся юридическими лицами и имеющими тип казённого, бюджетного или автономного учреждения.


    4.2. Сеть библиотек формируется на основе методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры и искусства.8
    4.3. Территориальное размещение сети библиотек в муниципальных районах:

    4.3.1. Каждый муниципальный район в административном центре имеет:



    • межпоселенческую центральную библиотеку для обслуживания населения административного центра муниципального района и поселений, входящих в муниципальный район;

    • специализированное подразделение для обслуживания детей — детскую библиотеку или детский отдел центральной библиотеки.

    Население юношеского возраста обслуживается в общедоступных и детских библиотеках.

    а) Межпоселенческая центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории осуществляет:



    • определение основных направлений библиотечного дела в районе, разработку перспективных планов, программ, концепций;

    • текущее планирование, контроль за выполнением планов;

    • ведение сводной государственной статистической отчётности;

    • комплектование, обработку и учёт библиотечного фонда на всю муниципальную библиотечную систему (ЦБС);

    • создание и ведение сводного каталога и баз данных ЦБС;

    • организацию внестационарного обслуживания населения района и межбиблиотечного абонемента (МБА);

    • получение и регистрацию обязательного экземпляра муниципального образования;

    • организацию мероприятий, обеспечивающих профессиональное развитие кадров;

    • оказание методической и практической помощи общедоступным библиотекам, расположенным в поселениях муниципального района;



    • анализ работы, выявление инновационного опыта работы библиотек.

    б) Межпоселенческая центральная библиотека развивается как культурно-просветительный и информационный центр территории, в том числе в сфере краеведческой, правовой и деловой информации:

    • развивает современные формы работы с различными категориями населения на основе расширения перечня видов услуг;

    • формирует техническую базу и телекоммуникационную инфраструктуру как ресурсно-информационный центр для других библиотек района, позволяющую предоставлять весь спектр культурных и информационных услуг.

    в) Межпоселенческая центральная библиотека на территории района в городских и сельских поселениях имеет городские и сельские филиалы.

    4.3.2. Количество библиотек-филиалов в сельском поселении, входящих в муниципальный район, определяется следующим образом:

    • административный центр сельского поселения имеет сельскую библиотеку, входящую в библиотечную систему (ЦБС);

    • количество библиотек устанавливать, исходя из числа населённых пунктов и расстояния между ними, числа жителей в микрорайонах обслуживания библиотек;

    • расстояние между библиотеками в сельских поселениях не должно превышать 10-12 км;

    • на микрорайон обслуживания с населением менее 400 жителей рекомендуется стационарная библиотека с постоянным работником (от 0,5 ставки) или библиотечным пунктом близлежащей библиотеки в помещении при культурно-досуговом учреждении, общеобразовательной школы, административном учреждении и т.д.;

    • на микрорайон обслуживания с населением от 400 до 500 жителей рекомендуется 1 библиотека с одной полной ставкой штатного работника;



    • в населенных пунктах, входящих в микрорайон обслуживания стационарной библиотеки и расположенных от неё на расстоянии более 3-х км, вводятся формы внестационарного обслуживания (библиотечные пункты выдачи, выездные читальные залы, книгоношество, передвижные библиотеки), в том числе с использованием автотранспорта межпоселенческих центральных библиотек, органов местного самоуправления и других учреждений.

    4.3.3. Количество библиотек-филиалов в городском поселении, входящем в муниципальный район, определяется в зависимости от количества населения, протяжённости территории, этажности застройки:

    • в посёлках со среднеэтажной застройкой рекомендуется библиотека, входящая в библиотечную систему или самостоятельная на каждые 5-10 тыс. жителей и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки.


    4.4. Территориальное размещение сети библиотек в городских округах:

    4.4.1.Каждый городской округ имеет библиотечную систему со статусом юридического лица, состоящую из городской центральной библиотеки, детской библиотеки (или детского отдела центральной библиотеки) и городских филиалов центральных библиотек.

    а) Городская центральная библиотека осуществляет:

    • определение основных направлений библиотечного дела в городе, создание перспективных планов, программ, концепций;

    • текущее планирование, контроль за выполнением планов;

    • ведение сводной государственной статистической отчётности;

    • комплектование, обработку и учёт библиотечного фонда;

    • создание и ведение сводного каталога и баз данных;

    • организацию внестационарного обслуживания населения города и межбиблиотечного абонемента (МБА);

    • получение и регистрацию обязательного экземпляра муниципального образования;

    • организацию мероприятий, обеспечивающих профессиональное развитие кадров;

    • оказание методической и практической помощи библиотекам, расположенным на территории городского округа;

    • анализ работы, выявление инновационного опыта работы.

    б) Городская центральная библиотека развивается как культурно-просветительный и информационный центр территории, в том числе в сфере краеведческой, правовой и деловой информации:

    • развивает современные формы работы с различными категориями населения на основе расширения перечня видов услуг;

    • формирует техническую базу и телекоммуникационную инфраструктуру как ресурсно-информационный центр для других библиотек городского округа, позволяющий предоставлять весь спектр культурных и информационных услуг

    4.4.2. В городском округе количество библиотек определяется в зависимости от количества жителей или градостроительной специфики.

    • При многоэтажной застройке рекомендуется библиотека на 10 тыс. жителей (с учетом пешеходной доступности библиотеки).

    • При среднеэтажной и малоэтажной застройке рекомендуется библиотека на каждые 5 тыс. жителей и при расстоянии не менее 2 км до ближайшей библиотеки.

    В городском округе количество детских библиотек определяется из расчёта - 1 библиотека на 5,5 тыс. жителей в возрасте до 14 лет.


    4.5. Доступность библиотек для жителей обеспечивается их удобным местоположением: в центре села, поселка, жилого квартала микрорайона, района города, вблизи транспортного сообщения, на пересечении пешеходных путей.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Рекомендации органам муниципальной власти и библиотекам г. Владивосток, 2015 г